к нетрадиционным современным методам и формам контроля относят выберите несколько вариантов ответа

Нетрадиционные формы и методы проверки знаний учащихся

Разделы: Биология

Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый.

Специфика объединений эколого-биологической направленности заключается в том, что ставится задача формировать этические нормы отношения к живой природе – уважение, сочувствие, сострадание, помощь, сотрудничество и т.д.

Программа отслеживания развития.

Уровень знаний школьников, общая эрудиция.

Тестирование, беседа, анкетирование,наблюдение.

Освоение учебного материала по теме, учебной единице.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

Ликвидация пробелов.

Повторные тесты, индивидуальные консультации.

Контроль выполнения поставленных задач.

Представление продукта на разных уровнях.

Задача вводного контроля – анализ учебных возможностей обучающихся. Текущий контроль осуществляется по учебным единицам (в каждой теме может быть несколько). Для каждой учебной единицы составляются измерители трёх уровней: репродуктивного, продуктивного и творческого. Принцип составления диагностических заданий определения уровней обученности приведён в таблице.

Определение уровней обученности по степени самостоятельности.

Уровень обученности

Типы учебно-познавательной деятельности

Уровни развития учащихся

Уровни умения применять знания

Низкий, репродуктивный, грамотность

Воспроизведение действия

Базовый продуктивный, функциональная грамотность

Действие по аналогии в сходных условиях

Высокий, творческий, компетентность.

Действия в новых для учащихся условиях

В дополнительном образовании отсутствует обязательный образовательный стандарт. Кроме традиционных измерителей выбирают и другие специфические критерии оценивания результатов обучения:

1. Наполняемость и сохраняемость групп в течение учебного года.
2. Успеваемость в школе по биологии.
3. Участие в мероприятиях эколого-биологической направленности разного уровня.

Результатами обучения следует считать участие и победы воспитанников в конкурсах разного уровня.

АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДОВ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Специфический потенциал учреждения дополнительного образования связан с особыми возможностями в создании нестандартной развивающей экологизированной игровой среды, в реализации комплексного подхода к образовательному процессу с участием специалистов разного профиля, в организации практической деятельности детей, в предоставлении ребёнку возможности выбора содержания и форм деятельности, индивидуальной работы, в предоставлении разнообразных организационных форм и методов обучения.

Эта специфика накладывает отпечаток на организацию мониторинга образовательного процесса. Мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием и прогнозированием развития процесса. В рамках мониторинга проводятся выявление или оценивание проведённых педагогических действий.

Образовательный процесс осуществляется по авторским и модифицированным программам.

Для оценки результативности обучения необходимо запланировать контролирующие и диагностические мероприятия, предусматривающие в динамике уровень освоения школьниками учебного материала и его корректировку. Одним из компонентов процесса оценки является выбор контрольных заданий, направленных на закрепление и проверку знаний. В настоящее время существует очень много литературы, где можно подобрать задания для итоговой проверки знаний учащихся. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс. Вопросы сгруппированы по темам, предусмотренным действующими типовыми программами для средних общеобразовательных учебных заведений. Особое внимание уделено контролю усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей между биологическими системами разного уровня организации, а так же с окружающей средой.

В процессе изучения нового материала учитель систематически повторяет с учащимися пройденное. Это даёт ему возможность проверить знания детей, проследить за ходом формирования основных представлений и понятий, закрепить усвоенное и установить новые связи между явлениями. Вот почему повторение упирается на изученный материал, который уже хорошо усвоен. Повторение рассматривает изучаемые объекты и явления в новых связях, способствует более глубокому их осмыслению, дальнейшей систематизации и обобщению.

Повторение может быть связано с тем, что изучалось на предыдущих уроках. В то же время учитель не должен забывать и о повторении тем, которые изучались ранее.

Таким образом, при изучении необходима система повторения, способствующая развитию и формированию основных представлений и понятий. При повторении важно проводить сравнение изучаемых объектов с теми, которые учащиеся узнали раньше.

При проверке знаний, учитель, прежде всего, стремиться привести знания учащихся в систему и путём подбора интересных заданий закрепить и расширить полученные детьми знания, а также проводит работу по выявлению практических навыков и умений, по уточнению и обобщению усвоенных учащимися понятий.

Правильно организованная проверка знаний позволяет постоянно видеть, знать и оценивать, как происходит формирование представлений и понятий всего класса, группы, а учащимся осознавать, как они продвигаются вперёд в процессе усвоения материала. В результате проверки накапливаются объективные оценки знаний детей, что имеет большое воспитательное значение.

Требования, предъявляемые к организации проверки знаний, умений и навыков, сводятся к следующему:

А). Индивидуальному подходу к проверке знаний учащихся, во время которой преподаватель учитывает разный уровень их развития, не завышая и не занижая предъявляемых требований.
Б). Тщательной подготовке проверки знаний детей, определению её цели, видов и форм на разных этапах урока.
В). Подготовке вопросов для проверки знаний учащихся.

С целью формирования основ материалистического мировоззрения в процессе проверки знаний необходимо устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Например, только анализируя и сопоставляя полученные знания, учащиеся, смогут ответить на следующие вопросы учителя: 1. Почему птицы улетают на Юг? 2. Почему «мать и мачеха» цветёт рано весной? 3. Почему белка не засыпает на зиму? 4. Почему медведь зимой спит? 5. Почему на южной стороне холма снег начинает таять раньше и быстрее? И т.д.

Необходимо, чтобы вопросы будили мысль, развивали познавательные способности, заставляли думать, анализировать, обобщать и сравнивать. Например, учитель может дать следующие задания: сравните растения степей и пустынь; выделите черты их сходства и различия; объясните, почему листья осенью у деревьев и кустарников опадают, и т.д.

Полезно использовать вопросы, связанные с непосредственными наблюдениями учащихся, например: какие птицы прилетают в нашу местность в октябре и в ноябре? Какие растения первыми зацветают в нашей местности? И т.д.

Проверка знаний учащихся осуществляется по-разному.

1. Устная проверка может быть в форме фронтальной беседы.
2. Метод индивидуального опроса.
3. Большое внимание уделяется нетрадиционным формам и методам проверки в основном с помощью разнообразных открытых и закрытых тестов. Тестовые задания позволяют экономить время на контроль знаний, быстро устанавливать обратную связь с учеником и обсуждать результаты работы, систематически выявлять знания большого числа учащихся на занятии.

Однако надо учитывать, что организация проверки с использованием нетрадиционных заданий требует предварительного обучения учащихся способам их выполнения.

а). Например, обучая школьников выполнять задания, ориентированные на выбор одного верного ответа, педагог предлагает им прочитать формулировку задания, найти главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву. Каждый новый вид задания требует обучения работе с ним. Наибольшее внимание уделяется заданиям, которые ориентируют на выбор одного верного ответа из четырёх.

б). Иногда в вопрос включается отрицание: частица «не», слова «нельзя», «не следует» и т.д. При выполнении заданий этого типа школьники часто не обращают внимание на отрицание в вопросе. Чтобы привлечь внимание к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом.

в). Так же можно включить задания с выбором ответа, имеющие утвердительную форму, в которых один из приведённых ответов является его продолжением.

г). Иногда к заданию подбираются все правильные ответы, а от ученика требуется их классифицировать, объединить в группы.

д). Характер мыслительной деятельности школьников усложняется при выполнении тестовых заданий на выбор нескольких верных ответов. В этом случае число ответов для выбора учащимися увеличивается до пяти, восьми.

е). В некоторых тестах предлагается определить последовательность процессов или явлений, вставить в текст пропущенные слова, продолжить предложения, использовать в качестве источника знаний рисунки.

ж). Много внимания уделяется заданиям, при выполнении которых школьники должны самостоятельно сформулировать развёрнутый ответ.

Кроме тестовых заданий, для проверки знаний учащихся большой интерес вызывают кроссворды, викторины. Все эти методы проверки знаний учащихся дают возможность проведения итогового урока в форме игры, соревнования, что вызывает у учащихся гораздо больший интерес и желание победить.

Большое разнообразие видов заданий даёт возможность выявить результаты усвоения школьниками разных компонентов содержания биологического образования, контролировать уровень овладения разными видами учебной деятельности, умения воспроизводить и творчески применять знания.

В моем методическом пособии приведены некоторые виды тестов, кроссворды, викторины для проверки знаний учащихся по всем разделам биологии и охраны окружающей среды. Представленные задания предназначены для разных возрастных групп школьников. Поэтому педагогу необходимо предварительно проработать их и сделать выборку для групп в зависимости от сложности вопросов.

Предлагаю материал для нетрадиционной формы проверки знаний учащихся на примере раздела: животный мир. Тема: членистоногие (см. приложение 1, приложение 2, приложение 3)

Источник

Доклад на тему: «Традиционные и нетрадиционные формы контроля»

Министерство образования к нетрадиционным современным методам и формам контроля относят выберите несколько вариантов ответа

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Новосибирской области

«Колыванский аграрный колледж»

Рассмотрен на заседании ПЦК

по подготовке квалифицированных рабочих, служащих

Протокол № ___«___» ____________ 2017г.

Председатель ПЦК ____________ В.Г. Рыбалко

«Традиционные и нетрадиционные формы контроля»

Место и функции проверки и оценки знаний в учебном процессе…..…4

Факторы, влияющие на объективность проверки и оценки знаний…..7

Процесс проверки и оценки результатов обучения…………………….9

Традиционные и нетрадиционные формы и методы проверки и оценки результатов обучения…………………………………………………. 11

Учитель должен знать чему научил,
учащийся чему научился.

Среди проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся – необходимая часть учебно-воспитательного процесса; от их правильной постановки во многом зависит его успех. Поэтому к онтроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.

Контроль – это также способ получение информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность студента, так и на степень взаимодействия учащихся и педагогов.

От его правильной организации зависят:

Эффективность управления учебно-воспитательным процессом;

Качество подготовки выпускника школы, специалиста

Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Задача педагога проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.

Диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

Учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

Определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Место и функции проверки и оценки знаний в учебном процессе

Проверка и оценка знаний – составная часть процесса обучения, осуществляемая путем систематического контроля за учебной деятельностью учащихся на уроках и дома, с помощью устных, письменных, графических и практических заданий и непосредственного наблюдения за их работой. [П.И. Пидкасистый, 2004: с. 397].

С помощью проверки и оценки выявляются знания, которые усвоили учащиеся на каждом этапе обучения, достижения и недостатки в подготовке учащихся, эффективность работы преподавателя, выставляются текущие, годовые оценки, проходит аттестация учащихся.

Роль проверки и оценки знаний выходит далеко за рамки отношений между преподавателем и обучающимся. Эффективность различных методов и форм обучения, качество учебной литературы и методических разработок, доступность содержания образования, интерес к предмету самым тесным образом связаны с этими вопросами.

Проверка и оценка знаний выполняют контролирующую, обучающую, образовательную, воспитывающую, корректирующую и информационную функции.

Преподаватель не просто регистрирует знания учащихся, а на основе анализа достижений каждого учащегося имеет возможность корректировать весь учебно-воспитательный процесс, информировать родителей и общественность об успехах или недостатках обучения.

Контроль за учебной деятельностью учащихся на всех этапах обучения должен быть регулярным и систематическим, охватывать основные разделы учебной программы, обеспечивать проверку освоения теоретических знаний, формирования интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся; включать разнообразные формы и методы проведения; проводиться дифференцированно с учетом специфики учебного предмета и индивидуальных особенностей учащихся; быть объективным, основанным на глубоком знании каждого учащегося.

Текущий контроль проводят в процессе усвоения нового учебного материала, или после изучения какой-либо небольшой его порции (в объеме материала одного урока или параграфа учебника).

Текущий контроль должен занимать небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации.

Тематический контроль — это оценка результатов определенной темы программы.

Тематический контроль осуществляется по завершении изучения конкретной учебной темы программы. В ходе тематического контроля реализуются организующая и оценочная функции. Анализируя результаты тематического контроля учебной группы, преподаватель решает, можно ли переходить к следующей теме программы или необходимы дополнительные занятия. Тематический контроль позволяет получить информацию о динамике усвоения учебного материала как учебной группы в целом, так и каждого учащегося. Это особенно важно при непрерывном мониторинге качества учебного процесса.

Рубежный контроль применяют для проверки усвоения значительного объема изученного материала (раздела). Рубежный контроль выявляет результаты определенного временного этапа обучения (четверть или семестр, год или другой период обучения).

Рубежный контроль охватывает обучающихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей. Обычно его проводят 3-4 раза в семестр (четверть).

Итоговый контроль осуществляется по окончании изучения всего курса и должен соответствовать обязательным требованиям к уровню подготовки по данной дисциплине, которые определены соответствующим образовательным стандартом.

Итоговый контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях (для технических и сельскохозяйственных специальностей), государственных экзаменах, защите дипломного проекта.

2.Факторы, влияющие на объективность проверки и оценки знаний

При контроле знаний не ставятся единые, общепринятые и одинаково понимаемые цели, которые нужно достигнуть в результате обучения. Цели обучения формулируются очень широко и допускают различную трактовку со стороны преподавателей: дать прочные знания основ наук, сформировать логическое мышление, познавательную активность учащихся, мировоззрение и т.д. Неясно, какие задания, вопросы, упражнения должны выполнить учащиеся, чтобы показать наличие этих характеристик. [П.И. Пидкасистый, 2004: с. 398].

Субъективность проверки и оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Нередко оценка темы, курса или его частей происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умений, навыков. Качество и последовательность вопросов определяются каждым учителем интуитивно и часто не лучшим образом. Неясно, сколько надо задать вопросов для проверки всей темы, как сравнить задания по их диагностической ценности.

Каждый из применяемых методов проверки имеет свои преимущества и ограничения.

При устной проверке качество ответов невозможно предусмотреть, и поэтому затрудняется оценка выявленных знаний учащегося. преподаватель должен быстро реагировать на ответ, задавать, если это надо, дополнительные вопросы, требовать полного, развернутого ответа на основной вопрос, осуществлять непосредственный контакт с учащимся во время проверки. Сделать все это в процессе урока очень сложно, что, естественно, сказывается на объективности оценки знаний при устном опросе.

Письменная проверка хотя и более объективна, чем устная, также имеет свои сложности. Преподаватель лишен возможности непосредственно следить за ответом ученика, без чего трудно составить правильное суждение о его знаниях. Письменная речь регулируется особой системой правил, что существенно сказывается на качестве ответов. Сам процесс выражения мысли в письменной форме требует от ученика не только знания материала, но и других умений, которыми он может не владеть, что тоже отражается на оценке ответа

Кроме того, к недостаткам существующей практики проверки и оценки знаний следует отнести стихийность, нерациональное использование методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности, игнорирование преподавателем характерных особенностей материала предмета и условий работы в классе, отсутствие систематичности при ее проведении.

Нельзя обойти молчанием роль психологических факторов, общую и специальную подготовку преподавателя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Все это, так или иначе, влияет на результат проверки и оценки знаний.

3. Процесс проверки и оценки результатов обучения

Проверка и оценка включают определение целей и задач обучения, требований к результатам обучения на каждом этапе учебного процесса, выбора контрольных заданий, примеров и способа выражения результатов проверки. Все компоненты проверки и оценки взаимосвязаны и должны рассматриваться в единстве.

Исходным моментом проверки и оценки являются постановка целей и задач обучения, конечных и промежуточных результатов, которых должны достигнуть учащиеся. Цели и задачи обучения, требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам учащихся могут быть по-разному заданы и описаны. Они различаются по содержанию, которое должно быть усвоено, по требованиям к качеству знаний (полнота, глубина), по уровням усвоения материала (узнавание, понимание, применение), по типу формируемой ориентировочной основы.

Иногда выбранный способ контроля не проверяет заданную цель. Учитель, например, пытается узнать, как ученик понимает материал, применяет полученные знания на практике, и для этого задает вопрос на пересказ текста. Однако пересказ материала не является критерием его понимания, а тем более применения.

На практике для проверки результатов обучения применяют самые различные вопросы, упражнения, задания. По форме ответов на них можно выделить две основные группы: задания со связанными ответами и задания со свободными ответами.

Задания со связанными ответами состоят из готовых ответов, которые должны самостоятельно выбрать учащиеся. Ответ на такой вопрос легко фиксировать и однозначно оценить. В отличие от традиционных ответов они содержат подсказку, что повышает их обучающую функцию, но снижает объективность контроля. Разновидностью такого рода заданий являются альтернативные вопросы и со множественным выбором.

Альтернативные вопросы удобно использовать для проверки усвоения фактического материала, умения пользоваться словарем, справочником, владения правилами правописания и т.д.

Вопросы со множественным выбором позволяют проверять не только фактические знания, но и полноту и осознанность.

Задания со свободными ответами предполагают самостоятельный ответ учащихся без каких-либо ограничений и подсказок. Это широко известные традиционные вопросы, применяемые при устном и письменном опросе. Они позволяют проверять любые уровни знаний, но их трудно однозначно оценить.

Как мы уже говорили, обучающие функции вопросов различны. Выбор типа вопроса влияет на результаты обучения. Так, вопросы с альтернативным выбором несут в себе максимальную подсказку; для повторения материала и для закрепления знаний они наиболее полезны. В то же время традиционные вопросы такой подсказки не дают. Поэтому при разработке системы проверочных заданий имеет смысл начинать контроль с альтернативных вопросов, потом переходить к заданиям с множественным выбором и только после них – к традиционным вопросам.

Использование различных форм проверки активизирует группу, вызывает интерес к предмету, экономит силы и время преподавателя и учащихся. Заключительный этап проверки и оценки – выставление отметки. Количественные выражаются в баллах (отметках), качественная – в оценочных суждениях и заключениях преподавателя, содержащих характеристику достоинств и недостатков ответов учащихся.

4. Традиционные и нетрадиционные формы и методы проверки и оценки результатов обучения

Система измерителей может быть представлена в форме традиционных и нетрадиционных форм контроля.

Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.

К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении или недостижении учащимся требований государственного стандарта… в практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по любой дисциплине используется следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.

Устный опрос наиболее распространенный метод контроля знаний.

Индивидуальный опрос, который направлен на выявление знаний конкретного студента. Формы опроса разнообразные: карточки-задания, решение педагогических ситуаций, тестирование, работа с высказываниями, работа у доски, с книгой, разнообразные интеллектуальные задания.

Основным достоинством письменного опроса является самостоятельный характер работы студентов, обеспечивающий объективность данной формы контроля при условии предъявления индивидуальных заданий, развитие умений студентов выражать свои мысли в письменном виде

Практическая или лабораторная работа

Практическая или лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами.

Квалификационные испытания предусматриваются только учебными планами по техническим и сельскохозяйственным специальностям. Основное направление квалификационных испытаний заключается в проверке сформированности знаний, умений и навыков по одной из рабочих профессий, установленной учебным планом специальности. Проводятся квалификационных испытаний после завершения учебной практики для получения рабочей профессии.

Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией выполняет в учебном процессе и функцию контроля, является важнейшей формой проверки овладения учащимися теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками.

Семестровые экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами контроля. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной деятельности учащихся по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень сформированности знаний и умений.

Государственные экзамены – заключительная форма контроля, направленная на комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на определение степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с характером профессиональной деятельности.

Нетрадиционные формы контроля

Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого. Различают следующие виды тестов. Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них студент выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую студент может допустить, имея определенные пробелы в знаниях. Избирательные тесты могут быть различными: 1) Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных и единственный верный ответ. 2) Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос. 3) Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой – содержит ошибку). Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Студенты предлагают свой вариант ответа. Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между элементами множества ответов. Встречаются также тесты идентификации, в которых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д. Наиболее доступными для вуза являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства. Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех студентов. Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно: 1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки студентов, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок. 2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания студентов. 3. Предоставляет студенту возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение. 4. Способствует рациональному использованию времени на занятии. 5.Активизирует мышление студентов. 6. Дает возможность преподавателю критически оценить свои методы преподавания. Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью студента, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля. Таким образом, описанные выше виды контроля качества знаний студентов, удобно использовать и при организации самостоятельной работы студентов в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них – это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки. Следует также отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний учащихся, оставляя в стороне деятельность по созданию объектов труда, воспроизведению конкретных действий, соответствующих практическим навыкам и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения учащихся решать комбинированные задачи, а также способности построения логически связанного ответа в устной форме.

Задания с выбором ответа целесообразно применять в тех случаях, когда эта форма контроля знаний имеет преимущества перед другими, например, они особенно удобны с применением различного типа контролирующих машин и компьютеров. Авторы тестовых разработок сходятся во мнении, что тесты не могут заменить других форм контроля, однако они открывают много новых возможностей перед учителем, проводящим в классе контрольный урок, т.к. снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос.

Рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений

Рейтинг – дословно с английского – это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Принят и такой термин – индивидуальный, кумулятивный индекс. В сузовской практике рейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобальной шкале (например, 20-бальной или 100-бальной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.)

В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и оценку ее усвоения. В их числе:

• рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента и его результаты на экзамене (зачете);

• совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в данном семестре;

• заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;

• интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения.

Мониторинг знаний студентов представляет собой непрерывный процесс, который начинается с момента зачисления студента в университет и завершается итоговой государственной аттестацией. Все виды, формы и сроки контроля знаний фиксируются в учебном плане специальности и учебной программе дисциплины.

Мониторинг в образовании — это система отбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее звеньях, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития и результативности.

Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса. Для проведения мониторинга важно знать:

— что собираются отслеживать;

— какие возможные результаты предполагают получить;

— как можно повлиять на эти результаты;

— каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе обучения целей.

— непрерывное наблюдение за системой образования в пределах своей компетенции и получение оперативной и достоверной информации.

— своевременное изменение в плане роста или снижения, выявление факторов и нахождение путей преодоления проблем.

— оценка эффективности и полноты оказания методической, психологической или социальной помощи.

Важным методическим вопросом является контроль и оценивание деятельности учащихся, так как при выполнении учебного
проекта
учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности от
интеллектуальной до практической. [Н.В. Матяш, 2011: с. 43-51].

Алгоритмизированность проектной деятельности обеспечивает пошаговый характер их интериоризации и возможность
тщательного внешнего контроля. Контроль осуществляется
не только со стороны учителя, но и самим учеником. Такой
взаимный контроль заложен в самой сущности проектной деятельности и включен в каждую стадию выполнения проекта.
Учитель выполняет роль консультанта и партнера по совместной
деятельности.

Критерии оценивания выполненных проектов (по П. С. Лернеру)
включают в себя аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическую направленность проекта и значимость выполненной работы; объем и полноту разработок, выполнение
принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полноту библиографии,
цитаты; оригинальность темы, подходов, найденных решений,
предлагаемых аргументов; оригинальность материального воплощения и представления проекта; качество пояснительной записки:
оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков;
качество и полнота рецензий; качество изделия, соответствие
стандартам, оригинальность.

Критерии оценивания защиты выполненного
проекта состоят в оценке:

— качества доклада: композиции, полноты представления работы, подходов, результатов; аргументированности, объеме тезауруса; объеме и глубине знаний по теме (или предмету), эрудиции.

— межпредметных связях; коммуникативной ориентации: культуре
речи, манере, использованию наглядных средств, чувстве времени, удержании внимания аудитории;

— ответов на вопросы: полнота, аргументированность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта;

— деловых и волевых качеств докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

В отличие от ранее существовавшей практики единоличного оценивания успехов только учителем, выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе преподавателя и учащихся (желательно из других классов).

Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осознания проблемы, выдвижения идей, проектирования, конструирования и моделирования, изготовления, качества изделия и его защиты.

На каждом этапе в совместной деятельности учащихся и преподавателей решаются определенные задачи, и вырабатывается конкретная стратегия взаимодействия.

Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.

По определению контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.

От его правильной организации зависят:

Эффективность управления учебно-воспитательным процессом;

Качество подготовки выпускника школы, специалиста

Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Задача педагога проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.

Если задача контроля заключается в том, чтобы отобрать учащихся, которые не усвоили определенный минимум знаний, то последовательность вопросов должна быть обратной: от вопросов с наименьшим диагностическим весом к вопросам с большим весом. Это понятно: если учащийся ответил на самый трудный вопрос, то вполне вероятно, что он ответит и на более легкий. И наоборот: если ученик не отвечает на легкие вопросы, то, скорее всего, он не ответит и на более трудные.

Компьютеризация обучения открывает большие возможности для индивидуальной и коллективной проверки и оценки результатов обучения, преодоления неуспеваемости. С помощью компьютеров можно легко подсчитать все ответы учащихся на вопросы, определить их диагностический вес, выбрать рациональную последовательность контрольных заданий, соотнести ответ школьника на вопрос с определенной отметкой.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика., 2001.

Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение: учебн. пособие для высш. проф. образования. М. : Академия, 2011.

Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. Бабанского Ю. К. – М: Просвящение 1988.

8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие/Под ред. Смирнова С.А. – М., 1998.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *