исторически первая форма развития естествознания

Концепции современного естествознания. Блок 1. Возникновение и развитие науки. Естественнонаучное и гуманитарное знание. Тест для самопроверки

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Два периода в развитии науки:
стихийный
революционный
эволюционный
прогрессивный
закономерный

2. Два уровня знания, выделяемые в структуре научного знания:
чувственный
абстрактный
мировоззренческий
теоретический
эмпирический

3. Черты, присущие естественнонаучной культуре:
индетерминизм
детерминизм
субъективизм
дуализм
объективизм

4. Высшая форма рационального знания
принципы
идеи
гипотезы
теории
законы

5. Область естествознания, в которой обычно начинается научная революция:
в физике
в геологии
в астрономии
в биологии
в химии

6. Соответствие между формами знания и их специфическими особенностями:
Религия — знание, основанное на вере
Идеология — оценочное знание отдельных ученых или социальных групп
Обыденное знание — знание, основанное на житейском опыте
Наука — системный и обоснованный характер
Искусство — личностное, субъективное и эмоциональное знание

7. Предметом естествознания являются …
объективные законы мышления
субъективные законы мышления
объективные законы природы
субъективные законы природы

8. Исторически первая форма развития естествознания:
философия
схоластика
натурфилософия
метафизика
теология

9. Черта, присущая гуманитарной культуре
объективный подход к познанию мира
стремление к поиску истины
достижение конечного результата
стремление к нравственному совершенствованию человека

10. В основе эмпирического уровня познания лежит …
абстрактно-теоретическая деятельность людей
религиозно-мифологическое знание
философское знание
предметно-практическая деятельность людей

11. Основная черта естествознания как науки
поиск смысла жизни
поиск объективной истины
стремление жить в гармонии с природой
нравственное совершенствование людей

Источник

РАЗДЕЛ 1. НАУКА КАК ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

1.Исторически первая форма развития естествознания:

b) натурфилософия;

2. Представитель рационализма XVII века, утверждавший всесилие разума фразой «Я мыслю, следовательно, я существую»:

c) Бенедикт Спиноза;

d) Готфрид Вильгельм Лейбниц.

3.В средние века в науке господствовали:

a) метафизические взгляды;

b) трансформизм и интегративность;

c) электромагнитические концепции;

4. Геоцентризм – это:

a) теория о божественном творении мира и человека;

b) учение, утверждающее, что в центре Вселенной находится Солнце и вокруг него движутся Планеты;

c) представление, согласно которому Земля является неподвижным центром Вселенной, вокруг которого обращается Солнце и все другие небесные светила;

d) наука о тепловых явлениях, в которой не учитывается молекулярное строение тел.

5.Тесная взаимосвязь между философией и естествознанием:

a) имеет начало в средневековом периоде научного знания;

b) восходит своими истоками к античному периоду становления науки;

c) стала формироваться лишь на современном этапе развития науки;

d) такой связи никогда нет и не было.

6.Любое будущее или прошлое событие можно точно и однозначно рассчитать, имея необходимую и достаточную информацию о настоящем. Таков смысл принципа:

a) универсального эволюционизма;

b) причинности в понимании древнегреческих атомистов;

c) механистического детерминизма;

d) информационной синергетики.

7.Какое из перечисленных положений относится к натурфилософской картине мира:

b) необходимость опытной проверки теоретических умозаключений;

d) разделение натурфилософии на отдельные научные дисциплины.

8.Какое из перечисленных положений относится к натурфилософской картине мира:

a) недифференцированность науки на отдельные области знания;

c) разделение натурфилософии на отдельные научные дисциплины;

d) использование научных достижений в практических целях.

9.Выберите основания квантово-релятивистской картины мира:

a) вселенная функционирует по неизменным детерминированным законам;

b) случайность и вероятность являются неотъемлемыми (атрибутивными) свойствами Вселенной;

c) состояния покоя и движения относительны, так же как и понятие одновременности;

d) во вселенной все предопределено и неслучайно.

10.Гелиоцентризм – это:

a) представление, согласно которому Земля является неподвижным центром Вселенной, вокруг которого обращается Солнце и все другие небесные светила;

b) теория о божественном творении мира и человека;

c) учение, утверждающее, что в центре Вселенной находится Солнце и вокруг него движутся планеты;

d) наука о тепловых влияниях Солнца на планеты сонечной системы.

11.Какая картина мира соответствует классическому типу научной рациональности:

a) эволюционная картина мира;

c) натурфилософская картина мира;

d) квантово-релятивистская картина мира.

12.Какая картина мира соответствует неклассическому типу научной рациональности:

a) эволюционная картина мира;

c) натурфилософская картина мира;

d) квантово-релятивистская картина мира.

Какая картина мира соответствует постнеклассическому типу научной рациональности

a) эволюционная картина мира;

c) натурфилософская картина мира;

d) квантово-релятивистская картина мира.

14.Демокрит, Аристотель, Эпикур, Эмпедокл являлись представителями:

c) ремесленной геметрии;

d) средневековой механики.

16.Древнегреческий философ Фалес Милетский считал, что субстанцией, лежащей в основе мира, является:

17.Гераклит был основоположником принципов:

18.Система мира Аристотеля являлась:

19.Древнегреческий философ Демокрит выдвинул концепцию:

20.Закон инерции тел был открыт:

a) Исааком Ньютоном;

b) Николаем Коперником;

c) Галилео Галилеем;

21.Гелиоцентрическая картина мира была впервые создана:

c) Николаем Коперником;

22.Древнегреческий философ Гераклит считал, что субстанцией, лежащей в основе мира, является:

23.Корпускулярная концепция света была впервые выдвинута:

b) Христианом Гюйгенсом;

c) Исааком Ньютоном;

d) Джеймсом Максвеллом.

РАЗДЕЛ 3. КОНЦЕПЦИЯ МАТЕРИИ И ЭНЕРГИИ

1.Универсальная мера различных форм движения и взаимодействия:

a) сила гравитационного притяжения;

b) сила ядерного взаимодействия;

a) увеличение скорости;

b) изменение скорости в единицу времени;

c) производная скорости;

d) скорость в квадрате.

3.В физике к микромиру относятся следующие структуры:

a) космические системы и неограниченные масштабы;

b) элементарные частицы и ядра атомов;

c) вирусы и бактерии;

d) сообщества живых существ.

4.К макромиру относятся следующие структуры:

b) космические системы;

c) элементарные частицы и ядра атомов;

К мегамиру относятся следующие структуры

a) живые организмы больших размеров;

b) космические системы, звездные комплексы, галактики и метагалактики;

c) ядра атомов тяжелых частиц;

d) космические корабли и луноходы.

6.Сильное взаимодействие испытывают:

a) силы слабого взаимодействия;

b) силы ядерного (сильного) взаимодействия;

c) силы электромагнитного взаимодействия;

d) силы притяжения (гравитационными).

8.Упругие свойства вещества определяются:

a) силами межмолекулярного (электромагнитного) взаимодействия;

b) силами слабого взаимодействия;

c) силами ядерного (сильного) взаимодействия;

d) силами притяжения (гравитационными).

9.Положение о том, что механические, оптические, электромагнитные явления во всех инерциально движущихся системах отсчета протекают одинаково, является:

a) соотношение неопределенности Гейзенберга;

b) принципом суперпозиции;

c) принципом относительности Альберта Эйнштейна;

d) принципом соответствия.

РАЗДЕЛ 9. КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ

И СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

1.Ноосферное развитие — это:

a) разумно управляемая коэволюция общества, человека и природы, удовлетворение жизненных потребностей без угрозы для выживаемости будущих поколений;

b) разумная экологизация планеты и ее сохранение в неизменном виде для будущих поколений;

c) совместное развитие человеческого общества и научно-технического прогресса;

d) нынешний уровень развития общества плюс некоторые договоренности.

2.Новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития, называется:

3.Активное участие Человека в замкнутом процессе круговорота веществ, когда производительные силы Человека участвуют в непрерывном обмене веществом, энергией и информацией с биосферой, превращает биосферу в:

4.Информационному периоду развития общества соответствует следующий тип отношений человека и природы:

a) растворение в природе;

b) начало преобразования природы;

c) активное преобразование природы;

d) осознание преобладающей роли человека в биосфере и ответственности за сохранение её устойчивости, а в перспективе – коэволюция человека и природы.

5.В теории В.И. Вернадского ноосфера – это:

a) новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития;

b) наука о взаимодействии природы и общества;

c) область распространения жизни на Земле;

d) учение о происхождении и эволюции человека и его рас.

РАЗДЕЛ 1. НАУКА КАК ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

1.В культуре современной эпохи лидирующее место занимает:

a) компьютерные достижения;

2.Непосредственная цель науки:

a) описание и объяснение процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов;

b) описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов;

c) предсказание и распространение законов и явлений, выявленных в ходе научного наблюдения;

d) объяснение и интерпретация явлений действительности, наблюдаемых с помощью научных методов.

3.Основная черта естествознания как науки:

a) поиск смысла жизни;

b) поиск объективной истины;

c) стремление жить в гармонии с природой;

d) нравственное совершенствование людей.

4.К предмету изучения естествознания не относятся такие объекты, как:

a) марсианские каналы;

b) промышленные роботы;

5.Предметом естествознания как науки являются:

a) объективные законы мышления;

b) субъективные законы мышления;

c) объективные законы природы;

d) субъективные законы природы.

6.Естественнонаучные и гуманитарные науки развиваются:

a) независимо друг от друга;

b) оказывая взаимное влияние друг на друга;

c) используя одни и те же методы познания;

d) в абстрактно-теоретической деятельности людей.

7.Гуманитарные науки представляют собой:

a) рациональный, универсальный способ постижения мира;

b) интуитивный, ассоциативно-образный способ постижения мира;

c) духовно-нравственный способ постижения мира;

d) правильного ответа нет.

8.Противоречия, которые разделяют гуманитарную и естественнонаучную культуры, связаны с:

a) различием в мировоззрении;

b) различием рационального и эмпирического стилей мышления;

c) различием объектов и методов исследования;

d) различием истории развития культур.

9.Рациональная, т.е. основанная на понимании, форма познания мираэто:

10.Иррациональная, т.е. основанная на вере, форма познания мираэто:

11.Эмоциональная форма познания мира, основанная на сопереживании, сочувствииэто:

12.Отличие современного естествознания от классического заключается в том, что современное естествознание:

a) обеспечивает современные технологии;

b) охватывает все уровни организации материи;

c) влияет на мировоззрение человека;

d) предотвращает глобальные катастрофы.

13.Особое значение для понимания единства естественно-научного и социально-гуманитарного знания имеют:

a) общенаучные методы эмпирического познания;

b) общенаучные методы теоретического познания;

c) новые междисциплинарные методы исследования: системный и синергетический;

d) всеобщие методы научного познания: диалектический и метафизический.

14.Наука, наряду с философией, религией, искусством и другими областями человеческого знания, является частью единой духовной культуры, поэтому:

a) наука, как и идеология, отражает интересы определенных слоев общества;

b) наука, как и искусство, рассматривает мир с субъективной точки зрения (с позиции автора);

c) наука отличается от идеологии тем, что её истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества;

d) наука, как и религия, опирается на веру, а не на чувственную реальность и разум.

15. Основной функцией и особенностью гуманитарных наук являются:

a) описание действительности и интерпретационная направленность;

b) объяснение и предсказание действительности;

c) моделирование действительности в художественных произведениях;

d) интуитивное предсказание и художественное описание.

16. Философское учение, приписывающее целесообразность процессам и явлениям природы:

17.Парадигма – это:

a) непрерывная форма материи, описываемая силовой и энергетической характеристикой;

b) общий способ видения мира, общепризнанное знание;

c) совокупность энергетических возможностей, необходимых для акта действия в системе;

d) наука о самоорганизации в неравновесных открытых системах различной природы.

18. Ограничить научное знание от ненаучного (псевдонауки) позволяет принцип:

19.Исходное положение какой-либо теории, в пределах которой оно принимается без доказательств – это:

20. Парадигма – это:

a) принцип отграничения научного знания от ненаучного;

b) научные принципы, идеи, законы и теории, принятые в качестве образца, модели решения исследовательских задач;

c) проверка и эмпирическое подтверждение теоретических положений науки;

d) теория о божественном творении мира и человека.

21.Целенаправленное изучение объектов в естественных условиях – это:

22. По типу причинно-следственной связи научные законы можно разделить на:

a) динамические и статистические;

b) юридические и экономические;

c) детерминированные и вероятностные;

23.Активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект – это:

24.Эксперимент как метод предназначен для:

a) обнаружения у объекта новых свойств;

b) исключения воздействий на объект природных сил и факторов;

c) получения достоверных результатов обо всех свойствах объекта;

d) проверки существующих теорий.

25.В основе эмпирического уровня познания лежит:

a) абстрактно-теоретическая деятельность людей;

b) предметно-практическая деятельность людей;

c) философское знание;

d) религиозно-мифологическое знание.

26.На эмпирической стадии используются методы, опирающиеся на:

a) абстрактно-математические модели;

b) дедуктивно связанные между собой гипотезы;

c) исторически сложившиеся постулаты;

d) чувственно-наглядные приемы и способы познания.

27.Обобщение – это:

a) прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;

b) подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов;

c) мысленное или фактическое соединение частей (элементов) в единое целое (систему);

d) получение достоверных результатов обо всех свойствах объекта.

28.Укажите название метода умозаключений, при котором свойства одного объекта переносятся на другой при наличии схожести поведения этих объектов в определенных условиях:

29.Изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей объект исследования с определенных сторон – это:

30.Способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок – это:

31.Способ рассуждения, в котором частное выводится из общего – это:

32.Методологический подход на основе восприятия целостности изучаемого объекта вместе с его окружением соответствует принципу:

a) каузальности и детерминизма;

b) интегральности (континуальности);

c) подобия части целому;

d) дискретности (корпускулярности).

33.Примером интеграции наук является:

c. физика элементарных частиц;

d. физика твердого тела.

34.К ведущим концепциям современной естественнонаучной картины мира являются самоорганизация, универсальный эволюционизм, а так же:

b) системный подход;

35.Междисциплинарное направление науки, изучающее процессы самоорганизации и эволюции систем, это:

36.Синергетика – это:

a) биологическая наука о коллективном поведении животных;

b) религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего;

c) наука об отношениях растительных и животных организмов с окружающей средой;

d) наука об общих принципах самоорганизации систем.

37.Синергетический стиль мышления – это:

a) последовательность предписаний;

b) нелинейное открытое мышление;

c) совокупность принципов синергетики;

d) нет верного ответа.

38.Современная естественнонаучная парадигма, позволяющая с минимальным числом гипотез описать процессы самоорганизации в неживой материи, живом веществе и в обществе:

a) универсальный эволюционизм;

b) квантовая механика;

c) парадигма биологической рациональности;

d) принцип дополнительности.

39.Наука, изучающая процессы управления, связанные с обменом информацией между системой и средой:

40. Количественная мера устранения неопределенности, мера организации системы в кибернетике называется:

d) информация.

41.Кибернетическая основа механизма самоорганизации:

a) целостность и линейность системы;

b) самовоспроизводящаяся отрицательная обратная связь;

c) самовоспроизводящаяся положительная обратная связь;

d) парадигма биологической рациональности.

42.Наиболее эффективным средством интегративных исследований является:

a) дифференциация научного знания;

c) дисциплинарный подход;

d) метод моделирования ситуаций.

43.Кибернетика это:

a) наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в живых и неживых системах, а так же в обществе;

b) наука, изучающая проблемы анализа и синтеза сложных неравновесных систем;

c) наука о развитии, эволюции и взаимоотношениях живых организмах с окружающей средой;

d) наука о тепловых явлениях, в которой не учитывается молекулярное строение тел.

44.Термин «континуальный» означает:

a) непрерывный, сплошной, целостный;

b) дискретный, прерывистый, состоящий из отдельных элементов;

c) бесконечный, всеобщий, универсальный;

d) развивающийся, движущийся, целостный.

45.Класс систем, способных к самоорганизации – это:

a) открытые линейные системы;

b) открытые нелинейные системы;

c) закрытые линейные системы;

d) закрытые нелинейные системы.

46.Процессы в открытых системах ведут:

a) от порядка к хаосу;

c) и в том и в другом направлении;

d) у них нет строгой направленности.

47.Что может служить причинами хаоса:

a) шумы, внешние помехи;

b) наличие большого числа степеней свободы;

c) достаточно сложная организация системы;

d) все вышеперечисленное.

48.Чем можно охарактеризовать процесс рождения порядка из хаоса:

a) выборкой информации из уже предложенной;

b) упорядочение информации;

c) возникновение хаоса из порядка;

d) отбор информации из шума.

49.В каких системах возможны переходы из состояния хаоса в упорядоченное состояние:

a) замкнутых, не взаимодействующих с окружающей средой;

b) открытых, обменивающихся с внешней средой веществом, энергией и информацией;

c) детерминированных, в которых действуют динамические законы;

d) любых случайных замкнутых системах.

50.В открытых нелинейных системах в процессе самоорганизации действует:

a) принцип отрицательной обратной связи;

b) принцип положительной обратной связи;

c) принцип соединения положительной и отрицательной обратной связи;

d) принцип усиления статического равновесия.

Источник

Когда возникло естествознание? Периоды и этапы в истории естествознания

История Естествознание стоит в неразрывной связи с историей всего общества, и каждому типу и уровню развития производительных сил, техники отвечает своеобразный период в истории Естествознание Как самостоятельное, систематическое исследование природы Естествознание возникло во 2-й половине 15 в.; более ранние периоды естественно-научных знаний можно рассматривать как зачаточные, или подготовительные, к систематическому изучению природы. Соответственно выделяются следующие периоды.

Первый подготовительный — натурфилософский (зарождение элементов будущего Естествознание) — характерен для древности. В целом техника была ещё слабо развита, хотя имелись уже отдельные выдающиеся технические достижения. Начали складываться в самостоятельные отрасли знания статика и астрономия и обслуживающая их математика. Позднее стала выделяться химия (в форме алхимии). Анатомия, медицина, физика находились в зачаточном состоянии. Все естественно-научные знания и воззрения входили в единую недифференцированную науку, находившуюся под эгидой философии. Дифференциация наук впервые наметилась в конце этого периода (александрийская наука).

Второй подготовительный период характеризуется господством схоластики и теологии в Западной Европе и спорадическими открытиями у арабоязычных народов. Наука на Западе стала придатком теологии (астрология, алхимия, магия, кабалистика чисел). Прогресс техники на Западе совершался крайне медленно. Техника почти не нуждалась в систематическом изучении природы, а потому и не оказывала заметного влияния на развитие естественно-научных знаний. Но и в это время, хотя и замедленно, шло накопление новых фактов, подготовивших переход к следующему периоду. В целом это была переходная полоса между первой и второй фазами общего хода естествознания.

Период механического и метафизического Естествознание, начавшийся с возникновения Естествознание как систематической экспериментальной науки в эпоху Возрождения, отвечает времени становления и утверждения капиталистических отношений в Западной Европе (со 2-й половины 15 в. до конца 18 в.). Естествознание этого периода революционно по своим тенденциям. Здесь выделяется Естествознание начала 17 в. (формирование механического Естествознание — Г. Галилей) и конца 17 в. — начала 18 в. (завершение этого процесса — И. Ньютон). Т. к. господствующим методом мышления стала метафизика, этот период можно назвать метафизическим. Но уже тогда в Естествознание делались открытия, в которых обнаруживалась диалектика. Естествознание было связано с производством, превращавшимся из ремесла в мануфактуру, энергетической базой которой служило механическое движение.

Отсюда вставала задача изучать механическое движение, найти его законы. Мореплавание нуждалось в небесной механике, военное дело — в разработке баллистики. Естествознание было механическим, поскольку ко всем процессам природы прилагался исключительно масштаб механики. Но уже создание в 17—18 вв. в математике анализа бесконечно малых (И. Ньютон, Г. Лейбниц) и аналитической геометрии (Р. Декарт), космогоническая гипотеза Канта — Лапласа, атомно-кинетическое учение М. В. Ломоносова, идея развития в биологии К. Вольфа подготовляли крушение метафизического взгляда на природу. Основным противоречием Естествознание всего этого периода было то, что «революционное на первых порах естествознание оказалось перед насквозь консервативной природой. » (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 509).

Затем последовали открытия, раскрывавшие диалектику природы полнее: создание теории химического строения органических соединений (А. М. Бутлеров,1861), периодической системы элементов (Д. И. Менделеев, 1869), химической термодинамики (Я. Х. Вант-Гофф, Дж. Гиббс), основ научной физиологии (И. М. Сеченов, 1863), электромагнитной теории света (Дж. К. Максвелл, 1873). Но, делая открытия, подтверждающие диалектику, естествоиспытатели продолжали мыслить метафизически. «. Этот конфликт между достигнутыми результатами и укоренившимся способом мышления. » (там же, с. 22) составил основное противоречие Естествознание данного периода — разрыв между объективной и субъективной его сторонами, его содержанием (его открытиями) и формой мышления самих учёных.

Период «новейшей революции» в Естествознание совпал с вступлением капитализма в стадию империализма. В 20 в. форсируется развитие прежде всего физики (атомная энергия, радиолокация, радиоэлектроника, средства связи, автоматика и кибернетика, квантовая электроника — лазеры, электронная оптика и т. д.). Физика как ведущая отрасль всего Естествознание играет роль стимулятора и трамплина по отношению к другим отраслям Естествознание, например изобретение электронного микроскопа и введение метода меченых атомов вызвало переворот во всей биологии, физиологии, биохимии. Физические методы определили успехи химии, геологии, астрономии, способствовали в значительной степени развитию науки о космосе и овладению космосом. Главной задачей химии становится синтез полимеров, особенно играющих роль стратегического сырья (каучук, искусственное волокно), получение синтетического топлива, лёгких сплавов и заменителей металла для авиации и космонавтики. Энергетической базой промышленности в начале 20 в. становятся всё больше электричество (динамо-машина), химическая энергия (двигатели внутреннего сгорания), а затем (после 2-й мировой войны) и атомная энергия.

Стимулирующее воздействие на Естествознание новых потребностей техники привело к тому, что в середине 90-х гг. 19 в. началась «. новейшая революция в естествознании. » (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 264), главным образом в физике (открытия электромагнитных волн Г. Герцем, коротковолнового электромагнитного излучения К. Рентгеном, радиоактивности А. Беккерелем, электрона Дж. Томсоном, светового давления П. Н. Лебедевым, введение идеи кванта М. Планком, создание теории относительности А. Эйнштейном, радиоактивного распада Э. Резерфордом и Ф. Содди, изобретение радио А. С. Поповым), а также в химии, биологии (возникновение генетики на базе законов Г. Менделя). В 1913—1921 на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н. Бор создаёт модель атома, разработка которой ведётся соответственно периодической системе элементов Д. И. Менделеева. Это — 1-й этап революции в физике и во всём Естествознание Он сопровождается нарушением прежних, метафизических представлений о материи и её строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени, что объективно подтверждало диалектический материализм.

Но в условиях идейной реакции, вызванной империализмом, революция в Естествознание была использована идеалистами для наступления на материализм. Это привело к кризису физики и всего Естествознание и вызвало основное противоречие Естествознание данного периода: «реакционные поползновения порождаются самим прогрессом науки» (Ленин В. И., там же, с. 326). Это явилось углублением и обострением того противоречия, которое вскрыл Ф. Энгельс для Естествознание 19 в. Оно проанализировано в книге В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1908). 2-й этап революции в Естествознание начался в середине 20-х гг. 20 в. в связи с созданием квантовой механики и сочетанием её с теорией относительности в общую квантово-релятивистскую концепцию. Происходит дальнейшее бурное развитие Естествознание и в связи с этим продолжается коренная ломка старых понятий, главным образом тех, которые связаны со старой классической картиной мира. С возникновением первой социалистической страны — СССР — идеологическая борьба обостряется и делаются попытки снова вытеснить из Естествознание материализм с помощью неопозитивизма. Это ведёт к углублению противоречий в Естествознание Напротив, в СССР осуществляется выход Естествознание из кризиса, чему способствовала программная работа В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма» (1922).

Началом 3-го этапа в Естествознание было первое овладение атомной энергией в результате открытия деления ядра (1939) и последующих исследований (1940—45), с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Полное развитие он получил в середине 20 в. Его особенностью является то, что наряду с физикой теперь лидирует в Естествознание целая группа отраслей Естествознание: биология (особенно генетика, молекулярная биология), химия (особенно макрохимия, химия полимеров), а также науки, смежные с Естествознание, — космонавтика, кибернетика. Если в начале 20 в. физические открытия развивались самостоятельно, то с середины 20 в. революция в Естествознание органически слилась с революцией в технике, приведя к современной научно-технической революции. С точки зрения практики решающую роль приобретают фундаментальные науки, без которых не может развиваться современная техника. Развитие Естествознание происходит в условиях обострения идеологической борьбы между двумя мировыми системами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *