использование остатков субсидии на государственное задание
Энциклопедия решений. Использование в бюджетном и автономном учреждениях остатков (экономии) средств субсидии на выполнение госзадания прошлого года
Использование в бюджетном (автономном) учреждении остатков (экономии) средств субсидии на выполнение госзадания прошлого года
Специалисты финансового ведомства указывают, что остатки субсидии на выполнение задания (экономия) могут быть, в частности, израсходованы (см. Раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22 октября 2013 года):
— на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления;
— на приобретение оборудования;
— на повышение заработной платы сотрудникам учреждения.
Внимание
Если при определении нормативных затрат и расчете размера субсидии на выполнение госзадания использовались завышенные налоговые ставки, средства субсидии, возвращаемые налоговыми органами, не являются по своей экономической сути остатками, не использованными по состоянию на начало текущего финансового года. Соответственно, они должны быть направлены в доход бюджета (письмо Минфина России от 31.12.2014 N 02-03-11/69256).
В учреждении может быть составлена отдельная подробная Смета, в соответствии с которой будут расходоваться остатки субсидии. При этом объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых являются такие остатки, должны быть отражены в Плане ФХД.
Итак, в учреждении по виду деятельности «4» на 1 января 2017 года числится остаток денежных средств. Означает ли это, что весь остаток может быть израсходован в порядке, предусмотренном ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ и ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ?
Для ответа на этот вопрос необходимо провести анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Внимание
Положения Инструкции N 157н и иных нормативных правовых актов не обязывают учреждение иметь остатки денежных средств на лицевом счете (счете в кредитной организации) под сформированный резерв предстоящих расходов. В то же время руководителем бюджетного (автономного) учреждения может быть принято решение о резервировании части оставшихся средств в целях финобеспечения отложенных обязательств.
По итогам года учреждением могут быть не достигнуты показатели задания, характеризующие объем государственной (муниципальной) услуги (работы). В этом случае согласно ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ и ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ возврат в бюджет остатка субсидии на выполнение задания может быть предусмотрен федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами*(1). Бюджетными и автономными учреждениями должен быть возвращен не весь остаток средств, а только сумма, соответствующая не достигнутым показателям задания. При этом основанием для возврата является отчет о выполнении задания (см. п. 46 Положения N 640).
Например, федеральным учреждениям остатки субсидии, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2017 года необходимо вернуть не позднее 1 апреля 2017 года (п. 40 Правительства РФ от 30.12.2016 N 1551). При этом, специалисты Минфина России в письме от 14.01.2016 N 02-01-09/787 напомнили, что информация о тех федеральных учреждениях, которые не вернут своевременно соответствующие остатки субсидий на госзадание, будет передана в контролирующие органы.
Примечание
На что обратить внимание при определении суммы субсидии, подлежащей возврату в бюджет?
1. У учреждений возникает обязанность по перечислению в доход бюджета именно той суммы, которая соответствует не достигнутым показателям задания. Соответственно, если на 1 января фактический остаток средств по виду деятельности «4» на лицевом счете и в кассе меньше суммы задолженности, придется привлекать средства по виду деятельности «2» (письмо Минфина России от 12.04.2016 N 02-01-09/20629).
2. Единая методика расчета остатка субсидии, подлежащего перечислению в доход бюджета, в настоящее время не утверждена. Конкретный порядок расчета может быть разработан и утвержден учредителем. В частности, с учетом специфики деятельности учреждения может быть предусмотрен расчет в разрезе каждой услуги (работы). В то же время определение остатка субсидии в целом по утвержденному государственному (муниципальному) заданию также не противоречит действующему законодательству.
3. При предоставлении субсидии учредитель имеет право определить объем недовыполнения задания (в процентах), при котором это задание будет считаться выполненным. Если учреждение уложится в эти рамки, возвращать остаток субсидии не придется.
4. Возврат субсидии осуществляется только в том случае, когда не достигнуты показатели задания по объему услуг (работ). Аналогичных требований, связанных с невыполнением показателей задания в части сроков оказания услуг (выполнения работ) и качества услуг (работ), действующее законодательство не содержит.
На федеральном уровне специалисты Минфина России рекомендуют определять сумму субсидии, подлежащую возврату в бюджет (письмо Минфина России от 05.02.2016 N 02-01-09/5870):
— в разрезе каждой услуги (работы);
— пропорционально невыполненному объему каждой услуги (работы);
— с учетом возможного отклонения, в пределах которого задание считается выполненным (если такой показатель устанавливался).
В бухгалтерском учете бюджетного (автономного) учреждения операции по возврату в доход бюджета остатка субсидии, образовавшегося в связи с недостижением по итогам прошлого года установленных заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ), в соответствии с п. 152 Инструкции N 174н и п. 180 Инструкции N 183н отражаются с применением следующих корреспонденций счетов:
Основание для отражения операции
Начислена задолженность по возврату в доход соответствующего бюджета остатка субсидии, образовавшегося в связи с недостижением установленных заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ)
Отчет о выполнении государственного (муниципального) задания, представленный учредителю
Перечисление остатка в доход соответствующего бюджета
(в графе «код БК» Заявки на кассовый расход указывается код доходов 000 1 13 02990 00 0000 130) *(3))
Выписка из лицевого счета (ф.ф. 0531962, 0531963)
Может возникнуть и такая ситуация: задание учреждением выполнено не в полном объеме, но требование о возврате в бюджет остатка субсидии в публично-правовом образовании не предусмотрено. До корректировки положений ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ и ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ в такой ситуации остаток субсидии на выполнение задания можно было потратить на любые цели, ради которых создано учреждение, в т.ч. в рамках приносящей доход деятельности. Теперь же при расходовании этого остатка необходимо строго соблюдать те требования по целевому использованию, которые были установлены при предоставлении субсидии.
Как видим, в порядке, предусмотренном ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ и ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, может быть израсходован далеко не весь остаток денежных средств по виду деятельности «4», а только сумма экономии субсидии на выполнение задания, полученная по итогам года. Применение иного подхода может стать поводом для претензий со стороны контролирующих органов.
1) размер субсидии был необоснованно завышен, в том числе и в связи с некорректным определением размера нормативных затрат;
2) остатки образовались в связи с неэффективной работой учреждения, низким качеством оказания государственных (муниципальных) услуг, и, как следствие, снижением спроса на государственную (муниципальную) услугу.
Таким образом, учреждению желательно оформить документы, подтверждающие, что образовавшиеся остатки не являются следствием перечисленных выше обстоятельств, а получены в результате проведенной работы по экономии средств. Например, могут оформляться Планы экономии, а также Отчеты (расчеты) по итогам выполнения данных планов.
Может ли экономия субсидии быть «зафиксирована» в течение года?
Каким образом может быть оформлена экономия, запланированная и достигнутая в течение года? В настоящее время вопрос остается открытым. При этом отсутствие документального подтверждения наличия экономии средств субсидии на момент осуществления расходов, не учитываемых в явном виде при определении размера этой субсидии, может послужить поводом для претензий со стороны контролирующих органов (см., например, решение АС Ивановской области от 28.08.2015 по делу N А17-2519/2015).
При условии достижения экономии средств субсидии в течение года учреждение имеет право осуществлять расходы по определенному направлению с превышением объема расходов, который был предусмотрен по этому же направлению нормативными затратами, или же вообще осуществлять расходы не учитываемые при определении размера нормативных затрат.
Пример
При расчете нормативных затрат учитывался размер суточных 100 рублей, а с учетом экономии учреждение в установленном порядке согласно Плану ФХД может выплачивать суточные в размере 300 рублей.
Полагаем, чтобы обосновать возможность подобного расходования средств в течение года необходимо:
— иметь в распоряжении расчет нормативных затрат, на основании которого был определен размер субсидии на выполнение задания в соответствующем году;
— иметь План экономии, согласно которому увеличение расходов по одному направлению осуществляется за счет снижения (по сравнению с нормативными затратами) расходов по другому направлению;
— осуществлять только те расходы, которые связаны с выполнением задания.
*(1) Напомним, до корректировки положений ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ и ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ не существовало механизмов отзыва (изъятия) у бюджетного (автономного) учреждения средств субсидии на выполнение задания при невыполнении им в полном объеме задания. В то же время остатки субсидии могли быть отозваны (изъяты) на основании положений Соглашения о предоставлении субсидии или возвращены учреждением в добровольном порядке. А так как согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ субсидии выделяются в качестве финобеспечения выполнения вполне конкретного задания, то отзыву (изъятию) средств обязательно должна была предшествовать корректировка задания в сторону уменьшения его объемных показателей.
Невыполнение задания, не сопровождающееся внесением изменений в задание, не являлось основанием для уменьшения объема субсидии текущего года. Более того, учредитель не вправе был учесть объем неиспользованных остатков субсидии на 1 января очередного года путем увеличения подведомственному учреждению задания в очередном финансовом году или путем уменьшения объема субсидии на государственное (муниципальное) задание на очередной финансовый год. Данная правовая позиция сформулирована в письме Минфина России от 11.01.2013 N 02-13-10/28, Рекомендациях Минфина России от 22 октября 2013 года. Однако на практике отдельные органы все-таки принимали решение об уменьшении объема субсидии очередного года, если остаток субсидии был обусловлен невыполнением задания (см., например, п. 10 Порядка, утв. приказом Минрегиона России от 30.12.2011 N 645; п. 12 Порядка, утв. приказом Минкультуры России от 05.12.2011 N 1122; п. 2.27 Порядка, утв. постановлением Министерства спорта и туризма Астраханской области от 11.10.2012 N 29-п).
*(2) Счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках.
*(3) Федеральные бюджетные и автономные учреждения указывают код доходов 000 1 13 02991 01 0400 130 «Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета (средства, поступающие от возврата учреждениями субсидий на выполнение ими государственного задания прошлых лет». Коды бюджетной классификации для зачисления остатков субсидий в доход бюджетов субъектов РФ приведены в письме Минфина России от 29.04.2016 N 02-05-11/25399.
Субсидия на госзадание: поступление и расходование
Автор: Тончин А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В материале рассмотрим порядок предоставления автономным учреждениям субсидий из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания (далее – субсидии на госзадание), а также приведем корреспонденции счетов по операциям с субсидиями с учетом Письма Минфина РФ от 04.02.2020 № 02-06-07/6939.
Порядок предоставления субсидии на госзадание
Субсидии, выделенные автономному учреждению на выполнение госзадания, предоставляются в порядке, установленном:
для федеральных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
для государственных (муниципальных) учреждений субъектов РФ – актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
для муниципальных учреждений – муниципальными правовыми актами местной администрации.
Объем субсидии
Объем субсидии на госзадание определяется учредителем исходя из расчета нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в рамках государственного (муниципального) задания и нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов. Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и содержание имущества определяются расчетным путем в порядке, установленном учредителем в отношении подведомственных ему учреждений с учетом отраслевой специфики по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (соответствующими государственными органами субъекта РФ, муниципального образования).
Основание для предоставления субсидии
Субсидии на госзадание предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого между учредителем и автономными учреждениями.
К сведению: типовая форма соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н.
Порядок использования остатков субсидии
В случае если в результате экономии у автономного учреждения остались не использованные в текущем финансовом году средства субсидии на госзадание, учреждение может расходовать эти остатки в очередном финансовом году, только если оно достигнет показателей госзадания, характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги или работы. Если такие показатели не достигнуты учреждением, оно возвращает в бюджет остаток субсидии на выполнение задания в объеме, соответствующем недостигнутым показателям (п. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ).
Учет операций в рамках субсидии на госзадание
Операции по поступлению субсидии
Согласно п. 30, 31 СГС «Доходы» субсидии, предоставленные на условиях возврата части средств в связи с невыполнением условий соглашений (неиспользованных средств субсидий), признаются безвозмездными поступлениями, предоставляемыми с условиями предоставления актива, и подлежат отражению автономным учреждением на дату возникновения права на их получение в соответствии с соглашением в качестве доходов будущих периодов (на счете 4 401 40 131). Доходы будущих периодов признаются в бухгалтерском учете в составе текущего отчетного периода по мере выполнения условий соглашения в части, относящейся к соответствующему отчетному периоду.
Типовые корреспонденции счетов по операциям, связанным с поступлением субсидии на госзадание, приведены в таблице.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Основание
Отражены плановые назначения по поступлениям субсидии на госзадание
Утвержденный план ФХД
Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидий на госзадание
Соглашение о предоставлении субсидии
Поступила субсидия на госзадание на лицевой счет
4 201 11 510
Забалансовый счет 17 (код вида доходов 130, код 131 КОСГУ)
Выписка из лицевого счета, копии платежных документов
Поступило финансовое обеспечение за счет субсидии на госзадание
Автономное учреждение заключило с учредителем соглашение о предоставлении субсидии на госзадание в сумме 50 000 000 руб. За I и II кварталы на лицевой счет учреждения поступило 25 000 000 руб.
В бухгалтерском учете АУ отражены следующие операции:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражены плановые назначения по поступлениям субсидии на госзадание
Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидий на госзадание
Поступили на лицевой счет средства субсидии на госзадание
4 201 11 510
Забалансовый счет 17 (код вида доходов 130, код 131 КОСГУ)
Отражено поступление финансового обеспечения за счет субсидии на госзадание
Корректировка показателей доходов будущих периодов
Корректировка показателей доходов будущих периодовот предоставления субсидий с условиями (увеличение, уменьшение) отражается в случае внесения изменений в соглашение (заключения дополнительного соглашения) на сумму изменений объема предоставляемой субсидии.
Операции по корректировке плановых назначений и принятых обязательств в связи с увеличением объемов госзадания отражаются в таком же порядке, как при заключении соглашения о предоставлении субсидии на госзадание, а уменьшение объемов госзадания – обратными корреспонденциями счетов.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Основание
Изменены показатели плана ФХД в связи с уменьшением объема госзадания
Измененное соглашение, дополнительное соглашение
Уменьшены доходы будущих периодов в связи с уменьшением объема госзадания
В связи с увеличением объемов госзадания в III квартале автономному учреждению дополнительно выделены средства субсидии в размере 1 000 000 руб.
На основании дополнительного соглашения, а также изменений, внесенных в план ФХД автономного учреждения, в бухгалтерском учете отражены следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Увеличены показатели плана ФХД в связи с увеличением объема госзадания
Увеличены доходы будущих периодов в связи с увеличением объема госзадания
Признание доходов текущего финансового года
Признание доходов текущего финансового года по операциям от предоставления субсидий на госзадание осуществляется на основании:
1) отчета о выполнении государственного (муниципального) задания;
2) извещения (ф. 0504805), формируемого в целях отражения расчетов по предоставленным (полученным) субсидиям для целей составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в случае отсутствия на дату формирования учреждениями бухгалтерской (финансовой) отчетности вышеуказанного отчета по субсидиям.
Данные операции отражаются следующей корреспонденцией счетов:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Основание
Признаны доходами текущего (отчетного) периода доходы будущих периодов – субсидии на госзадание
Извещение (ф. 0504805), отчет о выполнении госзадания
По окончании финансового года автономное учреждение представило учредителю извещение (ф. 0504805), в котором отражены записи по начислению доходов текущего периода в рамках субсидии на госзадание в размере 51 000 000 руб.
В бухгалтерском учете АУ отражена следующая корреспонденция счетов:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Признаны доходы текущего (отчетного) периода по субсидии на госзадание
Операции по расходованию средств субсидии на госзадание
Типовые корреспонденции счетов по указанным операциям приведены в таблице.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Основание
Отражены плановые назначения по расходам в рамках субсидии на госзадание
Утвержденный план ФХД
Приняты обязательства за счет субсидии на госзадание
Документ-основание по принятию обязательств
Перечислен аванс за поставку товаров, выполнение работ, оказание услуги учреждению за счет субсидии на госзадание
4 201 11 610
Забалансовый счет 18 (КВР ххх, код ххх КОСГУ)
Документ-основание по принятию денежных обязательств, платежное поручение
Приняты денежные обязательства за счет субсидии на госзадание
Начислены расходы по поставленным товарам, выполненным работам, оказанным услугам учреждению за счет субсидии на госзадание
4 109 хх 2хх
4 401 20 2хх
4 106 хх 3хх
4 105 хх 34х
4 208 хх 667
4 302 хх 73х
4 303 хх 731
Документ-основание по принятию денежных обязательств
Приняты денежные обязательства за счет субсидии на госзадание
Оплачена кредиторская задолженность за счет субсидии на госзадание
4 208 хх 567
4 302 хх 83х
4 303 хх 831
4 201 11 610
Забалансовый счет 18 (КВР ххх, код ххх КОСГУ)
В плане ФХД автономного учреждения предусмотрены расходы на уплату земельного налога за счет средств субсидии на госзадание в сумме 150 000 руб.
За I и II кварталы произведены авансовые платежи по земельному налогу в размере 75 000 руб.
В бухгалтерском учете АУ сделаны следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражены плановые назначения по расходам в рамках субсидии на госзадание
Приняты обязательства за счет субсидии на госзадание
Начислены расходы по уплате налога за счет субсидии на госзадание
Приняты денежные обязательства за счет субсидии на госзадание
Уплачен земельный налог за счет субсидии на госзадание
4 201 11 610
Забалансовый счет 18 (КВР 851, код 291 КОСГУ)
Возврат остатка субсидии на госзадание
Возвратосуществляется только в связи с недостижением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ). Объем субсидии, подлежащей возврату в бюджет, рассчитывается исходя из объема недостигнутых показателей на основании отчета о выполнении государственного (муниципального) задания.
В случае уменьшения объема государственного (муниципального) задания в бухгалтерском учете отражается уменьшение доходов будущих периодов.
Типовые корреспонденции счетов по данным операциям приведены в таблице.
Содержание операции
Дебет
Кредит
Основание
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий на госзадание:
– в связи с недостижением показателей госзадания
Извещение (ф. 0504805), отчет о выполнении госзадания
– в связи с уменьшением объема госзадания
Перечислены остатки субсидии на госзадание в доход бюджета:
– в связи с недостижением показателей госзадания
4 201 11 610
Забалансовый счет 18 (код аналитики 610, код 610 КОСГУ)
Выписка из лицевого счета, копии платежных документов
– в связи с уменьшением объема госзадания (в текущем финансовом году)
4 201 11 610
Забалансовый счет 18 (код аналитики 610, код 610 КОСГУ)
Согласно отчету автономного учреждения о выполнении госзадания за год некоторые показатели не достигнуты. По результатам произведенных учредителем расчетов учреждение обязано вернуть в бюджет остаток субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, в сумме 65 000 руб.
В бухгалтерском учете АУ отражены следующие записи:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии на госзадание
Перечислены в доход бюджета остатки субсидии на госзадание
4 201 11 610
Забалансовый счет 18 (код аналитики 610, код 610 КОСГУ)
Если для возврата имеющегося остатка субсидии на госзадание недостаточно, то учреждение вправе использовать средства от приносящей доход деятельности (письма Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, от 11.04.2016 № 02-04-09/20394, № 02-01-09/20629).
По мнению автора, для отражения данных операций можно использовать корреспонденции счетов по аналогии с корреспонденциями по возврату субсидий на иные цели (приведены в Письме Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-10/84803).
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии на госзадание
Перенесена задолженность по возврату субсидии на госзадание с КВФО 4 на КВФО 2
Перечислены (возвращены) в доход бюджета остатки субсидии на госзадание
2 201 11 610
Забалансовый счет 18 (код аналитики 610, код 610 КОСГУ)