Как сделать карьеру в школе
Вместе с тем, в школах имеется достаточно возможностей, чтобы педагогу самому сделать карьеру. Карьерный рост педагога — это своеобразная лестница его профессионального роста. Надо только определиться, какая область деятельности его устраивает.
Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.
С позиции вертикальной карьеры — это должностной рост учителя: учитель, заместитель директора, директор школы — в рамках школы, а далее руководитель, муниципального, регионального органа управления образованием, работник Минобрнауки, Министр образования. Можно открыть собственный бизнес по оказанию образовательных услуг.
Реальные возможности представляются учителю с точки зрения понятия горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации. Например:
Подчеркнем, что карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и, главное, — со своими собственными целями, желаниями и установками.
Учителю следует позиционировать себя личным активным участием в конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.д., отличными показателями успеваемости учеников, их результатами участия в мероприятиях различного уровня.
Как считает декан Московской высшей школы социальных и экономических наук, эксперт Международного исследования по вопросам преподавания и обучения TALIS, кандидат педагогических наук Елена Ленская, карьера строится тогда, когда появляются новые интересные обязанности и растет зарплата.
А как у них
В разных странах развиваются разные модели карьерного роста. В Сингапуре, например, в школах есть и учителя-специалисты (горизонтальная карьера), и старший учитель, учитель-мастер (карьера по вертикали). В Англии очень хорошо зарекомендовали себя учителя-мастера, которые консультируют и тренируют других учителей.
Справочно
В современном словаре можно найти такие толкования понятия «Карьера».
В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Личный карьерный план — персональный «навигатор» человека, строящего свою карьеру, описывающий цели (долго-, средне-, краткосрочные) и пути достижения, опирающиеся на личную миссию, ценности и желаемый образ жизни.
Сейчас вместо слова «карьера» часто используется словосочетание «Социальный лифт».
Как школьнику выбрать будущую профессию: тесты на профориентацию и советы родителям
Методы подбора специальности, что нужно учитывать и как может помочь тестирование на профориентацию — обо всём этом пойдёт речь в сегодняшней статье.
Многочисленные исследования показывают, что свыше 50% школьников не знают, кем они хотят стать в будущем. Поэтому важной задачей для родителей является помощь в выборе профессии школьникам. Не навязывание своих представлений о том, кем ребёнку нужно быть или что престижно, а именно помощь, нацеленная на то, чтобы раскрыть его истинные желания и развить таланты.
На что стоит обратить внимание при выборе профессии
В этом вопросе необходим вдумчивый и основательный подход. Необходимо учитывать несколько ключевых факторов:
Учитывая эти факторы, ребёнок подойдёт к выбору профессии более осознанно и сможет лучше понять, в какой сфере ему интересно развиваться.
Тесты по выбору профессии для школьников
Определять профориентацию можно уже с восьмого класса. Тесты на профориентацию — действенный инструмент, помогающий школьнику выбрать подходящую профессию.
Один из главных плюсов тестов на профориентацию — доступность. Сейчас довольно много бесплатных и платных тестов на просторах интернета, которые помогают понять, как выбрать профессию школьнику. Однако важно учитывать тот факт, что качественный тест на профориентацию должен быть построен на основе научной базы и протестирован на большом количестве респондентов. Кроме того, чтобы получить наилучший результат, после теста желательно пройти консультацию у психолога, который подробно разберёт полученную информацию, поможет выявить сильные и слабые стороны ребёнка и даст рекомендации по выбору профессии.
Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» есть тест Skillfolio, который позволяет выявить сильные стороны и таланты ребёнка и понять, как школьнику выбрать будущую профессию. Также выбрать профиль обучения ребёнку помогает тьютор. На основе диагностики Skillfolio тьютор исследует интересы ребёнка и помогает создать индивидуальный образовательный маршрут, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться именно на тех предметах, которые для него важны. Кроме того, тьютор консультирует школьника по поводу выбора будущей профессии.
Помощь в выборе профессии школьнику
Выбор профессии для школьников — дело не одного дня. Поэтому крайне не рекомендуется делать это за пару месяцев до поступления в вуз, у ребёнка должно быть время, чтобы он лучше узнал о тех профессиях, которые ему интересны. А родители могут помочь ребёнку с выбором, используя несколько методов:
Резюме
Выбор профессии — ответственный шаг, от которого во многом зависит будущее ребёнка. Постарайтесь помочь ему сделать правильный выбор, чтобы он учился с удовольствием и воплотил свои лучшие качества в выбранной профессии.
Карьера педагога
Профессиональная самореализация педагога…………………….3
Составляющие карьеры педагога………………………………….6
Алгоритм планирования карьеры…………………………………9
Педагог – эта та профессия, в которой остаются люди, имеющие педагогическое призвание, безграничную любовь к детям. Все остальные уходят, едва начав карьеру педагога.
Работа преподавателя интересная, творческая. Каждый новый день отличается от предыдущего. Никогда нельзя точно предугадать, какие новые впечатления принесет с собой новый учебный день. Неординарный творческий подход к подаче нового материала, оригинальные ответы и выводы учеников.
Педагог, имеющий призвание, искренне любит тот предмет, который он преподает и никогда не останавливается на подаче только основного материала. Любовь к своему предмету буквально заражает учеников. Они стремятся узнать больше, становятся победителями олимпиад. Все это добавляет учителю оптимизма и педагог с еще большей отдачей и желанием передает свои знания ученикам.
Профессиональная самореализация педагога
В настоящее время возникает потребность в творческом педагоге, всесторонне развитом, способном разбираться в инновационных разработках современной науки и практики.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.
У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.
Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Для возникновения мотивации важно применять стимулирование.
Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.
Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.
Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.
В ОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.
Результаты профессионального развития должны являться в ОУ организационной ценностью.
Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.
Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии.
ОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития.
Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.
Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.
Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.
Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.
Условия необходимые для профессиональной самореализации личности педагога
Дифференцированный и индивидуальный подход в методической работе с педагогами.
Специальное обучение педагогов внутри ДОУ (Школа молодого специалиста, Школа повышения профессионального мастерства, тренинги).
Условия для внедрения инноваций в практику работы детского сада, перехода к инновационному режиму.
Мотивационная среда для вовлечения педагога в самостоятельную и творческую исследовательскую работу.
Психологическая поддержка педагога. Организация комнаты психологической разгрузки, тренинги на развитие рефлексии, самосознания, самооценки. Возможность неформального общения в ДОУ, традиции коллектива.
Включение педагогов в управленческую деятельность. Развитие аналитических способностей, инициативности.
Делегирование полномочий с целью повышения ответственности.
Этапы профессиональной самореализации
Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией.
Выбор собственной стратегии, стиля педагогической деятельности (до 30 лет).
Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет).
Внесение творческих элементов в выбранную технологию.
Разработка и внедрение авторских программ и проектов.
Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет).
Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).
Профессионализм не просто приходит с опытом, он зависит еще и от много другого: мотивации педагога, содержания работы, интереса к делу, личных способностей. Целенаправленное, правильно организованное обучение играет в становлении профессионала немалую роль.
Профессиональная самореализация тесно связана с понятием карьерный рост. Под карьерой понимается склонность человека к реализации себя в профессиональной деятельности.
Удовлетворить потребность педагога в профессиональной самореализации и одновременно решить эти вопросы в интересах самого образовательного учреждения позволяет планирование карьеры.
Составляющие карьеры педагога
— мотивация самого работника на карьеру, стремление к самореализации через повышение квалификации, которая выражается в желании продвинуться по службе и повысить свое материальное благосостояние,
— наличие у педагога личностных качеств (способности к достижению в избранной области профессиональной деятельности, уровень притязаний, самооценка, лояльность к собственному месту работы),
— социальное признание педагога со стороны профессионального окружения: одобрение как стремления к продвижению, так и используемых для этого средств и методов, высокая оценка престижности и социальной значимости, избранных работником целей профессионального роста.
— общепринятые социальные ценности: человеческое достоинство, гражданский долг, материальное благополучие, а также определенные ценностные нормы поведения в организации,
— ценность или престижность для человека самой карьеры,
— ценность организации, в которой педагог трудится.
— цели и задачи, которые в перспективе будет решать образовательное учреждение,
— планируемые изменения, в том числе новые образовательные технологии, направления в деятельности,
— предполагаемое расширение или уменьшение размеров организации,
— требования к качеству работы педагога и руководителей учреждения в дальнейшем.
Планирование карьеры предполагает работу с собой, самооценку своих достижений, самоанализ собственной деятельности успехов и неудач, самоорганизацию по выполнению намеченных целей, глубокий самоанализ жизненных целей, и определение того, что действительно хочется.
Планирование карьеры позволяет решать проблему мотивации педагога к профессиональной самореализации, делает процесс повышения собственного уровня прозрачным и привлекательным. Достижение более высокого профессионального уровня повышает авторитет педагога в профессиональной среде, в глазах родителей, формирует положительный имидж успешного профессионала.
Планирование карьеры как самореализация в профессиональной деятельности неразрывно связаны с личностной сферой мотивами и потребностями.
Кроме того, в планировании карьеры не маловажное значение имеет кадровая политика учреждения это связано, прежде всего, со следующими моментами:
— Приветствуется ли продвижение по карьерной лестнице руководителем организации.
— Приветствуется им и коллективом профессиональный рост, инициативность, творчество.
— Приветствуется ли в организации активность, исследовательская деятельность, исполнительность, разработка и внедрение собственных программ, проектов, технологий, обязательное участие в разных профессиональных конкурсах.
При планировании профессиональной карьеры, учитываются следующие моменты:
— индивидуальные личностные качества (уровень притязаний, ценностные ориентации, общительность, мотивация к успеху, творческие способности). Для этого проводится тестирование и диагностика, по результатам которой составляется индивидуальный психологический портрет педагога. Для развития личностных качеств, сплочения коллектива проводятся тренинги.
— уровень профессиональных навыков, качественное исполнение должностных обязанностей, ответственность, интересы в профессиональной деятельности. При повышении профессиональных знаний умений навыков чаще всего используются: внутреннее обучение (семинары, консультации, мастер-классы, наставничество, деловые игры), внешнее обучение (курсы повышения квалификации, получение высшего профессионального образования, городские методические объединения, работающие по определенной теме), участие в различных профессиональных конкурсах (на различных уровнях), самообразование.
— кого руководитель учреждения хочет продвинуть по служебной лестнице, включить в кадровый резерв руководителей учреждений или старших воспитателей, видит в качестве исследователя, руководителя творческой группы (этот момент обсуждается на совещании со старшим воспитателем).
При построении карьеры педагог чаще ставит следующие задачи: добиться более высокого профессионального уровня, обеспечить материальное благополучие, расширить кругозор, поднять авторитет среди коллег, родителей, добиться признания и уважения окружающих.
Цели руководителя, при этом: выделить компетентных сотрудников, продвинуть молодых, самостоятельных, творческих, инициативных, подготовить работника к занятию более высокого статуса, обеспечить учреждение квалифицированными кадрами и соответственно повысить качество предоставляемых услуг.
Алгоритм планирования карьеры
Чтобы спланировать карьерный рост необходимо поставить цель. Одна должна быть конкретна, измерима, и ставиться на определенный период. Цель может меняться с течением времени.
1.Разработка представлений о жизненных устремлениях.
Изобразите для себя настоящую и будущую карьеру своей жизни в виде кривой, отметив крупнейшие успехи и поражения в личной и профессиональной сферах (приложение 1).
Пометьте, где вы сейчас находитесь и ключевые слова, характеризующие успехи или неудачи, рядом с экстремальными точками жизненной кривой.
Представьте свое будущее и продолжите кривую дальше, указав 5 важнейших пунктов целей, которые вы еще хотите достичь до конца вашей жизни.
2. Дифференциация во времени жизненных целей.
Цели профессиональной деятельности делятся в соответствии с временным критерием. Используется временной ряд. При этом следует учесть собственный возраст, возраст ближайшего окружения, значительные события (поступление ребенка в школу, ВУЗ, юбилеи и т.д.)
3.Разработка ключевых представлений в профессиональной сфере.
Распределение личных желаний и профессиональных желаний по приоритетности достижения.
4.Определение личных ресурсов необходимых в достижении поставленных целей.
Основными средствами для достижения целей являются способности человека, уровень развития профессиональных компетентностей. Таким образом, на этом этапе необходимо определить какими способностями, вы обладаете, как их развивать.
В экстремальных точках кривой, необходимо проанализировать, какие качества потребовались для достижения крупнейших успехов, каких качеств не доставало, какие неуспешные действия привели к поражению, какие качества позволили пережить эти поражения.
Педагогу, способному быть объективным и критичным не только к своим воспитанникам, но и к себе самому, необходимо осознать свои сильные и слабые стороны, чтобы полностью реализовать свой творческий потенциал.
Вопросы для самоанализа профессиональной деятельности:
Какие были мои крупнейшие успехи и неудачи в профессии?
Знаю ли я задачи моей работы по моей должности?
Знаю ли я, чего от меня ожидают?
Какой я как профессионал в глазах других (родителей, детей, коллег, администрации)?
Выполняю ли я своевременно задачи профессиональной деятельности?
Устанавливаю ли я приоритеты?
В чем проявляются результаты моей деятельности?
Что я хочу сделать как профессионал?
В чем смысл моей профессиональной деятельности?
В чем могут раскрыться мои возможности, в чем не могут, что я могу сделать?
Таким образом, планирование карьеры обеспечивает совокупность факторов стимулирования мотивации педагога к профессиональной самореализации:
— Экономические факторы, связанные с повышением уровня дохода (оклад воспитателей определяется уровнем их квалификации, стажа). При планировании карьеры воспитатель видит возможности повышения собственного дохода.
— Моральные факторы, которые предполагают ощущение социально-статусной стабильности и определенности позитивной временной перспективы жизни, наличие социально-значимых профессиональных целей.
— Индивидуальные факторы, предполагает повышение собственной самооценки, уверенности в собственных силах, способностях.
Профессиональное становление тесно связано с личностным. Педагог, прежде всего, воспитывает собственной личностью. Но важна еще и технологическая составляющая: если педагог освоит педагогические приемы и техники, у него появится время и для творчества. Профессиональное самосовершенствование обогащает наши ресурсы. Педагогу необходимо сформировать сою собственную педагогическую позицию, овладеть необходимыми умениями для занятия педагогической деятельностью, стремиться к максимальной самоорганизации и самореализации.