иран в международных отношениях после второй мировой войны
Иран после Второй мировой войны
В 1921 г. военный переворот привел к власти офицера Резу Хана, который в 1925 г. после свержения династии Каджаров, провозгласил себя шахом, получив имя Реза Шах Пехлеви (основал династию Пехлеви). Он начал проводить реформы, направленные на строительство современного государства и укрепление центральной власти. Но постоянно обращался за помощью к империалистическим державам, что вогнало его в кабалу.
С начала войны Иран оказался зоной проникновения гитлеровской Германии, что привело к вводу советских войск (на основе договора 1921 г.), таким же образом поступила Великобритания, а в 1942 и Америка. После проведения совместной англо-советской операции, Советская армия вошла в северные провинции, британские войска – в южные и юго-западные. Правительство Советского Союза не раз предупреждало Резу об опасности превращения иранской земли в плацдарм для военных действий против советской республики. Иран провозгласил нейтралитет, хотя на самом деле всячески содействовал распространению и активизации германских разведывательных служб.
Провалив пронемецкую политику, Реза Шах 16.09.41 г. вынужден был отречься от престола в пользу сына Мохаммеда (правил с 1941 по 1979). В 1942 г. подписан договор о союзе между Ираном, Великобританией и СССР. Мохаммед Реза снабжал союзников горючим, а они помогли организовать шаху новую армию.
В сентябре 1943 года Иран объявил войну Третьему Рейху. 28 ноября в Тегеране произошла историческая встреча «большой тройки» – глав трех союзных государств (Сталина, Рузвельта и Черчилля), на которой приняты главнейшие решения, определявшие исход дальнейшей войны. Во время конференции державы выдали декларацию о неделимости и независимости Ирана.
После завершения военных действий в 1945 году британцы ушли из Ирана, в то время как советские войска сдерживали свое возвращение домой. Сталин пытался получить для СССР концессии на добычу нефти в 5 северных провинциях Ирана. Одновременно Советский Союз пытался обеспечить себе политическую базу в Иране, сотрудничая с левой народной партией Туде.
В декабре 1945 года при поддержке СССР и левых активистов было объявлено о создании сепаратистской Демократической Республики Азербайджан во главе с Сеидом Джафаром Пишевари. Правительство автономии инициировало умеренные социальные реформы, создало систему всеобщего здравоохранения, ввело контроль цен и антикоррупционное законодательство. Конфискованное имущество землевладельцев, покинувших республику, разделили среди крестьян. 22 января 1946 года местные власти объявили о возникновение независимой Курдской Республики.
Иран обвинил Советский Союз в расширении зоны обитания и подал жалобу в Совет Безопасности ООН. Обеспокоенные обширной политикой советской власти, правительства США и Великобритании пошли на дипломатическую конфронтацию и, наконец, добились от Сталина подписание 26 марта 1946 документа, на основании которого советские войска окончательно покинули Иран. Сепаратистские республики азербайджанцев и курдов уничтожены иранскими войсками, учинившими в Тебризе массовые кровавые расправы. Республика существовала всего лишь год, ее руководители успели сбежать в Москву.
Последующая политика Ирана
Наращивание в 1949-51 массового движения в пользу национализации иранской нефти, привело в 1951г. к решению правительства премьер-министра Мосаддыка о национализации нефтяной промышленности. В 1953, вдохновленный британцами, сделал военный переворот. Новое правительство начало сотрудничество с США (в частности, 1954 г. соглашение с Международным Нефтяным Консорциумом). По инициативе шаха принят проект ограниченной аграрной реформы. Произошла реорганизация тайной полиции SAWAK, с помощью которой бросали в тюрьмы и пытали активистов оппозиции. Иран пытался вести собственную внутреннюю политику и за рубежом.
В 1976-78 годах внутренний кризис и рост активности оппозиции вынудили шаха восстановить многопартийную систему и призвать военное правительство. В 1979 шах под давлением оппозиции покинул Иран (умер в 1980 в эмиграции). Лидер мусульманской оппозиции – аятолла Хомейни основал иранский Революционный совет, а после возвращения в страну из эмиграции взял власть и сформировал временное правительство. Новые чиновники объявили национализацию имущества, принадлежащего шаху и императорской семье. Разорвали отношения с Израилем и ЮАР.
1 апреля 1979 учредили Исламскую Республику Иран. Согласно конституции декабря 1979 года Иран стал государством, основанным на принципах ислама и почти религиозным. Избран первый в истории государства президент – Абольхасан Банисадр, выбрали парламент (Меджлис), национализировали ключевые разделы экономики.
В 1980 г. США разорвали дипломатические отношения с Ираном, конфликт вызван захватом 66 американских граждан при нападении на посольство США. Их освободили в 1981, благодаря посредничеству правительства Алжира. В сентябре Иран был атакован Ираком, что положило начало восьмилетней войне. В 1981 году обострился конфликт, касающийся принципа неделимости власти светской и религиозной, между президентом и фундаменталистами-мусульманами. Парламент лишил Банисадра власти, он бежал во Францию. В 1981 году на этот пост парламент назначил мусульманского богослова А. Хомейни, подтвердив тем самым политико-религиозное единство судебной, законодательной и исполнительной власти.
В 1988 году подписано перемирие с Ираком. После смерти аятоллы Хомейни (1989) религиозно-политическим лидером стал А. Хаменеи. В 90-е годы президент А. А. Рафсанджани (1989-97) разрабатывал политику свободного рынка. В 1997 году на президентских выборах победил М. Хатами (повторно 2001), стремившийся к диалогу с Западом.
Парламентские выборы 2004 года выиграли консерваторы, а 2005 президентом был избран радикальный представитель этого лагеря М. Ахмадинежад. Выборы 2009 года проходили в напряженной атмосфере. Оппозиция обвиняла власть в злоупотреблении полномочиями и оспаривала победу. С 2013 года президентом является Хасан Рухани.
Иран является экспортером, в первую очередь, нефти и природного газа. Важные отрасли экономики – сельское хозяйство и экспорт фисташковых орехов. Признанный в мире товар – ручной работы тканые, персидские ковры. Это одна из немногих мусульманских стран, развивающая другие сектора экономики, не связанные с нефтью. Но, несмотря на 7% рост ВВП, уровень безработицы превышает 15%, высокий уровень инфляции –12-18%, что и так является огромным прогрессом по сравнению с ситуацией десятилетней давности. Многие иранцы живут на границе прожиточного минимума, немало – в нищете. Ситуация улучшается, а правительство старается выполнять рекомендации международных организаций. Стало доступно образование и медицинская помощь.
Страна, где дюжину лет назад было трудно услышать какие-либо иностранные языки, все чаще принимает туристов. В столице появилось больше отелей и надежда, что туристы начнут сюда прилетать со всего мира. Почти удалось.
Иран в международных отношениях после второй мировой войны
Понятие «исламский мир», или «исламская цивилизация», во многом условно. Оно обозначает совокупность государств, население которых в своем большинстве исповедует мусульманскую религию.
Общая характеристика.
В современном мире насчитывается более 1 млрд мусульман. Ислам считается самой быстро распространяющейся религией планеты. Ученые предрекают, что в XXI в. эта религия станет преобладающей на Земле.
Почти в 50 странах мира большинство населения относится к традиционно мусульманским этносам. В 28 афро-азиатских государствах ислам провозглашен государственной (или официальной) религией. Характерной чертой мусульманского мира является этническая неоднородность. В нем выделяются тюркоязычный, персидский и арабский регионы. Сердцевину исламского мира составляют страны арабского Востока.
Со второй половины ХХ в. в мусульманском мире усилилось влияние ислама на все сферы жизни общества. Одной из причин этого является специфика данной религиозной системы: ислам — не только религия, но и образ жизни.
Под исламскими лозунгами активизировалось национально-освободительное движение, возникли исламские политические общества и партии, международные организации. Такая активность ислама получила название «исламское возрождение». В 1970-е гг., особенно после «исламской» революции в Иране, широко заявило о себе в мусульманском мире движение, известное как исламский фундаментализм. Его главная цель — возврат к основам веры, т. е. к «чистому» первоначальному исламу времен пророка Мухаммеда, созданию общества и государства на принципах Корана и шариата.
Национально-освободительные революции в арабском мире.
Новый подъем национально-освободительной борьбы начался после Второй мировой войны. Были ликвидированы подмандатные (колониальные) режимы в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании.
1950—1960 гг. ознаменовались целым рядом революционных событий в арабских странах. В Египте была свергнута монархия (1952), завершилась британская оккупация страны. В 1954 г. в Алжире вспыхнула восьмилетняя антиколониальная революционная война против Франции. Добились независимости Ливия (1951), Марокко, Тунис, Судан (1956). Был уничтожен монархический режим и провозглашена республика в Ираке (1958). Все это привело к ослаблению позиций Запада на Ближнем Востоке.
В 1961-1969 гг. произошло «полевение» многих арабских режимов, а также завершение процесса деколонизации. В 1961 г. президент Египта Г. А. Насер приступил к «некапиталистическим» реформам. В ходе освободительной войны добились независимости алжирцы (1962). Произошла антимонархическая революция в Йемене (1962). В феврале 1963 г. Партия арабского социалистического возрождения, или Баас, пришла к власти в Ираке. В 1969 г. был свергнут королевский режим в Ливии.
Египет во второй половине XX века
История этого государства представляет особый вариант модернизации. Страна прошла сложный путь от антимонархической революции и социалистической ориентации до укрепления и развития рыночных отношений и союза с Западом.
Важную страницу в истории Египта открыло свержение монархии в 1952 г. организацией «Свободные офицеры» во главе с Гамалем Абдель Насером. В период правления президента Насера страна добилась больших успехов в экономике. В 1956 г. был национализирован Суэцкий канал. В результате прогрессивной аграрной реформы крестьяне получили землю. Были построены Асуанская высотная плотина, позволившая оросить огромные площади в долине Нила, и ряд крупных промышленных предприятий. Огромную военную и экономическую помощь Египет получал от Советского Союза. В начале 1960-х гг. египетское руководство провозгласило курс на построение социализма.
После поражения Египта в войне 1967 г. с Израилем в египетском обществе усилились проамериканские настроения. Преемники Насера взяли курс на сближение с Западом. В социально-экономической сфере они столкнулись с трудноразрешимой задачей. С одной стороны, необходимо было ускорять экономические реформы, с другой — поддерживать бедноту, чтобы не допустить социального взрыва.
Иран во второй половине XX века
После Второй мировой войны Иран находился под влиянием Великобритании и США, которых привлекали большие запасы иранской нефти и возможности выгодно вкладывать капиталы. Прозападная политика Ирана проявилась в подписании в 1959 г. военного соглашения с США.
В середине 1950-х гг. в Иране усилилась личная власть шаха Мухаммеда Реза Пехлеви. В стране была запрещена деятельность политических партий. В начале 1960-х гг. под руководством шаха начались реформы, получившие название «белой революции» (белый цвет — символ монархии). Важнейшей составной частью этой революции стала аграрная реформа. Она подорвала помещичье землевладение и превратила большинство крестьян в собственников.
В годы «белой революции» были проведены приватизация государственных предприятий и национализация лесов и пастбищ, а также водных ресурсов. На земли мечетей вводились налоги, что лишало духовенство доходов. Предпринимались меры по борьбе с неграмотностью, улучшалось медицинское обслуживание сельского населения. В Иране появились новые отрасли промышленности: автомобильная, алюминиевая, нефтехимическая. Города принимали более современный облик. В Иран проникала западная культура. Женщинам были предоставлены избирательные права. В стране вводились светское судопроизводство, бесплатное восьмилетнее образование. Важнейшим источником модернизации страны стали поступления от продажи нефти.
Однако резкий курс шаха на ускоренное развитие Ирана по западному образцу был враждебно встречен значительной частью иранского общества, включая мусульманское духовенство, торгово-промышленные круги и интеллигенцию.
В 1978 г. в Иране вспыхнула антимонархическая революция, известная также как «исламская революция». Мощное антишахское движение возглавил аятолла Хомейни. Сторонники Хомейни овладели Тегераном. В стране был проведен референдум, в результате которого 1 апреля 1979 г. была провозглашена Исламская Республика Иран. По новой Конституции высшая власть отныне принадлежала духовенству. Западные страны полностью лишались своего влияния в стране. Новое иранское руководство отвергло и капитализм, и коммунизм. Оно противопоставило им собственный — исламский — путь развития. Экономику новой республики составили государственный, кооперативный и частный секторы.
Турция во второй половине XX века
В отличие от Египта или Ирана Турецкая Республика представляла иной вариант модернизации в послевоенный период.
Первый этап (1945—1960). Первое послевоенное десятилетие в Турции характеризовалось смягчением авторитарности режима и расширением демократических основ власти. Были приняты законопроекты о переходе от однопартийной системы к многопартийной. Наметилось сближение с США и другими западными странами. Турция была включена в сферу действия «доктрины Трумэна» и «плана Маршалла». Американская помощь пошла преимущественно на военное строительство. В конце 1950-х гг. страну охватили волнения, правительство приняло ряд мер по подавлению оппозиции. В этих условиях в мае 1960 г. произошел военный переворот. Была отменена Конституция 1924 г., распущен парламент, запрещена деятельность политических партий.
Второй этап (1960—1980) характеризовался политической либерализацией. Согласно новой Конституции (1961) Турция определялась как «социально-правовое государство». Важной особенностью Второй республики являлось утверждение многопартийной системы. В 1960—1970-е гг. Турция превратилась в аграрно-индустриальную страну. Однако в экономике не удавалось обеспечить устойчивые темпы роста, а в политике — устранить острое соперничество между сторонниками этатизма и либерализации и расширения частной инициативы. Обострению ситуации в стране способствовала деятельность различного рода экстремистских организаций.
Военное руководство вновь решило взять инициативу в свои руки и в 1980 г. осуществило государственный переворот. Правительство было свергнуто, парламент распущен, деятельность партий и профсоюзов приостановлена. Армия оставалась у власти более трех лет.
В 1982 г. была введена в действие новая Конституция Турции. С этого времени начала свой отсчет Третья Республика. В стране были провозглашены крупномасштабные реформы. «Отец турецких реформ», премьер-министр Тургут Озал, отказался от строгого государственного регулирования и ограничения роста реальных доходов населения. Экономика открылась для иностранных товаров и капиталов. Приоритетным стало развитие среднего и малого бизнеса. Темпы экономического роста в 1980— 1990 гг. составили около 8 % в год.
В это время в общественно-политической жизни страны усилилось влияние исламских организаций. На парламентских выборах 2002 и 2007 гг. убедительную победу одержала умеренная исламистская Партия справедливости и развития (ПСР). Премьером стал один из лидеров ПСР Реджеп Тайип Эрдоган. И хотя партию обвиняют в исламизме, она ориентируется на западные ценности, такие как рыночная экономика и вступление в Европейский Союз. В последнее время активизировалась внешнеполитическая деятельность в ближневосточном регионе, началось сближение с Ираном и Российской Федерацией. За время правления ПСР Турция пережила период экономического роста и победила многолетнюю гиперинфляцию. На Западе многие называют правление ПСР самым успешным за последние пятьдесят лет.
Конспект урока по всемирной истории «Мусульманский мир во второй половине XX века». Выберите дальнейшее действие:
3.2. Иран после Второй мировой войны. Движение за национализацию нефти
3.2. Иран после Второй мировой войны. Движение за национализацию нефти
В период Второй мировой войны стратегическое положение Ирана стало причиной его оккупации силами антигитлеровской коалиции в лице СССР и Великобритании. В 1930-е гг. Реза шах пошел на некоторое сближение с Берлином, которое после нападения Германии на Советский Союз стало вызывать особое беспокойство союзных держав. Руководство СССР опасалось возникновения немецкого военного плацдарма в непосредственной близости от Закавказья, а Великобритания – потери нефтяных промыслов в юго-западной провинции Хузестан, имевших ключевое значение для инфраструктуры Королевских вооруженных сил. В целях предупреждения возможных акций со стороны Германии, 25 августа 1941 г. союзные войска начали оккупацию территории Ирана. В результате почти бескровной операции вся страна оказалась под советско-британским контролем, а шах вынужден был отречься от престола и уступить трон своему 22-летнему сыну Мохаммеду Реза. На протяжении последующих трех с половиной лет Иран выполнял функцию ключевого транзитного коридора для поставок западными союзниками военных грузов СССР. Для самого же Ирана столь резкие перемены означали исчезновение авторитарного режима и некоторую демократизацию общественной жизни. Стали выходить из тени политические силы различной ориентации; причем, если Советский Союз поддерживал организации левого толка (так, осенью 1941 г. была образована Народная партия Ирана – Туде), то Великобритания оказывала содействие более консервативным кругам – племенным лидерам и приближенным шаха. Используя давние тесные связи с представителями иранской властной элиты, англичане способствовали продвижению на ключевые посты лояльных к ним политиков. Однако в это же время в правящих кругах возникает стремление к привлечению на политическую сцену третьей силы с целью противодействия чрезмерному влиянию СССР и Британии – Соединенных Штатов Америки. Американский иранист М.Р. Годе называет такую внешнеполитическую линию «позитивным равновесием»[74]. Уже с начала XX в. в сознании многих образованных иранцев США воспринимались как прогрессивная держава, которая в силу своего географического положения не будет предпринимать попыток вмешиваться во внутренние дела государства. Так, в 1911 г. по приглашению меджлиса функции главного казначея выполнял Морган Шустер, своей активной деятельностью по реформированию финансовой системы вызвавший крайнее недовольство не только крупных землевладельцев, но и правительств России и Британии. Именно их давление в конечном счете привело к отстранению Шустера. Более успешной и продолжительной оказалась миссия Артура Мильспо, в 1920-е гг. занимавшего пост главного финансового администратора Ирана. Работа Мильспо способствовала не только существенному оздоровлению финансов, но и увеличению притока американского капитала. Благодаря эффективным мероприятиям экономических советников США приобрели позитивный имидж в иранских политических кругах, и совершенно неудивительно, что в 1943 г. Мильспо вновь был назначен меджлисом на должность главы финансовой миссии, состоявшей из нескольких десятков американских советников. Однако на сей раз миссия действовала под контролем внешнеполитического ведомства США в условиях политической нестабильности; ожидаемых результатов она принести не сумела.
После окончания Второй мировой войны Иран находился в очень непростом экономическом и политическом положении. Многократное увеличение роста стоимости жизни, инфляция, промышленный спад, вызванный притоком дешевой иностранной продукции, привели к возникновению сильной социальной напряженности. Быстрое увеличение численности населения не сопровождалось существенным расширением посевных площадей или модернизацией аграрного сектора; сельскохозяйственная отрасль, в которой было задействовано абсолютное большинство трудоспособного населения, с большим трудом обеспечивала потребности населения в продовольствии. Кризис, охвативший ключевые области экономики, вызывал растущее недовольство не только у беднейших слоев населения, но и у многих представителей национальной буржуазии, интеллигенции и духовенства. Одновременно рост прокоммунистических настроений среди трудящихся порождал беспокойство у правящей элиты, для которой неизбежность серьезных преобразований также становилась все более очевидной. Однако решение насущных проблем, стоявших перед государством, требовало изыскания дополнительных финансовых ресурсов.
Наиболее доступным способом их получения как широкие народные массы, так и правительственные круги видели в реализации права на самостоятельную добычу и экспорт иранской нефти. Дело в том, что со времени начала промышленной разработки углеводородного сырья в Иране британская компания АИНК (Англо-иранская нефтяная компания) обладала монопольной концессией на разработку нефти во всех южных провинциях страны. Согласно договору между АИНК и тегеранским правительством от 1933 г., компания обязывалась выплачивать Ирану 20 % своих прибылей и 4 шиллинга за каждую тонну экспортируемой нефти. Тем не менее, невзирая на столь благоприятные коммерческие условия, руководство АИНК допускало грубые нарушения при осуществлении концессионных платежей. Так, к 1947 г. компания в реальности выплачивала Тегерану лишь около 9 % от общей стоимости добытого сырья, а сумма только подоходного налога, отчисляемого британскому правительству, в три раза превышала сумму всех выплат иранской стороне. Рабочие, трудившиеся на предприятиях АИНК, жили в крайне тяжелых условиях; заработная плата квалифицированных специалистов-англичан была намного выше довольствия их коллег-иранцев. Трудящиеся выражали недовольство путем забастовок и массовых демонстраций, на которых выдвигали требования повысить плату за труд и предоставить право на создание профессиональных союзов для защиты собственных прав.
Совершенно неудивительно, что в сложившейся обстановке проблема нефти заняла центральное место в общественно-политической жизни страны. Вследствие мощного давления снизу правительство стало принимать меры, направленные на ревизию условий деятельности АИНК. В октябре 1947 г. меджлис (иранский парламент) принял закон о запрете предоставления нефтяной концессии Советскому Союзу (именно о ней шла речь на переговорах Кавама со Сталиным в апреле 1946 г.). Один из пунктов данного закона вменял в обязанность кабинета министров «во всех случаях, когда права иранского народа в отношении природных богатств его страны, будь то ископаемые или другие источники, ущемлены, например в случае с южной нефтью, с целью восстановления национальных прав вступить в переговоры и принять необходимые меры»[75]. Хотя конкретный нарушитель «прав иранского народа» в тексте закона и не указывался, сомнений в прозрачном намеке на деятельность АИНК возникнуть не могло. С 1948 г. иранское руководство приступило к интенсивным переговорам с британской компанией, однако добилось лишь незначительных уступок, которые должны были быть оформлены в виде Дополнительного соглашения к уже упоминавшемуся англо-иранскому соглашению по нефти от 1933 г. В июле 1949 г. этот документ был вынесен на обсуждение в меджлис и вызвал крайне негативную реакцию у депутатов.
Многие представители элиты осознавали необходимость более слаженных и эффективных действий в борьбе за установление благоприятного режима добычи нефти и объединения усилий для пресечения произвола властей на очередных парламентских выборах. В октябре 1949 г. в Тегеране собралась группа оппозиционеров, в состав которой входили политики, деловые люди, университетские преподаватели, духовные лица, журналисты. Протестующих возглавлял доктор Мохаммед Мосаддык. Этот опытный государственный деятель, получивший хорошее европейское образование в области права, был сторонником курса «негативного равновесия» во внешней политике. Данная концепция была прямо противоположна идее «позитивного равновесия», которую на практике воплощали правящие круги Персии на рубеже XIX–XX вв. путем поддержания баланса политических и экономических интересов иностранных государств. Мосаддык был убежден в необходимости обретения Ираном реальной самостоятельности во внутренних и внешних делах, и потому считал необходимым дистанцироваться от борьбы между великими державами, сохраняя строгий нейтралитет. Залогом обеспечения экономической самодостаточности он видел национализацию нефтяной промышленности.
После достижения договоренности с шахом о проведении честных выборов, участники «беста» договорились о создании Национального фронта (НФ) во главе с Мосаддыком. Отечественный иранист С.М. Алиев охарактеризовал новое образование как «объединение политических деятелей, выражавших интересы различных группировок национальной буржуазии». На выборах основные кандидаты от Национального фронта сумели получить значительное число мест в меджлисе. Основным направлением своей деятельности в парламенте фракция Национального фронта выбрала борьбу против утверждения Дополнительных соглашений: их ратификации под давлением Великобритании добивался теперь уже новый премьер генерал Размара. Борьба против АИНК в стенах меджлиса дала импульс уличным выступлениям, в которых участвовали рабочие и средние слои городского населения. Именно на этом этапе движения в полной мере проявился потенциал шиитского духовенства как чрезвычайно влиятельной общественной силы. Так, соратник Мосаддыка аятолла Кашани обращал призывы к народу оказать содействие Национальному фронту, на которые откликались десятки тысяч людей. Ряд крупных духовных авторитетов также выразили солидарность с Кашани и издали специальные фетвы с призывами к иранскому народу принять участие в борьбе за национализацию.
К весне 1950 г. движение за ликвидацию АИНК охватило всю страну и достигло такого уровня, что даже противники соглашения в меджлисе и при шахском дворе не решались в открытую ему препятствовать. 7 марта 1951 г. премьер-министр Размара, противившийся национализации, был убит членом радикальной исламской организации. Через две недели, 20 марта 1951 г., меджлис одобрил предложение Национального фронта о передаче инфраструктуры АИНК в собственность государства и поручил специальной комиссии выработать механизмы для реализации принятых решений. Популярность Мосаддыка была столь высока, что ни шах, ни его окружение, ни проанглийские силы не могли серьезно помешать его политическому успеху: 28 апреля 1951 г. он был избран новым премьер-министром, не заручившись даже предварительным одобрением монарха.
На посту главы правительства Мосаддык придерживался намеченной им ранее жесткой линии на установление полного контроля над нефтяной промышленностью. С одной стороны, против премьера вели закулисную борьбу приближенные шаха, не заинтересованные в сильном обострении отношений с Великобританией и опасавшиеся активных выступлений народных масс. С другой стороны, АИНК и стоявшие за ней английские правящие круги не могли смириться с потерей источника дешевого сырья и огромных прибылей. С целью оказания давления на Тегеран Великобритания наложила эмбарго на экспорт иранской нефти. Иран не обладал собственным танкерным флотом, он не мог эффективно противодействовать иностранным санкциям. К борьбе с Мосаддыком подключились и американские нефтяные монополии. Для недопущения самостоятельного выхода Ирана на мировой рынок они создали совместный с АИНК картель. В результате экономической блокады уровень добычи нефти сократился примерно в 10 раз.
Следует отметить, что в целом позиция США относительно нефтяного кризиса была достаточно непростой; она определялась двумя факторами: геополитической стратегией Соединенных Штатов как лидера антикоммунистического блока и интересами американских нефтяных компаний. С точки зрения политического руководства США Иран наряду с Турцией и Грецией относился к числу государств, имевших первостепенное значение для сдерживания коммунизма. В соответствии с четвертым пунктом «доктрины Трумэна» таким странам должна была оказываться прямая или опосредованная финансовая помощь для устранения почвы, питающей коммунистические или прокоммунистические движения, – бедности и экономической отсталости. Договор о предоставлении помощи по «четвертому пункту» был заключен между Ираном и США еще в период нахождения у власти генерала Размары 19 октября 1950 г. По этому договору американцы должны были выделять субсидии на строительство автомобильных дорог, создание систем водоснабжения, организацию системы обучения технического персонала и др. Помимо этого американские нефтяные корпорации были заинтересованы в выходе на иранский рынок нефтедобычи, что, однако, возможно было сделать только при условии ликвидации монополии АИНК. Но после того, как Мосаддык ясно дал понять, что берет твердый курс на создание самодостаточной национальной нефтяной компании, американские корпорации встали на сторону англичан. Они небезосновательно выражали тревогу, что примеру Ирана могут последовать и другие нефтедобывающие страны. В то же самое время, политическая элита США была обеспокоена активностью запрещенной после окончания азербайджанского кризиса 1945–1946 гг. партии Туде и близких ей леводемократических сил в движении за национализацию, которые рассматривались в Государственном департаменте исключительно как инструмент советского влияния.
Британские санкции резко ухудшили экономическое положение Ирана. Страна очень сильно зависела от импорта и валютных поступлений, существенно сократившихся в результате противостояния с Великобританией. Правительство Мосаддыка попыталось выйти из тупика, провозгласив принцип «экономики без нефти». Его смысл заключался в стремлении стабилизировать государственный бюджет без использования доходов от продажи сырья. Были предприняты некоторые меры, способствовавшие развитию частного капитала, изданы законы, направленные на поощрение экспорта. Тем не менее в условиях экономической блокады коренным образом улучшить положение не удалось.
Падение правительства Мосаддыка предопределили два обстоятельства: внутренняя реакция и внешнее давление. К 1953 г. в рядах сторонников Национального фронта возобладали центробежные тенденции, обусловленные отсутствием в организации единой политической платформы, чрезмерными амбициями отдельных лидеров и интригами шахского двора. К лету 1953 г. от Мосаддыка отошли националистические силы, наметился раскол с религиозным крылом движения. Кроме того, британцы способствовали созданию у руководства США ошибочного представления, что движение за национализацию нефтяной промышленности якобы тайно поддерживается СССР. Страх перед возможным переходом Ирана в коммунистический блок заставил пришедшую в Белый дом в начале 1953 г. администрацию Д. Эйзенхауэра действовать решительно. 22 июня 1953 г. на совещании в Вашингтоне под руководством государственного секретаря Джона Даллеса было принято окончательное решение о насильственном отстранении Мосаддыка от власти. Реализация этого плана проходила в тесном взаимодействии шахского двора с английскими и американскими спецслужбами. Операции было дано кодовое наименование «Аякс». В середине августа в Тегеране прошли столкновения между сторонниками и противниками правительства. Выступления последних координировались американскими советниками и финансировались из средств ЦРУ. Поначалу заговорщики не могли достигнуть больших успехов; 16 августа, после неудачной попытки арестовать премьера, шах был вынужден срочно покинуть страну. Тем не менее 19 августа 1953 г. кабинет Мосаддыка все же был свергнут в результате искусственно спровоцированных волнений, а сам премьер-министр предан суду по обвинению в попытке переворота. Между тем именно нежелание Мосаддыка использовать внушительный кредит народного доверия и взять курс на полную ликвидацию существующего строя была, на наш взгляд, одной из главных причин краха возглавляемого им движения.
Прямое участие Соединенных Штатов в перевороте 19 августа на стороне шаха и дальнейшая его поддержка послужили причиной появления негативного и подозрительного отношения как многих политиков, так и простых иранцев к заокеанской державе. В последующие десятилетия эта настороженность возрастала пропорционально усилению недовольства существовавшим в стране режимом. Долгосрочные (и весьма дорогостоящие) негативные последствия операции «Аякс» были в итоге осознаны западными лидерами. В 2000 г. государственный секретарь США Мадлен Олбрайт признала, что свержение Мосаддыка стало «очевидным препятствием для политического развития Ирана… Несложно понять, почему так много иранцев до сих пор продолжают возмущаться имевшим тогда место вмешательством Америки в их внутренние дела»[76].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 15. Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны
§ 15. Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны Установление просоветских режимов. Освобождение советскими войсками стран Восточной Европы от фашистов привело к тому, что здесь началось формирование новых органов власти.
Ислам после второй мировой войны
Ислам после второй мировой войны Ситуация резко изменилась лишь с середины XX в., после второй мировой войны и крушения системы колониализма. Эти события послужили толчком, резко усилившим весь ход общественной жизни, политическую активность масс, культурные и прочие
Глава 11 Использование опыта вермахта после Второй мировой войны
Глава 11 Использование опыта вермахта после Второй мировой войны «Мы видели, как дорого заплатили немцы за то, что заблаговременно не создали организацию для борьбы с партизанами. Мы должны учиться на ошибках немцев и извлекать пользу из их опыта». Ч.Диксон, О.Гейльбрунн,
16. Какие были итоги Второй мировой войны? Какие изменения в Европе и мире произошли после Второй мировой войны?
16. Какие были итоги Второй мировой войны? Какие изменения в Европе и мире произошли после Второй мировой войны? Вторая мировая война наложила печать на всю историю мира второй половины ХХ в.В ходе войны были погублены 60 млн жизней в Европе, к этому следует добавить многие
21. Как происходило развитие США после Второй мировой войны?
21. Как происходило развитие США после Второй мировой войны? США вышли из войны самой мощной в экономическом и военном отношении страной в капиталистическом мире. Президентом США стал Г. Трумэн, занявший этот пост в 1945 г. в связи со смертью Ф. Рузвельта.Переход экономики и
22. Каковы особенности развития Великобритании после Второй мировой войны?
22. Каковы особенности развития Великобритании после Второй мировой войны? Великобритания вышла из Второй мировой войны победительницей, как одна из участниц антигитлеровской коалиции. Ее людские потери были меньше, чем во время Первой мировой войны, но материальный
3. Международное положение после второй мировой войны
3. Международное положение после второй мировой войны Свою беспомощность авторы Истории КПСС проявляют особенно, перейдя к описанию международного положения после второй мировой войны. По их словам, после войны создался «реакционный империалистический лагерь», цель
VI. После второй мировой войны — до смерти Сталина
VI. После второй мировой войны — до смерти Сталина 1. Коренное изменение международного положения XVI глава Истории КПСС охватывает период времени с конца второй Мировой войны до смерти Сталина в 1953 г. С большим удовлетворением авторы констатируют коренное изменение
99. ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ДЛЯ СССР
99. ОБРАЗОВАНИЕ МИРОВОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ПОСЛЕДСТВИЯ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» ДЛЯ СССР После окончания Второй мировой войны соотношение сил между ведущими державами принципиально изменилось. Значительно усилили свои позиции США, в то время
§ 15. Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны
§ 15. Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны Установление просоветских режимовОсвобождение советскими войсками стран Восточной Европы от фашистов привело к тому, что здесь началось формирование новых органов власти. Правительства
Борьба за нефтяное могущество после Второй мировой войны
Борьба за нефтяное могущество после Второй мировой войны Послевоенный период во многом стал переломным в истории нефтяной промышленности. С 1950 г. вследствие беспрецедентного роста темпов развития мировой экономики и промышленного производства, повышается и важность