исследовательские кружки форма организации

«Школьные предметные кружки, как средства формирования интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности».

«Школьные предметные кружки, как средства формирования интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности».

В современных условиях роль предметных кружков резко возросла. На занятиях кружка учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении знаний, приобретают дополнительную информацию, с пользой проводят своё свободное время.

Кружковая форма внеклассной работы является, согласно программе, основной организационной формой и отличается стабильностью состава учащихся, систематичностью, целенаправленностью и планированию работы на занятиях.

Кружок готовит учащихся к участию в общешкольных мероприятиях, способствует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению. Как правило, кружок объединяет единомышленников, увлеченных предметом, желающих закрепить и пополнить свои знания, участвовать в коллективных видах деятельности.

Кружковые занятия по своему содержанию и структуре ближе к уроку, нежели все остальные виды внеклассной работы по предмету, но не дублирует его. Очень часто они выполняют роль промежуточного звена между уроком и различными формами внеклассной работы.

Кружок является наилучшей формой внеклассной работы, позволяющей повысить уровень научно-исследовательской деятельности младших школьников.

Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности способствует решению следующих задач:

— развитию интереса к литературе, расширению и актуализации знаний по предмету;

— формированию самостоятельности, творческой выработке решений;

— освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

— формированию навыков исследовательской деятельности;

— расширению представлений о способах получения информации;

— развитию коммуникативных навыков;

— привлечению школьников к участию в олимпиадах, творческих конкурсах, научно-практических конференциях.

( Границ познанию предвидеть невозможно) к юбелею года Менделеева

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

— отбирать все возможные варианты решения;

— переключаться с одного поиска решения на другой;

— составлять программу действий по своей работе;

— рассматривать объект с различных точек зрения;

— сравнивать различные объекты и их совокупности;

— составлять задания по предложенной теме;

Учитывая специфику школьной системы, правильно будет определить исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного.

Кружковая работа создает благоприятные условия для накопления опытно-коллективной работы и является основной сферой формирования коллективных отношений, а также дает простор для проявления самостоятельности, творчества.

В нашей школе действуют следующие кружки: « Литературная гостиная». «Бумагопластика»,» «Юный географ», « Английский для начинающих».

Я являюсь руководителем кружка « Литературная гостиная».

Используя методы исследования в обучении младших школьников, я выявила некоторые особенности. Самое главное – ученик сам должен «зажечься» этим исследованием. Бесполезно заставлять его выполнить работу. Многие учащиеся имеют навыки от природы. Для них не составляет труда составить доклад и защитить его, с остальными же нужная работа. Поэтому начиная работу над исследованиями, стоит опираться на те темы, которые будут интересны ученикам.

Исследовательская деятельность учит работать учащихся с книгой, энциклопедией, журналом и сетью Интернет. Порой дети не любят много читать, но работая над интересной темой, они погружаются в анализ литературы. Так же в современный век учащиеся любят заниматься на компьютере. А занятие каким – либо исследованием, вовлекает в поиск информации.

На своем кружке я использую различные формы, методы и виды заданий.

— При чтении литературных сказок предлагаю учащимся:

1) нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению и подписать рисунок словами из текста. Портрет героя.

2) вылепить героя из пластилина;

3) разыграть сценку;

4) сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;

5)подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;

6) подобрать пословицы и поговорки по различным темам.

7) найти крылатое выражение в сказке;

8) придумать счастливую концовку к сказке;

9) дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся.

10.) Конкурс «Кто прочитает оригинально».

— При ознакомлении с жанром басни, предложить такие виды заданий:

1) выразительное чтение басни и ее драматизация;

2) составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение

Также можно использовать и такие формы работы как:

1) подобрать дополнительный материал об авторе произведения;

2) подготовить выставку книг одного из авторов;

3) найти дополнительный материал в энциклопедии;

4) сочинения сказок, считалок, потешек, стихотворений.

Как уже говорилось любое исследование для младшего школьника – это прежде всего творческий процесс. Для ребенка важен интересный творческий результат ( картина, проект, газета…).

В этом году провели научно-исследовательскую работу по теме: « Детские журналы».

История появления первого детского журнала.

Детские журналы и их значение в жизни ребенка.

По страницам журналов.

Выход научно –исследовательской работы стало создание своего детского журнала.

Научно-исследовательская работа по теме: «Друг»

Каким должен быть друг?

Итогом стал проект: « Каким должен быть друг»

Приобщение школьников к исследованию художественных текстов способствует успешному их участию в олимпиадах по русскому языку и литературе.

Бумагопластика-это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала- бумаги.

Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.

Задачи для педагога :

Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей школьного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.

Определить условия, благоприятные для развития творческих способностей детей школьного возраста.

Определить основные направления в работе и уровни сложности при которых оптимально развиваются творческие способности в школьном возрасте.

Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.

На кружке «Бумагопластика» при работе с детьми применяю такие приемы, формы и виды работы:

Всё это позволяет привить детям интерес к исследованиям. Так, например:
Работая по теме: «Квиллинг» мы провели исследовательскую работу, цель которой была изучить виды и техники в бумажной пластике.

История создания бумаги.

Области применения бумаги.

Что такое квиллинг?

Различные элементы квиллинга: техника выполнения базовых модулей для создания композиций (практическая работа).

Индивидуальные проекты детей в технике квиллинг

Выполнение проекта по квиллингу «Цветочная поляна»

Коллективная работа «Цветочная поляна» в технике квиллинг

Приобщение школьников к исследованию в творческих кружках также способствует успешному их участию в общешкольных, районных конкурсах.

Итак, исследование является одной из лучших форм работы на кружке, она ведёт обучающихся в область самостоятельных поисков и открытий, формирует активную позицию в процессе обучения, раскрывает личный творческий потенциал детей.

Источник

Доклад «Кружковая работа как основная форма организации деятельности педагога дополнительного образования»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Адыгея «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»

«Кружковая работа как основная форма организации деятельности педагога дополнительного образования»

Аракелян Лусине Левоновна,

педагог дополнительного образования,

на базе МБОУ «СШ № 18»

II . Кружковая работа как основная форма организации 4

деятельности педагога дополнительного образования.

2.1. Организации современной кружковой работы в школе. 4

2.2. Понятие и содержание методического обеспечения кружковой 7 деятельности.

2.3. Педагогические условия и содержание проведения занятий в 9 объединении дополнительного образования на примере кружка по декоративно-прикладному творчеству.

2.4. Методические рекомендации по проведению занятий в 11

объединении дополнительного образования на примере кружка по декоративно-прикладному творчеству.

IV . Список используемой литературы. 15

Идея создания условий для социализации и самоактуализации личности ученика в условиях школы заложена в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В нем обозначенагуманистическая направленность образования, которая обуславливает личностно ориентированную модель взаимодействия учителя и ученика, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.

Социальный заказ общества на неординарную, нестандартно мыслящую личность выводит в актуальное поле психолого-педагогической науки проблему развития творческой активности учащихся средствами различных учебных предметов. Также одним из мощных средств стимулирования является развитие личности школьника посредствам организации активной внеурочной деятельности обучающихся, в частности кружковой работы.

Особое место в содержании кружковой работы занимает раздел по декоративно-прикладному творчеству, он включает в себя овладение учащимися простейшими способами и приемами работы с различными материалами, имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание школьников.

Различные способы работы с бумагой, пластилином, природным и подручным материалом представляют собой эффективные средства развития художественно-творческой активности школьников, которое достигает наибольшей педагогической эффективности в коллективной художественной деятельности посредством занятий в кружке.

Итак, актуальность рассматриваемой проблемы обосновывается следующим:

— во-первых, усилением роли и значимости теоретических и экспериментальных исследований в решении проблем всестороннего развития ребенка;

— во-вторых, необходимостью теоретического изучения и практической апробации системы педагогических условий и методических рекомендаций по организации процесса внеклассных занятий по декоративно-прикладному творчеству.

Цель данной работы показать, что кружковая работа является основной формой организации деятельности педагога дополнительного образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

— выделить основные особенности организации современной кружковой работы в школе;

— рассмотреть понятие и содержание методического обеспечения кружковой деятельности;

— выделить педагогические условия и содержание проведения занятий в объединении дополнительного образования на примере кружка по декоративно-прикладному творчеству.

— методические рекомендации попроведению занятий в объединении дополнительного образования на примере кружка по декоративно-прикладному творчеству.

В исследовании использовалисьтеоретический анализ философской, искусствоведческой, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования.

II .Кружковая работа как основная форма организации деятельности педагога дополнительного образования.

2.1. Организации современной кружковой работы в школе.

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предусматривают включение в учебный план школы внеурочной деятельности по различным направлениям развития личности. Отечественная образовательная система имеет значительный опыт организации внеурочной работы. Ее новый этап нуждается в осмыслении этого опыта, обновлении учебно-методического обеспечения всего комплекса внеурочной деятельности школьников.

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников кроме учебной деятельности. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе [9, с. 7].

Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Задача каждого педагога состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы двигаться по пути к совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, а главное «научить учиться» и делать это на протяжении всей жизни. В отличие от уроков занятия по внеурочной деятельности радикально отличаются по своему содержанию. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей.

Одной из эффективных форм организации внеклассной деятельности является кружковая работа.

В кружки объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ [9, с. 7].

Содержание работы в кружке школьников может быть разнообразным, важно только, чтобы оно не дублировало, а дополняло соответствующие разделы и темы учебной программы. Кружковцы могут работать с бумагой, тканью, заниматься техническим моделированием, изготавливать изделия из разных материалов, в различных их сочетаниях.

Материалы могут быть растительного происхождения: сосновые и еловые шишки, листья деревьев, кустарников и трав, мхи и лишайники, кора и береста, солома, ветки, семена и т.п. А так же широко применяемые в народном хозяйстве: глина, песок, камешки и ракушки, проволока, тонкая жесть, алюминиевая фольга, пенопласт, поролон, синтетические пленки.

В подготовке некоторых материалов и предварительной их обработке могут помочь родители и учащиеся старших классов в учебных мастерских.

Занятия не только вооружают школьников умениями и навыками по обработке различных материалов, но и помогают осознать свою силу творца, способного подчинить своей воле эти материалы, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность, учат читать чертежи, планировать свою трудовую деятельность, вносить изменения в технологию и конструкцию изделий, осуществлять собственные замыслы.

При составлении перспективных планов для кружковой работы, педагогу необходимо учитывать возраст детей, планировать работу от простого к сложному. Для создания мотивации в младших классах на занятиях кружка необходимо использовать игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применять художественное слово.

Как подчеркивает ряд исследователей (М.С. Каган, С.Н. Жданова, М.А. Петрунина), в эстетической деятельности, художественном творчестве эффективно происходит социализация и самореализация учащегося [24]. На занятиях ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения в процессе совместной практической художественной деятельности. Они учатся использовать специальные термины, формулировать свои эмоциональные переживания и оценочные суждения, выстраивать диалог по поводу совместной работы.

О формировании культуры общения в процессе совместной художественной творческой деятельности в отечественной педагогике писали А.В. Бакушинский, Г.В. Лабунская и др. Во второй половине XX века идеи о необходимости использования коллективной деятельности как продуктивного общения для активизации творчества ученика мы находим в работах Б.М. Неменского, Т.С. Комаровой, В.И. Колякиной [12; 13].

В коллективной творческой деятельности происходит не только создание творческого продукта (совместного художественного произведения), который чаще всего имеет общественно значимый результат (это могут быть панно для украшения класса, творческие композиции, своеобразные вернисажи детских работ и т.д.), но и сам процесс общения, когда между учениками происходит обмен информацией, передача практического опыта. Такие занятия становятся средством формирования коммуникативных умений и культуры общения.

Значительный вклад в разработку теоретических вопросов и практики организации коллективной художественно-творческой деятельности детей внесла В.И. Колякина.

Ею были выделены основные функции коллективной изобразительной деятельности (информационная, контактная, координационная, перцептивная и развивающая), а также определены критерии подлинной коллективности [13].

Для того чтобы предложенные задания для коллективной художественно-творческой деятельности действительно способствовали развитию коллективного творчества и формированию коммуникативных способностей, важно, во-первых, чтобы все участники имели общие интересы и понимали основную цель совместной работы; во-вторых, у каждого участника деятельности должна быть неограниченная возможность для творческого проявления и самовыражения; в-третьих, характер общения между участниками процесса должен быть гуманистический.

2.2. Понятие и содержание методического обеспечения кружковой деятельности.

Рассмотрим понятие методическое обеспечение процесса внеурочной деятельности младших школьников.

Понятие обеспечения пришло в педагогическую науку из области теории управления. Сегодня в документах, определяющих функционирование и развитие системы образования, широко употребляются термины, включающие данное понятие. Например, мы говорим о кадровом, финансовом, материально-техническом, правовом обеспечении образовательного процесса. Продолжает этот ряд и понятие методического обеспечения внеклассной деятельности.

Еще раз уточним, что смысл понятия обеспечение раскрывается в толковом словаре через понятие снабжение [14, с. 104-114]. В этом понятии отражается характеристика достаточности для достижения определенных целей. При этом нет оттенка завершенности и замкнутости. Напротив, методическое обеспечение предполагает возможность изменения, дополнения используемых средств его организации при появлении, например, новых акцентов в целях обучения или воспитания. При определении понятия методического обеспечения процесса внеурочной деятельности целесообразно отделить его от понятий учебно-методического и научно-методического обеспечение.

Под учебно-методическим обеспечением принято понимать совокупность методически обработанных учебных материалов, используемых в процессе обучения. К ним относятся учебные пособия, наборы задач, планы лекций, практических занятий, содержание лабораторных работ и т.д. Научно-методическое обеспечение процесса обучения представляет собой набор научных идей и выводов, определяющих эффективное его построение.

В связи с этим под методическим обеспечением процесса внеклассной деятельности, в частности кружковой работы, мы понимаем совокупность методических средств, обеспечивающих достижение целей воспитания и развития личности. При этом методическими средствами являются такие средства, которые в первую очередь направлены на управление деятельностью участников воспитательного процесса. К ним относятся методические средства, регулирующие содержание деятельности работы кружка: методы, формы работы, а также деятельность преподавателей и обучающихся.

К регулирующим средствам можно отнести программы кружков, цели, задачи, планируемые результаты и т.д. К средствам, описывающим способы деятельности участников процесса, можно отнести: описание моделей проведения различных видов занятий; методические рекомендации по построению системы данных занятий; методические схемы осуществления отдельных видов работы в кружке, а также методы и формы работы.

Процесс создания методического обеспечения деятельности кружка предполагает прежде всего осмысление его как системы. Именно на такой ракурс рассмотрения нацеливает свойство достаточности, присущее методическое обеспечению.

В качестве системообразующих мы выделили виды и уровни деятельности, которые должен освоить обучающийся в ходе занятий в кружке. К видам деятельности мы относим: выделение и описание обобщенных приемов и способов деятельности; организацию деятельности обучающихся; оценку результатов деятельности учеников. Организация деятельности обучающихся предполагает разработку плана осуществления деятельности, выделения средств и методов (приемов) ее осуществления, создание благоприятных условий для ее реализации, определение способов оценки (самооценки). Оценка результатов деятельности осуществляется через представление эталона результата или процесса ее осуществления, разработку критериев оценки, описание (реализацию) процедуры оценивания.

Уровни деятельности, которые должны быть реализованы в соответствующих методических средствах, достаточно традиционны: репродуктивный, реконструктивный, продуктивный, творческий.

Для организации учебно-воспитательного процесса в кружке могут использоваться различные формы занятий. Наиболее распространенным типом занятий являются практические работы. Организация практических работ предусматривается при изучении каждого из крупных разделов программы. Для плодотворной работы учащихся при выполнении практических работ необходимо обеспечить их достаточным количеством наглядных пособий. Для организации практических работ, также необходимо иметь эскизы с последовательностью и приемами выполнения различных аппликаций и поделок Поэтому задача педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы более подробно и углубленно остановиться на трудных для детей моментах.

В этой связи целесообразно в некоторых разделах программы отводить целые занятия для знакомства детей с композицией, симметрией и т.п. каждое занятие целесообразно сопровождать музыкальным оформлением, так как музыка очень хорошо вдохновляет на творчество, дети, работая над аппликацией, или поделкой, получают двойной заряд прекрасных эмоций и эстетического наслаждения. Весьма важное место в ходе занятий кружковой деятельностью должно отводится экскурсии в различные музеи, выставочные залы, на выставки декоративно-прикладного творчества.

Методическое обеспечение различных форм внеурочной деятельности, в том числе и кружковой работы, включает в себя следующие позиции:

— связь с основной урочной деятельностью;

— формирование целостной образовательной среды, соединяющей потенциал образовательного учреждения, семьи и различных институтов общества;

— развитие информационной среды, обеспечивающей доступ школьников к широкому спектру возможностей индивидуального развития;

— систему подготовки учителей к использованию различных форм внеурочной и кружковой деятельности.

Рассмотренная выше концепция методического обеспечения кружковой деятельности предназначена для того, чтобы стать платформой интеллектуального, творческого и общекультурного развития личности обучающихся.

2.3. Педагогические условия и содержание проведения занятий в объединении дополнительного образования на примере кружка по декоративно-прикладному творчеству.

В ходе организации процесса деятельности кружка мы определили определенные педагогические условия, способствующие развитию творческого мышления и воображения.

Самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания.

Принимать самостоятельные и ответственные решения.

Планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты. Тем самым проявляли уважение к индивидуальным интересам и потребностям детей, помогали им научиться рефлексировать свою деятельность.

Строить с другими людьми отношения сотрудничества. Работая по личностно-ориентированной методике, стремились научить каждого ребенка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей. Это реализуется через различные формы работы на занятиях, в частности, парные и подгрупповые и позволяет достичь высокой плотности взаимодействия детей между собой, вовлеченности в деятельность каждого ребенка.

На занятиях, с использованием нетрадиционных техник происходит:

Обогащение сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов.

Обогащение знаний детей о мире вещей и природы.

Обогащение активного и пассивного словаря детей.

Мы старались стимулировать потребность учащихся в выполнении работ творческого характера на уроках технологии, используя совокупность традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения.

Процесс обучения в кружке по декоративно-прикладному творчеству осуществляйся по следующим направлениям:

Ι. Работа с бумагой.

II. Работа с пластилином.

III. Работа с природным и подручным материалом.

2.4. Методические рекомендации по проведению занятий в объединении дополнительного образования на примере кружка по декоративно-прикладному творчеству.

В кружке по декоративно-прикладному творчеству дети учатся основным техникам сразу в нескольких направлениях декоративно-прикладного творчества:пластилинографии,бумагопластике, работе с природным и подручным материалам. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала.

Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей. Необходимо помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно. Создать условия для динамики творческого роста. Именно эти вопросы помогает решить обучение в кружке по декоративно-прикладному творчеству. В процессе обучения ребенку дается возможность, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, открыть для себя неповторимость работы с природным материалом, пластилином, подручным материалом. Постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

В процессе реализации программы кружкапо декоративно-прикладному творчеству используются различные формы занятий:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *