к какому виду финансово правовых актов относятся счета учреждения
Справочная информация: «Основные нормативные акты и документы, регулирующие бухгалтерский учет в РФ» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внимание! В ГИРБО опубликована актуальная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2020 год (см. Информацию ФНС России).
С 01.01.2022 отменяется обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения в государственные органы, данные изменения коснутся, в частности федеральных государственных унитарных предприятий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам и некоторых других субъектов отчетности (см. Федеральный закон от 02.07.2021 N 352-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 N 1907, Информационные сообщения Минфина России от 30.11.2020 N ИС-учет-30, от 05.07.2021 N ИС-учет-34).
Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения к ним см. Справочную информацию.
— названного Закона N 402-ФЗ,
— других федеральных законов,
— принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
К документам в области регулирования бухгалтерского учета в соответствии с частью первой статьи 21 Закона N 402-ФЗ относятся:
— нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, предусмотренные частью 6 статьи 21 Закона N 402-ФЗ;
— рекомендации в области бухгалтерского учета;
— стандарты экономического субъекта.
До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Закона N 402-ФЗ.
Оглавление к справочной информации:
1. Федеральные стандарты для организаций бюджетной сферы
2. Федеральные стандарты для организаций
3. План счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению
5. Основные методические указания и рекомендации
6. Отраслевые методические указания (рекомендации) и инструкции
7. Обобщение практики применения законодательства
8. Иные документы, регулирующие бухгалтерский учет
Бюджетный учет
Предприятия, являющиеся государственной собственностью, в том числе муниципальные компании, распределяют финансирование, поступаемой из органов финансового казначейства. В государственных и муниципальных компаниях требуется вести специализированный бюджетный учет, которые отличается собственными нормативными документами и имеет ряд нюансов. Бюджетный учет ведут в организациях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета. Система ведения бухгалтерских документов, отражения операций по движению средств, начислению амортизации, проведению инвентаризации в государственных учреждениях является бюджетным учетом.
Основные задачи бюджетного учета
Задачи бюджетного учета включают:
Нормативные документы и акты для бюджетного учета
Бухгалтерский учет в муниципальных, государственных, федеральных организация регламентируется законами государственного значения. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте от 06.12.2011 №402-ФЗ считается одним из основных регулирующих нормативных актов. Общий регламент является не единственным источником законодательного регулирования, также есть специальные подзаконные акты, предназначенные для бюджетной и коммерческой сфер деятельности:
Обязанности бухгалтерии в государственном учреждении, муниципальном предприятии
Многоструктурная бухгалтерия бюджетного учреждения представляет собой совокупность подразделений из материально-технической группы, планово-финансового отдела, централизованной расчётной группы, отдела расчетов с поставщиками и подрядчиками. Обязанностями бухгалтерии по ведению бюджетного учета в государственных, муниципальных учреждениях:
В обязанности бухгалтерии входит полный контроль за ведением документов, правильное отражение движения средств, оборудования на счетах в соответствии с нормативными актами.
Требования к ведению бюджетного учета для формирования единой и точной системы движения средств
Обязательства сферы бюджетного учета основаны на предоставлении максимально прозрачных сведений, полном информировании казначейства о движении средств. Для поступления средств необходимо предварительно направлять заявки и подтверждать подписями руководства. Бюджетная организация не может провести списание средств самостоятельно без проверки органами казначейства. Одними из главных особенностей бюджетного учета являются:
Бюджетный учет и отчетность в рамках действующего налогового законодательства
Бюджетный учет является важной учётной политикой государственных структур, главной целью деятельности которых считается не получение прибыли. Для выделения средств из бюджета государства организация должна предоставлять полную отчётность по сметам доходов и расходов. Расходование государственных средств постоянно отслеживается. Бюджетный учет является важным инструментом предоставления всех схем расчетов и движений федеральных, муниципальных средств.
Все бюджетные организации должны сдавать в обязательном порядке формы различных учетных периодов. Ежемесячно подают от 1 до 5 отчетных документов. Один раз в квартал требуется предоставлять от 5 до 10 видов отчетов. Годовая отчётность включает расширенный список бланков от 10 до 30.
Список необходимых документов для отчетности внесен в список нормативных актов и включает:
Особенности отражения средств на балансе предприятия в коммерческой и бюджетной сферах формируются по единому принципу. Баланс бюджетного учреждения включает следующие типы особенностей:
Основные отличия и сходства бюджетного учета и налогового контроля в коммерческих компаниях
Общие правила бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и частных компаний не имеют весомых отличий. В учёте для частных предприятий и бюджетной бухгалтерии муниципального предприятий необходимо отражать все операции. Главным отличительным параметром в бюджетном учете является использование другого плана счетов, в котором операции отражаются несколько иначе.
Финансирование частных компаний может быть разным, например внесенные личные средства, оформленные кредиты в банках или взносы участников акционерного общества. Бюджетная сфера финансируется исключительно государством, местным или федеральным бюджетом. Также частью финансирования являются пожертвования частных компаний, лиц, фондов. Все поступаемые на общий счет в казначействе средства являются государственной собственностью, при этом форма субсидирования муниципальных организаций может быть разной:
Объем отчётности в бюджетной сфере значительно больше, потому что каждое действие должно быть зафиксировано и схемы движения средств детально отображены. В частной компании поступления или списания с расчетных счетов производятся самостоятельно, не требуется предоставление разрешения органов казначейства. В плане оплаты работ, услуг частная компания более мобильна, но при этом менее защищена от ошибочных списаний.
Бухгалтерский учет для бюджетной организации имеет важные отличия, которые пронизывают все уровни функционирования системы. Положения по бухгалтерскому учету, отражения активов и пассивов, а также состав и порядок предоставления отчетности. Система ведения бюджетного учета постоянно совершенствуется, вносятся изменения и создаются новые регламентирующие документы. Бухгалтер по ведению бюджетного учета в муниципальных, федеральных, государственных учреждениях должен постоянно совершенствовать свои знания и проходить курсы повышения квалификации, обучающие семинары.
1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 (1С:БГУ)
Специализированное решение для автоматизации бухгалтерского и налогового учета в государственных (муниципальных) учреждениях.
Отправить по почте
Правовые основы деятельности
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах деятельности:
Постановление Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»
(в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2021 № 928)
Дата публикации: 18.06.2021
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 13.10.2021 № 151н «О внесении изменений в Регламент Министерства финансов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерств.
Зарегистрирован в Минюсте России 12.11.2021 № 65791
Дата публикации: 22.11.2021
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 14.09.2018 № 194н «Об утверждении Регламента Министерства финансов Российской Федерации»
Дата публикации: 25.01.2019
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 23.05.2017 № 383 «Об утверждении Положения о Департаменте управления делами и контроля Министерства финансов Российс.
Дата публикации: 15.06.2017
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 18.07.2018 № 1643 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной методологии и финансовой отчетности в государств.
Дата публикации: 13.12.2018
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 28.05.2020 № 222 «Об утверждении Положения о Департаменте налоговой политики»
Дата публикации: 28.05.2020
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 18.03.2019 № 112 «Об утверждении Положения о Департаменте государственного долга и государственных финансовых активо.
Дата публикации: 19.03.2019
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 09.08.2021 № 358 «Об утверждении Положения о Департаменте финансовой политики Министерства финансов Российской Федер.
Дата публикации: 09.08.2021
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 02.08.2011 № 275 «Об утверждении Положения о Департаменте межбюджетных отношений»
Дата публикации: 31.10.2014
Приказ Минфина России
Дата публикации: 23.06.2016
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 24.08.2018 № 1755 «О внесении изменений в Положение о Департаменте регулирования бухгалтерского учета, фин.
Дата публикации: 01.11.2018
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 11.10.2019 № 973 «Об утверждении Положения о Правовом департаменте Министерства финансов Российской Федераци.
Дата публикации: 14.10.2019
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 29.04.2020 № 178 «О внесении изменений в Положение о Правовом департаменте Министерства финансов Российск.
Дата публикации: 07.05.2020
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 15.11.2021 № 496 «О внесении изменений в Положение о Правовом департаменте»
Дата публикации: 22.11.2021
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 24.11.2017 № 1062 «Об утверждении положения о Департаменте правового регулирования бюджетных отношений»
Дата публикации: 04.12.2018
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 21.12.2016 № 688 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере государственной военной и право.
Дата публикации: 30.10.2018
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 23.08.2017 № 612 «Об утверждении положения об Административном департаменте»
Дата публикации: 22.10.2018
Приказ Минфина России
Дата публикации: 22.10.2018
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 08.06.2012 № 227 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Мин.
Дата публикации: 26.02.2015
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 25.06.2019 № 325 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты Минис.
Дата публикации: 27.06.2019
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 07.09.2011 № 318 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере государственного управления, су.
Дата публикации: 17.11.2011
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 24.11.2011 № 434 «О внесении дополнения в Положение о Департаменте бюджетной политики в сфере государств.
Дата публикации: 19.03.2012
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 01.06.2017 № 416 «О внесении дополнения в Положение о Департаменте бюджетной политики в сфере государственн.
Дата публикации: 01.06.2017
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 13.08.2020 № 865 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики и стратегического планирования»
Дата публикации: 18.08.2020
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 12.02.2009 № 48 «Об утверждении Положения о Департаменте организации составления и исполнения федерального бюджета»
Дата публикации: 31.10.2014
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 28.04.2015 № 107 «О внесении изменений в Положение о Департаменте организации составления и исполнения фе.
Дата публикации: 08.05.2015
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 03.07.2012 № 259 «Об утверждении Положения о Департаменте международных финансовых отношений»
Дата публикации: 31.10.2014
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 26.03.2014 № 78 «О внесении изменений в Положение о Департаменте международных финансовых отношений и о Департаменте бюджетной по.
Дата публикации: 19.10.2015
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 23.09.2015 № 319 «О внесении изменений в Положение о Департаменте международных финансовых отношений»
Дата публикации: 19.10.2015
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 28.12.2018 № 3272 «Об утверждении Положения о Департаменте контроля за внешними ограничениями Министерства финансов Р.
Дата публикации: 11.01.2019
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 29.03.2019 № 143 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в отраслях экономики Министерства финан.
Дата публикации: 01.04.2019
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 28.12.2020 № 1152 «О внесении изменений в Положение о Департаменте бюджетной политики в отраслях экономики.
Дата публикации: 02.02.2021
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 29.12.2020 № 1170 «Об утверждении Положения о Департаменте проектного финансирования и инвестиционной политики Минист.
Дата публикации: 29.12.2020
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 28.11.2018 № 3168 «Об утверждении Положения о Департаменте информационных технологий в сфере управления государственн.
Дата публикации: 04.12.2018
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 29.04.2020 № 183 «Об утверждении Положения о Департаменте государственного регулирования отрасли драгоценных металло.
Дата публикации: 25.05.2020
Приказ Минфина России
Дата публикации: 21.08.2020
Приказ Минфина России
Дата публикации: 03.08.2018
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 15.10.2018 № 3022 «Об утверждении Положения о Департаменте доходов Министерства финансов Российской Федерации»
Дата публикации: 26.10.2018
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 29.05.2017 № 389 «Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерств.
Дата публикации: 02.06.2017
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 02.08.2017 № 579 «Об утверждении Положения о Департаменте проектного управления и развития персонала Министерства фи.
Дата публикации: 16.08.2018
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 14.08.2018 № 1705 «О внесении изменений в Положение о Департаменте проектного управления и развития персон.
Дата публикации: 16.08.2018
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 29.10.2018 № 3086 «О внесении изменений в пункт 4.6 Положения о Департаменте проектного управления и развития персонал.
Дата публикации: 30.10.2018
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 24.07.2020 № 326 «Об организации проектной деятельности»
Дата публикации: 13.11.2020
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 10.11.2020 № 1029 «О внесении изменений в Положение о Департаменте проектного управления и развития персон.
Дата публикации: 13.11.2020
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 25.05.2019 № 247 «Об утверждении Положения о Департаменте программно-целевого планирования и эффективности бюджетных.
Дата публикации: 19.06.2019
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 30.04.2020 № 188 «Об утверждении Положения о Департаменте регулирования имущественных отношений Министерства финансо.
Дата публикации: 12.05.2020
Приказ Минфина России
Приказ Минфина России от 15.03.2021 № 126 «Положение о Департаменте анализа эффективности преференциальных налоговых режимов»
К какому виду финансово правовых актов относятся счета учреждения
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.11.2017 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 172-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 494-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ст. 6 дополняется абз. 47 (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 6 (в ред. ФЗ от 01.07.2021 N 251-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (на 2022 год).
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
К какому виду финансово правовых актов относятся счета учреждения
АПК — Арбитражный процессуальный кодекс РФ
ВВС — Бюллетень Верховного Суда РФ
БК — Бюджетный кодекс РФ
БМД — Бюллетень международных договоров РФ
БНА — Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ (до 1997 г.); Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
ВВС — Ведомости Верховного Совета; Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)
ВК — Воздушный кодекс РФ
ГК — Гражданский кодекс РФ
ГПК — Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
КЗоТ — Кодекс законов о труде РФ
КоАП — Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
НК — Налоговый кодекс РФ
САПП — Собрание актов Президента и Правительства РФ
СЗ РФ — Собрание законодательства РФ
СП — Собрание постановлений Совета Министров (Правительства) (СССР, РСФСР)
ТК — Таможенный кодекс РФ
УК — Уголовный кодекс РФ
Среди многих новых явлений, наблюдаемых в России последнего десятилетия, можно отметить бурное развитие финансового права, занимавшего долгие годы в числе других отраслей права и юридических наук весьма скромное место. До этого времени законодательные акты, содержащие нормы финансового права, были немногочисленны, здесь действовали в основном правительственные постановления и инструкции центральных финансово-кредитных органов. Финансовое право не вызывало большого интереса как предмет изучения и научных исследований. Длительное время в стране, в пределах всего Союза ССР, насчитывалось всего лишь 4—5 докторов юридических наук по этой специальности, что ничтожно мало в сравнении с другими отраслями права. Нечастыми были и защиты кандидатских диссертаций в этой области юриспруденции.
В последние годы наблюдается иная картина. Активно формируется законодательная основа регулирования финансовых отношений, резко возрос интерес к финансовому праву со стороны управленческих структур во всех областях хозяйственной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления и граждан, особенно предпринимателей. Широко проводятся научные исследования различных финансово-правовых проблем.
Эти внешние приметы отразили глубинные процессы экономических и политических преобразований, происходящих в стране, а именно: переход к рыночным отношениям в экономике, свободное развитие всех форм собственности при равенстве прав хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм; развитие обновленных федеративных отношений, в том числе в области финансов, в условиях распавшегося Союза ССР;
конституционное закрепление основ местного самоуправления;
действие принципа разделения законодательной и исполнительной власти; повышение роли судебной власти, признание и гарантированность Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным* принципам и нормам международного права.
Все это отразилось на содержании, структуре и роли финансового права и регулируемых им общественных отношений, претерпевших за последние годы существенные изменения. Появились новые финансово-правовые институты, расширился и стал более разнообразным круг субъектов финансового права, изменились их права, обязанности и ответственность.
В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике важным фактором ее развития является активное использование механизма финансов. Приведение в действие этого механизма и обеспечение его целенаправленного функционирования в соответствии с задачами общества и государства осуществляется с помощью норм финансового права.
Под воздействием норм финансового права находится бюджетная система с входящими в нее федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, обеспечивающих финансирование общезначимых потребностей страны в целом и ее территориальных подразделений — развитие экономики, социальной сферы, обороноспособности и т.д. С помощью норм финансового права образуются и используются государственные внебюджетные социальные фонды — Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования и др., осуществляется кредитно-денежная и валютная политика, регулируется деятельность банков, функции и система которых также отражают происшедшие экономические преобразования. Значительное место в финансовом праве занимают нормы, регулирующие налогообложение организаций и граждан. Налоги, помимо того, что они являются теперь главным источником бюджетных доходов, становятся важным инструментом государственного регулирования экономики.
Новые явления в государственном устройстве и развитии местного самоуправления отразились на структуре источников финансового права — в их состав, помимо нормативных актов федерального уровня, входит широкий круг актов субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно их компетенции. Одновременно в финансовом праве расширилась база законодательных актов и усилилась их роль в регулировании финансовых отношений, положено начало кодифицированию, о чем свидетельствует принятие части первой Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ (последний вводится в действие с 1 января 2000 г.).
Будучи призванным содействовать развитию рыночной экономики, финансовое право вместе с тем содействует ее государственному регулированию, исходя из общегосударственных задач.
Противоречивость социально-экономических и политических процессов в современной России, кризисные ситуации и нестабильность не могли не проявиться негативно на формировании финансового права и уровне его действенности, выполнении им своего предназначения. Ему также сейчас свойственны нестабильность, нередко — несогласованность с нормами других отраслей права, нечеткость некоторых положений, наличие юридических пробелов и другие недостатки, что требует продолжения большой нормотворческой деятельности в данной области.
И тем не менее российское финансовое право, воспринявшее опыт правового регулирования финансовых отношений в странах с развитой рыночной экономикой, в целом соответствует новым условиям жизни общества, что предопределяет его важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производственного потенциала и укреплении государственных финансов.
Глубокое изучение норм финансового права, понимание механизма их действия стало острой необходимостью прежде всего для юристов независимо от сфер их деятельности, а также и для личного состава и аппарата представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, для каждого предпринимателя и гражданина.
Не ставя своей задачей критический анализ действующих финансово-правовых норм, авторы стремились показать содержание финансового права, его особенности на базе новейшего законодательства, раскрыть закрепленные им основы деятельности государства и органов местного самоуправления по аккумуляции и использованию финансовых ресурсов в целях реализации своих задач и функций, выявить особенности правового регулирования различных сфер этой деятельности, рассмотреть правовое положение участников соответствующих отношений и тем самым оказать содействие в освоении обширного и сложного правового материала всем его изучающим, в практическом применении финансово-правовых норм, в том числе и в целях защиты своих прав и законных интересов.