исторические типы и формы государства

Типы и формы государства

Типы государства: формационный и цивилизационный подход

Классическим средством познания окружающей реальности является классификация, при которой множество объектов разделяется на группы в зависимости от того или иного признака.

Соответственно, смена формации приводит к появлению новых типов владельцев средств производства и коренным преобразованиям в политической и государственной жизни страны, вплоть до смены курса власти, ценностей и идеалов, поддерживаемых ею. То есть именно от особенностей базиса зависит характер надстройки, соответственно, государство, как важнейшая часть надстройки, меняет свой тип в зависимости от перемен, происходящих в экономической сфере.

В результате тип государства предопределяется следующей совокупностью признаков: сложившейся общественно-экономической формацией, результатами политической борьбы, определившей, какой класс захватил государственную машину, а также сущностью и социальным назначением государства, определяющими цели, задачи, ценности государства.

Каждый тип государства характеризуется своеобразными условиями существования, развития, различными факторами, ведущими к его появлению и уничтожению. В целом государство предстает как определенный инструмент управления обществом экономически господствующих классов в рамках той или иной экономической формации, полностью впитывающий в себя ценности и интересы этого класса, а также как необходимая ступень эволюционно-революционного развития всего общества.

Данный подход имеет несколько направлений, среди которых можно особо выделить следующие.

Теория стадий экономического роста У. Ростоу, в рамках которой основой типологизации обществ является не экономическое, а научно-техническое развитие, в соответствии с уровнем которого все общества можно отнести к одной из пяти стадий:

1) стадия традиционного общества, где преобладают знания на уровне доньютоновской механики, а все производство сосредоточено в сфере сельского хозяйства;

2) переходное общество, в котором благодаря развитию науки и техники закладываются основы для сдвига в области перерабатывающей промышленности;

3) общество, переживающее процесс сдвига, представляющего собой взлет научно-технического развития в промышленности и сельском хозяйстве;

4) созревающее общество, в котором на основе научно-технических достижений, роста инвестирования достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения;

5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления, в котором благодаря высокому уровню развития науки и техники резко удешевляется производство материальных благ, экономика переходит на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. При этом она сосредоточивает свои усилия на создании высокотехнологичного оборудования.

Другой реализацией цивилизационного подхода к типологии обществ является концепция А. Тойнби, понимавшего под цивилизацией замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью географических, религиозных, культурных и иных признаков (т.е. в рамках его концепции цивилизация не этап, стадия развития, а скорее специфический путь развития тех или иных обществ). В мировой истории он насчитал около 20 цивилизаций, которые не связаны между собой какими-либо общими закономерностями развития, являются уникальными и равнозначными по созданным ценностям и идеалам. Движущей силой развития цивилизаций является «творческое меньшинство», которое может как увлекать (решая насущные задачи), так и насильно властвовать (при потере творческого потенциала).

Государство и право в этой концепции обеспечивают устойчивость цивилизации.

Помимо представленных, существуют и другие разновидности цивилизационной типологии, однако всем им в той или иной степени присущи общие достоинства, к которым можно отнести вовлечение в процесс познания государства и права неэкономических социальных факторов, более детальную проработку взаимосвязи государственно-правовых явлений с культурной, научной, социальной сферами жизни и т.д. При этом можно отметить и ряд недостатков, основными из которых являются меньшая ценность для юристов, так как государству и праву уделяется значительно меньше внимания, размытость определений и критериев типов государств и обществ, а также отсутствие во многих концепциях выявленных закономерностей развития и переходов от одного типа к другому.

В целом, рассматривая подходы к типологиям, следует отметить их высокую научную ценность и возможность увидеть развитие общества и государства с разных позиций, что, несомненно, полезно при исследовании таких сложных и комплексных явлений, как общество, государство, право.

Форма государства: понятие и элементы

Если типологизация показывает многообразие видов (типов) государств, то форма государства позволяет описать важнейшие признаки каждого отдельного государства.

В форме государства выделяют три элемента:

1) форма правления, которая определяет порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и с населением, а также способы осуществления ими своих полномочий (по сути, отвечает на вопрос, кто правит в государстве);

2) форма государственного (или государственно-территориального) устройства, которая характеризует распределение власти по территории государства, отражает его территориальную структуру, соотношение между государством в целом и его составными территориями;

3) государственно-правовой (или политический) режим, который представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.

Форма государства, характеристики ее элементов обусловливаются прежде всего историческим развитием государства, национальным менталитетом, потребностями общества на определенном этапе его развития.

Рассмотрим составные элементы формы государства подробнее.

Формы государственного правления

Современность знает следующие виды монархий:

Помимо этого, в истории человечества существовало множество других видов монархий: древневосточные деспотии (например, Египет), сословно-представительные монархии (свойственные любой европейской стране эпохи Средневековья) и ряд других.

Основные признаки республики:

1. Выборность, которая означает, что государственная власть в стране временно передается (делегируется) народом определенному выборному органу.

2. Коллегиальность правления, т.е. возможно наличие нескольких выборных органов (в том числе коллегиальных), осуществляющих совместное управление государством, при этом взаимодействие между ними осуществляется на основе системы сдержек и противовесов.

3. Сменяемость и срочность власти, т.е. представительная власть меняется (переизбирается) через определенный период времени.

4. Зависимость от народа в лице избирателей, т.е. официально, на законодательном уровне закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности. В наиболее простом случае ответственность выражается в возможности отзыва представителей либо проведении новых выборов.

В зависимости от того, кто формирует и кому подотчетно правительство, республики делятся на следующие виды:

— парламентские, в которых правительство формируется парламентом и несет перед ним политическую ответственность (например, Италия, Индия, ФРГ). В странах с парламентской республикой главы государства как такового может и не быть либо его полномочия являются номинальными и не играют большой роли в политической жизни страны, а настоящим главой государства является глава правительства, которым становится лидер политической партии, получившей большинство на выборах;

— президентские, в которых существует сильная фигура президента, являющегося одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Ни правительство, ни президент ответственности перед парламентом не несут, но нуждаются в его поддержке. Отношения между ними выстраиваются по системе сдержек и противовесов (например, США, Бразилия);

— смешанные, в которых влияние на правительство поделено между парламентом и президентом. Это выражается в том, что, как правило, президент имеет широкие полномочия по управлению исполнительной властью, при этом парламент также может активно влиять на нее, блокируя работу данной ветви либо вообще отправляя ее в отставку (например, Португалия, Франция).

В таких странах позиция президента очень сильно зависит от состава парламента.

Форма правления в Российской Федерации носит смешанный характер при наличии достаточно сильной власти президента.

Формы государственного устройства

Выделяют две основные формы территориального устройства государства: простую (унитарное государство) и сложную (федерации, конфедерации, империи и др.).

Признаки унитарного государства:

1. Единство территории, населения и власти, действующей в пределах государства, т.е. существует только один центр управления всем обществом.

2. Единая система права и государственных органов, их жесткая иерархия; при этом законы может принимать только центральный орган власти, все другие принимают исключительно подзаконные акты, носящие подчиненный по отношению к законам характер.

3. Законодательные органы, как правило, однопалатные, так как палаты парламентов не имеют специальных представителей от тех или иных регионов.

Виды унитарных государств:

— централизованные, в которых у административно-территориальных единиц нет самостоятельности и признаков автономии (например, Беларусь, Швеция);

1. Обеспечивается децентрализация, разграничение полномочий центра и регионов за счет двухуровневого государственного аппарата.

2. Субъекты обладают хозяйственной и политической самостоятельностью, т.е. могут принимать самостоятельные решения по некоторым вопросам развития региона, а также имеют свои источники финансирования.

3. Законодательный орган, как правило, двухпалатный, в одной из палат представлены субъекты федерации.

4. Территория федерации состоит из территорий входящих в нее субъектов и государственных образований.

5. Право выхода из состава за субъектами, как правило, не признается, что обеспечивает единство и целостность государства.

Существуют различные виды классификаций федерации, среди которых в первую очередь следует отметить следующие:

Характеризуя форму территориального устройства Российской Федерации, следует отметить, что она является, как уже следует из ее названия, федерацией, образованной по смешанному национально-территориальному принципу.

Политический режим: понятие, виды

Категория «политический режим» позволяет ответить на вопрос, как в данном обществе функционирует политическая система, как осуществляется политическая власть. Политический режим отражает совокупность приемов и методов властвования, фактическое состояние конкретных политических отношений, прав и свобод граждан, степень их политической активности, состояние законности. Образно говоря, это определенный политический климат, существующий в данном обществе.

Приведенное определение политического режима дает самое общее представление о данном понятии. Для более широкого и конкретного представления о политическом режиме в определенной стране необходимо ответить на следующие вопросы.

1. Как возник данный политический режим? Имеется в виду организация и проведение выборов в органы политической власти. Известный польский политолог Е. Вятр отмечает, что характер и содержание формирующегося политического режима определяются соревновательностью выборов, которые предполагают свободу «выставлять свою кандидатуру. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальный механизм честной игры».

2. Какие политические группировки находятся у власти? Это раскрывает цели, которые данные группировки преследуют.

Если власть принадлежит представителям демократических сил, то ставятся задачи демократизации общественной жизни. Если властвуют представители военной элиты, экстремистских кругов, тогда преследуются иные цели.

4. Какие партии добиваются прихода к политической власти (коммунистические, либеральные, демократические и т.д.)? Цели, которые ставят политические партии, во многом определяют тип политического режима в той или иной стране.

5. Допускается ли существование политической оппозиции и в какой мере? Ее существование предполагает свободу мнений, независимость средств массовой информации, критику и контроль деятельности властвующих структур, выдвижение альтернативных программ экономического и политического развития страны. Оппозиция может требовать отставки правительства и проведения новых выборов. Таким образом, факт наличия или отсутствия оппозиции является важным обстоятельством в определении типа политического режима.

6. Каково положение личности в данной стране? В первую очередь, речь идет об уровне и фактической реализуемости института прав и свобод граждан, о правах человека, гарантирующих индивидуальную свободу, возможность активного участия в управлении государством, право на собственность, предпринимательскую деятельность, свободу распоряжения рабочей силой. Речь идет также о достойном уровне жизни, социальной защищенности и духовном развитии личности. Очевидно, что степень осуществления прав человека в том или ином государстве является одним из существенных показателей, позволяющих классифицировать политические режимы.

Типология политических режимов

В политологии дается их классификация в виде идеальных типов. В реальной жизни зачастую сочетаются элементы идеальных типов.

Выделяют четыре основных типа политических режимов:

На практике реализация государственной власти чаще всего представлена в симбиотическом виде: авторитарно-тоталитарный режим; либерально-демократическое правление.

Санкционирование происходящих в обществе процессов политизирует сверху донизу всю социальную жизнь. В этих условиях идеология, приобретая статус государственной и являясь господствующей в обществе, определяет собой протекание духовного и политического процессов, не допуская никакого инакомыслия.

Методам авторитарного режима присуще сочетание прямого насилия политической власти с идеологическим и социально-политическим манипулированием. Политическая власть стремится шире использовать социальную демагогию, компромиссы, лавирование, допускает некоторый плюрализм в обществе.

Авторитарный режим пытается не вмешиваться в те сферы жизни общества, которые непосредственно не связаны с политикой. Здесь политическая власть не осуществляет своего полного контроля, что присуще тоталитаризму. Сфера же политики находится под контролем авторитарной власти, которая стремится не допускать конкуренции политических оппонентов, а сохранять за правящей партией монополию на власть. Но это не значит, что обязательно полностью подавлена несанкционированная политическая деятельность. Функционируют парламент и оппозиционные партии, допускаются выборы, не существует монопольного господства одной идеологии.

Таким образом, демократический режим характеризуется:

Основные особенности парламентского типа демократического режима:

Существует три разновидности парламентских демократических режимов:

Для президентского подтипа демократического режима характерно жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, самостоятельных по отношению друг к другу, и соединение полномочий главы государства и главы правительства в руках президента.

Сложившийся в последние годы политический режим в России вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной модели.

Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в нашей стране отягощен признаками иных политических режимов. С одной стороны, налицо черты демократии:

В результате складывающийся демократический политический режим несет на себе отпечатки экономической и политической олигархизации, что свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве. Как будет происходить движение России от тоталитарных структур к демократическим, может показать только время.

Источник

1.3. Типологии и формы государства

исторические типы и формы государства Типологии и формы государства

Понятие исторического типа государства связано с представлением об эволюции (развитии) этого важнейшего социального института.

Исторический тип государства – это система существенных черт, свойственных всем государствам, относимым к определенной группе.

Типы государства

Существует несколько основных подходов к определению типологии государства : формационный, технократический и цивилизационный.

Формационный подход

С точки зрения формационного подхода главным признаком, определяющим исторический тип государства, является тип социально-экономических отношений, сложившихся в обществе. Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

Авторы формационного подхода (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин) считали способ производства (социально-экономические отношения) базисом, а государство, право, религию, мораль, искусство – надстроечными, производными от базиса явлениями.

Тип государства обусловлен типом социально-экономических отношений. Например, если в обществе господствуют рабовладельческие социально-экономические отношения, значит, и государство является рабовладельческим и защищает преимущественно интересы рабовладельцев.

Маркс выделял такие исторически существовавшие формации (и соответствующие ему типы государства):

В будущем, с точки зрения Маркса, в результате социалистической революции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлений.

Технократический подход

Технократический подход (Герберт Спенсер, Уолтер Ростоу, Дэниэл Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип общества и государства.

Сторонники этого подхода выделяют три уровня развития технологии:

Цивилизационный подход

С позиций цивилизационного подхода (Николай Данилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер) история человечества – это история рождения, развития и угасания замкнутых, локальных цивилизаций.

Цивилизация – это социокультурная общность, сформированная на основе универсальных (всеобщих) ценностей. К ним относят мировые религии, системы права, морали, достижения искусства. Каждая из цивилизаций своей основой имеет, прежде всего, духовное начало («великую идею», по выражению Тойнби): своеобразную религию и культуру, национальную психологию. Каждая из цивилизаций имеет характерный для нее тип государства.

Если, с точки зрения Маркса, все народы Земли и все государства прошли (или пройдут) одни и те же стадии развития, то, с точки зрения Тойнби, цивилизации никак не связаны между собой и практически не влияют друг на друга.

Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православную, мексиканскую и др., породившие соответствующий только им исторический тип государства.

Каждый из подходов к типологии государства имеет свои сильные и слабые стороны, по-своему высвечивая разные аспекты сложного пути развития общества, государства и права.

Типологии и формы государства

Форма государства

Государства отличаются по способам формирования и формам организации государственной власти.

Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, оказывающих влияние на порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти. Форма государства выражается через форму правления, государственного устройства и вид политического режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

Таким образом, форма государства раскрывается через три составляющих: форма государственного правления, форма государственного устройства и форма государственного режима.

Форма государственного правления

Форма государственного правления – это элемент формы государства, который раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Типологии и формы государства

Монархия

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Существует два вида монархий.

При абсолютной (неограниченной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I, государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.

Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.

В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархи Среднего Востока (Саудовская Аравия, Катар, Оман, где существует теократическая разновидность абсолютной монархии, при которой глава государства является одновременно и религиозным главой).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся дуалистическая монархия (сословно-представительная монархия в России начала XX века) и парламентская или конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика

Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Ей присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские, различаются они, главным образом, тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность.

Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика – это форма правления, при которой президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Нелишне отметить, что монархия и республика, как формы правления доказали исключительную устойчивость, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути, все государства облекаются именно в названные формы.

Типологии и формы государства

Форма государственного устройства.

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма).

Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

В таком государстве единые высшие органы государства, гражданство, конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.

Большинство всех существующих, в том числе и ныне, государство – унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.

Также государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.) и многонациональный (Великобритания, Турция и др.) состав населения.

Типологии и формы государства

Федеративное государство

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом.

Федерация строится на началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чем они ее утратят».

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные.

Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения). Способы размежевания компетенций, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два.

В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов. В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некоторые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее, СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства.

Конфедерация

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных экономических и др.).

Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации.

Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – Соединенных Штатов Америки. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейский Союз, уже вполне доказавший свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и к федеративному всеевропейскому государству.

Типологии и формы государства

Форма государственного режима

Третьим элементом формы государства является форма государственного режима (политический режим), значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Форма государственного режима – это элемент формы государства, характеризующий методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.

Демократический режим

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Недемократический режим

Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

Тема 1. Происхождение и сущность государства

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *