использование мобильных приложений в образовании
Статья на тему «Мобильное обучения и мобильные приложения в образовании».
Мобильное обучение – Mobile Learning.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии одерживают решительную победу в сфере образования во всем мире. В большинстве школ и практически во всех вузах созданы компьютерные среды обучения, созданы сети повышения квалификации педагогов и преподавателей, имеются сотни порталов известных университетов и фондов, предлагающих открытые образовательные ресурсы в виде учебных курсов и учебников во всех отраслях знания. Появилось и развивается новое направление в образовании – мобильное обучение.
Мобильное обучение – это любая учебная активность, в которой преимущественно или исключительно используются портативные устройства – телефоны, смартфоны, планшеты, иногда ноутбуки и тому подобное, но не обычные настольные компьютеры. (IADIS International Conference Mobile Learning)
Первые попытки организовать среду, в которой ученик не зависел бы от стационарного компьютера, а мог перемещаться с ним как внутри школы, так и за ее пределами, начались практически в то же время, когда стали доступны портативные компьютеры. Основные направления использования мобильных компьютеров в обучении были намечены еще Аланом Кеем. По его замыслу «дайнабуки» должны были стать основными инструментами учебного процесса. С их помощью дети смогли бы составлять собственные программы, читать электронные книги и общаться – как в школе, так и за ее пределами.
Внедрение мобильного обучения стало возможным благодаря широкому набору функций современных мобильных устройств, к которым на сегодняшний день в частности, относятся: голосовая связь, обмен сообщениями, обмен графикой, Интернет-браузеры и др.
Используя возможности мобильных устройств обучающихся, система мобильного обучения может решить следующие образовательные задачи:
– передача обучающимся административной информации (расписание, оплата за обучение и т. п.);
– персональная медиатека электронных образовательных ресурсов, работа с образовательным контентом (учебники, справочники, словари, аудиовизуальная информация);
– организация тренингов с использованием обучающих программ, поисковых систем и Интернет-ресурсов, коллективного взаимодействия обучающихся и преподавателей, дополнительных сервисов (система глобального позиционирования и т.п.);
– обмен мгновенными сообщениями, пересылка информации;
– вебинары, социальные сети;
– тестирование и другие виды контроля успеваемости.
Мобильное обучение функционирует в реальном времени, предоставляя актуальные информационные материалы. Оно, с одной стороны, индивидуально, с другой стороны, основано на сотрудничестве, создании учебных сообществ. Таким образом, при использовании мобильного обучения достигается высокая степень социализации обучающихся, развитие коммуникативных компетенций и умения работать в команде.
Преимущества и недостатки мобильного обучения.
Мобильное обучение — это реально существующая, а не теоретическая возможность. В ходе исследований ЮНЕСКО выделяет ряд преимуществ мобильного обучения:
Мобильность. Мобильные устройства позволяют организовать учебный процесс вне зависимости от места и времени. У этой мобильности два аспекта: с одной стороны, это означает возможность реализовывать образовательные программы там, где высококлассные специалисты не могут находиться физически. С другой стороны, современные технологии, а именно системы облачного хранения данных, позволяют осуществлять обучение без привязки к конкретным устройствам. Ученик может поменять сотовый телефон, но при этом все его учебные материалы будут доступны. Кроме того, для выполнения разных заданий он может использовать разные технические устройства.
Непрерывность образования. По сравнению с прошлым, когда использование информационных технологий было ориентировано на стационарные компьютеры, проекты в сфере мобильного образования предполагают непрерывный и неконтролируемый доступ учащихся к технологии. Мобильные устройства, которые всегда находятся с человеком и принадлежат лично ему, делают процесс образования непрерывным: так как ученики могут выполнять задания в любое время, преподаватели могут выносить пассивную часть обучения за пределы класса, а школьное время использовать для развития социальных навыков. Ученики со своей стороны могут сами выбирать, как и когда они выполняют задания вне школы. Непрерывность образования имеет ещё одно проявление: мобильные телефоны позволяют продолжать образовательный процесс даже в зонах катастроф и военных конфликтов. Исследования ЮНЕСКО говорят о том, что это способствует более быстрому восстановлению общества после кризисных ситуаций.
Персонализация обучения. Мобильные устройства позволяют ученикам самостоятельно выбирать уровень сложности заданий и контент, продвигаясь в обучении в своём собственном ритме. Кроме того, мобильный телефон даёт возможность каждому ученику воспринимать материал так, как ему удобнее. Это значит, что разработчики образовательных программ для мобильных в целях большей эффективности должны использовать разные способы изложения одной и той же информации: текст, графики, изображения, видео. Мобильные приложения позволяют учащимся самостоятельно оценивать свои результаты и оперативно решать проблемы, выполняя необходимые задания для закрепления материала.
Повышение качества коммуникации. Мобильные устройства позволяют выстраивать быструю и качественную коммуникацию между учителями, учениками и учреждениями образования. Обратная связь с учениками позволяет преподавателям отслеживать статистику успеваемости индивидуально по каждому учащемуся. Кроме того, с помощью мобильного преподаватель организует и непрерывность обучения.
Это далеко не все преимущества, в разных источниках представлены и другие преимущества. Например:
• Возможность применять в обучении новейшие технологии.
• Возможность использовать в обучении легкие, компактные, портативные устройства.
• Мобильное обучение хорошо подходит для самых разных типов учебной активности, а также для применения в рамках смешанного обучения.
• С помощью мобильных технологий можно обеспечивать качественную поддержку для обучения в любом формате.
• Мобильное обучение может быть хорошим поддерживающим инструментом при обучении людей с особыми потребностями.
• Мобильное обучение хорошо подходит для молодежи.
• Позволяет значительно снизить расходы.
• Даёт возможность использовать новые способы разработки учебного контента.
• Обеспечивает непрерывную, целевую поддержку обучения.
• Позволяет создать интересный, увлекательный и удобный учебный опыт.
Несмотря на несомненные преимущества внедрения мобильного обучения, использование мобильных устройств в образовательных целях связано со своими сложностями и проблемами. К проблемам и недостаткам внедрения m-leaning относят:
1. Технические проблемы:
маленький размер экранов и клавиш на мобильных устройствах;
проблемы с доступом к Интернету;
мобильные устройства работают только от батарей;
объем памяти, доступной на мобильных устройствах;
проблемы информационной безопасности;
отсутствие единых стандартов в связи с мобильными платформами, характеристиками устройств;
необходимость перерабатывать обычный электронный контент для мобильных устройств;
риски в связи с потерей мобильного устройства.
2. Социальные и образовательные проблемы:
не все учащиеся могут позволить себе приобрести подходящее мобильное устройство;
проблемы в связи с оценкой результатов обучения;
проблемы в связи с безопасностью учебного контента;
слишком быстрое развитие мобильных технологий;
непроработанность педагогической теории для мобильного обучения;
концептуальные различия между электронным обучением и мобильным обучением;
проблемы, связанные с безопасностью личной информации.
С учетом этих сложностей и проблем разработка образовательного контента для m-learning должна вестись с учетом таких особенностей как: разделение контента по уровню сложности, подача контента малыми порциями, использование «легкой» графики, аудио и видео. Особое внимание должно быть уделено вопросам информационной безопасности и охраны интеллектуальной собственности.
Судя по приведенной ранее динамике развития и совершенствования мобильных устройств и сетевых технологий, все перечисленные проблемы будут в обозримом будущем решены.
Мобильное приложение представляет собой программу, установленную на той или иной платформе, обладающую определенным функционалом, позволяющим выполнять различные действия.
Значимость мобильных приложений для образования растет не только благодаря их общедоступности и привлекательности с точки зрения новых технологий, но и благодаря возможностям, которые они дают: совместная работа учащихся над заданиями, вынос обучения за рамки школы, каждый имеет возможность высказаться, принять участие (в отличие от системы с поднятием руки). Использование мобильных приложений для образовательных учреждений позволяет:
Реализовать унифицированный контроль за уровнем знаний студентов;
Упростить проведение зачетов и контрольных работ;
Ускорить обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса, упростить процесс взаимодействия преподавателей и студентов;
Провести интенсификацию и модернизацию учебного процесса;
Организовать распределенный образовательный ресурс;
Обеспечить совместную деятельность обучающихся без привязки к местоположению участников образовательного процесса;
Использовать мобильное устройство в качестве персональной медиатеки учебных, методических и справочных материалов;
Подключать мобильное устройство к приборам и устройствам в сети учебного заведения в образовательных и исследовательских целях;
С помощью мобильных приложений и встроенных датчиков собирать информацию об окружающей среде в образовательных и исследовательских целях.
Говоря о мобильных приложениях для образования, стоит отметить и их возможность доступа к облачным сервисам, которые используют как единое информационное поле для хранения информации об учениках и преподавателях, показателях учебной деятельности.
Pio Smart Recorder
Тайм-менеджер, помогающий следить за тем, как много времени вы тратите на работу и отдых.
Приложение для создания ментальных карт, отображающих ключевые моменты.
Урок, внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями
Урок, внеурочная деятельность
Спутниковые интерактивные карты онлайн.
Урок, внеурочная деятельность
Приложение, которое отслеживает важные для вас числа.
Взаимодействие с родителями
Бесплатная, кроссплатформенная динамическая математическая программа для всех уровней образования, включающая в себя геометрию, алгебру, таблицы, графы, статистику и арифметику, в одном удобном для использования пакете.
Урок, внеурочная деятельность
Human Anatomy Atlas
Трехмерный атлас по анатомии рассматривает модели мужской и женской анатомии.
Урок, внеурочная деятельность
Изображения и видео пространства, звезд и планет
Урок, внеурочная деятельность
Оффлайн музей известных картин
Урок, внеурочная деятельность
Geography Learning Game
Географическое приложение для обучения в игровой форме.
Урок, внеурочная деятельность
Chemik крутой инструмент химии
Приложение для обучения химии
Урок, внеурочная деятельность
айМолекула: Биология ДНК
Приложение для изучения мира клеточной биологии.
Урок, внеурочная деятельность
Мобильное обучение, внеурочная деятельность
Лучшие рецепты мира
Все кулинарные рецепты с фотографиями и подробным описанием.
Сервис для общения и поиска новых друзей, который покажет, кто находится рядом с тобой.
Мобильное обучение, внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями
Внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями
Программное обеспечение для бесплатной видеосвязи и голосовых звонков, а также для обмена мгновенными сообщениями и файлами.
Внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями
Программа для переноса файлов с одного устройства на другое, используя только Wi-Fi.
Перевод с 90 языков при вводе текста с клавиатуры. – Мгновенный перевод с 26 языков с помощью фотокамеры. – Автоматический перевод речи с 40 языков и обратно.
Мобильное обучение, урок, внеурочная деятельность
Мобильное обучение, внеурочная деятельность
Плеер для просмотра фильмов.
Урок, внеурочная деятельность
Тесты по русскому языку
Приложение для обучения русскому языку и контроля.
Урок, внеурочная деятельность
Эврика! Логические задачи
Приложение с логическими задачками.
Урок, внеурочная деятельность
Дальномер: Smart Measure
Приложение, позволяющее рассчитать расстояние до объекта и его высоту, используя законы тригонометрии.
Компас: Smart Compass
Программа, при помощи которой можно использовать Android-смартфон или планшет в качестве компаса, для измерения азимутов, а также поиска ориентира (северного магнитного полюса), используя при этом встроенный магнитный датчик.
Симуляторы различных музыкальных инструментов, минусовки, ноты и все то, что необходимо для качественного воспроизведения музыки.
Урок, внеурочная деятельность
7 минут упражнение
Программа для выполнения 7-минутной зарядки основана на принципе «циклических упражнений высокой интенсивности».
Мобильное обучение, внеурочная деятельность
Приложение, которое позволяет точно определять местоположение членов семьи и следить за безопасностью детей.
Внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями
В приложении креативные, молодежные и достаточно оригинальные идеи! Рукоделие, творчество, handmade идеи.
Интерактивный справочник по школьной программе за 4–11 классы.
Урок, внеурочная деятельность, взаимодействие с родителями
Приложение, которое отслеживает и создает данные о поведении, которыми преподаватели могут поделиться с родителями и руководством.
Урок, взаимодействие с родителями
Автоматически подсчитывает шаги круглосуточно.
Приложение для просмотра видео, а также дает возможность загружать и редактировать видео, добавлять комментарии.
10 причин, по которым вы должны использовать мобильные приложения в своей стратегии обучения
Мобильные приложения все чаще рассматриваются как будущее обучения. Популярность мобильных устройств и широкое распространение mLearning или мобильного обучения набирает обороты.
В этой статье рассмотрим 10 причин, по которым стоит включить в вашу учебную стратегию мобильные обучающие приложения.
Почему вам нужно использовать мобильные приложения в своей стратегии обучения
Прежде чем углубляться в причины, по которым вы должны интегрировать мобильные приложения для обучения в свою учебную стратегию, давайте рассмотрим 3 важных основных аспекта: что, почему и как.
Что такое мобильные приложения для обучения?
Мобильные приложения – это формат предоставления обучения, предназначенный для просмотра учебных материалов учащимися на мобильных устройствах в автономном режиме. Хотя курс необходимо сначала загрузить на устройство с помощью подключения к Интернету, последующий доступ к нему можно получить без доступа к Интернету с мобильного, как только он будет загружен на устройство. Доступ к Интернету также необходим, когда речь идет об отслеживании прогресса учащихся с помощью систем управления обучением.
Люди все чаще обращаются к мобильным приложениям, и ежегодное количество их загрузок это подтверждает. Согласно статистики, число мобильных обучающих приложений, которые загружены по всему миру, превышает 2,6 миллиона! Неудивительно, что мобильные приложения для обучения – это та область, в которую следует инвестировать.
Каковы преимущества использования мобильных приложений для обучения?
Есть причина, по которой все больше и больше компаний из года в год вкладывают деньги в технологии мобильного обучения и разработку мобильных приложений. Мобильные приложения – одна из самых популярных тенденций мобильного обучения, представленная сегодня на рынке.
Этот формат имеет множество преимуществ:
Как можно использовать мобильные приложения для обучения, чтобы улучшить существующую учебную стратегию?
Мобильные приложения хорошо подходят как для формального, так и для неформального обучения.
Их можно использовать, чтобы предложить небольшой фрагмент формального обучения или дополнить уже существующее обучение.
Когда дело доходит до неформального обучения, мобильные приложения являются идеальной платформой для поддержки эффективности. Их можно использовать в качестве инструментов поддержки производительности и они могут быть встроены в рабочий процесс учащихся. Если они будут доступны ученикам на их мобильных устройствах, то они смогут использовать их для получения своевременной информации и поддержки на рабочем месте.
Существует множество способов интеграции мобильных приложений для обучения в вашу учебную стратегию обучения. А именно:
Мобильные приложения могут быть использованы для формального обучения в форме коротких чек-листов, которые могут быть частью траектории обучения.
Почему мобильные приложения для обучения подходят для вашей учебной стратегии?
Вот 10 причин, по которым мобильные приложения идеально подходят для вашей стратегии обучения:
1. Гибкость использования (для учеников)
Согласно опросу, люди тратят в среднем 30 часов в месяц на мобильные приложения. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни благодаря гибкости и простоте поиска информации, которую они предлагают. Возможности мобильных приложений могут быть использованы для обучения учеников, даже если они не подключены к Интернету.
2. Высокие показатели завершения обучения
Возможность обучения в любое время и в любом месте, которую предлагают мобильные обучающие технологии и мобильные приложения, помогает учащимся учиться, когда они «хотят», а не «должны», что приводит к более высоким показателям завершения обучения.
3. Вовлечение
Если вы пользуетесь смартфоном, то должны знать, что почти все, что вы делаете – отправляете кому-то сообщение, ищите кафе поблизости, получаете ежедневные новости и т. д. – осуществляется через приложения. Вы отказались от традиционных SMS-сообщений и переключились на обмен сообщениями в WhatsApp по той простой причине, что он гораздо более живой и привлекательный и имеет множество функций.
Форматы мобильных приложений и учебные мобильные технологии заметно отличаются от традиционного электронного обучения. Они обеспечивают очень высокую вовлеченность учащихся, тем самым повышая эффективность запоминания и удержания учебного материала.
4. Ориентация на современное поколение
Как сказано выше, люди ежемесячно тратят 30 часов на мобильные приложения. Когда дело касается современного молодого поколения, количество часов, потраченных на мобильные приложения, взлетает до 90. Они любят мобильные приложения. Поэтому если вы хотите создать привлекательное обучение для них, то вам просто необходимо иметь мобильное приложение.
5. Простота обновлений
Мобильные приложения чрезвычайно удобны в использовании и предлагают организациям гибкость, которая позволяет легко обновить их при необходимости.
6. Дают возможность использования современных подходов в обучении
Начиная от социальных сетей, которые вы чаще всего посещаете, до любимой игры на мобильном устройстве все они представляют собой мобильные приложения. Вот вам подсказка, которая поможет повысить эффективность обучения с помощью мобильных приложений.
Вы можете использовать такие тенденции, как микрообучение, социальное обучение и геймификация.
7. Могут быть адаптированы к различным потребностям обучения
Вы можете создавать мобильные приложения для обучения, чтобы удовлетворить различные учебные потребности, включая обучение соответствию требованиям, развитие мягких навыков и т.д.
8. Могут использоваться для поддержки эффективности и производительности
Мобильные приложения предназначены для предоставления информации «точно в срок». Они идеально подходят, чтобы обеспечить поддержку эффективности, и могут непосредственно влиять на использование приобретенных знаний на рабочем месте.
9. Могут использоваться как дополнение к смешанному или формальному обучению
Вы можете использовать формальное или смешанное обучение с помощью инструкций, чек-листов или других инструментов поддержки эффективности. Но дополнение имеющегося обучения мобильными приложениями позволит улучшить применение полученных знаний непосредственно в работе.
10. Рентабельность ваших инвестиций в обучение
За счет улучшения реакции учащегося, обучаемости и применения полученных знаний и навыков на работе, мобильные приложения для обучения обеспечат очевидный выигрыш в рентабельности инвестиций.
В качестве вывода
Технологии и мобильные приложения изменили мир образования. Они позволяют расти и развиваться ученикам, учиться творчески и получать всю необходимую информацию удобным для них способом.
Наверняка, рассмотренные выше 10 причин, по которым стоит использовать мобильные приложения в своем обучении, позволят вам пересмотреть вашу учебную стратегию и дополнить ее эффективным и простым инструментом.
Использование мобильных приложений в образовании
В статье проведен анализ сферы мобильных приложений в системе образования. Рассмотрены преимущества и недостатки, а также технология управления электронным образованием.
Цель исследования: анализ сферы мобильных приложений в системе образования.
В век высоких технологий дистанционное обучение уже стало чем-то обыденным. Так как современный период развития в сфере технологий обеспечивает простые и доступные способы получения информации.
Обмен информацией в настоящий момент является неотъемлемой частью жизни каждого человека. А такие девайсы, как телефоны, планшетные компьютеры, смартфоны, становятся основой цифровой жизни. По мере технического прогресса электронные приборы получают все новые и новые процессоры, позволяющие выполнять все более сложные задачи, а также обрабатывать больший поток информации.
На данный момент мобильные устройства имеются практически у всех в возрасте от 10 до 60 лет. Следовательно, мобильные приложения всегда актуальны. Большая часть пользователей не используют в полной мере свои аппараты [1, с. 56], не раскрывают потенциал, вложенный в него разработчиком. А это значит, что и обучающиеся слабо осведомлены о предоставляемых возможностях смартфона и прочих смарт-дополнений. Результаты многих исследований показывают, что по большей части подростки знакомы только с игровой стороной компьютерной жизни. При этом факты использования мобильных приложений, смартфона и пр. смарт-дополнений для получения дополнительных знаний в сфере образовательной мотивации отсутствуют.
Изучение дисциплин посредством мобильных приложений является сравнительно новым способом, который набирает популярность.
На данный момент нет достаточно крепкой основы для построения новой системы обучения на основе приложений, но Глава государства Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050″» подчеркивает те основные моменты, которые касаются методик преподавания и развития онлайн-систем в образовательной среде.
В связи с вышеизложенным вполне логично использование мобильного приложения как вспомогательного элемента в образовательной системе.
Для начала поясним само понятие «мобильное приложение». Мобильное приложение – это разработанное программное обеспечение, предназначенное для функционирования на смартфонах, планшетных компьютерах и других мобильных устройствах [1, с. 154]. Базовая часть мобильных приложений предусмотрена и предустановлена на самом устройстве или может быть загружена из онлайн-магазинов приложений, таких как AppStore, BlackBerryAppWorld, GooglePlay, 1mobile market, windowsphonestore, Яндекс.store – и других, бесплатно или за плату [2].
Изначальной целью подобных программных обеспечений была быстрая и удобная проверка электронной почты, но значительный спрос привел к увеличению назначений в различных сферах.
Сами же студенты все больше и больше предпочитают мобильные технологии и используют их регулярно в своей личной жизни [1, с. 677]. Поэтому не удивительно, что для современных молодых людей не составит особых трудностей применить мобильные устройства для обучения, а не только для своих конкретных потребностей. Достаточно давно создалась тенденция самостоятельного использования учащимися мобильных устройств во время учебы в качестве:
• коммуникатора – обмена информации между собой;
• фотоаппарата – фотографирования текста и т.п.;
• диктофона – записи голоса преподавателя, читающего лекцию;
• мобильного браузера – доступа к сайтам;
• аудиоплеера для прослушивания лекций со звуковым сопровождением;
• секундомера при проведении экспериментов;
• средства для перевода иностранных текстов.
Одним из преимуществ использования мобильных технологий в ходе процесса обучения является то, что учащиеся получают доступ к контролю получаемой информации. А также свобода выбора среди огромного количества доступных знаний открывает перед студентом неограниченные возможности в обучении, что предоставляет ему свободу и независимость [1, с. 733]. В отличие от традиционной формы подачи учебных материалов и заданий мобильное обучение применяет инновационные технологии, с помощью которых происходят изменения в процессе преподавания. Для доставки определенного рода информации применяются такие современные сервисы, как социальные сети, облачные хранилища, хостинги медиаданных, а в последнее время некоторые преподаватели стали использовать социальные сети, выкладывая туда полезную информацию.
Для возмещения образовательных потребностей современного человека становится неизбежным поиск новых и соответствующих нынешнему времени способов донесения информации. Но это станет возможным только тогда, когда все педагоги будут в полной мере владеть и быть активными пользователями информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Эволюция мобильных приложений привела к радикальным изменениям. Для успешного внедрения модернизированных систем обучения появляется необходимость в технологиях, которые позволят работать с ними произвольному количеству пользователей, предоставляя хорошую обучающую среду.
Стоит отметить, что во внедрении в образовательный процесс мобильного обучения есть как преимущества, так и недостатки. Данный вид обучения на своем этапе формирования становится реальным в успешном осуществлении. Ученые ЮНЕСКО выделяют ряд преимуществ мобильного обучения [2].
• Мобильность. Современные смарт-гаджеты дают возможность организовать и оптимизировать учебный процесс вне зависимости от места и времени. У такого рода мобильности существуют два аспекта: во-первых, возможность реализации образовательных программ несмотря на местоположение квалифицированного специалиста. Во-вторых, легкость в доступе с разных устройств, за счет использования систем облачного хранения. В случае смены сотового телефона обучающийся будет иметь доступ ко всей ранее имевшейся информации. Вдобавок к тому, для выполнения разных по степени сложности заданий он с легкостью сможет использовать разные устройства.
• Перманентность образования. Если сравнивать с предшествующими годами, то использование информационных технологий было ориентировано на стационарные устройства. Но на данном этапе формирования и развития технологии предполагают непрерывный доступ к информационной базе. Так как мобильные устройства зачастую находятся и принадлежат одному владельцу, делают процесс образования непрерывным: следовательно, представляется возможность выполнять задания в любое удобное для них время, а преподаватели могут выносить пассивную долю обучения за пределы класса. Мобильные приложения дают возможность вести непрерывное обучение в местах военных конфликтов и даже в зонах катастроф, что является демонстрированием еще одного проявления непрерывности.
• Персонализация обучения. Мобильные приложения предоставляют обучающему самостоятельно выбирать содержимое определенных курсов, уровень сложности и прочий контент. А также продвигаться на следующий уровень сложности в зависимости от личных предпочтений и усвоенных знаний, самостоятельно оценивать свои результаты и выполнять дополнительные задания для закрепления материала. Кроме того, мобильный телефон позволяет каждому ученику изучать материал в той форме, в какой ему удобнее. То есть создатель образовательных программных обеспечений, в целях улучшения качества предоставляемых услуг, должен адаптировать одну и ту же информацию, а также способы ее воспроизведения (текст, графика, видео, аудио), для повышения эффективности.
• Улучшение качеств коммуникации. Мобильные устройства допускают легкость в выстраивании быстрого и качественного общения между преподавателем и обучающимся. Обратная связь с учениками позволяет преподавателям отслеживать показатель успеваемости отдельно по заданному учащемуся.
Есть и другие преимущества, представленные в разных источниках [3, с. 25]:
• обеспечение ряда диалоговых возможностей;
• использование мобильных устройств подстегивает интерес к обучению у тех студентов, которые вели себя скованно и не проявляли энтузиазм при традиционной подаче;
• автономное обучение и обмен информацией;
• сортировка информации для облегчения поиска по определенным критериям;
• практическая работа с различного рода технологиями – доступ к материалам не только об изучаемой теме, но и дополнительные знания, возможности использования различного рода технологий, что дает студентам возможность достижения необходимого уровня образованности;
• обзор различных по типу формата материалов (видео- и аудиоматериалов обучающего характера);
• шанс развития в ногу со временем и др.
Несмотря на плюсы, также имеются определенные недостатки [3, с. 33–34]:
• с ростом использования мобильных приложений идет спад развития коммуникабельности, так как контакт между учащимся и преподавателем будет минимизирован. Следовательно, данная форма обучения будет тормозить развитие таких качеств, как коммуникабельность, уверенность, лидерство, а также умение работать в команде;
• трудности со свободным доступом в интернет в некоторых регионах, необходимым для использования удобной работы приложений на гаджетах;
• капитальные финансовые затраты на запуск качественного мобильного приложения;
• при неумении работать с техническим устройством могут возникать прочие трудности в изучении материала, а также в его усвоении;
• потеря концентрации при чтении объемных текстовых отрывков, которые отсутствуют в ряде мобильных приложений.
Но, несмотря на данные недостатки, часть из них могут быть полностью или частично устранены. Так, к примеру, повысить простоту использования можно с помощью пошаговой инструкции.
На сегодня число мобильных приложений насчитывается около 1,5 миллиарда единиц, что превосходит количество стационарных компьютеров почти в три раза. И нельзя пренебрегать таким фактором, как актуальность площадки мобильных приложений. Поскольку для получения доступа к разным типам информации использование мобильных устройств гораздо удобнее. Зачастую студенты используют смарт-девайсы, коммуникаторы и планшетные компьютеры не только в игровых, но и в образовательных целях.
Иначе говоря, работа с мобильным устройством способствует формированию технической компетенции учащегося и ослабляет его возможности для коммуникативной компетенции.
Машинная и быстрая проверка заданий предоставляет учащимся шанс получать наиболее актуальную информацию об их прогрессе [3, с. 580]. Вдобавок программа мобильного приложения самостоятельно производит анализ ошибок и с их учетом предоставляет рекомендации и упражнения для их устранения.
Также стоит акцентировать особую роль технологии управления электронным образованием. Очное образование с использованием мобильных приложений тесно граничит с электронным образованием. В связи с этим следует отметить компанию Knewton, которая активно применяла технологии анализа данных в сфере образования. Готовая платформа дает возможность любому учебному заведению внедрить персонализированное обучение – это прогресс вперед на пути развития в сфере образовательных технологий.
К примеру, преподаватель удаленно будет иметь возможность в пару нажатий мыши оценить знания отдельно взятого учащегося по своему предмету, в удобный для него момент времени. Данные технологии позволят преподавателям значительно облегчить и ускорить определение трудностей, скорректировать темы, а также частично изменить процесс обучения, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях для отдельного ученика. В связи с этим преподаватель будет располагать большим свободным временем для вдохновения учеников и обучения.
Для получения поставленных перед обучающимся целей адаптивное обучение Knewton обеспечивает высокую вероятность того, что пользователь будет обеспечен правильным образовательным материалом. Допустим, если студент неудовлетворительно справляется с выбранным набором вопросов, то данная платформа сможет предположить, какие темы, касательно данного списка вопросов, оказались затруднительными, и предложить ему материал для увеличения уровня понимания именно проблемных тем.
Ежегодный набор студентов в Аризонский государственный университет составляет 70 000 человек, что является высоким показателем зачисляемости среди учебных заведений США. Майкл Кроу, являясь президентом вуза, назвал свое учебное заведение «новым американским университетом», выбрав стратегию активного внедрения технологических новшеств в области мобильного и электронного обучения. В 2011 г. начался эксперимент по внедрению адаптивного обучения, в котором принял участие Knewton, а также его партнер – компания Pearson, которая является гигантом среди платных образовательных услуг. Предварительные итоги эксперимента показали, что результаты улучшились на 18% [3, с. 353, 355].
Так же стоит отметить опыт внедрения мобильных технологий в ОмГТУ. За прошедшие несколько лет был внедрен целый ряд технологий в вуз[4]:
• облачное хранилище iSpringCloud для публикаций мобильных образовательных ресурсов;
• среда разработки мобильных разноформатных учебных материалов на базе продуктов iSpring;
• создание официального канала на портале YouTube для размещения видеороликов;
• программное обеспечение системы Mirapolis Virtual Room для участия в вебинарах;
• разработка учебных материалов на мобильных устройствах в офисных приложениях.
С помощью данных программных обеспечений преподаватели имеют широкий ряд возможностей начиная от создания мультимедийных, интерактивных курсов, предназначенных для использования не только на персональных компьютерах, но и в мобильных устройствах. Данный ряд программ дает возможность студентам просматривать и прослушивать видео- и слайд-лекции на своих смартфонах, планшетах в любое время и в любом месте неограниченное количество раз. А после ознакомления с учебным курсом перед студентами открывается возможность оценить свои полученные знания, посредством прохождения тестирования.
Преимущества используемых приложений:
• интуитивно понятный интерфейс;
• удобная библиотека образовательных материалов;
• мгновенный доступ к избранным материалам;
• просмотр курсов в режиме офлайн.
Для представления преподавателям новой формы и методов мобильного обучения на базе ОмГТУ проводятся специализированные курсы повышения квалификации. На курсах рассматриваются не только новые программы для создания образовательного контента и инструменты коммуникаций, но и психолого-педагогические аспекты использования инновационных технологий.
Подводя итоги, можно сказать, что «мобильное» обучение – это такая учебная активность, с использованием не исключительно, а преимущественно портативные устройства, такие как телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры, иногда ноутбуки и др., но не обычные настольные стационарные компьютеры (IADIS International Conference Mobile Learning) [4].
Ввод мобильных приложений в процесс обучения становится доступным благодаря многочисленному набору функций (голосовая связь, обмен сообщениями, обмен видео- и аудиоматериалом и прочее).
С помощью таких технологичных устройств учащиеся имеют возможность решения рядя образовательных задач [5].
– обмен административной и организационной (расписание занятий, оплата за обучение и т.п.);
– персонализированная медиабаза электронных образовательных ресурсов, удобное использование образовательного контента научная и художественная литература, справочники, словари, аудиовизуальная информация);
– формирование тренингов с использованием обучающих программ, поисковых систем и интернет-ресурсов, коллективного взаимодействия обучающихся и преподавателей, дополнительных сервисов (система глобального позиционирования и т.п.);
– консультирование и разъяснение;
– обмен мгновенными сообщениями, пересылка информации;
– вебинары, социальные сети;
– тестирование и другие виды контроля успеваемости.
Данный формат обучения функционирует в настоящем времени, обеспечивая актуальными информационными материалами. Мобильное обучение, с одной стороны, создано на обоюдном сотрудничестве, но с другой стороны, столь индивидуально в создании учебных сообществ.
Качественная модернизация и обновление нынешних методик обучения так необходимы современному образовательному процессу обучения учащихся. И использование мобильных програм-мных обеспечений – один из эффективных и доступных способов повышения мотивации не только преподавателей, но и студентов. И в целом с помощью новых технологий сделают процесс получения образования более привлекательным для подрастающего поколения.
Также следует отметить, что большую роль в образовательном процессе все равно будет занимать взаимоотношение учащегося и учителя, так как было уже отмечено, что студенты в основном ознакомлены только с игровыми компьютерными и мобильными приложениями и используют свою технику для развлечения. Но по мере внедрения мобильных приложений в систему образования будут происходить сдвиги и в восприятии, так как это не будет чем-то радикально новым и студенты не будут воспринимать задания на экране гаджета лишь как очередную красочную игрушку.
Таким образом, предложенный подход к организации обучения студентов с использованием мобильных устройств расширяет условные рамки за счет использования новых возможностей мобильных платформ. Он расширяет среду обучения и выходит за ее пределы. Полученный опыт использования образовательных технологий показал их осуществимость и эффективность в современной реализуемой образовательной практике. Применение подобных новшеств в системе образования способствует успешному освоению изученного материала.
В заключение всего вышеперечисленного можно утверждать, что мобильное обучение не заменит традиционного, но оно может быть использовано в качестве дополнения к обучающему процессу в высшей школе и как компонент смешанного обучения. Активное применение мобильного обучения не ставит целью замену компьютеров на портативные гаджеты, а скорее расширяет и дополняет образовательную среду интересными и актуальными методами, которые все предпочтительней и доступнее для студентов.