к бестелесным вещам в римском праве относились
Общее учение о вещах
Понятие вещи
149. В классический период в римском праве выработалось понятие вещей в широком значении. Этим широким понятием охватывались не только вещи в обычном смысле материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права.
Rei appellatione et causae et iura continentur (D. 50.16. 23). —
Названием вещи охватываются также юридические отношения и права.
150. Вещи телесные и бестелесные. Гай (2.13.14) так и делит вещи на телесные (corporales), которые можно осязать (quae tangi possunt) и бестелесные (incorporales), которые нельзя осязать (quae tangi non possunt). В качестве примеров res incorporales Гай называет наследство, узуфрукт (п. 221), обязательства. Следует отметить, что в числе примеров res incorporales Гай не упоминает права собственности: римские юристы не различают четко право собственности на вещь и саму вещь, вследствие чего право собственности попадает у них в категорию corpora, телесных вещей.
В отрывке из комментария Ульпиана к преторскому эдикту в Дигестах (5. 3. 18. 2) на вопрос, что составляет предмет иска о наследстве, дается такой ответ: «Universas res hereditarias in hoc iudicium venire, sive iura sive corpora sint», т.е. предмет этого иска составляют все вещи наследства, будут ли то «права» или «телесные предметы».
Сопоставляя это место источников с примерами, приводимыми Гаем, приходится признать, что, разделяя вещи на телесные и бестелесные, Гай разумеет под последними не вещи, в смысле предметов внешнего мира, а именно права.
Виды вещей
151. Вещи движимые и недвижимые. Деление вещей на движимые и недвижимые в римском праве не имело особого значения. И те и другие подлежали почти одинаковым юридическим нормам. Тем не менее это естественное деление играло некоторую характерную и для рабовладельческого Рима роль. Недвижимостями считались не только земельные участки (praedia, fundi) и недра земли, но и все созданное чужим трудом на земле собственника. Оно признавалось естественной или искусственной частью поверхности земли — res soli. Сюда относились постройки, посевы, насаждения. Все эти предметы, связанные с землей или фундаментально скрепленные с ее поверхностью, считались ее составными частями. Они подлежали правилу superficies solo cedit — сделанное над поверхностью следует за поверхностью. Невозможной представлялась отдельная собственность на дом и на землю. Воздушное пространство над участком тоже рассматривалось как часть поверхности.
Под res mobiles или per se moventes понимались мебель, домашняя утварь, рабы, животные.
Деление вещей на движимые и недвижимые приняло более четкий характер при принципате. В эпоху домината передача прав на недвижимости регламентировалась уже специальными правилами, направленными на обеспечение публичности соответствующих сделок. К этому же времени окончательно сложились особые права на недвижимости: оброчные земли, эмфитевзис, суперфиций (пп. 231, 232). Впрочем, уже по законам XII таблиц приобретение земли и движимых вещей по давности владения (п. 203) требовало разных сроков: для давностного завладения землей был установлен в связи с системой двухпольного хозяйства более длительный (два года) срок, чем для движимых вещей (один год). Не все недвижимости были подчинены единообразной регламентации; учитывалось местоположение участков в связи с их хозяйственным назначением, различались praedia urbana — городские участки, застроенные для городских жилищ, городских ремесленных и промышленных заведений, и praedia rustica — сельскохозяйственные участки: поля, луга, леса, деревенские жилища и склады. Различались также земли италийские и провинциальные.
152. Res mancipi et res пес mancipi. Старое и главное деление цивильного права вещей на res mancipi и res пес mancipi сохранилось до начала империи.
Omnes res aut mancipi sunt aut nee mancipi. Mancipi res sunt praedia in Italico solo, tam rustica, qualis est fundus, quam urbana, qualis domus; item iura praediorum rusticorum, velut via, iter, actus, aquaeductus; item servi et quadrupedes quae dorso coUove domantur, velut boves, muli, equi, asini, ceterae res nec mancipi sunt (Ulp. Reg. 19. 1). — Bee вещи считаются вещами манципия или неманципия. Вещами манципия являются земельные участки на италийской земле и притом как сельские, каким считается поместье, так и городские, каков дом; также права сельских участков, например, дорога, тропа, прогон, водопровод; также рабы и четвероногие, которые приручаются к упряжке или ярму, например, быки, мулы, лошади и ослы. Остальные вещи считаются неманципиальными.
Как видно из текста, круг res mancipi был очерчен довольно узко. Он охватывал ager romanus, а с конца республики, когда владычество римлян распространилось на всю Италию, земельные участки, расположенные в Италии, построенные на них дома и пре-диальные (земельные) сервитуты, на рабов и вьючных или упряжных животных, обслуживающих земли римских землевладельцев.
Наоборот, к числу res пес mancipi относились все вещи, не входящие в группу res mancipi, в частности, провинциальные земли и все движимые вещи, мелкий скот (свиньи, овцы, козы), мебель, продовольствие и т.д.
Это деление определялось тем, что к числу res mancipi относились вещи, которые издревле и еще ко времени законов XII таблиц рассматривались как наиболее ценные части римского земельного хозяйства. Глава семьи силой, хватая их рукой (manu сареге), заставлял рабов и крупный домашний скот работать на себя. С экономическим значением res mancipi была связана и основная особенность их юридического положения: особо усложненный порядок перенесения права собственности на эти вещи. В то время как для отчуждения вещей res пес mancipi было достаточно простой передачи (traditio), для отчуждения res mancipi требовалось применение формальных и сложных способов — mancipatio или in iure cessio (пп. 196-197).
153. Вещи делимые и неделимые. Различались вещи делимые и неделимые. Делимыми признавались вещи, которые от разделения не изменяют ни своего рода, ни своей ценности; каждая отдельная часть представляет прежнее целое, только в меньшем объеме: pro parte divisa (Ulp. D. 8. 4).
Кроме материального разделения вещей мыслилось и разделение права на так называемые идеальные доли. В таких случаях право на вещь, не разделенную материально, признавалось принадлежащим и нескольким лицам всем вместе и каждому из них на известную долю ценности вещи, на 1/2, 1/3 и т.д.: totius corporis pro indiviso, pro parte dominium habere (D. 13. 6. 5. 15). При прекращении общей собственности на вещь, т.е. права собственности, принадлежавшего нескольким лицам в идеальных долях, имела большое значение юридическая делимость или неделимость вещи: только в первом случае допускалось ее разделение в натуре между бывшими общими собственниками. Во втором случае вещь оставалась в собственности одного из них, а остальные получали денежную компенсацию (п. 188).
Делимыми считались земельные участки; построенные на них здания делились, но только вертикально. Внешними признаками разделения служили стены, границы и межи. Делимыми считались и движимые вещи, как сырье, материалы однородного состава (руда, камни, песок).
154. Вещи потребляемые и непотребляемые. К потребляемым относились вещи, которые согласно их прямому назначению при первом же пользовании материально уничтожались — res quae ipso usu consumuntur, toUuntur. Сюда относились продовольствие и деньги, последние в том смысле, что при каждом расчете они терялись для собственника. Непотребляемыми вещами считались такие, которые не изнашивались от употребления (драгоценный камень), или если и уничтожались, то постепенно, теряя свою ценность и способность выполнять свое назначение — res quae usu minuuntur.
Так как пользование потребляемыми вещами связано с их уничтожением, то при предоставлении собственником другим лицам права пользования потребляемыми вещами возврат их эквивалента обеспечивался особыми гарантиями.
155. Вещи, определяемые родовыми признаками, и индивидуальные (genus et species). Знакомство с греческими приемами об-щеи систематики привело еще «старых» римских юристов периода республики к применению понятий рода и вида в отношении вещей. Это естественно-научное и логическое деление вещей дополнялось требованием исследовать в каждом отдельном правоотношении намерения сторон — рассматривали ли они вещь, объект юридической сделки, как вещь родовую (genus), т.е. обладающую общими чертами данной группы вещей, или как индивидуальную (species), как данный экземпляр определенного рода вещей. Классики относили к genus вещи, имеющие один общий род и не имеющие в обороте индивидуальности. Их меновая ценность определялась по их роду, мере, весу, числу, как это видно из выражений — res, quae in genere suo functionem suam recipiunt, res quae numero mensura, pondere consistunt — вещи, которые своим родом осуществляют свое назначение, которые определяются числом, мерой, весом. Родовым вещам противопоставлялись видовые, индивидуально определенные вещи.
Значение этого деления выступало в различном решении вопроса о риске случайной гибели вещи или партии вещей. Если вещь или партия вещей рассматривалась участниками правоотношения как родовая, то она считалась юридически не подверженной гибели, ибо всегда могла быть заменена другой однородной вещью или другой партией однородных вещей. Отсюда правило — genera поп pereunt (род не погибает). В случае же гибели индивидуально определенной вещи лицо, обязавшееся доставить ее, освобождалось от обязанности замены. Из понятия родовых вещей впоследствии развилось неизвестное ранее понятие вещей заменимых (res fungibiles), т.е. таких, которые оборот (а не участники каждого данного правоотношения) обычно рассматривает как определяемые родом, весом, мерой, числом.
156. Вещи простые и сложные. Следуя стоической философии, Помпоний различал три вида вещей:
Tria autem genera sunt corporum, unum quod continetur uno spiritu et graece henomenon vocatur, ut homo tignum lapis et similia: alterum quod ex contingentibus, hoc est pluribus inter se cohaerentibus constat, quod synemmenon vocatur, ut aedifici-um, navis, armarium, tertium quod ex distantibus constat, ut corpora plura non soluta, sed uni nomini subiecta, veluti populus, legio, grex (D. 41. 3. 30. pr.). — Существует же три рода тел: один, который составляет одно целое и по-гречески обозначается как «единое бытие», как, например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т.е. нескольких, между собой связанных тел, что называется состав-ным телом, как, например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные одним именем, например народ, легион, стадо.
(1) Простые вещи — corpus, quod uno spiritu continetur, — образующие нечто физически связанное и однородное, не распадающееся на составные части (раб, бревно, камень и т. п.).
(2) Сложные вещи, состоящие из искусственных соединений разнородных вещей, имеющих между собой материальную связь и носящих общее наименование — universitates rerum cohaerentium, например здание, корабль, шкаф. Части сложных вещей не терялись вполне в целом, они были до их соединения отдельными вещами и могли даже принадлежать разным лицам. Права этих лиц определялись в зависимости от свойств соединения и отношений между соединенными вещами. Иногда права других лиц не прекращались и после того, как их вещь стала частью чужой сложной вещи. С другой стороны, соединенные части подчинялись праву, установленному на целое.
(3) Наконец, третью группу составляли совокупности раздельных вещей — universitates rerum distantium, материально не связанных, соединенных только одним общим назначением и именем, например стадо, легион. Это — временные хозяйственные или организационные объединения вещей или лиц.
В таких случаях предметами правоотношений могли быть лишь отдельные вещи, входившие в целое. Однако, уступая требованиям оборота, римляне допускали в области прав на эти вещи также и влияние целостного представления; например, собственник стада мог истребовать все стадо, доказав право собственности на большую часть отдельных животных, ответчику же предоставлялось доказывать, что остальные не принадлежали истцу; при узуфрукте и залоге стада управомоченный должен был нормально эксплуатировать именно все стадо, пополняя убыль из приплода или путем прикупки, убоя и отчуждения негодного материала.
157. Вещи главные и побочные. Вещами побочными или придаточными (accessorium) являлись вещи, определенным образом зависящие от главной вещи и подчиненные юридическому положению последней. Основными видами побочных вещей считались: части вещи, принадлежности и плоды.
Части вещи не имели юридически самостоятельного существования. Когда вещь в целом являлась объектом юридической сделки, то последствия этой сделки распространялись и на все части вещи. Объектом самостоятельных сделок часть вещи могла быть лишь в случаях своего отделения от целого. Таким образом, нахождение составных частей в составе главной вещи подчиняло их ее юридическому положению, и прежние юридические отношения по поводу частей считались прекратившимися, пока длилось их соединение. Римляне проводили следующие различия: а) если соединение сопровождалось изменением сущности включенной вещи или нераздельностью полученного соединения, то права на присоединенную вещь прекращались навсегда для ее собственника, например растворенное вино; б) если ни присоединенная, ни главная вещь не меняли своей сущности, а совокупная вещь, сверх того, не становилась нераздельной, то при выделении вещи, присоединенной к главной, восстанавливалось прежнее юридическое положение присоединенной вещи.
Так, согласно законам XII таблиц при застройке чужого бревна в здание собственник не мог требовать выделения бревна из чужого дома, пока собственник дома сам не разберет его и не выделит бревна. Тогда бревно снова признавалось собственностью прежнего хозяина и становилось самостоятельным объектом иска (actio de tigno iuncto, rei vindicatio).
Принадлежностью называется вещь, связанная с другой (главной) вещью не физически, а экономически: главная вещь не считается незаконченной, если от нее отделена принадлежность; принадлежность также может существовать отдельно от главной вещи; однако лишь при совместном использовании той или другой вещи достигается хозяйственный результат (например, замок и ключ).
Ввиду самостоятельного физического существования, принадлежность может быть предметом самостоятельных прав на нее. Однако при отсутствии специальных оговорок заинтересованных лиц все правовые отношения, устанавливаемые на главную вещь, считаются распространяющимися (ввиду хозяйственной связи между обеими вещами) и на принадлежность к ней (отсюда афоризм: «принадлежность следует судьбе главной вещи»).
Плоды. Плодами естественными считались прежде всего орга-нические произведения вещей, постоянно и регулярно получаемые от эксплуатации плодоприносящих вещей, без изменения их хозяйственного назначения, в мире как растительном (огороды, деревья), так и в животном (шерсть, молоко).
Охота на водных и земельных пространствах составляла плод участков, если они специально были отведены для охоты. Относительно недр земли мнения классиков расходились, но большинство относили продукцию недр земли к плодам. Право Юстиниана стало на ту же точку зрения и относило к плодам продукцию каменных карьеров, что было в духе охватившего ту эпоху интереса к монументальному строительству.
Плоды делились на: а) fructus pendentes — плоды, еще соединенные с производящей их вещью; б) fructus separati — плоды, уже отделенные от производящей их вещи; в) fructus percepti — плоды, не только отделенные, но и захваченные кем-либо для себя или для другого. Они в свою очередь подразделялись на fructus exstantes — плоды, наличные в натуре, и fructus consumpti — плоды потребленные, переработанные или отчужденные. Различали еще категорию плодов — fructus percipiendi, несобранных по упущению, но подлежащих сбору при правильной хозяйственной эксплуатации вещи.
Юридическое значение понятия плодов и различия их видов заключалось в различии их правовой судьбы при наличии права собственности, какого-либо иного права на плодоприносящую вещь или при установлении особых правоотношений по поводу такой вещи (п. 199).
При истребовании вещи собственником путем виндикационного иска наличные плоды всегда подлежали возвращению собственнику вместе с вещью. За потребленные же плоды добросовестный приобретатель ответственности не нес. Это ограничение прав собственника вещи было объяснено на основе анализа римских источников Л.И. Петражицким, доказавшим, что, ограждая добросовестного владельца от требований по поводу потребленных им
ПЛОДОВ, римское право стремилось ооеспечить устойчивость хозяйственных отношений, охранить лицо, неправомерно, но добросовестно владевшее чужой вещью, от обременительной обязанности возмещать доходы, которые были, может быть, давно потреблены в ошибочной уверенности, что они принадлежат тому, кто их потребил.
Доходы. Юридическое понятие плодов было римскими юристами расширено и обнимало всякий регулярный доход, как приносимый вещью естественным путем, так и получаемый на основании особых правоотношений по поводу плодоприносящей вещи, например проценты, получаемые с капитала.
158. Имущество. Постепенно римляне пришли к представлению об объединенных хозяйственным назначением целых имущественных комплексах.
Самое раннее обозначение имущества гражданина дано в законах XII таблиц термином familia pecuniaque — первоначально совокупность рабов и скота (pecus-pecunia). Позднее familia обозначала и всю совокупность имущества. В цивильном праве укрепилось понятие имущества, добытого трудами домовладыки — patrimonium (отчины), переходящего с соответствующими культовыми обязанностями к наследникам.
В преторском праве иногда употребляется термин «отцовское и дедовское добро» (bona paterna avitaque — в формуле объявления лица расточителем). Но, конечно, понятие имущества обнимает собой все то, что принадлежит данному лицу, независимо от того, само лицо приобрело это имущество или имущество досталось ему по наследству. При жизни собственника его добро — bona — гарантирует кредиторов в платеже долгов. Отсюда Павел сделал вывод, что имуществом каждого лица считается то, что остается после удовлетворения кредиторов, за вычетом долгов. Как некоторое обособленное имущество рассматривалось имущество, выделенное домовладыкой в пользу раба или подвластного для самостоятельного хозяйствования и управления (так называемый пекулий, см. п. 117).
159. Вещи в обороте и вне оборота — res in commercio et res extra commercium. Римские юристы различали вещи в обороте, res in commercio, и вещи вне оборота, res extra commercium. К первой категории относились все вещи, составляющие объекты частной собственности и оборота между отдельными людьми. Выражение in commercio esse означало, что такие вещи могли быть предметами мены, оборота по оценке — aestimationem recipiunt.
Внеоборотными вещами — res extra commercium — считались такие вещи, которые или по своим естественным свойствам, или в силу своего особого назначения не могли быть предметами частных правоотношений: res quarum commercium non est (D. 18. 1. 16. pr.). Классические юристы признавали группу вещей omnium communes, а в Институциях Юстиниана повторили, что есть вещи, которые согласно естественному праву принадлежат всем. Сюда относились: а) воздух; б) текучая вода и в) моря со всем, что в них водится.
Другую группу внеоборотных вещей составляли публичные вещи (res publicae). Основным и единственным хозяином публичных вещей считался римский народ.
Имущества общин-городов (civitates) на практике также назывались res publicae. Таким образом, res publicae, во-первых, служили по воле государства или общин удовлетворению их потребностей как носителей власти. Во-вторых, res publicae служили источником государственных доходов и покрывали фискальные нужды — in patrimonio populi vel fisci — в имуществе народа или фиска. Сюда входили общественные здания и укрепления, служившие целям управления и защиты.
Следующую категорию публичных вещей составляли вещи, назначенные для общего пользования всех граждан государства или общины и служившие для удовлетворения общественных потребностей и целей, — res universitatis. Сюда относились прежде всего публичные дороги и реки.
Реки делились римлянами на flumina publica и privata, в зависимости от того, пересыхали ли они на известное время года или нет. К публичным относились непересыхающие реки, т.е. реки, на которых было возможно постоянное судоходство. В случаях, когда реки пересыхали или покидали свое русло, последнее переходило в собственность прибрежных владельцев.
Помимо публичных рек и дорог римские источники относили в группу вещей общего пользования театры, стадионы, бани и пр. — quae in usu publico sunt. Пользование этими вещами предоставлялось всем гражданам.
Наконец, вне оборота были res divini iuris — вещи божеского права, которые не были способны быть предметом чьего-либо гражданского права. Сюда относились вещи, посвященные богам (res sacrae), — храмы, богослужебные предметы (Гай. 2. 9); места погребения членов рода, семьи, отдельного человека и даже раба — res religiosae (Гай. 2.4). Наконец, публичное право считало res sanc-tae городские стены и ворота каждой общины. Они принадлежали городу, но в оборот могли поступить только после срытия (Гай. 2. 8). В праве Юстиниана было допущено отчуждение священных вещей — res sacrae — для выкупа пленных или уплаты церковных долгов.
Виды прав на вещи
160. Из прав на вещи раньше всех оформилось владение, за которым стоит право частной собственности. И то и другое понималось юристами-классиками как непосредственное господство над вещью, направленное прямо на вещь, без чьего-либо посредства — ius in re. Когда же вещь не принадлежала самому заинтересованному лицу, но он притязал на пользование вещью, принадлежавшей другому лицу (res aliena), то возникали права, называемые позднейшими юристами iura in re aliena, права на чужую вещь.
Этим определяется порядок дальнейшего изложения. В следующих главах будут рассмотрены: а) владение; б) собственность и в) права на чужие вещи.
Вещные отношения в римском праве
Римские юристы не были сторонниками теоретических построений и конструкций. Преимущество отдавалось решению конкретных казусов, анализу применения тех или иных норм, классификация исков, предмету споров и т.д. Все это в полной мере относилось и к вещам. В римском праве существовало лишь весьма общее приблизительное определение понятия вещей. Так вещи определялись как определенная часть природы (живой или неживой), отделенная от других частей, хотя могла быть и не быть отделенной, например – земля. Трактовка вещи была достаточно широкая, но римская практика расширяла ее еще больше. К понятию вещи относили так называемые «бестелесные» вещи. В Дигестах Юстиниана отмечалось: «Названием вещи охватываются также юридические отношения и права». К бестелесным вещам относили, в частности, узуфрукт [1] и наследственные права.
Некоторые исследователи римского права предпринимали попытки не только дать определение вещей, но и имущества, которое определяли как совокупность вещей, имущественные комплексы, объединенные совместным хозяйственным назначением. Такие попытки весьма произвольны, так как римская юриспруденция не выделяла такой категории как единого целого. Используя понятие «universitas» – совокупность. В этом случае речь шла об отдельных прецедентах: учет совокупности прав и обязанностей при наследовании, совокупность вещей и вещных прав, предоставляемых рабу или подвластному сыну и в некоторых других случаях. Поэтому говорить о существовании в Риме понятия «имущество» не совсем корректно, хотя иногда оно используется при характеристике римского частного права.
В середине V века до н.э. в римском праве начало формироваться понятие вещей как юридической категории. Возникает понимание вещных прав как таковых, которые дают их обладателям непосредственное господство над вещами. При этом вещи трактуются как местно ограниченная часть внешнего мира, которая лишена способности быть субъектом права. Появляется деление вещей на изъятые из оборота и находящиеся в обороте.
К изъятым из оборота относились вещи (res extra commercio) во-первых, подлежащие религиозной и общественной охране предметы культа: храмы, алтари; места погребений свободных людей; городские стены и ворота; во-вторых принадлежащие государству [2], а также вещи, которые самой природой предназначены для общего пользования и поэтому не могут принадлежать частному лицу: воздух, море и его берега, реки. В силу своей специфики такие вещи признаются объектами не частного, а публичного права. Проявляя присущую им при разрешении практических задач гибкость, римские юристы допускали исключения из правил об изъятии вещей из оборота в случае, если этого требовали интересы дела. Например, культовое имущество могло отчуждаться для выкупа пленных или уплаты храмового долга.
Находящиеся в обороте вещи (res in commercio) классифицировались как: res mancipi и res nec mancipi.
Res mancipi – это вещи передаваемые путём обряда mancipatio [3]. К ним относились земли в Италии, рабы, животные, которые ходят под ярмом и седлом, сельские предиальные сервитуты. Все они могли быть отчуждены только путем особого, торжественного, строго формального акта передачи вещи в собственность. Все остальные вещи относились к res nec mancipi, передача которых могла быть произведена в упрощённом порядке.
Предполагается, что институт собственности в начале сложился только к res mancipi, как вещам наиболее ценимым в архаичном хозяйстве и лишь в последствии был перенесен на res nec mancipi.
Кроме классификации по отношению к обряду mancipi вещи различались по способности перемещаться: res mobilis (движимые) и res immobilis (недвижимые). К движимым относилось все то, что можно перемещать в пространстве без дополнительных физических усилий, не нарушаю природу предмета: рабы, скот, модель и т.д. К недвижимым вещам относили землю, строения, сооружения, водоемы и т.д. Считается, что такое разделение не имело в римском праве особого значения. Вместе с тем в эпоху доминанта [4] передача прав на недвижимость регулировалась специальными правилами, которые усложняли эту передачу, придавая последней черты публичности.
Основой частного римского права является вещное право, так как оно регулирует процессы распределения и перераспределения вещей в обществе. В зависимости от права собственности на вещь римское право различает безусловные и условные вещные права.
К безусловным вещным правам относятся права владения вещью на условиях неотчуждаемой собственности, т.е. на таких условиях, когда права человека на принадлежащую ему вещь не ограничиваются другими людьми. В этом случае вещные права трактуются как абсолютные: если вещь принадлежит данному лицу, все другие лица обязаны признавать эту принадлежность и не нарушать ее. Основой безусловного вещного права при этом является право неотчуждаемой собственности, дающее собственнику полную власть над вещью (имуществом) и абсолютную юридическую защиту, т.е. возможность предъявления иска против любого нарушителя его прав собственника. Но полная власть над имуществом не означает «абсолютная власть», а лишь наделяет собственника значимо большими полномочиями в отношении принадлежащего ему имущества, чем их могут иметь другие лица. Иногда государственные или общественные интересы становятся выше прав безусловного собственника и тогда это может стать причиной установления в законодательстве определенных ограничений в отношении его полномочий.
Особенностью римского безусловного вещественного права является принцип «самовосстановления» ограниченных прав собственника реализуемый в принципе «эластичности права собственности», который характеризуется естественным возвратом к более расширенным правам после истечения сроков тех или иных временных ограничений.
Условное вещевое право реализуется в римском праве в виде обязательственного права, регулирующего отношения безусловного собственника вещи с временным собственником его вещи по договору пользования вещью. При этом временный собственник обладает ограниченными, отчуждаемыми правами на используемую им вещь.
Рассмотренная классификация вещных прав на безусловно вещественные и обязательственные не упоминается у римских юристов, она введена в оборот позднейшими учеными. Непосредственно в римском праве различали лишь два вида исков: иски вещные и иски личные.
Развитие римского вещного права привело к кристаллизации юридического понятия неотчуждаемой собственности. В ранней римской республике понятие неотчуждаемой собственности определялось лишь принадлежностью вещи владельцу. В последствие, с развитием юридической практики, в оборот вошло понятие юридического владения (possesio, possideo), которое вводило определённые условия для предоставления юридической защиты владельца.
Для юридического признания владения необходимо было наличие двух обязательных элементов:
1) Corpus possidendi – собственно владение вещью, которое вначале понималось как физический контакт с ней, но в последствии было расширено и до управления ею на расстоянии.
2) Aminus possidendi – это намерение (воля) лица владеть вещью именно для себя, а не для третьих лиц, поэтому обладание вещью по поручению (хотя бы и самого собственника) не признавалось законом как владение. Другой важной особенностью воли на владение было отсутствие над владельцем другой воли, другого юридического господства над вещью. В этом случае арендатор не признавался владельцем вещи, так как юридически был подчинен собственнику вещи через арендную плату.
Обладание вещью без намерения (воли) считать ее своей, или без юридической возможности реализовать это намерения, такое обладание считалось простым держанием (detentio). Принципиальная разница между владельцем (посессором) и простым обладателем (детентором) вещи заключалась в том, что посессор обладал самостоятельной юридической защитой, в то время как детентор мог защищать свои права пользователя вещи лишь через ее безусловного собственника. Поэтому когда римские юристы сталкивались с необходимостью предоставить детентору защиту, которая не основывалась бы на праве собственника вещи, они путем разнообразных, иногда чисто искусственных, юридических конструкций подводили детентора под статус поссесора, и таким образом предоставляли ему посессионную защиту. Это казус назывался «владением для защиты» (ad interdicta).
Введение в обиход института владения разделило всех собственников вещей (имущества) на законных и незаконных владельцев. Законным владельцем признавался тот собственник, который обладал безусловными правами на эту вещь. Все остальные владельцы признавались незаконными, которые различались на добросовестных (заблуждающихся) и на недобросовестных (воров).
В современной исследовательской литературе нет единого мнения о последовательности «кристаллизации» в римском праве понятия владение и права частной собственности. Так Новицкий И.Б. рассматривает в начале принципы владения и уже, затем переходит к рассмотрению права частной собственности. Харитонов Е.О. же считает наоборот – сначала сформировался институт частного права, а уже на его основе формировались принципы владения. С этим трудно согласиться, так как исторически частное право в своем развитом виде начало формироваться в период бурного роста частных землевладений на фоне острой политической борьбы между плебеями и патрициями, которая в первую очередь шла за права владения землей и происходило из института общественной собственности. Само же понятие владение произрастало из понятия простого обладания соединенного с понятием неотчуждаемой собственности существовавших в рамках общественной собственности на землю, которые предшествовали понятию частной собственности как таковой.
Для обозначения права собственности в Риме пользовались термином dominium [5], а примерно с конца республиканского периода – также proprietas [6]. Термин «доминиум» обычно дополнялся словами ex iure Quiritium, т.е. по праву квиритов, римских граждан. Этим добавлением обозначали, что право собственности, главным образом на землю, первоначально принадлежало римскому народу, а затем в виде частной собственности – римским гражданам. Право квиритской собственности было недопустимо для перегринов [7].
При Юстиниане (482 – 527 – 565) частное римское право приобретает характерные черты права частной собственности дошедшие до наших дней:
1) непосредственная власть собственника над вещью;
2) абсолютная власть над вещью, неограниченная чужой волей, в том числе и получение выгоды от ее использования, а также определения ее судьбы;
3) абсолютная правовая и юридическая защита прав собственника;
4) «эластичность» права – «самовосстановление» временного ограничения;
5) право требования возврата вещи у лица незаконно ее удерживающую.
Приведённый перечень правомочий собственника не являлся исчерпывающим, так как действовал принцип «разрешено все, что не запрещено».
Права на чужие вещи были реализованы в римском праве через институт сервитутов. Сервитутом называется абсолютное по характеру защиты право пользования чужой вещью. Различают предиальные [8] и личные сервитуты.
К предиальным сервитутам относились сельские и городские сервитуты. Сельские земельные сервитуты регламентировали: право прохода через чужой участок (iter); право прогона скота (actus); право проезда на повозках (via); право использование воды находящуюся на чужом участке (aquaehaustus); право использовать проходящую воду (aquaeductus); право пасти скот на соседнем участке. К городским сервитутам относились право проложить сточную канаву через чужой участок, опреть здание на стену соседа, отвести дождевую воду, право света и вида (чтобы сосед не закрывал свет и вид своей постройкой) и т.д.
К личным сервитутам относились:
1) usufructus – право «пользования чужой вещью и получения от нее плодов с сохранением в целостности ее сущности»;
2) usus – право пользования вещью, без права пользования ее плодами;
3) habitatio – право пожизненного проживания в чужом доме;
4) право личного использования труда чужого раба или животного.
Хотя предикальные и личные сервитуты не были объединены в одну категорию, можно выделить их общие черты:
1) предметом сервитута является бездеятельность, обязанность терпеть, не мешать, а не действие в интересах кого бы то ни было;
2) право сервитута всегда распространяется только на чужую вещь;
3) не может быть сервитут на сервитут, поскольку одно право не может порождать другого такого же типа как и само.
Сервитуты устанавливались: 1) завещанием; 2) решением суда; договором.
Право сервитута прекращалось: 1) при смерти сервитуария в личных сервитутах; 2) при гибели предмета сервитута в предиальных сервитутах; 3) при объединении в одном лице сервитутного права и права собственности; 4) отказ сервитуария от своего сервитутного права; 5) продолжительное неиспользование сервитута – 1 год для движимых вещей и 2 года для недвижимых, позднее 3 и 10 лет.
К числу прав на чужие вещи принадлежали также вещные, отчуждаемые, передаваемые по наследству права долгосрочного пользования чужой землёй: сельскохозяйственной – для её обработки (emphyteusis), городской – для ее застройки (superficies).
Superficies – это право возведения строения на чужом участке, как правило в городской черте. Право это формировалось в период Республики в связи необходимостью урегулирования отношений при предоставлении государственных и муниципальных участков под индивидуальное строительство. Если такие участки предоставлялись государством, это было бубличное право, если он предоставлялись муниципиями или частными лицами, то это уже подпадало под отношения частные. Оформлялось это первоначально договорами аренды (solarium), в последствии, учитывая долгосрочность аренды это право использования земли вылилось в самостоятельное право использования чужого участка. Сначала суперфициарию предоставлялся интердикт [9], а затем иск при помощи которого осуществлялась его защита от нарушений со стороны всех посторонних лиц, в том числе и собственника. Вследствие этого суперфиций из права персонального стал правом вещным. Его характерные черты: отчуждаемость, бессрочность, наследуемость, защищенность от всех и каждого.
Emphyteusis – право использования сельскохозяйственной земли на условиях арендных отношений. Вначале эти отношения были личного характера, но со временем преторским правом защита из персональной была превращена в вещную, абсолютную. Эмфитевзис обладал теми же характерными четами, что суперфиций.
Для эмфитевзиса были установлены некоторые ограничения, связанные со спецификой объекта:
1) при продаже участка эмфитевт должен был сообщить об этом собственнику и отчислить последнему 2% от суммы реализации или предоставить собственнику право первой (преимущественной) покупки;
2) допускалось изменение хозяйственного назначения земельного участка, но без ухудшения его свойств;
3) эмфитевту вменялось добросовестное использование качества предоставленного ему участка;
4) он обязан был платить публичные налоги и уплачивать собственнику ренту;
5) допускались особые условия прекращения эмфитевзиса: за неуплату налогов в течение 3 лет, за нарушение условий продажи.
Залоговое право представляет собой разновидность прав на чужие вещи. Назначение этого права состоит в обеспечении исполнения обязательств.
Залоговым правом называется право обращения взыскания, в случае не исполнения обязательств, на определенную, как правило, договором подряда, вещь. Важной характеристикой залогового права является то, что право взыскания сохраняется за кредитором не зависимо от того, продолжает ли вещь принадлежать должнику или нет. Другой особенностью этого вида права является его предпочтительство перед всеми другими требованиями к должнику со стороны других кредиторов.
Распространение залогового права на вещь в случае изменения ее владельца поднимало его статус до абсолютной защиты, т.е. закон действовал против всякого у кого во владении оказывалась эта вещь. Реализация этого права гарантировала кредитору востребованность заложенной вещи даже у третьего лица, возможность ее продажи и тем самым удовлетворения себя предпочтительно перед всеми другими кредиторами. В отличии от кредитора должник имел более ограниченные права по возврату залоговой вещи. Он мог востребовать ее только непосредственно у кредитора, но в случае ее отсутствия у последнего, предъявить иск к третьему лицу он уже не мог, а мог получить только материальное возмещение заложенной вещи. Неравенство прав кредитора и должника выражалось также и в том, что в случае не исполнения обязательств залоговая вещь оставалась у кредитора, даже и в том случае, если ее стоимость превышала стоимость самого долга.
Залоговое право по своему содержанию обязательственного обеспечения являлось правом акцессорным (придаточным) и существовало лишь постольку поскольку существовало залоговое обязательство.
Первоначальной формой залога была сделка fiducia cum creditore (фидуция), суть которой заключалась в следующем. Посредством манципации должник передавал в обеспечение долга вещь на праве собственности с оговоркой, что в случае удовлетворения по обязательству, обеспеченному залогом, заложенная вещь должна быть передана обратно в собственность должника. В древнейшую эпоху эта оговорка имела только моральное значение: верность своему слову (fides) требовала от лица получившего таким образом вещь в залог, исполнение дополнительной оговорки. Позднее должнику, исполнившему обязательство, стали давать иск к кредитору о возврате залоговой вещи.
Кроме фидуции существовал «ручной заклад» пигнус и ипотека.
Depositium (хранение) – реальный контракт (договор) по которому одна сторона в лице поклажепринимателя (депозитария) принимает от поклажедателя (депонента, депозитанта) на хранение вещи в течении определенного или неопределенного (до востребования) срока. Депозит мог быть возмездным и безвозмездным. По договору депозита депозитарий брал на себя обязательство возвратить по окончании срока вещь в целости и сохранности лицу передавшем её на хранение.
Депозит обладал характерными для него признаками:
1) реальность, которая возникала при фактической передачи вещи на хранение; намерение передать или принять вещь на хранение не являлось предметом депозита;
2) предметом договора хранения могла быть только индивидуально-определенная вещь; однако в виде исключения допускалось хранение вещей с родовыми признаками и такой договор рассматривался как особый, исключительный;
3) депозит не требовал от лица сдавшего вещь на хранение быть ее собственником, можно было сдать на хранение и чужую вещь, например находящуюся в залоге, пользовании или закладе, но предметом договора не могла быть вещь принадлежащая поклажепринимателю, то есть по договору хранения нельзя было хранить свою собственную вещь;
4) поклажедержатель являлся только простым держателем вещи на имя поклажедателя, и после принятия ее на хранение не становился ни ее владельцем, ни ее собственником, он даже не имел права пользоваться вещью;
5) депозит мог быть временным с ограниченным сроком хранения и безвременным с неограниченным сроком хранения до востребования;
6) при востребовании вещи по истечении срока хранения депозит гарантировал своевременный возврат именно той вещи которая была отдана на хранение, кроме случаев хранения родовых вещей, когда вещь отданная на хранения при возврате могла заменяться аналогичной с теми же родовыми свойствами.
Договор хранения, подобно договору ссуды, не устанавливал равноценных, эквивалентных прав и обязанностей для той и другой стороны. При безвозмездном хранении вещи, например у друга, родственника или знакомого, тот нес ответственность за вещь только в рамках умысла или грубой небрежности, во всех остальных случаях за сохранность вещи и ее качество он не отвечал.
В тех случаях, когда залог сопровождался передачей вещи, между сторонами устанавливались договорные отношения, имеющие характер реального контракта. Характер самого договора определялся формой залогового права.
При фидуциарном залоге договорные отношения строились на доверии должника к кредитору, ибо тот становился собственником вещи и не имел правовой обязанности вернуть ее назад. Защита интересов должника, выполнившего свои обязательства перед кредитором, обеспечивалась лишь римской честностью, которая на практике не всегда соответствовала своей декларации. В этом случае претор приходил к выводу, что ошибается тот кредитор, который имеет возможность вернуть заклад (залог), но не возвращает его, и давал должнику фидуциарный иск к кредитору.
При пигнусарном залоге право собственности на закладную вещь оставалась у должника, а на кредитора переходило только право владения. Договор пигнусарного заклада устанавливал двустороннее обязательство: с одной стороны закладодатель отвечал перед кредитором за возможный вред понесенный им от заложенной вещи (например, больное животное заразило его скот и он понес от этого существенные убытки) с другой стороны кредитор отвечал перед должником за сохранность заклада беспрепятственного его возвращения после выполнения должника своего обязательства. В случае нарушения той или иной стороны своих обязательств обоим выдавался соответствующий иск.
При ипотечном залоге заклад оставался у должника не только в собственности, но и во владении, а права кредитора обеспечивались возможностью требовать продажи заклада в случае неисполнения обязательств. Договор ипотечного заклада предусматривал право кредитора изымать заклад у любого лица владеющего им в момент взыскания и обращать его к продаже в свою пользу. Важной особенностью договора ипотечного заклада являлось то, что одной из сторон договора могло выступать либо государство, либо муниципия.
Одним из видов ипотечного заклада выступал заклад движимости квартиранта или арендатора. В случае неуплаты денег за аренду кредитор мог не выпускать вещи из квартиры или сельскохозяйственные орудия с участка. Для защиты кредитора от недобросовестных должников-арендаторов, которые могли вывести вещи тайком кредитор-арендодатель получил право истребовать вещи у третьих лиц.
Договор ипотечного заклада обеспечивал вещное право на имущество добросовестного должника без лишения его права собственности и владения.
Повседневные требования хозяйственной деятельности стимулировали постоянный обмен товарами, который сначала представлял собою простой эквивалентный обмен одной вещи на другую, а затем приобрел форму посредственного обмена с помощью денежного эквивалента стоимости товара. Важной юридической основой такого обмена был переход вместе с товаром права собственности на него. В древнейшем праве эта задача разрешалась с помощью манципации.
С развитием правовых основ общественной жизни сформировалась практика консенсуальных контрактов, для возникновения обязательств по которым не нужны были особые формы выражения условий договора, как в манципации, а достаточно было простого соглашения. Договор купли-продажи (emptio = venditio) относился именно к таким консенсуальным договорам.
По договору купли-продажи одна сторона, продавец, обязывалась передать оговоренную вещь другому лицу, покупателю, а тот в свою очередь принимал на себя обязательства принять вещь и оплатить ее стоимость. Важной особенностью договора купли продажи являлись последствия после выполнения договорных обязательств, которые определялся свойством продаваемой вещи. Если договор был связан куплей-продажей неманципируемых вещей, то после совершения сделку покупатель становился собственником и владельцем приобретенной вещи. В случае такой же операции с манципируемой вещью для наступления тех же последствий необходима была дополнительная процедура в виде манципации. В противном случае квиритским [10] собственником оставался продавец, а покупатель становился бонитарным [11] соб-ственником.
Основным предметом договоров купли-продажи были а основном материальные вещи. не изъятые из оборота, существующие в натуральном выражении и принадлежащие продавцу. Но эта форма договора не исключала сделки и с нетелесными вещами, например перепродажа каких либо прав, идей, званий, притязаний и т.д., а также с вещами, не принадлежащими продавцу на праве собственности. Другой особенностью условий договоров купли-продажи была продажа еще не произведенного товара, например будущего урожая. При этом Гай отмечал, что сделка считается совершенной сразу после договоренности сторон о ее цене, а правовые последствия по ней наступали после того договорная вещь приобретала своё фактическое воплощение.
Другим консенсуальным договором являлся договор найма (locatio-conductio). Классическое римское (квиритское) право знало три вида договоров найма: найм вещей; наем услуг; наем работы или подряд. Для римлян фактически это был единый договор с одинаковыми реквизитами. Правовой статус участников договора найма был равнозначен и каждая сторона могла получить соответствующий иск bonae fidei, основанный на праве договорных обычаев под покровительством претора.
Наймом вещей назывался такой договор, по которому одна сторона, наймодатель (locator), принимала на себя обязательства предоставить другой стороне, нанимателю (conductor), оговоренные вещи во временное пользование, а другая сторона принимает на себя обязательство уплачивать за пользование предоставленными вещами согласованное вознаграждение (merces, pensio) и по окончании пользования возвратить вещи в сохранности наймодателю. Предметом договора найма вещей могли быть как движимые, так и недвижимые вещи, но из числа движимых только такие вещи, которые не принадлежали к числу потребляемых, т.е. уничтожимых в процессе их использования, при этом право собственности на сдаваемую вещь не имело существенного значения. Наймодатель (locator) мог сдать в наем вещь не принадлежащую ему на праве собственности. Вознаграждение в договорах найма как правило выражалось в денежном эквиваленте, но допускался и расчет в натуральном выражении, например сельскохозяйственными или ремесленными товарами. Срок действия договора, также не имел существенного значения. Договор мог быть заключен и без указания срока (на неопределенный срок) с правом его прекращения по требованию одной из сторон.
При передаче вещи наймодатель обязан был передать не только саму вещь определенную договором найма, но и вместе с ней все необходимые принадлежности, например при сдаче участка земли все необходимые для ее обработки инструменты, либо при сдаче мастерской, все необходимое для производства оборудование: ткацкие станки, веретена и т.д.. В соответствии с договором вещь должна быть предоставлена своевременно. Несоблюдение этого обязательства давало право нанимателю расторгнуть договор. При получении вещи в найм наниматель обязан был платить оговоренную плату за ее использование пропорционально времени пользования. По общепринятому правилу наемная плата вносилась по истечении оговоренного сторонами промежутка времени, причем такая оплата могла начинаться с предоплаты, т.е. еще до начала использования вещи, либо по факту – в конце оговорённого срока.
В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов, одной из коллегии жрецов. Ежегодно из понтификов сообщал частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам. Около 300 г. до н.э. юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции, согласно преданию связано с именем Гнея Флавия. Будучи вольноотпущенником и писцом государственного деятеля Аппия Клавдия Цека, он похитил и опубликовал составленный последним сборник юридических формул. Эта публикация получила название цивильное право Флавия. В 253 г. до н.э. первый верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий начал в присутствии учеников разбирать юридические вопросу и открыто высказывать свое мнение, положив тем самым начало публичному обучению юриспруденции.
В начале II века до н.э. Секст Элий Пет, видный государственный деятель, дополнил сборник Флавия новыми исковыми формулами. Он опубликовал и другую книгу, в которой соединил Законы XII таблиц с комментариями юристов и исковами формулами. В середине II века до н.э. значительный вклад в развитие римского частного права, внесли М. Манулий, П. Муций Сцевола и М. Юний Брут. Первый комментарий к преторскому эдикту написал консул 51 г. до н.э. Сервий Сульпиций Руф. Его ученик А. Офилий был автором многих книг по гражданскому праву и впервые составил подробные комментарий к преторскому эдикту. О частном и публичном праве писал ученик Офилия К. Элий Туберон.
Из большого числа известных юристов классического периода (II – III в. н.э.) наиболее выдающимися были Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин. Специальным законом Валентиана III (426 г.) о цитировании юристов положениям этих пяти юристов была придана законная сила. Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана, которая включала: 1) Институции; 2) Дигесты (или Пандекты); 3) собрание императорских конституций. Руководил всей этой огромной работой выдающийся юрист того времени Трибониан.
[1] Право пожизненного владения вещью. «Узуфрукт есть право пользоваться чужими вещами и извлекать из них плоды с сохранением в целостности субстанции вещей», аналог современного понятия «лизинг».
[2] В этот период государство рассматривалось как субъект только публичных, но не гражданских прав.
[3] Mancipatio = manus + capio – рука + давать – передавать в собственность.
[4] Режим неограниченной власти императора, характерный с конца 3 в н.э. для Римской империи.
[5] От слова domus – дом, жилище, хозяйство.
[6] От слова proprius – частный, лично принадлежащий, неотъемлемый, подлинный, надёжный и т.д.
[7] Свободные иностранцы, жители Римских провинций, не имеющие римского гражданства.
[8] От слова praedico – провозглашать, извещать, упоминать, предупреждать, велеть, указывать.
[9] Приказ претора участникам рассматриваемой тяжбы запретительного, либо предписывающего, характера.
[10] Jus Quiritium – право римского гражданства; квирит – полноправный римский гражданин.
[11] Bonum – неформальное право владения имуществом, под покровительством претора.