исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной

Развитие брачно-семейных отношений в истории общества

Семейное консультирование

Вопрос 2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории общества.

Понятия: семья и брак

1. Семья– важнейший феномен, причем, представляющий собой не простую сумму её членов, а систему, где существует сеть взаимоотношений между родственниками и членами семьи (психолог М.Я. Соловьёв).

2. А.Г. Харчев (философ) считал, что семья– это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми как малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

1. Харчевым брак понимается «как исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности».

2. А.И. Антонов считает, что брак – это лигитивное признание отношений между мужчиной и женщиной и тех их форм сожительства и сексуального партнёрства, которое сопровождается рождением детей.

Эволюция семейных отношений в историческом контексте.

1.Брак в древности.Первые письменные законы о браке появились в древнем Вавилоне. В то время брак являлся экономической сделкой (жених выкупал невесту у её отца за деньги). В древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Поэтому, чтобы не делить наследство в брак вступали братья и сёстры. В период Матриархата, наследование шло по женской линии, поэтому древние

египетские фараоны женились не только на своих сёстрах, но и на дочерях. В древнем Риме жена считалась частью имущества мужа. Закон предписывал жёнам полностью приспосабливаться к характеру мужей, а мужьям предписывалось управлять жёнами.

2.Европейский брак в средневековье.В средние века рыцари должны были жениться на дамах своего круга, и брак тоже расценивался как экономическая сделка. Девушка «продавала» свою действенность, а

мужчина брал обязательство обеспечивать её и будущих детей. В средние века супружеские измены были очень распространены, как со стороны мужчины, так и со стороны женщины (не было понятия супружеской верности).

3. Семья в библейские времена.В древне еврейской семье муж был хозяином своей жены и имел абсолютную власть над потомством. Невесты он абсолютно не видел до тех пор, пока брак не заключён. Инцест был запрещён. И существовало чёткое разграничение между мужчиной и женщиной. Мужчина обладал большей значимостью для общества. А у женщины социального статуса не было вообще. Общественным идеалом являлась покорная, смиренная женщина.

4. Языческая семья (христианский период).Для семьи была характерна большая свобода как до брака так и в браке. Если женщине чего-то не понравилось, то она могла вернуться к отцу (фактически существовал развод). Семьи жили большими кланами (по 20-30 человек) в обной избе. В такой семье главную роль играла «большуха» — старшая, наиболее опытная женщина. Все младшие мужчины подчинялись ей.

5. Христианская модель семьи.Глава рода, отец семейства – это патриарх. Он же выполняет функции вождя.

Наш отечественный исследователь Кочубен отмечал, что здесь сливаются воедино социальные роли отца, вождя, учителя. Члены семьи повинуются отцу, как все люди повинуются Богу, Отцу Небесному. Отцу семьи предписываются функции монарха, а государственному правителю и Богу – функции отца (опосредовала социальные роли через христианские обычаи). Христианским законам оба супруга должны созидать свой брак. Для этого надо бороться с грехами, работать над собой, углублять духовную жизнь. Мужу необходимо на себя взять первое место: ответственность, быть главой. А жене следует смиренно занять второе место: никогда не роптать, выполнять совместно волю Божью.

6. Семья по домострою.Домострой – письменный документ 17 г. Главное место в семье принадлежит

мужу. Социальный статус женатого мужчины в обществе выше, чем у одинокого. Домострой рекомендует жене угождать мужу, приноравливаться к нему. В семейных отношениях осуждаются сквернословие, блуд, гнев, ярость, злопамятство. Семейные отношения следовало ограждать от сплетен, пересудов, поэтому для окружающий людей семья всегда демонстрировала свои благополучные стороны. Считалась очень хорошей стороной соблюдать уверенность во всём. Главная обязанность детей – любовь к родителям и абсолютное послушание. Родителям не возбранялось физически наказывать детей. Виды брачно-семейных отношений тоже эволюционировали:

1. Семья, состоящая из группы родственников, т.е. женщины и дети принадлежат всем мужчинам группы.

2. Сегментарная семья – глава семьи

имеет отдельных жён, а у братьев имеются общие жёны, а сёстры имеют общих мужей.

7. Индивидуальная семья.Общность жён уничтожена, но каждый мужчина имеет одну или несколько жён

(моногиния, полигиния). А женщины имеет несколько мужей (полиандрия).

8. Моногамный брак в его современном виде.Возникла проблема частной собственности и проблема супружеской верности-неверности. Когда мужчина начал владеть имуществом, он должен был быть уверенным, что дети – его дети (а не соседа). С этого момента мужчина начал жёстко пресекать супружескую неверность (на мужчин это не распространялось).

Стадии супружеских отношений

Проблемы в супружеских отношениях — одна из наиболее частых тем обращения к психологу. Недопонимание между супругами может возникать в силу разных причин, но одна из них — неодновременное прохождение разных стадий отношений. Семья — изменяющаяся система, и у нее есть свои законы развития. Зная эти законы, можно лучше понять партнера, осознать причины разногласий. Рассмотрим этапы развития, которые проходит каждая семья.
Первая стадия — симбиоз — время накала чувств, «Я влюбилась в него по уши», «Мы — одно целое». Это такое сильное слияние, что оно доходит до взаимопоглощения личностей, жизней. Цель этой стадии — образование сильнейшей привязанности. Сходство между двумя любящими превозносится, различия не замечаются. Страсти накалены. Очень высока степень заботы друг о друге, взаимные «даю» и «беру» процветают. Требования к партнеру минимальные. Обычно каждый прилагает усилия, чтобы приспособиться к партнеру и доставить ему удовольствие. Каждый чувствует себя настолько хорошо, что не рискует выставить какое-то требование, быть эгоистичным, не рискует не быть дающим, не быть чувствительным к нуждам другого. Каждый партнер испытывает достаточно большую заботу о себе, и отношения получают солидную основу.

Если эта основа создана, можно двигаться к следующей стадии — дифференциации, если нет, то пара может длительное время пребывать в состоянии симбиоза, но союз грозит стать дисфункциональным, негармоничным. Будет преобладать стремление к слиянию, желание избежать конфликтов, тенденция преуменьшать различия. Возникнут отношения типа «стоячая волна». Возможен противоположный по поведению вариант — откровенная враждебность, гнев, конфликты, то есть отношения типа «два узника в одной камере».

Дифференциация — следующая фаза отношений, время «снятия божества с пьедестала». Теперь каждый может сказать: «Жизнь без всяких проблем — это не жизнь». Эта стадия редко бывает легкой! По мере ее прохождения может возникнуть желание иметь больше пространства для себя. Хочется расширить свои внутренние границы. Пара начинает замечать различия, партнеры чувствуют, что они не хотят так много времени проводить вместе. Хочется побыть наедине с собой, что может вызывать чувство вины. «Что случилось? Почему я больше не чувствую себя так, как обычно я себя чувствовал(а) с этим человеком?» Между прочим, чувство вины возникает совершенно напрасно. Желание побыть в одиночестве, даже без любимого человека, исключительно необходимо каждому, кто хочет не прерывать процесса самопознания. Мы уже говорили, что изучение себя — пожизненный процесс. Позитивная самооценка нам всем необходима. А как же мы сможем оценить себя, если не уединимся? Само слово дифференциация означает разделение, расчленение, различение, способность отличать. В этой стадии отношений партнеры начинают замечать, что они и чувствуют, и мыслят несколько по-разному. У каждого появляется желание отстоять свою индивидуальность. Иллюзия симбиоза поколеблена, появляются драматические неожиданности. Для одних дифференциация — это медленный и постепенный процесс, для других — это период бурного крушения надежд, развенчания иллюзий.

Практикование — стадия отношений, когда энергия человека направляется на деятельность, не связанную с партнером. Это может быть и работа в доме, но на себя, и вне дома. При этом могут завязываться новые знакомства. Партнеры уже более не настроены улавливать желания друг друга. Каждый сконцентрировался на себе. Внимание каждого направлено на внешний мир. Главное теперь независимость, автономия, индивидуализация. Развитие своего «я» становится важнее, чем развитие близких отношений. На первый план у каждого выступают проблемы самооценки, своего достоинства: «На что я лично гожусь, что мне по силам, чего я стою?» Между партнерами могут возникать конфликты, а примирение снова приводит к кратковременным эмоциональным сближениям. Некоторые люди называют этот период жизни «одинокий скиталец», другие «путешествие за тысячу километров».

Возобновление дружеских отношений. После того, как каждый из партнеров четко определил свою индивидуальность, реализовал себя вне семьи, у него появляется потребность в интимности, эмоциональной подпитке, психологической поддержке. Теперь можно стремиться к возобновлению дружеских отношений со своим супругом. Снова обостряется ранимость, уязвимость. Партнеры ищут комфорт, поддерживают друг друга. Периоды особо счастливой интимности сменяются периодами восстановления независимости. Несмотря на тревогу, возникающую временами, и трения в отношениях, конфликты улаживаются быстрее, становится возможным обсуждение трудностей, не то, что было в период дифференциации. Теперь уже каждый из партнеров не боится быть поглощенным личностью другого, как это было в период симбиоза. Устанавливается разумный баланс между «я» и «мы». Каждый партнер узнает себя глубже как дарителя радости другому партнеру. Возникает глубокая приверженность супружеству, постоянство.

Взаимозависимость — фаза дальнейшего укрепления постоянства. Теперь каждый из партнеров убедился, что его любят. Настало время постоянства в отношениях, когда образ совершенного избранника — идеализированный и невозможный — мирно вытесняется реальным образом супруга. Две личности, разрешившие сомнения относительно самоценности, имевшие возможность проявить себя во внешнем мире, находят удовлетворение в совместной жизни. Появляются глубокая привязанность и взаимное удовлетворение. Отношения развиваются больше в сторону роста и совершенствования «мы», чем «я».

Подобные стадии свойственны нормальным, здоровым интимным отношениям. Не следует думать, что только у страдающих неврозами людей бывают трудности в супружестве. Трудности бывают у многих людей, может быть, даже у всех. Больным или инфантильным, незрелым людям здоровые отношения строить, как правило, сложнее.

Хорошо, когда оба партнера проходят все стадии одновременно, почти синхронно. Трудности возрастают, если один партнер еще живет в стадии симбиоза, а другой уже вступил в стадию дифференциации. Конфликты обостряются, когда один партнер еще хочет проявить себя во внешнем мире, реализовать все свои способности, а другой с нетерпением стремится к возобновлению близких отношений.

Подробнее о стадиях супружеских взаимоотношений можно прочитать в книге И. Москаленко “Когда любви слишком много”.

Эволюция семейных отношений

Тема, несомненно, актуальная, но неоднозначная, и позиции в ее обсуждении часто бывают непримиримо полярны. Я предлагаю попробовать рассмотреть ее по возможности объективно, не скатываясь в оценочные категории «это хорошо и правильно», «это совершенно недопустимо», «ведет к деградации» и т. д.

Начнем издалека, с зоологии. Ни у кого из высших приматов, кроме человека, нет выраженной парной семьи: одного самца, одной самки и рожденных ими детей. Видимо, на определенном отрезке эволюции людям так оказалось удобней вести хозяйство и воспитывать детей (у человеческого детеныша всегда было очень длинное детство, конечно, не такое длинное как сейчас, но все же…). Никакого отношения к любви это не имело. Эволюция вообще заботится лишь о выживании и процветании вида (популяции), к благополучию же и даже жизни отдельной особи она вполне равнодушна.

Стало быть, любовь и счастье наших предков были под вопросом, однако разделение семейных ролей уже отчетливо присутствовало и выглядело вполне традиционным. Мужчина выполнял «мужскую» работу, женщина — «женскую» (в чем бы она ни заключалась в данной общине). Список «мужского» и «женского» был совершенно условен и определялся сначала целесообразностью, а уже впоследствии — традициями. Например, у многих народов рыбалка — мужское дело, но у некоторых — сугубо женское. У европейцев при переселении на новое место основные тяжести несли мужчины, а у австралийских аборигенов — женщины. У нас ковры выколачивают мужчины, а у чукчей шкуры — только женщины. Любому понятно, что чем устойчивее жизнь общины в целом и меньше взаимопроникновение общин с разным укладом, тем легче соблюдать традиционное для данной общности разделение ролей. При этом во многих общинах всегда сохранялась пластичность: при образовавшемся недостатке мужчин женщины всегда брали на себя их роли — пахали, охотились, даже воевали (например, при полном истощении мужских ресурсов России в Первой мировой войне были сформированы женские батальоны). При возникновении дефицита женщин в общине у тех же чукчей шаман «назначал» женщинами (проведя несложный обряд) несколько мужчин, и они благополучно выколачивали эти самые шкуры и выполняли другую женскую работу. Именно эта ролевая пластичность позволяла общине (народу, этносу) пережить трудные времена.

Всем известно, что последние триста-четыреста лет взаимопроникновение различных общественных и семейных укладов шло все ускоряющимися темпами. А в последние годы в виртуальном пространстве вообще сформировалось что-то вроде плазмодия (организм, представляющий из себя слившиеся клетки с множественными ядрами. — Прим. авт.), в который на правах очень приблизительных автономий влились едва ли не все уклады, существующие на планете в данный момент.

Отразилось ли все это на семейных ролях? Безусловно, да. В первую очередь это коснулось западной цивилизации, за которой понемногу (с периодическими откатами в «возрождение традиционности») тянутся и все остальные. Стимулируя присущую мужчинам изобретательность и постепенно обустраивая себе с их помощью все более комфортную площадку для жизни и воспитания детей, европейская женщина довольно долго (без малого триста лет) вела планомерный захват плацдарма «мужских» ролей и весьма в этом преуспела. Но эволюция не дремлет. Пока женщины торжествовали победу, мужчины тоже начали перестраиваться, и традиционный, отстоявшийся в сагах, литературе и женских мозгах образ «настоящего мужчины» начал стремительно, прямо на глазах изумленного общества размываться.

Что же стало с семьей? Какое-то время (у нас чуть ли не с 20-х годов и до конца XX века) она существовала вполне в соответствии с захваченными женщинами полномочиями: женщина и работала наравне с мужчиной, и выполняла «традиционные женские» обязанности («я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик»). А мужчины спокойно приходили домой с работы и усаживались с газетой перед телевизором (садились к компьютеру). Потом этот перекос начал выправляться: мужчины тоже перестроились и начали не только посуду мыть и детей в кружки водить, но и в декретный отпуск уходить. Одновременно (вполне сцепленные вещи) начали массово ходить к психоаналитикам «поговорить о чувствах», пользоваться косметикой, виагрой и делать пластические операции для улучшения внешности.

— А где НАСТОЯЩИЕ мужчины? — дружно завопили женщины («убьет и освежует мамонта, защитит семью от любого врага, за ним как за каменной стеной…»).

— А где настоящие женщины? — парировали мужчины. («поддержит своего мужчину в любой ситуации, утешит, приголубит, в Сибирь поедет, ноги помоет…»)

Договориться невозможно, так как жизнь изменилась категорически. Девочкам всегда лучше удавались «ролевые игры», поэтому многие женщины могут сыграть «настоящую», правда, ненадолго. Мужчины (если, конечно, актерство — не их профессия и дело происходит не в зоне) могут сыграть «настоящего мужика» только на выбросе тестостерона в момент завоевания.

А что же современная семья?

Мне кажется, современная семья — это содружество равных, без всякого четкого разделения ролей. Как договорятся.

Всех ли устраивает? Разумеется, не всех. Как и всегда. Еще американские колонисты, помнится, женились на индейских скво (не болтает, не суетится, слушает, что ей мужчина говорит). Еще средневековые дамы часто предпочитали нежных и поэтичных менестрелей брутальным рыцарям, упакованным в ржавые консервы доспехов.

Стоит ли нервничать и кричать о «деградации семьи»? По-моему, совершенно не стоит. Всего лишь эволюция, дамы и господа, всего лишь эволюция…

Понимаю, что многие со мной не согласятся. Поэтому приглашаю к обсуждению.

Источник

Обществознание. Шпаргалка (8 стр.)

Материальные отношения возникают и складываются в ходе практической деятельности человека. Духовные отношения формируются предварительно, проходя через сознание людей. Эта опосредованность отношений сознанием вызывает возражения. То, что для духовного производства является конечным продуктом (идеи, духовные ценности), присутствует и в материальной практической деятельности. Но здесь это выступает в качестве средства достижения конечного результата (целеполагания), как момент одухотворенности материальной деятельности.

Деление общественных отношений на материальные и идеальные является предельно широким, каждое из этих подразделений включает в себя множество видов.

В основу классификации материальных отношений кладется обычно основные сферы общественного бытия, в основу духовных отношений – структура общественного сознания и его формы (моральные, политические, правовые, художественные, религиозные отношения).

Некоторые общественные отношения сочетают в себе черты и материальных и духовных отношений. Например, политические отношения, поскольку они отражают взгляды субъектов политического действия – духовны, идеальны, но своей другой стороной они складываются в ходе практической деятельности, и в этом своем аспекте они материальны. Такое же переплетение различных отношений характерно для семейных отношений.

26. Социальные институты

Для человеческого общества на определенном этапе становится жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы.

Базисным элементом регулирования общественных отношений являются социальные институты.

Социальные институты (от лат. institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющие общественно-значимые функции. Основное предназначение социального института – обеспечить удовлетворение важных жизненных потребностей. Так, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода, воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями. Потребность в безопасности, социальном порядке обеспечивают политические институты, важнейшим из которых является институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределении ценностей обеспечивается экономическими институтами. Потребность в образовании – институтами образования и т. д.

Социальные институты способны выполнить свое предназначение за счет упорядочивания, стандартизации, формализации общественной деятельности, связей и отношений. Этот процесс называется институциализацией, т. е. процесс формирования социального института.

В ходе институциализации определяются и закрепляются социальные ценности, нормы, образцы поведения. Все это обеспечивает состояние равновесия и стабильности общества.

Институты имеют свои признаки. В их числе принято выделять следующие:

2. Кодексы поведения (присяга на верность стране, клятва верности при заключении брака, клятва Гиппократа и т. д.).

Социальные институты выполняют функции закрепления и воспроизводства общественных отношений, их регулирования, интеграции(сплочения людей), передачи социального опыта, коммуникативных связей, осуществляемых на основе личных взаимоотношений, обмена информацией.

27. Семья как социальный институт

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Когда речь заходит о семье, мы, прежде всего, представляем мужа, жену и детей. Такая форма организации семьи называется супружеской, или нуклеарной семьей. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями.

Распространенной формой семейной организации является родственная семья, которая основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровных связях большого количества родственников.

Каждое общество развивает собственную систему образцов поведения в семье, эти образцы исторически обусловлены и имеют ярко выраженную экономическую основу.

В некоторых обществах заключение брака предполагает договорные отношения, в некоторых – начальная стадия создания семьи романтизируется.

В большинстве стран существует только один вид супружества – моногамия, т. е. брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время). Однако в развитии общества практиковалась полигамия, форма брака, при которой существует более одного партнера в супружестве. Теоретически возможны три формы полигамии: групповой брак (при котором несколько мужчин и женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях); полиандрия (когда одна женщина имеет несколько мужей); полигиния (многоженство).

В случае затруднений в семейной жизни брак может быть прерван путем развода. Обществу подобная нестабильность семьи невыгодна. Поэтому в каждом обществе существуют определенные правила и законы, затрудняющие развод.

Институт семьи выполняет в обществе важные функции. Так, семья выполняет функцию сексуального регулирования в обществе, отвечает за воспроизводство новых членов общества, т. е. выполняет репродуктивную функцию.

Семья занимает центральное место в процессе социализации. Семья выполняет функцию эмоционального удовлетворения. Потребность людей в близком, доверительном общении является жизненно необходимым элементом человеческого существования. Семья выполняет защитную функцию (физическую, экономическую, психологическую).

28. Социальные общности и группы

Общество как целостная система состоит из множества подсистем с различными качествами. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности.

Социальная общность – это реально существующая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения.

Становление и развитие социальной общности происходит на основе социальных связей.

В числе оснований, определяющих сформированность общности, обычно выделяются следующие: сходство, близость условий жизнедеятельности людей; общность потребностей; наличие связей, взаимодействия; формирование своей собственной культуры, системы норм, регулирующих взаимодействия; укрепление организации сообщества; социальная идентификация членов общности, их самопричисление к данной общности.

Социальные общности отличаются разнообразием видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей до многочисленных социальных движений. По времени продолжительности существования – от длящихся минуты и часы (зрелищные мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций, религиозных объединений.

Однако значительно более существенным в классификации социальных общностей является выделение того или иного базового системообразующего признака. Обычно различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности.

Своеобразным посредником между отдельным человеком и обществом выступает социальная группа. Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои социальные интересы через принадлежность к определенной социальной группе. Именно в ее рамках закладываются основы социальной жизни. Членство в различных группах определяет статус и авторитет человека в обществе. Общество в своей конкретной жизненной реальности выступает как совокупность множества социальных групп.

Социальная группа – относительно стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, регулируемой нормами.

В основе объединения в группы лежит общий для всех ее участников интерес, выражаемый в определенных целях.

Социальная группа в отличие от общности характеризуется большей устойчивостью, высокой степенью сплоченности, однородностью состава.

Не любое объединение людей выступает как социальная группа. Не могут быть признаны социальными группами неустойчивые объединения людей. Их называют квазигруппами, которые существуют непродолжительное время, взаимодействия между людьми в их составе не прочны, часто случайны (толпа, аудитория, публика).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *