Как сделать кик мягким

Практика эквализации: работаем с бочкой (kick)

Приступая к процессу эквализации инструментов, практически все начинающие звукорежиссеры включают эквалайзер «потому что так нужно». Действительно, очень часто эквализация является обязательным этапом работы над инструментами. Чем же она может помочь сделать звук лучше? Что в ней такого особенного?

Задаваясь этими вопросами в самом начале своего пути как звукорежиссера, я перекапывал горы информации, узнавая, какие частоты инструментов отвечают за те или иные характеристики их звучания. Но проблема заключалась в том, что каждая статья указывала разные диапазоны частот, отвечающие за одни и те же тембральные аспекты одного и того же инструмента. Что-то здесь не сходится, не так ли?

Ответ на этот вопрос очень прост: даже если инструменты называются одинаково и выполняют одинаковые функции, это не означает, что звучат они также идентично. Каждая бочка, каждый малый барабан, каждая гитара, каждый голос неповторимы. Разные помещения для записи, разные микрофоны, разные кабеля, разные микшерные пульты – все это вносит огромное количество переменных в звучание одних и тех же инструментов. Одна и та же бочка, записанная в разных помещениях, будет требовать разную эквализацию, так как помещение также вносит свои звуковые характеристики в конечный записанный звук. С микрофонами ситуация обстоит еще сложнее: у каждого микрофона своя конструкция (динамическая, конденсаторная, ленточная и т.д.), что сказывается на АЧХ записанного сигнала. Каждый микрофон тоже по-разному улавливает окружающие шумы, что также вносит дополнительную переменную в окончательный звук записанного инструмента. Да, все действительно настолько сложно… Но разве это тупик, из которого нет выхода? Определенно выход есть.

Как только вы осознаете, что нет никакой супер-формулы, которая поможет сделать процесс эквализации элементарным – все прояснится, как прояснилось когда-то для меня.

Как и в любом деле, эквализация требует практики. Только постоянно практикуясь, можно понять, как отэквализировать инструмент так, чтобы он звучал четко и сбалансированно. Для этого достаточно прослушать инструмент и задать себе ряд вопросов:

— инструмент звучит глухо или звонко?

— низких частот много, мало или достаточно?

— звучание чистое или грязное?

— инструмент бубнит или звучит внятно?

— что-то режет слух или все звучит гармонично?

— прослушиваются все полезные частоты инструмента или нет?

Это только часть вопросов, на которые необходимо ответить, прежде чем приступить к процессу эквализации. Если все звучит хорошо – ничего эквализировать не нужно. Разница между опытным и неопытным звукорежиссером часто заключается в том, что неопытный хочет исправить все, даже там, где ничего трогать не нужно. Поэтому прежде чем что-то сделать, подумайте – нужно ли это? Что это даст в итоге? Я сделаю звук лучше или испорчу его?

Давайте немного попрактикуемся в эквализации, чтобы разобраться в том, что нужно сделать, чтобы инструмент зазвучал лучше. Сегодня объектом наших манипуляций станут несколько бочек.

Kick 1

Как сделать кик мягким

Прежде всего, необходимо прослушать инструмент. После прослушивания мы понимаем, что перед нами живая записанная бочка. Это ясно по проникновениям других инструментов в микрофон бочки, а также по характерному звучанию комнаты.

Далее необходимо провести мысленный анализ на предмет оценки звучания этой бочки. Я услышал, что в бочке присутствует неприятный высокочастотный свист и среднечастотный гул с явным присутствием тональной составляющей. В этом случае для меня очевидно, что эквализация необходима.

Открываем эквалайзер. Первым делом необходимо исправить самые явные недостатки звучания (мы их уже заметили ранее) – гул и свист. Проходом узкой полосой по диапазону нижней середины я обнаружил, что гул явно звучит на частоте 316 Гц. Ослабив эту частоту на почти 20 дБ, я избавился от части этого неприятного звука. После этого ослабления я услышал, что гул также присутствует на более низких частотах. Проходом узкой полосой по диапазону частот ниже 316 Гц я обнаружил, что второй компонент неприятного гула находится на частоте 167 Гц. После ослабления этой частоты и небольшого диапазона вокруг нее я услышал, что звучание стало более сбалансированным и, что более важно, – я устранил противный гудящий призвук.

Следующим шагом является удаление свиста на высоких частотах. Проходом узкой полосой по диапазону от высокой середины до высоких частот я обнаружил, что свист сосредоточен в районе 5 кГц. Ослабление этого частотного диапазона на 14 дБ устранило неприятный свист.

После того как я устранил наиболее явные дефекты записи, я прослушал бочку еще раз и заметил, что на средних частотах присутствует не очень громкий, но достаточно неприятный свист. Проходом узкой полосой по средним частотам я обнаружил, что свист сосредоточен в районе 797 Гц. Ослабив его на 15 дБ, я избавился от еще одного дефекта записи.

Теперь бочка зазвучала четко, сбалансированно и ее тембр стал значительно приятней, чем до обработки эквалайзером. Конечно, я мог бы еще найти менее выраженные дефекты записи, но излишняя эквализация может навредить звучанию инструмента. Если потребуется, можно вернуться к этой бочке позже и внести дополнительные правки, но только в том случае, если этого потребует контекст микса, в котором бочка будет звучать. В любом случае, с базовой эквализацией этого инструмента мы закончили.

Kick 2

Как сделать кик мягким

Следующий инструмент, с которым нам предстоит работать – внутренний микрофон бочки, взятой из барабанной библиотеки Native Instruments Modern Drummer.

После прослушивания этой бочки я заметил, что в диапазоне нижней середины присутствует неприятный гул, хоть и не очень назойливый, также слышна грязь в диапазоне от 400 до 600 Гц и есть неприятный свист в области высокой середины. С этими проблемами нам и предстоит справиться.

Первое, что я сделал – проходом узкой полосы в диапазоне нижней середины нашел частоту, на которой бочка гудит. Гул был сосредоточен в районе 163 Гц. После ослабления этой частоты звучание бочки стало более разборчивым и приятным.

Далее я прослушал диапазон от 400 до 600 Гц и обнаружил, что муть сосредоточена главным образом в районе 536 Гц. Я ослабил достаточно узкий диапазон вокруг этой частоты на 13 дБ, и звучание бочки стало более чистым.

Следующий этап – идентификация шума в области высокой середины. Проходом узкой полосой по этому диапазону я нашел, что свист находится на частоте 1.96 кГц, ослабление которой сделало звучание бочки более сбалансированным.

Как только я устранил дефекты, обнаруженные до процесса эквализации, я прослушал бочку еще раз. Мне показалось, что ей не хватает яркости и щелчка, а также присутствуют излишние низкие частоты. Как вы помните, это внутренний микрофон бочки. В миксе он будет сведен с внешним микрофоном, который и будет задавать основные низкие частоты. Для того, чтобы заранее решить конфликт между записями с внутреннего и внешнего микрофонов бочки, с первого можно смело срезать часть низких частот. Это я и сделал, установив частоту среза в районе 94 Гц и выбрав крутизну среза фильтра в 12 дБ на октаву.

Последнее, что я сделал со звучанием этой бочки – это немного усилил щелчок (на 2.64 дБ) в районе 4.38 кГц, что сделало бочку чуть более яркой и аккуратной.

Таким образом, с помощью эквалайзера мы в достаточной степени повлияли на изначальный тембр этой бочки, но это позволило сделать ее звучание более качественным и более приятным на слух.

Kick 3

Как сделать кик мягким

Теперь нам предстоит обработать внешний микрофон бочки, взятой из барабанной библиотеки Native Instruments Modern Drummer. Она будет дополнять звучание записи с внешнего микрофона бочки, который мы обработали ранее. Исходя из этого, нам предстоит создать такое звучание, которое будет хорошо звучать не само по себе, а в миксе. Приступим.

После прослушивания я заметил, что в записи присутствует много грязи от ударов воздуха о внешний пластик барабана. Также здесь присутствуют такие же гул и свист, как и на записи бочки с внутреннего микрофона и слышен избыток высоких частот, которые нам предстоит срезать, чтобы расчистить частотный спектр для выделения звучания щелчка с внутреннего микрофона бочки.

Для начала я ослабил гул, который, как и в случае с внутренним микрофоном, находился в районе 160 Гц, и свист в районе 2 кГц. Эти манипуляции позволили сделать звучание бочки более стройным, чистым и аккуратным.

Далее я ослабил муть в районе 500 Гц, но сделал это более широкой полосой, чем в случае с внутренним микрофоном, так как внешний микрофон обычно ловит значительно больше грязи и неприятных призвуков.

Следующим этапом было ослабление высоких частот вплоть до 3.37 кГц, чтобы расчистить их для заполнения щелчком с внутреннего микрофона бочки.

Последнее, что я сделал, — это немного срезал низкие частоты вплоть до 62 Гц для того, чтобы сделать бочку менее гулкой и расчистить место для бас-гитары. Обычно я не люблю, когда бочка звучит ниже 50 Гц, особенно если это касается живой музыки. Мне нравится, когда частотный спектр начинается со звучания баса, а затем плавно переходит в бочку. Таким образом, миксы получают хорошую опору, которая выдержит любое количество инструментов, играющих в средне- и высокочастотном диапазоне.

В приложениях к этой статье я прикрепил два смикшированных файла, в которых внутренний и внешний микрофон бочки играют одновременно. Первый файл без эквализации, а второй после эквализации. Послушайте их и сравните, насколько звучание до эквализации было разбалансированным и насколько гармоничным оно стало после эквализации.

Kick 4

Как сделать кик мягким

Эта бочка была создана с помощью барабанного модуля Spectrasonics Stylus RMX. Ее звучание можно назвать комплексным, так как в нем присутствует не только сама бочка, но и звук хай-хета, выполняющий функцию щелчка бочки. Кроме того, заметно, что звучание инструмента содержит несколько очень назойливых компонентов, среди которых тональный гул в области нижней середины, а также свист в области высокой середины, который скорее всего является частью тембра хай-хета, смикшированного с бочкой.

Как только я добавил на дорожку бочки эквалайзер и включил проигрывание, на спектральном анализаторе я увидел наличие dc offset, то есть постоянного амплитудного смещения (или смещения постоянного тока в аналоговом оборудовании), которое очень легко опознать по резкому нарастанию амплитуды сигнала после незначительного спада в диапазоне суб-низов. Решить эту проблему достаточно просто – необходимо включить обрезной фильтр, который срежет все лишние низкие частоты сигнала, что я и сделал. В этом случае центральная частота среза находится в районе 52 Гц. Таким образом я избавился от dc offset, а также немного подрезал низ, чтобы сделать звучание бочки более собранным.

Далее, с помощью прохода узкой полосой по диапазону нижней середины я нашел частоту, на которой находится тональный гул (162 Гц) и ослабил ее. Теперь звучание стало более аккуратным и сбалансированным; бочка не пытается выпрыгнуть из динамиков, а сидит на своем четко определенном месте.

В районе 5 кГц я обнаружил свист, который делал звучание очень неприятным. Действительно, как я и предполагал, он является частью тембра хай-хета. Как только я ослабил этот свист, звучание бочки стало намного более приятным на слух.

После устранения гула и свиста я внимательно послушал звучание бочки и понял, что она звучит довольно грязно. Поэтому я прослушал ее среднечастотный диапазон и определил, что грязь сосредоточена в районе 500 Гц. Я ослабил эту частоту широкой полосой, захватив при этом часть более низких и более высоких частот, находящихся по сторонам от 500 Гц, и это решило проблему – бочка стала звучать чисто.

Интересной особенностью процесса эквализации является то, что не все проблемы слышны сразу. Некоторые дефекты записи можно выявить только тогда, когда будут устранены основные проблемы. Именно такая ситуация произошла с этой дорожкой бочки. После устранения явных дефектов я услышал гундосый свист в районе 1.6 кГц и ослабил его.

Таким образом, эквалайзер помог сделать из достаточно грязной и неприятно звучащей бочки хороший компонент будущего микса. Теперь бочка звучит аккуратно, чисто и сбалансированно.

Kick 5

Как сделать кик мягким

Последняя бочка, с которой нам предстоит сегодня поработать – это классическая 909 бочка, которая была создана с помощью барабанного модуля D-16 Drumazon.

После прослушивания этой бочки я заметил, что ее звучание довольно качественное и, возможно, в определенных случаях я бы отказался от эквализации, но на этот раз мне показалось, что в области нижней середины присутствует раздражающий призвук, который бьет по темечку. Его бы я и хотел устранить.

Проходом узкой полосой по области нижней середины я обнаружил, что этот неприятный призвук находится на частоте 222 Гц. Я ослабил его достаточно сильно, практически на 20 дБ и заметил, что первоначальный тембр бочки поменялся очень сильно. В таких моментах стоит быть осмотрительными, так как излишней обработкой можно легко испортить хорошо звучащий инструмент. В этом случае мое внимание привлекло следующее – бочка получила явно выраженный щелчок в области высокой середины. Выходит, что призвук на частоте 222 Гц маскировал его!

Благодаря освобождению щелчка бочка зазвучала очень четко, бойко и стройно, но мне показалось, что щелчок немного свистит, поэтому я прошел узкой полосой по области высокой середины и нашел, что неприятная частота находится в районе 5 кГц. Я немного ослабил ее, тем самым сделав звучание бочки более сбалансированным.

После всех этих манипуляций я практически получил нужный мне тембр бочки, но осталось решить одну проблему – после ослабления 222 Гц бочка стала звучать немного вяло, поэтому я решил добавить ей немного жизни, усилив широкой полосой частоту 1.24 кГц на 3.6 дБ. Это незначительное усиление окончательно оформило звучание бочки, сделав ее аккуратной, пробивной и достаточно крепкой.

Сегодня мы с вами сделали эквализацию пяти дорожек бочки и увидели, что каждая из них требует индивидуального подхода в обработке, но есть кое-что, что все это объединяет – это процесс принятия решений:

Эквализация – это очень тонкий и точный процесс, требующий твердых решений и острого слуха, но при этом он очень чувственный и эмоциональный, поэтому старайтесь формировать тембр инструментов таким образом, чтобы они дышали, двигались и воодушевляли вас и ваших слушателей.

И напоследок немного теории, которую мы извлекли из процесса работы над звучанием бочек, а также я исследовал в процессе моей профессиональной деятельности:

Источник

Делаем «рульную» бочку (KICK) средствами FL Studio

Не секрет, что одной из важнейших составляющих трэка, особенно танцевального, это конечно же драм-партия (ударные), ну и особенно бас-барабан (далее просто кик). Все новички так и норовят увеличить громкость кика в надежде, что это что-то даст, а более менее знающие используют готовые обработанные сэмплы, коих в сети не мерено – может это и правильно, но в данной статье я хотел бы показать простой пример – как можно сделать этот самый кик, не пользуясь сторонними сэмплами и т.п. Я, конечно, не профессионал, сам тоже любитель, но, как говорится, методом научного тыка я сам много чего узнал. Данная статья ориентирована прежде всего на новичков. А теперь от слов к делу!

Откройте новый проект во фруктах. По умолчанию мы имеем стандартный фруктовый набор для драм-партии. Выставляем обычную партию кика (прямая бочка):

Как сделать кик мягким
Прямая бочка в программе FL Studio

Теперь слушаем её, мда… согласитесь звучок откровенно говоря не впечатляет. Наша задача исправить это, и сделать кик сочненьким и плотным. Итак, начнём с того, что повесим кик на канал в микшере, ну, скажем, на первый:

Как сделать кик мягким
Channel settings в программе FL Studio

Нажимаем F9, и видим перед собой фруктовый микшер с выделенным каналом #1. Для начала повесим на канал с киком параметрический эквалайзер, разумеется фруктовый. Кстати, лично моё правило – на канал с любым инструментом, если конечно ему нужна эквализация, сначала я всегда вешаю эквалайзер, а уже потом всё остальное, хотя всё зависит от конкретного случая, главное чтобы желаемый результат был достигнут, а какими способами – личное дело каждого. А вот какие настройки я в нём сделал, применительно к этому сэмплу, к другим может не подойти:

Как сделать кик мягким
Настройки параметрического эквалайзера в FL Studio

Слушаем, что мы натворили:
– Хм…, уже лучше доктор! Пациент будет жить, но …
Но вот всё равно что-то не так. Звук не плотный какой-то, да?

Здесь нам поможет такой инструмент как компрессор. Именно он позволит нам уплотнить звук, и вместе с тем не давать звуку превышать определённый уровень. Итак, вешаем после эквалайзера фруктовый компрессор. И выставляем параметры как на рисунке ниже:

Как сделать кик мягким
Настройки параметров компрессора FL Studio

Разберёмся почему параметры компрессора настроены именно так.
Gain – уровень сигнала, здесь я поднял его, т.к. у данного кика громкость не очень…
Threshold – порог, начиная с которого начнёт своё действие компрессор.
Ratio – отношение входного сигнала в выходному.
Attack – время за которое компрессор «схватит» сигнал и начнёт его давить. Для кика оно должно быть очень коротким 5-8 мс, т.к. сигнал резкий и мощный.
Release – время после которого компрессор отпустит сигнал, т.е. возвратит в тот вид в котором он был до компрессии. Для кика подойдёт где-то100-200 мс.
Type – тип компресии. Здесь дело вкуса, мне в данном случае по душе пришёлся тип Soft.
Разумеется все эти параметры зависят друг от друга, и накручивание на одном из них повлияет на звук в целом. Например, если мы уменьшим Ratio, то звук станет более громким, но у нас появятся пики, тогда нам понадобится либо увеличить (в минусовую сторону конечно…) порог, либо ослабить Гэйт, и т.д. Улавливаете фишку? Поэкспериментируйте со всеми ручками и поймёте принцип действия компрессора.

Звук, конечно теперь значительно улучшился, но ему всё равно как-то не хватает сочности что-ли, а это потому что у данного сэмпла басовости маловато! И что теперь? Опять поднять в эквалайзере низкие частоты? НЕТ!

Есть такой инструмент во фруктах – Bass Boost. Он добавляет басовости. Вешаем его после компрессора, и выставляем примерно вот такие параметры:

Как сделать кик мягким
Параметры Bass Boost в программе FL Studio

Может быть знатоки упрекнут меня в злоупотреблении параметром Amount, но для данного случая моя настройка, по-моему – в самый раз. А, вот если дальше вправо крутануть ручку, то уже будет неприятный мутный звук, потеряется чёткость. С частотой (Freq) можно поиграться и посмотреть, что из этого получится, для меня 85 – самое то!

Итак, с замирающим сердцем слушаем, что получилось в итоге:
Да! Вот он тот звук, который можно действительно назвать бас-барабаном, киком, бочкой!
Ну, вот вроде и всё, чем я хотел поделиться. Да, конечно это не предел, и бочка не идеальна… Но я хотел показать, как, всего лишь используя инструменты от Фруктов можно добиться более менее нормального звука.
А вот, если данную бочку пропустить в итоге через Ozone или Waves, то это вообще будет просто «РАСКОЛБАС»!
Больше практикуйтесь и всё получится!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *