изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений это

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи».

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия. И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны. Для решения поставленных задач необходимо:

• использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

• обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

• осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;

• распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Источник

теоретические и методологические основы логопедии

1. Нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности – это

Выберите один ответ:

а.предмет логопедии

b. объект логопедии

d. задача логопедии

Выберите один ответ:

a. предмет логопедии

b. объект логопедии

d. задача логопедии

03. Разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи – это

Выберите один ответ:

a. предмет логопедии

b. объект логопедии

c. цель логопедии

d. задача логопедии

04. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений – это

Выберите один ответ:

a. предмет логопедии

b. объект логопедии

d. задача логопедии

05. Связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики, общей и специальной психологией относятся к

Выберите один ответ:

a.внутрисистемным

06. Связи с медико-биологическими и лингвистическими науками относятся к

Выберите один ответ:

b. межсистемным

07. Этот принцип опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе

Выберите один ответ:

a.системности

e. выделения ведущих расстройств

08. Этот принцип предполагает, что устранение речевых нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер

Выберите один ответ:

b.комплексности

e. выделения ведущих расстройств

09. Принцип предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка

Выберите один ответ:

c.развития

e. выделения ведущих расстройств

10. Принцип подразумевает учет последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе

Выберите один ответ:

d.онтогенетический

e. выделения ведущих расстройств

11. Этот принцип предполагает установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения

Выберите один ответ:

e.выделения ведущих расстройств

12. Этот принцип основан на формировании новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

Выберите один ответ:

e. выделения ведущих расстройств

f.обходного пути

13. К дидактическим принципам относятся:

Выберите один ответ:

a.наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход

b. сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный

c. количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных

14. К методам логопедии как науки относятся:

Выберите один ответ:

a. наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход

b. сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный

c.системности, комплексности, онтогенетический

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методические рекомендации по изучению нарушений речи

Раздел 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ

Тема 4.1. ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА

Цель: дать понятие о логопедии как науке о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания; раскрыть значение термина «логопедия»; определить внутрисистемные и межсистемные связи логопедии, её взаимодействие со смежными дисциплинами; обосновать принципы логопедии как науки, ее методы логопедии; сформулировать актуальные проблемы современной логопедии; понятийно-категориальный аппарат логопедии как науки.

Количество часов: 2

Предмет, цель и задачи логопедии.

Связь логопедии с другими науками.

Теоретические основы логопедии, ее принципы и методы.

Актуальные проблемы современной логопедии.

Понятийно-категориальный аппарат логопедии как науки.

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ

Логопедия — наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания; изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — и в переводе означает «воспитание правильной речи».

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Структура современной логопедии : дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Основная цель : разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической помощи. В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность.

Теоретический аспект логопедии — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления.

Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Для решения поставленных задач необходимо:

• использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихслогов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

• обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки;

• осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;

• распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Основные направления логопедического воздействия:

— развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений;

— развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики;

— развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания;

— формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Т.о. организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека. Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи.

СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

— педагогика, различные отрасли специальной педагогики: судропедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика;

— методика обучения родному языку, математике;

— общая и специальная психология.

общая анатомия и физиология, нейрофизиология; в основе логопедии лежит учение о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей; учение П.К. Анохина о функциональных системах, учение о динамической локализации психических функций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия); современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности

оториноларингология, невропатология, психопатология, патология органов слуха, речи и зрения, клиника олигофрении, педиатрия

— лингвистические науки, психолингвистика (труды Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, Т.В. Рябовой, Н.И. Жинкина, В.И. Бельтюкова).

— общая и специальная психология, психодиагностика (закономерности психического развития ребенка, методы психолого-педагогического обследования детей разного возраста, взаимосвязь речевых нарушений с особенностями психического развития в целом).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ. ЕЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ

комплексный медико-психолого-педагогический характер устранения речевых нарушений (анализ речевых и неречевых симптомов, данные медицинского, психологического, логопедического обследования, соотнесение уровней развития познавательной деятельности и речи, состояния речи и особенностей нервно-психического, сенсомоторного развития ребенка);

учет общих и специфических закономерностей развития аномальных детей (выделение задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка; учет ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной);

учет последовательности появления форм и функций речи, видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип);

принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип);

принцип обходного пути, т.е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена;

учет симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта,

дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

организационные: сравнительный, изучение в динамике, комплексный;

эмпирические: наблюдение, эксперимент, психодиагностические (тесты, анкеты, беседы, интервью), анализ деятельности, в т.ч. речевой деятельности биографические (сбор и анализ анамнестических данных);

количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных (используется машинная обработка данных с применением ЭВМ);

интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.

В логопедии широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования (интонографы, спектографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и др. аппаратура), а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электроммиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие.

Требования к компетенции логопеда:

1. обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний

— глубокие профессиональные знания и навыки;

— ориентация в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук; творческая активность и инициатива;

— знание программ, учебных пособий по логопедии;

— поиск наилучших средств коррекции речи детей в ходе изучения и обобщения передового опыта;

— учебно-познавательные умения (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.);

— учебно-организационные умения (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.);

— учебно-педагогические умения (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.);

2. уметь распознавать речевые нарушения;

3. владеть приемами и методами устранения и коррекции речевых нарушений, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку;

4. проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости;

5. знать психологические особенности детей с речевой патологией,

6. использовать приемы и методы воспитания детей с речевой патологией, развития у них высших корковых функций.

Качества личности логопеда:

1. гуманистическая убежденность;

2. гражданская нравственная зрелость;

3. познавательная и педагогическая направленность;

4. увлеченность профессией;

6. требовательность к себе и окружающим;

7. справедливость, выдержка и самокритичность;

8. педагогическое творческое воображение и наблюдательность;

9. искренность, скромность, ответственность, твердость и последовательность в словах и действиях и др.;

10. строгое соблюдение принципов деонтологии

— понимание психологии родителей ребенка с речевыми расстройствами и сопереживание с ними;

— терпеливость, тактичность и доброжелательность;

— осторожность в оценке тяжести, механизмов, нарушений речи, прогноза;

— учет внешних проявлений речевых расстройств, их сущности, т.к. многие из них могут быть проявлением тяжелых нервно-психических заболеваний;

— установление правильных взаимоотношений между логопедом и коллегами (медики, педагоги).

11. речь логопеда должна быть образцом для окружающих (не только детей, но и взрослых), обеспечение единого речевого режима.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ

В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии:

— изучение сложных форм речевой патологии, в т.ч. при осложненных дефектах;

— внедрение современных методов исследований;

— расширение взаимосвязи с клинической медициной, детской невропатологией и психиатрией.

— интенсивное развитие логопедии раннего возраста (изучение особенностей доречевого развития детей с органическим поражением центральной нервной системы; определение критериев ранней диагностики и прогноза речевых нарушений; разработка приемов и методов предупреждения развитие дефекта); значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, т.к. этот возраст является сензитивным периодом развития речи; речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.

Все эти направления исследований значительно повысили эффективность логопедической работы.

Наиболее актуальные проблемы современной логопедии:

1. унификация категориального аппарата;

2. углубленное изучение механизмов (в т.ч. и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности;

3. научно обоснованное соотношение клинико-педагогического и психолого-педагогического подхода в теории и практике логопедии, в разработке документов;

4. изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств;

5. изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития;

6. ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений;

7. творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах;

8. последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений;

9. обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений;

10. совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи;

11. разработка технических средств обучения, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники;

12. анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежной логопедии.

ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛОГОПЕДИИ

Особенности речевых нарушений: не соответствуют возрасту говорящего; не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка; связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи; часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка; носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают; требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Задержка речевого развития — это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.

Симптоматика нарушений речи — совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.

Патогенез нарушений речи — патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Коррекция нарушений речи — исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).

Обучение — двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью; выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве.

Восстановительное обучение направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций с опорой на сохранное звено функции и перестройка всей функциональной системы; используется при локальных поражениях головного мозга.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение логопедии как науки. Раскройте предмет, объект и значение логопедии.

2. Каковы цели и задачи логопедии?

3. С какими науками связана логопедия?

4. Раскройте теоретические основы логопедии, ее принципы и методы.

5. Охарактеризуйте личность логопеда.

6. Какие проблемы являются актуальными для современной логопедии?

7. Определите основной понятийно-категориальный аппарат логопедии как науки.

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Некоторые вопросы методологии психологического исследования.

2. Бадалян Л.О. Невропатология.

3. Беккер К.П., Совак М. Логопедия.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь.

5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.

7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.

8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.

9. Основы теории и практики логопеда / Под ред. Р.Е. Левиной.

10. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова.

11. Правдина О.В. Логопедия.

12. Хватцев М.Е. Логопедия.

13. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова.

4.2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ

Цель: изучить специфику развития и становления всех сторон речевого процесса у детей с нормальным речевым развитием; систематизировать сведения об анатомо-физиологических механизмах речи; охарактеризовать устную речь с точки зрения акустики, звуки родного языка – с точки зрения артикуляции; раскрыть закономерности развития речи у детей раннего, дошкольного возраста.

Междисциплинарные связи : Возрастная анатомия, физиологи и гигиена; Лингвистика.

Количество часов: 2

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе.

Этапы становления речи.

Критические (сензитивные) периоды в развитии речевой функции.

Артикуляционная характеристика звуков русского языка.

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Онтогенез – индивидуальное развитие организма с момента зачатия до смерти.

Речь (звуковая или устная и письменная) как способность знаково-символического отражения предметов и явлений окружающего мира, а также собственных состояний с использованием разных уровней обобщения является универсальной способностью человека.

Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры человека, соответствия речи говорящего произносительным нормам.

Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речевого аппарата:

— дыхательный аппарат (диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань) обеспечивает энергетическую основу речи;

— голосообразовательный аппарат (гортань с голосовыми складками) обеспечивает образование звука;

— артикуляционный аппарат (ротовая и носовая полости) преобразует звук, возникающий в гортани, в разнообразные речевые звуки.

Важным звеном речедвигательного анализатора являются черепно-мозговые нервы, теменной (анализ информации о положении органов речевого аппарата в момент речи) и лобный (программирование и контроль за выполнением движений) отделы коры головного мозга.

Под фонематической стороной речи понимают способность различать фонемы родного языка. Она обеспечивается работой речеслухового анализатора. Орган слуха принимает слуховую информацию, в т.ч. речевые звуки. Анализ звучащей речи обеспечивается работой черепно-мозговых нервов, мозжечка, височного отдела доминантного по речи полушария (у правшей – левого).

Восприятие и воспроизводство звуков – это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию (М.Ф. Фомичев. Воспитание у детей правильного произношения; 1989г.).

Дикция – подвижность и тонкая дифференцированная работа артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука.

Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование (А.Н. Гвоздев. Вопросы изучения детской речи; 1961г.)

Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным – употребление их в речи.

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях (словоизменение, словообразование, составление предложений, правильное сочетание слов в предложении).

Связная речь обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя (Ф.А. Сохин); каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи (А.В. Текучев). По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух формах – диалоге и монологе (М.М. Алексеева, В.И. Яшина). Связная речь может быть ситуативной (связанной с конкретной ситуацией) и контекстной (высказывание строится без учета ситуации).

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ

Подготовка к овладению речью. Голосовые реакции (крик, плач) содействуют развитию речевого аппарата (дыхательного, голосового, артикуляционного).

Лепет. Прислушивается к звукам, отыскивает источник звука.

Слышит звуки и подражает им.

Произносит слоги; [а, п, б, м, к, т]; хорошо понимает интонацию взрослого и реагирует на тон голоса

Хорошо произносит простые звуки [а, у, и, п, б, м, н, т, д, к, г]. Первые простые слова состоят из ударных слогов.

Произносит [э, и, ы, ть, дь, сь, зь] (согласные смягчает). Подражает речи взрослых. Понимает больше, чем произносит. Активный словарь – 300 слов. Предложение включает 3-4 слова.

Внимание к артикуляции окружающих. Повторение за говорящими. Звуки путает, искажает, опускает [ц = ть, сь; ч = ть; щ = сь; л, р = ль, й; шипящие, твердые свистящие = ть, дь]. Четко произносит [ф, в, фь, вь]. Ситуативную речь сопровождает мимикой, жестами. Словарь 1000 слов. Слова-обобщения (родовые понятия), простые предлоги. Предложение состоит из 5-6 слов.

Дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных, смягчения, озвончения, йотации. Замечает речевые ошибки (фонематическое восприятие). Словарный запас до 2000 слов (больше половины – имена существительные, затем идут глаголы, прилагательные и наречия). Сложные предлоги. Союзные сложные предложения.

У некоторых неустойчивое произношение свистящих и шипящих звуков, их взаимозаменяемость. Узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение (понижение) громкости речи, замедление (ускорение) темпа. Словарь – 2200 слов.

Правильно произносит все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Может выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов.

Свободно пользуется структурой сложных предложений. Значения слов уточняются. Словотворчество. Связная речь (пересказ из 40-50 предложений; повествование, описание, частично рассуждение с опорой на наглядный материал и без него). Ребенок дифференцирует гласные и согласные, мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие звуки. Произносительная сторона речи максимально приближена к речи взрослых с учетом норм литературного произношения.

Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. К моменту поступления в школу у ребенка сформированы звукопроизношение, фонематические процессы, лексико-грамматическая сторона речи, он имеет довольно разнообразный словарь, в достаточной мере владеет грамматическим строем, хорошо развиты все предпосылки к обучению грамоте.

КРИТИЧЕСКИЕ (СЕНЗИТИВНЫЕ) ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ

Весь период речевого развития от года до шести лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих и влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствуют формированию высокоразвитой речи. Любые нарушения, имеющиеся у ребенка, в критические периоды проявляются наиболее ярко. Кроме того, могут возникнуть новые расстройства. Эти периоды являются предрасполагающими условиями и имеют как самостоятельное значение, так могут сочетаться с другими неблагоприятными факторами – генетическими, общей ослабленностью организма и др.

Происходит формирование предпосылок речи. Начинается речевое развитие. Складываются основы коммуникативного поведения. Движущей силой становится общение. Недостаточное речевое общение со взрослым, заболевания, стрессы легко разрушают формирующуюся речь.

Происходит интенсивное развитие связной речи, возникает потребность в речевой активности, осуществляется переход от ситуативной речи к контекстной, что требует согласованности в работе ЦНС. Поведение ребенка меняется, наблюдаются упрямство, негативизм. Это определяет ранимость речевой системы. Могут возникнуть нарушения речи, отставание в речевом развитии, отказ от речевого общения. Речевой замысел сопровождается психическим и эмоциональным напряжением: в речи появляются паузы между фразами, в середине фраз и слов; повторение слогов, слов, словосочетаний; нарушения речевого дыхания (многократные поверхностные вдохи); покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.

Самостоятельное порождение текста. Начало развития письменной речи. Нагрузка на ЦНС возрастает. При предъявлении повышенных требований могут происходить срывы в нервной деятельности, проявляющиеся в заикании. Сбои речевого дыхания, паузы, ложные начала (пересмотры структуры фразы, ее замысла)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

1. Высокая пластичность мозга (способность быстро и легко преодолевать нарушения речи благодаря педагогическому воздействию).

2. Способность детей все превращать в игру с использованием речи и тем самым достигают быстрых успехов в ее развитии.

3. Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими (дети играют звуками, механически многократно повторяют их, осознают фонетические нормы, стараются их усвоить, подсказывают друг другу звуки, показывают сверстникам положения губ, языка, демонстрируют освоенный звук перед окружающими).

4. Непрочность ошибочных речевых навыков (временные связи в коре больших полушарий являются непрочными и легко затормаживаются).

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

По степени подъема языка к нёбу различают гласные верхнего подъёма [и, ы, у], среднего подъёма [э, о] и нижнего подъема [а]. Артикуляция гласных верхнего подъема сопровождается максимальным поднятием спинки языка к нёбу. При образовании гласных нижнего подъема язык покоится на нижней челюсти, а при образовании гласных среднего подъема язык занимает среднее положение. Простейшая таблица гласных такова:

Согласные звуки в русском языке классифицируются по четырем признакам: по участию в их образовании голоса и шума, по месту образования, способу образования и дополнительной артикуляции средней части спинки языка.

    При образовании шумных согласных шум преобладает над голосом – такие согласные называются звонкими [б], [в], [д], [г], [з], [ж]. Если голос отсутствует, образуются шумные глухие – [п], [ф], [к], [т], [с], [ш], [ц], [х].

    Звонкие и глухие согласные в русском языке образую соотносительные пары [б] – [п], [з] – [с] и др.

    Звуки [ц], [ч ۥ ], [ш ۥ ], [х], [х ۥ ] звонкой пары не имеют.

    В зависимости от способа преодоления преграды смычные делятся на смычно-взрывные [п], [т], [к], [г], [д] и смычно-проходные [н], [м], [л]. При образовании смычно-взрывных воздушная струя с шумом разрывает сомкнутые органы, а при образовании смычно-проходных она обходит преграду, находя проход через носовую полость [н], [м] или обходя преграду сбоку [л].

    При образовании [р] кончик языка создает вибрирующие колебания.

    Образование смычно-щелевых согласных начинается с полного смыкания, переходящего в щель [ц], [ч ۥ ].

    4. По дополнительной артикуляции – палатализации – различают палатализованные (мягкие согласные, имеющие твердую пару – [т ۥ ], [к ۥ ], [с ۥ ]), непалатализованные (твердые [н], [м], [л]) и палатальные (всегда мягкие – [ч ۥ ], [ш ۥ ] долгий). При образовании палатализованных согласных средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу, в результате чего уменьшается объем резонатора и звук приобретает более высокий тембр.

    Контрольные вопросы и задания

    Что понимают под фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторонами речи?

    Назовите отделы речедвигательного и речеслухового анализаторов.

    Расскажите о формировании речи в онтогенезе.

    Расскажите о критических (сензитивных) периодах развития речи.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *