к законодательным актам по охране окружающей среды относятся

К законодательным актам по охране окружающей среды относятся

Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды

1. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.

3. Настоящий Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.

4. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

6. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

(п. 7 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

Источник

Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды

Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

1. Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации.

3. Настоящий Федеральный закон действует на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и федеральными законами и направлен на обеспечение сохранения морской среды.

4. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

6. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 июня 2007 г., 24 июня, 14, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 27 декабря 2009 г., 29 декабря 2010 г., 11, 18, 19 июля, 21 ноября, 7 декабря 2011 г., 25 июня, 30 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 21 июля, 24 ноября, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г., 19, 29 июля, 27 декабря 2018 г., 26 июля, 27 декабря 2019 г., 13, 31 июля, 8, 30 декабря 2020 г., 9 марта, 11 июня, 2 июля 2021 г.

Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

По сравнению с ранее действовавшим законодательством уточняется перечень объектов охраны окружающей среды. Теперь к таким объектам относятся также почвы, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в частности выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Предусмотрено проведение обязательной и добровольной экологической сертификации. Обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 12 января 2002 г. N 6, в «Парламентской газете» от 12 января 2002 г. N 9, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 5-П положения статьи 16 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ:

— статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 42 и 58, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности они позволяют применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 марта 2021 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 298-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 453-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 450-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г. и с 1 июля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 463-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 353-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений вступающих в силу с 1 января 2017 г. и с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2017 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением положений, для которых статьей 12 установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июня 2008 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Источник

Обзор нормативных правовых актов в сфере экологии и состояния окружающей среды

к законодательным актам по охране окружающей среды относятся

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 42, статья 58 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Согласно статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ окружающая среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Статьей 2 Федерального закона № 7-ФЗ закреплено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Также, законодательство в сфере экологии и состояния окружающей среды на федеральном уровне составляют: Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ, Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральный закон от 10.07.2001 № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории», Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель», Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах», Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 891 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду», постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий» и иные нормативные правовые акты.

Согласно пунктам «д», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории и законодательство об охране окружающей среды.

В соответствии со статей 6 Федерального закона № 7-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

— участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

— участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

— принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

— право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;

— участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

— осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

— утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);

— установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

— право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

— обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

— предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

— ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

— ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

— право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

— участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

— право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, в том числе, относится решение вопросов:

— организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами;

— осуществления регионального государственного экологического надзора (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности.

Во исполнение норм федерального законодательства, установленных вышеназванными нормативными правовыми актами, на республиканском уровне сформирована правовая база в сфере экологии и состояния окружающей среды.

По данным федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на момент проведения мониторинга, в Республике Алтай действует 92 нормативных правовых акта, в целом или в части отдельных норм, регулирующих вопросы в рассматриваемой сфере правоотношений.

В число упомянутых выше нормативных правовых актов входят: Конституция Республики Алтай, 11 законов Республики Алтай, 4 указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, 37 постановлений Правительства Республики Алтай, 39 приказов исполнительных органов государственной власти Республики Алтай.

В соответствии со статьей 60 Конституции Республики Алтай каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, обеспечивать экологическую безопасность. Республика Алтай устанавливает перечень особо охраняемых территорий и объектов природы, виды растений и животных, занесенных в Красную книгу республики.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Алтай урегулированы Законом Республики Алтай от 24.12.2012 № 70-РЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Республике Алтай». В силу этого закона особо охраняемые природные территории в Республике Алтай разделены на категории с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий в Республике Алтай и статуса находящихся на них природоохранных учреждений.

Правовые и организационные основы организации и развития системы экологического образования, формирования экологической культуры и осуществления экологического просвещения в Республике Алтай установлены Законом Республики Алтай от 06.07.2017 № 38-РЗ «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Республике Алтай».

Во исполнение норм федерального законодательства и республиканского законодательства, Правительством Республики Алтай в сфере природоохранного законодательства принят ряд постановлений.

В целях улучшения экологической обстановки, упорядочения мер экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ, постановлением Правительства Республики Алтай от 04.07.2008 № 151 «О Порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации города Горно-Алтайска» утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации города Горно-Алтайска.

Постановление Правительства Республики Алтай от 20.12.2012 № 314 «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного экологического надзора в Республике Алтай (далее-Порядок).

При проведении регионального государственного экологического надзора осуществляется проверка соблюдения экологических требований, установленных законодательством Российской Федерации в области:

а) охраны атмосферного воздуха;

б) обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов, биологических отходов, отходов лечебно-профилактических учреждений);

в) использования и охраны водных объектов;

г) геологического изучения, рационального использования и охраны участков недр местного значения;

д) охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (пункт 2 Порядка).

В силу пункта 3 Порядка региональный государственный экологический надзор организуется и осуществляется Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 21.05.2015 № 135 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай.

Так, Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции по реализации государственной политики по отдельным переданным полномочиям Российской Федерации в области экологической экспертизы, а также полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сферах регулирования отношений, связанных с охраной окружающей среды, особо охраняемых природных территорий, в сфере обеспечения на территории Республики Алтай реализации мероприятий в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по оказанию государственных услуг в соответствии с настоящим Положением.

В целях повышения благосостояния и обеспечения благоприятных условий жизни населения в Республике Алтай постановлением Правительства Республики Алтай от 13.09.2017 № 228 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды» утверждена государственная программа «Обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды» (далее – Государственная программа).

Мероприятия Государственной программы реализуются в рамках следующих подпрограмм: обеспечение экологической безопасности; развитие лесного хозяйства; развитие водохозяйственного комплекса; повышение эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами и государственным имуществом Республики Алтай.

В результате реализации Государственной программы планируется достичь снижения объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от всех источников с 29,9 тыс. тонн в 2018 г. до 29,4 тыс. тонн в 2023 г. Доля лесопокрытой площади от общей территории в 2023 г. сохранится на уровне 2018 г. и составит 44,3%. Общий предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод за период реализации программы составит 5415,32 млн. руб.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 13.03.2018 № 60 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года» утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года, в рамках которой определены основные направления рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности.

Так, целью рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности Республики Алтай является обеспечение потребностей населения в природных ресурсах, сохранение экологического баланса и благоприятной окружающей среды.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

улучшение качества окружающей среды;

организация рационального природопользования лесными ресурсами;

организация рационального природопользования водными ресурсами и защита населения от их негативного воздействия.

Постановлением Правительства Республики Алтай от 16.01.2015 № 3 «О Красной книге Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» утверждено Положение о порядке ведения Красной книги Республики Алтай.

Согласно пунктам 1 и 2 данного Положения Красная книга является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении, мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) объектов животного и растительного мира, постоянно или временно обитающих (произрастающих) в естественных условиях на территории (в акватории) Республики Алтай и перечень (список) объектов животного и растительного мира, взятых под особую охрану.

Также целях сохранения уникальных природных объектов, пользующихся большой популярностью у жителей Республики Алтай и граждан других регионов Российской Федерации, повышения природоохранного статуса памятников природы местного значения, использующихся в культовых, научных и рекреационных целях постановлением Правительства Республики Алтай от 16.02.1996 № 38 «Об утверждении памятников природы республиканского значения» определен Перечень памятников природы республиканского значения.

Кроме того, Правительством Республики Алтай принят ряд постановлений:

— о природных парках:

— об памятниках природы:

— о биологических заказниках:

Помимо этого, на республиканском уровне органами исполнительной власти Республики Алтай издан ряд приказов, которыми регулируются общественные правоотношения в сфере экологии и состояния окружающей среды.

Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Алтай от 20.07.2011 № 276 «Об утверждении Положения об организации экологического образования и формировании экологической культуры на территории Республики Алтай» утверждено Положение об организации экологического образования и формировании экологической культуры на территории Республики Алтай.

Так, на территории Республики Алтай экологическое образование осуществляется через: обязательное преподавание экологических знаний в учреждениях, дополнительную экологическую подготовку; эколого-просветительскую деятельность общественных организаций, средств массовой информации и дополнительных образовательных учреждений для детей; организацию и проведение научно-практических конференций, семинаров и симпозиумов по проблемам экологического образования; социальную рекламу и наглядную агитацию; распространение экологических знаний библиотеками, музеями.

Экологическое просвещение населения может осуществляться в следующих формах: распространение информации о состоянии окружающей среды, региональных экологических проблемах и путях их решения; распространение экологических знаний библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры; распространение и пропаганда экологических знаний, информации; эколого-просветительская деятельность общественных объединений; организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, лекториев и симпозиумов по проблемам экологии; выпуск экологической литературы для населения.

Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 06.05.2019 № 426 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых приказов» утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня на территории Республики Алтай.

Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай от 21.05.2019 № 451 «Об утверждении Административного регламента осуществления регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых приказов» утвержден Административный регламент осуществления регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору в Республике Алтай.

Перечень должностных лиц Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай и государственных учреждений Республики Алтай, подведомственные Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 25.05.2016 № 294 «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай и государственных учреждений Республики Алтай, подведомственных Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».

Приказом Министерства регионального развития Республики Алтай от 17.06.2019 № 301-Д «Об утверждении Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай и признании утратившим силу приказа Министерства регионального развития Республики Алтай от 30 октября 2017 года № 447-Д», утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, в результате чего в Республике Алтай установлен единый подход к организации деятельности по безопасному накоплению твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельному накоплению, в сельских поселениях, городских округах, на межселенных территориях Республики Алтай в целях предотвращения вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения полезных компонентов, содержащихся в отходах, в хозяйственный оборот.

Кроме того, Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай принят обширный ряд приказов об утверждении Положения и границ отдельных памятников природы республиканского значения.

Все перечисленные в обзоре нормативные правовые акты Республики Алтай прошли правовую и антикоррупционную экспертизу, по результатам которой, коррупциогенные факторы и несоответствие федеральному законодательству не выявлены.

Нормативные правовые акты Республики Алтай в сфере экологии и состояния окружающей среды, являются необходимыми и достаточными для урегулирования данных правоотношений.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на территории Республики Алтай полномочия в сфере экологии и состояния окружающей среды урегулированы достаточно полно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *