исключительное право на совместное исполнение принадлежит

Исключительное право на совместное исполнение принадлежит

ГК РФ Статья 1317. Исключительное право на исполнение

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1317 ГК РФ

1. Исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на исполнение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.

2. Использованием исполнения считается:

1) сообщение в эфир, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении исполнения в эфир через спутник под сообщением в эфир понимаются прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых исполнение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

2) сообщение по кабелю, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

3) доведение исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить к нему доступ из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

4) запись исполнения, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

5) воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра записи исполнения или ее части в любой материальной форме. При этом запись исполнения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись исполнения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи исполнения либо передачу исполнения в информационно-телекоммуникационной сети, осуществляемую информационным посредником между третьими лицами, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

6) распространение записи исполнения путем продажи либо иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

8) публичное исполнение записи исполнения, то есть любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Допускается повторное исполнение спектакля лицом, осуществившим с согласия режиссера-постановщика первое исполнение спектакля до 01.01.2018, если договором не предусмотрены однократность исполнения постановки или ограничение количества исполнений (ФЗ от 28.03.2017 N 43-ФЗ).

10) публичное исполнение постановки спектакля, то есть представление постановки в живом исполнении или с помощью технических средств, в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается исполнение постановки спектакля в месте ее представления или в другом месте одновременно с представлением постановки.

(пп. 10 введен Федеральным законом от 28.03.2017 N 43-ФЗ)

3. Исключительное право на исполнение не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

4. При заключении с исполнителем договора о создании аудиовизуального произведения согласие исполнителя на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения предполагается. Согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении, должно быть прямо выражено в договоре.

5. При использовании исполнения лицом, не являющимся его исполнителем, соответственно применяются правила пункта 2 статьи 1315 настоящего Кодекса.

Источник

Статья 1314. Смежные права на совместное исполнение

1. Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, то есть элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное.

3. К отношениям членов коллектива исполнителей, связанным с распределением доходов от использования совместного исполнения, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

Комментарий к ст. 1314 ГК РФ

1. Комментируемая статья имеет определенное сходство со ст. 1258 ГК, посвященной вопросам соавторства, однако учитывает специфику, присущую совместному исполнению. Прежде всего эта специфика состоит в том, что в статье не использован термин «соавторы» (и тем более «соисполнители», который обязательно вызывал бы ассоциации с уголовным правом), а говорится о «коллективе исполнителей», создающем совместное исполнение как результат их общей исполнительской деятельности.

2. Пункт 1 ст. 1314 предусматривает, что смежные права на совместное исполнение принадлежат членам коллектива исполнителей, совместно принимавшим участие в его создании. Такими членами коллектива могут быть актеры, занятые в спектакле, оркестранты и другие лица, например участники ансамбля танца или хористы. Перечень, приведенный в п. 1 ст. 1314, является открытым.

Совместные смежные права возникают у членов коллектива исполнителей независимо от того, образует ли такое исполнение неразрывное целое (например, балет или концертное исполнение симфонии, оратории) либо состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение (цирковое представление, состоящее из самостоятельных номеров, и т.п.).

3. Согласно п. 3 ст. 1229 ГК в случаях, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат по своему усмотрению (если Гражданским кодексом или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное). Напротив, распоряжение исключительным правом на такой результат правообладатели всегда должны осуществлять совместно (если Гражданским кодексом не предусмотрено иное).

В соответствии с п. 2 ст. 1314 при наличии у коллектива исполнителей руководителя и при отсутствии между членами этого коллектива соглашения, которое предусматривало бы иной порядок их взаимоотношений, смежные права на совместное исполнение осуществляются упомянутым руководителем. Если у коллектива исполнителей нет такого руководителя, члены коллектива осуществляют свои смежные права совместно, при условии, что соглашением между ними не предусмотрено иное.

Правило п. 2 ст. 1314 охватывает и распоряжение исключительным правом на совместное исполнение, и использование такого исполнения, поскольку данная норма сформулирована в общем виде и в отличие, например, от п. 2 ст. 1258 ГК вообще не упоминает об использовании объекта смежных прав. Таким образом, в данном случае (как и в п. 2 ст. 1258 ГК) Кодекс предусматривает изъятие из общего правила п. 3 ст. 1229 ГК. Исключение сделано (как и в п. 2 ст. 1258 ГК) лишь в отношении тех элементов совместного исполнения, которые могут использоваться независимо от других его частей (например, отдельные номера сборного концерта или циркового представления), и лишь при условии, что иное не предусмотрено соглашением между членами коллектива исполнителей. И наоборот, в тех случаях, когда совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить его использование.

В пункте 4 ст. 1314 установлена возможность для каждого члена коллектива исполнителей самостоятельно (не дожидаясь согласия других членов такого коллектива) принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, даже если оно образует неразрывное целое. Такой подход должен упростить процедуру обращения правообладателей за защитой их нарушенных прав.

Источник

Статья 1314 ГК РФ. Смежные права на совместное исполнение (действующая редакция)

1. Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, то есть элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное.

3. К отношениям членов коллектива исполнителей, связанным с распределением доходов от использования совместного исполнения, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

Комментарий к ст. 1314 ГК РФ

1. Комментируемая статья имеет определенное сходство со ст. 1258 ГК, посвященной вопросам соавторства, однако учитывает специфику, присущую совместному исполнению. Прежде всего эта специфика состоит в том, что в статье не использован термин «соавторы» (и тем более «соисполнители», который обязательно вызывал бы ассоциации с уголовным правом), а говорится о «коллективе исполнителей», создающем совместное исполнение как результат их общей исполнительской деятельности.

2. Пункт 1 ст. 1314 предусматривает, что смежные права на совместное исполнение принадлежат членам коллектива исполнителей, совместно принимавшим участие в его создании. Такими членами коллектива могут быть актеры, занятые в спектакле, оркестранты и другие лица, например участники ансамбля танца или хористы. Перечень, приведенный в п. 1 ст. 1314, является открытым.

Совместные смежные права возникают у членов коллектива исполнителей независимо от того, образует ли такое исполнение неразрывное целое (например, балет или концертное исполнение симфонии, оратории) либо состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение (например, сборный концерт, состоящий из отдельных номеров).

3. Согласно п. 3 ст. 1229 ГК в случаях, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат по своему усмотрению (если ГК или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное). Напротив, распоряжение исключительным правом на такой результат правообладатели должны осуществлять совместно (если ГК или соглашением сторон не предусмотрено иное).

В соответствии с п. 2 ст. 1314 при наличии у коллектива исполнителей руководителя и при отсутствии между членами этого коллектива соглашения, которое предусматривало бы иной порядок их взаимоотношений, смежные права на совместное исполнение осуществляются упомянутым руководителем. Если у коллектива исполнителей нет такого руководителя, члены коллектива осуществляют свои смежные права совместно при условии, что соглашением между ними не предусмотрено иное.

В пункте 4 ст. 1314 установлена возможность для каждого члена коллектива исполнителей самостоятельно, не дожидаясь согласия других членов такого коллектива, принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, даже если оно образует неразрывное целое. Данная формулировка совпадает с положением п. 4 ст. 1258 и с абз. 4 п. 3 ст. 1229 ГК.

Источник

Что такое смежные права

В наши дни, говоря об авторском праве, мы все чаще сталкиваемся с понятием смежных прав. Что же это такое, какие они бывают, эти смежные права?

В этой статье я постарался разобрать права, смежные с авторскими, для каждого из объектов смежных прав. Постарался сделать это как можно проще, выделив и остановившись лишь на важном.

И хотя тут достаточно много выдержек из текста Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), я постарался сделать текст максимально простым для восприятия. Потому что на мой взгляд, тема смежных прав одна из тех тем, которые вызывают у обывателя, не являющегося профессиональным юристом, наибольшую путаницу и неразбериху. Даже многие профессиональные юристы, не практикующие постоянно в области авторских и смежных прав, путаются в понятиях этой темы.

Согласно ст.1303 ГК РФ, смежными с авторскими правами (смежными правами) являются права на:

А объектами смежных прав согласно ст.1304 ГК РФ будут:

Смежные права возникают у исполнителей, изготовителей фонограмм, теле и радио компаний, производителей баз данных и публикаторов, не обнародованных ранее произведений. Стоит заметить, что смежные права возникают при соблюдении изначальных авторских прав. Таким образом, если автор, например, музыки на основании лицензионного договора предоставил право исполнять музыку какому-либо исполнителю, то у исполнителя возникают смежные права на исполнение (как объект).

Для регулирования каждого из перечисленных выше объектов смежных прав в Гражданском кодексе отведен соответствующий параграф. Коротко пройдем по каждому из них, остановимся не на всем, но на мой взгляд на интересном и полезном.

Права на исполнение. § 2 главы 71 ГК РФ.

Если исполнителей несколько (например музыкальный коллектив), то такие исполнения признаются совместными исполнениями.

Каждому исполнителю принадлежат смежные права, установленные ст.1315 ГК РФ: исключительное право на исполнение, право авторства (не на изначальное произведение, а как право признаваться автором исполнения), право на имя, право на неприкосновенность исполнения (т.е. защиту исполнения от всякого искажения).

Есть еще в этой статье положение о том, что права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение. Эту норму можно расшифровать на примере: Есть музыкальное произведение, исполнитель записал его (законно) в своем исполнении, но вскоре произведение перешло в общественно достояние. Так вот п.3. ст.1315 ГК РФ и говорит о том, что право исполнителя на созданное им исполнение при этом не прекращается.

Права на фонограммы. § 3 главы 71 ГК РФ.

Права на фонограмму возникают у изготовителя фонограммы. Изготовителем фонограммы признается лицо (в данном случае не только физическое, но и юридическое), взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков.

Изготовителю фонограммы принадлежат следующие права: исключительное право на фонограмму, право на указание на экземплярах фонограммы своего имени или наименования, право на защиту фонограммы от искажения, право на обнародование фонограммы (т.е. на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения).

Пожалуй, самая интересная норма, из содержащихся в данном параграфе, касается использования фонограммы опубликованной в коммерческих целях. В статье 1326 говорится о том, что публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.

Сбором такого вознаграждения, как Вы уже наверное догадались, занимаются организации по управлению авторскими правами на коллективной основе (например, одна из таких организаций – ВОИС). При этом стоит помнить, что по аналогии с исполнителями, права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. То есть, если Вы у себя в кафе на музыкальном центре ставите диск с записью произведения, перешедшего в общественно достояние, то это совсем не исключает негативных правовых последствий. Хороший выход из этой ситуации нашли руководители крупных торговых центров и дорогих ресторанов. Чтобы не платить отчисления, они нанимают музыкальные коллективы, которые специально для данного заведения записывают треки с классической музыкой в своем исполнении. Это получается дешевле. Можно также посадить прямо в зале музыканта за рояль, дать ему ноты и исполнять произведения, перешедшие в общественное достояние живьем. Тогда никаким организациям ничего платить не нужно.

Право организаций эфирного и кабельного вещания. § 4 Главы 71 ГК РФ.

Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач – ст.1329 ГК РФ.

Смежные права таких организаций связаны с правом сообщения в эфир созданных ими же передач. Однако эти права могут также быть переданы и другим лицам. Тут стоит отметить, что в случае трансляции уже записанной чужой передачи, транслирующая компания не становится обладателем смежных прав. Смежные права у такой организации возникают лишь в случае одновременной трансляции передачи. Если же организация транслирует «старую» чужую передачу, то в этом случае заключается отдельный лицензионный договор на объект смежных прав организации-создателя первоначальной передачи по ст.1308 ГК РФ.

Право изготовителя базы данных. § 5 Главы 71 ГК РФ.

Изготовителем базы данных признается лицо (физическое или юридическое), организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право изготовителя базы данных и право на указание на экземплярах базы данных своего имени или наименования.

Следует различать понятия изготовителя базы данных и автора (составителя) базы данных.

Изготовителю базы данных, создание которой требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). При этом положения настоящего параграфа ГК РФ не лишают составителя права охраны базы данных как составного произведения с использованием положений, касающихся авторских (не смежных) прав. Из интересного стоит отметить, что сроки, действия исключительного права изготовителя базы данных возобновляются при каждом ее обновлении.

Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. § 6 Главы 71 ГК РФ.

Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Публикатору принадлежат два права: исключительное право на обнародованное произведение и личное неимущественное право на указание своего имени при использовании произведения.

Публикатор при обнародовании произведения должен обязательно соблюдать волю автора, в противном случае смежные права не возникают. Кроме того, в случае если публикатором будут нарушены личные неимущественные права автора, действие исключительного права публикатора может быть прекращено судом.

На примере: Представим ситуацию, что при очередном осмотре экспозиции в музее-квартире одного известного поэта сотрудниками музея был обнаружен тайник. В тайнике содержалось письмо пота и рукопись его произведения. В письме автор просил своих друзей опубликовать произведение. Но так уж случилось, что материалы эти были спрятаны, потом забыты и произведение так и не вышло в свет, оставаясь в том тайнике более 100 лет. В данном случае музей решает опубликовать это произведение. И тогда музей становится публикатором.

Источник

Статья 1314 ГК РФ. Смежные права на совместное исполнение

1. Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, то есть элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если соглашением между членами коллектива исполнителей не предусмотрено иное.

3. К отношениям членов коллектива исполнителей, связанным с распределением доходов от использования совместного исполнения, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

Комментарии к ст. 1314 ГК РФ

1. Комментируемая статья имеет определенное сходство со ст. 1258 ГК, посвященной вопросам соавторства, однако учитывает специфику, присущую совместному исполнению. Прежде всего эта специфика состоит в том, что в статье не использован термин «соавторы» (и тем более «соисполнители», который обязательно вызывал бы ассоциации с уголовным правом), а говорится о «коллективе исполнителей», создающем совместное исполнение как результат их общей исполнительской деятельности.

2. Пункт 1 ст. 1314 предусматривает, что смежные права на совместное исполнение принадлежат членам коллектива исполнителей, совместно принимавшим участие в его создании. Такими членами коллектива могут быть актеры, занятые в спектакле, оркестранты и другие лица, например участники ансамбля танца или хористы. Перечень, приведенный в п. 1 ст. 1314, является открытым.

Совместные смежные права возникают у членов коллектива исполнителей независимо от того, образует ли такое исполнение неразрывное целое (например, балет или концертное исполнение симфонии, оратории) либо состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение (например, сборный концерт, состоящий из отдельных номеров).

3. Согласно п. 3 ст. 1229 ГК в случаях, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат по своему усмотрению (если ГК или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное). Напротив, распоряжение исключительным правом на такой результат правообладатели должны осуществлять совместно (если ГК или соглашением сторон не предусмотрено иное).

В соответствии с п. 2 ст. 1314 при наличии у коллектива исполнителей руководителя и при отсутствии между членами этого коллектива соглашения, которое предусматривало бы иной порядок их взаимоотношений, смежные права на совместное исполнение осуществляются упомянутым руководителем. Если у коллектива исполнителей нет такого руководителя, члены коллектива осуществляют свои смежные права совместно при условии, что соглашением между ними не предусмотрено иное.

В пункте 4 ст. 1314 установлена возможность для каждого члена коллектива исполнителей самостоятельно, не дожидаясь согласия других членов такого коллектива, принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, даже если оно образует неразрывное целое. Данная формулировка совпадает с положением п. 4 ст. 1258 и с абз. 4 п. 3 ст. 1229 ГК.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *