исследовательская работа цвет школьной формы влияет на настроение человека
Исследовательская работа цвет школьной формы влияет на настроение человека
Введение
Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. О том, насколько для нас важны яркие краски мира, говорит хотя бы тот факт, что организму для нормального функционирования необходимо, чтобы около 80 % всей поступающей в мозг информации приходилось на цветовое зрение. В головном мозге даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации. Цвет влияет на настроение, на самочувствие, он может направить нас на принятие определённого решения.
Порой цвет стимулирует возникновение определенных реакций, которые могут сказаться на принятии решений. Цвет воздействует на аппетит, на давление. Обычно мы не замечаем влияние цвета. Но, например, в пасмурный день, когда за окном мы видим только серость, настроение сразу начинает ухудшаться. Положительная энергетика пропадает, а окружающий мир вдруг становится неприятным и враждебным.
Таким образом, множество цветов по-разному влияют на человека, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме, действуя на ощущения, восприятие окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание.
Актуальность:
Цвет – это один из факторов, формирующих состояние нашей психики, которая следит за работой всех органов человеческого организма. Специалисты давно выдвинули теорию о том, что цвет через эмоциональное состояние влияет на общее состояние человека, в том числе на мышление и внимание.
Сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.
На сегодняшний день охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а их физическое и эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться домой с таким же, залогом успешного обучения.
Влияние цвета на организм человека
Цвет и его свойства. Классификация цветов
Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.
Говоря простым языком цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей.
Еще цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета – тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый – холодные (Приложение 2). Но среди оттенков каждого цвета можно выделить как холодные, так и тёплые.
Основными характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность (интенсивность) и чистота цвета.
Основные цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, легко создать все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).
Один и тот же цвет для представителей разных культур может означать противоположные вещи. Нет ни одного цвета, который бы одинаково трактовался двумя людьми. Но, несмотря на всю уникальность восприятия цвета, универсальность многих его толкований не подлежит сомнению.
Влияние цвета на физическое состояние человека
При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему (Приложение 3). Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь.
Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют «кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов. личности.
Влияние цвета на человека
Влияние цвета на эмоциональное состояние человека
Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов.
Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств.
Существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку. Сотрудницей проф. Кравкова Л.А. Шварц (1947-1948) было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением — к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась
Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего, — мышление.
Эмпирические наблюдения показывают, что в различных цветовых средах, человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо способствовать решению задачи. Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973) не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом — школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками. В исследованиях Н.А. Густякова (1986; 1988) изучалась динамика цветовых предпочтений испытуемых в процессе решения задачи. Было выявлено, что смена типа цветового выбора в процессе решения несет информацию о возможном успехе, либо неуспехе. Испытуемые, которые после первоначального выбора ярких и светлых цветов теста Люшера, начинали предпочитать темные, тусклые оттенки, не находили решения задачи и отказывались от дальнейших усилий по ее решению. Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем, эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой
Практическая часть.
3.1 Результаты исследования
Данная работа посвящена изучению влияния цвета на физическое и эмоциональное состояние учащихся. В связи с этим было проведено исследование, которое состояло из двух этапов:
Диагностический этап
Задачи:
Выяснить, каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение.
Определить, какие цвета, с какими эмоциями ассоциируются.
Выяснить влияние цвета на аппетит учащихся.
Определить влияние цвета на самочувствие учащихся.
Выяснить предпочтения учащихся по оформлению интерьера школы.
Аналитический этап – цель данного этапа проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации по оформлению интерьера школы.
В исследовании приняли участие учащиеся 2, 3, 8-х классов в количестве 55 человек.
В результате тестирования было определено, что наибольшее предпочтение учащиеся отдают: красному, чёрному, зелёному и жёлтому цветам; наименьшее: фиолетовому и коричневому (Таблица 2).
Цветовые предпочтения учащихся Таблица 2
Цвет
Кол-во выбравших
Красный
Чёрный
Зелёный
Жёлтый
Голубой
Синий
Розовый
Белый
Фиолетовый
Коричневый
Выражение эмоций цветом Таблица 3
Красивое, приятное, доброе
Скучное, страшное, плохое
Влияние цвета на эмоциональное состояние учащихся
Просмотр содержимого документа
«Бутырская Л, СОШ № 52»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Читы
по психологии на тему:
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
или влияние цвета на эмоциональное состояние учащихся
Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только бело-серым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получается! Наступил бы цветовой или сенсорный голод – массовое тяжелое заболевание, вызванное единообразием среды. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет! Человек живет в мире цвета и воспринимает его посредством цвета.
У цвета есть эмоциональная сила, вызывающая настроение, которое влияет на человека, радует, пугает, успокаивает, подбадривает, может вызвать или подавить желание работать. Цвет помогает людям общаться друг с другом. Цвет обладает живительной и целительной силой, но может оказывать и определенный дисбаланс в нашем организме.
Настроение учащихся играет большую роль в учебном процессе. Испытывая «подавленное» настроение ученик не может в полной мере погрузиться в учебную деятельность, не полностью усвоит учебный материал, будет пассивным и вялым.
Мы попытались рассмотреть вопросы, касающиеся необычных свойств цвета, его влияния на самочувствие и настроение человека.
В связи с этим целью нашего исследования является изучение влияния цвета на эмоциональное состояние учащихся и разработка рекомендации по подбору цветового дизайна помещения и цвета школьной формы.
Исходя из выше изложенного, была выдвинута гипотеза – цвет оказывает значительное влияние на настроение учащихся и их поведение.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы решались следующие задачи:
Определение понятия «что такое цвет?»;
Что означает каждый цвет спектра и как он влияет на самочувствие человека;
Проведение анкетирования и эксперимента среди учащихся для определения особенностей восприятия ими цвета и осуществление анализа данных полученных в ходе исследования;
Разработка рекомендаций по подбору цветового дизайна помещения и цвета школьной формы.
Организация и методы исследования состояли из двух этапов диагностического и аналитического. Для определения эмоционального состояния использовались анкетирование и эксперимент.
Практическая ценность работы – разработаны рекомендации по созданию условий обучения детей путем подбора цветового дизайна помещения и школьной формы.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №52 с учащимися 3 «а» класса в количестве 26 человек.
1. История цвета, понятие о цвете
Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на физиологические системы всего организма, цвет создает настроение. Цвет может влиять и на наше настроение, рассказать многое о нашем характере.
Первой научной систематизацией цветов и их названию мы обязаны Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Он выделил шесть простых основных цветов: белый, желтый, зеленый, синий, красный, черный. Сам спектр был открыт Исааком Ньютоном (1643-1727 гг.), при помощи преломления солнечного луча треугольной призмой и стеклом.
Мы воспринимаем цвет не только глазами, но и телом – цвет воздействует не только на наше настроение, но и на наше самочувствие, здоровье и организм в целом. Цветолечение применялось с давних времен.
Основы цветотерапии были заложены на Востоке (Индия, Китай) в IV-III тысячелетии до нашей эры. Отдавали должное цветотерапии и такие выдающиеся ученые прошлого, как Гиппократ, Парацельс. Авиценна назначал своим пациентам лечение определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. Применялись ванны с окрашенной водой, окна завешивали цветными шторами, считалось эффективным также облачение пациентов в одежду определённого цвета.
Более всего привлекал внимание врачевателей красный цвет. Его использовали для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний.
2.Влияние цвета на здоровье людей
Ученые выделили физиологические и психологические составляющие воздействия цвета на человека.
стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, помогает при апатии, депрессии. Он побеждает страх, неуверенности в себе, устраняет упадок сил, наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне;
обладает согревающим эффектом, помогает при простуде и насморке;
стимулирует мозговую деятельность и снимает сонливость;
убивает вирусы, нейтрализует некоторые воспалительные процессы;
в больших количествах усиливает беспокойство, волнение, нервное напряжение;
расширяет сосуды, активизирует кровообращения, повышает давление, учащает пульс и дыхание;
стимулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, нормализует обмен веществ и повышает аппетит.
Поможет быстрее осмелится на жизненные перемены и серьезные шаги;
освобождает от негатива, помогает при депрессии, повышает самооценку избавляет от пассивности;
способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли, помогает быстро усваивать информацию, улучшает память;
очищает организм от токсинов, контролирует вес, помогает при диабете;
положительно влияет на весь пищеварительный тракт, помогает при заболеваниях печени, запорах;
лечит некоторые кожные заболевания.
Синий и голубой цвет:
снимает усталость и стресс, умиротворяет и снижает возбуждение, лечит бессонницу;
способствует медитации и творческим идеям, обостряет интуиции;
в больших количествах вызывает сонливость и грусть;
помогает при застенчивости и страхе говорить, смягчает боязнь публичности;
сужает сосуды, снижает температуру тела и артериальное давление, замедляет сердцебиение, обладает болеутоляющими и антисептическими свойствами;
усиливает эффект лечения при различных заболеваниях кожи, порезах, укусах насекомых и ожогах;
уменьшает аппетит, однако при этом психологически успокаивает полных людей и поощряет оставаться такими, какие они есть.
поддерживает равновесие физического и психологического состояния человека;
мобилизует мышцы и повышает работоспособность, помогает при неуравновешенности, злобе, грубости, эмоциональном возбуждении;
оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие;
помогает при заболеваниях сердца, болезнях легких и гриппе.
3. Анализ и результаты исследовательской работы
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №52 с учащимися 3 «а» класса в количестве 26 человек.
Для проведения исследования была составлена анкета, которая выявляет какому цвету отдают предпочтение учащиеся.
Анкета состояла из следующих вопросов:
2.Твой любимый овощ или фрукт?
3.В какой цвет ты бы покрасил школьный кабинет? Почему?
4.Какой цвет должен быть в одежде ученика, для того чтобы он хорошо учился?
5.Веришь ли ты в то, что цвет может вылечить человека от заболеваний?
Анкета выявила следующие результаты:
Ответ на вопрос «Твой любимый овощ или фрукт?» говорит о том, что именно любимые овощи и фрукты, которые мы часто едим, дают нам понять – какого цвета действительно не хватает. Результаты анкетирования показали, что в классе у 12 детей недостаток желтого цвета, у 6 – красного цвета, у 5 – зеленого цвета, у 3 – оранжевого цвета, у 2 детей недостает коричневого цвета и у 1 ребенка фиолетового цвета.
Диаграмма 2. Результаты выбора на вопрос
«Твой любимый овощ или фрукт?»
Предпочтения цвета в интерьере школы у детей разошлись: 6 человек предпочитают белый цвет; желтый – 5 человек; синий и его оттенки – 4 человека, красный цвет выбрали 3 человека, зеленый 4 выбора; черный 2 выбора, оранжевый 1 выбор. На вопрос «Почему?» все ребята ответили, что данные цвета очень нравятся. Например: синий, белый – не раздражает глаза, белый, зеленый, голубой, желтый – приятные, успокаивают и создают комфорт.
Диаграмма 3. Результаты выбора на вопрос
«В какой цвет ты бы покрасил школьный кабинет?»
В школьной одежде дети отдают предпочтение традиционным белому (12 человек), черному (13 детей) и синему (8 ребят) цветам.
16 человек не верят, что цвет может излечивать человека.
Я решила проверить свою гипотезу, оказывает ли цвет влияние на настроение и поведение детей?
Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при оформлении класса, а также организации учебной деятельности. Для этого мы устроили разноцветные дни «красный», «зеленый» и «желтый».
5 декабря 2015 г., устроили «красный день», т.е. дети надели красную одежду, в классе присутствовали только красные цвета. Весь учебный день провели в этом кабинете.
С одной стороны красный цвет повысил общую работоспособность и активность на уроках, он целиком захватил внимание детей. Детям медлительным, вялым, красный цвет дал бодрость и уверенность в себе.
С другой стороны сосредоточение на красном цвете привело к появлению раздражения у детей и даже агрессии. Ученики с повышенной активностью крутились, бегали, прыгали, кричали с места, были очень возбужденные и те дети, которые всегда были спокойные. В связи с этим возможно использование красного цвета в интерьере класса, но не в больших количествах.
11 декабря 2015 г .«зеленый день»:
Отмечалась спокойная обстановка, дети не шумели, но активность на уроке была не такая как обычно. Зеленый цвет способствовал желанию больше отдохнуть, чем работать. Общее настроение в классе хорошее. Преобладают положительные эмоции. Возможно использование зеленого цвета в окраске класса, но в сочетании с другими цветами.
18 декабря 2015 г. организовали «желтый день»:
В связи с тем, что у ребят отмечается недостаток желтого цвета, был проведен «желтый день», для того, чтобы посмотреть общее настроение класса и его работоспособность, а также поведение ребят.
Было выявлено, что желтый цвет способствовал не только организации благоприятной, спокойной атмосферы в классе, но и повысил активность и эффективность мыслительной деятельности. У ребят появилось желание работать. Присутствовали положительные эмоции. Это говорит о том, что все-таки в интерьере школы необходимо присутствие желтого цвета или его оттенков.
Вывод: наша гипотеза, что цвет оказывает значительное влияние на настроение учащихся и их поведение подтверждается.
В результате исследования мы выяснили, что предпочтение дети отдают зеленому, красному и синему цветам. Также у ребят в классе отмечается недостаток желтого цвета. Это цвет, который оказывает благоприятное влияние не только на самочувствие, но и на активность умственной деятельности, поведение.
В цветовой гамме интерьера школы ответы детей расходятся. Это связано с индивидуальными предпочтениями ребят и особенностями характера детей.
Все это было подтверждено проведением «цветных дней» в классе.
Проектная работа «Влияние цвета одежды учителя на эмоциональное состояние ученика
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Чунский
Тема проекта: Влияние цвета одежды учителя
на эмоциональное состояние ученика
Руководитель: Мардамшина О.В.
Выполнила: Малкова Татьяна
ІІ. Теоретическая часть.
1. Зрительный анализатор _________________________________________________3
2. Цвет и настроение_________________________________________________________4
3. Образ учителя_____________________________________________________________6
ІІІ. Практическая часть.
V. Список литературы_____________________________________________________10
VІ. Приложение (презентация, тесты)________________________________________11
Актуальность темы : Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Задумывались ли Вы, почему выбираете одежду определённой цветовой гаммы? Вы чувствуете себя комфортно в жёлтом или только в сером? Предпочтения в одежде, который Вы выбираете, могут рассказать много интересного и о чертах Вашего характера и даже о состоянии здоровья. Язык цвета универсален, он воспринимается одинаково независимо от национальной принадлежности и культуры.
Цветовые воздействия играют немаловажную роль в жизни человека: цвет может повлиять на принятие решения, изменить Вашу реакцию или стать её причиной. Мы не акцентируем внимание на цвете в повседневной жизни, и всю важность его воздействия понимаем только при отсутствии красок: например, в пасмурный, дождливый день мы чувствуем снижение настроения, энергетики, подавленность, и окружающий мир нам кажется неприветливым. Цвет пробуждает в нас бессознательную реакцию, которая может различаться в зависимости от личных особенностей человека. Цвет, которому мы отдаём предпочтение в определённый момент жизни, может много поведать о нас самих: о наших проблемах, страхах, стремлениях и т.д. Существует мнение, что отношение к цвету является врождённой особенностью человека. У каждой личности имеются устойчивые предпочтения, составляющие «личную цветовую шкалу» как одно из проявлений индивидуальности.
Цели работы:
1. Подборка научно обоснованных предположений, рекомендаций по влиянию цвета на самочувствие, настроение учеников.
2. Выявление результативности и эффективности психологического воздействия цвета в одежде учителя на эмоциональное состояние учеников.
1. Изучение и описание теоретических аспектов в психологии цвета.
2.Исследование влияния цвета в одежде учителя на эмоциональное состояние учащихся.
3 Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: Учителя и ученики МОБУСОШ № 1 р.п. Чунский
Предмет исследования: Влияние цвета на эмоциональное состояние личности.
Научная новизна работы состоит в обосновании наработок практики в направлении изменения мышления по восприятию цветового предпочтения и ощущения зависимости состояния учащихся от влияния цвета в одежде учителя.
Гипотеза: Цвет одежды учителя влияет на эмоциональное состояние учащихся во время учебного процесса.
ІІ. Теоретическая часть
1. Зрительный анализатор
Зрительные раздражения (в данном случае – цвет) воспринимаются зрительным анализатором, т.е. глазом, который преобразует их в нервные импульсы и анализирует эти же раздражения. Он представлен периферической частью (глазное яблоко), проводящими путями (зрительный нерв) и центральным отделом (головной мозг). Глаз состоит из 3 оболочек: склера, сосудистая оболочка и сетчатка. Именно в сетчатке имеются светочувствительные фоторецепторы – палочки и колбочки.
Колбочки отвечают за центральное зрение, а также распознавание цвета. Выполнять свою функцию могут только при достаточном освещении. Т.е. они отвечают за дневное зрение. Сетчатка содержит три вида колбочек: первый вид восприимчив к красному цвету, второй – к зеленному, третий – к синему. Все остальные цвета, которые воспринимаются глазом, являются производными этих цветов. Палочки отвечают за зрение при тусклом свете и, в отличие от колбочек, существует только один тип палочек, которые, в свою очередь, являются преобладающими клетками в сетчатке. Они обеспечивают сумеречное или ночное зрение.
Глаз человека воспринимает информацию об изображении, свете, цвете с помощью структур глаза, но, по сути, видим мы мозгом. Информация, полученная от возбуждения клеток глаза, передается по нервным путям в кору головного мозга, где происходит сложная обработка и корректировка полученных данных, а в результате мы воспринимаем то, что видим, единой цветной картиной.
Благодаря сложной структуре и механизмам обработки информации, поступающей от зрительных анализаторов в головном мозге, человек обладает также и другими удивительными способностями.
Цветовая память позволяет человеку связывать определенные объекты окружающей действительности с цветами: даже в воображении мы знаем, что небо голубое, а трава зеленая, и можем воспроизвести эти цвета.
Когнитивное обесцвечивание позволяет нам воспринимать цвета предметов без учета освещения. Благодаря цветовой памяти и обработке зрительной информации человек может воспринимать цвета предметов одинаково даже при разном освещении.
Цветовая константность также позволяет воспринимать постоянный цвет предметов, независимо от яркости освещения и его оттенка.
Механизм восприятия цвета чрезвычайно сложен и до конца не изучен, однако именно благодаря нему мы можем воспринимать окружающую нас действительность во всем многообразии цветов и оттенков. Более того, в восприятии и ощущении цвета определенную роль играют также психологический и социально-этнические факторы.
Известно, что цвета даже могут оказывать физиологическое воздействие на человека и менять его психоэмоциональное состояние.
2. Цвет и настроение
Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на все его физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные мысли и чувства.
На протяжении многих столетий у людей по всему миру складывалась определенная ассоциация определенным цветом. Например, римляне и египтяне соотносили черный цвет с печалью и скорбью, белый цвет – с чистотой, однако в Китае и Японии белый цвет – символ скорби, а вот у населения Южной Африки цветом печали был красный, в Бирме напротив, печаль ассоциировалась с желтым, а в Иране – с синим.
Покупая одежду, обустраивая жилище в определенной цветовой гамме, почему мы предпочитаем одни цвета и «не любим» другие? Просто так нравится, под настроение.
Психологи утверждают, что не так все просто. Настроение и характер далеко не всегда совпадают. Точно так же, как погода и климат. В местности с ровным климатом иногда случаются и дожди, и град, и снег. Так и в выборе цвета – можно всю жизнь предпочитать одну гамму, но в какой-то момент неудержимо захочется окружить себя совершенно противоположным цветом
Вы постоянно носите одежду серо-синих цветов и внезапно купили красную блузку. Через некоторое время смотрите на неё и жалеете о потраченных деньгах. Не спешите избавляться от неё, ведь желание взбодрится, вернется, и вы наденете эту блузку.
Психологи объясняют это явление так. Постоянное пристрастие человека к определенному цвету характеризует его характер, а неожиданные «всплески» – его
настроение в данный момент. Выходит, можно использовать цвет, чтобы «перебить» настроение.
Ту или иную вещь мы покупаем, руководствуясь собственным вкусом и пристрастиями. Но, если в последнее время испытывали физические и эмоциональные перегрузки, инстинктивно выберем темные цвета. Если, наоборот, организм «на подъеме», хочется свершений, выберем яркие цвета.
Ученые выделяют главные цвета, которые определяют психологический настрой человека: удовлетворение, самоутверждение, активность, привязанность, ожидание чего-то хорошего. Рассмотрим значение основных цветов, с тем, чтобы оценить характер свой и своих близких.
Красный символизирует силу воли, активность, агрессивность, независимость, подвижность. Человек в красном жизнелюбив, энергичен. В самом цвете заложена чувственность. Он наполняет жизнь страстью, желаниями. Если вас «задавил быт» или предстоит рутинная работа, воспользуйтесь этим цветом. Если вы взволнованы, нервно истощены, красный цвет только усугубит положение.
Оранжевый олицетворяет оптимизм, радушие, импульсивность и настойчивость. Люди, предпочитающие оранжевый, хорошие друзья, готовые всегда помочь.
Розовый – цвет нежности и женственности.
Жёлтый – цвет солнечного света и радостных надежд. Его выбирают веселые,
жизнерадостные, целеустремленные, активные и даже экспансивные. Человек в желтом доброжелателен, уверен в себе, умеет зарабатывать деньги. Этот цвет помогает контролировать фигуру.
Зеленый свидетельствует о гибкости ума, рассудительности, понимании ситуации. Символизирует финансовое благополучие и процветание. Ярко-зеленый молодит. Неприязнь к зеленому указывает на недовольство своим эмоциональным состоянием.
Голубой – цвет мира, цвет истины. Человек, предпочитающий голубой, умеет мягко и не обидно сказать нелицеприятную правду и всегда будет правильно понят. Любовь к голубому говорит о высокоразвитом интеллекте. Характер этого цвета сдержанный, холодноватый. При склонности к полноте им не стоит увлекаться.
Синий предпочитают пассивные, чувствительные люди, любящие порядок и чистоту. Спокойствие для них превыше всего, они меланхоличны. Поэтому не стоит увлекаться этим цветом.
Фиолетовый пробуждает возвышенные мечты и таинственность. Это творческие натуры, стремящиеся всех очаровать. Если этого не происходит, они становятся капризными и вспыльчивыми.
Коричневый цвет консерватизма. Олицетворяет стабильность, сдержанность во всем, надежность и скромность. Человек, любящий этот цвет, прекрасный работник и партнер, на которого всегда можно положиться.
Белый – цвет чистоты, целомудрия, спокойствия и душевного равновесия. При явном увлечении белый цвет может вызвать чувство замкнутости и отрешенности.
Серый – деловой цвет. Его обладатель тверд характером, вынослив и непреклонен. Предпочитает контролировать чувства, стремится к стабильности. При излишней увлеченности может вызвать уныние и депрессию.
Чёрный – цвет «роковых женщин». Женщина в черном эгоистична и безжалостна. Но в мире моды утвердилось мнение, что черный – цвет элегантности, стиля, хорошего вкуса.
Начнем с двух контрастных цветов одежды, сочетание которых очень распространено в деловой сфере: белого и черного. Белый – цвет чистоты и ясности. Несмотря на то, что он является самым светлым в цветовой палитре, белый – довольно строгий цвет. Белый цвет помогает сконцентрироваться, включиться в рабочую атмосферу, придумывать новые идеи, ведь его недаром считают цветом мудрости. В сочетании с другими цветами он создает активное и деятельное настроение. Но помните, что белый – также цвет льда и снега. Его избыток в одежде может создавать вокруг вас атмосферу стерильности, холодности и отчужденности, отпугивающую людей.
Черный – несомненно, один из самых элегантных цветов. Широко распространено мнение, что одежда черного цвета старит и делает человека мрачнее. На самом деле, такой эффект создает лишь переизбыток черного в одежде. При правильном же употреблении этот благородный цвет сделает ваш облик – особенно глаза и лицо – более выразительным, черный деловой костюм поможет создать имидж авторитетной и дисциплинированной женщины. Только не забывайте “разбавлять” его более яркими предметами одежды или аксессуарами других цветов. В школе учитель должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой. Подсознательно человек в красном представляет некую опасность для окружающих, не располагает к доверительным, партнерским отношениям. Это, однако, не означает, что его надо исключить из учительского гардероба. Наоборот, его нужно носить, но тогда, когда ситуация требует мобилизации и «закладки непререкаемого авторитета», к примеру, первое родительское собрание, выезд с учениками на экскурсию или важное
выступление на учительском совещании, когда нужно произвести впечатление человека авторитетного и компетентного
Синий – помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться. Синий цвет семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм.
Учителя часто неосознанно отдают предпочтение зеленому цвету в своем гардеробе. Необходимо предостеречь их от моноиспользования данного цвета, поскольку при всех его положительных оценках он лишает его обладателя права на эмоции и чувства. Использовать его лучше, дозировано.
С точки зрения влияния на физическое самочувствие желтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Не случайно в ведущих школах и университетах Европы рекомендуют использовать тетради с желтыми страницами. Как показала практика, запоминание материала при этом идет в несколько раз быстрее и эффективнее. Желтый цвет также следует включить в гардероб учителя.
Розовый – прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Данный цвет необходим при работе с маленькими детьми, именно поэтому его нужно включить в гардероб учителя начальной школы.
ІІІ. Практическая часть.
1.Наблюдение, тестирование и анкетирование учеников и учителей школы.
С целью изучения мнения учеников и учителей в отношении цвета одежды учителя мной в феврале 2019г. на базе нашей школы было проведено собственное исследование. Была выбрана группа учеников 7,8,9 классов в количестве 18-ти человек. Ребята должны были наблюдать в течение недели за учителями, которых они видят 2 и более раз в неделю и обратить внимание на цветовую гамму в их одежде.
Так же им было необходимо «уловить» свое настроение на уроке, глядя на наряд учителя. В ходе исследования выяснилось, что больше половины учащихся считают, что важное место в гардеробе будущего учителя должны занимать синие и черные цвета. Учащиеся хотели бы, чтобы учителя чаще обращались к этим цветам. Было замечено, что синий цвет помогает сконцентрироваться на самом необходимом, а черный цвет – цвет элегантности, создает имидж, авторитет. Вместе с тем, мнение учащихся по вопросу цвета одежды педагога расходится с убеждениями современных учителей в данном контексте. Например, 3 учителя из десяти отметили в своем гардеробе вещи красного цвета, в то время как группа учеников выявила 5 из 10-ти учителей, которые часто надевают красные наряды на свои уроки.
С целью изучения мнения учеников и учителей в отношении цвета одежды педагогов мною было проведено анкетирование и наблюдение.
Результаты исследования: Мнение обучающихся о цвете одежды педагога
Большинство учащихся отдают предпочтение темным цветам: черным, синим. По их мнению, темные цвета ассоциируются со зрелостью, мудростью и опытом педагога. Не отвлекает внимание на уроках и благоприятно воздействует на эмоциональное состояние. 6 школьников считают, что важное место в гардеробе будущего учителя должны занимать зеленый, бирюзовый тона, в том числе и белый цвет. Учащиеся рекомендуют педагогам чаще обращаться к этим цветам. Меньше всего ученикам нравится красный цвет, так как вызывает раздражительность и беспокойство, а также теплые цвета (розовый, желтый, пурпурный).
Вместе с тем, мнение современных учащихся по вопросу цвета одежды педагога расходится с убеждениями учителей в данном контексте.
Аналогичное исследование среди учителей выявило следующее Мнение учителей о цвете одежды.
40 % педагогов на первое место поставили бирюзовый цвет. Они считают, что данный цвет придаст им уверенности в себе и спокойствия. На втором месте у педагогов оказался красный цвет (30%), так как этот цвет позволяет произвести впечатление человека авторитетного и компетентного, 4 учителя считают незаменимыми цветами в своей одежде – синий и зеленый цвета, так как создают рабочую атмосферу и настраивают на положительный лад. По их мнению, это одни из самых элегантных цветов. Меньше всего учителям нравятся серый, желтый, черный, коричневый, оранжевый цвета.
Если школьники на первое место в одежде педагога ставят черный цвет, то у учителей этот цвет на последнем месте. Синий цвет, который учащиеся ставят на второе место, у педагогов оказывается, только на третьем месте. Если дети зеленый цвет ставят на четвертом месте, у учителей этот цвет на третьем месте. Большой контраст получается с
красным цветом. Дети ее ставят на последнем месте, а у учителей этот цвет на втором месте.
Таким образом, учителю рекомендуется использовать в педагогической практике все цвета, но правильно, исходя из задач и требований ситуаций и знания влияния того или иного цвета на восприятие и психоэмоциональное состояние человека. Использование разнообразной цветовой палитры в одежде и окружении поможет учителю раскрыть свою индивидуальность, развить те качества, которые ему необходимы, а главное, правильно представить себя окружающим, сформировать свой неповторимый имидж
— я познакомилась с теоретическим аспектом в психологии цвета ;
— узнала об эффективности психологического воздействия цвета ;
— провела исследование о влиянии цветовой гаммы на эмоциональное состояние.
Использовать в педагогической практике рекомендуется все цвета, но правильно, исходя из задач и требований ситуаций и знания влияния того или иного цвета на восприятие и психоэмоциональное состояние человека. Использование разнообразной цветовой палитры в одежде и окружении поможет учителю раскрыть свою индивидуальность, развить те качества, которые ему необходимы, а главное, правильно представить себя окружающим, сформировать свой неповторимый имидж. Если вернемся к гипотезе, что цвет одежды педагога влияет на эмоциональное состояние учащихся, то это полностью подтверждает мое мнение. Влияние цвета на эмоциональное состояние личности однозначно. Я считаю, что моя работа актуальна, потому что эти знания могут помочь человеку, в данном случае учителю, регулировать свое состояние, а значит поддерживать равновесие, что символизирует слову – «Здоровье».
Данную работу предлагаю использовать на уроках физики, биологии, работе школьного психолога.