исторические типы брачно семейных отношений

19Исторические типы и формы семейно-брачных отношений.

Исторические типы браков.

В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:

— групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);

— полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам)

— полиандрия – один женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);

— моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).

— Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко.

Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой группе.

Одним из критериев типологии семьи выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Так называемый статусный брак предполагает преимущество выбора брачных партнеров для занимающих высшие ступеньки в социальной иерархии. Отсюда возникает понятие “неравный брак”. В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы – рода, племени, сословия, касты.

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака возник на заре истории одновременно и внутри группового брака, когда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались “подарками”, которым могла служить женщина. Родственники женщины “дарили” родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной.

Брак по расчету зародился еще на заре человечества, когда люди заключали браки, чтобы обеспечить союзы между племенами или с другими полезными целями. В дальнейшем правители древних стран отдавали своих дочерей и родственниц в жены правителям других стран, чтобы получить, политические или дипломатические выгоды, укрепить межгосударственный союз, повысить свой статус и т. д. Со временем мотивы брака менялись, но его сущность оставалась прежней. В нем отсутствовала эмоциональная составляющая, чувство взаимной любви. Брак по расчету – противоположность браку по любви.

Эволюция семьи и брака.

Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья – управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.

История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того, что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род.

В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.

Европейский брак в средневековье и эпоху Возрождения

На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право, принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой – мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же самое отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и среди купечества.

Ренессанс, по существу своему революционная эпоха, стал «совершенно исключительным веком пламенной чувственности». Вместе с идеалом физической красоты, и как его следствие, в идеал была возведена производительность, плодовитость. Другими словами «Высшими добродетелями считались вулканические страсти у обоих полов. Иметь много детей приносило славу и было обычным явлением, не иметь их считалось наказанием за какой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко».

Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семья XII – XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности».

Христианская модель семьи

Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться.

Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя, как и Отца и Учителя, является характерной чертой патриархальной культуры.

Вообще, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения как христианство. Христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную «божественную» и реальную, земную.

Идеальная христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Реальная, земная семья это «Святое семейство»: Иисус Христос, приемный отец Иосиф, Дева Мария. Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь – ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи.

Внутрисемейные отношения по «Домострою»

Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…»

Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости.

Источник

Понятие семьи в современной и исторической плоскости

Семейный союз любящих сердец рассматривается обществом с духовной и юридической стороны.

Определение брака можно найти в исторических, социологических, юридических и философских трактатах.

Что же такое брак и как это понятие менялось со временем в разных странах мира?

Юридический взгляд на семью

В плоскости правоотношений брак — это официально оформленный по закону исторические типы брачно семейных отношенийдобровольный союз с целью создания семьи. Его регистрация порождает взаимные права и обязанности супругов, касающиеся личных и имущественных вопросов.

С точки зрения закона, заключение брачного союза основывается на правовых нормах, а не на моральных устоях.

Семейный статус определяет систему обязанностей и прав для каждого из супругов.

Официальный брак регистрируется в государственных или религиозных инстанциях, наделенных соответствующими полномочиями. Права и обязанности супругов возникают исключительно в зарегистрированном союзе.

Простое сожительство партнеров (гражданский брак) не порождает никаких правоотношений. Штамп в паспорте гарантирует соблюдение прав каждого члена семьи в различных правовых ситуациях. Для решения наследственных, алиментных, жилищных вопросов необходимо представить свидетельство о заключении брака.

Условия заключения брака

Поскольку заключение брачного союза регулируется Семейным кодексом РФ, имеется ряду условий:исторические типы брачно семейных отношений

Такое решение принимает исключительно суд. Например, сокрытие венерической болезни или наличие действующего брака дает законное право обманутой стороне требовать расторжение брачного союза. При этом права детей, родившихся в недействительном браке, соблюдаются в полном объеме.

Для заключения брачного союза мужчина и женщина должны подать совместное заявление в ЗАГС. Законом предусмотрен месячный срок для проверки их намерений. Он может быть сокращен или увеличен, если на то имеется уважительная причина (максимум на месяц).

Брак может быть заключен в день подачи заявления в особенных случаях:

Брак вступает в юридическую силу с момента росписи супругов в Книге регистрации актов гражданского состояния.

Союз не имеет определенного срока действия.

Формы брака

Семейно-брачные отношения прошли длинный исторический путь от группового брака исторические типы брачно семейных отношенийдо традиционного союза. Еще не так давно, общество принимало лишь семьи, созданные с церковного позволения, то есть церковную форму брака.

Сегодня же свободные отношения стали обыденным явлением.

В современном социуме существует несколько форм брачных союзов.

По способу заключения

Церковный брак

Форма союза с многовековой историей и широким распространением в средние века. Бракосочетание относится к обрядам Святого Таинства и называется венчанием.

Его проводит священнослужитель, наделенный соответствующими полномочиями. И по сей день такой союз обладает юридической силой во многих странах (Англия, Кипр, Польша и др.).

Гражданский брак

Брачный союз, оформленный органами государственной власти. Впервые был введен в Нидерландах в XVI веке, чтобы поддержать интересы диссидентов и католиков.

Позже в Батавской республике он был введен в обязательном порядке. Вслед за Нидерландами, гораздо позже гражданский брак переняли другие европейские государства (Англия, Шотландия, Ирландия).

Фактический брак

Сожительство мужчины и женщины, никак не оформленное перед законом. Такой союз юридически признается не во всех странах. В качестве исключения можно назвать Германию, Италию, Эквадор и др. Определяющими моментами считаются — ведение совместного хозяйства и наличие общих детей.

По временному периоду

Временный брак

исторические типы брачно семейных отношенийСоюз, заключенный на определенный период времени. Его указывают в брачном соглашении по обоюдному согласию сторон. По истечению оговоренного периода брак прекращается, а вместе с ним и любые правоотношения между супругами.

Данная форма семейных отношений пришла из Корана. Чаще она практикуется у мусульман и называется «мута». Женщина обладает всеми правами законной супруги, а дети являются наследниками.

Фиктивный брак

Официальная регистрация союза без реального намерения создать семью. Цель — получение выгоды в той или иной форме (гражданство, имущество, льготы и т. д.). В некоторых странах за «обманный» союз предусмотрена ответственность перед законом в разной форме.

По социальной принадлежности супругов

Морганатический брак

Официально зарегистрированный союз между лицами, принадлежащими к разным исторические типы брачно семейных отношенийсоциальным слоям общества. Форма не такая уж и редкая для наших дней. Например, в Японии в 2005 году принцессу лишили титула из-за брака с простолюдином.

При этом не только она, но и ее дети не смогут занять императорское место. В истории полно примеров неравных брачных союзов. Впервые запрет был введен в немецкоговорящих странах в XVII веке. Знатные особы должны были заключать союзы только с равными себе, чтобы сохранить династические порядки.

Однополый брак

Официальные однополые отношения. Вопрос признания гомосексуальных браков с недавних пор остро встал перед государственной властью.

В некоторых странах (Гренландия, Норвегия, Швеция, Германия, Бельгия и др.) такой брак обладает юридической силой и признается государством и обществом.

Большинство церквей и правительств все же отвергают такую форму брака.

По количеству супругов

Моногамия

Союз одного мужчины и одной женщины.

Возможность прокормить свое потомство без помощи рода дала толчок развитию «личных» отношений на двоих. Встречается в двух видах — допускающий развод и пожизненный союз.

Полигамия

Союз одного мужчины и нескольких женщин одновременно. Брак заключается отдельно с каждой женой. Многоженство практикуется в исламских государствах и имеет религиозное обоснование.

Законы Шариата допускают не более четырех жен.

После восстановления численного равновесия между полами такие браки отменялись.

Полиандрия

Союз одной женщины с несколькими мужчинами одновременно. Многомужество относится к редким брачным формам.

Историческая причина ее появления — необходимость регулировать численность населения в странах с ограниченными природными ресурсами.

Была развита в углубленных районах Тибета, Индии, Крайнего Севера, на полинезийских островах. Ранее многомужество встречалось повсеместно — в период матриархата.

Сегодня такой семейный уклад сохранился у малочисленных народов Гавайских островов и Тибета.

Групповой брак

Сожительство нескольких женщин и мужчин. Более привычное название — «шведская семья», хотя сами шведы официально не признают такую форму семейного союза. Групповой брак скорее экспериментальная форма отношения для представителей современной молодежи.

Формы брака в современной России

исторические типы брачно семейных отношенийСогласно Семейному кодексу РФ, закон признает лишь одну форму брака — гражданский союз. Это официально зарегистрированные отношения перед уполномоченным лицом. В последнее время масштабно обсуждается вопрос внесения поправок, призванных узаконить религиозные обряды и фактическое сожительство. Пока инициатива остается на уровне обсуждения.

Если обратиться к истории, то в дореволюционной России функции ЗАГСа исполняла именно церковь. Венчание приравнивалось к признанию союза законом и государством. Современным молодоженам требуется сначала посетить ЗАГС, а затем уже по желанию пройти обряд венчания.

Социальные процессы не стоят на месте. На смену традиционному браку пришли альтернативные его формы. Но они являются лишь новым веянием, которое не находит отражение в правовой плоскости.

Например, молодежь предпочитает гостевой брак, при котором каждый из супругов проживает на своей «территории» после регистрации отношений. Они встречаются по желанию периодически и не ведут совместного хозяйства.

Или открытая форма отношений, когда супруги позволяют друг другу иметь отношения исторические типы брачно семейных отношенийна стороне. Как правило, это прописывается в брачном контракте, чтобы исключить дальнейшие споры. При этом свободная сексуальная жизнь не приравнивается к измене для обоих партнеров.

Пробный брак — это совместно проживание людей, проверяющих свои отношения на прочность. Как только пара хочет завести совместных детей, она идет регистрировать брак.

Конкубинат или «адюльтер» стал уже обыденным явлением. Когда женатый мужчина состоит в связи со свободной женщиной. Он оказывает ей финансовую поддержку, в случае рождения ребенка признает все его права. Это одна из форм полигинии.

Стоит отметить, что альтернативные формы брака являются вариациями традиционных его видов. Они возникают из-за развития интересов узких социальных групп — гомосексуалистов, сторонников свободных отношений, религиозных фанатов. Их успех и развитие зависит от жизнеспособности и активности данных групп, их «веса» в обществе.

Несмотря на то, что Россия активно перенимает иностранный опыт во многих сферах, до сих пор на ее территории многие западные веяния остаются незаконными — полигамные и гомосексуальные браки.

исторические типы брачно семейных отношенийРасторжение брака по заявлению одного из супругов возможен в некоторых случаях.

При неявке в суд по разводу при получении повестки истца ждет ответственность. Подробную информацию об этом читайте здесь.

Вам необходимо разделить кредит при разводе? Как это сделать правильно, вы можете узнать из нашей статьи.

Заграничный опыт

Особенно интересен институт брака в восточных странах.

Китай

В Китае семейные отношения регламентирует «Закон о браке». Они предусматривает равные права и обязанности сторон. Китайцы не признают полигамию, поэтому нахождение в нескольких союзах одновременно запрещено.

исторические типы брачно семейных отношенийДля жениха и невесты перед бракосочетанием процедура медицинского обследования является обязательной. Нарушение запрета на заключение союза с родственным лицом грозит уголовным наказанием.

Условия заключения и расторжения брачного союза схожи с нормами других стран мира. Регистрация проводится в брачном бюро с выдачей свидетельства. Иностранные граждане также имеют право заключать брак на территории Китая.

Гомосексуальные отношения запрещены. Бракосочетание может не состояться по нескольким причинам:

Для традиционного китайского общества сам процесс развода является аномальным, тенденция порицается обществом. Тем не менее, статистика по бракоразводным процессам только растет — уже достигла 39%.

Египет

В Египте брак заключается по закону Шариата, если глава семьи мусульманин.

Минимальный возраст для создания семьи для женщины — 16 лет, для мужчины — 18.

Вторую жену могут позволить себе лишь обеспеченные граждане.

Муж должен относиться ко всем своим женам одинаково, никого не выделяя, в том числе оказывать равную материальную поддержку.

По закону египетский муж должен оповестить первую супругу о намерении обзавестись второй семьей. При этом согласие женщины не требуется. Первая супруга может подать на развод в течение одного года, если возражает против увеличения семьи. В таком случае инициатором развода будет считаться мужчина.

Ислам допускает развод. В Египте статистика разводов достаточно высокая для арабских стран — 40%. Если есть дети, родственники супругов сделают все, чтобы предотвратить распад семьи. Чтобы развестись, мужчине-мусульманину достаточно произнести трижды «развод». После двух первых слов еще возможно примирение, после третьего — брак считается аннулированным, если в течение трех месяцев не выяснится, что женщина беременна.

Если развестись хочет жена, процесс проходит сложнее и может длиться годами. При этом она не получает компенсацию со стороны супруга, а это очень большие деньги.

У египетских христиан развод под запретом за редким исключением. В любом случае разрешение на повторное венчание получить будет невозможно. А все браки заключаются исключительно церковным обрядом.

Речи об однополом браке в арабской стране быть не может

Япония

Японцы отличаются более поздним возрастом вступления в брак. Хотя по закону для создания семьи мужчина должен быть старше 18 лет, а женщина — 16 лет.

Реальная статистика показывает, что жители восточной страны вступают в брак после 30 лет. Это связано с необходимостью финансово состояться.

В Японии регистрация брака и сама свадьба — это два разных события. Если в России молодожены в один день регистрируют союз и отмечают это, то у японцев между этими датами может быть промежуток от нескольких месяцев до десятилетий.

Японцы, как самая традиционная нация, отрицают многоженство. Между тем, в 2015 году властями было принято решение выдавать регистрационные свидетельства однополым парам в некоторых городах (Токио, Ига).

Японцы до сих пор предпочитают заключать договорные браки, выгодные их семьям. Союзы по любви также встречаются, но реже.

У каждого народа имеется своя история становления института семьи в зависимости от ментальных особенностей, территориального положения и прогрессивного фактора. В целом, традиционные формы семьи все-таки превалируют над альтернативными видами. Официальный брак во всем мире дает гарантию соблюдения прав каждого из супругов.

Источник

исторический путь развития семейно-брачных отношений

Исторические типы брака. Выбор партнеров. Эволюция семьи и брака. Брак в древности. Европейский брак в средневековье и эпоху Возрождения. Семья в библейские времена. Языческая семья. Христианская модель семьи. Внутрисемейные отношения по «Домострою».

РубрикаСоциология и обществознание
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления17.01.2009
Размер файла31,6 K

исторические типы брачно семейных отношений

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Контрольная работа по социологии на тему:

«Исторический путь развития семейно-брачных отношений»

2. Исторические типы брака

4. Эволюция семьи и брака

5. Брак в древности

6. Европейский брак в средневековье и эпоху Возрождения

7. Семья в библейские времена


8. Языческая семья


9. Христианская модель семьи


10.Внутрисемейные отношения по «Домострою»


11.Заключение


12.Список литературы


Введение

В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер.

Исторические типы браков

В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:

— Моногамия встречается в двух формах: пожизненная и допускающая развод, или легко разводимая. Неполная семья (один родитель с детьми) встречались крайне редко. [1; 312-313]

Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой группе.

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака возник на заре истории одновременно и внутри группового брака, когда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались “подарками”, которым могла служить женщина. Родственники женщины “дарили” родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной.

Особой разновидностью платного брака считается священный брак. В своей книге “Золотая ветвь” Джеймс Фрезер приводит множество доказательств тому, что обычай выдавать девиц замуж за богов-покровителей, был широко распространен у многих древних народов. Так, индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. Девушка должна была хранить свою девственность и приносить богу-мужу жертвы от имени соплеменников, которые оказывали ей величайшее почтение. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее, поэтому через каждые несколько лет молодую девушку выдавали замуж за бога-змея.

Сначала в эпоху племенных объединений во главе с вождем, а затем в период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых базировался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли действия, составляющие процедуру бракосочетания:

1. принятие решения о необходимости либо желательности вступления в брак,

2. выбор брачного партнера, заключение брачного контракта, исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы.

Одним из предшественников брачного рынка надо считать существовавший в древнем Вавилоне обычай, именуемый на современном языке брачным аукционом. В отличие от калыма здесь имело место перераспределение денег, полученных за красавиц, в пользу девиц, обделенных привлекательностью. Таким образам все они оказывались замужними.

Эволюция семьи и брака

В реальной жизни многие семьи вертикально-горизонтальны, включая, например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов. Известны случаи, когда такая семья достигала 200-300 человек, образуя население целого поселка.

Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели хозяйство. Семью возглавляли “старший” мужчина и “старшая” женщина. Важнейшие дела семьи, например, женитьба или выдача замуж, решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом.

Брак в древности


В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.


История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины. Когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того, что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род. [3; 8]


В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство.


Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.


Приведем слова Ф. Энгельса: «Ниспровержение материнского права было всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения». [10; 60]


С появлением частной собственности женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными хозяйственными обязанностями, она не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.


По свидетельствам историков, женщина могла делить с мужем ложе, но не трапезу. В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота.[3]


Европейский брак в средневековье и эпоху Возрождения


С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право, принимать решение о браках своих вассалов и смердов.


Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время как женатый мужчина пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.


К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.


Ренессанс, по существу своему революционная эпоха, стал «совершенно исключительным веком пламенной чувственности». Вместе с идеалом физической красоты, и как его следствие, в идеал была возведена производительность, плодовитость. Другими словами «Высшими добродетелями считались вулканические страсти у обоих полов. Иметь много детей приносило славу и было обычным явлением, не иметь их считалось наказанием за какой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко».


Семья в библейские времена


В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.


И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание.


Языческая семья


Аналогичную картину можно увидеть, как считает В. Н. Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.


В отношениях же родителей и детей дети занимали подчиненное положение.


Христианская модель семьи


Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться.


Вообще, как точно подмечено В. Н. Дружининым, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее модели христианской семьи. Как отмечает В. Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную «божественную» и реальную, земную.


Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях принятые в Европе были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Что интересно, например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображений удобства. Женщины занимали бесправное, подчиненное положение.


По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали сначала борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.[14]


В христианском писании большее внимание уделяется взаимоотношениям супругов, нежели родителей и детей и тем более сексуальным отношениям. Последние принимаются как неизбежная данность, хотя в некоторых стихах мы можем встретить совет вообще избегать сексуальных отношений:


«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку вообще не касаться женщины. Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. …Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление»


И по возможности лучше избегать и брака, так как «…Неженатый заботится о господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене»


Внутрисемейные отношения по «Домострою»


Термин семья в ее современной трактовке Домострой не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как некое единое хозяйственное и духовное целое, члены которого находятся отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.


Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…»


Заключение

Институт семьи, как можно видеть выполняет весьма значительные функции в жизни общества. Различия форм брака в разных странах обусловлены прежде всего социально-экономическим положением в этих регионах, а также особенностями вероисповедания и культурно-историческими традициями. Вступление в брак в основном рассматривалось как некая форма экономической сделки (или политического соглашения), в которой все заранее продумано и определено, и уклониться от существующих обычаев не могли себе позволить даже представители высших слоев общества.

В обществе преобладал матриархат, в то время когда женщина выполняла важнейшие экономические функции, была добытчицей в обществе. Позднее, с переходом к иным формам хозяйствования, когда собирательство перестало являться главным источником существования, лидирующие позиции в обществе заняли мужчины. Женщины стали бесправными и превратились объект купли-продажи. В период средневековья брак уже становится важнейшим каналом социальной мобильности, и остается таковым на долгое время. Следует также отметить, что в языческое время женщина обладала большей свободой в браке, с переходом к христианству женщина утрачивает многие свои права, и становится покорной мужу. Кроме того, христианство резко ограничивает свободу вступления в брак, предоставляя родителям право распоряжаться судьбой своих детей. Кроме того “священные браки” приобретают массовое явление, и многие мужчины и женщины уходят в монастыри. Позднее семейно-брачные отношения приобретают несколько другой оттенок и регулируются церковными предписаниями.

Во все времена к замужним женщинам и женатым мужчинам оказывалось большее почтение, чем к холостым. Отношение к разводам также всегда было предосудительным, порой они были практически невозможными. Человечество стремится упорядочить свою жизнедеятельность, нормировать межличностные отношения, дабы из хаоса создать порядок, поддерживать стабильность. Так и семейно-брачные отношения определяются и нормируются, при помощи религии, морали, общественного мнения.

В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

1. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2000 г. т. 3.

Подобные документы

Исторические типы брака. Выбор партнеров. Эволюция семьи и брака. Брак в древности. Европейский брак в средневековье и эпоху Возрождения. Семья в библейские времена. Языческая семья. Христианская модель семьи. Внутрисемейные отношения по «Домострою».

курсовая работа [28,5 K], добавлен 04.06.2005

Истоки и тенденции развития семьи и брака-эволюция семейно-брачных отношений: в древности, европейский брак в Средневековье и в Возрождении. Религиозные модели семьи: библейские времена, язычество, христианство. Соременные формы брака и семьи.

реферат [44,8 K], добавлен 20.11.2007

курсовая работа [48,0 K], добавлен 24.04.2005

Брак и семья как социальные институты. Роль семьи в развитии личности. Тенденция развития семейно-брачных отношений. Социальные функции семьи. Формы брака, семейные роли, формальные и неформальные нормы и санкции в сфере брачно-семейных отношений.

реферат [24,4 K], добавлен 28.01.2011

Групповое качество семейной жизнедеятельности. Брак и семья как социальные институты и их функции. Содержание брачных отношений. Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений. Функции семьи и брака. Перспективы развития.

курсовая работа [77,5 K], добавлен 22.10.2008

Понятие семьи, ее функции и история изучения. Основные подходы в современной отечественной социологии. Эволюция семьи и брака. Особенности пути от традиционной семьи к современной. Изучение семейно-брачных ориентаций и установок в современной России.

курсовая работа [61,0 K], добавлен 17.01.2011

Брак и семья как социальные институты и их функции. Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений. Перспективы развития семьи и брака. Групповое качество семейной жизнедеятельности. Стиль исполнения внутрисемейных ролей.

курсовая работа [73,1 K], добавлен 03.06.2009

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *