Как сделать интерактивные учебники
Как создать электронную книгу с перелистыванием страниц в iSpring Suite
Теперь при помощи iSpring Suite вы за минуту превратите офисные документы в интерактивные учебники — в конструкторе курсов появилась новая опция под названием «Книги».
Раньше для создания книг наша компания предлагала отдельный инструмент — iSpring Flip. Теперь он входит в состав конструктора курсов iSpring Suite — так пользователи могут работать в одной программе комфортнее и быстрее.
Чтобы создать электронную книгу, достаточно открыть в iSpring Suite любой материал формата Word, PDF, PPT и нажать «Опубликовать».
Вы создадите интерактивную книгу в iSpring Suite за четыре клика
Книга сохраняет шрифты, изображения, внутреннюю навигацию, а также ссылки на полезные ресурсы, которые были в исходном документе.
Готовый материал можно загрузить в систему дистанционного обучения, назначить сотрудникам и в режиме реального времени отслеживать, как они читают книгу страница за страницей.
По отчетам в СДО вы увидите, кто читает книгу и сколько времени на это тратит
Интерактивные учебники адаптируются под размер экрана, потому их удобно читать с планшета и смартфона даже без доступа в интернет, например, в самолете или поезде.
Как создать интерактивную книгу с эффектом перелистывания страниц
1. Откройте iSpring Suite, зайдите во вкладку Книги и выберите тип файла, который хотите превратить в интерактивный учебник: PDF, Word или PPT. Пожалуйста, убедитесь, что этот документ не открыт в другой программе.
2. Чтобы посмотреть, как книга выглядит на планшете или смартфоне, нажмите кнопку Просмотр, укажите нужное устройство и ориентацию экрана.
3. Нажмите кнопку Публикация и укажите, где сохранить книгу: на компьютере, в СДО iSpring Learn или другой системе дистанционного обучения.
4. Поставьте галочку рядом с опцией Запускать в iSpring Play, чтобы можно было читать книгу в бесплатном мобильном приложении офлайн.
5. Если вы хотите загрузить книгу в СДО, выберите стандарт, который поддерживает ваша система: SCORM, Experience API (Tin Can), AICC или cmi5.
6. Нажмите кнопку Опубликовать. После публикации курса через вкладку СДО вы автоматически получите zip-архив. Загрузите его в свою систему.
Видеоинструкция «Как создать книгу в iSpring Flip»:
Получите демодоступ к полному набору инструментов iSpring Suite и убедитесь сами, как быстро можно превратить офисные документы в интерактивные книги.
Быстрый конструктор курсов и тестов
Поможет создать интерактивные курсы и тесты в рекордно короткие сроки. Без дизайнера и программиста.
Как создать интерактивный онлайн-курс. Теория и практика
Цель этого руководства — помочь вам стать экспертами в области интерактивного обучения. Вы узнаете, зачем нужен интерактив в онлайн-курсах, что такое поток и кривая интереса и научитесь четырем способам создания интерактивных курсов при помощи iSpring Suite.
Не будем терять времени и перейдем сразу к делу: впереди нас ждет много интересной теории и увлекательной практики.
Что такое интерактив в онлайн-обучении?
Термин «интерактив» часто используют в связке с теорией активного обучения. Ключевая мысль теории: люди запоминают больше, когда применяют новые знания на практике, а не просто слушают и конспектируют лекции. Другими словами, лучше делать, чем смотреть.
Простейший пример интерактива — список вопросов в конце параграфа школьного учебника. Цель та же самая: помочь ребятам усвоить информацию и тут же применить в решении учебных задач.
При просмотре фильма, вы пассивный наблюдатель (поедание попкорна не в счет), но если вы играете в видеоигру, вы участвуете в происходящем
У электронных курсов есть одна важная особенность: их изучают асинхронно. Люди проходят материал не одновременно, а каждый в собственном ритме. Поэтому интерактивные заходы традиционного обучения, когда лектор обращается к аудитории: «Поднимите руку, если…» — в случае электронного обучения не работают. Курс не видит реакцию учеников, не отвечает на дополнительные вопросы и не шутит, если видит, что они заскучали.
К счастью, по мере развития технологий появились подходы и инструменты, которые помогают работать с учащимися даже в асинхронном формате. К этому мы еще вернемся, но сначала давайте поясним, почему вообще интерактив так важен для онлайн-курсов.
Польза интерактива в онлайн-обучении
Представьте, что вы уже два часа едете по шоссе. Знакомая дорога, заурядный пейзаж, взгляду не за что зацепиться. Такая ситуация таит опасность: монотонная езда снижает концентрацию водителя. Это приводит к серьезным последствиям. В фильмах ужасов, например, на дорогу неожиданно выскакивает олень.
С курсами также, хотя и не столь фатально. Монотонное перелистывание слайдов означает бесполезную трату ресурсов, повторение одних и тех же ошибок, а то и вовсе провал программы обучения.
Хорошая новость в том, что для вовлечения учеников продуманный интерактив работает одинаково эффективно. И неважно, с каким типом обучения вы имеете дело: традиционным, дистанционным или смешанным.
Монотонный пейзаж вызывает сонливость. То же самое касается обучения
Учитываем поток
Теорию потока изобрел Михаем Чиксентмихайи, американо-венгерский психолог. Поток — это особое эмоциональное состояние человека во время работы. Когда мы «в потоке», концентрация максимальна. Мы настолько увлечены делом, что не замечаем ничего вокруг. Вообразите результаты, которых мы могли бы достичь, если бы так учились.
При чем тут интерактив?
Чтобы учащиеся вошли в поток, нужно нащупать баланс между их способностями и сложностью обучения. Если задача слишком сложная, это вызовет разочарование, а если слишком легкая — скуку. Но когда задание удерживает на верхней границе способностей, обучение становится по-настоящему увлекательным.
Подстроить обучение под каждого учащегося в рамках электронного курса практически нереально, но продуманный интерактив в этом помогает. Он поддерживает высокий уровень вовлеченности и к тому же оставляет положительные впечатления от обучения.
Самый простой пример того, как отыскать баланс между сложностью задания и навыками — создать несколько вариантов сценария курса (начальный, средний, высокий уровень сложности) и предложить учащимся самим выбрать подходящий или провести предварительное тестирование. По такому принципу устроено изучение иностранных языков. Человека, владеющим английским на уровне upper-intermediate, бессмысленно помещать в группу, где у всех только elementary.
При помощи грамотно настроенного интерактивного сценария можно сделать так, чтобы учащийся автоматически направлялся на более сложный уровень, если покажет высокие знания, и наоборот. Об этом будет чуть дальше.
Кривая интереса
Другая сложная задача, с которой интерактив помогает справиться, — снижающаяся продолжительность концентрации внимания человека. Согласно исследованиям, за пятнадцать лет она сократилась на 3,75 секунды и к 2015 году составила 8,25 секунд. Именно поэтому важно не просто случайным образом вставлять интерактивные элементы в курс (чтоб было), а делать это с умом.
Чтобы удержать внимание пользователей, в индустрии видеоигр используют концепцию кривой интереса. Кривая интереса — это график, на котором зафиксированы ключевые моменты игры. По графику можно с высокой точностью предсказать, когда игра начнет надоедать, и добавить на проблемный участок что-нибудь захватывающее. Об этом подробно рассказывает Джесси Шелл в книге «Искусство геймдизайна: книга линз».
Как это использовать для обучения?
Хотя Шелл использовал кривую интереса для разработки игр, концепция подходит и для обучения.
Пример кривой интереса из книги «Искусство геймдизайна: книга линз»
При разработке интерактивного обучения важно уделить внимание четырем элементам кривой интереса:
Используя кривую интереса в качестве схемы для использования интерактива, вы можете быть уверены, что онлайн-курс удержит внимание учащихся от начала до конца. Такой подход требует больше усилий по планированию, но и результат намного лучше.
Четыре самых простых способа сделать интерактивный курс с iSpring Suite
Мы одолели теорию. Теперь перейдем к практике. Пришло время засучить рукава!
1. Разветвленные сценарии
Возможно, в 90-е годы вам попадалась книга-игра «Подземелья черного замка». Механика подобных книг проста: сюжетные повороты зависят от выбора читателя. Вот вы дошли до развилки в лесу; куда дальше? Повернете направо, читайте текст под номером 86, налево – номер 110. В зависимости от решения, продолжение истории будет отличаться. Такой прием называется ветвлением.
Пример ветвления в книгах — отечественная книга-игра «Подземелья черного замка», вышедшая в 1991 году
Из приключенческих книг прием перекочевал в онлайн-обучение. Смысл остался тем же: ветвление позволяет учащимся выбрать свою собственную траекторию в рамках курса и, таким образом, получить индивидуальный опыт обучения.
Простейшее ветвление — подстраивать уровень сложности курса под успехи учащихся. Допустили ошибки в тесте — отправляйтесь изучать дополнительную информацию по теме. Все легко получается — добро пожаловать в блок для продвинутых.
Деление по уровням сложности — не единственный способ ветвления в курсах. Можно создавать сценарии для разных типов личностей (например, экстравертов и интровертов) или с учетом различных подходов к решению задач.
Разработчики Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) использовали ветвление для курса по пылегазоочистным и водоочистным установкам. Это устройства, которые фильтруют выбросы вредных веществ в окружающую среду.
Задача курса — научить новых сотрудников правильно установить поломку и принять меры. Например, ученик видит, как из труб выходят черные клубы дыма. Нужно решить: сообщить об этом руководству или просто пройти мимо.
У пользователей есть выбор: действовать по инструкции или проигнорировать проблему. Каждое решение имеет свои последствия
Дополнительный бонус ветвления — учащиеся чувствуют себя исследователями. Им интересно узнать, чем же кончится дело, а не просто прокликать слайды до конца.
2. Тесты
Современные механики тестов далеко ушли от обычных списков вопросов с выбором ответа. К примеру, теперь вы можете предлагать интерактивные задания в стиле drag-n-drop: попросить рассортировать предметы или разместить их определенным образом, как в этом онлайн-курсе для мерчендайзеров:
3. Диалоговый тренажер
Диалоговый тренажер — интерактивное упражнение для отработки навыков общения и переговоров. С его помощью учащиеся воспроизводят разговор с виртуальными собеседниками — покупателями, клиентами или коллегами — чтобы затем в реальных ситуациях чувствовать себя подготовленными и уверенными.
Курс-тренажер по телефонным переговорам для сотрудников банка.
В диалоговом тренажере учащийся должен решить задачу, аналогичную той, которую предстоит выполнять на работе: презентовать продукт, дать обратную связь подчиненному или успокоить недовольного покупателя. За каждым выбранным ответом следует реакция виртуального собеседника, поэтому учащийся может увидеть последствия своих решений без риска сорвать сделку или поссориться с реальным клиентом.
Еще тренажер можно применять для тестирования, присуждая баллы за верные ответы, или использовать в курсах в качестве мини-игры, чтобы учащиеся могли сразу применять знания на практике.
Очень часто такой интерактив используют для отработки скриптов, но есть и более креативные варианты. Например, в демо-курсе «Дело Миллеров» вы играете за детектива и расследуете исчезновение пожилой пациентки из больницы.
Самое сложное и интересное работе над диалоговым тренажером — заставить учащихся поверить, что симуляция — не просто песочница с манекенами вместо людей. Главные принципы создания впечатляющих симуляций мы разобрали в статье «Как создать диалоговый тренажер».
4. Триггерные анимации и гиперссылки в PowerPoint
Да-да, не удивляйтесь! Эти стандартные встроенные функции не ограничиваются возможностью кликнуть мышкой, чтобы на слайде появилась новая строка текста. Можно создать всплывающее окно (поп-ап), выпадающий список или, шутки ради, спрятать в курсе пасхалку — секретное послание для самых внимательных. Триггерные анимации могут выглядеть весьма впечатляюще:
Вот несколько обучающих статей по созданию триггерных анимаций:
Если вы раньше не сталкивались с триггерами в PowerPoint, их настройка может показаться трудоемкой. Вот почему iSpring Suite включает 12 готовых интерактивных шаблонов для разных ситуаций, которые помогут курсу выглядеть профессионально и облегчат жизнь педдизайнеру.
Например, интерактивные вкладки помогут структурировать материал без использования пресловутых буллетов, а маркированные изображения отлично подходят для объяснения устройства сложных приборов.
Пример интерактивных шаблонов для онлайн-курсов в iSpring Suite
В заключение
Интерактив — это куда большее, нежели причудливые визуальные эффекты. Вот почему в этой статье мы постарались вооружить вас не только практическими инструментами («Как?»), но и подходами («Зачем?»). Сейчас у вас есть и веские причины использовать интерактив в курсах, и практические способы для его создания. Теперь дело за вами.
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
Дидактор
педагогическая практика
Какими конструкторами электронных книг и пособий воспользоваться?
Продолжаю публикацию обзоров интерактивных инструментов для учителей, которые публиковались в Дидакторе, а также ещё не описанных.
Сегодня хочу представить несколько конструкторов, с помощью которых учитель может систематизировать материал, создать свои электронные учебные пособия для дистанционного обучения, для домашней работы учащихся.
Прежде всего, это несколько онлайн конструкторов.
Это бесплатный инструмент, который поможет вам создавать и выкладывать в Интернет учебные материалы. Помимо текста автор такого электронного учебника может добавлять карты, изображения и даже видео.
Делается это довольно просто. Стоит дать ссылку на видео, чтобы прикрепить его. Изображение достаточно просто «перетащить» в окошко конструктора.
Программа создания электронной книги-раскладушки. Может использоваться учителями для создания дидактических пособий и ученикам и для создания своих привлекательных проектов.
На каждую из страниц размещаются фотографии или рисунки из библиотеки сайта. Всплывающим картинкам можно задать определённую динамику и подобрать нужный размер. К каждому из изображений можно прикрепить комментарий
Наконец, несколько условно бесплатных и платных конструкторов, не требующих интернет-соединения.
3d книга от компании iSpring
Вы размещаете текст, иллюстрации, даёте команду «публикация», и ваша 3d-книга готова. Полное ощущение объема. Вы можете «взяться» за край листа и перевернуть страницу. Пролистывание производится в обе стороны.
Временная шкала
Конструктор представлен также компанией iSpring.
Еще один инструмент систематизации, представления материала в хронологической последовательности. Впрочем, вовсе не обязательная именно хронологическая составляющая. Весь материал можно разбить на периоды (главы), а их соответственно на подразделы (параграфы).
Конструктор позволяет загрузить не только текст, но и изображения, видео, флэш-объекты.
Конструктор Electronic books
Программа имеет интуитивно-понятный и эргономичный интерфейс, позволяющий пользователю мгновенно освоится и приступить к работе.
При проектировании электронного учебника, все данные отражаются в виде удобной древовидной структуры, программа автоматически определяет форматы данных и присваивает им определённые категории.
Электронный учебник, как средство интерактивного обучения
Для дошкольников и учеников 1-11 классов
Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.
Электронный учебник, как средство интерактивного обучения
Преподаватель ГБОУ КК «АМТ»
Современное образование отличается высокой степенью информационной насыщенности. Этим обусловлена актуальность применения информационных технологий при изучении различных предметов в средних специальных заведениях. Необходимость новых методов обучения приводит к появлению уникальных электронных изданий, которые вбирают в себя теоретическую информацию, практические задания, фото- и аудио-материалы. Электронный учебник – это учебное издание в электронном виде, которое содержит структурированный и систематизированный материал, используемый студентами в учебном процессе для освоения новых знаний и умений; оно характеризуется логичностью изложения, высоким техническим оснащением и высоким уровнем художественного исполнения. Электронный учебник имеет ряд преимуществ по сравнению с печатным аналогом: простота и удобство обращения; возможность обновления ресурса электронного учебника; автоматизация учебного процесса и увеличение скорости предоставления образовательной услуги; полнота передаваемой информации.
Основная задача электронных учебников на этапе получения новых знаний заключается в привлечении в процесс обучения иных, нежели традиционный учебник, возможностей человеческого мозга, в частности, слуховой и эмоциональной памяти, с целью максимального облегчения понимания и запоминания наиболее существенных понятий, утверждений и примеров [3]. Основные фрагменты учебника или темы наряду с текстом и иллюстрациями содержат аудио- или видеозапись лекторского изложения материала. Лектор дает свое понимание изучаемого предмета, расставляет необходимые смысловые акценты, которые трудно бывает передать в обычном учебнике. Текстовая часть сопровождается многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром и индексом [4].
Применение электронного учебника усиливает активность каждого студента, повышает его заинтересованность в изучении предметов. Самостоятельная работа с электронным учебником или работа в учебной аудитории позволяет научить студента ориентироваться в информационном пространстве, находить решение каких-либо проблем. Использование современных методов обучения студентов в техникуме, а именно – электронных учебников, улучшает качество знаний, ускоряет процесс получения информации. Рациональное применение электронных средств образования при изучении программы «1С: Торговля и склад» способствует быстрому усвоению материала, позволяет студентам формировать общие и профессиональные компетенции и повышает их мотивацию к получению новых навыков и умений.
Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности студентов. Можно самостоятельно проверить свои знания. Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно-деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех студентов, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс меняет идеологию обучения, которой сегодня присуща открытость, свобода в доступе к образовательным ресурсам, свобода в выборе форм, технологий, принципов получения знаний и информации. Следовательно, применение электронных учебников способствует не только осознанному и прочному запоминанию основных понятий и алгоритмов деятельности изучаемого учебного курса, но и творческому их применению
Двусторонние отношения преподавателя и студента в образовательном процессе позволяют организовать управление обучением, как со стороны первого, так и со стороны второго. Традиционно преподаватель осуществляет управление усвоением учебного материала через периодический контроль с помощью тестов различного уровня или выполнения письменных работ. Вынужденные ожидания студентами помощи от преподавателя для проверки и коррекции своих действий приводят к слабому усвоению курса, снижению их познавательной активности, как следствию, неуспеваемости и низкому качеству знаний.
Повышению эффективности обратной связи между студентами и преподавателем, позволяющей контролировать промежуточные и конечные результаты обучения, сравнивать их с выдвинутыми целями и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебный процесс, способствует электронный учебник, содержащий системы контроля и коррекции знаний.
Применение электронных учебников в процессе обучения специалистов основных экономических специальностей способствует повышению эффективности дидактического процесса на мотивационном этапе, этапах функционирования и управления учебно-познавательной деятельностью в силу основных и дополнительных особенностей. Студенты пользуются электронными материалами и в домашних условиях. Непосредственное взаимодействие с электронным учебником формирует умения и навыки работы с компьютерными технологиями, развивая информационную культуру. Таким образом, внедрение новых информационных технологий позволяет оптимизировать образовательный процесс и повысить качество подготовки специалистов.