Как сделать кардиоидный микрофон

Кардиоидный микрофон: особенности и лучшие модели

Как сделать кардиоидный микрофон

Во многих сферах жизни используется разнообразная техника. Большую популярность в настоящее время имеет музыка – живые концерты, видеозаписи выступлений, звукозапись песен новых исполнителей. Всем им необходимо такое чудо техники, как микрофон. Мы поговорим об их кардиоидной разновидности.

Как сделать кардиоидный микрофон

Что это значит?

Микрофон, как известно, это устройство вывода звуковой информации на более дальние расстояния. В зависимости от технических характеристик, бывают эстрадные, репортерские, студийные и инструментальные экземпляры. По принципу действия – конденсаторные и динамические. Но в этой статье мы рассмотрим разделение устройств по пространственным характеристикам направленности. Современные микрофоны делятся на кардиоидные и гиперкардикоидные.

Самым популярным считается кардиоидный. Это одно из устройств, которое применяется в музыкальном мире с определенной характеристикой направленности. Это означает улавливание звука с той или иной стороны. Такой микрофон дает уникальную возможность при записывании в студиях, выступлениях на сценах, озвучке музыкальных инструментов.

Как сделать кардиоидный микрофон

Это однонаправленное устройство, что означает, что оно принимает звуки только от одного источника, внешние факторы сзади никак не влияют на производительность звука. Его головка имеет форму сердца, что позволяет воспроизводить и улавливать звук качественно. Микрофонное приспособление работает только по принципу направления звука в центр головки или сбоку. Желательно сконцентрироваться на точку улавливания звука. Иногда при выступлениях певцы отклоняются от центральной точки, и тогда микрофон улавливает звук не так четко, как хотелось бы.

Суперкардиоидный микрофон имеет более узкую зону захвата звука, в отличие от кардиоидного. В остальном они очень похожи.

Однако шумоподавление у суперкардиоидного значительно хуже, он улавливает внешние звуки, идущие сзади.

Как сделать кардиоидный микрофон

Как сделать кардиоидный микрофон

Достоинства и недостатки

Достоинства:

Недостатки:

Как сделать кардиоидный микрофон

Как сделать кардиоидный микрофон

Обзор лучших моделей

Гиперкардиоидный Superlux D103/02P

Данная модель очень популярна у начинающих видео-операторов. Они используют ее для видеосъемок. В отличие от суперкардиоидного, он имеет зону чувствительности спереди более узкую, а сзади она более широкая. Также улавливает шум, идущий сзади, более отчетливо. Используют в студиях для озвучивания акустических инструментов.

Как сделать кардиоидный микрофон

Как сделать кардиоидный микрофон

Audix D4

Вокальный микрофон используется на более живых выступлениях. Предназначен только для передачи голоса самого певца и не используется для озвучивания акустических инструментов. Также следует заметить, что и микрофон для вокала имеет характеристики направленности. Он может быть чувствительным к высоким или к низким тонам. Также разновидность таких микрофонов может отличаться от индивидуального предназначения – может использоваться для сольных выступлений или для хоровых.

Как сделать кардиоидный микрофон

Shure

Петличный микрофон. Существуют проводные и беспроводные. Чаще всего данную модель используют в интервью, телепередачах, телешоу, в съемках видеороликах на YouTube. Беспроводные петлички позволяют актеру не быть привязанным к камере, безопасность от повреждения провода, дистанция расстояния от камеры может позволять быть свободным в действиях. Одно из прекрасных качеств такого микрофона заключается в том, что его можно применять на любых местах, прикрепив на одежду или под нее.

Относится такое устройство к конденсаторным, имеет наилучшую чувствительность к улавливаемым звукам. Но и оборотная сторона тоже есть – нужен постоянный источник питания. У конденсаторного микрофона всегда присутствует специальная коробочка, которая подает питание. Подключается как к телефону, так и к компьютеру или камере. Следует учесть, что от размещения микрофона зависит качество и громкость звука.

Как сделать кардиоидный микрофон

Как сделать кардиоидный микрофон

Конечно, всегда стоит вопрос: «Какой же выбрать?». Ответить на него можно, только зная характеристики микрофонов, модели и методы использования в различных сферах.

Следует определиться, в каком направлении будет использоваться то или иное устройство.

Как сделать кардиоидный микрофон

Как сделать кардиоидный микрофон

Кардиоидный микрофон BOYA BY-MM1 представлен далее.

Источник

Недорогие динамические микрофоны для вещания

Как сделать кардиоидный микрофон

Как сделать кардиоидный микрофон

Производители оборудования, как известно, всегда ищут возможность выйти на массовый рынок. Как только интернет-вещание, или стриминг, стало набирать популярность, на рынке мгновенно появилась «специальная» техника, в частности, стриминговые микрофоны. Они уже приобрели некоторую известность среди пользователей, которые, при обмене опытом, тем не менее, периодически сокрушаются о встречающихся недостатках. Кнопка, там, хлипковата, «шнурок» не такой, или еще что-то не так. Бюджет раздувать нет возможности, а «все самое лучшее» на поверку не всегда оказывается таковым. И что делать? Прежде всего – начать рассуждать.

Первое, на что можно обратить внимание, это динамический речевой микрофон. Ему не нужны источники питания, как конденсаторным моделям, просто присоединил кабель – и работай. Именно его обыкновенность позволит вам избежать излишнего раздувания бюджета, обеспечив в то же время высокое качество передачи голоса.

Наверное, нет в наше время такого человека, который бы не читал о том, что человеческий слух способен различать частоты в диапазоне, примерно, от 20 Гц до 20 кГц. Разумеется, это некоторое статистическое усреднение, но именно его взяли за основу для конструирования массовой звуковоспроизводящей техники. Однако человеческий голос, даже со всеми его обертонами, в рамках этого диапазона занимает достаточно узкую область, с верхней границей по высшим гармоникам где-то около 5 кГц. Все, что на частотной шкале находится выше этого порога, это уже совсем слабые высшие гармоники, создающие, тем не менее, «открытость» звучания записанного голоса (их граница, в среднем, не превышает 8 кГц), а далее, еще выше, – просто шумы, которые к голосу отношения не имеют, и даже частенько ему мешают.

Какой вывод? Такой, что для записи голоса достаточно иметь хороший речевой микрофон. Который будет «слушать» говорящего в него человека, а не окружающие шумы, поскольку лишние частоты просто не воспринимает. Такой микрофон имеет соответствующую характеристику направленности, чаще всего, кардиоидную. Для того чтобы его найти, вовсе не обязательно изучать каталоги «всемирно известных». Менее известная марка может дать вам такое же качество, но с меньшими затратами. Существует множество моделей хороших речевых микрофонов за вполне разумную цену.

В качестве конкретного примера приведу американскую компанию Nady. Она присутствует на рынке звукового оборудования уже достаточно давно, однако в качестве производителя микрофонов у нас почему-то известна не многим. При этом в арсенале продукции Nady, довольно разнообразном, есть целая линейка микрофонов, которые подходят для наших целей и качеством, и ценой. Вся серия носит громкое название StarPower и в ней можно выделить как минимум пять интересующих нас моделей: SP-1, SP-4C, SP-5, SP-9, SP-33. Мне удалось с ними познакомиться, так что про них сейчас и поговорим.

Nady SP-1

Как сделать кардиоидный микрофон

Динамический микрофон с классическим дизайном. Производитель заявляет эту модель как «профессиональный многоцелевой микрофон» подходящий для работы на сцене, в приложениях public address, а также в звукозаписи.

Микрофон выполнен в жестком металлическом корпусе длиной около 18 см и массой 214 г., в комплекте есть клипса для крепления на стойку. На корпусе есть выключатель. Капсюль на неодимовом магните имеет внутреннюю виброзащиту и надежно упрятан под металлической сеткой. Кроме того, конструкция капсюля учитывает возможность появления на входе высокого звукового давления (>130 дБ), и даже в подобных случаях он снимает звук без искажений. Паспортный частотный диапазон составляет 80 Гц – 12 кГц, а это значит, что микрофон слабо реагирует как на низкочастотные вибрации, так и на высокочастотные шорохи и шумы. Характеристика направленности кардиоидная, то есть, боковые источники звука, по сравнению с фронтальными, существенно ослабляются. Микрофон имеет хорошую чувствительность, но при этом довольно большое выходное сопротивление (500 Ом). То есть, для раскрытия его потенциала нужен хороший предусилитель, иначе звук может оказаться просто тихим, и вы не раскроете все краски своего голоса. Впрочем, такой предусилитель есть практически в любом современном микшерном пульте или приличном компьютерном аудиоинтерфейсе. Микрофон оснащен стандартным разъемом XLR (он же «кэнон», если пользоваться сленгом), и может подключаться к посредством кабеля XLR-XLR («кэнон папа-мама») или XLR – TS jack, с двухконтактным джеком.

Nady SP-4C

Как сделать кардиоидный микрофон

Это тоже недорогой многоцелевой динамический микрофон, с тем же классическим дизайном. Корпус металлический с выключателем, длина 18 см, масса 266 г. Звуковой капсюль, надежно спрятанный под решеткой, имеет облегченную алюминиевую катушку, всенаправленную виброзащиту, устойчив к высокому звуковому давлению. Характеристика направленности – кардиоида, как и у SP-1. Используется бестрансформаторная схема передачи сигнала, паспортный диапазон частот расширен снизу, эта модель уверенно снимает частоты от 50 Гц до 12 кГц. Производитель указывает, что микрофон имеет линейную характеристику на всем диапазоне доступных частот с легким поднятием на средних частотах для большей разборчивости.

Как сделать кардиоидный микрофон

Замечу попутно, что паспортные значения – всего лишь гарантированные, а не истинные. В частности, у этого самого SP-4C при записи реальные гармоники доходят до уровня 14 кГц, и даже немного выше. Просто они слабее, чем в гарантированном диапазоне, но, все же, отчетливо видны, и при необходимости с ними можно работать. И, кстати, насчет разборчивости: голос действительно передается аккуратно, чисто и внятно.

С выходным сопротивлением микрофона вышла некоторая путаница. Документация на сайте производителя утверждает, что оно весьма мало, всего 250 Ом. Однако на упаковке самого микрофона типографским способом нанесено значение 600 Ом. Впрочем, при проверке микрофон, подключенный к типовому аудиоинтерфейсу, развил нормальную мощность сигнала. Амплитуда приблизилась к пиковому уровню, когда остался еще приличный запас по усилению. Так что акцентировать на этом внимание я не буду, оно того не стоит.

Клипсы для крепления на стойку в комплекте поставки этого микрофона нет, но зато там есть кабель «кэнон-джек» длиной 4,5 метра. А это существенный бонус, поскольку некоторые микрофонные кабели, встречающиеся в продаже, сопоставимы по стоимости с самим микрофоном. Так что экономия налицо.

Nady SP-5

Как сделать кардиоидный микрофон

Многоцелевой динамический микрофон классического дизайна, без выключателя. Как и другие представители серии, имеет металлический корпус длиной 18 см и массой 283 г., с прочной решеткой. Капсюль с неодимовым магнитом смонтирован в каучуковом вибропоглотителе. Производитель указывает, что в данной модели также используется бестрансформаторная звуковая схема для улучшения передачи низких частот. Уровень чувствительности такой же, как у предыдущей модели. Позиционируется как микрофон для живого вещания и записи, имеет кардиоидную характеристику направленности капсюля с линейным откликом по всему частотному диапазону, легким подчеркиванием («утеплением») низкочастотной его части, и легким же «презенсом» в области средних частот. Паспортный частотный диапазон составляет 50 Гц – 12 кГц, выходное сопротивление 250 Ом. Кстати, производитель особенно подчеркивает, что контакты разъема XLR – позолоченные, а значит, не подвержены коррозии и вряд ли могут стать источником помех.

Nady SP-9

Как сделать кардиоидный микрофон

Многоцелевой вокальный и инструментальный динамический микрофон классического дизайна, без выключателя. Имеет металлический корпус длиной 17,5 см и массу 238 г. Диаграмма направленности кардиоидная, паспортный частотный диапазон 80 Гц – 12 кГц, с достаточно ровной частотной характеристикой. Заявлена уникальная по своим свойствам виброзащита, гарантирующая отсутствие шума от рук, а также улучшенную нечувствительность к ударным воздействиям. Замечу, кстати, что в действительности все микрофоны этой серии ведут себя в руках достаточно тихо, так что инженеры в самом деле хорошо потрудились над конструкцией защиты.

Микрофон имеет несколько меньшую чувствительность, чем другие представители этой серии, при этом достаточно хорошо защищен от акустической обратной связи. Выходное сопротивление 600 Ом. Может использовать стандартное подключение посредством кабеля с разъемом XLR, или же XLR с переходом на четвертьдюймовый джек.

Nady SP-33

Как сделать кардиоидный микрофон

Топовая модель в линейке динамических микрофонов StarPower. Имеет укороченный жесткий металлический корпус (16,5 см), массу 236 г, высокую чувствительность и потрясающе высокую устойчивость к избыточному звуковому давлению. Если предыдущие модели могут без искажений улавливать сигнал с уровнем около 130 дБ, то SP-33 способен ровно снимать звук при уровне звукового давления более 140 дБ (так звучат линейные массивы на стадионных концертах рок-звезд). Это обеспечивается особенной конструкцией капсюля с неодимовым магнитом. Микрофон имеет кардиоидную характеристику направленности, паспортный диапазон частот от 50 Гц до 12 кГц с ровным откликом, выходное сопротивление 250 Ом. Микрофон может использоваться как для живого выступления, так и для записи. Корпус имеет специальное покрытие, уменьшающее скольжение в руках, кстати, приятное на ощупь. Кроме того, это покрытие еще и не отражает свет, оно матовое. И если другие микрофоны серии StarPower хоть и черные, но, все же, слегка отсвечивают, то SP-33 черный как сажа, и в темном помещении разглядеть его практически невозможно. В комплекте поставки есть клипса для микрофонной стойки.

Что с ними делать?

Все эти аппараты имеют комбинированные входы XLR/TRS, любой профессиональный микрофон с любым типом коммутации они воспринимают без проблем (а иначе я бы их давно выбросил, либо вообще не покупал), из всех настроек нужно только подкрутить чувствительность входа. И все, звук поступает в компьютер, и никаких лишних действий не требуется.

Поскольку мы говорим всего лишь о передаче голоса в поток, а не о записи песен в надежде прославиться в веках, то небольшие нюансы передачи тембра, присущие тому или иному микрофону, можем смело игнорировать. В любом случае, во всех рассмотренных здесь микрофонах ваш голос будет именно вашим.

Принимая во внимание реальный частотный диапазон человеческого голоса, вы неизбежно придете к выводу, что открывать канал на широкополосную передачу (те самые 20 Гц – 20 кГц) вовсе не обязательно. Оцифровку можно вести на пониженной частоте дискретизации без реальных потерь в качестве передачи голоса, что позволит снизить скорость потока и сделать его доступным даже тем слушателям, у кого входящая скорость по каким-либо причинам невелика. Следовательно, поможет увеличить охват аудитории.

Следует учесть также, что тяжелый металлический корпус и внутренняя виброзащита гарантируют отсутствие внутренних паразитных резонансов и достаточно надежно защищают капсюль микрофона от приема посторонних шумов. Зная об устойчивости микрофонов к избыточному давлению, вы можете в них периодически кричать, бить в барабаны и вообще неистовствовать, не опасаясь за качество передачи. Крик будет натуральным, «кристально чистым», за это не беспокойтесь.

Что касается установки, то здесь возможны варианты. Сев на свое рабочее место, выберите точку установки микрофона и уровень усиления, чтобы можно было говорить с естественной для вас громкостью. Прослушайте голос в наушниках. После этого решите, как именно будет установлен микрофон. Самый простой способ – установить его на малой подставке на столе напротив головы. Но где-то рядом у вас может оказаться клавиатура, щелканье которой будет мешать передаче голоса. Да и удары по столу, случайные или преднамеренные, тоже будут создавать лишний шумовой фон, и такая передача будет выглядеть несерьезной. Все же, встроенная виброзащита микрофона не ослабит полностью грубые удары и тряску. Поэтому, если возможна настольная установка, можно озаботиться подбором для подставки демпфирующей прокладки, лучше двухслойной, где слои имеют разную плотность. Если настольный вариант по какой-то причине не годится, то можно попробовать напольную стойку. Только ногой притопывать не нужно. Впрочем, микрофон тогда лучше вставлять не в клипсу, а в демпфирующий подвес, это дополнительно защитит вас от случайностей.

Цена вопроса даже по нынешним временам совсем невелика. Не показывая пальцем, могу сказать, что мне попадались «специальные микрофоны» для стриминга, стоившие в три-четыре раза дороже обычного профессионального вокального микрофона. Конечно, можно надеяться, что дорогие специальные модели сделают что-то эдакое. Но вот что именно? Лично я предпочитаю не надеяться, а точно знать, что профессиональный микрофон, стоимостью в пару тысяч рублей, «всего лишь» точно снимет мой голос. И подключить его я могу куда угодно. Разве нужно что-то еще?

Заключение:

Мне осталось лишь пожелать всем творческих успехов. Что я и делаю.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *