к наиболее правильному перечню классификации отношения к здоровью по формам проявления относятся
Основные компоненты отношения к здоровью
Исследование проблемы отношения к здоровью предполагает определение самого понятия «отношение к здоровью». Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явления ми окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.
Отношение к здоровью — один из элементов самосохранительного поведения. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий.
Когнитивный компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека и т. п.
Эмоциональный компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.
Мотивационно-поведенческий компонент определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.
Следует отметить, что понятие «отношение к здоровью» еще относительно ново для психологической науки. Наряду с ним используются такие термины (или концепты), как «убеждение», «установка», «внутренняя картина здоровья» и др. Это отражает, с одной стороны, растущий интерес к данной проблематике, а с другой — многообразие принципов и путей исследования и неустойчивость концептуального аппарата, который используется в рассматриваемой области. Все это вполне естественно для нового, интенсивно развивающегося исследовательского направления, каким является в настоящее время психология здоровья.
Остановимся более подробно на сравнении двух наиболее часто встречающихся в литературе понятий: «отношение к здоровью» и «внутренняя картина здоровья». Последнее было предложено В. М. Смирновым и Т. Н. Резниковой в 1983.г. по аналогии с понятием «внутренняя картина болезни». Авторы рассматривают внутреннюю картину здоровья как своеобразный эталон здоровья человека, который может иметь достаточно сложную структуру и включать как образные, так и когнитивные представления человека о своем здоровье. Ананьев В. А. определяет внутреннюю картину здоровья, с одной стороны, как совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой — как особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию.
Сравнительный анализ структурных компонентов понятий «отношения к здоровью» и «внутренней картины здоровья», представленный в табл. 12.1, позволяет рассматривать их как синонимичные. Однако в теоретическом плане, как нам представляется, предпочтение следует отдать категории «отношение к здоровью», так как она наиболее обоснована с позиции теории личности. Отношение к здоровью, по сути, интегрирует все психологические категории, в рамках которых анализируется понятие внутренней картины здоровья. Это и знания о здоровье, осознание и понимание роли здоровья в процессе жизнедеятельности человека, его влияния на социальные функции, эмоциональные и поведенческие реакции. Кроме того, категория «отношения» имеет богатую историю разработки, относительно четко определенное содержание, структуру, диктует известную логику анализа. Возможно использование опыта, накопленного при изучении самоотношений, а также отношений к другим объектам окружающей действительности.
Отношение к здоровью — один из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, в сущности, к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути, как помочь людям сформировать адекватное отношение к своему здоровью. При этом точнее говорить о степени адекватности или неадекватности, так как в реальной жизни выделение диаметрально противоположных типов отношения к здоровью — адекватного и неадекватного — практически невозможно.
Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности/неадекватности отношения к здоровью могут служить:
Обобщая результаты экспериментальных исследований, следует отметить парадоксальный характер отношения к здоровью современного человека, т. е. несоответствие между потребностью человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психологического благополучия — с другой. По-видимому, истоки несоответствия кроются в том, что формированию адекватного отношения человека к собственному здоровью препятствует целый ряд уже обозначивших себя причин. Попытаемся ниже раскрыть их содержание.
Потребность в здоровье актуализируется, как правило, в случае его потери или по мере утраты. Здоровый человека не замечает своего здоровья, воспринимает его как естественную данность, как сам собой разумеющийся факт, не видя в нем предмета особого внимания. В состоянии полного физического и психического благополучия потребность в здоровье как бы не замечается человеком, выпадает из поля его зрения. Он верит в его нерушимость и не считает нужным, поскольку и так все хорошо, предпринимать какие-то специальные действия по сохранению и укреплению здоровья.
Действие механизмов психологической защиты, цель которых — оправдание нездорового поведения. В сфере здоровья наиболее распространены такие виды психологических защит, как отрицание и рационализация. Так, механизм действия психологической защиты по типу отрицания заключается в блокировании негативной информации «на входе» (например, «этого не может быть») или в стремлении избежать новой информации (например, «мне не надо проходить медицинский осмотр, так как я совершенно здоров»). Рационализация в основном используется для оправдания неадекватного отношения к здоровью на поведенческом уровне. Установка на пассивное отношение к здоровью, находящая отражение в рассуждениях типа «если человеку суждено заболеть, что бы он ни делал, все равно заболеет», обусловливает соответствующее поведение, которое рано или поздно приводит к ослаблению здоровья. Так, довольно типична ситуация, когда люди, испытывая болезненные ощущения, тем не менее не предпринимают действенных мер, не проявляют должной активности, направленной на их устранение. Одна из основных причин такой установки кроется в недостатке необходимых знаний о здоровье, о способах его формирования, сохранения и укрепления.
Влияние прошлого опыта человека. Значительная часть самосохранительного поведения определяется и опосредуется представлениями (или убеждениями) человека о здоровье, которые формируются в процессе индивидуального развития. В первую очередь это обусловлено избирательностью восприятия, благодаря которой вся информация, поступающая из средств массовой информации, от специалистов-врачей или из других источников, но не соответствующая сложившимся убеждениям человека, просто не воспринимается им или подвергается критике. Следовательно, и вероятность следования рекомендациям по укреплению здоровья, которые не совпадают или расходятся с вышеназванными представлениями, будет невысокой.
Эффект теории реактивности (reactance theory) проявляется при планировании, разработке и оценке эффективности рекламы здорового образа жизни, которая часто строится не на пропаганде сохраняющих здоровье формах поведения, а на запрете «нездоровых» привычек (например, «Курить опасно для вашего здоровья!»). В действительности строгий запрет опасен: чем сильнее запреты, тем больше вероятность, что они вызовут обратную реакцию и пробудят интерес к запретной теме. Основная идея теории реактивности заключается в следующем: когда люди чувствуют, что их свобода поступать по своему желанию находится в опасности, у них возникает неприятное состояние реактивности, а избавиться от него можно, лишь совершив запретный поступок (например, закурить).
Особенности социального микро- и макроокружения. В рамках теории социального научения Альберта Бандуры социальное одобрение рассматривается как чрезвычайно сильный мотивирующий фактор, заставляющий людей терпеть даже физический дискомфорт, если они рассчитывают на то, что их поведение вызовет одобрение других людей, значимых для них. Примером негативного влияния социального окружения может служить ситуация, когда подросток впервые пробует курить, у него возникают крайне неприятные ощущения, но он продолжает курить, если считает, что курение поможет ему получить одобрение со стороны
сверстников.
Действие эффекта задержанной обратной связи — одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения ими правилами здорового образа жизни:
Отсутствие государственной политики в области здоровья. Время от времени появляется «мода» на здоровье, но нет попыток поставить задачу сохранения и укрепления здоровья в долгосрочной перспективе как государственную проблему.
В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что коррекция неблагоприятных особенностей того или иного отношения, как известно, — длительный и часто болезненный для личности процесс, сопряженный с преодолением внутренних конфликтов и негативных эмоциональных переживаний. В связи с этим особое значение приобретает целенаправленное формирование правильного отношения к здоровью на ранних этапах развития личности: в процессе воспитания в семье и обучения в младшей школе.
Формирование отношения к здоровью — процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный; он детерминирован 2 группами факторов:
Специальная психология Тесты с ответами
Тестовые задания для контроля знаний:
Вопросы из курса «Введение в специальную психологию»
На каждый вопрос выберите один или несколько правильных ответов
1. Центральным вопросом специальной психологии является проблема:
А) компенсации функций;
В) творческого развития;
Г) профессиональной адаптации.
2. Объектом современной специальной психологии является:
А) изучение психики лиц с отклонениями в развитии;
Б) воспитание лиц с отклонениями в развитии;
Б) обучение и профессиональная ориентация лиц с отклонениями в развитии;
Г) все ответы верны.
3. Деградация некоторой функции, ее возврат на более низкий уровень развития:
4. Какое из нижеперечисленных определений соответствует данному высказыванию:
«психология особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп фактов, проявляющихся в замедленном или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его адаптацию, обучение и профессиональное самоопределение»
а) возрастная психология;
б) клиническая психология;
в) специальная психология.
5. Постановление ЦК ВКПБ о «Педологических извращениях в системе Наркомпросов» вышло в:
6. Понятие, введенное Л.С. Выготским, показывающее связь обучения и психического развития ребенка, характеристика возможностей и перспектив развития ребенка:
а) первичный дефект;
б) зона ближайшего развития;
в) вторичный дефект;
д) зона актуального развития;
7. Отрасль специальной психологии, изучающая особенности психики лиц с нарушениями слуха:
8. Специальная психология как ветвь психологической науки начала развиваться в России:
А) в середине 19-го века;
Б) в 80-е гг. 19 века;
В) в 20-е гг. 20-го века;
Г) в 60-е гг. 20-го века.
9. Первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория по специальной психологии была создана в:
10. Ведущими центрами современной специальной психологии в России являются:
11. Методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и обусловлено причиной, следует возможность познания и предсказания событий:
А) принцип развития;
Б) принцип детерминизма;
В) принцип развития психики в деятельности;
Г) принцип единства сознания и деятельности
12. Понятие «структура дефекта» было введено:
13. К внутриутробным инфекциям хронического характера не относится:
14. В постнатальный период вызвать аномальное развитие могут:
А) различные нейроинфекции;
В) вредные привычки матери;
Г) иммунологический конфликт между ребенком и матерью.
15. К функциональным причинам нарушения в развитии относят:
А) нарушение функционирования отдельных сенсорных систем;
Б) социально-педагогическая запущенность;
В) двуязычие в семье;
Г) патология родовой деятельности.
16. Стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный, натальный и ранний постнатальный периоды (до 3 лет) называется:
Г) задержкой психического развития.
17. Самой тяжелой степенью умственной отсталости является:
18. Для лиц с какой формой умственной отсталости характерно IQ от 50% до 70%:
19. Выявление детей с ЗПР совпадает с:
Б) поступление ребенка с детский сад;
В) началом обучения в школе;
Г) все ответы верны.
20. Всестороннее изучение ЗПР как специфического отклонения детского развития началось в России в:
А) в конце 19-го века;
Б) в 20- е гг. 20-го века;
В) в 60-е гг. 20 века;
Г) в 90-е гг. 20-го века.
21. Вариант ЗПР возникающий вследствие органического поражения ЦНС:
А) ЗПР конституционального генеза;
Б) ЗПР психогенного генеза;
В) ЗПР соматогенного происхождения;
Г) ЗПР церебрально-органического генеза.
22. 4 основных варианта ЗПР: конституционального, психогенного, соматогенного, церебрально-органического генеза были выделены:
23. К числу наиболее характерных проявлений аутизма в раннем возрасте относятся:
А) ребенок не в состоянии фиксировать взгляд на лице другого человека и не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»;
Б) стереотипное, однообразное поведение с элементами одержимости;
Г) сильная эмоциональная привязанность к матери.
25. Сложившийся процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций вследствие перенесенных заболеваний или травматических повреждений:
26. Способность к слуховому восприятию и различению звуков речи:
б) фонематический слух;
в) музыкальный слух.
27. К сенсорным расстройствам относятся (исключить лишнее):
28. В зависимости от времени воздействия вредностных факторов, выделяют следующую патологию (исключить лишнее):
29. К речевым расстройствам относятся, за исключением:
а) астенический синдром;
б) ипохондрический синдром;
в) олигофренический синдром.
31. В основу классификации лиц с нарушениями слуха, разработанной Р.М.Боскис легли следующие критерии (исключите лишнее):
А) степень поражения слуховой функции;
Б) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;
В) время возникновения нарушения слуха;
Г) наличие сохранности других сенсорных систем.
32. Наиболее распространенными причинами нарушения зрения у пожилых людей являются:
33. Такое нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на дальнем расстоянии, и плохо – предметы, приближенные к нему:
34. Наиболее удобной в практической деятельности принято считать классификацию ДЦП:
35. Отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата:
36. Патологически ускоренный темп речи:
37. Нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата:
38. Полная или частичная утрата речи в результате локального поражения головного мозга:
39. Принципы нормализации, лежащие в основе процесса интеграции инвалидов в общество, на сегодняшний день закреплены следующими правовыми актами (исключите лишнее):
А) Декларацией прав ребенка;
Б) Декларацией о правах инвалидов;
В) Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии;
Г) Декларацией о правах лиц с сенсорными нарушениями.
40. В настоящее время в России получили развитие две формы интеграции:
41. Состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтение своего внутреннего мира контактам с окружающими:
42. Закон Ликурга ( VIII в. до н.э.) закрепил право:
А) на уничтожение неполноценных детей;
Б) на образование неполноценных детей;
В) на помощь неполноценным детям;
Г) на право голосования лиц с отклонениями в развитии.
43. Сохранение в психике и поведении человека особенностей, присущих более раннему возрасту:
44. Расхождение меду уровнем актуального и уровнем потенциального развития, которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого:
А) зона актуального развития;
Б) зона ближайшего развития;
В) зона вариативного развития;
Г) зона номинального развития.
45. Торможение в физическом и интеллектуальном развитии детей, наметившееся в России в начале 90-х гг. 20 века:
46. Психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей:
47. Своеобразный вид словесный речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев (средство общения глухих и слабослышащих):
48. Специальное государственное образовательное учреждение для умственно отсталых детей:
А) воспитательно-трудовая колония;
Б) вспомогательная школа;
В) классы коррекции;
Г) санаторно-лесная школа.
49. Вялость, отсутствие инициативы, слабость воли:
50. Болезненное состояние, вызванное накоплением в организме вредных или ядовитых веществ. Иногда возникает при беременности и влечет за собой значительные нарушения в обмене веществ и сосудистые расстройства:
51. Раздел патологии, изучающий взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме:
52. Педагог, занимающийся обучением и воспитанием умственно отсталых детей:
Г) коррекционный педагог.
53. Необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей, чаще наблюдается при патологическом нарушении характера и поведения:
54. Сведения, получаемые о больном после окончания лечения:
55. Функциональное нервно-психическое состояние, характеризующееся изменением характера и поведения. Главным ее проявлением является повышенная внешне чувственная окраска переживаний и стремление быть в центре внимания:
56. Типичной моделью психического недоразвития является:
А) нарушения формирования личности;
Б) умственная отсталость;
В) нарушения опорно-двигательного аппарата;
Г) задержка психического развития.
57. Орган, осуществляющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, т.е. отбор аномальных детей в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта:
58. Наука, занимающаяся изучением речевых дефектов и разработкой путей и методов их преодоления:
Г) коррекционная педагогика.
59. Хромосомная болезнь, одна из форм олигофрении, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним обликом больного:
60. Термин, впервые употребленный в 1927 г. для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития:
1. Раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с отклонениями в развитии:
А) клиническая психология;
Б) специальная психология;
Г) гендерная психология;
2. Возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных называется:
3. Воспаление оболочек головного и спинного мозга:
4. Специальная психология тесно связана с:
А) медицинскими науками,
Б) педагогическими науками;
В) психологическими науками;
Г) все ответы верны.
А) психологическая атмосфера в семье, группе, учреждении;
Б ) психическая и физическая отсталость, вызванная дефицитом общения и воспитания ребенка в первые годы жизни;
В) отсутствие выразительной лицевой мускулатуры;
Г) сложившийся способ поведения.
6. Структуру специальной психологии составляют:
А) т ифлопсихология;
В) возрастная психология;
7. Отрасль специальной психологии, изучающая особенности психики лиц с нарушениями зрения:
8. Первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория по специальной психологии была создана в:
9. Первым руководителем экспериментальной лаборатории по специальной психологии в России был:
10. Основными проблемами современной специальной психологии являются:
А) проблема ранней диагностики отклонений в развитии ребенка;
Б) вопросы дифференцированной диагностики умственной отсталости и ряда других нарушений в психическом развитии;
В) вопросы социального сиротства;
Г) все ответы верны.
11. История создания теоретических основ специальной психологии связана с именем:
12. Наиболее важное значение для понимания аномального развития имеют методологические принципы:
Г) единства сознания и деятельности.
13. К внутриутробным инфекциям вирусного характера относятся:
Г) заболевания сердечно-сосудистой системы.
14. К неблагоприятным факторам, действующим на развитие плода, не относится:
А) вредные привычки матери;
В) хронические заболевания матери;
Г) воздействие ультрафиолета.
15. В натальный период патогенными факторами могут стать:
А) хронические болезни матери;
В) неквалифицированное оказание акушерской помощи;
Г) работа матери на вредоносном производстве.
16. Детям с умственной отсталость показано учиться в коррекционных школах:
17. По степени выраженности интеллектуального недоразвития олигофрению подразделяют на (исключите лишнее):
18. Самой легкой степенью умственной отсталости является:
19. Изучение детей с ЗПР в России связано с именем:
20. Вариант ЗПР возникающий вследствие неблагоприятных условий воспитания, препятствующих правильному формированию личности:
А) ЗПР конституционального генеза;
Б) ЗПР психогенного генеза;
В) ЗПР соматогенного происхождения;
Г) ЗПР церебрально-органического генеза.
21. При какой форме аномалии развития ребенок не в состоянии фиксировать взгляд на лице другого человека и не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза»:
А) детский церебральный паралич;
Б) задержка психического развития;
А) навязчивое повторное воспроизведение ощущения, действия, мысли, переживания;
Б) расстройство психики, возникающее в результате психической травмы;
В) один из симптомов нарушения эмоционально-волевой сферы, проявляющийся в отсутствии произвольной регуляции соответствующих действий.
23. Хроническое прогрессирующее заболевание ЦНС, характеризующееся расстройством в двигательной сфере:
Б) псевдобульбарный паралич;
В) болезнь Паркинсона;
24. Психическое состояние, которое возникает вследствие длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей:
25. Этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций:
б) сензитивный возраст;
26. Какой из типов психологического инфантилизма описан ниже: «Психический инфантилизм, сочетающийся с синдромом раздражительной слабости (повышенная возбудимость, нарушение внимания, снижение работоспособности)»:
27. В отечественной специальной психологии выделяют следующие виды психопатии (исключите лишнее):
28. Классификация лиц с нарушениями слуха была разработана:
29. Дети с нарушением слуха обучаются в коррекционных школах:
30. К прогрессирующим зрительным дефектам относятся:
31. Нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные на близком расстоянии, и плохо – предметы, удаленные от него:
32. Самым распространенным заболеванием опорно-двигательного аппарата считается:
А) детский церебральный паралич;
Г) врожденный вывих бедра.
33. Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата:
34. Патологически замедленный темп речи:
35. Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата;
36. Нарушение тембра голоса и звукопроизносительной стороны, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата:
37. Отсутствие или недоразвитие речи, обусловленное органическими поражениями речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем постнатальном периоде развития ребенка:
38. Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы:
39. Процесс интеграции начался в нашей стране:
А) в начале 20-го века;
Б) в 60-е гг. 20 века;
В) в 90 – е гг. 20 века;
40. Под понятием «сложный дефект» подразумевается:
А) сочетание двух или более психофизических нарушений у одного и того же ребенка;
Б) сочетание дефекта в развитии с эмоциональной депривацией в первые годы жизни;
В) дефект делающий ребенка не дееспособным;
Г) все ответы верны.
41. В состав ПМПК обычно входят следующие специалисты (исключите лишнее):
А) врачи (терапевты, невропатологи, ортопеды, окулисты и др;)
42. Первый период эволюции отношения европейцев к лицам с умственными и физическими недостатками охватывает период с:
А) 8 в. до.н.э. – 12 в. н.э.
В) 15 в н.э. – 17 в. н.э.
Г) 19 в. н.э. – начало 20 в.н.э.
Б) произнесение лишних слов и звуков в процессе речевого общения;
В) легкая форма маниакально-депрессивного психоза;
44. Лечение в помощью психического воздействия:
Г) все ответы верны.
45. Различают следующие виды депривации (исключите лишнее):
А) стимульная (сенсорная);
46. Склонность детей к побегу из родительского дома, к бродяжничеству, преступлениям:
47. Отклонение от нормы:
48. Явление ускоренного полового созревания, увеличения роста и скорости его изменения у детей и подростков, отмечаемое со второй половины 19 века:
А) алгоритм перевоспитания;
49. Учение о причинах:
50. Недержание мочи:
51. Водянка мозга, выражающаяся в избытке спинномозговой жидкости в полости черепа:
52. Подробные сведения, получаемые от лиц воспитывающих ребенка, об истории его развития на всех этапах жизни, включая период беременности и родов:
53. Нарушение способности к счету, которое возникает вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылочных областей левого полушария головного мозга:
54. Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем:
55. В.В. Лебединским было выделены следующие виды дизонтогенеза (исключите лишнее):
А) психическое недоразвитие;
Б) задержанное развитие;
В) поврежденное психическое развитие;
Г) дифицитарное развитие;
Д) искаженное развитие;
Е) дисгармоничное развитие;
Ж) нарушенное развитие.
56. Сложная анатомо-физиологическая система, обеспечивающая восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма:
57. Набор заданий для оценки умственных способностей, один из наиболее распространенных методов диагностики интеллекта:
А) тест Кеттелла 16 PF ;
58. Чрезмерные насильственные непроизвольные движения, возникающие при органических и функциональных нарушениях ЦНС:
59. Одна из форм ДЦП:
60. Непропорциональное увеличение головы вследствие избыточных (в 1,5-2 раза выше нормы) размеров головного мозга или гидроцефалии:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Тестовые задания для контроля знаний:Вопросы из курса «Введение в специальную психологию» На каждый вопрос выберите один или несколько правильных ответов1. Центральным вопросом специальной психологии является проблема:А) компенсации функций;Б) общения;В) творческого развития;Г) профессиональной адаптации.2. Объектом современной специальной психологии является:А) изучение психики лиц с отклонениями в развитии;Б) воспитание лиц с отклонениями в развитии;Б) обучение и профессиональная ориентация лиц с отклонениями в развитии; Г) все ответы верны.
Общая информация
Похожие материалы
Специальная психология Эссе Особенности познавательного развития детей с нарушением интеллекта.
Интерпретация рисунка ребенка «Моя семья»
Описание рисунка «Несуществующее животное»
Специальная педагогика-Образцы тестовых заданий-28вопросов
Игра «Логопедическое судоку для автоматизации звуков»
Рабочий лист по автоматизации звука [Л] в виде раскладной страницы
«Тантамарески и пальчиковые дорожки, как один из видов развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Индивидуальная непосредственная образовательная деятельность с ребенком 5 лет по автоматизации звуков «Р», «Рь»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5355049 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.