Как сделать керамическое тесто
В зависимости от того, какого рода керамическое изделия предполагается производить, изготавливают керамическое тесто соответствующей консистенции. Для этого обработанную и подготовленную глину перемешивают в равных пропорциях с добавками и увлажняют до необходимой пластичности.
Фарфоровые массы готовят из хорошо отмученных смесей глинистых материалов: глины, каолинов, бентонитов и кварца, полевого шпата и других алюмосиликатов.
Для производства фаянса используют глинистые материалы, полевой шпат, кварц, а также углекислые материалы, известняк, доломит, мел и др. Исходным материалом для майоликовых масс служат местные естественно окрашенные легко- и тугоплавкие глины, содержащие примеси карбоната кальция и песок.
Гончарные изделия изготавливают в основном из местных легкоплавких глин, в которые для поддержания постоянного состава и получения качественной продукции вводят кварцевый песок, бой изделий и т. п.
Терракотовую массу делают из предварительно переработанной местной легкоплавкой глины и тонкомолотого шамота.
Тонкокаменные массы, обладающие термостойкостью, высокой механической прочностью и устойчивостью к химическим воздействиям, изготавливают на основе смеси высокопластичной огнеупорной глины, каолина, полевого шпата или его заменителей, кварцевого песка, талька и сильно измельченного боя изделий.
Именно из таких масс создаются большая часть кухонной, столовой и чайной посуды, декоративных изделий, а также продукция технического назначения, например, химическая аппаратура.
Для производства крупногабаритных толстостенных изделий — раковин, ванн, декоративных ваз — готовят так называемые шамотные массы. В их состав входят пластичные глины с высокой связующей способностью, содержащие не менее 30% глинозема, а также шамот: обожженная и измельченная глина, пегматит, кварцевый песок и электролиты.
Качественное тесто характеризуется тем, что оно не прилипает к рукам, способно принимать ту или иную форму, его отдельные куски легко соединяются.
Подготовленная глиняная масса должна обладать не только хорошей пластичностью, но и достаточной плотностью, позволяющей вытягивать и изгибать ее во время работы на гончарном круге и при лепке отдельных деталей будущего изделия, например, носиков, ручек, крышек и т. п.
Необходимая пластичность зависит от соотношения частиц глины и содержащейся в ней жидкости.
Обычно пластичность улучшается, если объем сухой глины уменьшается, а объем жидкости увеличивается. Однако, конечно, существуют определенные пределы содержания воды в глине.
При подготовке керамического теста важно подобрать необходимые пропорции воды, так как слишком большое ее количество делает глину до такой степени мягкой, что из нее сложно формовать изделия. В то же время недостаток влаги делает тесто слишком тугим.
В современном гончарном производстве существуют разные способы приготовления глиняного теста. Чаще всего подсушенную и раздробленную глину заливают большим количеством воды, размешивают до жидкого состояния, затем пропускают через сито в чистую емкость. Чем больше промывается сырье, тем качественнее получается тесто. Обычно длительность процедуры определяется именно этим. Для толстостенных сосудов и емкостей слишком продолжительная промывка не требуется.
После того как глина осядет на дно, избыток воды удаляют путем испарения естественным путем (в том случае, если воздух жаркий и сухой) или при помощи насоса. Иногда для изготовления теста, из которого будут формоваться грубые изделия, для выпаривания влаги из промытой глины используют небольшие жаровни. Для тонких масс этот способ не подходит, так как при этом сырье хуже перемешивается.
В небольших мастерских современные мастера используют еще один способ подсушивания глины после промывки. Для этого изготавливаются специальные емкости из пористой глины или гипса, куда помещают глину, разведенную водой. Такие емкости хорошо впитывают лишнюю влагу и позволяют быстро высушить глину.
Иногда гончары вместо вымачивания и осушения пропускают глину через мясорубку с крупными отверстиями. В этом случае примеси, содержащиеся в непромытой глине, измельчаются, но не удаляются. К тому же в глине при таком способе образуется довольно много воздушных пузырьков. Соответственно потребуются дополнительные операции по их удалению.
В современном гончарном производстве при подготовке глиняных масс, особенно из сильно ожелезненных глин, применяется электромагнитная обработка сырья. Она в целом аналогична процессам, применявшимся еще в Средневековье. Различие состоит лишь в том, что вместо обычного магнита применяется мощный электромагнит, а разжиженная глина подается по желобу автоматическим путем. Механизирована также промывка желоба от скапливающихся в нем смесей.
Для изготовления высококачественной керамики как в заводских условиях, так и в мастерских народных умельцев глину для повышения ее пластичности часто выдерживают в покое или «вылеживают».
Чаще всего добытую из карьера глину помещают на несколько недель в прохладное помещение (например, погреб), предохраняющее ее от воздействия неблагоприятных погодных условий, таких как дождь, ветер и др.
Сырье размещают на плотном деревянном полу. Улучшение качества глины в результате вылеживания объясняется достаточно просто. В это время в ней размножаются различные бактерии, вырабатывающие специфическое вещество — коллоидный гель. Внешне это проявляется в том, что глина начинает прокисать: темнеет, приобретает запах застоявшейся воды.
Чем больше глина «закиснет» и чем хуже она начнет пахнуть, тем выше ее качество. Некоторые мастера специально добавляют в глину вещества, способствующие ее скорейшему закисанию, например уксус или простоквашу. Одним из распространенных ингредиентов, применяемых для этой цели, является болотная или тинная вода.
Поскольку длительные сроки вылеживания выдерживать достаточно сложно, гончары со временем выработали методику, позволяющую сокращать продолжительность данной процедуры. Для этого мастер собирает подвергшиеся вылеживанию обрезки глиняной массы, которые всегда остаются после изготовления изделия, и добавляют к ним нележалое или мало лежалое сырье. Такое смешивание в сочетании с тщательным разминанием позволяет получать достаточно качественное тесто.
Повышению пластичности массы способствует также добавление хорошо измельченного каолина, т. е. чистой глины. После просеивания и промывки, перед формованием керамических масс глину необходимо подвергнуть еще одному процессу дополнительной обработки — удалить пузырьки воздуха. Для этого ее тщательно переминают, стараясь придать однородную структуру.
Готовая глина не должна иметь слоистости, изгибов, прожилок неравномерной окрашенности, заметных частиц различных вкраплений. В современном гончарном производстве существует также классификация керамических масс в зависимости от методов формования изделий и степени влажности. По этой классификации керамические массы делятся на формовочные, литейные и прессовочные.
Особых забот требует производство формовочных масс для изготовления художественной керамики. Для высококачественных изделий применяют массы пластичные (пластическое формование) или жидкие (литье). Жидкие глиняные массы получили также название «шликер».
Биокерамика. Соль, тесто и немного воображения
Биокерамика – это…
Биокерамика, или тестопластика – это старинный, но незаслуженно забытый способ изготовления поделок из соленого теста. Сейчас он вновь входит в моду.
Из соленого теста получаются нарядные брелоки, магниты на холодильник, игрушки, сердечки-валентинки, елочные игрушки, рамки для фотографий, сувениры, медальоны, брошки. Опытные рукодельницы мастерят из теста подсвечники разных форм и размеров, большие фигурки и статуэтки для ландшафтного дизайна на даче, картины для украшения интерьера, столь популярные во многих странах Европы и даже панно с барельефными фигурами.
Источник фото: http://iztesta.ru/
Источник фото: http://s-u.com.ua/
Источник фото: http://festival.1september.ru/
А еще, этот вид рукоделия подходит для всей семьи и даже для самых маленьких ее членов. Дети обожают этим заниматься и их неукротимая фантазия всегда найдет себе применение. Так, что освоив этот вид рукоделия, вы заодно будете воплощать в жизнь родительскую миссию развития ребенка. К тому же, это экологически безопасное занятие во всех отношениях.
Рецепт «скульптурного» теста
Рецепт солёного теста очень прост. Для этого необходимо взять 2 стакана муки (обязательно первого сорта), 1 стакан соли (соль «экстра», мелкая) и 180 г воды.
Все компоненты следует хорошо перемешать в миске. Если тесто получилось жидковатым, нужно понемногу добавляя муки, продолжать его вымешивать, пока оно не станет упругим.
Кроме этого рецепта есть и другие. Вы можете попробовать разные варианты и выбрать свой:
Приготовленное тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете или в закрытой посуде, иначе оно высохнет. После приготовления, массу нужно подержать в холодильнике 30 минут. Остатки неиспользованного теста храните тоже в холодильнике. Срок годности, в этом случае,- 3 недели.
Изделия из соленого теста обычно раскрашивают после обжига, но иногда требуется, чтобы тесто было изначально цветным (все зависит от вашей фантазии).
Как это сделать?
Чтобы солёное тесто стало цветным, в него можно добавить пищевые красители, гуашевые краски или цветные чернила. Если в тесто добавить какао, получиться приятный шоколадный цвет. Когда будете добавлять в тесто гуашь, учтите, что при высыхании тесто становится бледнее, поэтому берите краску на тон темнее, чем тот цвет, который вы хотите получить в результате.
Источник фото: http://www.trozo.ru/
Эффект цвета кожи можно добиться с помощью сока моркови. Из такого теста очень хорошо получаются личики кукол и человечков. Даже после обжига этот цвет не меняется.
А вот, если в тесто добавить немного молока, то после обжига оно приобретает желтовато-золотистый оттенок. Когда необходимо получить золотое или серебряное тесто, в него замешивают золотую или серебряную краску (гуашь или акрил).
Используя пищевые красители, а также натуральный свекольный или морковный соки, вы получите не просто цветное тесто, но и отличный материал, который не будет пачкать руки.
Тесто разных цветов храните в отдельных полиэтиленовых пакетиках или в баночках из-под йогурта с плотно закрывающейся крышкой.
Куски окрашенного теста можно смешивать, как краски, и добиваться нужного вам оттенка. Для этого нужно просто взять 2 куска теста и мять их вместе до тех пор, пока тесто не станет однородным.
Увлекательный процесс
Например, лепка рыбки, которая готовится просто, а выглядит невероятно эффектно. Мы предлагаем «стартовый вариант», то есть, как сделать саму форму. А вот украсить ее вы сможете по своему усмотрению.
Чтобы начать процесс, подготовьте рабочее место. Ведь вам нужно раскатать где-то тесто. Стол застелите пленкой (клеенкой), возьмите разделочную доску, обернутую пищевой фольгой. Это очень удобно, так как потом обжигать изделие можно прямо на этой фольге.
Источник фото: http://podelkityt.at.ua/
А теперь – действия на «старте».
Источник фото: http://fastform.ru/
Источник фото: http://fastform.ru/
Источник фото: http://fastform.ru/
Источник фото: http://fastform.ru/
Источник фото: http://fastform.ru/
Когда необходимые детали или рисунок готовы, нужно переходить к сушке, которая возможна в 2-х вариантах: в духовке или на батарее. В духовке этот процесс длится не менее 1 часа из расчета, что температура духовки 80 градусов, а тесто толщиной 5 мм. А вот на воздухе или батарее процесс занимает от нескольких дней до 2 недель.
Источник фото: http://fastform.ru/
Идеи для творчества в фотографиях
Источник фото: http://testoplastika.ru
Источник фото: http://www.liveinternet.ru
Источник фото: http://strana-sovetov.com/
Источник фото: http://swetty-home.ru/
Источник фото: http://masterclassy.ru/
Источник фото: http://pomogalka.info/
Источник фото: http://pomogalka.info/
Автор: Алиса Добровольская
Введение в мир керамики
Глина
Сухая глина, замешанная с определенным количеством воды, образует глиняное тесто, по свойствам отличающееся от сухой глины, так как оно становится в той или иной мере пластичным.
Если глиняное тесто, из-за природных качеств глины, получается слишком пластичным (жирным), его нужно сделать более «тощим», введя в него, например, песок или другие каменистые неглинистые материалы. Такая искусственная масса лучше поддается сушке и обжигу, благодаря чему она меньше сокращается в объеме. Поэтому значительно уменьшается опасность образования трещин на изделии, а кроме того, облегчается соблюдение заданных размеров при его изготовлении.
Керамическое тесто, в которое введено несколько глин или несколько тощих материалов, например полевой шпат и мел (последние — для понижения температуры спекания и оплавления), можно назвать сложной керамической массой. Такие массы могут быть приготовлены не только в пластичном, но и в жидком состоянии (шликер), а кроме того, — в полусухом и сухом. Это обусловлено принятым методом формования изделий, а само состояние — количеством воды в массе.
Под нормальным тестом (массой) подразумевается набухшее тесто такой консистенции, при которой оно не прилипает к рукам, легко, не загрязняя рук, уминается и формуется. Это состояние устанавливается особой пробой.
Приготовление массы, формование и высушивание.
Масса любого вида должна быть доведена ручным или машинным способом до однородного состояния и содержать достаточно влаги, позволяющей ей легко формоваться. Важно, чтобы при обработке масса была освобождена от пузырьков воздуха, которые могут разорвать черепок на мелкие куски при обжиге.
Изделия из приготовленной массы формуют различными способами: ручным формованием (лепкой), точением на гончарном круге, прессованием, литьем и иными способами, пользуясь только руками или деревянными, гипсовыми, стальными и другими формами, а также машинами.
Приготовленное сырое изделие («сырец») даже в обычных атмосферных условиях высыхает и отвердевает. Для ускорения сушки полуфабрикат помещают в теплое сухое место или в специально подогреваемое помещение — сушило.
В течение сравнительно короткого периода, зависящего от свойств глины (массы), условий сушки и ее продолжительности, форма изделия может быть подправлена инструментом, а также доработана с целью нанесения, например, рельефного декора. Но за гранью так называемого кожетвердого состояния изделие теряет свои рабочие качества и только при весьма большом опыте может быть подправлено’ или изменено в конфигурации.
Если изделие («сырец») хранится в нормальных атмосферных условиях, сравнительно легкая обработка его, например с помощью резца, возможна приблизительно в течение суток.
Первый обжиг (утельный).
Даже хорошо высушенные изделия способны размокать в водных суспензиях глазурей или красок, а поэтому путем предварительного обжига им придают прочность, подобную камню, и неразмокаемость в воде. Чаще всего их обжигают в муфельных электрических печах, не при полной необходимой для созревания черепка температуре, а несколько меньшей, как говорят, «на утель». Однако, если изделие толстостенное, то не исключена возможность глазурования его прямо по сырой поверхности.
После первого обжига черепок имеет в основном еще пористую структуру.
Глазурование и декорирование.
После того, как изделие остынет, его глазуруют, обжигают и декорируют или же сразу декорируют, а затем глазуруют прозрачной глазурью, т. е. наносят тонкий слой водной суспензии глазури, и обжигают. Изделие, подвергнутое второму обжигу, становится водонепроницаемым и гигиеничным в употреблении.
Не все виды керамики глазуруют.
Второй обжиг (политой, глазурный).
Целью этого обжига является «приплавление» нанесенной глазури к черепку. В соответствии со специальным режимом повышают температуру печи до предельно необходимой. Конечная температура этого обжига обычно зависит от той температуры, при которой «созревает» глинистая масса, а также от температуры плавкости глазури.
Глиняные изделия типа гончарных обжигают при температуре 800—1000°С, изделия с каменным черепком, например плитки для полов, при 1200—1300°С; для так называемого твердого фарфора требуется температура 1350— 1400°С.
Третий обжиг (муфельный).
Этому обжигу подвергают не каждый вид керамики: весьма часто он используется применительно к белому тонкому товару («белью»), например фарфору. В таком случае его расписывают в основном надглазурными керамическими красками, флюсующимися и приплавляющимися при 700—800°С и ниже.
При выполнении уникальных художественных изделий иногда возникает необходимость и в четвертом и пятом обжигах, что зависит от технологических свойств используемой палитры красок.