избирательное право англии в 19 веке

44. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В АНГЛИИ XIX в. И ЧАРТИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

44. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В АНГЛИИ XIX в. И ЧАРТИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

После буржуазной революции в Англии активным избирательным правом обладал лишь незначительный круг лиц (в частности, по причине высокого имущественного избирательного ценза). От одного избирательного округа (которые были неодинаковы и по населению, и по площади) в палату общин избиралось два депутата. Лорды-землевладельцы откровенно торговали местами в палате общин.

XIX в. ознаменовался широкомасштабным чартистским движением – за всеобщее избирательное право.

Первая избирательная реформа состоялась в 1832 г., но из-за сопротивления палаты лордов изменения еще не носили принципиального характера. Однако все же появились одномандатные избирательные округа, была проведена унификация избирательного права в городах и сельской местности; введена предварительная регистрация избирателей, т. е. составление их списков.

Вторая избирательная реформа был проведена в 1867 г. Были ликвидированы «гнилые местечки» (округа с ничтожным количеством избирателей) и перераспределены их депутатские места в палате общин; с 1872 г. было введено тайное голосование; понижен имущественный ценз, таким образом в круг избирателей вошли представители «рабочей аристократии» (наиболее квалифицированные и высокооплачиваемые рабочие).

Третья избирательная реформа произошла в 1884–1885 гг. Имущественный ценз был еще более снижен, таким образом значительно расширился круг избирателей; в 1885 г. был прогрессивно изменен принцип нарезки избирательных округов; в одномандатных округах возникает мажоритарная избирательная система относительного большинства.

В XIX в. в Англии формируется двухпартийная система, прозванная «политическими качелями» Тори (консерваторы) постоянно боролись с вигами (либералами), последних в XX в. оттеснили лейбористы. Лейбористская партия (социалистической направленности) оформилась в 1900 г. Впервые премьер-министром-лейбористом стал Макдональд в 1923 г. Последним премьер-министром-либералом был Ллойд-Джордж (1916–1922). Первым стабильным правительством лейбористов стал кабинет К. Эттли (1945–1950), сменившего на этом посту У. Черчилля.

Избирательные реформы XIX в. дали право голоса 5/6 мужского населения Великобритании.

В 1918 г. к голосованию были допущены даже женщины. Однако мужчины голосовали по достижению 21-летнего возраста, а женщины – только с 30 лет. С 1928 г. существовал единый возрастной избирательный ценз – 21 год. В 1969–1970 гг. возрастной избирательный ценз в Великобритании понижен до 18 лет.

Медленное развитие английской избирательной системы во многом обеспечивало политическую стабильность в стране.

Читайте также

В Англии

В Англии Вопрос 11.1В начале Северной войны у российского царя Петра Первого было несколько союзников.В 1707 году их не стало. Петр испугался и стал искать влиятельных посредников, которые могли бы примирить его со шведским королем Карлом XII.Обратился за помощью к Людовику

В Англии

В Англии Ответ 11.1Петр обратился за помощью к выдающемуся английскому полководцу Джону Черчиллю, первому герцогу Мальборо.Ответ 11.2Петр Первый, хотя и прервал дипломатические отношения с Англией, никогда не допускал срывов в торговых отношениях между Россией и

В Англии

В Англии Вопрос 6.16Выступая в палате общин, Дэвид Ллойд Джордж заявил: «Деникин и Колчак преследуют две цели. Первая – это уничтожение большевизма… И здесь между нами полное взаимопонимание».А что премьер-министр Великобритании сказал о второй цели Колчака и

В Англии

В Англии Ответ 6.16«…Но их вторая цель – объединение России. И это совсем не та политика, которая устраивает Британскую империю…Россия, ставшая сильной и мощной, распространившая свое влияние в направлении Персии, Афганистана и Индии, превратилась бы в значительную

3. Англия. Неудача переговоров с Германией об ограничении морских вооружений. Внутреннее положение в Англии. Рабочее движение в 1910–1913 гг. Ирландские дела

3. Англия. Неудача переговоров с Германией об ограничении морских вооружений. Внутреннее положение в Англии. Рабочее движение в 1910–1913 гг. Ирландские дела В разгаре агадирского инцидента, но когда уже самый острый момент прошел и Германия уступила, английский кабинет

Очерк девятый Классовая борьба в Англии и переселение в Америку. Отношение колонистов к метрополии. Конфедерация Новой Англии. Индейские племена и голландские колонисты. Захват территории Нового Амстердама. Луизиана. Аграрный вопрос

Очерк девятый Классовая борьба в Англии и переселение в Америку. Отношение колонистов к метрополии. Конфедерация Новой Англии. Индейские племена и голландские колонисты. Захват территории Нового Амстердама. Луизиана. Аграрный вопрос В эпоху Вальтера Ралея и в ближайшие

Реальный социализм, или избирательные репрессии (1956–1981)

Реальный социализм, или избирательные репрессии (1956–1981) Катаклизмы «железного» социализма сотрясали Польшу сравнительно недолго, наступила «оттепель», и службы госбезопасности изменили свою стратегию. Теперь они осуществляли надзор над населением, более

ГЛАВА II ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМЫ И ТИБЕРИЙ ГРАКХ.

ГЛАВА II ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМЫ И ТИБЕРИЙ ГРАКХ. В течение целого поколения после битвы при Пидне римское государство пользовалось глубочайшим внутренним покоем, едва нарушавшимся кое-где на поверхности. Владения Рима распространились по трем частям света. Блеск римского

Глава 5. «ОТКРЫТИЕ КОРЕИ» И НАЧАЛО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМЫ КЭХВА УНДОН

Глава 5. «ОТКРЫТИЕ КОРЕИ» И НАЧАЛО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗА РЕФОРМЫ КЭХВА УНДОН Памятуя о том, что в правление предшествующих государей — Сунчжо, Хончжона и Чхольчжона — именно родственники королев становились той силой, которая ослабляла

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

§ 24. Проблемы стран Латинской Америки, революционное движение и реформы

§ 24. Проблемы стран Латинской Америки, революционное движение и реформы Положение стран Латинской Америки в середине XX в.Ко второй половине XX в. страны Латинской Америки значительно отставали от США, от которых зависели экономически и политически. Эти страны оставались

Социал-демократия и избирательные соглашения

Социал-демократия и избирательные соглашения <55>Написано во второй половине октября 1906 г.Напечатано в ноябре 1906 г. в Петербурге отдельной брошюрой издательством «Вперед»Печатается по тексту брошюрыВопрос о выборной кампании во вторую Думу сильно интересует теперь

В Англии

В Англии Английский либерализм шесть с половиной лет находится у власти. Рабочее движение в Англии растет все сильнее. Стачки становятся массовыми и кроме того перестают быть чисто экономическими, превращаются в политические стачки.Роберт Смайли, вождь шотландских

Источник

Лекция 19. Эволюция избирательного права в Англии и США в XIX- начале XX в.

Вопросы:

1. Политико-правовые предпосылки избирательных реформ в Англии.

2. Реформы английского избирательного законодательства в 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг.

3. Парламентские реформы в Англии начала XX века

4. Избирательное право в США в XIX веке.

1. Политико-правовые предпосылки избирательных реформ в Англии

В конце XVIII – начале XIX века избирательное право Англии в своей основе все еще регулировалось законом 1414 года. Специфическими чертами архаичного английского избирательного права было отсутствие четко определенных избирательных округов и периодичности проведения выборов. Основная масса депутатов нижней палаты парламента выдвигалась от маленьких городов и деревень, получивших в давние времена по каким-либо причинам соответствующие привилегии.

В первой половине XIX века в Англии остро назрела необходимость избирательных реформ, поскольку со средневекового периода активное избирательное право принадлежало лишь фригольдерам с доходом в сорок шиллингов в год, т.е. нескольким процентам населения. В сельских избирательных округах вопрос об избрании того или иного кандидата обычно решался крупным лендлордом, от которого зависели и которому не решались противоречить сосе­ди – средние фригольдеры, сквайры. Почти половина «депута­тов» вообще не избиралась, а приходила в парламент из так называемых «гнилых» местечек названных так потому, что они были давно оставлены жителями, или там проживало лишь несколько десятков жителей. Были и населенные пункты, которые находились в собственности лорда – такие относились к «карманным», и крупный землевладелец бесцере­монно делегировал «своего» депутата в парламент, обычно продавая угодному лицу этот пост за 1,5 – 2 тыс. фунтов стерлингов.

Но если кандидату приходи­лось бороться за место с конкурентом, он обращался к прямому подкупу избирателей, благо таковых было немного. Избиратели на­столько привыкли получать взятки, что считали их вполне за­конным источником дохода. Сюжет остроумной сатирической комедии Генри Филдинга, одного из крупнейших английских писателей XVIII в., «Дон Кихот в Англии» на том и построен, что избиратели пришли в ужас: на предстоящих выборах ожидается лишь один кандидат, и при отсутствии конкурентов он не станет давать взятки. В Англии того времени недаром говорили о парламентариях: «У каждого из этих людей есть своя цена»[36]. А еще в XVII веке Джон Локк в работе «Два трактата о правлении» писал: «Следование обычаю, когда смысла в нем уже нет…, одно лишь название города, от которого ничего не осталось, кроме руин, где почти что нет никаких строений, кроме овчарни, и нет жителей, кроме пастуха. А этот город посылает столько же представителей в великое собрание законодателей, как и целое графство, густонаселенное и обладающее большими богатствами».

Как выше отмечалось, правом посылать представителя в палату общин располагали свободные земельные держатели (рыцари) с доходом не менее 40 шиллингов в год (было подтверждено в 1746 г.), проживающие в графстве к моменту обнародования указа (writ) о выборах. Аналогичные требования касались и городских избирателей. Но города пользовались правом посылать депутатов только по мере пожалования им статуса «бург» (местечка) от короны. Списки избирателей составлялись шерифами, которым за возможные злоупотребления закон угрожал наказаниями в виде штрафа и года тюремного заключения. Ситуация с местечками «Гатон» и «Олд Сарум» была вполне реальной, но в общем-то анекдотичной, потому что в каждом из них всего лишь один избиратель избирал двух депутатов.

Однако и этого хватало для полного состава нижней палаты. В конце XVIII века в газетах часто встречались объявления о приглашении стать депутатом за 2 тыс. фунтов стерлингов – так как вступление в палату общин требовало уплаты взноса от 2 до 5 тысяч. Необходимо учесть, что депутаты не получали вообще никакого жалования от лендлордов или корпораций (что делало их еще более зависимыми).

Вследствие этих проблем английское правительство объявило о необходимости реформы избирательного права еще в 1782 году. Однако только спустя пятьдесят лет под давлением ряда обстоятельств и в интересах более широких слоев имущего населения была проведена реформа.

2. Реформы английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг.

Итак, согласно проведенной избирательной реформе некоторым крупным городам места в палате общин были предоставлены заново в зависимости от количества жителей. Вводились новые избирательные цензы – достижение гражданского совершеннолетия, уплата налога для бедных. Условием участия в выборах стало проживание не ме­нее шести месяцев в данном избирательном округе. Был приведен в соответствие с финансовой деятельностью исходный имущественный ценз – правом избирать стали обладать собственники земли или недвижимости в городах, приносящей доход не менее 10 фунтов в год (200 шиллингов). Впервые предоставлялось избирательное право и держателям земли – копигольдерам (арендаторам), но с более высоким имущественным цензом – в 50 фунтов.

В итоге реформы количество избирателей возросло в полтора раза, но все равно значительная часть потенциальных избирателей была лишена парламентского представительства и влияния на политику. Вскоре участниками чартистского движения были выдвинуты более радикальные требования. Так, в 30–40-х годах XIX века в Народ­ной хартии этого движения предусматривалось:

55) всеобщее (мужское) избирательное право. Каждое лицо, представившее клерку, в приходе которого прожито более шести месяцев, дока­зательство того, что ему 21 год от роду или больше, имело право на занесение его имени в списки избирателей. Время для реги­страции – с 1 января до 1 марта;

56) равное представительство. Соединенное королевство должно быть разделено на 200 избирательных округов с возможно равным числом жителей в каждом: каждый округ посылает в парла­мент одного представителя;

57) отмена имущественного ценза. Для кандидатов в палату общин не должно быть никаких имущественных цензов. Если 200 из­бирателей представят клерку своего прихода письменное заяв­ление в пользу какого-нибудь кандидата, то последний офици­ально признается в этом качестве. Список всех признанных кандидатов округа вывешивается на дверях церкви каждого при­хода, дабы избиратели имели возможность составить себе суж­дение о пригодности кандидатов;

58) подача голосов путем закрытой баллотировки. Каждый избира­тель должен подавать голос в том приходе, где он имеет посто­янную оседлость. Каждый приход должен иметь столько балло­тировочных ящиков, сколько в приходе предложено кандидатов, а в приходской церкви должно быть устроено временное поме­щение для тайной подачи голосов;

59) ежегодные парламенты. 24 июня каждого года должны были происхо­дить общие выборы, а если место в палате общин оказывалось вакантным среди года, то оно должно быть занято не позже двух недель после освобождения. Время голосования – от шести ча­сов утра до шести часов вечера;

60) сессии и вознаграждение депутатов. Депутаты занимают свои места в первый понедельник октября, ближайший после их из­брания, и продолжают заседать ежедневно (за исключением воскресенья), пока все дела сессии не будут закончены, но не позже 1 сентября следующего года. Каждому члену палаты общин должно выплачиваться из государственной казны (по чет­вертям года) вознаграждение в 400 фунтов стерлингов в год.

61) ведающие выборами должностные лица избираются путем всеобщего голосования.

Невзирая на логичность и адекватность выдвинутых программных положений, требования чартистов в 1838 году были отклонены английским парламентом[37].

На избирательную реформу 1862 года значительное влияние оказало движение «чартистов» 1830–1840 годов, поэтому в ходе реформы еще 38 местечек были лишены представительства. Кроме того, были увеличены квоты для крупных городов. В графствах вводились избирательные округа, которые пользовались правом на собственную квоту депутатских мест. Был снижен имущественный ценз до 5 фунтов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (1 год) и необходимости уплаты налога для бедных. Однако в целом количество избирателей было увеличено довольно существенно. В социальном отношении право представительства получили отныне не только земельные собственники, но и предприниматели, зажиточные служащие, интеллигенция, рабочие, городские торговцы. По университетским округам избирательное право предоставлялось лицам, имевшим ученые звания («master»).

Следующая крупная реформа избирательного права Великобритании состоялась в 1867 году. Она продолжила перераспределение депутатских мест в парламенте в пользу крупных промышленных центров Англии: Бирмингема, Ливерпуля, Лидса, Манчестера и др. Теперь все арендаторы городских квартир, платившие не менее 10 фунтов стерлингов за аренду в год, получили доступ к избирательному процессу. Следствием данной реформы стало двукратное увеличение городского электората. И, поскольку организация выборов окончательно перешла от пра­вительства к партиям, принцип партийного правления получил свое окончательное оформление: выборы, как правило, вели к смене кабинета.

В 1872 году в стране сложилась возможность для перехода к системе тайной подачи голосов (бюллетенями), что, конечно же, в большей степени отвечало идее свободной демократии (до этого голосование было открытым и письменным). В то же время закрытость голосования открывала дорогу большим фальсификациям, пришедшим на место открытого давления на избирателей.

Итогом избирательных реформ в Великобритании XIX века стало принятие Акта о народном представительстве 1884года иАкта о перераспределении мест 1885 года. Эти нормативные акты подытожили проведенные изменения в избирательном праве страны. Так, до участия в избирательной процедуре были допущены мужчины старше 21 года, имевшие квалификацию домовладельцев либо квартиронанимателей. Кроме того, голосовать имели право те мужчины, которые владели в графстве или городе землей или помещением, приносившим ежегодный доход не менее 10 фунтов стерлингов. В ст. 6 Акта 1884 года была впервые предпринята попытка отмены так называемого «двойного вотума», когда британский избиратель мог голосовать дважды – в месте постоянного проживания и по месту нахождения его земельной собственности.

В итоге избирательной реформы 1884 года было сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов) и практически всем квартиронанимателям (сохраняющиеся ограничения касались служебной подчиненности или использования офисов под жилье). По реформе избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов.

В Акте 1885 года было окончательно установлено новое правило о нарезке избирательных округов и о квотах представительства в них. Уравнение в правах населения городов и графств довершилось совершенствованиями избирательной системы в 1885 году. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения: типовой округ – от 15 до 65 тыс. жителей – посылал двух депутатов, большой (свыше 65 тыс.) – трех. Одновременно частично был ограничен принцип «двойного вотума»: отныне избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графстве (принцип сохранился только для университетов). Победившие на выборах депутаты от округа определились теперь по мажоритарной системе относительного большинства: мандаты доставались кандидатам, набравшим относительное большинство голосов, хотя бы это большинство было далеко от большинства вообще избирателей и даже от числа участвовавших в голосовании.

Таким образом, реформа 1884 года увеличивала избирательный корпус с 3 до 5,5 млн. человек. В городах имущественный ценз был отменен, а в графствах право участвовать в выборах приобрели мелкие арен­даторы (причем на тех же условиях, которые предъявлялись к городским избирателям по реформе 1867 г.), а также все налогоплательщики, прожившие в округе шесть месяцев. Вмес­те с тем сохранялся «двойной вотум» – право голосовать не только по месту проживания, но и по месту нахождения не­движимой собственности. А по реформе 1885 года было проведено очередное перераспреде­ление округов с таким расчетом, чтобы от 50–54 тыс. жителей избирался один депутат. Однако сохранение мажоритарной си­стемы выборов, при которой для победы в округе было достаточ­но относительного большинства голосов, существенно искажало волю избирателей в масштабе страны.

В последней четверти XIX века был утвержден закон о наказании за подкуп избирателей (1886). Все вышеозначенные избирательные реформы существенно расширили контингент лиц, имеющих право избираться в парламент. Премьер-министр Великобритании Дизраэли так оценил значение этих реформ: «Мы урегулировали давнюю и мучительную тяжбу между капиталом и трудом. Она надолго сохранит для тори любовь рабочего класса».

3. Парламентские реформы в Англии начала XX века

В конце XIX – начале XX века партийная система Великобритании претерпела значительные изменения. Консервативная партия начала превращаться в партию крупных промышлен­ных и финансовых собственников. Либеральная партия, состоя­щая в основном из средних слоев, постепенно лишалась соци­альной базы и теряла политические позиции, что ускорило обра­зование в 1906 году новой партии – лейбористов[38]. Лейбористская партия возникла как результат подъема рабочего движения и по­явления в Англии социалистических групп и организаций. В это время английский парламент превра­щается в орудие правительства, располагающее большинством голосов в палате общин. Организационная структура и партий­ная дисциплина, выработанные главными партиями примени­тельно к британской системе парламентаризма, предопределили подчинение депутата каждой партии своему лидеру. За поддер­жанием партийной дисциплины и обеспечением нужного пра­вительству исхода голосования следили так называемые парла­ментские кнуты.

Снижению роли парламента способствовало также ограни­чение свободы прений. Еще в 1882 году, после того как ирландские депутаты использовали свободу прений для срыва чрезвычай­ных законов, палата общин приняла Билль о правах прекраще­ния прений. Это нововведение давало возможность правитель­ству в любое время поставить вопрос о прекращении прений, если они развертывались в неугодном для него направлении. В итоге правительство, располагавшее большинством в палате общин, используя право законодательной инициативы, систему «кнутов» и правила прекращения прений, определяло направление работы палаты общин и подчиняло своим интере­сам деятельность законодательного органа.

18 августа 1911 годабыл принятАкт о парламенте, ограни­чивший полномочия палаты лордов (поводом для его приня­тия послужила политика верхней палаты в отношении правительственного законопроекта о бюджете). Со­гласно этому Акту финансовый законопроект, принятый пала­той общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лор­дов, представлялся королю и становился законом. В отношении биллей, не касающихся финансов, был установлен следую­щий порядок – если такой билль принимался палатой общин в трех последующих сессиях, и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чтениями билля на первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что сохраняло за палатой лордов возмож­ность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно Акт о парламенте сокра­тил срок полномочий палаты общин с семи до пяти лет.[39]

Развитие избирательной системы на протяжении XX века было отме­чено ее демократизацией и последовательным установлением всеобщего избирательного права. Так, избирательная реформа была проведена непосредствен­но после Первой мировой войны, в 1918–1919 годах, и ввела единое для городской и сельской местности избирательное право. Право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяю­щие требованиям ценза оседлости (6 месяцев), либо владеющие поме­щением для деловых занятий (каким-либо коммерческим строением). Женщины получили право голоса, если достигли возраста 30 лет и вла­дели недвижимостью с годовым доходом не менее 5 фунтов, стерлин­гов либо состояли в супружестве с лицом, отвечающим последнему условию. Таким образом, вводилось всеобщее мужское и частичное женское избирательное право.

В 1928 году женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами: к выборам допускались все подданные Короны (при ус­ловиях срока оседлости в 3 месяца, владения недвижимостью или пред­приятием).

Источник

Избирательные реформы в Англии XIX века

избирательное право англии в 19 веке избирательное право англии в 19 веке избирательное право англии в 19 веке избирательное право англии в 19 веке

избирательное право англии в 19 веке

избирательное право англии в 19 веке

Почти двести лет после Реставрации Стюартов в 1660 г. вплоть до первой половины XIX в. в Англии не происходило заметных демократических движений с самостоятельной платформой и политическими требованиями. С этим были связаны и низкие темпы демократических преобразований в правовом английской государстве, и ускоренные темпы давно назревавших реформ на протяжении XIX века.

Конструирование парламентской монархии в Англии было бы невозможно без ее остова, каковым стал принцип независимости, как структурной, так и финансовой, парламента и принцип его верховенства в политической системе.

Реформа избирательного права и прежде всего системы парламентских выборов происходила в несколько этапов (1832, 1867, 1884, 1885, 1911, 1918, 1928 гг.) и привела в итоге к следующим результатам: поэтапное снижение и затем отмена имущественного и образовательного цензов на парламентских выборах; введение тайной подачи голосов; переход к нарезке единообразных избирательных округов; ужесточение наказаний за преступления против избирательной системы.

Общая характеристика средневековой избирательной системы. Основную массу депутатов Палаты общин (467 из 658) «выбирали» жители мелких городов и деревень – «парламентских местечек», в разное время и по разным причинам получивших эту привилегию. Было две категории таких местечек: 1) «гнилые местечки» – старые, давно оставленные и опустевшие деревни и сельские поселения, в которых могло насчитываться иногда лишь несколько десятков жителей; 2) «карманные местечки» – деревни и мелкие города, принадлежавшие крупным лендлордам, которые, пользуясь тем, что голосование на выборах было открытым, заранее указывали избирателям, за кого они должны голосовать, и наказывали за непослушание выселением.

Другой отличительной чертой средневековой избирательной системы Англии было несоответствие между количеством избирателей и числом избираемых ими в своих округах депутатов. Так, в некоторых местечках избирателей было не более 3-4 человек, а в других избирательное право принадлежало лишь мэру и его советникам. В среднем на одном местечко приходилось 12 избирателей и 2 депутата, в то время как, например, 500 тыс. жителей Лондона посылали в парламент всего 4 депутата, а 165 тыс. жителей графства Корнуэллс – лишь 44 депутата. Кроме того, депутатские места нередко служили предметом откровенного торга, и их покупали за весьма значительную сумму в 2 тыс. ф.ст.

Избирать и быть избранными могли только лица, достигшие 30-летнего возраста с доходом не менее 2 ф.ст. в год и обладавшие недвижимостью. Демократичности выборов мешали помимо цензов открытая подача голосов и засилье в парламенте сельской аристократии, а не городских буржуа с их либеральными взглядами (на 90 депутатов, избиравшихся в городах, приходилось 398 депутатов из графств).

Первые шаги на пути преобразований средневекового избирательного права были предприняты в сер. XVII в. Так, в соответствии с положениями «Орудия управления» 1653 г. О. Кромвель осуществил в сущности первую парламентскую реформу Англии. Количество мест в Палате общин изменилось (вместо 488 стало 460); заметно увеличилась доля депутатов из быстро растущих городов за счет сокращения сельских делегатов; местные шотландский и ирландский парламенты были упразднены, и английский парламент впервые стал общебританским (400 депутатов избиралось в Англии и Уэльсе, по 30 – в Шотландии и Ирландии). Создание единого общегосударственного законодательного органа вместо трех прежних было в условиях ломки феодальной и региональной ограниченности вполне прогрессивным шагом. Традиционно О. Кромвеля обвиняют в установлении высокого имущественного ценза на парламентских выборах (200 ф.ст. годового дохода). Но на самом деле за столь высокой цифрой стояла поправка на присущее революциям и гражданским войнам обесценивание денег (инфляцию). Кромвель по сути дела восстановил ценз, существовавший накануне революции, и отстранил таким образом от участия в выборах всех низко- и среднеоплачиваемых подданных. К тому же в конституции 1653 г. уже не говорилось о земельном цензе и всем англичанам, сражавшимся за «божье дело», были даны избирательные права. Лорд-протектор просто не мог оставить политически бесправными ветеранов-«железнобоких», которым он был многим обязан.

избирательное право англии в 19 веке

В ходе Реставрации Стюартов и в период правления Карла II вместо кромвелевского избирательного права была снова введена архаичная средневековая система с ее громоздкостью, земельным цензом, засильем духовенства и светской аристократии в парламенте. Прекратились регулярные ежегодные перевыборы Палаты общин, введенные конституцией 1653 г. За 25-летнее правление Карла II парламентские выборы состоялись лишь дважды – в 1661 и 1679 гг., причем первый их этих парламентов, прозванный «кавалерским» (сторонники короля получили в нем большинство мест), работал в течение долгих 17 лет. Кроме того, произошло восстановление парламентов в Шотландии и Ирландии.

Затем в Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г., а также в уточнявших их актах 1696 и 1711 гг. в Англии была утверждена строго ограниченная монархия с номинальной королевской властью, с верховенством парламента, который стал именоваться «всемогущим», и ответственным перед ним правительством. Билль о правах узаконил такую ключевую демократическую свободу, как свобода парламентских дебатов. Запрещалось преследование англичан за любые ходатайства и жалобы, обращенные к депутатам парламента или к монарху.

В начале XIX в. рост новых городов, усиление влияния на политику промышленного и торгово-финансового сословий, а также реформаторская активность партии «вигов» приблизили проведение давно назревавшей избирательной реформы, которая была осуществлена в три этапа: 1832, 1867 и 1884-1885 гг.

В целом, избирательные преобразования XIX века в Англии проводились в двух основных направлениях: 1) перераспределение избирательных округов путем лишения представительства определенных «гнилых местечек» и сокращения квоты для других фиктивных избирательных округов; 2) расширение круга субъектов избирательного права, в том числе за счет изменения или отмены избирательных цензов.

Акт о народном представительстве 1832 г. В преамбуле этого Акта были перечислены основные цели первого этапа избирательной реформы: 1) лишение большинства незначительных местечек права посылать депутатов в парламент; 2) предоставление такой привилегии большим и густонаселенным городам; 3) увеличение числа найтов (рыцарей-дворян), посылаемых в парламент от графств; 4) распространение права участия в выборах на многих подданных его Величества; 5) уменьшение расходов на избирательные кампании.

В ст. I – IV Акта 1832 г. закреплялось перераспределение избирательных округов на основе новой градации «парламентских местечек» в зависимости от численности населения (например, список «А» – менее 2 тыс. жителей, список «В» – 4 тыс. жителей и т.д.). При этом «местечки» из списка «А» (всего 56) лишались права посылать депутатов, из списков «В» (30) и «D» (20) сохранили право посылать только одного депутата.

В ст. XVIII – XXVII Акта 1832 г. сдержались отдельные избирательные цензы, дававшие в совокупности право участия в парламентских выборах: поло-возрастной ценз (мужчины с 21 года), ценз оседлости (6 месяцев), имущественный ценз (годовой доход не менее 10 ф.ст.), ценз в виде уплаты налога на бедных, а также обязательное требование о внесении в списки избирателей. В избирательных округах графств для внесения в ежегодно составляемые списки избирателей требовалось в течение 6 месяцев фактически владеть арендуемой землей, фригольдом, копигольдом или получать ренту с земли. Важным условием было также то, что фригольд или иное держание использовалось не менее 60 лет и чистый годовой доход у держателя составлял не менее 10 ф.ст., а у краткосрочного арендатора (аренда на 5, 10, 30 лет) – не менее 50 ф.ст. В избирательных округах городов и «местечек» для внесения в ежегодно составляемые списки избирателей требовалось наличие владения в течение 12 месяцев в пределах города недвижимостью на праве собственности или аренды, приносящей доход не менее 10 ф.ст. Также необходимо было проживать в пределах города или местечка в течение 6 месяцев до внесения в списки избирателей.

Несмотря на все эти преобразования и попытки расширения электората, по результатам реформы 1832 г. избирательное право получила всего лишь 1/22 часть населения Англии (376 тыс. из 12 млн. подданных).

Акт о народном представительстве 1867 г. Этот Акт наряду с очередным перераспределением депутатских мест (все «местечки» с населением менее 10 тыс. жителей были лишены возможности избирать парламентариев) предусмотрел дальнейшее расширение избирательного корпуса, распространив избирательное право в городах на арендаторов (нанимателей) квартир, если стоимость найма в год без меблировки составляла не менее 10 ф.ст. Условиями получения права голоса владельцами отдельного жилья (строения) были ценз оседлости не менее 12 месяцев, уплата местных налогов и сборов на бедных. Все это вновь увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза. Кроме того, в графствах имущественный ценз для всех владельцев земли или имения был снижен до 5 ф.ст. чистого годового дохода.

В связи с введением порядка регистрации избирателей, а также тайного голосования в 1872 г., требовавших применения новых методов воздействия на избирателей, возникли партийные организации вне парламента «для содействия регистрации». Они помогали избирателям вносить фамилии в избирательные списки, представляли их интересы в суде, а со временем стали вести агитационную работу.

Акт о народном представительстве 1884 г. Либеральный кабинет Гладстона провел третью по счету избирательную реформу. В феврале 1884 г. премьер-министр внес в Палату общин соответствующий билль, принятый подавляющим большинством голосов. Однако Палата лордов отклонила этот законопроект под предлогом, что Кабинет министров должен сообщит парламенту свои планы относительно распределения избирательных округов. Консерваторы опасались, что реформа будет проведена исключительно в интересах «вигов». Обе партии хотели провести ее таким образом, чтобы оказаться в наиболее выигрышном положении.

Но на внеочередных парламентских выборах 1884 г. либеральная партия, умело использовавшая народное возмущение обструкцией избирательного билля Палатой лордов, победила. Законопроект Гладстона был повторно внесен в парламент. В межпартийные распри решительно вмешалась королева Виктория, которую встревожил тот факт, что в стране начинается мощное движение за упразднение Палаты лордов. По предложению королевы состоялась встреча Гладстона и лидера «тори» лорда Солсбери, во время которой были урегулированы основные разногласия. После этого билль о реформе без особых затруднений прошел через парламент и в декабре 1884 г. стал законом.

В результате преобразований 1884 г. число избирателей достигло 5 млн. жителей. Возможность вотировать в графствах была предоставлена лицам, арендовавшим немеблированные квартиры за плату не менее 10 ф.ст. в год. В целом, после третьего этапа избирательной реформы право голоса на парламентских выборах получили следующие категории лиц:

1) все владеющие в течение 12 месяцев до регистрации в качестве избирателей недвижимостью, приносившей годовой доход в 10 ф.ст., при условии проживания в избирательном округе 6 месяцев и уплаты всех налогов;

2) наниматели или собственники жилых домов, уплатившие налог на бедных;

3) в графствах право голосовать предоставлялось в зависимости от вида землевладения: фригольдеры, получавшие 2 ф.ст. годового дохода, лизгольдеры и копигольдеры со сроком аренды 60 лет и годовым доходом в 5 ф.ст.;

4) квартиранты, платившие за пользование жильем не менее 10 ф.ст. и проживавшие не менее 12 месяцев до регистрации в качестве избирателей;

5) привилегированные горожане с правом голоса, основанном на старинных статутах и королевских грамотах. Они имели дополнительную привилегию «множественности голосов», т.е. во время выборов могли вотировать во всех местах, где находилось имущество, обеспечивавшее им электоральный ценз. В целом, около 1/10 части жителей Англии обладало более чем одним голосом на выборах в парламент. Кроме того, можно было совмещать голосование в университетском округе, если избиратель окончил университет и ежегодно уплачивал особый взнос, наряду с голосованием в том месте, где он имел общую электоральную квалификацию.

Анализ избирательного закона 1884 г. показывает, что права голоса по-прежнему не имели женщины, мужчины моложе 21 года, а также лица, которые в течение 12 месяцев получали помощь от прихода, и подданные, не отвечавшие цензу оседлости.

Обязательным условием голосования было включение в избирательные списки, что представляло большие трудности, т.к. сам процесс регистрации избирателей регулировался 117 актами, изданными в разное время.

Избирательная система Англии строилась как мажоритарная система относительного большинства. В 1884 г. был прекращен эксперимент с «треугольной пропорциональной системой» выборов. Мажоритарная система поддерживала существование в стране двухпартийной системы, соответствовала тенденции усиления правительственной власти, и в то же время позволяла искажать волю избирателей.

Следующим этапом парламентской реформы стало создание в 1885 г. новых избирательных округов. Ранее депутаты избирались от городов и графств в целом, как от особых юридических учреждений. После закона 1885 г. избирательный округ с населением от 15 до 50 тыс. жителей выбирал 1 депутата, от 50 до 65 тыс. жителей – 2 депутатов, от 65 тыс. жителей и более – 3 депутатов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *