исторические формы материализма это
Материализм в философии: понятие и основные идеи
Вопрос о первичности сознания либо материи считается главнейшим в философии, поскольку именно он в значительной степени повлиял на ее развитие. Многие мыслители пытались понять, что стало началом нашего мира и жизни во всем ее многообразии, и действительно ли бытие определяет сознание, или все обстоит ровно наоборот? Сторонников первой из приведенных здесь точек зрения называют материалистами, их противники известны как идеалисты. Чуть ниже мы подробнее поговорим о материализме, его сути и истории развития.
Что такое материализм в философии?
Материализм — это направление в философии, согласно которому материя является первопричиной, началом бытия, а сознание и воля выступают только как его следствие, относясь к вторичным понятиям. Термин «материализм» происходит от латинского слова «materialis», в переводе означающего «вещественный».
Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.
Для европейского материализма характерны три стадии развития:
Ключевые идеи материализма
Можно выделить несколько ключевых идей материализма:
Кратко о сути материализма
Объединяющей всех сторонников материализма идеей является идея об определении бытием сознания. Под утверждением о первичности бытия кроется его понимание в качестве объективной, существующей независимо от сознания реальности. Следовательно, материя признается самой объективной реальностью, существующей вне рамок сознания, но активно им отображаемой.
Выходя за пределы основного вопроса философской науки о первичности сознания либо бытия, материалисты понимают бытие более широко, как само существование. К бытию они относят и вещи материального мира, и ряд идеальных представлений. При этом сторонники материализма четко различают сферы материального и духовного. По их мнению, материя существует совсем не так, как существует сознание, поскольку именно материя представляет собой независимую и объективную форму бытия, а вот сознание идеально, и потому обладает лишь вторичным бытием, существующим исключительно в тесной связи с материальным.
Разновидности материализма
Выделяют три главных разновидности материализма:
Становление и развитие материализма
Описываемая концепция развивалась на протяжении всей истории философии, от древности сегодняшнего дня. В своем развитии указанное направление прошло ряд этапов, о них и будет рассказано ниже.
Материализм в эпоху античности
Первые сторонники материализма появились еще среди древнегреческих философов, примерно в 6 столетии до нашей эры. К таковым относят милетских «физиков» — Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Эти мыслители полагали, что существует определенное первовещество, разнообразные сочетания которого становятся основой для всех остальных веществ, но в итоге любая вещь вернется к состоянию первовещества. Некоторые древнегреческие философы считали первовеществом воздух, другие относили к таковым огонь, третьи полагали, что основой всего является сочетание огня и воздуха. Однако, тогда еще не был поставлен вопрос о первичности духовного либо материального. Впоследствии работы ранних древнегреческих философов были интерпретированы Аристотелем уже в рамках его учения. Так, Аристотель разработал теорию о материальном «архе», под которым понималось начало.
Помимо перечисленных выше мыслителей, материалистами древности были философ из Китая Ван Чун и ряд индийских мыслителей, представляющих школу чарваки. Также к представителям античного материализма относят Демокрита, Левкиппа и Эпикура, особо акцентировавшего внимание на процессе работы человека над собой и освобождении его сознания от страха перед божествами и от других страстей. С того же времени начинается спор между материалистами и идеалистами, особенно ярко проявившийся в противостоянии Демокрита с Платоном.
Эпоха Средневековья
В европейских средневековых государствах господствовала христианская религия и мировоззрение, по этой причине в философии явно преобладали идеалистические тенденции. Однако, в 11-12 веках европейские схоласты разделились на реалистов и номиналистов, а вскоре между ними начался спор, затрагивающий, в том числе, и природу материи, в частности, ее способность к мышлению.
Впоследствии английский философ Роджер Бэкон делал попытки замены схоластической силлогистики опытами по исследованию окружающего мира, но, ни его, ни сторонников номинализма, нельзя относить к материалистам в современном понимании данного термина, хоть во многом они и предопределили развитие материализма в последующих столетиях. При этом работы средневековых философов из стран Ближнего Востока содержат в себе выраженные элементы материалистической концепции.
Новое время
В 15-16 столетиях значительно возрос интерес к естествознанию, а опыт начали относить к единственному и наиболее верному источнику познания мира. Многие концепции мыслителей раннего периода Нового времени содержат в себе черты материализма, почерпнутые их авторами из античных материалистических теорий. Исследования ученых той эпохи (к примеру, Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона) смещаются в сторону изучения реальных, в первую очередь механических свойств предметов. В дальнейшем, уже к началу 18 века, некоторые исследователи (Р. Бошкович, Дж. Пристли, М. Ломоносов, Дж. Толанд) начинают рассматривать существующие в природе предметы как вещи, способные к внутренней активности, к механическому движению.
Историю материализма в его современном понимании принято отсчитывать с публикации работ Т. Гоббса, и последующем развитии его идей французскими просветителями, например, Дидро и Ламетри. Но материалистическая концепция в те годы по-прежнему оставалась механистичной и редукционистской, пытаясь упрощать сложные понятия и явления. Затем из немецкого идеализма выделилась диалектика, ее элементы можно отыскать и у упомянутых выше сторонников материализма тех времен (Декарта, Пристли, Дидро).
В течение 19 столетия материализм активно обогащался идеями диалектики, достигшей своего наивысшего расцвета благодаря трудам Гегеля. Вскоре начались закономерные процессы слияния материализма и диалектики воедино, первопроходцами данного процесса были А. Герцен, В. Белинский и ряд других русских материалистов. В аналогичном направлении двигался и немецкий мыслитель Л. Фейербах, но его отказ от абсолютного идеализма привел и к закономерному отказу философа от принципов диалектики. В итоге, никто из перечисленных ученых так и не довел дело соединения материализма и диалектики до конца.
Диалектический материализм
Впоследствии задача соединения диалектики с материализмом была решена К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основой их работ стали диалектика Гегеля и труды французских материалистов 18 века, а также воззрения Л. Фейербаха. Марксу удалось систематизировать уже имеющийся материал, а затем, переведя диалектику в поле материализма, придать последнему целостность самостоятельного и завершенного учения. Диалектический материализм оказал существенное влияние на развитие философии не только в 19, но и в 20 столетии, поскольку именно его возникновение повлекло за собой распространение материалистической концепции на всю историю развития человечества, дав начало историческому материализму.
Исторический материализм
Идеализм обуславливал движение истории исключительно деятельностью лидеров, но Марксу удалось развить диалектику Гегеля, результатом чего стал сделанный им вывод о том, что главной движущей силой истории стали противоречия, возникающие в сфере производства, приведшие к возникновению классовой борьбы. Данную причину развития истории Маркс отнес к объективным, а значит, не зависимым от воли конкретных личностей, как считалось ранее. В соответствии с выдвинутыми им предположениями, Маркс предложил собственную версию периодизации исторического процесса, состоящую из определенных общественно-экономических формаций, через которые проходит каждое отдельное общество и человеческий социум в целом.
Материализм современности
Западные философы 20 века развивали материализм преимущественно в его механистическом понимании, хотя многие из них сохраняли стойкий интерес к диалектике. К концу 20 и началу нашего столетия материалистическая концепция превратилась в так называемую онтологическую философию, к видным представителям которой относят Б. Смита, философа из США.
Соотношение идеализма с материализмом
Ряд ученых стремились примирить сторонников двух противоположных взглядов на бытие и материю — материалистов и идеалистов, тем самым давая начало новым философским направлениям и концепциям, например, пантеизму, сторонники которого не отделяют сознание от материи. Аналогичным образом возник и гилозоизм, основным постулатом которого является идея об одушевленности материи и наличии Мировой души, объединяющей все живые организмы. А к наиболее гармоничным учением, соединяющим в себе черты и материализма, и идеализма, относят дуализм, признающий равноправие бытия и сознания и их независимость друг от друга. К сторонникам дуализма относят Декарта, Ньютона, Вольтера и некоторых других крупных ученых.
Заключение
Как отчетливо видно из сказанного выше, во все времена, начиная с древнейших, философы пытались отыскать точки соприкосновения между материалистическим и идеалистическим пониманием окружающей нас действительности, а иногда и совместить эти концепции. Однако, и сегодня человечество еще не ответило на вопрос о первичности бытия либо сознания, параллельно не найдя ответов на вопрос о познаваемости мира в принципе.
Материализм и его исторические формы
Материализм – философское направление, признающее, что в основе мира лежит материальное начало. В более развитых формах материализм поднимается и до представления о творческой роли материи, о ее способности к саморазвитию. Сознание рассматривается лишь как человеческое сознание. Оно тесно связано с мозгом. Материализм называют линией Демокрита в философии. Именно этого древнегреческого философа, предложившего считать, что в основе мира лежат атомы, считают родоначальником материализма.
Материализм – направление, которое ближе всего стоит к уровню понимания мира обыденным сознанием. Апелляция к обыденному сознанию встречается в работах Ленина, когда он пишет, что любой здравомыслящий человек, не побывавший в сумасшедшем доме или в науке у философов идеалистов, должен признать первичность материального.
Однако известно, что очевидность еще не есть доказательность. И ни один уважающий себя ученый не обращается к здравому смыслу толпы для доказательства своей теории. Более того, очевидность как раз нередко приводит нас к заблуждению. Очевидно, что Солнце всходит и заходит. Но даже школьнику сегодня известно, что это не более чем кажимость. Русский философ Леонтьев, давая оценку материализму, писал: нет ничего проще представления, что существует лишь то, что можно ощупать. Приходится признать, что «проще» в данном случае не означает надежности доказательства.
Поэтому материализм в разные времена стремился к обоснованию своих положений данными науки. Но наука – постоянно развивающееся знание, и, естественно, что новые открытия в познании мира меняли и основные черты материализма. В истории его развития принято различать несколько наиболее ярких его форм. Первая – стихийный материализм древних. Это материалистические идеи, высказанные в античности. Материализм древних еще наивен, необоснован и противоречив.
Более развитая форма представлена материализмом 17-18 веков. Это так называемый метафизический материализм (Бекон, Локк, Гоббс, Гельвеций, Гольбах и др.). Кроме провозглашения первичности материального начала и соответствующего уровню развития науки того времени его обоснования, этот материализм не смог подняться до понимания причин развития мира, объясняя их простым увеличением или уменьшением, отрицая противоречия. До понимания причин усложнения мира наука тогда еще не дошла. Она способна лишь анализировать отдельные стороны природного мира и классифицировать. Но не в состоянии сформировать целостную картину происходящего, мира в целом.
Привязанность материализма к науке привела к появлению такой формы метафизического материализма как механистический материализм. Он объяснял все происходящее с позиций наиболее развитой в те времена науки – механики. Однако механика всегда предполагает первотолчок, сообщающий телу энергию движения. А это уже ставит под сомнение сами постулаты материализма. Не случайно признание Ньютона: я все могу объяснить, я не знаю только, кто завел мир.
Следующая форма – вульгарный материализм (физиологи Фогт, Бюхнер, Молешотт). По сути, он продиктован отчаянием перед неразрешимостью проблемы человеческого сознания. В самом деле, если мир не развивается, то откуда появляется такая способность как сознание. Ведь не только из увеличения количества мозгового вещества? И хотя размеры мозга, конечно, имеют значение, но ведь известно, что люди со слишком большим мозгом – макроцефалы, к сознательной деятельности не способны. Вывод напрашивается сам собой: зачем проводить грань между сознанием и материей, если проще все считать материей. И тогда получится, что «мозг вырабатывает мысль так же, как печень вырабатывает желчь».
Современным отголоском вульгарного материализма является положительный ответ на вопрос «может ли машина мыслить?». В этом варианте не учитывается качественное отличие человеческого мышления от любого машинного «мышления», основанного на молниеносном переборе вариантов из заложенной программы, но не обладающего человеческой субъективностью.
Высшим достижением материализма стал диалектический материализм Маркса. Соединив материализм с достижениями диалектики, Маркс сумел показать, каким образом происходит становление материи, ее усложнение и развитие. Соответственно ему удалось показать естественную картину происхождения человека и сознания, в которой все существующее есть процесс саморазвития материи, а не внешнего толчка. В марксизме материализм представлен в его наиболее последовательном и законченном виде. Дело в том, что до Маркса не было ни одного материалиста, который сумел бы распространить материализм на понимание истории развития общества. Все они были материалистами внизу (в понимании природы) и идеалистами вверху (в понимании общества). Они видели в качестве движущей силы развития общества выдающуюся личность и объясняли причину изменений в обществе идеями этой личности.
Маркс сумел показать, что в основе исторического развития лежат не идеи, а способ производства материальных благ и закон взаимоотношения производительных сил и производственных отношений. Человек должен есть, пить, одеваться, иметь жилище прежде чем заниматься наукой, религией, философией, правом, политикой. Именно стремление к удовлетворению этих материальных потребностей лежит в основе постоянного совершенствования производительных сил, которые периодически начинают тормозиться более консервативными производственными отношениями. Когда конфликт достигает апогея, происходит социальная революция, в ходе которой отжившие производственные отношения заменяются новыми, способствующими поступательному развитию производительных сил. Личность выдающегося человека, безусловно, значима в истории, но основную работу выполняют народные массы. Таковы основные контуры материалистического понимания истории, которое легло в основу исторического материализма Маркса. Марксизм и до сих пор остается непревзойденной вершиной развития материализма.
В заключение необходимо добавить, что материализм всегда тесно связан с атеизмом – учением, отрицающим идею Бога и Божественного творения мира. Естественно и в развитии атеизма марксизм оказался образцом последовательной теории в рамках материализма.
МАТЕРИАЛИЗМ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
Представителей материализма объединяет то, как они решают один из важных философских вопросов: «Что первично – материя или сознание?». Под сознанием в данном случае понимается как человеческий, так и сверхчеловеческий (Абсолютный Разум, Абсолютная идея, Космический Разум, Мировая Воля) разум.
Материализм – направление, признающее основой, первоначалом всех вещей материю, материальное начало, а сознание – вторичным, производным от материи, которая никем не сотворена и существует вечно.
— Фалес (625 – 545 до н. э.) – первый древнегреческий философ утверждал, что первоосновой (архе) является вода, то есть влажное первовещество.
— Ленин В. И. (1870 – 1924) – материя это категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, и существующая независимо от них.
Материализм как философское направление существует столько же, сколько и сама философия, т.е. более 2500 лет. За это время он видоизменялся и представал в различных формах.
Рассмотрим основные формы материализма.
1. Древний материализм. Для характеристики этой формы материализма необходимо раскрыть содержание философских взглядов следующих материалистов:
— Философия милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр).
2. Механистический материализм – возникает в ХУШ веке. Все явления объясняются им с помощью законов классической механики Ньютона. В основе подобной картины мира лежало мировоззрение машинной цивилизации ХУП-ХУШ вв., когда образ простого механизма переносился на описание устройства мира в целом. Не случайно символом этого времени и одновременно моделью мира становится часовой механизм, в котором предопределено поведение любых составляющих его частей. Примеры: животное – машина (автомат, не имеющий души); человек – машина, обладающая душой и умением мыслить; Вселенная – машина как часовой механизм.
В качестве иллюстрации механистического материализма следует дать характеристику идей представителей французского материализма ХУШ века: Д. Дидро (1713-1784), Ж. де Ламетри (1709-1751), П. Гольбаха (1723-1789), К. Гельвеция (1715-1771).
4. Диалектический материализм– название философии марксизма. В качестве иллюстрации этой формы материализма необходим рассказ о марксистской философии (Маркс, Энгельс, Ленин).
Исторические формы материализма
Философский материализм насчитывает три формы:
1) стихийный (наивный) материализм древнегреческой философии
2) метафизический материализм с его разновидностями (механицизм, угарный материализм)
3) Современный или диалектический материализм.
Простейшая форма материализма – наивный (стихийный) материализм античности. Наивные материалисты полагали, что в основе мира лежит какая-то материальная стихия: вода, огонь, воздух, земля. Они пытались все многообразие мира свести к одной из этих стихий, либо к какому-то сочетанию этих стихий.
Представители наивного материализма: Фалес (ок. 625 — 547 до н.э.), Анаксимен (ок. 585 — 525 до н.э.), Гераклит (ок. 530 — 470 до н.э.).
Фалес из Милета – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном и политический деятель. Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода, как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. Это же и в самом деле гениальная идея сохранения. Гениальность Фалеса в том, что ему впервые пришла в голову мысль о единстве мироздания.
Анаксимен – первоосновой всего считал воздух. Все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения или разрежения.
Следующая форма материализма – метафизический (механистический) материализм. Он появляется после открытия законов механики в начале 18 века. Законы механики очень точно описывают физические взаимодействия, механическое движение.Это эпоха нового времени, она характеризуется взлетом научной мысли, поскольку для развития промышленности необходимо было точное знание законов природы. В XVI-XVIIв.в. произошла научная революция, которая произвела следующие изменения:
Поворот от геоцентризма к гелиоцентризму (Коперник).
Вселенная в представлении человека, становится бесконечной.
На первый план выходит математическая методология.
Наука становится экспериментальной и обретает тесные связи с техникой.
Представление о механической обусловленности явлений особенно упрочилось под мощным влиянием открытий Исаака Ньютона, в воззрениях которого механическая причинность получила глубокое математическое обоснование.
Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ Фреэнсис Бэкон (1561 — 1626). Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание – сила». Он развил новое понимание задач науки – определение естественной причинности.
Французский математик и философ Ренэ Декарт (1596 — 1950), в отличие от Бэкона поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой проверке данных интеллекта. Воззрения Декарта на природу носили в основном механический характер: Вселенная – это огромный механизм, она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существованию и развитию дает Бог, но впоследствии развитие мира определяется самостоятельной творческой силой. Декарт установил два принципа для научной мысли: движение внешнего мира нужно понимать как механическое, явления внутреннего, духовного мира необходимо рассматривать исключительно с точки зрения ясного, рассудочного самосознания. Метод научного познания Декарта называется аналитическим или рационалистическим. Учение Декарта развил нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632 — 1677), противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции. Бог отождествляется Спинозой с природой в единую субстанцию. Необходимость причин и следствий, проистекающих из внутренних законов единой субстанции, — единственный принцип мирового порядка. Единственная субстанция обладает двумя познаваемыми атрибутами, т.е. неотъемлемыми свойствами, — протяжением и мышлением.
Современный (диалектический) материализм формируется в 40-х годах на основе 3-х законов естествознания, великих открытий (по Энгельсу)
Открытие органической клетки
Закон сохранения и превращения энергии
Эволюционная теория Дарвина
Первая особенность диалектического материализма состоит в том, что он содержит в едином учении материалистическое понимание природы и истории с принципами диалектизма.
Вторая особенность связана с решением основного вопроса философии. Согласно метафизическому материализму, сознание формируется как результат непосредственного воздействия природы на органы чувств человека, либо как следствие биологической эволюции. Диалектический материализм указывает на то, что биологических предпосылок недостаточно для объяснения феномена сознания и что истоки сознания лежат не в природе, как таковой, а в активном отношении человека к природе через практическую деятельность (труд). Отношение сознания к бытию не непосредственное, оно опосредованно трудом, в силу чего все способности человека и он сам как биологический вид формируется в процессе социальной эволюции.
Четвертая особенность диалектического материализма – преодоление непоследовательности метафизического материализма, выражающегося в его неспособности распространить принципы материализма на области общих явлений (все материалисты от Бэкона до Фейербаха оказывались на позициях идеализма понимания общественной жизни)
20. Сознание и язык
Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Но между сознанием и языком существуют определенные взаимоотношения. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком проявляется в том, что возникновение и формирование индивидуального сознания возможно в том случае, если человек включен в мир словесного языка.
С точки зрения материалистической (натуралистической) трактовки, язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (Маркс). Биологическими предпосылками человеческого языка явились сложные двигательные и звуковые формы сигнализации, существовавшие у высших животных. В процессе антропогенеза (происхождения человека) звуки из средства выражения эмоций постепенно становятся средством обозначения вещей, их свойств и отношений, начинают выполнять функции преднамеренного сообщения; складывается относительно устойчивая связь между представлением о предмете и кинестетическими ощущениями речедвигательного аппарата (со слуховым образом звука). От элементарных, нечленораздельных звуковых комплексов первобытные люди постепенно переходили ко всё более сложным обобщенным звуковым комплексам.
Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох. История каждого языка тесно связана с историей той социальной общности (языкового коллектива), которая является его носителем.
Формы чувственного познания
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
К формам чувственного познания относят:
Ощущение- элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;
Восприятие- отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;