к нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся информационный стенд
Консультация на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ»
Иванюшина Наталья
Консультация на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ»
МБДОУ Мюдовский детский сад
Урицкого района Орловской области
Консультация на тему
«Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ»
Воспитатель – Иванюшина Н. А.
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В статье 18 Закона РФ «Об образовании»говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А. С.Макаренко: «Семьи бывают хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье и в ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Для этого необходимо в своей работе использовать нетрадиционные формы общения с родителями.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.
К формам общения педагога с родителями относятся:
информационно-аналитические
наглядно- информационные формы.
Информационно-аналитические формы (вопрос к воспитателям: «Как вы считаете, какие формы работы можно отнести к этой группе?») направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
Досуговые формы («Что относится сюда?») – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Можно проводить собрания в различных формах.
«Читательская (педагогическая) конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания предлагается несколько высказываний классиков, и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов».
«Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия кризиса трех, совместно с родителями он анализирует, как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, (т. е. советы продаются за фишки). Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка родительского опыта».
«Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по само регуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.
«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.
«Мастер – класс»: к проведению могут привлекаться как педагоги ДОУ, так и родители, которые могут чем-то поделиться, чему-то обучить других родителей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог, и родители выбирают наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта». Педагоги ДОУ могут, например, обучить родителей нетрадиционным ИЗО техникам, оригами и т. д. Отсроченным результатом проведения такого мастер-класса может стать организация выставки рисунков или поделок только родителей.
На родительских собраниях нетрадиционной формы нужно использовать различные методы активизации родителей.
2. «Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные, затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, «Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т. е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.
3. «Коллективная запись» Каждый из участников получает лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в лист. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моментов, по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.
4. «Хорошо-плохо»: предлагается высказать полярные мнения по одному вопросу, проблеме, например, что хорошего в наказании, и что в нем плохого.
5. «Слово-эстафета»: родителям предлагается высказать самое главное о воспитании детей. Родитель, взяв предмет (мяч,должен продолжить предложения: «Чтобы у меня вырос (ла) хороший сын (дочь, я должен ….» и передает предмет по кругу. В результате высказываются все родители.
6. «Шапка вопросов»: родители пишут друг другу вопросы-записки, которые кладут в шапку. Потом по очереди достают их оттуда и отвечают.
Наглядно – информационные формы необходимы, чтобы правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.
— Открытые занятия. Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об образовательном процессе в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об образовании детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т. д. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнёров воспитателя. Также можно подключать их к участию в игровой, досуговой и трудовой деятельности детей.
— Встречи с интересными людьми – это встречи с родителями разных профессий. Также родители могут познакомить детей с культурой своего народа через быт, традиции, фольклор, угощения.
— Привлечение пап и мам к участию в субботников, озеленению, и постройки снежных городков на территории детского сада, так же принимать участие в смотрах – конкурсах.
— Родительские уголки. Эта форма работы является традиционной. Для того, чтобы она была действительной, помогала активизировать родителей,можно и нужно ее разнообразить:
— Создание газеты для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками
— Создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.
— Игротеки: «Игры на кухне», «Игры нашего детства» и д. р.
— Листы активности: они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
— Мероприятия по обмену опытом среди родителей «Копилка родительских советов»
— Информационные листы с развёрнутой информацией о каждом ребёнке, оформленные родителями совместно с детьми.
— Создание родителями альбомов после праздников
— Семейные газеты: «Под крышей дома моего», «А это моё солнышко», «А это мы все на автомобиле едим в отпуск!», «Зимняя мозаика», «С Новым годом!»
— Создание семейных книжек – малышек
— «Экран добрых дел»: хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
Нетрадиционные формы работы с родителями Опыт работы на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями»(2017 год) Автор передового опыта: Романенко Ольга Валерьевна, воспитатель.
Нетрадиционные формы работы с родителями детей с ОВЗ В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных.
Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО» Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение Г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 44» Консультация для педагогов.
Консультация для воспитателей «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ» «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ» Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка.
Нетрадиционные формы работы логопеда с родителями Нетрадиционная форма сотрудничества логопеда с родителями по речевому развитию детей. «Учимся, играя». Совместные занятия с родителями и.
Фотоотчет «Нетрадиционные формы работы с родителями» 26 февраля в младшей группе прошло родительское собрание в нетрадиционной форме на тему : «Учимся,играя!», цель которого было повышение.
Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Детский сад это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. В современных условиях задачей взаимодействий.
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.
Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями (из опыта работы) Воспитание ребёнка начинается с самого рождения. С этого же момента и даже раньше его должна окружать и родительская любовь. Но родители.
Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями
Алсу Герфанова
Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями
Нетрадиционные формы общения
педагогов с родителями
В современном обществесемья и семейное воспитание испытывают существенные трудности по ряду причин: растет число разводов; усиливается расслоение семей по уровню доходов; внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи (увеличивается количество неполных, материнских, альтернативных семей); изменяются общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию.
Разумеется, семья продолжает оставаться социальным институтом, что делает её объектом социально – педагогического исследования. Чтобы семья стала действительно стабильной, могла успешно выполнять свои социально значимые функции, необходимы серьёзное и всестороннее содействие, помощь и поддержка.
Содержание работы с родителями можно реализовать через разнообразные формы. Главное – донести до них знания.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей, пользуются нетрадиционные формы организации общение педагогов с родителями. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр. Нетрадиционная форма организации общения предназначена для ознакомления родителей с рациональными методами и приемами воспитания, формирование у них практических навыков. Общение строится на основе диалога, открытости, искренности, участникам не навязывается готовая точка зрения; они размышляют, ищут свой собственный выход из предложенной ситуации.
Таким образом, нетрадиционные формы общения признаны выполнять доминирующую роль в повышении психолого – педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению их взглядов на воспитание ребенка в условиях семьи.
Конспект родительского собрания в средней группе
«Агрессивное поведение детей»
Цель: привлечь родителей к анализу семейной эмоциональной атмосферы, к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, его поведение и отношение к сверстникам.
— дать знания о причинах возникновение агрессивного поведения детей;
— помочь осознать влияние стилей воспитания на эмоциональное сочувствие ребенка и его поведения;
— убедить в важности приобретения психолого – педагогических знаний и умений в воспитании.
Подготовительная работа: наблюдение за родителями и детьми в утреннее и вечернее время для изучения особенностей общения взрослого и ребенка; анкета для родителей «Стили родительского воспитания»; индивидуальные беседы с родителями «Ребенок у экрана».
Педагог предлагает родителям разделится на три группы при помощи игры «Наше настроение».
Педагог. Агрессивное поведение – наиболее распространенный способ реагирование на срыв какой-либо деятельности, непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неадекватным, его цель-устранение препятствия.
Кто такие маленькие агрессоры?
Родители отвечают.
Некоторые дети часто отбирают у других малышей игрушки, толкаются, дерутся, они очень подвижные и шумные. Никакие призывы «вести себя хорошо» не помогают. А если родители пытаются утихомирить такого разбушевавшегося ребенка силой, он начинает громко вопить, топать ногами, даже кусаться. Это, так сказать, внешний, всем очевидный портрет маленького агрессора. Но что же заставляет его так себя вести, что творится в его душе?
Родители отвечают.
Педагог предлагает обратить внимание на схему «Личностные особенности маленького агрессора».
Как проявляется детская агрессия?
Родители отвечают.
Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, а просто «подвернулся под руку», или на самого себя.
Педагог предлагает открыть первый конверт с заданием. В конверте лежат картинки, на которых изображены ситуации с разными проявлениями детской агрессии. Родителям необходимо определить её вид.
Существует несколько видов детской агрессии:
— ребенок проявляет физическую агрессию. Так он показывает, что это единственный способ добиться своего, чтобы самоутвердиться;
— ребенок портит вещи – стремится что-то сломать, когда сердится или обижен. Он гневно бросает игрушку на пол в досаде, что не может научиться с ней обращаться. Или, устав от бесконечных запретов взрослых, рвет на части свою тряпичную куклу, срывая на ней свою злость на родителей. Еще одна причина, вызывающая желание ломать, портить, уничтожать, кроется в зависти и стремлении самоутвердиться;
— ребенок причиняет себе боль. Некоторые дети, сталкиваясь с трудностями, направляют свою агрессию на самого себя. Создается впечатление, что ребенок может причинить себе боль или даже уничтожить себя. Они бьются головой о кроватку, более старшие способны в буквальном смысле рвать на себе волосы, а в подростковом возрасте у таких детей могут быть суицидальные попытки.
Такое поведение может быть вызвано неуверенностью в себе, порождается недостатком родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания.
Кто или что является причиной проявления агрессивного поведения детей?
Родители отвечают.
Дети большую часть своего времени проводят с семьей, близкими, родными, и та атмосфера, в которой они находятся, влияет на развитие личности.
Давайте с вами попробуем определить, какое поведение родителей по отношению к ребенку является причиной возникновения агрессивного поведения детей?
Родители записывают вопрос в таблицу.
Исследователи, изучая особенности воспитания в разных семьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей напрямую зависит от стиля общения и взаимодействия в семье.
Проводится анкетирование «Стили родительского воспитания».
Результаты анкетирования показали, что наиболее выражен авторитетный и индифферентный стили воспитания.
Авторитетный: родители создают свою важную роль в становлении личности ребенка. Понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах пересмотреть свои позиции.
Индифферентный: проблема воспитания для родителей не первостепенна, поскольку у них много других забот. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он в праве рассчитывать на участие и поддержку со стороны родителей.
Стили родительского воспитания могут быть одной из причин появление детской агрессии.
Родители записывают вывод в таблицу.
Проводится игра «Восточный базар». После игры педагог задает вопросы:
Были трудности в общении?
Родители отвечают.
Родители отвечают.
Какими стереотипами пользовались?
Родители отвечают.
Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет, ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Раз у вас есть ребенок, это накладывает на вас ответственность за его развитие, воспитание и обучение. Слова «нет времени» не должны звучать из уст родителей. Воспитывает все, каждая свободная минутка, которую мы должны находить, несмотря на нашу занятность.Народная пословица гласит: «Умел дитя родить, умей и научить».
Обычно, вместо того чтобы уделять как можно больше внимания нашим детям, мы откупаемся игрушками и мультфильмами.
Педагог предлагает родителям открыть второй конверт, в котором лежат картинки с изображением предметов. Дает родителям внимательно посмотреть картинки и выбрать те, которые могут влиять на развитие в ребенке жестокости и агрессии. Родители выкладывают их на стол.
Проводится игра «Эти разные игры».
Родители записывают вывод в таблицу.
Современные дети смотрят телевизор гораздо чаще. Родители, занятые работой и домашними делами, испытывают все большие психологические и физические нагрузки, сами часто усаживают ребенка перед экраном, чтобы «под ногами не путался». Дети, особенно в возрасте от 6 до 10 лет, обучающие социальным навыкам,подражая действиям других: родителей, сверстников, героев книг, фильмов и телепередач. Исследования показали, что после просмотра видеофильмов, содержащих сцены насилия, дети начинают вести себя более агрессивно, подражая экранным героям. Поэтому чрезмерная демонстрация на телевидении сцены насилия не только стимулирует временное повышение агрессивности, но и способствует усвоению и закреплению у них моделей агрессивного поведения, которые по мере взросления ребенка могут превратиться в асоциальные и даже криминальные поступки.
Родители записывают вывод в таблицу.
Давайте еще раз посмотрим на нашу таблицу: что у нас получилось. На агрессивное поведение детей влияет то, как воспитываем, общаемся, что покупаем, разрешаем.
Агрессивными наши дети сами по себе не становятся. Одна из причин происхождения агрессивного поведения – отношение родителей к своим детям. Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых.
Педагог предлагает родителям открыть третий конверт, в котором находятся варианты профилактики агрессивного поведения, из них необходимо выбрать те, которые могут являться профилактическими действами по устранению причин возникновения агрессии.
Каждая крупа родителей зачитывает свои варианты профилактики агрессивного поведения детей.
«Формирование положительного отношения к имени» Нетрадиционные формы работы с родителями. Видео етство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных.
Инновационный проект «Нетрадиционные формы работы с родителями» Автор: Ёлгина Татьяна Александровна. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение. МБДОУ п. Приаргунск детский сад «Светлячок».
Нетрадиционные формы работы с родителями Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения, направленные на установление неформальных.
Нетрадиционные формы работы с родителями Нетрадиционные формы работы с родителями Ольга Рощектаева Нетрадиционные формы работы с родителями (Опыт работы по взаимодействию с родителями).
Нетрадиционные формы работы с родителями Семья… Для ребенка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным.
Особенности общения детей дошкольного возраста 6–7 лет. Формы общения М. И. Лисиной Особенности общения детей дошкольного возраста 6-7 лет. Формы общения М. И. Лисиной. Features of communication in preschool children of.
Нетрадиционные формы работы с родителями Вводное слово перед показом презентации: Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться,.
Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» ТИП ПРОЕКТА По доминирующей в проекте деятельности: воспитательно- образовательный. По содержанию: психолого-педагогический. По числу участников.