Как сделать интонационную разметку текста
Как сделать интонационную разметку текста
Рейтинг:
Прежде всего необходимо усвоить, что интонация — это комплексное средство языка, которое включает в себя несколько компонентов: мелодику, логическое ударение, громкость, темп речи и паузу.
Мелодика — это изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Она является главным компонентом интонации, иногда ее называют интонацией в узком смысле слова. В русском языке выделяются несколько типов мелодики, основными из которых являются:
мелодика завершенности, которая характеризуется понижением высоты голоса к концу высказывания и свойственна повествовательным предложениям, а также вопросительным предложениям с вопросительным словом;
вопросительная мелодика, которая характеризуется повышением высоты тона и свойственна вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос);
мелодика незавершенности, которая близка к вопросительной, но характеризуется меньшим подъемом высоты тона и реализуется в неконечных частях распространенного высказывания.
Логическое ударение (называемое часто акцентным или смысловым выделением) — это выделение с помощью интонационных средств какого-либо слова в высказывании, которое представляется говорящему наиболее важным, с целью обратить на него внимание слушателя. Часто в этом смысле говорят о месте интонационного центра высказывания, то есть том слоге илислове, на котором происходит коммуникативно значимое изменение высоты тона голоса. Интонационный центр высказывания всегда располагается на том слове, которое говорящий хочет акцентировать. В зависимости от того, на какое слово фразы падает логическое ударение, высказывание изменяет свой смысл и требует иной речевой реакции собеседника. Например:
— Вы пойдете в театр?— Да, в театр.
— Вы пойдете в театр? — Да, пойдем.
— Вы пойдете в театр?— Да, мы.
Громкость — это воспринимаемая слушателем интенсивность высказывания. Интенсивность высказываний всех коммуникативных типов обычно уменьшается к концу высказывания. Более важные в смысловом отношении части предложения обычно характеризуются более высоким уровнем суммарной интенсивности, то есть более громки, чем малозначимые части предложения.
Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов), произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Основные закономерности изменения темпа речи на протяжении высказывания состоят в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале, и, кроме того, наиболее важные слова и части высказывания характеризуются замедлением темпа речи. Другими словами, то, что говорящий считает важным, он обычно произносит более медленно.
Пауза — перерыв в звучании является важным средством смыслового членения предложения. В зависимости от места расположения паузы может изменяться смысл высказывания. Здесь можно привести известную фразу «Казнить нельзя помиловать», которая меняет свой смысл на противоположный в зависимости оттого, где делается пауза.
Перечисленные интонационные средства в речи выступают в различных сочетаниях, придавая ей разнообразие, яркость и выразительность. Общее количество мелодических типов не ограничивается перечисленными. Например, восклицательные предложения могут быть произнесены с различными эмоциональными оттенками. Умение рационально использовать перечисленные компоненты интонации и реализовывать в речи различные смысловые и эмоциональные оттенки составляет одно из необходимых условий ораторского мастерства и служит предпосылкой выразительности устной речи.
Для совершенствования навыков интонационного оформления речи при чтении вслух необходимо овладеть техникой интонационной разметки текста. Интонационная разметка текста — это своего рода интонационная транскрипция, то есть запись того, как нужно использовать основные компоненты интонации при чтении текста. Процедура интонационной разметки текста состоит в следующем:
1. Разметьте в тексте место пауз и их долготу. Пауза отмечается вертикальной чертой, короткая пауза — одной чертой, длинная — двумя. Обычно длинные паузы соответствуют знакам препинания в тексте, а короткие делаются внутри распространенных предложений между группами подлежащего и сказуемого, при однородных членах предложения, при перечислении и т.д.
2. Подчеркните те слова, на которые должно падать логическое ударение. В тех словах, которые имеют варианты произношения, отметьте словесное ударение.
3. Отметьте движение тона (то есть мелодику) в тех словах, которые предшествуют паузе. Мелодика завершенности отмечается стрелкой вниз, незавершенности и вопроса — стрелкой вверх.
4. Подчеркните двумя чертами более важные отрезки текста, которые должны быть прочитаны медленно и отчетливо. Менее важные отрезки, которые следует читать быстро и «на одном дыхании», можно заключить в скобки.
5. Прочитайте текст в соответствии со сделанной разметкой и проверьте, удобна ли она для чтения.
Для совершенствования навыков владения интонацией предлагаются специальные упражнения, направленные на расширение диапазона голоса и вырабатывающие умение услышать и понять разницу в интонировании при чтении текста профессиональным диктором и непрофессионалом.
Упражнение 1. Подберите любые восемь строк из стихотворения и прочтите их, повышая тон на каждой строке. Пользуйтесь повышением тона расчетливо, чтобы его «хватило» на все строки стихотворения. Определите, если есть возможность, с помощью музыкального инструмента средний тон своего голоса и начинайте читать на два-три тона ниже него. Выполняйте задание до тех пор, пока не научитесь автоматически соразмерно повышать звуковой регистр.
Упражнение 2. Для выбранного восьмистишия нарисуйте схему изменения регистра строк, в которой следует переходить от строки к строке не постепенно, а большими интервалами — через несколько регистров, например:
§ 243. Интонирование текста
Выразительному звучанию текста способствует не только верное паузирование, но и правильная, естественная интонация, отвечающая требованиям традиционно сложившейся литературной нормы.
В русском языке различаются два основных типа интонации: восходящая (с повышением тона) и нисходящая (с понижением тона). Восходящую интонацию можно назвать также интонацией незавершенности, а нисходящую — интонацией завершенности.
Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением. Оно используется для смыслового подчеркивания какого-либо слова или словосочетания в предложении. Существует определенная закономерность между способами интонирования и знаками препинания, с одной стороны, и смысловыми отношениями в предложении, с другой.
1. Нисходящая интонация (понижение тона), условно обозначаемая в текстах значком (в примерах выделена полужирным курсивом), требуется в тех случаях, когда употреблены следующие знаки препинания:
1) точка:Москва. 7 октября. Сегодня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Марины Цветаевой;
2) многоточие (если обозначает завершенность мысли): «Петербург взят финнами… Колчак взял Сызрань. Царицын…» (Бунин);
3) запятая в бессоюзном и сложносочиненном предложениях с перечислительными отношениями между частями: «В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами. Дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вдыхает широкой грудью…» (Чехов);
4) точка с запятой (пауза между частями более продолжительная, чем при запятой);
5) двоеточие в простом предложении:Предприятию требуются рабочие: слесари, токари, фрезеровщики; в сложном предложении:А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык… (Тургенев).
2. Восходящая интонация (повышение тона), условно обозначаемая в текстах значком (в примерах выделена полужирным шрифтом), требуется в тех случаях, когда употреблены следующие знаки препинания:
1) восклицательный знак:Прошувнимания! Просьба прекратить прения!;
2) вопросительный знак:В чем особенность современного этапа развитияобщества?;
3) запятая:
а) в ряду однородных членов простого предложения, соединенных соединительными союзами и, да (в значении «и»), или без союзов, сопровождается интонацией однотипного перечисления: Коллектив подобрался деловой, бодрый, энергичный. Каждый работает с полной отдачей и энтузиазмом;
б) в простом или сложном предложении при наличии противительных (но, а, однако), разделительных (либо…либо, то…то, не то…не то и др.), двойных сопоставительных (как…так и; хотя и…, но; если не…то и др.) союзов сопровождается неоднотипной, неоднородной интонацией: восходящая интонация сменяется нисходящей: Мал золотник, да дорог. Это не улица, а проспект. В экономике нет другого выбора: либо сила, либо рубль;
в) в простом предложении при обособленных членах предложения: Редакция благодарит читателей, приславших свои пожелания. В решении, принятом на совещании, подведены итоги работы. Несмотря на трудные метеоусловия, трансконтинентальный перелет состоялся;
г) в простом предложении при наличии вводных слов и обращений, если они выделены в речевой такт, т. е. сопровождаются паузой: По сообщениям печати, визит главы правительства может не состояться;
д) в сложноподчиненном предложении на границе входящих в него простых предложений: Мне кажется, что стиль перевода не будет нарушен, если мы в меру и с тактом будем передавать иностранные пословицы русскими, которые им соответствуют по содержанию и стилю, особенно в тех случаях, когда буквальный перевод неуклюж и многословен (К. Чуковский);
4) тире в простом предложении:Жизньпрожить — не поле перейти.Справа — море,слева — горы; в сложном предложении:Векживи — век учись.
3. Восходящая интонация (повышение тона) требуется во всех случаях, когда пауза на границах речевых тактов (синтагм) возникает при отсутствии знака препинания:
Нередко¦еще у нас можно слышать утверждение:/рынка в чистом виде/уже не существует нигде,/тем более в индустриальных странах.// Жестокое заблуждение.// Если несказать/безграмотность¦и слепота.// Да,/государство сегодня/везде пытается подправлять рынок.// Да,/монополии/планируют свое производство,/борются за контроль над рынком.// Но над рынком,/а не над чем другим!//…Ничего полезного изтого,/что историяэкономики¦накопила завека,/современное хозяйство не потеряло.// И, добавлю,/— не может потерять.// Ибо рынок¦и общественное разделениетруда/не разъемны.//И чем глубже это разделение труда, /темшире, /разветвленнее¦рынок.// Азначит,/и его инструменты:/деньги,/цена,/налоги,/кредит/валютный курс.// (Н. Шмелев, Либо сила, либо рубль).
4. Логическое ударение (особое повышение тона, сопровождаемое интенсивностью звучания ударного слога, в текстах) условно обозначаемое значком («) (в примерах ударяемая буква выделена полужирным шрифтом), допускается лишь при смысловом выделении слова и словосочетания во фразе:
1) в пределах одного простого предложения рекомендуется прибегать к логическому ударению не более одного раза, подчеркивая таким образом новую, важную для данного высказывания информацию, т. к. от изменения места логического ударения меняется смысл сообщения в целом. Например, предложение Пушкин родился в Москве может иметь три варианта постановки логического ударения в зависимости от того, на что нужно обратить внимание: а) Пушкин родился в Москве; б) Пушкин родился в Москве; в) Пушкин родился в Москве.
Наличие более чем одного логического ударения в простом предложении допускается в ряду однородных членов, если нужно подчеркнуть каждый из них: Пушкинский черновик — это драгоценный документ, в котором зафиксированы все стадии творческого процесса, сохранена вся его последовательность, все постепенные наслоения;
2) в связном тексте логическое ударение помогает говорящему четко выделять начало новой мысли, подчеркивает служебные слова, оформляющие композиционные зачины: во-первых, во-вторых, таким образом, итак, конечно, естественно, в конце концов и т. д.;
3) выделяется акцентируемый класс слов, логическое подчеркивание которых характерно для публичных выступлений, так как при помощи их оратор выражает свое отношение к предмету речи: очень, совершенно, абсолютно, никак, опять, вновь, раньше, всегда, ежегодно, обычно; есть, нет, нельзя, можно, не следует; важно, мало, много и т. д.;
4) выделяются «опорные точки» текста — слова, называющие объект речи; в первую очередь, это термины, а также слова, уточняющие значение терминов, поясняющие их.
Ниже приводится отрывок из статьи Н. Шмелева, разделенный на речевые такты, содержащий интонационную разметку и логическое ударение с ориентацией на произносительные нормы публичной речи.
Условные обозначения:
(/) непрерывная косая линия указывают на обязательные паузы, (¦)прерывистая косая линия — на возможные, факультативные паузы;
— нисходящая интонация (понижение тона);
— восходящая интонация (повышение тона);
(«) — логическое ударение (особое повышение тона, сопровождаемое интенсивностью звучания ударного слога, в текстах).
На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.
Как сделать интонационную разметку текста
АЛГОРИТМ ИНТОНАЦИОННОЙ РАЗМЕТКИ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ СИНТЕЗА РЕЧИ ПО ТЕКСТУ
ALGORITHM OF THE INTONATION MARKING OF NARRATIVE SENTECES FOR TTS SYNTHESIS
Цирульник Л.И. ( L.Tsirulnik@newman.bas-net.by ), Лобанов Б.М. ( Lobanov@newman.bas-net.by ), Сизонов О.Г. ( Osizonov@yahoo.co.uk )
Объединённый институт проблем информатики НАН Беларуси, Минск, Беларусь
Описывается алгоритм синтагматического членения и интонационной разметки повествовательных предложений, учитывающий позиционные и комбинаторные просодические факторы. Использование предложенного алгоритма при синтезе речи по тексту позволяет избежать так называемой «монотонности второго рода».
Введение
В [1] описаны общие принципы синтеза просодических характеристик речи по тексту, реализованные в системе «МультиФон». Первый из блоков подсистемы синтеза просодических характеристик речевого сигнала (просодический процессор), используя языко-зависимые ресурсы и правила, осуществляет анализ и просодическую разметку нормализованного орфографического текста. Анализ и просодическая разметка текста происходит в несколько этапов. На первом этапе осуществляется расстановка сильных и слабых словесных ударений, для чего используется грамматический словарь словоформ, содержащий пометы позиции ударения каждой словоформы, а также правила расстановки слабых и сильных словесных ударений, которые учитывают, в частности, принадлежность слова к знаменательным или служебным частям речи, его положение в предложении и ближайшее окружение. На следующем этапе – этапе объединения орфографических слов в фонетические слова и акцентные единицы (АЕ) – используются списки энклитиков и проклитиков, а также правила объединения в АЕ, которые также учитывают принадлежность «смежных» слов к определённым частям речи. На этапе разбиения текста на синтагмы и установки интонационного типа синтагм – завершающем этапе анализа и просодической разметки – используются правила синтагматического членения текста, согласно которым количество АЕ в синтагме не может превышать некоторого фиксированного количества (например, четырёх). Правила синтагматического членения и определения интонационных типов используют явные маркеры границ синтагм в тексте: знаки препинания, а также неявные, в частности, сочинительные и подчинительные союзы. Выходным данным блока анализа и просодической разметки является текст с пометами позиций ударения, границ фонетических слов и АЕ, а также синтагм с указанием интонационных типов каждой синтагмы.
Данная работа посвящена описанию алгоритма просодической разметки наиболее частотных компонентов входного текста – повествовательных предложений. На первом этапе осуществляется ч ленение текста на предложения, и далее каждого предложения – на пунктуационные и лексические синтагмы. На втором этапе реализуется автоматическая маркировка интонационного типа каждой синтагмы.
1. Членение текста на предложения, пунктуационные и лексические синтагмы
Синтез речи осуществляется по предложениям, которые характеризуются достаточной степенью интонационной автономности в тексте и допускают наличие достаточно длительной паузы между ними (0,5 – 1,5 сек.).
Предложением считается отрезок текста, ограниченный знаками [.], [?], [?!], [!], [. ]. Конец предложения может быть обозначен также знаком […], при условии, что следующее за ним слово начинается с большой буквы.
Предложением будем считать также заголовок всего текста или его части, в конце которого знак [.] может отсутствовать. Конец такого предложения обозначим знаком [*]. Кроме того, в отдельный тип выделяется предложение, ограниченное точкой в конце абзаца. Конец абзаца обозначим знаком [#].
Индикаторами членения предложения на пунктуационные синтагмы (ПС) являются знаки препинания. Пунктуационными синтагмами будем считать предложение (при отсутствии в нём знаков препинания) или части предложения, ограниченные следующими знаками:
Таким образом, если предложение содержит n знаков препинания (включая знак конца предложения), то оно разбивается на n пунктуационных синтагм (n = 1,2,3,…). Определённым исключением из этого правила может служить ситуация, когда знак препинания стоит после сочинительного союза: и, да, но и, так и, а, но, однако, зато, или, либо, то и др. В этом случае предпочтительнее будет отказаться от установки синтагматической границы на месте этого знака препинания, хотя она и допустима для некоторого индивидуального стиля речи.
(1) Пример: “Он быстро вошел и, увидя нас, внезапно остановился”.
Очевидно, что пунктуационные синтагмы могут быть различной длины (где под длиной понимается количество слов). Если длина синтагмы слишком большая (например, более 4-х слов), то следует убедиться, не содержит ли она некоторые простые лексические признаки (определённые слова или словосочетания), которые позволили бы разбить её на более мелкие лексические синтагмы (ЛС). Экспериментальные исследования [2] показывают, что во многих случаях к таковым может быть отнесено присутствие следующих лексических признаков:
– соединительного союза «И».
Раздел синтагмы – перед «И».
– разделительного союза «ИЛИ».
(3) Пример: «Стоит ли нам сейчас пообедать / или подождать до 3-х часов»? Раздел синтагмы – перед «ИЛИ».
– имён собственных (ИС).
(4) Пример: «Сегодня певица Алла Пугачёва / решила выступить в нашем городе». Раздел синтагмы – после последнего из следующих подряд ИС.
(5) Пример: «Возможность победы БНФ / вызывает большие сомнения».
Раздел синтагмы – после АБ.
– названий разрядов чисел (РЧ).
(6) Пример: «Два миллиона / десять тысяч / сто пять целых / двадцать пять сотых».
Раздел синтагмы – после каждого РЧ.
– названий месяцев, слов «час, минута» при расшифровке даты и времени (ДВ).
(7) Пример: «Десять часов / пять минут / десятого июня / седьмого года».
Раздел синтагмы – после ДВ.
Указанный перечень не является полным и может быть расширен в процессе анализа всё более объёмных текстовых и речевых корпусов.
2. Маркировка интонационного типа синтагм
Категория повествовательных предложений характеризуется завершённой интонацией – F (Finality). Категория распознаётся по знакам: [.], […], [*], [#], которые определяют её интонационный тип, обозначаемый при обработке текста, соответственно, символами:
Кроме перечисленных выше основных пунктуационных типов интонации завершённости, реализующихся в последней синтагме предложения, внутри него могут присутствовать также два дополнительных пунктуационных типа интонации, характеризующихся различной степенью завершённости:
Интонация «вводности» реализуется при условии, что в предложении указанным знакам предшествовали, соответственно, знаки [( ], [,– ], [ –].
Внутри предложения могут присутствовать также 4 пунктуационных подтипа интонации, характеризующихся различной степенью незавершённости: N ( Nonfinality ):
Интонация «предводности» реализуется при условии, что за указанными знаками непосредственно следуют, соответственно, знаки [ )], [,– ], [–].
В свою очередь пунктуационные синтагмы могут содержать лексические синтагмы с интонацией незавершённости следующих 3-х типов:
– N 6 – интонация лексических синтагм – [ИС], [АБ], [РЧ], [НВ].
Далее, как само предложение, так и входящие в него пунктуационные и лексические синтагмы могут содержать неопределённое количество синтаксических синтагм [3] с характерной для них интонацией незавершенности:
– N7 – интонация синтаксических синтагм.
Описанные интонационные типы синтагм показаны на рис. 1.
Рис.1. Интонационные типы синтагм повествовательных предложений
3. Маркировка комбинаторных вариантов интонационного типа синтагм
Можно выделить следующие основные варианты интонирования синтагм в зависимости от способа отделения однородных и обособленных членов предложения, а также сложносочиненных предложений друг от друга:
1. Однородные члены предложения, отделяемые запятой и следующими за ней соединительными или разделительными союзами: и, ни. ни, или, либо, ли. ли, то. то, и др.
За дождем не видно было ни моря [ N 0.0], ни неба [ F 0.0].
Гаврила либо сбежал [ N 0.0], либо утонул [ F 0.0].
Стало совсем темно [ N 0.0], и улица мало-помалу опустела [ F 0.0].
2. Однородные члены предложения, отделяемые запятой и следующими за ней противительными союзами: а, но, да (в значении «но»), однако и др.
На смелого собака лает[ N 0.1], а трусливого кусает [ F 0.1].
3. Обособленные члены предложения, отделяемые причастием.
Внезапно он улетел [ N 0.2], встревоженный вихрем [ F 0.2].
4. Обособленные члены предложения, отделяемые деепричастием.
Длинная стружка лезла из рубанка [ N 0.3], завиваясь штопором [ F 0.3].
5. Сложносочинённое предложение, отделяемое сочинительным союзом.
6. Сложноподчинённое предложение, отделяемое подчинительным союзом.
Все заглядывали вперед [ N 0.5], где качалось красное знамя [ F 0.5].
Замечание . При отсутствии признаков, определяющих указанные выше интонационные варианты, второму индексу присваивается значение «6».
Впереди виднелись горы [ N 0.6], их вершины блестели [ F 0.6].
Предложенные правила маркировки комбинаторных вариантов представлены на рис. 2.
Рис.2. Правила маркировки комбинаторных вариантов интонационного типа синтагмы
4. Маркировка позиционных вариантов интонационного типа синтагм
Определим минимально необходимый набор позиционных вариантов указанных интонационных типов.
Позиционные варианты интонации завершённости – F 0.0 :
Позиционный вариант (0)
Позиционный вариант (1)
Позиционные варианты интонации незавершённости – N 0.0 :
Позиционный вариант (0)
Позиционный вариант (1)
При необходимости подобным же образом возможно создание вариантов других интонационных типов, рассмотренных выше.
Предложенные правила маркировки позиционных вариантов представлены на рис. 3.
Рис.3. Правила маркировки позиционных вариантов интонационного типа синтагмы
– буква – интонационный тип синтагмы: F (завершённый) или N (незавершённый);
– индекс i – интонационный подтип синтагмы: 0, 1, 2, …
– индекс j – комбинаторный вариант подтипа синтагмы: 0, 1, 2, …
– индекс k – позиционный вариант подтипа синтагмы: 0, 1, 2, …
Заключение
Предложенный алгоритм позволяет сгенерировать достаточно большое количество вариантов синтагм завершённого и незавершённого типа, что обеспечивает устранение в синтезированной речи так называемой «монотонности второго рода».
Рассмотренный подход к маркировке интонационных подтипов синтагм в повествовательных предложениях, их комбинаторных и позиционных вариантов может быть использован также и при маркировке вопросительных и восклицательно-побудительных предложений.
Доклад будет проиллюстрирован образцами речи, синтезированной в соответствии с описанным алгоритмом.
Список литературы
2. Лобанов Б.М. Алгоритм сегментации текста на синтаксические синтагмы для синтеза речи // в наст. с б. трудов Диалог’2008.
[1] Здесь и далее (в примерах 2-7) граница синтагмы в предложении обозначается символом «/»
[2] Здесь и далее (в примерах 8-15) интонационный тип синтагмы указан в квадратных скобках.