испытание опытного образца плавдачи коттедж ссылку не разрешают
Испытания опытного образца плавдачи «Коттедж»
В том же году на реке Вятке были проведены межведомственные испытания опытного образца плавдачи, которые подтвердили высокие эксплуатационные характеристики «Коттеджа». С 1990 г. плавдача серийно изготавливается Сосновским судостроительным заводом.
Основные характеристики лодки-дачи «Коттедж»
Длина габаритная, м | 7,0 |
Ширина габаритная, м | 3,0 |
Высота борта (по герметичному понтону), м | 0,60 |
Высота корпуса с надстройкой, м | 2,78 |
Минимальная высота в каюте, м | 1,98 |
Грузоподъемность, кг | 500 |
Пассажировместимость. чел. | 4 |
Масса порожнем, кг | 2100 |
Осадка при полном водоизмещении, м | 0,36 |
Предельно допустимая мощность ПМ, л. с. | 30 |
Мощность ПМ, рекомендуемого к установке, л. с. | 12 |
Расчетная предельная высота волны при эксплуатации, м | 0,45 |
Кроме эксплуатации в системе организованного туризма и проката «Коттедж» может быть использован и индивидуальными владельцами. Передвижение плавдачи возможно в условиях автономного плавания под подвесным мотором (в составе экипажа в этом случае должен быть человек, имеющий права судоводителя-любителя) или в режиме буксировки другим судном с места базирования в зоны отдыха и обратно.
Ходовые испытания опытного образца проводились под моторами «Ветерок-8», «Ветерок-12» и «Вихрь-30». При движении под мотором «Ветерок-8» против быстрого встречного течения (на Вятке в некоторых местах скорость течения составляет около 13 км/ч) и сильном ветре мощности мотора оказывается недостаточно, поэтому рекомендуется устанавливать мотор мощностью не менее 12 л. с. Правда, установка 30-сильного «Вихря» не дает большого прироста скорости — под «Ветерком-12» скорость хода плавдачи составляет 6,2 км/ч, а под «Вихрем» — 8,5 км/ч, зато расход горючего возрастает, как минимум, вдвое.
Корпус плавдачи выполнен из алюминиево-магниевого коррозионностойкого сплава АМг5 и состоит из прямоугольной платформы (3,0X7,0 м), установленной на двух герметичных понтонах-поплавках. Конструктивно платформа выполнена в виде гофрированной панели из листов толщиной 3 мм без использования приварного набора, благодаря чему удается уменьшить коробление конструкции при сварке и трудоемкость производства. Панель с гофрами (высотой 60 мм и шагом 290—300 мм) обладает достаточной жесткостью и прочностью как при действии сосредоточенных нагрузок на палубе, так и при скручивании корпуса при движении лодки на волнении под углом к направлению бега волн.
Платформа соединена с понтонами на болтах, что позволяет легко заменять понтоны при их сильном повреждении либо в других случаях. Понтоны имеют безнаборную цельносварную конструкцию, изготовленную из листов толщиной 3 мм. Их поперечное сечение в подводной части выполнено по радиусу 400 мм. В надводной части борта вертикальны; общая высота равна 600 мм. Каждый понтон разделен водонепроницаемыми переборками на четыре изолированных отсека, что обеспечивает непотопляемость и аварийную остойчивость лодки даже при затоплении двух соседних отсеков понтона.
Выбранное поперечное сечение понтонов обеспечивает более высокую остойчивость и запас плавучести на больших углах крена, чем при нередко применяющихся на катамаранах поплавках в виде круговых цилиндров. В этом можно убедиться, проанализировав упрощенную схему погружения понтонов при крене. На «Коттедже» у погружаемого понтона площадь ватерлинии и объем при накренении постоянно увеличиваются вплоть до начала входа в воду кромки палубы понтона. Соответственно увеличивается и момент, стремящийся восстановить судно в нормальное положение.
Если понтон имеет поперечное сечение в виде кругового цилиндра, то площадь ватерлинии после погружения в воду половины сечения постоянно уменьшается и может полностью резко исчезнуть; при этом исчезнет и резерв непроницаемого надводного водоизмещающего объема понтона с одного борта, в результате чего судно может неожиданно опрокинуться.
Надстройка плавдачи собрана из листов алюминиево-магниевого сплава толщиной 2 мм, снабжена изнутри теплоизоляцией из пенопласта и фанерной зашивкой. Как вариант исполнения, для зашивки бортов может применяться декоративный пластик.
Был проработан и вариант исполнения надстройки полностью из дерева, который обеспечивает большую комфортность пребывания человека в каюте. Однако в связи с трудностями приобретения и переработки большого объема пиломатериалов завод предпочел металлическую конструкцию. Стенки надстройки выполнены с применением контактной точечной сварки, что позволяет получить хороший товарный вид конструкции.
Крыша надстройки, как и платформа, изготовлена в виде прочной гофрированной панели. Крыша используется как солярий; ее прочность достаточна и в случае, если здесь одновременно расположится весь экипаж плавдачи. Для этого случая рассчитана и остойчивость «Коттеджа». Для безопасности крыша ограждена леерным ограждением и закрывается деревянными сланями. Часть этой верхней площадки перекрывается съемным солнцезащитным тентом.
Каюта оборудована четырьмя стационарными спальными местами с мягкими матрасами: два места на широком диване и два — на двухъярусной койке. Имеются вместительный платяной шкаф, обеденный стол с расположенными вокруг рундуками с мягкими сиденьями на четыре человека, большой разделочный стол для приготовления пищи, оборудованный мойкой. На стенках надстройки навешены расходный бак пресной воды, полка для посуды и книжная полка (над диваном). Предусматривается в одном из вариантов поставки комплектовать плавдачу портативной газовой плитой. Газовый баллон (емкостью 20 или 5 л) предусмотрено хранить в специальном рундуке снаружи надстройки.
Освещение каюты осуществляется двумя потолочными светильниками с питанием от аккумуляторной батареи напряжением 12 В, устанавливаемой в кладовой. Предусмотрен также вариант электрооборудования с подключением его к береговой сети напряжением 220 В.
В корме для установки подвесного мотора предусмотрен специальный кронштейн, являющийся частью платформы. Пост рулевого расположен на высоком кормовом рундуке, откуда обеспечивается хороший круговой обзор акватории и судоходной обстановки. Управление поворотом, «газом» и реверсом осуществляется с помощью ДУ, выпускаемого Калужским турбинным заводом.
Размерения плавдачи позволяют перевозить ее железнодорожным транспортом без каких-либо ограничений. Перевозка же автотранспортом требует согласования с ГАИ на местах с учетом типа используемого транспортного средства и требований по обеспечению допустимых предельных габаритов груза. В первую очередь это касается общего габарита по высоте: при перевозке на грузовиках и прицепах со стандартной высотой платформы этот габарит равен 4,2 м. При необходимости обеспечения меньшего габарита по высоте или в случае перевозки на транспорте с высокой платформой следует снять леерное ограждение на крыше, что, впрочем, не представляет большой сложности.
Для упрощения операции погрузки на транспорт и спуска на воду плавдача комплектуется стальной траверсой с четырьмя тросами, закрепляемыми с помощью такелажных скоб к специальным рымам на корпусе.
На зимнее хранение плавдачу можно вытаскивать волоком по пологому берегу, для чего предусмотрены специальные рымы в носовой части и наружные килевые профили на днище понтонов. Кстати, «Коттедж» может использоваться как хозяйственное или жилое помещение не только на плаву, но и на берегу.
Пять основных ошибок при самостоятельном строительстве плавдачи
Более 10 лет мы строим суда для жизни на воде. Используя свой опыт и анализируя то, что строят другие, мы подметили ряд основных ошибок при строительстве плавдач, которые приводят к лишним тратам денег или к провалу всего проекта.
Зачастую плавдачи люди строят самостоятельно из-за того, что рынок этого товара, как в нашей стране, так и во всем мире, очень скуден. Выбор невелик. Как правило, он узконаправлен, и служит для решения только одной задачи. Например, для путешествий (в США и Австралия) или для проживания на воде (в Нидерландах и Франции).
Вторая причина, по которой люди становятся на не легкий путь самодельщика – отсутствие достаточного количества средств, для покупки готовой плавдачи.
Как известно, дешевле учится на ошибках других, поэтому просто прочитав эту статью, вы сможете сэкономить свои кровные, которым потом придумаете лучшее предназначение.
ОШИБКА № 1:
Я уже не говорю про то, что если вы собираетесь эксплуатировать ваш плавучий дом на судоходных водоемах. В этом случае показывать документы на него придется часто, даже если он и стоит всегда на одном месте.
Наверное, вы уже поняли, что мы хотим сказать таким длинным вступлением? Да! Мы считаем, что самая большая ошибка – это не уделить должного внимания легализации вашего дома.
В нашей стране, если ваш предполагаемый плавучий дом не длиннее 20-ти метров, то регистрировать его будет региональный отдел ГИМС. И прежде чем закупать доски и гвозди, следует зайти в эту организацию, желательно предварительно нарисовав карандашом на вырванном из тетрадки листке в клеточку набросок вашего будущего дворца.
Гораздо проще менять планировку, высоту борта, центр тяжести и остойчивость, карандашом на листочке, чем потом пилой и зубилом на, с таким трудом построенной, плавдаче. А менять все равно придется, потому что каждый инспектор ГИМС имеет свое собственное представление о правилах безопасного плавания на водах. К тому же, работа этого инспектора и заключается именно в том, чтобы проверить эту самую безопасность Вашего судна, а значит выявить ошибки и недочеты, допущенные вами. А иначе, какая же это «работа».
Поэтому, как бы ни хотелось, но придется идти в ГИМС (причем лучше зимой, когда там нет очередей) или обратиться в нашу компанию. Мы, конечно, не сможем поставить вашу плавдачу на учет и не выдадим судовой билет, но поможем вам пойти наиболее рациональным путем для вашего конкретного случая.
ОШИБКА №2
Выбор материала корпуса – самая важная и непростая задача.
Сколько простоит Ваш дом зависит от того на какой фундамент вы его поставили. Это одинаково важно как для «сухопутных» домов, так и для плавающих.
Надежность подводного корпуса плавдачи основная проблема проектирования. На плаву держится практически все, и люди строят плавучие дома из самых разных материалов, начиная от пустых пластиковых бутылок и заканчивая многотонными бетонными понтонами. Вопрос только в том, на какой срок вы строите свой плавучий дом? Если на одну рыбалку, то может подойдут и бутылки, но если планы многолетние, то требуется более надежные материалы.
Следующая ступень снизу по ненадежности корпуса плавдачи у дерева, фанеры и их производных. Конечно, раньше корабли строили только из дерева и они служили десятилетиями, но у этих строителей не было других вариантов. А у нас есть. И вряд ли можно рассчитывать на длительную, безремонтную эксплуатацию дома на деревянном основании. Хотя есть и исключения.
Другая крайность – бетон. Материал, конечно, крепкий, но передвигать его по воде совсем не просто. А значит проблемы со стоянкой и регистрацией. Да и при регулярном вмораживании бетонного понтона в лед срок его эксплуатации невелик.
Сейчас большая мода на пластики. Понтоны строят из стеклопластика, полиэтилена, полипропилена и других композитных материалов. И если в некоторых случаях при строительстве катеров и яхт это оправдано, то в плавучем доме совсем нет. Стеклопластик хорош для придания корпусу сложных форм и обводов. Плавдому это не обязательно, на глиссирование он никогда не выйдет. Важна только надежность, долговечность и ремонтопригодность. А пластики всем этим не обладают. В отличие от катера или яхты, где его корпус составляет основную часть стоимости судна, у плавдома основные деньги в жилых помещениях, а не в том фундаменте, который «закопан» под воду.
Конечно, если вы собираетесь перевозить свою плавдачу на прицепе за автомобилем, то можно применить и пластик, но только дом шириной всего 2,5 метра, скорее катер, а мы здесь говорим о домах для жизни и отдыха на воде.
В США серийные плавдачи строят из АМГ. И это, конечно, очень неплохо. Долговечный, легкий, прочный и надежный материал. НО!! Очень дорогой! Да и технология сварки, подготовки швов, раскроя листов, требований к стапелю, скорее подходят для серьезного предприятия, чем для самостоятельной постройки. А выигрываете Вы при применении алюминия только вес, который не самое главное в плавучем доме. Ведь, маленькому мотору, чтобы толкать дом вперед со скорсть 10 км/ч. практически не важно, будет дом весить 5 т. или 7.
Сталь – это материал, из которого сделаны корпуса подавляющего большинства современных судов. Она прочная, недорогая, легко сваривается и обрабатывается. Стальные корпуса не деформируются во льду и способны нести на себе нагрузки в десятки раз превышающие свой собственный вес.
Не подумайте, что мы пытаемся рекламировать сталь. Мы не занимаемся ее продажей, просто мы уже набили «шишки» на собственном лбу, пытаясь строить плавдачи из всех перечисленных материалов. Поверьте, очень недешево потом исправлять свои ошибки. Ведь новый фундамент приходится подводить под готовый дом, причем так, чтобы дом не утонул во время перестановки.
Единственный случай, когда стоит задуматься о применении стали для понтонов – это строительство плавдома для морской воды. Но для этих случаев у нас есть другие наработки.
ОШИБКА №3
Стоимость строительства красивого плавдома и некрасивого практически одинаковая. Даже если то, что Вы нарисовали на тетрадном листочке, вам очень нравится, это совсем не означает, что готовый дом будет смотреться также замечательно. Если ваша профессия не архитектор, и вы не зарабатываете себе на жизнь разработкой проектов домов, то необходимо обратиться к профессионалам, чтобы на воде не появился очередной уродец.
Если нет возможности привлечь архитектора, просто поищите в интернете готовый проект или хотя бы картинку красивого сухопутного дома. Дом своей мечты придумать очень непросто. Из сотен фотографий, Вам понравится одна, две. Вот его то и надо строить.
ОШИБКА №4
Дом на воде, в отличие от «сухопутного», всегда подвержен тряске, как при землетрясении. От этого явления разваливаются большие и прочные дома на земле, но наш дом не должен развалиться. И здесь прослеживаются две основные ошибочные тенденции. Одни берут готовый «сухопутный» проект, не задумываясь о сейсмоустойчивости, и дом постепенно покрывается трещинами. Другие строят сарайчик из досок, который не развалится, но может покоситься.
Плавающие дома имеют свои специфические конструктивные особенности, которые необходимо учитывать при строительстве.
ОШИБКА №5
На роскошных круизных лайнерах или шикарных яхтах размеры кают существенно меньше, чем комнаты в квартирах или особняках. И от этого яхты не становятся менее комфортабельными. Просто ощущение внутреннего пространства на корабле и в здании разное.
Плавдача – это что-то среднее между большой яхтой и коттеджем. Поэтому при проектировании площадей комнат и высоты потолков необходимо учитывать эту специфику. Плавдом, построенный по «сухопутным» ГОСТам, смотрится громоздким и неуклюжим.
Мы будем рады, если наши ошибки позволят кому-нибудь их избежать.
А для тех, кто хочет строить самостоятельно и без ошибок, мы разработали специальную технологию строительства, о которой можно почитать здесь.
8 главных вопросов перед тем, как строить плавдом своими руками
Самостоятельное строительство плавучего дома – довольно распространенная практика для российских умельцев. Особенно это распространено в южных регионах – Поволжье, Ростовской, Астраханской областях. Какие только конструкции не создают народные умельцы!
Не удивительно – купить готовый плавдом «под ключ» часто по цене сопоставимо с приобретением коттеджа. С другой стороны за эту стоимость вы покупаете не только уже полностью готовый хаусбот от производителя, вы получаете надежное и безопасное сооружение с заводской гарантией.
Мы беспокоимся о вашей безопасности поэтому, если вы все же хотите стать хозяином самодельного плавдома, мы предлагаем вам ответить всего на 8 вопросов до того, как начать его строить.
Вопрос номер один: а зачем мне плавучий дом?
Красивые картинки, которые вы нашли в интернете, – это только начало пути.
Дело в том, что вся конструкция плавдома напрямую зависит от того, для чего он предназначен.
Как можно использовать плавучий дом?
Видите, сколько возможностей! Но каждый под вариант следует разработать отдельную конструкцию. Проект хаусбота может быть слишком неповоротливым для водных путешествий, а в небольшой плавдаче будет тесно жить постоянно.
Поэтому перед тем, как построить плавучий дом, определяемся, как будем его использовать.
Вопрос номер два: будет ли мой дом плавать сам?
С одной стороны, сделать плавдом самоходным несложно – достаточно закрепить на нем лодочный мотор. Но на самом деле всё не так просто. Дело в том, что плавдом с мотором становится маломерным моторным судном, и на него уже необходимо оформлять документы, а для того, чтобы плавать на нем, – получать права. Еще лучше, если вы оборудуете на своем плавучем доме или хаусботе настоящее место капитана с рулевой системой и штурвалом.
К тому же конструкция самоходного плавучего дома должна предусматривать специальные носовые модули плавучести или поплавки, чтобы уменьшить трение и расход топлива.
Вопрос номер три: где будет стоять мой плавучий дом?
Ключевое значение для разработки проекта хаусбота и плавдома имеют особенности акватории и берега, где он будет установлен. Обязательно учитывайте: глубины, течения, перепад воды, ветровые и волновые нагрузки, сезонное промерзание, тип дна, особенности берега.
Обычно на этом этапе те, кто хочет построить плавдом своими руками, совершают самые серьезные ошибки. Правильно оценить особенности акватории может только специалист, имеющий опыт конструирования домов на воде. Например, поплавки понтона может повредить лед по весне, плохо закрепленный у берега плавдом может унести сильным течением или ветром, а при резких перепадах уровня воды дом окажется не на воде, а на суше.
Вопрос номер четыре: где поставим диван?
Комплектация плавдома – очень важный момент, который всегда лучше продумать до начала строительства. Количество помещений, оборудование и предметы интерьера – все это имеет значение, потому что дополнительно утяжеляет конструкцию и дает дополнительную нагрузку на понтон под домом. Панорамные окна, сауна с печкой, даже большой диван для большой компании – всё это лучше учитывать уже на этапе проектирования плавдома.
Вопрос номер пять: из чего будет строить?
Любой плавдом, даже построенный своими руками, представляет собой некую жилую надстройку, установленную на понтон.
Понтон обычно устроен очень просто: рама, положенная на поплавки, накрытая настилом. Рама может быть деревянной, но производители понтонов рекомендуют использовать оцинкованную сталь. Поплавками для понтона под плавдом часто выбирают железные бочки, но сегодня есть легкие и дешевые полиэтиленовые поплавки, которые подходят для круглогодичной эксплуатации и намного проще в установке. Настил обычно делают из фанеры или досок.
Материал для строительства хаусбота или плавучего дома всегда стоит выбрать до начала проектирования, ведь он влияет на показатели грузоподъемности всей конструкции. А также это поможет вам рассчитать стоимость строительства плавдома.
Вопрос номер шесть: понтон для плавучего дома.
Самым сложным при проектировании плавдома становится сам понтон. Его необходимо сделать не только надежным, но и остойчивым, ведь вода – это не ровный асфальт, дом будет постоянно качаться даже при небольшом волнении. Габариты плавдома должны быть таковыми, чтобы он не перевернулся на сильной волне, а также не «черпал носом воду» при движении.
Поплавки для понтона тоже важно подобрать в соответствии с нужной грузоподъемностью. Они должны выдерживать не только вес самого понтона и жилой надстройки, но и всю массу установленного внутри оборудования (да, даже телевизора) и учитывать повышенную нагрузку на корму, если там установлен лодочный мотор.
Расчет грузоподъемности – еще один повод обратиться к производителю понтонов. Ведь только грамотный инженер-конструктор сможет не только рассчитать общий вес конструкции, но и предусмотреть возможные перегрузы, крены, высоту надводного борта.
Вопрос номер семь: как сделать, чтобы дом не уплыл?
Вода – живая и постоянно меняющаяся среда. Поэтому все детали конструкции должны быть надежно закреплены между собой, а сам плавдом – крепко соединен с берегом либо грамотно поставлен на якоря. Производители хаусботов рекомендуют позиционировать плавдом на акватории с помощью железобетонных якорей.
Вопрос номер восемь: чего бы еще купить для плавдома?
Продумайте, какое дополнительное оборудование вам пригодится. Например: швартовое оборудование (кнехты, причалы-разделители) для вашего катера и лодок ваших гостей, перила и лесенки для спуска в воду, трап или наплавная дорожка для схода на берег, охранные системы и калитка ограничения доступа.
Как видите, вопросов не так много, дальше уже дело за руками и временем.
Но разве не проще позвонить производителю понтонных домов, рассказать о своей мечте и просто забрать ключи от спроектированного, построенного и установленного на вашей акватории дома?
Плавдачи
1. Исполнитель дословно выполняет любую прихоть заказчика, не сильно утруждая оного теорией судна и различными РД. В итоге рождается «сарай с балкончиком», неизвестно как ведущий себя на воде.
Вывод-Хозяин барин: что хотел, то и получил.
2. Долго и мучительно заказчик и исполнитель приходят к общему решению, в итоге которого рождается хорошая, надежная лодка.
Лучший вариант.
3. Заказчику «протуливается» готовый проект якобы похожий на его «мечту»
В итоге заказчик за свои деньги получает не совсем то, что хотел и успокаивает себя «плюсами» данного варианта, а исполнитель ставит еще одну галочку себе в «актив» и имеет возможность рекламы своего проекта количеством построенных лодок.
Спасибо за совет. мыслей-то хватает.
В продолжение вышесказанного: Знакомого мз Самары развели по третьему варианту, но обставили дело, как индивидуальный проект. Чисто случайно увидел «свой индивидуальный» проект на воде. Было много непрятного общения с «проектантами» Извинений. Считаю легко отделался А мог попасть на бабки
Спасибо за совет. мыслей-то хватает.
В продолжение вышесказанного: Знакомого мз Самары развели по третьему варианту, но обставили дело, как индивидуальный проект. Чисто случайно увидел «свой индивидуальный» проект на воде. Было много непрятного общения с «проектантами» Извинений. Считаю легко отделался А мог попасть на бабки
Прикрепленные изображения
QUOTE(Я&R @ 23 Sep 2006, 22:28)
Какой? Для чего? Где?
Скорость 7-12 км в час. Больше для отдыхальных и для рабочих посудин и не нужно.
И выпендриваться тут незачем.
Например, зачем тратить силы на такие «скругления», если на скорости 7-12 км в час будет не засечь отличий по сопротивлению от вот таких ящиков?
И если брать катамаран, то вот такая упрощенка на этой скорости будет не хуже круглоскулых обводов.
Если брать «корыто», то вылизавание и урезание вот такого простого корыта уменьшит сопротивление корпуса не более, чем на процентов 15.
А стоит ли овчинка выделки, тем более, и место еще теряется?
Корыто вот такого типа не трудно слепить из любого материала.
А чего хихихать? Для отдыха чем больше посудина, тем лучше..
А всем другим нужно явно целиться на разборные дачки или трейлерные варианты.
Рулевой 1-го класса
Прикрепленные изображения
Рулевой 1-го класса
Если нужно передвигаться только «очень иногда» можно оставить и так