Как сделать китайскую подделку
Как бороться с китайскими подделками? Да никак
Чем отличается фальсификат от контрафакта или аналога? Весь ли контрафакт делается в КНР? И что создает благодатную почву для продажи поддельной продукции? Об этом Правда. Ру рассказал член Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Российской торгово-промышленной палаты, эксперт по вопросам промышленной контрразведки Игорь Герасимов.
Контрафакт, аналог, имитация и фальсификат
— Существуют такие термины, как контрафакт, аналог, имитация, фальсификат. Какая между ними разница?
— Контрафактная продукция — это произведенная продукция, которая идентична какому-то товару. Например, произведена продукция масло «Крестьянское», на обложке маркировка стоит и производитель. А наполнение, в принципе, похожее, но может отличаться. Это контрафактная продукция.
А фальсификат — это то же самое масло «Крестьянское», но внутри не масло, а маргарин. То есть написано в составе масло, а внутри несоответствие. То есть фальсификат противоречит заявленному содержанию тех или иных вещей на упаковке. То есть изначально идет обман покупателя. Контрафакт это не предусматривает, он, в общем-то, идентичен.
Именно поэтому производители контрафактов говорят: «Мы производим не контрафакт, мы производим аналоги». В частности, это касается Китая. Многие говорят, что Китай — это контрафакт. А с моей точки зрения, контрафакт там возможно и присутствует, но в основном они производят аналоги. Потому что они, производя продукцию, пишут на ней «Китайская Народная Республика», фирма такая-то.
— А вы сами как относитесь к аналогам?
— Те, кто производит контрафакт или аналоги, говорят, что это своего рода здоровая конкуренция. Потому что во всех экономических моделях, которые мы построили и которые существуют на Западе, основу составляет конкуренция. Чем больше разного товара в магазине, больше выбора, тем считается лучше. Данная модель сама порождает то, что мы видим.
Бренды
— А как вы относитесь к явлению брендов, когда человек платит не за качество, а за лейбл производителя, который считается престижным. Я так понимаю, что если бы не было такого ажиотажа вокруг брендов, по крайней мере, в одежде, не было бы и так называемого контрафакта.
— Пускай это будет. Есть и бизнес, и реклама, есть люди, которые выбирают раскручивание бренда как направление для зарабатывания денег. Это неплохо. Пускай. Естественно, если кто-то начинает, не вкладывая деньги в рекламу, подделывать — это, наверное, плохо. Но гораздо серьезнее, когда производство контрафактной продукции несет вред здоровью человека, коллективному здоровью.
Вспомним, к примеру, аварию на Саяно-Шушенкой ГЭС. Там поставили контрафактные запасные части, и это привело к катастрофе. Такой контрафакт может привести к техногенным катастрофам. Но не всегда контрафакт является абсолютным злом. Иногда я вижу в этом дело хорошее. Скажем, когда речь идет о пиратских дисках, программном обеспечении. Спорить не буду, это плохо, но для обыкновенного потребителя это же хорошо.
За небольшие деньги они покупают ту или иную продукцию, музыкального или видео содержания, или программное обеспечение. Они не будут тратить большие деньги на программное обеспечение, которое обновляется.
— Как в мире и в частности в России борются с контрафактом? И в каких областях в первую очередь? Допустим, в плане одежды контрафакт может быть более безобиден, а в плане лекарств — уже нет.
— Во-первых, сейчас идет много передач о контрафакте и фальсификатах. То есть пошла кампания в средствах массовой информации. Раньше-то вообще эту тему не поднимали, эта тема была табуированной.
— А в чем еще заключается борьба, кроме передач?
— Ни в чем. Я же сказал самое главное, что весь контрафакт, фальсификат и тому подобное — это порождение именно экономической модели. И не изменив ее, никто не победит. Потому что вся западная экономическая модель построена на конкуренции, как они говорят.
Война с помощью контрафакта
— А на какую экономическую модель надо перейти, чтобы ситуация изменилась?
— Надо просто сделать понятийный аппарат и принять соответствующие законы. Допустим, что аналоги — это аналоги. Почему аналоги Китай производит? Благодаря коммерсантам, как нашим, так и западным.
— Какое будущее для контрафактного рынка вы прогнозируете? Я нашла цифры, что темпы роста рынка подделок каждый год увеличиваются. Пишут, что на рынке одежды эта цифра выросла в два раза.
— Опять же обратимся к экономике. Мировая экономика — это перепроизводство всех видов производств. И она постоянно перепроизводит.
— Но тогда, казалось бы, количество контрафакта должно уменьшиться, разве нет?
— Нет, должна цена падать на любые изделия, но почему-то этого не происходит, она только возрастает. Я вам схему расскажу, как производится контрафакт. Как правило, контрафактом занимаются свои. Свои компании, бывшие директора, бывшие соучредители, бывшие родственники. Как правило, они порождают контрафакт. То есть компания нарабатывала бренд, развивала, все пошло хорошо, но потом происходит расход по каким-то причинам, и человек, который отошел в сторону, взяв свои деньги, акции, и имея другие средства, начинает заниматься чем-то похожим.
— А еще какие маневры есть? И они различаются от сегмента к сегменту?
— Для всех одинаково. Вторая схема, когда у предприятия есть дилеры. Дилер пришел и начинает торговать той или иной продукцией. Но если ему не нравится, как работает головное оригинальное предприятие той или иной продукции, он начинает искать другие источники дохода. Это очень частое и распространенное явление. В ходе этого он сам уже создает свое производство, которое поставляет ему ту или иную продукцию. А все валится на Китай. Китай — это ширма.
— Действительно, говорят, что до 90 процентов контрафакта производится в Китае.
— Когда я занимался контрафактом, я несколько раз сталкивался с тем, что заказчик думал, что это Китай, а на проверку оказалось, что свои. Китайская продукция присутствовала на рынке, но это были аналоги. Они были явно качества ниже, но было написано, что это Китай. То есть они не скрывались.
— Как вы считаете, в ближайшее время от контрафакта уйти не получится?
— Нет. Мы просто сделаем одну вещь, мы поймем, что контрафакт, который является нарушением авторских прав: программное обеспечение, видео — это деньги, это плохо. Мы это признаем, не будем от этого отказываться. Но бороться надо с тем, что приносит в жизнь граждан угрозу, например, с фальсифицированными лекарствами или с запасными частями. Если этого не делать, то будет очень плохо.
К примеру, у вас сломался автомобиль, вы приехали в сервис, где вместо оригинальной запчасти вам поставили какую-нибудь китайскую. Это может автомобилю навредить. Вы можете поехать и попасть в аварию. Или, например, в офисной мебели очень часто используют формальдегидные смолы, и непонятно, какого они качества, даже животные от них болеют. Об этом тоже никто вопрос не поднимал.
— Если в прессе, в СМИ об этом регулярно пишут, идут передачи, то почему по итогам этих передач вообще ничего не предпринимается?
— В Торгово-промышленной палате много заседаний было. От меня лично было предложение в 2011 году создать рабочие группы по борьбе с контрафактом, было у меня желание побороться. В общем, мы вынесли это предложение. В Торгово-промышленной палате было заседание круглого стола, обсуждение. Но на этом дело закончилось.
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовала
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Копия – это оригинал: почему китайцы не против подделок
Телефоны Nokir и Samsing — это классические примеры китайского явления под названием «шаньчжай» (кит. 山寨 shānzhài, досл. горное село). Этот термин означает имитацию. В Китае есть шаньчжайные бренды, книги, звезды и даже шаньчжайный Гарри Поттер. Запад расценивает появление таких имитаций как пиратство. В китайской культуре отношение к копии кардинально отличается. Профессор Берлинского университета искусств Бьюн-Чул Хан в своей книге «Шаньчжай» рассказывает о понятиях копии и оригинала в представлении китайцев. Издание Aeon делится основными доводами автора.
В 1956 году в парижском музее восточных искусств Чернуски (Musée Cernuschi) открылась выставка шедевров китайской живописи. Вскоре выяснилось, что картины являются подделками. Их автором был самый известный китайский живописец XX века Чжан Дацянь, которого называли китайским Пикассо. Одновременно его работы были выставлены также в Музее современного искусства в Париже. Однако когда стало известно, что «древние» полотна принадлежат кисти Чжана, западный мир расценил это как мошенничество.
Китайский живописец Чжан Дацянь. Фото: chinatimes.com
На самом деле, большинство шедевров были не просто копиями. Они представляли собой точные дубликаты утерянных картин, которые дошли до современников только в виде описаний. Чжану не стоило усилий писать картины в манере мастеров прошлого, а коллекционеры были счастливы заполучить его «древние» шедевры.
Но западные представления о неповторимости и уникальности оригинальных творений обесценили такие произведения до уровня подделок. В восточной культуре, приверженной к планомерным трансформациям, отрицающей революционные изменения, зародилась другая традиция — традиция постоянного воспроизведения.
Настоящие терракотовые воины
В 2007 году, когда выяснилось, что терракотовые воины в Музее этнологии в Гамбурге — только копии древних артефактов, выставку немедленно закрыли. По словам директора музея, у них не было другого выбора. Чтобы сохранить репутацию, руководство предложило вернуть деньги за входной билет всем посетителям.
С точки зрения китайцев, копии не были подделками. Исторически фигуры воинов терракотовой армии производились из унифицированных элементов — модулей. В основе модульной технологии заложена идея воспроизводимости. Ее цель — массовое производство, где уникальность приносится в жертву эффективности. Когда исследователи определили способ изготовления оригинальных фигур, терракотовые статуи снова запустили в производство. Этот процесс шел параллельно с раскопками.
В китайской живописи также используется модульная технология. В трактате «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно», основном источнике знаний о традиционной китайской живописи (эпоха императора Канси, 1654-1722 гг., — прим. ЭКД) описывается бесконечный ряд элементов, из которых может быть составлена картина. Расхождения в восприятии копий нередко приводят к непониманию и спорам между китайскими и западными музеями. Китайцы зачастую отправляют за границу копии. Отказы западных контрагентов воспринимаются ими как оскорбление.
У китайцев есть две концепции копии. Фанчжипинь (кит. 仿製品 fǎngzhìpǐn) представляют собой имитации, в которых отличия от оригинала очевидны. Например, уменьшенные копии экспонатов, продающиеся в сувенирных магазинах. Фучжипинь (кит. 複製品 fùzhìpǐn) являются точными копиями. Для китайцев они представляют такую же ценность, что и оригинал. Такие копии в их сознании не имеют негативных коннотаций.
Сохранение или обновление?
Восточное понятие об идентичности часто вводит в замешательство представителей западной цивилизации. Так, японский храм Исэ, главная синтоистская святыня с 1300-летней историей, привлекает миллионы паломников ежегодно. Но на самом деле храмовый комплекс полностью перестраивается каждые 20 лет! После жарких споров храм даже исключили из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, поскольку фактически возраст святилища не превышает двух десятков лет.
Храм Исэ, Япония. Фото: theworldwidewa.com
Где проходит граница между оригиналом и копией? Можно предположить, что копия в данном случае даже ближе к оригиналу. Чем старше становится здание, тем меньше оно похоже на первоначальное, а перестройка позволяет приблизиться к исходному замыслу. Не только сами здания, но и все ценности в них подлежат замене. Раньше старые экземпляры уничтожались и заменялись новыми, теперь же они передаются на хранение в музей.
Сейчас нам кажется очевидной идея сохранения памятников прошлого. Но западные представления о ценности оригинала развивались постепенно. В средние века отношение к античным находкам было совсем иным. Обнаруженные артефакты подвергались существенным изменениям. В XV-XVI веках римский Колизей использовался как мраморный карьер, откуда брали камни на постройку новых зданий. Интерес к сохранению памятников истории появился в эпоху Ренессанса. Массовое открытие музеев началась одновременно с ростом популярности туризма в XVIII-м веке. Выставочная ценность древних сооружений и произведений искусства значительно выросла. Позднее процесс индустриализации еще сильнее обозначил необходимость сохранения культурного наследия.
Фрайбургский кафедральный собор на юго-западе Германии практически круглый год стоит за строительными лесами. Здание собора построено из песчаника. Этот мягкий и пористый материал подвергается воздействию дождя и ветра. Его разрушение было бы неминуемым, если бы не постоянная замена камней. Хотя работа идет медленно, рано или поздно собор превратится в свою копию — как храм Исэ. Что оригинального останется в этом соборе, когда последний старый камень будет заменен на новый?
На Западе оригинальные элементы стараются сохранить, рассматривают их как реликвии. Восток не знаком с «культом» оригинала. Он предлагает совершенно другую концепцию сохранения: не через консервацию и реставрацию, а через постоянное воспроизведение. Эта модель свойственна и природе. Наш организм обновляется, старые клетки заменяются новыми. Идентичность и обновление не исключают друг друга. Так и концепция сохранения храма Исэ состоит не в том, чтобы как можно дольше противостоять «смерти», а воспроизводить «жизнь» заново.
Подготовила Ирина Семыкина
Китайская брендятина: подделки известных брендов, говорящие сами за себя
Китайские производители не устают удивлять своей креативностью. Причем, как видно, весь творческий энтузиазм у них уходит на то, чтобы сделать свой средний или даже плохонький товар как можно больше похожим на продукцию всемирно известных брендов. Китайцы — это просто мастера изгаляться над брендами!
«Пасунник» — это не какой-то там Panasonic.
Адские кроссовки «Даиадс».
Это скрытый крик о помощи?
Бедный Adidas, как его только не коверкали.
Есть что-то неприличное в названии этих батареек.
Половину букв изменили, логотип подделали — успех продаж обеспечен.
Это вам не «голова-плечи», а серьезный бренд.
Интересно, а курица там тоже поддельная?
Это не то, что вы подумали.
Почти как PSP, только там наверняка есть игра «волк с яйцами».
Еще один недо-Адидас.
Наушники «Соня». Золотая ручка.
Производитель так и не смог определиться, кого он подделывает.
Ну просто короли фейка.
Сами производят, сами и носят.
они даже в словарь заглянуть не парятся, прежде чем названия придумывать..)
pimp [pɪmp]
1) сводник; сутенёр
2) гомосексуалист-проститутка
вчера только на каком-то пареньке в метро видел кроссовки типа «New Balance». только вместо буквы N была буква И
pimp [pɪmp]
1) сводник; сутенёр
2) гомосексуалист-проститутка
Китайцы с этим никогда не парятся.
У нас бейсболочки для болел Сибири китайцы завезли.
Никогда не забуду как вонял пластик этого чудо музыкального центра. В больших колонках стояли микро динамики. Играл ужасно. Продавались в каждом магазине.
Osaka Music Centre
Но вот я не понимаю, сейчас все стали ученые, неужели кто-то до сих пор ведется на переиначенное написание известной марки?