история отношения врача к умирающему больному
Траур, стадии траура
Траур – обряды и традиции, которые помогают человеку справиться с горем.
Стадии траура
Принципы паллиативной медицины
В основе паллиативной медицины лежит:
Паллиативная помощь состоит из следующих компонентов:
Паллиативная помощь проводится:
Принципы оказания паллиативной помощи дома и в условиях стационара одинаковы. Но в условиях дома больше физических и психологических проблем испытывают родные пациента. Важным аспектом помощи на дому является обучение.
Дневной стационар оказывает социальную поддержку и обеспечивает отдых семье. Пациентов привозят и отвозят волонтеры. Осуществляется сестринский уход и дополнительное обслуживание: водные процедуры, парикмахерские услуги, маникюр, массаж.
В стационар пациенты поступают на короткое время: для контроля над симптомами, чтобы помочь семье, а также для последнего пристанища. Здесь особо важно эффективное соотношение количества медицинского персонала с количеством пациентов, у которых так значительны потребности в лечебной помощи и ухода.
Паллиативное лечение начинается тогда, когда все другие виды лечения не являются эффективными, когда отказывают жизнен важные органы. Первостепенно целью его является не продлить жизнь, а сделать оставшуюся жизнь более комфортной и значимой. Цель паллиативного лечения – поддержание максимально возможного уровня здоровья на определённом этапе жизни, связанном с её потерей.
Специалисты паллиативного лечения исповедуют эстетическое кредо: если невозможно прервать или даже замедлить развитие болезни, качество жизни пациента становится более важным, чем её продление.
Хосписы
В зачаточном виде помощь умирающим больным была делом монастырей, где возникли в средние века первые хосписы. Слово «хоспис» английского происхождения, означает «дом для приюта странников», «странноприимный дом». Они создавались для оказания помощи заболевшим странникам, шедшим для поклонения Гробу Господню.
Первое заведение для ухода за умирающими от рака больными создана в Лионе (Франция) в 1842 году Жиан Гаррньер. В 1879 году такой же хоспис открыли ирландские сёстры милосердия. В 1905 году в Лондоне открыла и возглавила подобное заведение баронесса Сесилия Сондерс. Начав работу социальным работником, она позже получила диплом медсестры, а затем врача. В её «Приюте Святого Кристофера» оказывалась не только квалифицированная помощь умирающим, но также разрабатывались стандарты квалифицированной паллиативной помощи, включая домашние условия. Сесилия Сондерс заложила философию хосписного движения. Она первая решила сказать правду о неотвратимом исходе одному из своих пациентов, попыталась найти путь к общению, оказанию психологической поддержки.
В России первый хоспис был открыт в 1990 году в Санкт-Петербурге по инициативе английского журналиста Виктора Зорза и врача – психотерапевта А.В.Гнездилова. Виктор Зорза, чья дочь умерла в 1975 году от рака в английском хосписе, в благодарность работникам этого учреждения, написал документальную книгу. Со своей женой он стал инициатором хосписного движения в США, оказывал помощь России. О московском хосписе, созданном в сентябре 1994 года, написано: «В этом доме не чувствуешь смерти, хотя здесь умирают люди». Здесь не говорят слова «умер», говорят «ушёл». Палаты в нём на одного или четырёх пациентов. Число человек в палатах выверено – двое привыкают друг к другу и тяжелее переносят потерю соседа, а если палата на троих, двое объединяются против третьего. Палаты просторные, оборудованы функциональными кроватями, противопролежневыми матрасами, средствами связи с сестринским постом. Имеются душевые и туалетные комнаты применительно к специфике и состоянию больных. Каждая палата имеет отдельный выход во дворик. Имеется православная часовня, и созданы условия для удовлетворения религиозных потребностей пациентами других концессий. Обстановка в хосписе близкая к обычным условиям жизни человека. Предусмотрено пребывание рядом с больными их родственников, учитываются их вкусовые пристрастия (вегетарианство и пр.). допускается нахождение любимой кошки или собаки. Соблюдается обычай выполнять последнюю волю умирающего. Многие пациенты знают, что обречены, так как от тех, кто хочет знать правду, её не скрывают. В хосписах создана система комплексного подхода к лечению и предупреждению боли с применением психотропных, обезболивающих, противораковых препаратов.
Паллиативная медицина
Паллиативная медицина (историческое введение)
Все права защищены. Никакая часть этого издания не может быть воспроизведена любым способом без предварительного письменного разрешения Фонда «ПАЛЛИАТИВНАЯ МЕДИЦИНА И РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ».
Тема отношения врача к умирающему больному, естественно, проходит через всю историю медицины. В то же время отечественные руководства, учебники истории медицины эту тему почти совсем не затрагивают, потому что они отражают развитие медицины в основном как прогресс медицинской науки и в меньшей степени как историю здравоохранения, т.е. одновременно и историю социальных институтов медицинского дела.
Начиная с Гиппократа, и вплоть до современной эпохи хосписов, история отношения врачей к умирающим больным имеет внутреннюю логику. В книге Гиппократа «Об искусстве» (15), в частности, говорится о цели медицины: «Она совершенно освобождает больных от болезней, притупляя силу болезней, но к тем, которые уже побеждены болезнью, она не протягивает своей руки.
Хотя специалисты по древнегреческой медицине считают, что автором книги «Об искусстве» не является Гиппократ (15), мы, отметив это обстоятельство, как бы пренебрегаем им, т.к. в течение столетий она (книга) входила в «Корпус Гиппократа», и ее влияние на историю медицины было, конечно, связано с именем Гиппократа.
Много позже, даже в XVIII в., многие врачи еще придерживались обычая не пользовать безнадежных больных. Один из самых известных врачей первой трети XIX века (а также редактор главного медицинского журнала Германии того времени) Х. Гуфеланд осуждал в 1806 г. врачей, относящихся с презрением к умирающим больным, и призывал не покидать последних до самой смерти, чтобы, по крайней мере, облегчать их страдания. После кончины в 1813 г. другого знаменитого немецкого врача И. Рейля были опубликованы его работы об эвтаназии, где автор настаивал, что долгом врача является облегчение смерти каждого умирающего больного (28).
В течение XIX в. призыв Ф. Бэкона к врачам об обязательности помощи умирающим стал этической нормой, что можно подтвердить цитатой из книги, вышедшей на рубеже XIX-XX вв.: «Теперь рассмотрим вопрос, что врач должен делать для облегчения больному мучений, связанных со смертью, что ему позволено предпринять для достижения так называемой эвтаназии, т.е. приятного умирания» (18). Немецкий врач А. Молль, слова которого мы только что привели, понимал эвтаназию, как и Ф. Бэкон.
Необходимо подчеркнуть, что обсуждение моральных проблем отношения врачей к умирающим приобрело на рубеже XVIII-XIX вв. вполне современный вид не случайно. Дело в том, что как раз в XVIII в. расширилось понимание предмета медицины; в него стали включать важнейшие социальные вопросы: организация борьбы с эпидемиями; санитарный надзор за продуктами питания; общественная и профессиональная гигиена. Особое внимание врачи стали обращать на охрану здоровья женщин, детей, бедных, инвалидов (слепых, глухонемых, душевнобольных). Тем самым присущая издавна врачебному сознанию идея филантропии (если говорить языком Гиппократа), т.е. гуманности (говоря современным языком), включила в себя новые аспекты.
Современная история хосписов тесно связана с историей сестринского дела. В 1879 г. Мэри Эйкенхед, основательница ордена сестер милосердия, открыла в Дублине (Ирландия) приют девы Марии, главной задачей которого была забота об умирающих. В те годы в крупных городах Европы было множество бедняков, обитавших на улицах и здесь же умиравших. Это и побудило М. Эйкенхед открыть заведение для умирающих, которое она назвала хосписом (как назывались богадельни, приюты в средние века). В 1905г. ирландские сестры милосердия открыли аналогичный приют Св. Иосифа в Лондоне, куда принимались в основном умирающие. После второй мировой войны именно в приюте Св. Иосифа основательница хосписов современного типа Сесилия Сандерс стала первым штатным доктором (25, 43).
Эти исторические данные приводятся по книге проф. А.П. Зильбера «Трактат об эйтаназии» (11). Это энциклопедический труд в плане собранных в нем исторических сведений, касающихся проблемы эвтаназии. В дальнейшем мы еще неоднократно будем пользоваться этим уникальным источником.
В 1950 г. Генеральная ассамблея здравоохранения рекомендует всем государствам «осудить практику эвтаназии при любых обстоятельствах» (Цит. по: 11, с. 356).
Запретительное решение ВОЗ в отношении эвтаназии совпало с историческим моментом зарождения хосписного движения, формирования философских, теоретических и этических основ современной паллиативной медицины. Несколькими годами раньше, а именно в 1947 г. Сесилия Сондерс (будучи в то время дипломированной медсестрой, а также социальным работником), пытаясь помочь оказать психосоциальную поддержку умиравшему от рака пациенту по имени Дэвид Тасма, на первом этапе терпит неудачу, т.к. не может установить с ним коммуникацию. Когда она решается сказать пациенту правду о прогнозе его заболевания, между ними наладился диалог, и пациент был ей благодарен за оказанную в конце концов психосоциальную поддержку. В знак своей благодарности он просил оставшиеся у него деньги (500 фунтов стерлингов) использовать для организации службы помощи умирающим больным. Этот социальный, интеллектуальный и духовный опыт имел решающее значение в жизни и карьере С.Сондерс; она проводит систематические исследования в области лечения хронической боли, а в 1967г. организует в пригороде Лондона в приюте Св. Христофора первый в мире хоспис современного типа.
В коллективном труде под редакцией О. Брима «Умирающий пациент» (1970 г.) в библиографии указано 340 работ на английском языке, вышедших после 1955 г. и посвященных проблемам умирания (46). В 1973 г. в Нью-Йорке под редакцией Р. Уильямса вышла книга «Жить и умереть: когда, почему и как» (11). В 1976 г. один из крупнейших представителей американской биоэтики Роберт Витч издает книгу «Смерть, умирание и биоэтическая революция», где, в частности, анализируется этическая тактика (при ведении терминальных больных) отказа от экстраординарного лечения (47). В 1978г. книга Р. Витча в США переиздана, и в этом же году под редакцией О. Залера вышла книга «Ребенок и смерть» (11). В 1978 г. специалист в области медицинской психологии Ч. Гарфильд выпустил книгу «Психосоциальная поддержка умирающего больного» (41).
Поток зарубежной литературы, посвященной конкретным проблемам паллиативной медицины, в этот период постоянно нарастает, о чем можно судить по списку научных публикаций из 122 названий в Докладе экспертов ВОЗ «Обезболивание при раке и паллиативное лечение», изданном в Женеве в 1990 г., а на русский язык переведенном в 1992 г. (почти вся литература относится к 80-м годам XX века) [20].
Смерть и умирание
Рубрика | Медицина |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.04.2015 |
Размер файла | 44,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Исторические формы отношения врача к умирающему больному
3. Виды и формы эвтаназии
4. Либеральное, консервативное и умеренное направление в отношении к эвтаназии. «Право на смерть»
1. Исторические формы отношения врача к умирающему больному
Смерть человека имеет не только социально-психологическую и социально-правовую, но и исключительную культурную значимость. Далеко не случайно культурологи рассматривают отношение к смерти как одну из определяющих характеристик любой культуры.
Таким образом, в результате медикализации смерти к настоящему времени врачи оказались непосредственно вовлеченными в трагическую, сложную и Наделенную глубочайшим смыслом область человеческого существования. И если М. Перник говорит о том, что благодаря этому медицинская профессия обрела новый источник власти в обществе, то в любом случае это навлекло на нее и новую, чрезвычайно серьезную ответственность, породило такие моральные проблемы, с которыми не приходилось сталкиваться традиционной медицин
Cтадии процесса умирания. Обычное умирание, если так можно выразиться, состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих друг друга:
1. Предагональное состояние. Оно характеризуется глубокими нарушениями деятельности центральной нервной системы, проявляется заторможенностью пострадавшего, низким артериальным давлением, цианозом, бледностью или «мраморностью» кожных покровов. Такое состояние может длиться достаточно долго, особенно в условиях оказания медицинской помощи.
Определение смерти: моральные проблемы
Морально-этические и юридические стороны вопросов, возникающих в связи с определением и критерия смерти, можно суммировать следующим образом. Критерии? должен быть:
1. обоснованным с научно-медицинскои? точки зрения, то есть позволяющим надежно и с высокои? точностью отличать того, кого уже нельзя спасти, от того, за чью жизнь еще можно бороться;
3. объективным, то есть таким, которыи? будет одинаково пониматься и применяться любым достаточно квалифицированным специалистом, а также правильность применения которого в каждом конкретном случае может быть проверена. Это условие необходимо для того, чтобы критерии? мог считаться приемлемым с юридическои? тонки зрения;
В связи с этим последним условием необходимо иметь в виду, что такое санкционирование обществом предполагает и определенныи?, достаточно высокии? уровень его грамотности в том, что касается существа предлагаемого критерия смерти. Иначе говоря, согласие общества должно быть информированным. Очевидно: и в России, и во всех других странах в настоящее время это условие в должнои? мере не выполняется.
Проект приказа, Минздрав России, 30 октября 2012
Об утверждении Порядка по констатации смерти мозга человека и Формы протокола установления диагноза смерти мозга человека
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. № 950 «Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 39, ст. 5289) приказываю:
Порядок по констатации смерти мозга человека согласно приложению № 1;
Форму протокола установления диагноза смерти мозга человека согласно приложению № 2.
Для установления диагноза смерти мозга человека является наличие комплекса обязательных клинических критериев:
полное и устойчивое отсутствие сознания (кома, то есть отсутствие каких-либо реакций на любые внешние раздражители);
атония всех мышц (при проведении регистрации неврологических осмотров необходимо учитывать, что в условиях продолжающейся искусственной вентиляции легких (далее-ИВЛ) у пациента при полном и устойчивом отсутствие сознания (кома) могут наблюдаться спинальные рефлексы и автоматизмы);
отсутствие реакции на сильные болевые раздражения в области тригеминальных точек и любых других рефлексов, замыкающихся выше шейного отдела спинного мозга;
отсутствие реакции максимально расширенных зрачков (для взрослых диаметр зрачков более 5 мм, для детей-более 4 мм). При этом должно быть подтверждено, что никаких препаратов, расширяющих зрачки, не применялось, глазные яблоки неподвижны;
отсутствие корнеальных рефлексов;
отсутствие окуловестибулярных рефлексов (техника исследования: для исследования окуловестибулярных рефлексов проводится двусторонняя калорическая проба. До ее проведения необходимо убедиться в отсутствии перфорации барабанных перепонок. Голову больного поднимают на 30 градусов выше горизонтального уровня. В наружный слуховой проход вводится катетер возрастного диаметра и производится медленное орошение наружного слухового прохода водой температурой +20°С, в объеме 2-3 мл/кг веса (у взрослых до 100 мл) в течение 10 секунд. При сохранной функции ствола головного мозга через 20-25 секунд появляется нистагм или отклонение глазных яблок в сторону. Отсутствие нистагма или отклонения глазных яблок свидетельствует об отсутствии окуловестибулярных рефлексов. При наличии или подозрении на перфорацию барабанных перепонок околовестибулярные рефлексы не исследуются);
отсутствие фарингеальных и трахеальных рефлексов при движении эндотрахеальной трубки в трахее и верхних дыхательных путях, а также при продвижении катетера при санации трахеи и бронхов;
3.Виды и формы эвтаназии
Термин «эвтаназия» ныне употребляется в различных смыслах: ускорение смерти тех, кто переживает тяжёлые страдания; прекращение жизни «лишних» людей (например, программа Т-4); забота об умирающих (например, хоспис); предоставление человеку возможности умереть.
«Эвтаназией» также иногда называют усыпление животных, в том числе лабораторных и бродячих животных.
Выделяются два основных вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии) и активная эвтаназия (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).
Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии. Она производится на основании решения родственников, опекунов и т. п. Совет по этике и судебным делам Американской медицинской ассоциации допускает при этом, что эти решения могут быть «не обоснованными». Однако, в случае «компетентного решения», считается, что люди имеют право принимать решения, которые другие считают неразумными, поскольку их выбор проходит через компетентно обоснованный процесс и совместим с их личными ценностями.
4. Либеральное, консервативное и умеренное направление в отношении к эвтаназии. «Право на смерть»
В современной литературе можно встретить и демографический аргумент. Приемлемость эвтаназии связывается с «существенным постарением населения», с ростом числа инвалидов преклонного возраста, содержание, уход и лечение которых влечет ряд экономических и социальных проблем. Логическим завершением признания социальной приемлемости эвтаназии является эвтаназия неполноценных. Особенно остро эта проблема встает относительно новорожденных.
Консервативная позиция по проблеме эвтаназии проста и однозначна. «Этика православного христианства отвергает возможность намеренного прерывания жизни умирающего пациента, рассматривая это действие как особый случай убийства, если оно было предпринято без ведома и согласия пациента, или самоубийства, если оно санкционировано самим пациентом».
Аргументы медиков, противников эвтаназии, основываются на врачебной практике. Во-первых, медицине известны факты «самопроизвольного излечения» от рака. И хотя такие случаи редки, исключать их возможность в каждой индивидуальной ситуации нельзя. Во-вторых, практика военных врачей свидетельствует о способности человека приспособляться к жизни, несмотря на инвалидность (ампутация ног, рук). Адаптация и новое качество жизни, как правило, приводило большинство из них к негативной оценке своих прежних просьб к врачам об ускорении их смерти. В-третьих, принятие смерти как «вида» медицинского лечения (боли, страдания) может оказаться мощным препятствием на пути развития самого медицинского знания, развитие которого постоянно стимулируется «борьбой со смертью».
Социальное и юридическое признание эвтаназии не сможет освободить человечество от болезней и страданий. Но стать мощной и самостоятельной причиной роста самоубийств, и не только по мотиву физических страданий, может.
Язычество, буддизм и атеизм «питали» эту жажду. Тит Ливии описывал то величавое спокойствие, с которым галльские и германские варвары кончали собой. В языческой Дании воины считали позором закончить свои дни от болезни в постели. Известна истории и готская «Скала предков», с которой бросались вниз немощные старики. Об испанских кельтах, презирающих старость, известно, что как только кельт вступал в возраст, следующий за полным физическим расцветом, он кончал жизнь самоубийством. Обычаи, которые предписывали престарелому или больному человеку покончить с собой, в случае их неисполнения лишали его уважения, погребальных почестей и т.п. Это «свободное», на первый взгляд, действие было на самом деле достаточно жестко регламентировано в языческих сообществах. Исследуя явление самоубийства в древних культурах, Э. Дюркгейм приходит к выводу о его чрезвычайной распространенности, при этом на первом месте среди всех возможных мотивов самоубийства стоит самоубийство по причине преклонного возраста и болезней.
При этом нельзя не учитывать ту динамику, с которой возрастает число самоубийств в современном прогрессивном обществе. Э.Дюркгейм сообщает, что за 50 лет (2-й половины XIX века) оно утроилось, учетверилось, даже упятерилось, смотря по стране. Он полагает, что можно зафиксировать «связь между прогрессом просвещения и ростом числа самоубийств, что одно не может развиваться без другого». Анализируя статистику самоубийств, он приходит к выводу, то общепринятые предполагаемые мотивы самоубийств (нищета, семейное горе, ревность, пьянство, физические страдания, психические расстройства, отвращение к жизни и т.п.), которым приписывается самоубийство, «в действительности не являются его настоящими причинами». К настоящим причинам, превращающим человека в добычу монстра самоубийства, Дюркгейм относит вполне определенные черты общества, а именно: состояние морального распада, дезорганизации, ослабление социальных связей человека, разрушение коллективного состояния сознания, т.е. религиозности.
Христианское вероисповедание, а также иудаизм и ислам дают меньший во всех отношениях процент самоубийств. При этом среди самих христианских вероисповеданий характерны такие числа: «Католические кантоны независимо от национальности их населения дают в 4 или в 5 раз меньше самоубийств, чем протестантские. Следовательно, влияние религии так велико, что превышает всякое другое». При этом Дюрктейм объясняет это число не степенью интенсивности веры в Бога или бессмертие души. Определяющими оказываются два фактора: интенсивность организации церковной коллективной жизни (в протестантизме она практически сведена к минимуму) и принцип автономии и личной свободы (в протестантизме он явно доминирует не только по отношению к индивидуальной мысли, но и по отношению к индивидуальной воле, к установившимся обычаям).
Постепенный отказ от общего дела человечества по борьбе со слепыми силами распада приводит к «окончательной стадии отступления», коей является «принципиально провозглашаемое индивидуальное или коллективное самоубийство как отказ отжизни».
Поставим вопрос: безупречны ли нормативно-этические документы для подобных ситуаций?
Вполне вероятно, что воля к смерти у пациента и рождается в этих противоречиях между страданием и жизнью, качеством и количеством лет жизни.
Разумеется, что коррекция этических кодексов относительно пассивной эвтаназии не решает окончательно вопроса, так как его решение упирается в законодательство. История отечественного законодательства свидетельствует о том, что уже в 20-е годы был предложен организационно-правовой механизм применения эвтаназии: сознательная и устойчивая просьба больного; невозможность облегчить страдания больного имеющимися средствами; несомненная доказанность невозможности спасти жизнь, установленная коллегией врачей при обязательном единогласии; предварительное уведомление органов прокуратуры (Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М., 1990. С.74). Несколько иной механизм предлагает профессор Долецкий С.Я.: необходима комиссия из четырех человек (реаниматолог, лечащий врач, врач-эксперт, администратор) и наличие письменного заявления больного (или его законного представителя).
1. Необоснованность эвтаназии с медицинской точки зрения определяется:
1) Шансом на выздоровление и возможностью изменения решения пациента;
2) Нарушением предназначения врача спасать и сохранять человеческую жизнь;
3) Нарушением моральной заповеди «не убий»;
4) Блокированием морального стимула развития и совершенствования медицинского знания и медицинских средств борьбы со смертью;
5) Со всеми перечисленными факторами;
2. Активная эвтаназия отличается от пассивной:
1) Отсутствием согласия или просьбы пациента о лишении жизни;
2) Приоритетностью решения врача перед решением пациента о прекращении жизни пациента;
3) Активным, деятельным вмешательством врача в процесс прекращения жизни по просьбе пациента;
4) Умышленным или преднамеренным лишением жизни человека
3. Использование реанимационного оборудования для пациента, находящегося в критическом состоянии, является:
1) Злоупотреблением терапевтическими средствами;
2) Реализация принципа «борьбы за человеческую жизнь до конца»;
3) Признаком низкой квалификации специалиста;
4) Отсутствием у врача нравственного чувства и этической культуры;
5) Обязательным наличием у пациента страхового полиса.
К провизору приходит его друг, страдающий онкологическим заболеванием, и просит сильнодействующее обезболивающее средство. Провизор знает, что его друг страдает от сильных болей, однако он же знает, что средство, которое просит друг, может быть использовано им для ухода из жизни.
Вопрос: каким образом должен поступить провизор согласно основным принципам биоэтики?
1. Введение в биоэтику. Иванюшкин А. Я., Игнатьев В. Н., Коротких Р. В. 1998—М.
3. ПРАВО НА СМЕРТЬ: ЭТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ. Киселев В.А. УГМА
4. Учебное пособие/Биоэтика. Киселев В.А. Екатеринбург—2014, 228 с
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Введение термина «эвтаназия» английским философом Ф. Бэконом для обозначения легкой безболезненной смерти. Принятие декларации об эвтаназии как акте преднамеренного лишения пациента жизни. Этический кодекс российского врача. Законодательство об эвтаназии.
презентация [2,3 M], добавлен 06.10.2015
Проблема эвтаназии и добровольного ухода из жизни неизлечимо больного человека. Понятие и историческое развитие идей об эвтаназии. Легализации добровольной смерти. Научные споры по поводу эвтаназии. Основные аргументы, высказываемые в пользу эвтаназии.
курсовая работа [48,7 K], добавлен 22.09.2012
презентация [266,1 K], добавлен 03.02.2010
презентация [41,0 K], добавлен 16.09.2014
презентация [1,8 M], добавлен 21.03.2013
разработка урока [538,0 K], добавлен 15.03.2015
Медицина и проблема смерти: история вопроса. Хирургическое вмешательство, переливание крови, ее компонентов и применение инвазивных методов диагностики. Причины предложения смерти мозга как критерия смерти. Моральный смысл различных форм эвтаназии.
презентация [133,3 K], добавлен 28.12.2015