Как сделать карьеру в киноиндустрии
Карьера в кино: как выбрать свою нишу
Статья «Карьера в кино, или Как выбрать свою нишу в киноиндустрии» – это 10 вопросов, призванные помочь выбрать подходящий Вам род деятельности в сфере кино. Если Вы не уверены, какую работу в киноиндустрии хотите для себя, начните в качестве ассистента режиссера или помощника ассистента режиссера – самые доступные стартовые кинопрофессии, позволяющие изучить все съемочные цеха прежде, чем найти свой путь в кино.
Наиболее часто предлагаемая позиция – помощник ассистента режиссера, низкооплачиваемая или вовсе без оплаты. Однако Вам не захочется быть помощником ассистента вечно. Вскоре Вам придется выбрать свою нишу в киноиндустрии. Именно в период моего повышения с помощника ассистента до супервизора сценария мне стали предлагать хорошо оплачиваемую работу.
В киноиндустрии Вам понадобится конкретный навык, конкретная работа, благодаря которым люди будут знать Вас. Тяжело выбрать на определенную должность «мастера на все руки». Человек с двумя и более профессиональными достижениями в резюме выглядит непрофессионалом. В идеале Вам нужно сфокусироваться на одной кинопрофессии. Ваша работа мечты может быть продюсер или режиссер, но имеется ли у Вас необходимый опыт, чтобы сразу же заполучить оплачиваемую работу или же Вы трудом добьетесь такового звания? Определиться с конкретной нишей в киноиндустрии – первый шаг к большим деньгам в кино.
В приложении будет чеклист с 10 вопросами, которые помогут Вам получить четкое понимание вашей роли в сфере кино.
#1Выбрать Цех
Существует большое количество цехов в кино, от гримерных и операторских до менее «на слуху», таких как поиск локаций и постпродакшн. Тщательно изучите различные цеха, а также требуемые для них навыки и опыт. К примеру, художественный цех вряд ли подойдет Вам, если Вы не являетесь творческой личностью и не умеете работать руками.
Кроме того, Вы можете выбрать какую-либо стадию производства кино и подробно изучить. Стадии кинопроизводства следующие: разработка сценария, подготовительный период, съемочный период, монтажно-тонировочный период и продвижение фильма. Каждая стадия подразумевает сотни типов кинопрофессий. Отличным помощником для поиска работы в кино станет сайт Creative Skillset.
(прим. адм. НЖС: у нас не так все легко с поиском работы в киноиндустрии. Мы советуем сайты MediaJob, telegram-каналы, а также регулярный мониторинг пабликов. Вы также можете разослать резюме с просьбой о стажировке по компаниям, которые имеют отношение к кинопроизводству, особенно если вы технический специалист. Курсы и мастер-классы — тоже вариант для поиска работы).
#2 Навыки, Хобби, Интересы
Составьте список Ваших интересов и хобби. Любите ли Вы технологии, хорошо ли Вы умеете работать с людьми. Подходите ли Вы физически для работы по установке осветительного оборудования или в качестве рабочего. Если взять меня (прим. адм. НЖС: автор статьи — Amy Clarke, интервью с ней мы публиковали ранее), то мои собственные навыки организации, моя способность к самостоятельной работе помогли мне как супервизору по соблюдению непрерывности во время съемок.
Также обратите внимание на тип работы, который подойдет Вам больше всего – фриланс или работа с полной занятостью. Реальность такова, что большинство позиций в съемочной группе подразумевают фриланс (прим. адм. НЖС: не в России, к сожалению). Для большей безопасности работу на постоянной основе следует искать в сфере монтажно-тонировочного периода или постпродакшна. Работу с полной занятостью предлагают на телевидении, в креативных агентствах и в отделах по монтажно-тонировочному периоду. От того, какие у Вас обязательства в личной жизни, зависит и возможность работы на фрилансе.
#3 В Поисках Работы
Поищите в интернете, какую работу чаще всего предлагают в Вашем районе. Если Вас интересует работа с полной занятостью – какие позиции данного типа окажутся в поиске? Вы заметите, что большинство позиций в цехе операторской техники или в составе съемочной группы предлагаются на непостоянной основе. Выставляйте поиск в пределах Вашего города, чтобы увидеть все возможные предложения по работе. Не забывайте изучать описание к работе, чтобы наверняка определить интересующую Вас работу.
#4 Список Ваших Заслуг
Когда только осваивались, какую работу в кино Вы чаще всего выполняли в итоге? Вас больше тянет к монтажу, организации съемок, операторской работе? Вы можете указать приобретенные достижения в резюме, как опыт. Возможно, у Вас уже указано несколько заслуг. Я обнаружила, что при наличии более 5 профессиональных достижений в рамках одной кинопрофессии, Вам скорее начнут предлагать оплачиваемую работу в кино.
#5 Опыт работы
Если Вы не уверены, что работа, о которой Вы грезите, подходит Вам, попробуйте поработать бесплатно ради опыта. Так Вы легко определитесь с интересующей Вас работой в рамках низко оплачиваемой позиции. Даже если это только на выходные, Вы сможете указать данный опыт работы в резюме в качестве профессионального достижения. Если Вы не уверены, за какую работу взяться, позиция помощника специалиста желаемой профессии даст Вам внутреннюю информацию обо всех цехах и карьере в кино.
У Вас также будет возможность менять свою кинопрофессию на протяжении всей своей работы в кино. Каждый начинающий рано или поздно пробует себя в разных направлениях в течение нескольких лет перед тем, как определиться с выбором конкретной занятости. Успели ли Вы определиться уже с интересующей работой, или Вам нужна дополнительная помощь?
Список вопросов из чек-листа:
В каком отделе работа моей мечты? Пример: Редактор — Постпродакшн
Какой опыт у меня есть? Готовы ли вы к стажировке либо ищете уже оплачиваемую работу на более высокой позиции?
Какие у меня уже есть интересы и хобби?
Какой у вас характер, и как это может повлиять на работу? Хорошо ли вы ладите с другими людьми либо предпочитаете работать самостоятельно?
Какие навыки вы можете разместить дополнительно в резюме? Водительские права, хорошую физическую форму, владение профессиональными программами и др.
Какой вид работы вы представляете? Работа за компьютером, работа администраторов, работа в съемках и др.
Можете ли вы работать на фрилансе, или вам нужна полная работа? В художественных фильмах, как правило, работают на внештатной основе, телевизионная работа может быть с полной занятостью.
Какие роли в производстве фильма у меня уже есть? К примеру, какие обязанности вы исполняли в студенческих съемках.
Какие рабочие места распространены в моем регионе? Поищите в интернете интересующие вас вакансии.
Выберите специальность и попробуйте ее в качестве эксперимента. У вас не будет проблем с попаданием на съемочную площадку, если вы готовы сделать работу бесплатно. Есть много фильмов с низким бюджетом, снимаемых круглый год.
Если вы хотите больше переводов статей, то ставьте лайки и делитесь статьями с друзьями — так вы поможете администраторам иметь больше времени на работу в НЖС 🙂 Ждем ваших комментариев под постом!
Как сделать карьеру в киноиндустрии
Пошаговый план начала актерской карьеры.
1. Получите образование. Хоть и говорят о том, что оно сегодня играет не такую уж большую роль в карьере, но сами понимаете, что такое говорить могут лишь те, у кого родственники являются продюсерами, именитыми режиссерами или просто являются «правящими мира сего».
2. Выберите себе стезю. Будут ли это исключительно театральные подмостки, или вы желаете блистать на экранах телевизора, вы должны в начале своего пути определиться с направлением, жанром и амплуа. Можно, конечно, рассмотреть вариант «лебедь, рак и щука», но готовы ли вы при таком накале страстей еще и метаться из стороны в сторону? Так что постарайтесь определиться, с чего же вы хотите начать, и надо сделать это еще на первых курсах учебного заведения. Это потом вы уже можете рассматривать и другие предложения, когда поймете, что к чему.
3. Обзаведитесь профессионально подготовленным портфолио. Об этой визитной карточке каждого актера, начинающего или маститого профессионала, уже написано много статей. Переоценить его роль в вашей карьере просто невозможно, поэтому не жалея сил и средств готовьте его как можно быстрее.
4. Не пренебрегайте знакомствами, какими бы они ни были. Вращайтесь в кругах шоу-бизнеса, актерской компании и сферах приближенной к вашей непосредственной профессии. И речь здесь идет не только о личных контактах, но и о проверенных интернет-сайтах. Ведь благодаря размещению своих данных на портале ru-сasting.com кто-то уже начал свою актерскую карьеру.
5. Не бойтесь обращаться в специализированные агентства и пользоваться услугами агента. Сегодня роль таких организаций довольно большое значение имеет в творческом пути многих именитых актеров. Некоторые даже не представляют себе возможным работать без агента. И главное здесь, безусловно, сделать правильный и грамотный выбор в пользу надежного, проверенного и с хорошей репутацией агентства, реального или виртуального.
6. Закаляйте свой характер и делайте это как можно раньше. Помните, что отсутствие актерского опыта это не панацея, отказ на кастингах – не конец света, а отсутствие предложений не рухнувшие надежды. Больше оптимизма, настойчивости, упорства, трудолюбия и работы над собой.
Верьте, что вы будете успешны, вы будете востребованы, вы будете знамениты, но для этого и сами постоянно что-то делайте. Ищите, и вы обязательно найдете, принимайте участие, и вас обязательно заметят, находите в себе силы подниматься, и вас обязательно оценят, будьте готовы отдать себя без остатка, и вы обязательно добьетесь желаемого!
Профессия актёр: быть или не быть, учиться или нет
Профессия актера со стороны может показаться простой и не требующей специальной подготовки. Всем известно, что для того, чтобы стать архитектором или врачом нужно долго учиться, затем набираться опыта и оттачивать свои навыки. А вот актерами, по мнению многих, люди рождаются. Способствуют такому отношению многочисленные истории успеха, когда режиссер или агент встречает талантливое дарование где-нибудь в кафе или супермаркете и, словно по волшебству, делает из него звезду мирового масштаба. Нужно ли учиться, чтобы стать актером?
Актеры, уже добившиеся признания, нередко и сами поддерживают этот распространенный миф. Например, Бен Аффлек советует начинающим актерам не тратить на специальное образование времени и денег. Сам он, по его словам, учился в Occidental College, потратил на обучение много средств, но в итоге учебу все равно забросил. Впрочем, по его собственному признанию, обучение все же окупилось. В качестве домашнего задания он написал набросок сценария «Умница Уилл Хантинг», который позже лег в основу фильма.
Зачем актеру получать образование?
В 1985 году от Джонни Деппа ушла жена. И не к кому-нибудь, а к Николасу Кейджу. Она познакомила Деппа с Кейджем, и тот разглядел в бросившем школу музыканте актерский талант. Деми Мур в 16 лет бросила школу, работала коллектором, затем стала моделью, а потом решила попробовать свои силы в кино и стала звездой.
В России тоже есть немало актеров, которые сделали успешную карьеру, не имея соответствующего образования. Например, Вера Глаголева, Сергей Бодров мл., Фархат Абдраимов и др.
Обязательно ли для того, чтобы стать актером, получать актерское образование? Может быть, достаточно просто иметь талант, а все остальное, как говорится, приложится? Истории о людях, добившихся успеха лишь благодаря врожденному таланту на слуху именно по той причине, что они представляют собой скорее исключение, чем правило.
Большинство знаменитых актеров шли к этой профессии целенаправленно, долго и упорно. Они с детских лет занимались в драмкружках, посещали театральные курсы и готовили себя к карьере актера. Каждый актер имеет свою особенность, свое достоинство. У одного сильной стороной является яркая, запоминающаяся внешность, другой покоряет зрителя мощной энергетикой, у третьего есть сильный голос, четвертый обладает хорошей пластикой. Однако актеру в его работе нужны все эти качества. При этом даже целый комплект талантов и достоинств, таких как внешность, пластика, умение передавать эмоции мимикой и голосом вместе с актерским образованием еще не гарантируют успеха.
Безусловно, успешная карьера актера зависит не только от его качеств, но и от удачного стечения обстоятельств. Многое зависит и от элементарного везения. В России и в США киноиндустрия сильно отличается. Среди звезд Голливуда примеров актеров, добившихся успехов и не имеющих соответствующего образования, больше. Все дело в том, что в Америке люди, которые хотят стать актерами, делают основную ставку не на образовании, а на поиске агента, который будет находить для него кастинги и роли, на получении опыта участия в съемках. Там гораздо важнее оказаться в подходящее время в подходящем месте.
У актеров без образования и на западе, и в России есть некоторый шанс получить хорошую роль. Точно так же и у актера с образованием есть все шансы остаться без работы. В этой профессии ни диплом, ни талант, ни даже все это вместе не гарантируют успешной карьеры.
Фортуна любит трудолюбивых и настойчивых
Любая возможность принять участие в кастинге или в съемках помогает начинающему актеру набраться практического опыта. Начинать ходить на пробы нужно уже во время учебы, чтобы совмещать обучение с практикой и попутно собирать портфолио.
Для успешной актерской карьеры помимо основных профессиональных данных важны и такие качества, как умение ставить цели и добиваться их осуществления, стрессоустойчивость, умение принимать критику и учиться на своих ошибках, считаться с мнением режиссера. Пригодятся также неприхот
Пригодятся также неприхотливость и готовность жить от проекта к проекту. Кроме этого, актер должен хорошо владеть русским языком, иметь хорошую память.
Сейчас молодым людям, желающим стать актерами, свои услуги предлагают многочисленные студии и курсы актерского мастерства. Однако предпочтительно актерское образование получать все-таки в театральном вузе. А занятия в студии могут стать первой ступенькой, помочь подготовиться к поступлению в институт.
10 советов тому, кто идет на кастинг
Кастинги на различные проекты проводятся и для начинающих, и для профессиональных актеров. Поэтому, даже если вы не имеете актерского образования, шансы успешно пройти кастинг и сняться, к примеру, в рекламном ролике, у вас есть. Начинающие актеры перед кастингом обычно волнуются, независимо от того, есть ли у Справиться с тревогой помогут адекватные ожидания и информированность.
1. Начните с трезвой оценки происходящего. Для этого найдите и изучите всю доступную информацию о предстоящем кастинге, о роли, о режиссере, который отбирает актеров. Если среди ваших знакомых есть люди, которые уже бывали на кастингах, поговорите с ними. Внимательно изучите требования к кандидатам и проанализируйте, подходите ли вы под все параметры. Это поможет вам оценить свои шансы.
2. Иногда организаторы просят приходить на кастинг, выучив материал. Выучите его.
3. Теперь, когда вы подготовлены, вам будет проще следовать еще одному совету и не бояться. Известна история о том, что Фаина Раневская несколько раз пробовала поступить в столичные театральные школы, но безуспешно. От волнения будущая актриса сильно заикалась, и ее признавали профессионально непригодной. Справиться с волнением бывает очень сложно, но это необходимо, иначе режиссер не сможет оценить вас. Помогут хорошая подготовка, информированность и понимание того, что кастинг — это еще одна возможность, а не последний шанс.
4. Соблюдайте стандартные нормы этикета. Не опаздывайте. Отключите телефон.
5. Будьте уверены в себе, говорите громко, четко и внятно. Скромные и зажатые люди редко добиваются успехов на этом поприще. Скромность, конечно, не порок, но на кастинге она вам только помешает. Строить из себя состоявшуюся звезду не нужно, а вот похвастаться своими достоинствами, рассказать о себе все самое лучшее и интересное не только можно, но и нужно. И помните о том, что человек выглядит естественно, когда он искренне верит в то, что он говорит.
6. Режиссеры имеют отличную память. Но не на имена и фамилии, а на то, как человек проявил себя, как сыграл роль. Постарайтесь запомниться, выделиться из ряда претендентов. Для этого нужно хорошо знать себя, знать свои особенности — ведь именно они могут стать той самой «фишкой», которая выделит вас среди остальных.
7. Покажите, что вы заинтересованы в получении роли.
8. Будьте внимательны, слушайте то, что вам говорят, вникайте в суть вопросов.
9. Будьте красивы и естественны. Неудобная или непривычная одежда, яркая косметика не подойдут для этого случая. Внешний вид на кастинге важен, но экспериментировать и стараться выделиться с помощью одежды или прически не нужно. Вас могут попросить вжиться в роль, сыграть какого-нибудь персонажа. Если вы пришли уже «в образе», это помешает вам. Будьте собой.
10. Хорошо выспитесь. Кастинг — своего рода экзамен. От вас потребуется сообразительность, умение показать себя с лучшей стороны. Вы должны чувствовать себя отлично и выглядеть отлично. Если перед кастингом вы ляжете спать поздно, у вас не будет главного — живого взгляда, излучающего интерес к происходящему.
Верьте в чудеса, но не рассчитывайте на них
Как и представитель любой другой профессии, актер должен быть мастером своего дела. Если желание стать актером вас не покидает, и вы уверены, что именно в этом ваше призвание, не стоит оглядываться на примеры случайных взлетов и надеяться на чудо. Без образования вероятнее всего вам придется довольствоваться местом в массовке.
Природным даром человек может обладать от рождения, но обучение и тренировки позволяют ему оттачивать и развивать мастерство, работать профессионально. Отказываться от образования, надеясь лишь на природные данные, значит осознанно лишать себя одного из значимых преимуществ в мире, где конкуренция крайне высока.
Как получить роль в кино
Как всё устроено: Актёр массовки
Актриса массовки в передачах «Своя игра» и «Кто хочет стать миллионером» анонимно рассказала о том, чем занимаются статисты на съёмках, кто дежурит у дверей студий и почему бывалые приходят в тапочках
На телевидении массовка нужна для записи программ с живой аудиторией — это «разговорные» программы в студии, ток-шоу и, конечно, телеигры. Кто-то парится и действительно приглашает на передачу желающих и интересующихся. Но представьте, для каждой программы нужно специально отобрать людей, скоординировать их, посадить и рассказать, что делать. Куда проще взять тех, кто этим занимается постоянно и знает, как нужно работать.
База лиц
Моя карьера началась с того, что мы очень красиво смотрелись с моей собакой — Цезарем. Он никогда не носил поводок — я просто клала ему руку на холку, и он становился абсолютно послушным. И вот идём мы с ним по городу, а навстречу человек с фотоаппаратом. Сфотографировал, а после спросил, не хотим ли мы участвовать в съёмках фильма. Я согласилась, и нас зарегистрировали в общей базе лиц.
Мне сразу предложили сняться в массовке для одного болгарского фильма. На это ушло два-три дня — я просто стояла в толпе, по сюжету мы изображали людей, выпивающих в баре. Следующего фильма можно было ждать долго, но мне предложили пойти поработать в массовку на телевидении. В итоге за пять лет я участвовала в съёмках 11 фильмов и 9 телевизионных проектов в России, Украине и Болгарии.
Это один из путей, когда вам просто везёт и вас замечают. Но обычно у киностудий есть базы лиц, куда за определённую плату (порядка 2 000 рублей) может попасть любой. За эти деньги вам сделают пару фотографий и внесут в список. И всё: сидите и ждите, пока позвонят и пригласят сниматься. Объявления о наборе нередко можно встретить в газетах — многие киношники всё ещё считают это самым действенным способом подбора статистов. С телевидением всё немного проще. Объявления о поиске массовки часто появляются на сайтах телеканалов. Звонишь, приходишь или прямо по телефону записываешься. Там твоё фото никому не интересно. Главное, чтобы ты был похож на человека, умел хлопать в ладоши и улыбаться.
Работа и оплата
Один рабочий день на телевидении стоит 300-500 рублей. Это может быть один прямой эфир или запись трёх-пяти программ. День работы в кино стоит дороже —700-900 рублей. Эту сумму могут удвоить, если ты задействован в сцене с главными героями и от тебя требуется минимальная актёрская игра. А если повезло и дали эпизодическую роль, то за один съёмочный день в среднем заработаешь 3 000–4 000 рублей.
Мы, конечно, массовка, но отношение к нам со стороны режиссёров и продюсеров часто огорчает. Несколько лет назад я участвовала в съёмках фильма The Code. Сцена: деловой приём, нарядный зал, на всех красивые костюмы. У меня платье с голой спиной. А на съёмочной площадке дикий холод. Вот мы уже стоим в стоп-кадре, готовы записывать, и тут съёмочная группа начинает перетаскивать обогреватели к режиссёру: толстая американка замёрзла. Режиссёра согрели, все готовы снимать — и тут я разворачиваюсь и ухожу греться. Они, конечно, удивились и пытались кричать, но это была не первая сцена, половину уже отсняли, и я находилась на фоне у главных героев уже в нескольких планах. Потому им пришлось ждать. Режиссёр с русской стороны дал мне свою куртку, вернул на площадку, всё досняли. Мы распрощались навсегда, но через неделю меня попросили вернуться, так как часть планов не удалась. Не извинились, но зарплату подняли вдвое.
Трудовой день
Большинство телепрограмм записывают с утра. Вам звонит специалист по подбору статистов и уточняет, сможете ли вы приехать. Если да — оговариваются место работы и условия. Уже на площадке координатор собирает статистов и бегло вводит их в курс дела. Инструктаж минимальный: «Снимаем это. Сидеть здесь. Хлопать тут. Вопросы не задавать». На некоторых студиях (например, в Останкино) в ожидании подработки постоянно дежурит группа людей. Если продюсеру срочно понадобилось записать программу — он выходит в коридор и забирает с собой столько людей, ско
Если продюсеру срочно понадобилось записать программу — он выходит в коридор и забирает с собой столько людей, сколько нужно.
Каждая съёмка, независимо от времени суток, начинается с еды. Всем участникам выдают по скромному сэндвичу и наливают кофейный напиток (назвать эту жижу иначе язык не поворачивается). Если это кино, то дальше предстоят неизменные очереди — к гримёру, парикмахеру, костюмеру, за едой, опять. Кто-то уже на этом этапе психует и уходит. Только один грим всех участников обычно занимает три-пять часов. Но большинство терпит. Уйдёшь — будь уверен, больше не позовут.
На телевидении тебя могут попросить прийти в одежде определённых цветов, в кино костюм важен всегда. Если снимают что-то специальное — зовут на примерку и выдают реквизит. Если съёмка простая, говорят, что тебе нужно надеть. Мы снимали для одного фильма сцену на кладбище. По телефону сказали одеться в тёмное. Все пришли в чёрном. Съёмку отложили на день. Объяснили, что так во Франции не бывает. Тёмные цвета — синий, серый, коричневый, может, но чёрный —нет. Люди переоделись, пришли на следующий день — картинка действительно сильно изменилась. Только тогда начали снимать.
Съёмки
Продюсер или режиссёр никогда не выбирают для своего проекта массовку определённой категории. Вроде «мне бабушек» или «мне молодых побольше». Мы — фон. Никто не обращает внимания, что за люди сидят в зале.
В студии массовку произвольно рассаживают по местам. В ток-шоу первые пару рядов оставляют пустыми: потом приходит режиссёр и вместе с координатором выбирает, кто займёт эти места. Обычно это кто-то посимпатичнее, или «старые знакомые», в которых все уверены. Во время записи статисты должны сидеть, смотреть и слушать. Иногда реагировать на происходящее, но это уже верх мастерства. Главное — не болтать и не спать. Первое мешает участникам, а второе заметно на картинке. На некоторых телеиграх можно подсказывать участникам, а на передачах — задавать эксперту вопрос из зала. Это упрощает задачу «не заснуть». В один день могут записывать от трёх до шести выпусков программы, поэтому в перерывах людей пересаживают. Но тут нет никакой системы — чаще просто дают команду пересесть и люди начинают бродить.
Контингент
Для прямых эфиров обычно нужно не более 50 человек. На запись игры могут позвать и 200. Публика там подбирается очень разная. Есть студенты, которые не щёлкают клювом — им нужны деньги и у них есть время. Садятся на задние ряды, втыкают наушники, открывают на коленях ноутбук и работают, учатся. Есть скучающие пенсионеры — они приходят скорее для разнообразия, чтобы занять свой день. Есть и те, кто идёт ради развлечения, чтобы не сидеть дома в выходные и как-то разнообразить досуг. Можно посмотреть на ведущих и деньги дополнительные получить. Но большая часть массовки люди несчастные. Они приходят туда именно ради этих 300 рублей и сэндвича, только этим и живут. Их легко отличить от всех прочих по испугу в глазах, они боятся не туда посмотреть, что-то не то сказать или сделать. И постоянно боятся, что их выгонят или уволят.
Среди них, кстати, есть ещё одна очень маленькая группа. Она же самая конфликтная. Зачастую это неудавшиеся актёры и бывшие сотрудники телеканалов. Они сразу проявляют лидерские качества и пытаются вести всех за собой, а потом начинают строить остальных. Телевизионщикам это по-своему выгодно – помощники для контроля толпы. Своя чёткая иерархия есть на записи почти каждой программы. Это как пастух, собаки и овцы.
Для работы в кино обычно отбор более осознанный. Тебя выбирают по фото, потом могут пригласить и посмотреть лично. Если не подойдёшь — дают 100 рублей на проезд и отправляют домой. Всё строго.
Киномассовку на инструктаже отдельно предупреждают: к главным героям с фотоаппаратами и за автографами не соваться. Однажды я работала на съёмках, где был задействован Морган Фриман. Так вот, когда он пришёл, был очень удивлён, что никто как будто его не узнаёт и автографы не просит. Смеётся, спрашивает, почему так. А его никто не понимает: с английским мало кто дружит. Потом, конечно, я с ним и сфотографиров
Потом, конечно, я с ним и сфотографировалась, и поболтала, и рассказала, почему его так холодно приняли. Посмеялись.
Массовка в кино — это чаще всего люди, которые когда-то были связаны с кинопроизводством. Особенно в Болгарии, где в какой-то момент рухнула огромная киноиндустрия. Те, кто работал когда-то на производстве (операторами или в технической службе), знают, как себя вести и что делать, потому их выгоднее приглашать.
Хотя и тут бывают исключения. Один раз, на съёмках в Софии, нужно было много статистов для сцены с толпой миллионеров. Киношники собрали всех бездомных одного района. Вычесали, вымыли, приодели. И получились вполне респектабельные люди. Зачем? Дёшево. И у них требования гораздо меньше, и их легко найти: в Болгарии тепло, и почти весь год на улицах много бродяг. Кстати, потом я видела некоторых из них — они нашли работу, и жизнь их изменилась.
Конфликты
Реальные конфликты случаются редко. Как правило, это или драки в зале, или недопонимания со съёмочной группой. Дерутся обычно женщины и по пустякам. Мужики там спокойные, а тётки могут сцепиться. Причины всегда восхищают — на ногу наступила, громко хлопала, слишком большой цветок на грудь повесила. Откуда, вы думаете, в ток-шоу вроде «Окон» берут дерущихся персонажей? Отлавливают в зале самых конфликтных и «выводят на большую сцену».
Проблемы со съёмочной группой обычно возникают из-за микрофонов. Герои ток-шоу регулярно роняют петлички в туалеты, а те, кто сидит в зале, роняют микрофон на пол. Техники иногда не выдерживают и через всю студию могут заорать: «Руками держи, дура!» Ну а «дуры» в ответ могут и не промолчать. Как правило, любые конфликты на ТВ приводят к окончанию рабочего дня для сотрудника. Тебя просто просят удалиться. И не важно, кто прав: людям надо работать. Если у тебя некрасивое лицо или ты плохо одет — просто пересадят назад. Если много вертишься — закроют тёткой потолще. Но если открываешь рот — можешь сразу собирать вещи.
На съёмке передачи «Кто хочет стать миллионером» рядом со мной сидела пожилая дама. Тихо зашла, села в зал и всё было хорошо, пока не началась игра. Какой бы ответ ни давал участник, она начинала причитать: «Нет. Ну нет же! Ну неправильно! Вот дурак, ну неправильно!» Поначалу тихо, а потом всё громче и громче. Удалиться её попросили только к концу игры первого участника, когда она уже рыдала практически на весь зал.
Поработав пять лет в кино и на телевидении, я поняла, что главное для актёра массовки — не быть роботом. Нужно вести себя естественно. Если снимают похороны и рядом надрывается рыдающая героиня, стоять и пялиться перед собой — не выигрышный вариант. Нужно реагировать на то, что происходит вокруг. И не надо смотреть в камеру. Даже на телевидении. Это очевидно, казалось бы, но мало кому это удаётся сделать. Приходит с опытом, как и понимание, что с собой всегда стоит брать тапочки: ноги устают невыносимо.