история республиканской формы правления

Этапы исторической эволюции республиканской формы правления

Общая характеристика формы правления как элемента формы государства. Анализ истории развития республиканской формы правления. Исследование понятия, признаков и особенностей президентской, парламентской, смешанной и специфических видов республик.

РубрикаГосударство и право
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления28.10.2014
Размер файла37,3 K

история республиканской формы правления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Красноярского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Красноярский юридический техникум»

На тему: Этапы исторической эволюции республиканской формы правления

Новиков Юрий Анатольевич

Глава 1. Республика как форма государственного правления

1.1 Форма правления как элемент формы государства

1.2 Понятие и признаки республики

1.3 История развития республиканской формы правления

Глава 2. Виды республик

2.1 Президентская республика

2.2 Парламентарная республика

2.3 Смешанная республика

2.4 Специфические виды республик

Основными целями данной работы являются углубленное изучение республиканской формы правления, выявление ее особенностей. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть понятие формы правления;

— изучить понятие и признаки республиканской формы правления;

— проанализировать основные разновидности республики, выявить их достоинства и недостатки.

Также я попытаюсь для себя определить разновидность республики в России.

Структурно работа содержит 2 главы. В первой раскрываются: понятие, признаки, соотношение формы правления с другими элементами формы государства, история развития республики в мире.

Во второй содержатся основные виды республики и специфические разновидности.

По состоянию на 2006 год в мире из 190 государств 140 официально являлись республиками.

В настоящее время термин республика по-прежнему чаще всего означает систему правления, которая получает свою власть от народа, а не на другой основе, например, престолонаследия или божественного права. В большинстве контекстов это понятие остаётся основным определением республики.

Глава 1. Республика как форма государственного правления

1.1 Форма правления как элемент формы государства

Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом по наследству или принадлежит выборному органу. В связи с этим выделяют монархическую и республиканскую формы правления.

1.2 Понятие и признаки республики

Теперь приведем определения понятия республики как формы государственного правления.

В.И. Даль в 19 веке дает такое определение: «Р.- народное правленье, народоправленье, земля, управляемая без государя, самим народом, чрез выборных».

Общими юридическими признаками республиканской формы правления являются:

· существование единоличного и коллегиального главы государства;

· представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

· Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти. В республике органы власти избираются на определённый срок. Исключения делаются только для судебных органов в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Так в республике реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он не выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная деятельность требует предельной самоотдачи.

· Юридическая ответственность главы государства и должностных лиц в случаях, предусмотренных законом. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства. Должностные лица в республике несут ответственность. Конечно, она имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв, уход в отставку, роспуск парламента, снятие с должности и т.д. Именно четкое распределение компетенции между государственными органами позволяет установить, на каком участке государственного механизма произошел сбой в работе и где нужно заменить то или иное должностное лицо.

1.3 История развития республиканской формы правления

До XIV- XVIII веков институты демократии были еще не развиты, а отношения, сложившиеся в республиках тех времен (рабовладельческие) и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, «свободы, равенства, братства». Так, Монтескье в своем труде «О духе законов» в XVIII веке впервые разработал идею разделения властей, которая является важнейшей составляющей республиканской формы правления.

Республиканская форма правления установилась во Франции с принятием Конституции 1875 года. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.

В настоящее время во всем мире республиканская форма правления становится все более характерной, приемлемой формой правления в современной мировой цивилизации.

Глава 2. Виды республик

2.1 Президентская республика

Республики в зависимости от соотношения законодательной и исполнительной властей, от того, какое место и роль в них занимают и играют президент, правительство и парламент, традиционно подразделяются на президентские и парламентарные (парламентские) республики. Характер взаимоотношений органов исполнительной и законодательной (представительной) властей у этих республиканских форм правления существенно различаются. Главное различие между ними состоит в юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства. Наиболее характерные черты президентской республики:

· президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти.

· он самостоятельно формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.

· президент вправе отправить правительство в отставку, а также освободить от должности отдельных министров.

· президент избирается населением, без участия парламента. и ответственности перед парламентом не несет.

Президент, являясь самой сильной фигурой в государственном механизме, наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

Определив указанные полномочия, конституция записала, что “конгресс имеет право. издавать все законы, которые будут необходимы и уместны” для реализации перечисленных полномочий. Это конституционное положение позволяет конгрессу расширять свою компетенцию. Однако Конституция установила для конгресса ряд запретов: не облагать налогом или пошлиной товары, вывозимые из штата, не выдавать деньги из казначейства иначе как на основе закона.

В законотворчестве палаты американского Конгресса равноправны: все законы принимаются с согласия обеих палат. В состав правительства входят все главы центральных ведомств с общенациональной территориальной юрисдикцией. Каждая палата Конгресса имеет свою внутреннюю разветвленную систему вспомогательных органов, которые призваны содействовать выполнению конституционных полномочий: председатели палат, комитеты, партийные фракции, административно-технические службы. Решающая роль в законодательной деятельности Конгресса принадлежит постоянным комитетам палат. Но конституция говорит не о законодательной власти вообще, а лишь о полномочиях законодательной власти, указанных в самой конституции. Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.

Исполнительная власть осуществляется Президентом, его полномочия весьма объемны. В его непосредственном подчинении находится весь государственный аппарат управления: министры, главы многочисленных ведомств, он непосредственно руководит огромным исполнительным аппаратом. Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в США президентскую власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Американский кабинет является чисто совещательным органом, но все решения в пределах полномочий исполнительной власти принимаются только единолично президентом. Министры назначаются президентом “по совету и с согласия” сената. Кабинет не принимает никаких правительственных актов.

Рассмотрев основные принципы функционирования президентской формы правления на примере США, можно говорить о том, что президентская республика как одна из форм государственного правления имеет ряд достоинств: во-первых, она в принципе создает особенно благоприятные условия и предпосылки для реализации принципа разделения властей. Во-вторых, всенародно избранный президент олицетворяет единство страны, выступает символом единства нации и т.д. В-третьих, эта форма позволяет сосредоточить высшую управленческую власть в одних руках, что особенно важно в условиях быстрого решения серьезных общенациональных проблем и необходимости концентрации сил на переходных, кризисных и иных особых этапах развития страны. В-четвертых, президентская форма правления исключает или серьезно ослабляет ее зависимость от различных и переменчивых партийно-фракционных пристрастий, сильно проявляющихся в парламентской деятельности. Вместе с тем нельзя не учитывать, что в рамках президентской республики возрастает опасность противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти, особенно когда, как это нередко бывает на практике, избранный народом президент представляет одну партию, а большинство депутатов парламента принадлежат к другой партии или блоку партий. Президентская республика является довольно гибкой формой правления, поэтому она получила достаточное распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления.

2.2 Парламентарная республика

Основные черты, присущие парламентской республике:

· парламент является высшим органом представительной и законодательной власти.

· правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте.

· правительство несет коллективную ответственность перед парламентом.

В случае утраты доверия большинства членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. Главное в характеристике парламентарной республики состоит в том, что верховенство в ней принадлежит парламенту, а правительство несет перед ним, а не президентом, политическую ответственность. Правительство при такой форме правления находится в определенной зависимости от парламента: во главе правительства обычно стоит лидер партии, имеющей большинство в парламенте, правительство подотчетно парламенту, контролируется им.

Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Венгрии, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. (например, в Индии, ФРГ, Италии и др.). Но даже в тех случаях, когда в таких республиках президент избирается не парламентом, а непосредственно народом (например, в Ирландии, Болгарии, Финляндии и др.), его полномочия оказываются весьма ограниченными. Он, как правило, отдален от текущих политических процессов и не осуществляет реального правления в стране. В отличие от ситуации в президентских республиках, он не является главой правительства, исполнительной власти. Вся исполнительная власть практически осуществляется правительством и его главой. Даже если за президентом такой республики формально закрепляются более или менее широкие полномочия, они осуществляются по инициативе правительства. Так, в парламентской республике формально президент обычно назначает и увольняет правительство. Но, в отличие от президентской республики, где президент делает это действительно самостоятельно, здесь он фактически не свободен в своем выборе и вынужден обычно назначать премьер-министром того, кто пользуется поддержкой парламентского большинства, а министрами тех, кого представляет премьер, получивший вотум доверия от большинства парламента. В таких республиках именно парламент, как правило, его нижняя палата, фактически назначает и увольняет правительство и министров. Акты, издаваемые президентом в парламентской республике, как правило, получают юридическую силу и подлежат исполнению только тогда, когда они скреплены подписью премьер-министра или соответствующего министра. При этом сами эти акты обычно издаются на основании решений, принятых парламентом, правительством или отдельными министрами. Президент в парламентской республике назначает референдум, но на основе решения парламента и в соответствии с законом, принятым парламентом. Он же формально обладает правом назначения и отзыва послов, но фактически это зависит от решений главы правительства и министра иностранных дел.

Согласно основному закону Италии, исполнительная власть вверена президенту республики и правительству, возглавляемому председателем совета министров, политически ответственным перед парламентом. Особая роль принадлежит председателю совета министров, который руководит общей политикой правительства и несет за нее ответственность, поддерживает единство политического и административного направления, поощряя и согласуя деятельность министров (ст.95)

Парламентская республика обладает своими достоинствами. По сравнению с президентскими республиками, она по своему характеру и принципам организации и функционирования серьезно суживает возможность возникновения противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти, отдавая явный приоритет последней. Одержав победу на парламентских выборах, особенно в случае завоевания абсолютного большинства от общего числа мест в парламенте, та или иная партия или блок партий получает возможность из своих рядов и избирать президента, и сформировать однопартийное, одноблоковое, однородное правительство, которому гарантирована поддержка парламента, что не может не сказаться серьезно на стабильности власти. Но, с другой стороны, поскольку одной партии чаще всего не удается завоевать абсолютного большинства мест в парламенте, а межпартийные блоки далеко не всегда бывают надежными и прочными, поэтому в таких условиях приходится идти на создание коалиционных правительств, отражающих интересы различных парламентских фракции, то это в свою очередь может создавать возможность серьезной нестабильности в осуществлении исполнительной власти при данной форме государственного правления. Как пример, в Италии, за полвека с небольшим послевоенного периода сменилось около полусотни правительств. С целью сглаживания этого недостатка парламентской республики в ней за последнее время нередко вводятся определенные ограничения, преграды на пути слишком частого устранения парламентом правительства. Так, в ряде стран (Перу, Португалия, Молдова и др.) предложение о вотуме недоверия правительству может быть внесено только не менее чем четвертой или третьей частью депутатов парламента, что это серьезно сужает возможности вынесения частых вотумов недоверия. Этим же целям служат и такие нормы, которые требуют для отставки правительства вынесения вотума недоверия правительству дважды, устанавливают невозможность внесения резолюции о таком недоверии в течение определенного срока (например, в течение года после выборов в парламент или после создания правительства).

эволюция республика форма правление

2.3 Смешанная республика

Наглядным примером смешанной (полупрезидентской, полупарламентской) республики могут сегодня служить соответствующие государственные формы во Франции и в Польше. Во Франции Президент избирается прямым всеобщим голосованием (ст. 6 Конституции страны), председательствует в Совете министров (ст. 9), обладает правом роспуска Национального собрания после консультации с Премьер-министром и председателями палат (ст. 12), может брать на себя после соответствующих консультаций чрезвычайные полномочия (ст. 16), формирование правительства и руководство им Президент осуществляет самостоятельно, без вмешательства и контроля со стороны парламента и др. Эти и ряд других важных моментов, характеризующих конституционно-правовой статус Президента Франции, позволяют не только отнести эту страну к числу президентских республик, но и констатировать наличие в ней очень сильной президентской власти, во многих отношениях превосходящей, например, власть Президента США, что позволяет некоторым исследователям вести речь даже о «республиканской монархии».

Однако именно «правительство определяет и проводит политику нации» (ст. 20) и при этом находится в прямой зависимости от парламента, поскольку Премьер-министр после обсуждения в Совете министров ставит перед Национальным собранием вопрос об ответственности Правительства в связи с его программой или общеполитической декларацией, т.е. вопрос о доверии. Национальное собрание может выразить недоверие Правительству путем голосования резолюции порицания, под проектом которой должны стоять подписи не менее десятой части депутатов парламента (ст. 49). Если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или общеполитическую декларацию Правительства, гласит ст. 50 Конституции Франции, то Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставке Правительства. Все это требует признать, что Франция одновременно обладает многими сущностными чертами и парламентарной республики.

В целом создание смешанных и «гибридных» форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях, не сформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

Следует учитывать, что смешанная, полупрезидентская республика сама может иметь свои разновидности. Она существует не только во Франции. Ее черты, так или иначе, проявляются в Шри-Ланке, в ряде франкоязычных и иных странах, особенно там, где устанавливается двойная ответственность правительства как перед парламентом, так и президентом. Эта форма правления по-своему проявляется в Швейцарии. Она использовалась в процессе перехода ряда стран (Португалии, Болгарии, Югославии, Хорватии и др.) от тоталитаризма к демократии.

2.4 Специфические виды республик

Источник

Республиканская форма правления

Тема: «Республиканская форма правления. Понятие и признаки».

Введение. Актуальность и историография проблемы.

I. ГЛАВА
ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ.
II. ГЛАВА
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ.
Понятие республики.
Конституция – основополагающий документ республиканского правления.
Разделение единой государственной власти на ряд властей.
Выборность органов управления.
Правовые признаки республики.
Гражданское общество в республиках.
Демократия – один из основных признаков республиканского правления.
Республика – социальное государство.
III. ГЛАВА
ВИДЫ РЕСПУБЛИКИ.

I. ГЛАВА
ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ.

II. ГЛАВА
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ.

2.1 Понятие республики.
Что же представляет собой республика? Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними».
М.В. Ильин формулирует понятие республика «как осуществляемого сообществом равноправных граждан представительного правления с выборными органами власти, включая избирательного, а не наследственного главу государства». Кривогуз И.М. считает республикой такое государство, «руководителей которого, так или иначе, избирают граждане».
Республиканское устройство государства реализуется сегодня в конституционном устройстве ряда государств, в том числе, в Российской Федерации. В этой связи следует отметить справедливость такой типологии республик как традиционные и конституционные. Традиционные строились на основе обычаев и традиционных норм, в основе вторых лежит рационально разработанная конституция. В глобальном смысле конституционное государство имеет более высокий уровень республиканской эволюции, а традиционная республика только ранняя ступень развития республики.
Конституционная республика имеет несколько подходов к проблеме.
А. Вебер отмечал, что «государство как политический инструмент с рационально разработанной конституцией, рационально разработанной конституцией, рационально разработанным правом и ориентированным на рационально сформулированные правила, на «законы», управлением чиновников-специалистов в данной существенной компетенции решающих признаков известно только Западу, хотя начатки всего этого были и в других культурах».
М.В. Ильин в своем глубоком исследовании: «Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий» показал, что становление понятия и концепции произошло в XVII веке с утверждением соответственно термина в английском языке. В 1773 году Г. Болинброк дал знаменитое определение: «Под конституцией мы понимаем, когда говорим уместно и точно, ту совокупность законов, установлений и обычаев, которая вытекает из неких твердых принципов разума, направлена на некие установленные цели от общественного блага, образует такую общую систему, коей сообщество согласно подчиняться».
Кривогуз И.М. считает республикой такое государство, «руководителей которого, так или иначе, избирают граждане».
«Теория государства, фиксируя в его истории реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенное из них – деление форм государства по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному – монархия, многим – аристократия, если всем – демократия или республика».

2.2 Конституция – основополагающий документ республиканского правления.
В современной науке конституционного права под конституцией понимается система правовых «норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу, регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы самого государства».
Признаком республики является наличие Конституции – документа, регламентирующего взаимоотношения человека и общества с государством, устанавливающего основы государства, имеющего высшую юридическую силу.
Для каждой страны имеются свои особенности проявления конституциализма.
В США, куда переселились британцы, была характерна особая приверженность идее конституции, поскольку создание колоний, развитие их политических интересов от покушений со стороны королевской власти Британии вынудили их закреплять основополагающие принципы государственного устройства на бумаге и утверждать их соответствующими актами. Таким образом, констуционализм формировался у американцев изначально от создания новой государственности, поэтому сохранился и поныне. Для американцев и сегодня характерны признание высшего значения Конституции, приоритетом является конституционный порядок.
Воплощение идеи конституциолизма впервые в истории произошло в США с принятием в 1787 году Конституции этой страны.
В Англии, где родилась идея Конституции, до сих пор нет писаной Конституции как единого акта. Первыми европейскими Конституциями были принятые в 1791 году Конституции Франции и Польши.
В России первая конституция была принята в 1918 году. Конституция является, прежде всего, правовым актом, представляющая населению страны определенные права и гарантии.
Конституцию как правовой акт отличают от других актов ряд признаков, в современном смысле:
а) Конституция является актом, который принимается народом или от имени народа его представителями. Так Конституция Российской Федерации была принята путем референдума;
б) Конституция имеет учредительный, первичный характер, который учреждает основы общественного и государственного устройства, выбранные народом. Предписания Конституции выступают в качестве первоосновы, являются первичными, на которых строятся все остальные правовые акты и не могут ей противоречить;
в) важной чертой Конституции является всеохватывающий характер конституционной регламентации. Она регулирует фундаментальные основы всех сфер жизни общества: политической, экономической, духовной и пр.;
г) Конституцию отличают особые правовые свойства: верховенство Конституции в соответствии с ней должна строиться деятельность всех государственных и общественных структур и граждан; в ее высшей юридической силе, все принятые законы и правовые акты не должны ей противоречить. Конституция является ядром правовой системы государства, в особой охране, в которой задействована вся система государственных органов, в том числе конституционный суд; в особом порядке принятия и пересмотре Конституции, внесения в нее поправок.
Эти признаки являются типичными для всех Конституций. Однако отдельные Конституции могут не иметь некоторых из них. Например, существуют октроированные Конституции, т.е. дарованные народу монархом, а не провозглашенные от имени народа. Различают жесткие и гибкие Конституции. Гибкие Конституции могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы. Различают написанные Конституции, представляющие единый акт, и ненаписанные, где роль Конституции, как в Англии, выполняет система законов, обычаев судебных прецедентов.
В целом же в республиканских формах управления сущность Конституции заключается в утверждении общедемократических начал, предполагающих возможность жить в государстве в качестве его полноправных граждан всем членам общества!

2.4 Выборность органов управления.
Большие отличия от монархии имеет республика и в сфере образования органов власти. По существу, республика – это такая форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются представительным общенациональным учреждением. В разных странах существуют различные избирательные системы, более или менее демократичные, но так или иначе, народ участвует в формировании органов государственной власти.
В республиканских формах правления органы власти избираются на определенный срок. Исключения делаются только для судей в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В республике, таким образом, реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает смену представителей органов власти через определенный период.
Должностные лица несут ответственность. Она имеет, прежде всего, политический характер и может выражаться в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительство, министерство), роспуск парламента, снятие с должности (суды) и т.п.
Республика как форма правления сопровождается, как правило, рациональным восприятием государственной власти. При этом общественное сознание исходит из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединенности в государстве, необходимости компромиссов и стабильности.
Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина кроме тех, кто ограничен в свободе на основе закона.
Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

2.5 Правовые признаки республики.
Современным воплощением республиканской формы правления, кроме наличия акта Конституции, является правовое государство.
В конституционной практике идея правового государства нашла свое воплощение в Конституциях ряда европейских государств, например ФРГ, Испании. Характеристика современного российского государства как правового, содержится и в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Основной закон ФРГ, где впервые была воплощена идея правового государства, содержит очень емкую его характеристику: «Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом».
Таким образом, здесь подчеркивается верховенство конституционного строя, недопустимость противоречия законов его основным принципам. Упоминания наряду с законом права, означает, что речь идет об универсальных нормах права. В целом в современной науке конституционного права к характеристикам правового государства относятся следующие черты:
а) провозглашение государством нерушимости прав человека;
б) установление механизма гарантий прав и свобод (например, недопустимость произвольного ареста и т.п.);
в) конституционное установление обязанности государства, его органов, учреждений, должностных лиц действовать в рамках Конституции и законов;
г) принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам;
д) приоритет норм международного права перед нормами национального права.
Все принципы правового государства нашли воплощение в российской Конституции: признание, гарантия и неотчуждаемость основных прав и свобод человека, верховенство Конституции, обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан, их объединений соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
Однако реальное состояние российской государственной власти таково, что оно очень далеко от идеала. Это проявляется в том, что государственные органы и должностные лица не соблюдают государственных законов, когда государство нарушает элементарные права граждан, например, не выплачивая вовремя зарплату. Это проявляется и в том, что Конституция ряда субъектов Федерации и принимаемые на их основе законы противоречат федеральной Конституции и федеральным законам.
Наличие правового государства в Российской Федерации при республиканском способе управления пока еще остается целью, но не реальным состоянием.

2.6 Гражданское общество в республиках.
Признаком республиканской формы правления является наличие гражданского общества.
В современных концепциях под гражданским обществом понимается совокупность частных лиц, групп, классов, объединений возникновение и существование которых не вызвано прямо решениями государства и власти. Это негосударственная часть общества, взаимодействующая с государством как с системой органов власти. Любое государственно организованное общество (страна, государство, нация) включает две составные части: государство и гражданское общество. Понятие гражданского общества может быть использовано в широком и узком смысле слова. В широком, как неполитическая часть общества – оно имеет место в любых обществах. В узком смысле гражданское общество является частью республиканской формы правления, характеризуется наличием независимых собственников, автономностью и неподконтрольностью его государству, высокой самоорганизацией. Такое гражданское общество базируется, прежде всего, на свободной частной собственности, отделенной от государственной власти. Именно такое гражданское общество является социальной предпосылкой становления демократического правового государства, ибо наличие независимых от государства гражданских собственников, достаточно хорошо организованных, способных выражать и защищать свои интересы, создает возможность ограничить государственную власть, подчинить ее интересам граждан, сделать защиту их прав и свобод высшей целью и обязанностью государства. С этой точки зрения в современной России нет достаточно зрелого гражданского общества с высокой самоорганизацией, способно эффективно контролировать деятельность государства. Поэтому становление правового государства в нашей стране сталкивается не только с проблемой несовершенства самих политико-правовых отношений, но и с неразвитостью гражданского общества.

2.7 Демократия – один из основных признаков республиканского правления.
Признаком республиканской формы правления является демократия.
Демократия характеризует республику, как государственное устройство, которое отличается признанием воли большинства в качестве источника власти и провозглашения свободы и равноправия граждан».
Более развернутое определение было сформулировано американским президентом А. Линкольном: «…демократия исходит из самого народа, осуществляется самим народом и в интересах народа».
Демократия характеризуется признанием народа в качестве источника власти и суверенитета. Народ учреждает основные органы власти, выбирает в них своих представителей и вправе периодически их сменять. Воля народа выражается и в том, что он имеет право непосредственно участвовать в разработках и принятии законов путем народных инициатив и референдумов. Отказ от их проведения является антидемократической мерой.
При демократическом управлении провозглашается и юридически гарантируется равноправие граждан. Права человека рассматриваются как высшая ценность, а их гарантия – как главная функция государства. Решения принимаются большинством, но учитываются интересы и права меньшинства, которое, в свою очередь, уважая общеобязательные решения и выполняя их, сохраняет за собой право отстаивать собственные позиции.
Признается право каждого гражданина на критику властей и любых их представителей, в том числе и в форме обращение в суд по поводу их незаконных действий. Функционирует многопартийная система, которая включает как политические партии, стоящие на позициях существующей формы правления, так и партии, отрицающие ее, но действующие в рамках Конституции.
Органы государственной власти избираются населением путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Представительные органы власти работают на постоянной основе. Высшему представительному органу (парламенту) принадлежит исключительное право издавать общегосударственные законы.
Современная демократия, базируясь на принципах равенства парламентаризма, выборности, разделения властей, плюрализма, правового государства и гражданского общества, совмещает идеи непосредственного самоуправления и представительства. И даже при соблюдении этих принципов она далека от идей народовластия. Тем не менее, имея множество недостатков, современная парламентская демократия остается сегодня самым популярным типом власти.
В ряде Конституций, принятых в республиках (ФРГ, Испании, Румынии, Франции) государство характеризуется как социальное. Такое же определение содержится и в Конституции Российской Федерации. В широком смысле слова любое государство является социальным, т.е. общественным институтом. Однако в демократической республике понятие социального государства используется для акцентирования его особых социальных функций по обеспечению социальных функций по обеспечению социальной защищенности своих граждан, достойных условий их существования. Как показала практика, правовое государство может гарантировать свободы граждан, но в условиях свободы не все могут реализовать свое право на достойную жизнь. Поэтому социальное государство базируется не на идее ограничения государственной власти, а на принципе ее участия в регулировании социальных отношений.

III. ГЛАВА
ВИДЫ РЕСПУБЛИКИ.

Современная практика государственного республиканского строительства знает два вида республики: президентскую и парламентскую. Различаются они между собой тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент формируют правительство и направляет его работу и перед кем правительство несет ответственность.
В парламентской республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие. Правительство в этом случае несет ответственность перед парламентом. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр.
Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.
Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентские) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент, в той или иной мере, делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
Между парламентскими и президентскими республиками сохраняются заметные различия.
В парламентских республиках, например, в Италии и Германии, власть сосредоточена в парламенте, который создает особую коллегию для избрания главы государства – президента и назначает исполнительную власть – правительство, а также суды. Избирается президент парламентом и в таких странах как Венгрия, Чехия. Реже президент избирается на основе всеобщих выборов (например, Болгария). Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием отличия парламентской республики от президентской. Главное заключается в порядке назначения правительства и типе его политической ответственности. Роль главы государства в формировании правительства незначительна. Президент лишь формально назначает правительство, формируемое парламентом, а фактически партией «большинства» или коалицией партий в парламенте. Ему приходится назначать главой правительства (премьер-министром) лидера партии, имеющей большинство депутатов в парламенте. Лишь в исключительных случаях президент может проявить самостоятельность в назначении премьер-министром (например, в Индии в 1979 году, когда произошел массовый переход депутатов из одной партии в другую). В парламентской республике правительство несет ответственность только перед парламентом. Вотум недоверия обязывает правительство подать в отставку.
В президентской республике глава государства (президент) избирается коллегией выборщиков (например, в США) или непосредственно гражданами (например, в Мексике). Он обладает значительными полномочиями, но не иметь права роспуска парламента. Правительство всецело формируется президентом, оно представляет по существу кабинет президента. Он руководит деятельностью правительства, принимает единолично решения и отправляет министров в отставку. Тем самым, правительство (министры) ответственны только перед президентом. В президентских республиках, как правило, отсутствует пост главы правительства. Там же, где должность премьер-министра введена (например, Турция, Перу), он выполняет текущие обязанности координационного характера.
Существует и смешанная форма республики. Так, во Франции действует полупрезидентская республика, когда президент избирается непосредственно гражданами и обладает большими полномочиями, но правительство формируется по итогам парламентских выборов и возглавляет его лидер партии, победившей на этих выборах.
Своеобразная модель президентской республики реализована в России, где президент по существу единолично формирует ответственное перед ним правительство, но непосредственное руководство им осуществляет глава правительства, которого президент назначает с согласия Государственной думы. В России согласно новой Конституции – всенародно избираемый глава государства – президент – определяет основные направления внутренней и внешней и назначает центральный орган исполнительной власти. Это правительство – Совет министров, глава которого нуждается в одобрении Государственной Думой. Законодательной властью наделено Федеральное собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации, в котором заседают избранные на местах представители субъектов Федерации и избираемой всеми гражданами Государственной думы, непосредственно занимающейся выработкой важнейших политических решений в виде законов. Эти органы по представлению президента формируют высшие центральные инстанции судебной власти – Верховный суд, Конституционный суд и Высший арбитражный суд.

Заключение.
Итак, республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.
Республиканской форме правления присуще развитие гражданского общества, социальные принципы развития государства, правовые нормы.
Формируется республиканская форма правления на основе Конституции – основного документа.
Республики имеют несколько типов: президентские, парламентские и смешанные.
В современном обществе государства с республиканской формой правления преобладают над монархией. Традиционными видами современной монархии является парламентарная (ограниченная) монархия. В этих странах (Япония, Швеция, Норвегия и др.) есть Конституция и избираемый парламент, который обладает реальной властью, что свидетельствует о продолжающемся процессе формирования стран с республиканской формой правления.

1. Аристотель. Политика. Соч. в 4т. – М.: Мысль, 1984г.
2. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Политика, 1990г.
3. Гегель Г.В. Философия права. – М.: Наука, 1990г.
4. Глебочкин М.П. Основные черты и предпосылки демократии. – М.: ИНФРО – М, 1990г.
5. Доленко Д.В. Правовое социальное государство. – М.: Дело, 2002г.
6. Ильин И.А. О государственной форме.// Советское государство и право, 1991г. №11.
7. Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. – М.: Наука, 1997г.
8. История политических и правовых учений. Под ред. Нерсесянца. Учебник. – М.: ВЛАДОС, 1996г.
9. Кант И. К вечному миру. Соч. в 6т. – М.: Просвещение, 1966г.
10. Конституция Российской Федерации. – М.: ВЛАДОС, 1993г.
11. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9т. Т.2. – М.: Мысль, 1987г.
12. Конституционное право зарубежных стран. Т. 1-2. – М.: Юридическая литература, 1966г.
13. Монтескье Ж.Л. Избранные произведения. – М.: Высшая школа, 1995г.
14. Панарин А.С. Философия политики. М.: Мысль, 1996г.
15. Панарин А.С. Политология. Учебник. – М.: Дело, 2002г.
16. Парижская хартия для новой Европы.// Советская Россия, 1990г. 22 ноября.
17. Платон. Государство. Политика. – М.: мысль, 1971-1972гг.
18. Руссо Ж.Ж. Трактаты. – М.: Мысль, 1969г.
19. Теория государства и права. Под ред Корельского В.М. и Перевалова В.Д. Учебник. – М.: Норма, 2001г.
20. Цицерон. Диалоги о государстве, о законах. – М.: Высшая школа, 1966г.
21. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России. Философия права. – СПб.: Питер, 1998г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *