к какой форме познания относится искусство

* * *
Относясь к искусству, как к способу своего целостного самовыражения, человек всегда видел в нем средство для обеспечения бессмертия всех других своих достижений. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, любое социально значимое событие находит свое отражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Народ без искусства лишен исторической памяти, а без исторической памяти он уже теряет свою национальную целостность.
История знала многих художников, музыкантов, поэтов, писателей, которые влияли на течение искусства своей гениальной фигурой. Одним из этих фигур был Ф. Лист.
Будучи новатором и просветителем своего времени, Лист сумел воссоздать новое в своем фортепианном творчестве. И это не только потому, что он был гениальным пианистом. Он имел очень пытливый ум, и, зная многое об искусстве и не только, Лист заключил все свое знание и понимание мира в своем шедевре фортепианной литературы – Сонате Си минор.
Многие используют акцентировку на образах Мефистофеля, Фауста и Маргариты в сонате h-moll Ф. Листа. Может быть, в сонате рассказывается совсем о другом? Создавая свой шедевр, Лист был достаточно зрелым как пианист и как композитор. Форма этого произведения является лишь рамкой его порыва, страсти и гениальности. И в сонате непосредственным профессиональным ухом слышны не демонические перепады настроений Гете, а истинно-буквальное происхождение действительности, с обретенными и переработанными в сознании Листа литературно-художественных произведений.
Музыка, как своеобразный язык, является мощнейшим коммуникатором между слушателем и композитором. А исполнитель – это «программа оформления» данного коммуникатора. Поэтому разные пианисты могут по-разному прочесть играемую ими музыку; по-разному найти решение художественной задачи. Самое интересное и загадочное в музыке – это то, что действительно хотел нам сказать композитор; что могло быть причиной в создании произведения? Углубляясь в поиски этого «что», можно найти и самые тривиальные причины: заработать себе на жизнь! Но вряд ли можно с такой уверенностью говорить о Сонате Листа. Посвященная Роберту Шуману, она может рассказать нам о самом Шумане? Почему бы и нет! Рассказать, как страдал из-за своей болезни, как любил Клару Вик, и как стеснялся своей «маленькой» руки. Конечно, можно и такой сценарий взять для раскрытия образного мира Сонаты. Но в любом случае, множество трактовок этого произведения говорит о том, что музыка, как продукт искусства и Лист, как фигура эпохи – вместе они слились, что бы создать что-то новое; гений Листа сумел через искусство воздействовать на искусство, и результат был самым положительным.

Источник

Искусство как способ и форма познания реальности

Искусство (лат. eхperimentum — опыт, проба) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей, включавшем в себя любое творчески-созидательное и осмысленное в сфере как собственно искусства (в нашем понимании), так и ремесел, и науки. Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.

Искусство изначально было нужно человеку — сначала как обязательный компонент ритуала (наскальные изображения, маски, танец, пение, архитектура святилищ), затем как средство воспитания целостного человека и способ за­крепления и передачи знаний о мире, жизненных коллизиях, мифологических, эпических и знаков о исторических сюжетах в особой художественно-образной форме орнаментальной и фигуративной живописи, в устной речи сказителей, письменных текстах, массовых представлениях и т. п. Смесь вульгарного и вы­сокого (в одно и то же исторически близкое время пользовались успехом пьесы Аристофана и Еврипида) оказывалась при этом взаимодополнительным условием целостности мироощущения. Но для выполнения таких сложных и ответственных функций нужны были люди искусства, отмеченные даром соединять точнейшую фиксацию жизни и гиперболизацию увиденного и услышанного, акцентирование в нем. Эти люди были призваны из накопленных веками знаний и собственного опыта создавать иную реальность и то, что можно называть «до­стоверной иллюзией», моделями жизни.

Искусство, проводя мысленный отбор единичных собы­тий, фактов и процессов, неизменно дает аксиологическую оценку познаваемого. Произведения искусства всегда оценочны, и это проявляется как в их откровенно назидательных формах (басни, моралите, фельетоны), так и в форме нарочито нейтральных повествований, где читателю (зрителю, слуша­телю) отводится роль самому проставить моральные оценки, сделать для себя выводы о желательности подражания созданным автором персонажам или, наоборот, неприемлемости для себя тех или иных поступков; с этим связана обычно упоминаемая воспитательная функция искусства.

Не менее важным отличием искусства от науки следует считать его ориентацию на познание реальности через уникальное и неповторимое. Если критерием научности является подтвержденная экспериментом повторяемость явлений, то в искусстве каждый художественно-образный фрагмент картины мира есть апелляция к чуду (понятие, категорически отвергаемое наукой).

Следует отметить и полярно различное сохранение личности ученого в научном открытии и автора в произведении искусства. Научное познание всегда стремилось к вытеснению личностно-субъективного из эксперимента, теории и т. п., и это ста­новилось еще одним устойчивым признаком «научности» достигнутого результата. Искусство же, напротив, подчеркивает значимость конкретного авторского начала в любом художественном образе.

Научная картина мира в каждый момент времени ориентирована на одинаково е восприятие: теорема Пифагора понимается одинаково и в Арктике, и в Антар­ктике, и школьником, и пенсионером. Художественно-образная картина мира по-разному видится и на индивидуальном, и на групповом уровнях: «сколько людей, столько и мнений», — гласит распространенная поговорка. Остается лишь принять как данность, что все в искусстве есть не только индивидуально созданное и индивидуально запечатленное, но и индивидуально воспринимаемое.

Искусство, как и наука, подразделяется на несколько однородных (по соответ­ствующим классификационным признакам) групп: родов, видов и жанров, причем при относительной устойчивости перечня родов (за последнее столетие их число приросло только киноискусством и художественной фотографией) жанровое раз­нообразие постоянно увеличивается: в настоящее время, например, в одном лишь джазе различают несколько десятков жанровых направлений. К тому же в искусстве (как и в науке) давно и успешно происходит синтез родов, видов и жанров, чему немало способствуют его расширяющиеся технические возможности.

Особенно значим вклад искусства в создание художественно обостренной исто­рической реальности, которая входила и входит в картину мира миллионов людей. Это происходит до, во время, а иногда и вместо серьезного изучения истории, но историческая проза формирует ее целостное восприятие раз и навсегда. Искусство стало единственной формой познания мира, результаты которого доступны любому человеку вне зависимости от его научной подготовленности, жизненного опыта, конфессиональной принадлежности и т. п. Это оказалось возможным только благодаря преставлению таких результатов в виде художественных образов.

Источник

Статья «Искусство как познание»

«Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме».

Первоначально, еще древние греки, искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском.

Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — познание мира через красоту. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности.

По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке.

Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.

Сегодня на уроке мы погрузимся в мир искусства и попробуем на чувственном уровне ощутить и представить все то, что будем видеть и слышать. А в конце урока попытаемся воспроизвести наши ощущения и чувства, которые мы испытаем.

Презентации групповых творческих проектов.

«Вдохновение есть расположение души к живому приятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных»- писал Александр Пушкин.

Познание мира как бытия волновало не только философов, но и поэтов. Именно они показывают нам мир в образах и чувствах, которые передают через художественное слово…

Оторви от неба кусочек.

Загляни под ткань мирозданья.

Там цветёт волшебный цветочек,

Что избавит тебя от страданья.

Лепестки его – бесконечность,

А листочки – основа творенья.

Его корни уходят в вечность.

Его время – начало цветенья.

Он подобен сиянью светила,

От него исходит блаженство…

В нём живёт бездонная сила,

Потому что он – совершенство.

2-й: А разве уступает философам в своих размышлениях Омар Хайам, который художественным словом раскрывает картины бытия…

Я познание сделал своим ремеслом,
Я знаком с высшей правдой и с низменным злом.
Все тугие узлы я распутал на свете,
Кроме смерти, завязанной мертвым узлом.

4-й:
Месяца месяцами сменялись до нас,
Мудрецы мудрецами сменялись до нас.
Эти мертвые камни у нас под ногами
Прежде были зрачками пленительных глаз.

1-й:
Как жар-птица, как в сказочном замке княжна.
В сердце истина скрытно храниться должна.
И жемчужине, чтобы налиться сияньем,
Точно так же глубокая тайна нужна.

«О, невежды! Дорога не там и не тут!»

1-й: На протяжении веков мыслители и поэты пытались разгадать тайны мироздания и постичь смысл жизни. Известный поэт двадцатого столетья Эдуард Асадов создал портрет целого поколения в его поисках, чаяниях и надеждах, и оставил нам продолжить свое наследие…

Запоминайте нас, пока мы есть!

Ведь мы еще на многое сгодимся.

Никто не знает, сколько мы продлимся,

А вот сейчас мы с вами, рядом, здесь,

2-й: Кто мы такие? В юности — солдаты.

Потом — трудяги, скромно говоря.

Но многие торжественные даты

Вписали мы в листки календаря.

Мы победили дьявольское пламя

И вознесли над пеплом города.

Видать, нам вечно быть фронтовиками

И в дни войны, и в мирные года!

Зазнались? Нет, смешно и ни к чему!

Нам не пришло бы в голову такое.

Когда пройдешь сквозь самое крутое,

Тогда плюешь на эту кутерьму.

Что нам чины, восторгов междометья!

Да мы их и не ведали почти.

Нам важно, чтоб смогли вы обрести

Все то, что мы достигли в лихолетья.

А чтобы жить вам светлою судьбою

И взмыть под звезды выше во сто раз —

Возьмите все хорошее от нас,

А минусы мы унесем с собою…

Мы вечно с вами толковать бы рады,

Но всех ветра когда-то унесут…

Запоминайте ж нас, пока мы тут,

Тогда архивов и листать не надо!

Когда ж потом, в далекие года,

Воспоминаний потускнеют нити,

Вы подойдите к зеркалу тогда

И на себя внимательно взгляните.

И от взаимной нашей теплоты

Мир вспыхнет вдруг, взволнованный и зыбкий.

И мы, сквозь ваши проступив черты,

Вам улыбнемся дружеской улыбкой…

И мы, сегодняшние лицеисты, готовы дать ответ уходящему от нас поколению…

Мы помним все, что вы нам завещали,

Мы будем это бережно хранить,

Чтоб мысли и сердца не остывали,

И чтоб не оборвать живую нить.

Закончить поэтическую страничку нам хочется еще одними собственными строчками:

Здесь и сейчас живи и наслаждайся

Твореньем жизни, даром бытия!

Ищи себя, люби и восхищайся

Мгновеньем каждым, свет и мир даря!

Спасибо за внимание! Надеемся, что поэзия не оставила вас равнодушными!

Группа 2 – «Театр». 4 участника (регламент 6 минут)

1-й: «Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль».

Эти слова Шекспира давно стали крылатыми, как и сам Шекспир до сих пор стоит на первом месте в ряду мировых драматургов.

2-й: Пожалуй, ни одно драматическое произведение не ставилось в театрах мира так часто как «Гамлет». Может быть, именно потому, что никто так страстно и трепетно не задавался вопросом смысла жизни, как Гамлет, которого каждое поколение по праву считает своим современником?!

3-й: Давайте обратим внимание на один лишь эпизод из бессмертного произведения Шекспира, который играют российские актеры в постановке Юрия Бутусова.

4-й: Да, это будоражит умы и чувства, не оставляя равнодушным ни одного зрителя. Но каждое поколение живет не только извечным вопросом «быть иль не быть?», особенно в юношеском возрасте, но и мечтами. Вот и наши лицеистки готовы сегодня поделиться с вами своими сокровенными мечтами…

1-й: Весь мир театр и все мы в нем актеры! Спасибо за внимание!

3-й: Окружающий нас мир каждый видит по-своему, для кого-то это среда обитания, для кого-то бытие, а каким видят мир природы художники?!

(Вдеоклип «Картины известных художников»)

1-й: В нашем лицее нет равнодушных к красоте природы. Мы не художники в профессиональном смысле, но очень любим запечатлевать шедевры природы своими видео и фотокамерами. И сейчас хотим предложить вашему вниманию лишь некоторые фрагменты фотографий, которые подготовили лицеисты на конкурс «Шедевры природы».

(фотоснимки на А-4 прикрепляют с доске магнитами)

Я свежести природной зачерпну

И ею на рассвете лишь умоюсь,

Живую душу каждую пойму,

Я очень за природу беспокоюсь.

Природные дары без лишних слов

Расходятся направо и налево,

Но что природа? Это жизни кров,

А жизнь сама в природе – королева!

Спасибо за внимание!

1-й: «Что такое музыка? Она занимает место между мыслью и явлением; как предрассветная посредница, стоит она между духом и материей; родственная обоим, она отлична от них; это дух, нуждающийся в размеренном времени; это материя, но материя, которая обходится без пространства», писал о музыке Генрих Гейне.

А Томас Катейль сказал: «Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие».

Давайте перенесемся в стихию музыки и бытия, погрузимся в звучание скрипок в песках пустыни как будто на краю вечности…

(Видеоклип в исполнении скрипичного квартета)

2-й: «Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках»-написал Иван Сергеевич Тургенев.

Вы услышали классическую музыку в современной обработке. И это было буйство чувственных оттенков мировосприятия. А сейчас мы предлагаем вам с помощью классической музыки погрузиться в благозвучную красоту гармонии мироздания… Шопен. Вальс цветов.

( видеоклип на музыку Шопена «Вальс цветов»)

3-й: Недаром ее назвали «Мелодией рая», слушая эту музыку душа наполняется радостью и блаженством. Но, пожалуй, самая сильная музыка – это музыка любви.

«Музыка должна высекать огонь из людских сердец»-говорил Людвиг ван Бетховен. И когда она соединяется с поэзией, то слушая ее, душа не просто радуется, она поет и любит…

эпизод встречи Алеши и Софьи в лесу)

4-й: Мы очень надеемся, что ваша душа наполнилась музыкой и открыла вам глаза на другой мир вокруг вас, который, возможно, вы увидели сегодня впервые. Слушайте музыку и наполняйте свой внутренний мир радостью и красотой! Ведь «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения. » Это сказал Платон.

Спасибо за внимание!

Какие впечатления произвели на вас представленные художественные произведения? Мы снова включаем «свободный микрофон», и я прошу вас ответить на такие вопросы:

Какие краски, цвета преобладали в ваших ощущениях?

Какие эмоции, чувства вы испытывали?

Какие образы остались в памяти, произвели особое впечатление?

Какие мысли возникали при погружении в художественное произведение?

Источник

Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.
Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения.
Эстетическое мировосприятие человека проявляется в соответствующих образах, впечатлениях и затем воспроизводится в процессе функционирования актуальной культуры. В качестве таких материализованных объектов выступают произведения искусства.
Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства — это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.
У искусства, как и у культуры вообще, имеются устойчивая, «консервативная» и развивающаяся, новаторская стороны. Устойчивая сторона — это традиция в искусстве, благодаря которой происходит накопление и передача человеческого опыта в истории, создается преемственность произведений искусства разных эпох, их вневременная ценность. Традиция в искусстве, отражая объективные стандарты, устойчивые требования к произведениям искусства, ограничивает и упорядочивает многообразие художественных проявлений: художественные стили, направления, вкусы, пристрастия, оригинальные художественные находки.
Однако любой деятель культуры, искусства всегда стремится привнести в создаваемое им произведение что-то новое, оригинальное, неповторимое, отражающее его индивидуальное мировосприятие и, в то же время, актуальное интересное для других. Он стремится сказать новое слово в искусстве. Реализация этих стремлений и есть новаторство в культуре, искусстве.
Таким образом, художник всегда как бы раздваивается: он стремится соответствовать вневременным канонам искусства — вечным критериям прекрасного и вместе с тем старается добавить что-то свое, неповторимое в сокровищницу мировой культуры.
===========

к какой форме познания относится искусство

к какой форме познания относится искусство

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?

Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

1)ответ на вопрос, например:

искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами;

к какой форме познания относится искусство

2) две особенности искусства как формы познания, например:

к какой форме познания относится искусство

–образное отображение мира и человека в мире;

к какой форме познания относится искусство

–опора на единичное, индивидуальное, неповторимое.
В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности.

к какой форме познания относится искусство

Источник

ЛЕКЦИЯ № 1 ИСКУССТВО КАК ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ВНЕШНЕГО МИРА

ПЛАН
1. Характеристика искусства как процесса познания мира.
2. Основные функции искусства.
3. Основные виды искусства.
4. Характеристика пластических искусств.
5. Основные системы художественного восприятия и отображения реального мира.
6. Основные стили искусства.
7. Основные направления и течения искусства.
8. Основные художественные школы искусства.
Как известно, ИСКУССТВО – это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. В результате этой деятельности появляются произведения искусства, причем не каждая картина, скульптура или архитектурное сооружение достойны этого высокого звания.
Часто в качестве синонима понятия «искусство»употребляется понятие «художественная культура»как совокупность художественных ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе. Общение с памятниками художественной культуры помогает формировать собственный эстетический опыт человека, осмыслять современную действительность и себя в ней.
Специфика искусства – в его уникальной способности эстетически воспринимать явления, факты, события окружающего мира, в отличие от научного постижения, оперирующего в основном понятийно-логическим аппаратом.
Искусство, имеющее гуманитарный характер и эстетическую природу, становится средством воспитания, суть которого в обращении к человеку – носителю творческой созидательной природы, в развитии этой творческой природы (ученика и учителя), в наполнении учебных дисциплин живыми чувствами, яркими образами.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВАцелостная, сложноорганизованная структура, где все элементы участвуют в воплощении художественного замысла, составляя образную картину мира.
Подлинные произведения искусства,возникающие в процессе художественного творчества, должны иметь общественно значимый смысл, определенную эстетическую ценность, новизну и оригинальность. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество и искусствознание. Изучение языка искусства помогает полнее и тоньше понимать произведение, глубже проникать в него.
Произведение искусстваредко бывает полностью и до конца оригинально, поскольку оно обычно связано с тем, что было достигнуто ранее в истории искусства. Совокупность таких связей и есть традиция. Полет творческой фантазии, как правило, основывается на знании традиций, т. е. того, что передается по наследству из поколения в поколение. Традиция образует необходимую основу, в рамках которой формируются оценки степени оригинальности и новизны произведения искусства.

Искусство сложно по своей структуре, по многообразию видов, жанров, течений и направлений, творческих индивидуальностей. Как же научиться его понимать? Для этого необходимо уяснить роль искусства в жизни человека и в обществе, освоить его функции.
Изучение истории изобразительного искусства поможет разобраться в его пластических системах, видах, жанрах, стилях, направлениях и течениях, познакомиться со своеобразием различных художественных школ.
ФУНКЦИИ ИСКУССТВА.
Искусство выполняет в обществе несколько функций. Назовем наиболее значимые из них:
познавательная, идеологическая;
ценностно-ориентационная – аксиологическая;
знаковая – семиотическая;
эмоционально-развивающая, эстетическая, воспитательная;
Гедонистическая;
творческая (эвристическая), коммуникативная;
прогностическая (футуристическая);
арт-терапевтическая и другие.
Не принято отдавать приоритет какой-либо одной из этих функций, так как при создании и восприятии произведения искусства в той или иной мере присутствуют они все.
Познавательная функция искусствапроявляется в том, что образы, запечатленные на картинах, гравюрах или в скульптурах, помогают открыть:
незамеченную ранее красоту природы,
познать внутренний мир человека,
оценить неповторимую сложность человеческих отношений.
Историческая живописьв зримых образах представляет нам события давно ушедших дней. Мы можем вместе с живописцами восхититься красотой далеких стран. Воображение художника позволяет нам увидеть на полотнах фантастические миры. Кроме этого, многозначность самого художественного творения порой предоставляет возможность для перманентного процесса познания. В уже знакомом произведении человек в зависимости от приобретенного духовно-нравственного опыта может открыть для себя что-то новое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *