изучения межличностных отношений в отряде
Анализ межличностных отношений в отряде
Социометрия (социометрический тест) предназначена для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами отряда. Она дает наглядное представление о психологической структуре отряда, о месте каждого ребенка в этой структуре, помогает получить весьма объективную информацию о взаимоотношениях в отряде. Вот почему социометрические срезы являются наиболее популярными среди педагогов, а во многих лагерях являются обязательными во всех отрядах и проводятся три раза за смену (в начале, середине и конце смены).
В конце смены: «Если бы тебе посчастливилось ещё раз приехать в лагерь, назови трех ребят, с кем ты вновь хотел бы быть в одном отряде».
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение:
Второй круг- зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие количество выборов выше среднего показателя (3-5 выборов);
Третий круг- зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего (1-2 выбора);
Расчет социометрических индексов.
Коэффициент взаимных выборов (чем выше, тем лучше) характеризует уровень сплоченности коллектива, которая рассматривается как стремление членов коллектива к взаимному сотрудничеству.
КВ = (количество взаимных выборов / общее количество выборов (количество детей х 3)) х 100%
Методика социометрии позволяет:
Скорректировать педагогические действия по отношению к «отверженным», путем поиска причин «отвержения» помочь им быть «нужными» в отряде. Сиюминутный социометрический срез, констатирующий факт «изолирования», иногда может быть случайным. А если нет, тогда это тревожный симптом. Значит ребенку одиноко и плохо в вашем отряде – он никому не нужен. Вот почему иногда вызывает сомнение поспешное категорическое утверждение некоторых педагогов о том, что отряд достиг уровня гуманистических отношений, в то время как социометрические исследования показывают то, что в отряде имеется хотя бы один ребенок, у которого нет ни одного выбора.
Педагогически грамотно использовать лидерство отдельных ребят. Ведь часто для организационных целей очень важно выявить тех ребят, которые в наибольшей степени влияют на социальные отношения. Безусловно, хорошим показателем межличностных отношений в отряде является, когда официальная структура совпадает с неофициальной. Но бывает так, что «социометрической звездой» может быть и негативный лидер, влияние которого направлено на дезорганизацию отрядной деятельности, нередко путем постоянного противопоставления своего мнения мнению вожатого, критического отношения ко всему происходящему, в том числе и к нормам и требованиям пребывания детей в лагере. В подобной ситуации другие же дети, не способные разобраться в подобных «психологических тонкостях», воспринимают их поведение как эталонное, неумело пытаются следовать ему. Если вожатый, в свою очередь, не сможет выяснить истинные причины происходящего, попытается вступить в борьбу с негативным лидером, то он рискует испортить отношения с отрядом в целом. Педагоги должны стремиться опираться на систему предпочтений и не действовать вопреки ей. Так, если негативизм лидера основан на его потребности в самоутверждении, то целесообразно предоставить ему возможность утвердиться в общественно значимых ценностных действиях, передав ему часть организационных функций, подключая к анализу происходящих действий и ситуаций в отряде.
Конфликты в ДОЛ.
Конфли́кт — наиболее острый, категоричный, эмоциональный способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями[1], выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются движущей силой развития при их мирном, конструктивном решении.
Причины конфликтов
По мнению известного российского социолога, основателя Ленинградской социологической школы В.А. Ядова, «во всех конфликтах речь идет о двух вещах или даже об одной: о ресурсах и о контроле над ними. Власть с этой точки зрения – это вариант контроля над ресурсами, а собственность и есть сам ресурс» [2]. Учёный считает, что все ресурсы можно разделить на две группы: материальные и духовные, а последние, в свою очередь, дифференцировать на составляющие. Сходные мысли высказываются и другими специалистами. Говоря более отвлечённо: универсальный источник конфликта заключается в несовместимости ожиданий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения [4].
Существуют различные типологии причин возникновения конфликтов. Одна из возможных классификаций:
1. Объективные причины конфликтов
Распределение ресурсов. Тип распределяемых ресурсов не имеет принципиального значения, люди всегда стремятся получать больше, а не меньше. Они глубоко переживают собственные проблемы, при этом проблемы других групп или членов коллектива осознают довольно поверхностно. Таким образом формируются искаженные представления о справедливости, в результате чего почти неизбежно возникают различного рода конфликты.
Взаимозависимость задач. Вероятность возникновения конфликта существует везде, где выполнение задач одного человека или группы зависят от действий другого человека или группы. Некоторые типы организационных структур увеличивают вероятность возникновения конфликта. Так, в частности, она возрастает при матричной структуре управления, при которой умышленно нарушается принцип единоначалия.
Различия в целях. Вероятность возникновения конфликта в организации увеличивается вместе с её ростом и структурной дифференциацией. В результате глубокого разделения труда подразделения начинают сами формулировать свои цели и основное внимание уделять их достижению, нежели достижению целей организации. Такая ситуация обычно возникает в организациях, члены которых плохо ориентированы в стратегии её развития, не видят своего места в отдаленной перспективе функционирования организации.
Различия в способах достижения целей. Члены организации (как рядовые, так и руководящий состав) могут иметь отличные друг от друга взгляды на способы достижения общих целей. При этом каждый считает, что его методы самые лучшие, а это часто является основанием для возникновения конфликта.
Неудовлетворительные коммуникации. Нарушенная передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта. Кроме того, она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным сотрудникам или группам понимать ситуацию или точки зрения других. Плохо подготовленный руководитель может спровоцировать конфликт своей неспособностью точно определить функции сотрудников подразделений, неоднозначными требованиями к показателям качества труда, предъявлением взаимоисключающих требований к работе.
2. Социально-психологические причины конфликтов
Неблагоприятный социально-психологический климат. Конфликты с большей вероятностью возникают в коллективах в которых отсутствует ценностно-ориентационное единство, наблюдается низкая сплочённость группы.
Аномия социальных норм. Рассогласованность принятых социальных норм приводит к возникновению двойных стандартов: руководство требует от сотрудников стиля поведения, которого само не придерживается; кому-то из сотрудников всё прощается, с кого-то спрашивается и т.д.
Конфликт поколений связан с различиями в системах ценностей, манере поведения и жизненном опыте у представителей разных возрастных групп.
Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре организации. Такой лидер, преследуя корыстные цели, способен организовать группу, которая ориентируется исключительно на его указания. При этом распоряжения формального руководства принимаются только с одобрения «теневого» лидера.
3. Личностные причины конфликтов
Согласно личностно-ориентированному подходу, причинами конфликтов являются:
2. Особенностях личности вообще (конфликтные личности). Принято выделять следующие черты характера, характерные для «конфликтной личности»:
стремление к доминированию;
излишняя прямолинейность в высказываниях;
склонность к недостаточно аргументированной критике;
склонность к раздражительности и депрессиям;
консерватизм убеждений, нежелание отказываться от устаревших традиций;
бесцеремонное вмешательство в личную жизнь;
несправедливая оценка чужих действий других;
неуместная инициатива и др.
Помимо этого, важное значение имеет ситуация, в которой возникают конфликты. В одних случаях ситуация может способствовать конфликту, в других – тормозить его, сдерживая инициативу противоборствующих сторон. Так, поводом для конфликта на работе могут служить: события, произошедшие в нерабочее время (например, в личной жизни сотрудника), повышенное нервное возбуждение в конце рабочего дня и т.д.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Педагогическая диагностика в лагере
Педагогическая диагностика в лагере
Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, руководителю временного детского коллектива нужно как можно больше узнать о своих непосредственных воспитанниках. Для этого он должен умело собрать необходимую и достаточную информацию о них, проанализировать ее, т.е. провести педагогическую диагностику личности детей, с которыми ему предстоит вместе прожить летнюю смену в лагере.
Содержимое разработки
Педагогическая диагностика в лагере
Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, руководителю временного детского коллектива нужно как можно больше узнать о своих непосредственных воспитанниках. Для этого он должен умело собрать необходимую и достаточную информацию о них, проанализировать ее, т.е. провести педагогическую диагностику личности детей, с которыми ему предстоит вместе прожить летнюю смену в лагере. Дело это непростое само по себе, оно усложняется еще и ограниченностью времени. Поэтому в данных рекомендациях предлагаются в основном, приемы экспресс-диагностики, которые позволяют оперативно получить необходимую информацию о детях, быстро обработать и проанализировать ее. Однако быстрота не должна сказываться на качестве, просто он должен четко определить, что действительно нужно знать ему о своих воспитанниках и какими уже известными и разработанными приемами сбора и фиксации этой информации лично удобнее воспользоваться.
Проводя педагогическую диагностику, нужно неукоснительно следовать ряду правил:
1.Соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению к детям, о которых хотите получить педагогически значимую информацию.
2.Воспитанники имеют право отказаться отвечать на вопросы.
3.При использовании любой диагностической методики нельзя никаким образом влиять на выбор ответов: ни интонацией, ни указанием, ни пояснением инструкции или задания.
4. Необходимо создавать условия максимально возможной автономности воспитанника во время его диагностирования, сохранение анонимности полученных показателей
Основным диагностическим методом в практике руководителя детского коллектива должно быть наблюдение за поведением, деятельностью, поступками, общением. Соотнесение результатов наблюдения и диагностики позволит получить объективную картину.
Используемые диагностические методики должны отвечать следующим требованиям:
— простота проведения и обработки результатов исследования;
— непродолжительность процедуры по времени и неутомительность для детей;
— наличие элементов занимательности (желательные игровые формы).
Диагностика самочувствия ребенка в коллективе может быть проведена через:
организацию и проведение коллективно творческих дел, где каждый может стать участником разнообразной деятельности;
проведение «свободного микрофона» (правда, его нужно проводить на достаточно высоком уровне взаимного доверия в отряде), где можно откровенно сказать о том, что волнует ребенка на данном этапе жизнедеятельности коллектива.
Исследования показывают, что психологический климат в группе взаимозависит от оценок и самооценок: чем лучше психологический климат в коллективе, тем выше оценивают друг друга, тем выше самооценка. Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются ею как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей.
Для детей младшего возраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись. Описание ребенком происходящих событий, ролей которые он приписывает своим героям; предметы, которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. По рисункам на темы «Я», «Я и мои друзья»; «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрациям к сказкам можно получить информацию о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания.
В подростковом возрасте можно использовать методы анкетирования, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов. С целью выяснения мотивов деятельности, интересов, самооценки подростков хорошо использовать методику незаконченного предложения, где включить вопросы типа:
Имя, фамилия____________________ Возраст____________
Бывал(а) ли ты в других лагерях, если да, то, что тебе в них понравилось, а что нет?
2. С каким настроением ты приехал(а) в лагерь
а) восторженное, активное
б) радостное, теплое
в) светлое, приятное
г) спокойное, ровное
д) грустное, печальное
е) тревожное, тоскливое
ж) состояние крайней неудовлетворенности
В каких мероприятиях лагеря ты хотел(а) бы участвовать?.
Какие у тебя интересы, увлечения, хобби?
Какие кружки ты хотел(а) бы посещать в лагере?
6. Что ты ждешь от лагеря? (отметить нужное, может быть несколько вариантов)
б) приобрести новые знания, умения
в) укрепить свое здоровье
г) лучше узнать и понять себя
д) просто отдохнуть, весело провести время
Важно знать самооценку ребенка, для этого рекомендуется использование модификаций методики Дембо-Рубинштейна, когда ребенка просят поставить себя на одну из десяти ступенек по нескольким предлагаемым воспитателем качествам, например «общительность», «ум», «здоровье». Если ребенок ставит себя на низкие ступени– у него занижена самооценка по этим качествам (от 0 до 4), норма 5-7 единиц и 8-10 – завышенная самооценка. Можно спросить ребенка, каким он хотел бы быть по этим качествам, что будет свидетельствовать об уровне его притязаний (от 0 до 6 баллов – низкий; от 6-8 средний и 8-9 – высокий уровень).
Если у ребенка получится значительная разность между уровнем самооценки и притязанием, это может вызвать конфликтный ход развития, что свидетельствует о неадекватном оценивании, слишком высоких амбициях, не подкрепленных возможностями. Эти дети требуют особого внимания, т.к. у них часто возникают проблемы в общении с другими детьми.
Методика «Дерево» также может использоваться как в первый день пребывания ребенка в лагере, так и потом, с целью отслеживания комфортности пребывания ребенка, его самооценки.
Предварительно на листе ватмана необходимо нарисовать дерево с расположенными на нем человечками.
Инструкция дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Выберите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение».
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на развлечения.
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу с завышенной самооценкой и установкой на лидерство. Следует заметить, что позицию
№ 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
Методика рисунка достаточно разнообразна. Можно предложить детям выполнить рисунок по заданной теме: «Мои товарищи», «Я в лагере». Такие рисунки нужны, в первую очередь, для выявления самочувствия детей, их настроения в складывающемся коллективе, их товарищеских связей и общего восприятия своей жизни на данный период.
Как правило, ребенок, чувствующий себя психологически комфортно в коллективе, использует в рисунке яркие цвета, сюжеты отражают позитивное межличностное взаимодействие, рисунок располагается по всему листу и др.
Этот метод требует от педагога игровой инструментовки. Производится апелляция к воображению, и на фоне воображаемой «волшебной» ситуации актуализируются и вербально оформляются потребности детей. Они называют личностные ценности и указывают лица, находящиеся в зоне их ценностной сферы. Например:
Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей.
Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?
У тебя в руках цветик-семицветик. Отрывай мысленно лепестки, чего ты попросишь для себя?
Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит только потереть ее шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?
-Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.
Фантастический выбор может получить письменное оформление: выпускается бюллетень с текстом и рисунками, рассказывающий о характере произведенного выбора. Детям такой бюллетень чрезвычайно интересен: они сравнивают свои ответы с ответами товарищей. Безусловно, материалы безымянны.
Методика рассчитана на практически-действенный свободный выбор.
Детям предлагается избрать поведение, в котором реально проявляются ценностные отношения: Кто хочет помочь человеку? Кто хочет сделать доброе дело? Кто мог бы поработать для общего блага? и т.д.
При этом исключаются агитация, психологическое давление на личность и какая-либо оценка в адрес избранного поведения. Заранее подыскивается реальное дело, небольшое по объему и краткое по времени. Дети, сделавшие позитивный выбор, его исполняют.
Для изучения межличностных отношений в группе используется социометрия. Можно провести социометрический эксперимент «У кого больше карточек», разработанный Я.Л.Коломинским.
Цель: определение статусного положения воспитанника в отряде
Результаты эксперимента (выборы детей) фиксируются в социометрической таблице (матрице), там же осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком, и находятся взаимные выборы (взаимный выбор обозначается крестиком, заключённым в кружке).
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
üЗвезда – 5 и более выборов.
üПредпочитаемый – 3-4 выбора.
üПринятый – 1-2 выбора.
üНе принятый – 0 выборов.
Знание настроений детей, предпочитаемых ими видов деятельности, уровня (степени) их удовлетворенности от своего пребывания в отряде, установившегося характера межличностных отношений и др. помогут вам правильно сориентироваться в выборе базовых дел, отдельных акций, в их планировании, а также в организации практической работы.
С этой целью вожатые часто практикуют использование таких достаточно широко известных методик, как «дерево интереса» и «экран настроений».
Методика «Дерево интереса» (16)
Вожатый предлагает детям с помощью отходящих от ветвей побегов и листочков оценить каждое конкретное дело:
— побеги и листочки, расположенные сверху от ветки, дают оценку со знаком «плюс»
— побеги и листочки, расположенные снизу от ветки, дают оценку со знаком «минус».
Количество листочков и побегов, имеющих знак (+), говорит о моментах, вызвавших наибольший позитивный отклик в душах детей. Чем больше листочков на побеге, тянущемся вверх, тем интереснее, более творчески прошло это дело, это мероприятие или любое другое коллективное событие из жизни отряда (Рисунок 2).
К концу смены в вашем отряде может зазеленеть целая роща деревьев с пушистой, рвущейся к солнцу кроной. И каждый тянущийся ввысь побег с зелеными листьями – это не просто красивая картинка, это живой росток интереса к жизни, который вы взрастили в сердце ребенка.
Методика «Экран настроений» (16)
Для создания «экрана настроений» можно использовать цветовую гамму настроений, условившись с детьми считать, что определенному цвету соответствует определенное настроение:
Диагностика межличностного и группового взаимодействия
Способов исследований межличностного и межгруппового взаимодействия очень много. В данной публикации я собрала самые интересные из них.
Просмотр содержимого документа
«Диагностика межличностного и группового взаимодействия»
межличностного и группового взаимодействия
Способов исследований межличностного и межгруппового взаимодействия очень много. Цели, поставленные воспитателем детского лагеря при использовании тех или иных диагностических средств, на наш взгляд, могут быть сгруппированы следующим образом:
Изучение индивидуально-психологических особенностей подростка (ценности, установки, цели, мотивация, личностные качества, способности и пр.), которое помогает педагогу быстрее понять подростка, своевременно оказывать ему помощь в решении выявленных психологических проблем.
Изучение межличностных отношений во временном детском объединении (эмоционально-психологический климат, социометрический статус, общение, лидерство, взаимодействие, референтность, дружба и пр.), которое способствует правильному пониманию педагогом социально-психологических процессов, протекающих в подростковой группе.
Обследуемые параметры личности
Входная диагностика (диагностика оргпериода)
Общие сведения о ребенке;
интересы и склонности;
Социально-психологические качества личности: коллективизм/индивидуализм, лидер/ведомый, общительность/замкнутость, активность/пассивность, эмоциональная возбудимость.
Нравственная воспитанность: нравственный опыт, нравственные представления.
идеальное Я, реальное Я
анкета для ребенка;
краткая карта интересов;
опросник «Психологическая характеристика темперамента»
сочинение «Что такое хорошо»;
Текущая диагностика (основной период)
Эмоционально-психологический климат в отряде
Индивидуальное эмоциональное самочувствие ребенка
Характер межличностных отношений
Уровень развития отрядного коллектива
Итоговая диагностика (итог. период)
Личностный рост члена отряда
Удовлетворенность ребенка пребыванием в лагере
анкета члена отряда
Социометрия – метод исследования межличностных отношений (формальных и неформальных, эмоциональных и деловых) в малых группах, коллективах, организациях.
В середине лагерной смены, когда ребята уже достаточно узнали друг друга, сложились определённые группы, выявились лидеры, можно использовать метод социометрии для определения межличностных отношений. Вы предлагаете ребятам вопросы, отвечая на которые, они могут использовать не более трёх фамилий членов коллектива.
Кого бы вы пригласили на свой день рождения?
С кем бы вы пошли дежурить по территории, в столовой?
С кем бы вы хотели жить в одной палате?
Для обработки результатов строится следующая таблица:
После того, как все результаты перенесены в таблицу, надо определить статус каждого, сложив все числа в каждой колонке по горизонтали. С помощью этих результатов можно построить социограмму «мишень». Для этого чертятся четыре концентрические окружности, они называются зонами.
1 зона – зона «звёзд» (максимальная сумма баллов)
2 зона – зона «предпочтения» (статус выше среднего)
3 зона – зона «пренебрегаемых» (статус ниже среднего)
4 зона – зона «изолированных»
Примечание: в ходе исследования вожатый должен быть внимательным и осторожным, не выносить результаты на обсуждение, т.к. ребята, оказавшиеся в зоне «изолированных» могут подвергаться насмешкам со стороны других ребят. Полученные результаты должны стать источником размышления для вожатого, началом пересмотра своего отношения к некоторым ребятам в отряде.
Ответ на 3 вопрос не должен ограничиваться половыми рамками. Девочка может написать фамилию мальчика, а мальчик – фамилию девочки. Вожатый может предложить и свои вопросы. Вопросы должны быть значимыми для детей.
Отношение ребят к происходящему, их сегодняшнее настроение можно выяснять, применив методику «цветописи». В чем её суть? Прежде всего – это дневники настроения. Все группы «тестов» подразумевают творчество педагога: нужно самому уметь петь, сочинять, играть, рисовать, фантазировать. Важно и отношение вожатого к предлагаемым тестам. Необходимо постоянно стимулировать творчество детей, проявлять заинтересованность, быть внимательным, четко понимать условия игры. Иначе дети ли вначале «загорятся», но вскоре «потухнут», видя несерьезность выполняемого. Немаловажно и то, чтобы рисунки тестов были выполнены аккуратно, ибо небрежность вызывает неуважение. Оптимальный возраст для предлагаемых тестов 11 – 15 лет.
Легенда такова: день – это выстрел. В какую же область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок попадание на одну из цветных зон. Внутри каждого кружка – дата и мотивация. В конце смены мишень «прострелена» днями. Этот тест коллективный и надо помнить, что необходимо настроить детский коллектив так, чтобы обсуждение цвета стало объективным и обоснованным, учитывалось мнение каждого, но в тоже время не было повода для взаимных упреков, оскорблений и обид.
Тест выполняется на листе ватмана: вырезается круг с максимальным диаметром. Внутри маленького круга либо рисунок, пестрая картинка из журнала, эмблема отряда, номер комнаты где висит «роза». Остальное пространство делится на сектора, количество которых соответствует количеству дней в смене. Этот тест тоже является коллективным.
Легенда такова: каждый день на нашей полянке расцветает цветик – многоцветик. А вот какими будут его лепестки зависит от настроения ребят. Тест индивидуальный, лепестков в цветке столько, сколько ребят в отряде, а цветов к концу смены ровно столько, сколько дней в смене. В серединке цветка – дата, а на обратной стороне каждого лепестка имя ребенка, выбравшего этот цвет.
Для этих тестов вводятся цветовые обозначения: красный цвет соответствует восторженному, очень радостному настроению; желтый – радостному, светлому, приятному настроению; зеленый – спокойному, уравновешенному; синий – грустному, печальному, тоскливому.
Минимум принадлежностей, необходимых для работы с этими тестами (ватман, краски, фломастеры, ножницы, цветная бумага и карандаши, ручки, клей и т.д.) Конечно, предварительно детям необходимо разъяснить, что погода – не главный показатель настроения. Если, по мнению ребят, настроение в течение дня изменялось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой (для теста «Роза»), или наклеивается на грань между цветами (для теста «Мишень»).
Вожатые, которые пользуются «цветописью» не первый год, говорят, методика эта помогает в прямом смысле видеть, ощущать настроения коллектива. Эмоциональная «цветопись» тревожит мысль и подаёт нам постоянные сигналы к действию. Так будем же проницательными наблюдателями, будем постоянно учить наш отряд, чтобы помочь его духовному росту, его физической и нравственной закалке.
^ Эмоционально-психологический климат (ЭПК).
Детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива». Желательно рассмотреть первую пару вместе с ребятами.
В нашем отряде всегда весело
Все ребята в общем-то добрые
Мы никогда не ссоримся
Ребята в отряде вежливые, воспитанные
Мне в нашем отряде хорошо, спокойно
Мы все сплоченные, все дела делаем вместе
В нашем отряде всегда скучно
В отряде много злых, равнодушных
Мы часто ссоримся, конфликтуем
Ребята часто грубят, ругаются
Мне в нашем отряде неспокойно, тревожно
Сильные ребята подавляют слабых, помыкают ими
Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе
Изучение эмоционально-психологического климата отряда (ЭПК) проводится в середине и в конце смены.