к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Какие тайны хранит самая древняя ротонда Греции с золотыми мозайками, и Почёму её называют малым пантеоном Греции

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

1. Римские истоки Ротонды

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Считается, что Ротонда в Салониках была построена в начале IV века, вероятно, около 305-311 годов н. э., римским императором Гаем Галерием Валерием Максимианом. Первая дата — это год, когда Галерий стал августом первой римской тетрархии, а вторая —дата его смерти. Главной причиной отнесения Ротонды к Галерию является её близость и связь с дворцовым комплексом, определённо относящимся ко временам этого императора. Однако другая теория относит рассматриваемое здание к эпохе Константина Великого.

2. Первоначальная функция здания

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Хотя хронология здания более или менее ясна, его первоначальная функция теряется в тумане времени. Основываясь на цилиндрической форме и типологическом сходстве с позднеантичными мавзолеями, одна теория предполагает, что это могила Галерия, но тот факт, что он был похоронен в Ромулиане в современной Сербии, противоречит этому. Некоторые исследователи предполагали, что это планируемый мавзолей Константина Великого, построенный около 322-323 гг. н. э., когда император рассматривал Салоники в качестве своей новой столицы. Однако наиболее распространённая гипотеза рассматривает Ротонду как римский храм, посвящённый либо императорскому культу, либо Юпитеру и Кабирам.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

3. Малый пантеон Галерия

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Круглая форма Ротонды напоминает о двухсотлетнем древнем памятнике Рима – знаменитом Пантеоне Адриана. Несмотря на меньшие размеры, Ротонда по-прежнему имеет почти двадцать пять метров в диаметре и тридцать метров в высоту. Сегодня сходство этих двух зданий не так поразительно, как это должно было быть в поздней античности, но оно было достаточно очевидным для образованных римлян. Конечно, сходство не было случайным. По своему первоначальному виду здание очень напоминало Пантеон – круглый храм с монументальным крыльцом с колоннами и треугольным архитравом на южной стороне. Однако, в отличие от Пантеона, внутри Ротонды было восемь ниш глубиной пять метров, с большими окнами над ними.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Сходство было очевидно и в интерьере. Между каждой из глубоких ниш были небольшие ниши в стене, с двумя колоннами и треугольным или арочным фронтоном, похожим на те, что были в Пантеоне. Вероятно, в каждом из них когда-то стояла мраморная скульптура. Стены были выложены разноцветным мрамором, как и в других общественных римских зданиях, но самое поразительное сходство было замечено на потолке. В центре купола было большое круглое отверстие – окулус. Он не сохранился до наших дней, но о его существовании свидетельствуют детали конструкции купола и круглый слив в середине пола, предназначенный для сбора дождевой воды, поступающей из отверстия. Существование окулуса указывает на то, что коническая крыша также была более поздним дополнением, и поэтому купол должен был быть виден снаружи, как и в Пантеоне.

4. Императорское Благочестие и обращение в церковь

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Даже сегодня учёные спорят о точной дате превращения Ротонды в церковь. В то время как некоторые предположили первые десятилетия VI века, сдвиг, скорее всего, произошёл в какой-то момент между IV и V веками. Распространённое мнение связывает превращение Ротонды с Феодосием Великим, который был тесно связан с Салониками и много раз посещал их. Он жил там с января 379 по ноябрь 380 года, затем снова в 387-388 годах, не считая других, более коротких визитов. В 388 году Галерий отпраздновал свою деценналию, то есть десять лет своего правления, и женился в Салониках на принцессе Галле. Этот император был истинно верующим, провозгласившим христианство официальной религией своей империи. Действительно, весьма вероятно, что именно Феодосий I превратил Ротонду в церковь, по всей вероятности, чтобы использовать её в качестве дворцовой часовни. Чтобы приспособить бывший римский храм к его новой роли, он приказал провести его обширную перестройку и ремонт.

5. Ротонда как дворцовая церковь

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Во время преобразования Ротонды в христианскую церковь окулус был закрыт, а юго-восточная ниша была расширена, чтобы создать обширное помещение для литургии с полукруглой апсидой, освещённой дополнительными окнами. Семь других ниш были открыты, чтобы соединить его с обширным, восьмиметровым широким круговым коридором, теперь окружающим главное здание. Все сооружение с этой пристройкой имело диаметр пятьдесят четыре метра, такой же, как и Пантеон. На этом этапе было два входа с вестибюлями на юго-западной и северо-западной сторонах. К первому из них были пристроены круглая часовня и восьмиугольная пристройка.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Последний служил, вероятно, помещением для императорской свиты или баптистерием. Более того, интерьер претерпел некоторые существенные изменения. Маленькие ниши между большими были закрыты, глухие аркады у основания барабана открыты, а окна в средней зоне увеличены, чтобы компенсировать отсутствие окулуса как источника света. Датировка этого этапа основана главным образом на свидетельствах кирпичных штампов и ранневизантийской мозаики, которая, как полагают, была современна закрытию купола.

6. Византийские мозаики

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

В то время как яркие цвета, такие как золото, серебро, зелёный, синий и фиолетовый доминируют в нижних мозаиках, в люнетах есть более тёмные, пастельные цвета, такие как зелёный, зелёно-жёлтый, лимонный и розовый на белом мраморном фоне. Этот контраст был создан с определённой целью: верхние мозаики имели постоянный и прямой контакт с солнечным светом из-за их близости к окнам, и поэтому цвета должны были быть темнее, в то время как нижние мозаики имели только косвенный отблеск.

Мозаика южной ниши уникальна. Украшение представляет собой золотой латинский крест со слегка расширяющимися концами. Он изображён на серебристо-зеленоватом фоне, в окружении симметрично расположенных звёзд, птиц с лентами на шеях, цветов и фруктов. Крест был изображён именно в этой нише, скорее всего, потому, что она вела к боковому входу во дворец и его почитаемому императору.

7. Мозаика купола: Сокровище ранневизантийского искусства

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Византийские мозаики в куполе состояли из трёх концентрических зон, из которых только самая нижняя сохранилась довольно хорошо, но мастерство их создателей не имеет себе равных даже в знаменитых мозаиках Равенны. Это также самая широкая часть и единственная, которая была видна уже до проведения консервационных работ в 1952 и 1953 годах.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Перед архитектурным фоном находятся пятнадцать (первоначально двадцать) мужских фигур, идентифицированных надписями как мученики. Их образы идеализированы. Например, святые, известные как отшельники, столь же элегантны и достойны, как и епископы. Святые изображаются именно так, подчёркивая их духовную силу, мир и красоту, потому что они уже не озабочены земными делами, а живут в золотом граде Небесном Иерусалиме, и тела их небесные, а не земные. Их внешний вид отражает их внутреннюю красоту, ценности и совершенство в глазах ранних христиан.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Средняя зона купольной мозаики, к сожалению, почти полностью утрачена, и единственные сохранившиеся остатки — это какая-то короткая трава или кустарник, несколько пар сандалий и края длинных белых тряпок. Они принадлежали, возможно, двадцати четырём-тридцати шести фигурам, изображённым в движении, сгруппированным по три. Они были идентифицированы по-разному как пророки, святые или, более вероятно, как двадцать четыре Старца или ангелы, украшающие Христа.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Эти чудесные византийские мозаики были выполнены в маленьких тессерах, то есть стеклянных или каменных кубиках различных цветов. В среднем он занимает около 0,7-0,9 см2, а вся купольная программа охватывает примерно 1414 м2. Поскольку один мозаичный куб весит около 1-1, 5 г, то, по оценкам, вся купольная мозаика весила около семнадцати тонн (!), из которых примерно тринадцать тонн были сделаны из стекла.

8. Медальон купола

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Последняя часть мозаичного убранства, расположенная в самой вершине купола, представляет собой медальон, который держат четыре ангела, а между ними – феникс – древний символ воскресения. Медальон относительно хорошо сохранился и состоит из: (снаружи) радужного кольца, богатой полосы растительности с веточками и листьями различных растений и синей полосы с четырнадцатью сохранившимися звёздами. Внутри этого круга раньше было изображение молодого Христа, держащего крест. Сохранилась лишь часть нимба, пальцы правой руки и верхушка креста.

К счастью, в недостающей части фигуры есть рисунок углём, который когда-то служил мастерам, выкладывающим мозаику. Сегодня этот эскиз позволяет воссоздать мозаику. Общее богословское изображение ранневизантийских мозаик купола — это изображение небес с золотым городом Небесного Иерусалима, известным из Апокалипсиса, затем выше в небесной иерархии ангелы или Старейшины, а в центре сам Христос.

9. Роспись апсиды

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

10. Оккупация и освобождение

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

В 1430 году Салоники были захвачены Османской империей, и многие из их церквей были превращены в мечети. В 1525 году эту судьбу разделил и собор Святой Софии, оставив роль епископского центра Ротонде. Эта ситуация продолжалась только до 1591 года, когда по приказу шейха Хортчлы Сулейман Эфенди Сулеймана Эфенди она была передана ордену мусульманских дервишей в качестве мечети. В этот период был возведён тонкий минарет, единственный, который пережил захват города греками в 1912 году и сохранился в полной высоте до наших дней.

Примечательно, что нижняя мозаика купола с христианской темой Небесного Иерусалима не была покрыта турками во время строительства мечети, в отличие от фрески апсиды.
В 1912 году Ротонда была вновь преобразована в церковь спустя более чем триста лет, но её первоначальное византийское название уже было забыто, и храм принял имя Святого Георгия, которое он носит до сих пор. В 1952 и 1953 годах, а затем снова в 1978 году мозаики были восстановлены после сильного землетрясения, поразившего Салоники. В настоящее время Ротонда доступна для посетителей как объект наследия ЮНЕСКО, но также служит православной церковью каждое первое воскресенье месяца.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Арка Галерия

Триумфальная арка римского императора Галерия – одна из древнейших достопримечательностей в Салониках была построена в начале IV века на пересечении двух главных улиц. Одна из них пересекала город с севера на юг, шла вдоль ипподрома, спускаясь к морю сквозь колоннады царского дворца, украшенная барельефами, эдакий бульвар помпезности и шика.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Триумфальная арка Галерия, Салоники

Южнее Ротонды, во времена римской империи, в Салониках была выстроена триумфальная Арка Галерия (Aψίδα του Γαλερίου (Καμάρα) в период с 298 по 305 годы после р.Х., в память победы императора Гай Галерий Валерий Максимиана над персидским царством и покорившим династию Сасанидов.

Первоначальный вид арки императора Галерия состоял из восьми колонн в параллельных двух рядах (толщиной 3,7 метра и отстоящих друг от друга на 9 м.) с тремя сводчатыми проёмами, причём средний арочный проём значительно выше и шире.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Постройка являлась составной частью комплекса дворца императора в Салониках.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Центральные четыре колонны (облицованные мраморными плитами с изображением похода Галерия) были больше наружных и соединялись полукруглыми арками, на которые в свою очередь опирался массивный свод продолговатой формы с небольшим куполом в центре.

Барельефы Арки – это не просто элементы декора достопримечательности римской эпохи, а повествовательный рассказ о походах и победах императора Галерия, о котором поведает гид в Салониках во время пешей экскурсии по городу.

Эгнатия от Кассандрийских ворот, с запада

А другая улица – Виа Эгнатия, важная артерия, пересекающая город Салоники с запада на восток, проходила под аркой центрального свода (сквозь 4-е центральные колонны), и заканчивалась у восточной оконечности крепости, где находились Кассандрийские ворота (при цезаре Галерии, а сейчас находится фонтан «Синтривани»). Более подробную информацию о крепостных стенах вы сможете получить на обзорной экскурсии по Салоникам.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Ширина улицы Эгнатии (проходящей от Кассандрийских ворот сквозь арку на запад города) была около 10 метров.

Параллельно дороге располагались арочные своды, поддерживаемые колоннами на расстоянии 5,5 м., а в глубине был крытый портик и торговые ряды, наподобие проекта современной ул. Аристотеля.

вход с юга

С юга располагался притвор – помещение прямоугольной формы (42×18 м.), остатки которого нашли под дорожным полотном. Уровень пола этой постройки был ниже относительно дороги Эгнатии (что под центральными колоннами в арке) на 0,9 метра и настил декорирован мозаикой с орнаментом мотивов флоры и геометрических форм.

Выход из притвора с юга был шириной 18 метров, откуда вела величественная лестница из мрамора (найденная длинной 4 м., 11 ступеней), на широкую площадь. По мнению историков, оттуда уже жители могли перейти на ипподром, расположенный немного восточнее.

Дворец императора Галерия:

Южнее площади возвышался «Арочный зал» (Αψιδωτή αίθουσα) на одной оси с аркой и дворец Галерия, остатки которого можно увидеть, прогуливаясь вдоль ул. Д.Гунари в Салониках.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

старые фотографии арки Галерия

Одно из самых ранних изображений встречается на чеканке, выполненной по меди мастером Кузинери и датируется началом XIX века.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галериячеканка на меди

Во времена османского господства на этом месте было что-то вроде рынка: множество лавок и построек, преимущественно из дерева, использовали памятник, как часть стены, пренебрегая огромным культурным наследием греков.

Самое раннее фото было сделано в 1890 году, обнаруженное в личном архиве турецкого султана.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерияфотография из архива султана

Люди на рынке в процессе торговли, некоторые из них сидят. Постройка, вплотную примыкающая, на втором этаже заколочена досками, одноэтажные дома к востоку следуют вдоль оси.

На другом сниме, сделанном Полом Зепти, предположительно до 1908.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галериявид со стороны фонтана

Со стороны, если стоять спиной к синтривани (фонтану) в направлении площади Вардар, народ на рынке намеренно позирует в кадре.

после освобождения от османского господства

Распадавшаяся османская империя была лакомым куском и для сопредельных стран. В октябре 1912 года болгарские войска вступали в город с восточной стороны после того, как турецкий наместник подписал капитуляцию перед офицерами греческой армии.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерияболгарские войска

На фотографии 1915 года молодой ученик находится на первом плане.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерияв период между двумя мировыми войнами

Возле магазина видны сидящие женщины, под сводом проложены рельсы и ходит трамвай, достопримечательность очищена от примыкавших хибар. Одноэтажные доселе здания с восточной стороны сменили двухэтажными.

Того же периода и следующее фото.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галериячистильщики обуви

Где чистильщики обуви натирают сапоги солдатам французской армии.

В период между двумя мировыми войнами произошли изменения: часть зданий, к западу разрушена, и на их месте образовалась небольшая площадь.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерияарка галерия в межвоенный преиод

В оккупационный период войсками вермахта практически вся южная сторона достопримечательности уже освобождена от домов и мы видим свободное пространство.

30 октября 1944 года германские войска покидали Салоники.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галериярисунок: уход немцев из Салоники

В газете «Македония» на первой странице опубликовали рисунок Христу Лефаки.

Дом к северу от арки Галерия и финиковая пальма появились между 1926 и 1953 годами.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галериявид с южной стороны

До 1952 года общественный транспорт ещё проходил под аркою.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галериядостопримечательность до начала реконструкции, начавшейся в 1953 году

А в январе 1953 го началось восстановление памятника, освобождение площади вокруг него, очищают мраморные барельефы.

На фото 1961 года видно, что улица Эгнатия проложена южнее и возведены многоэтажные дома. Полностью поменялась архитектура и стиль.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галериястроительный бум 60-х

На тротуаре высажены деревья и движение на дороге пока ещё не затруднено.

Источник

Дворец императора Галерия

Дворец императора Галерия составлял единый архитектурный ансамбль, и состоял из дворца, триумфальной арки (Камара), Арочного зала, Ротонды, Ипподрома, и других сооружений. Достопримечательность проектировалась в Салониках с учётом имперской идеологии величия и могущества Рима. Галерий попытался сосредоточить в Салониках административное руководство, политическое управление и религиозное влияние вверенной ему частью империи.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Салоники IV века, времён императора Галерия

Цифровые технологии открывают безграничные возможности для всех профессий, в том числе и для археологов и историков, поскольку позволяют представить неприглядные раскопки на экране компьютера в первозданном величии достопримечательностей с точностью до мельчайших подробностей их конструкции. Разве вам не любопытно знать, как выглядел ваш город сотни или тысячи лет тому назад? Работники археологической службы города Салоники провели успешный эксперимент, воспроизведя компьютерную модель дворцового комплекса императора Галерия.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Император Галерий, один из тетрархов, выбрал город Салоники столицей своего царства с 299 г. н.э. вплоть до его смерти в 311 году н.э.

Строительство дворца началось после победы Галерия царя царей Персии Нарсе. Дворцовый комплекс императора – один из монументальных памятников Римской эпохи в Салониках, преобразивший архитектуру и облик города. Археологические раскопки на месте дворца императора открыты для посещения: площадь Наваринского сражения, между улицами Димитрия Гунари и А. Сволу, как и Триумфальная Арка с Ротондой.

Исследования

Дворец Галерия – один из важнейших памятников поздней античности города Салоники и один из немногих в Европе, сохранившим свою первозданность.

Первые Археологические исследования дворца эпохи тетрархии начал в 1917 году, в Первую мировую войну, французский архитектор Эрнест Хебрард (1881-1933), возглавлявший научно-исследовательскую экспедицию на Востоке. Работы, проводившиеся в районе Ротонды и Арки Галерия, подтвердили их Римское происхождение.

Увлекательные экскурсии из Салоников на русском языке с персональным гидом по северной Греции

В 1935 немецкие археологи от института в Берлине в результате исследований обнаружили ипподром и пришли к мнению (как оказалось впоследствии ошибочному), что дворец императора расположен к северу от арки Галерия в районе Ротонды.

Весной 1939 года датский архитектор и археолог Э. Диггв (1887-1960) исследовал частично территорию в 400 м. от Ротонды и до храма Неа Панагия. Результаты его открытия имели колоссальное значение, несмотря на то, что не были опубликованы. Согласно изысканиям, дворец императора располагался южнее арки Галерия. Это подтвердили раскопки (1950-1970) археологической службы Греции.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

После разрушительного пожара 1917 года был разработан план реконструкции города Салоники. Возглавил восстановление Салоник (по решению премьер-министра Греции Элефтериоса Венизелоса) архитектор Эрнест Хебрард. Перед градостроителем стояла непростая задача: построить заново город, органично вписав важнейшие памятники архитектуры и достопримечательности с учётом предстоящих раскопок в современную городскую агломерацию.

Первая археологическая разведка осуществилась после предположения Хебраром о существовании оси (от Ротоны до берега моря), вдоль которой должны были находиться античные постройки и дворец, начались под руководством Х. Макарона в 1950-м году. Х. Макарон первый высказал предположение о главенстве Октагона во всём комплексе императора Галерия.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Во времена туркократии, на месте дворца Галерия действовал центр Оттоманской культуры – медресе, школа, образовательные учреждения и др., которые сохранились до II Мировой войны. На руинах Октагона стояла мечеть Акче Метзит, что видно из старинных фотографий города Салоники.

В 1962-м году муниципальные власти Салоник постановили очистить площадь Наварину от стихийных застроек, чтобы начать систематические археологические раскопки. В 1968 обнаружили множество достопримечательностей и Арочный зал.

Исследования возобновились вновь уже при поддержке Греции и Европейского Союза. Работы продолжались в три периода (1993-2000, 2002-2006 и 2011-2014).

В 2008-м году работа археологов и историков на площади Наварину была награждена Евросоюзом и Europa Nostra специальной наградой за образцовое преобразование заброшенного пространства раскопок, находящихся в состоянии консервации в открытый для посетителей культурный объект, гармонично вписывающийся в инфраструктуру современного города.

Дворец императора Галерия

Ротонда

Ротонда (греч. Ροτόντα) – одна из наиболее хорошо сохранившихся достопримечательностей в Салониках эпохи античности. Строительство Ротонды – круглого в плане сооружения с куполом связывают с римским императором Галерием, избравшим полис столицей своей части империи. За 17 веков своего существования менялось не только название, но и предназначение здания.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Арка Галерия

Триумфальная арка римского императора Галерия – одна из древнейших достопримечательностей в Салониках была построена в начале IV века на пересечении двух главных улиц. Одна из них пересекала город с севера на юг, шла вдоль ипподрома, спускаясь к морю сквозь колоннады царского дворца, украшенная барельефами, эдакий бульвар помпезности и шика.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Арочный зал дворца Галерия

Арочный зал – одно из сооружений дворца императора Галерия, достопримечательность расположена южнее Арки и Ротонды. Его назначение среди всего комплекса сооружений римской эпохи связывают с организацией церемониальных мероприятий и симпозиумов в присутствии императора после развлекательных зрелищ на ипподроме.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Базилика дворца Галерия

Базилика (Βασιλική) – условное название одного из сооружений комплекса дворца императора Галерия. Внушительные размеры достопримечательности длинной 67 метров, шириной 24 и высотой 30 метров позволяют сделать вывод о его предназначении для официальных церемоний.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Ипподром Галерия в Салониках

Ипподром в жизни граждан полиса римской, а затем и византийской империи играл огромную роль. Это было место состязаний колесниц и возничих, место для публичных и весьма экзотичных развлечений, где порой император раздавал монеты своим подданным, а также где соперничающие партии изъявляли свою политическую волю и требования.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Палаты императора Галерия

Палаты дворца императора Галерия располагались в южной части всего комплекса зданий. Достопримечательность устроена по типу атриума (с открытым внутренним двором) с перистилем. Жилые помещения как минимум были двухэтажными. По периметру палат проход украшен разноцветным ковром из мозаики высокого качества.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Октагон дворца императора Галерия

Октагон (восьмиугольное здание) дворца императора Галерия – величественная достопримечательность римской эпохи, имевшая выход к морю. Октагон расположен южнее Арки Галерия. Монументальное сооружение последовательно соединено с тремя строениями: восьмиугольное в плане здание, притвор и открытый двор (атриум) с роскошной колоннадой по периметру.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Термы дворца императора Галерия

Термы дворца императора Галерия сочетали в себе изобретательность инженерных решений по обеспечению и нагреву водой трёх помещений с изысканным декорированием комнат, где принимали ванны. Нижняя часть помещений достопримечательности была декорирована мрамором, верхняя же украшена росписью. Подача воды осуществлялась из горных районов с помощью продуманной системы акведуков.

к какой архитектурной форме относится мавзолей галерия

Со времён первых раскопок дворец Галерия стал предметом для изучения исследователей Греции и других стран, которые попытались дать ответы на множество вопросов, многие из которых остаются без ответа.

по материалам археологической службы Салоники.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *