Как сделать кластер по музыке
Технологии развития критического мышления на уроках музыки.
статья по музыке на тему
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Технологии развития критического мышления на уроках музыки».
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и, может быть, я запомню,
В настоящее время способность педагога решать педагогические задачи с привлечением интерактивных форм обучения, становится важной составляющей его профессионализма. Это в полной мере относится и к профессиональной деятельности учителя музыки. В условиях интерактивного обучения акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности самих учащихся, что способствует более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит его эффективности. Основными требованиями, обеспечивающими успешность обучения на уроках музыки с использованием интерактивной технологии, являются:
-Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.
-Непосредственное взаимодействие, при котором, все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.
-Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).
-Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.
Вот примеры некоторых методов интерактивного обучения используемых на уроках музыки по методике «Критического мышления».
«Мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. «Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.
Окрыляет, возбуждает, успокаивает,
Музыка жизнь человека украшает
Радуется, страдает, творит.
Это музыкальное чудо!
Выступает, играет, звучит.
В нем четыре группы инструментов.
Руководит, управляет, организует.
В его руках чудесная палочка.
Еще одним интересным табличным приемом является таблица, который получил название «Знаю, хочу узнать, узнал». Это один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы
Урок музыки в 5 классе тема: « Второе путешествие в музыкальный театр. Балет ». Ключевое слово «БАЛЕТ». Таблица заполняется в течение всего урока.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить или делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.
Именно поэтому круги Эйлера – это тот метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще получить ответ.
Учащиеся в процессе работы с кругами Эйлера не только знакомятся с новыми понятиями и терминами, но и находят взаимосвязи между ними, что способствует оптимальному изучению и запоминанию: (рис.1)
Наиболее популярным из современных методов является – кластер. Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична: (рис.2)
Предмет Музыка в 5 классе тема: » Что роднит музыку с изобразительным искусством «. Учащимся предлагается по вариантам сделать кластеры со словами » МУЗЫКА» и «ЛИТЕРАТУРА «.
Предмет музыка 5 класс тема: » Полифония в музыке и живописи»
По моим опросам, которые я проводила среди учащихся, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому на уроке важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли. Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире.
Данный опыт работы позволяет сделать вывод, что использование приёмов и методов критического мышления и других технологических инноваций на уроках музыки делают уроки интереснее и продуктивнее. У учащихся значительно повышается мотивация к обучению, происходит раскрепощение застенчивых детей, быстрее происходит овладение новым понятиями, сложный материал становиться доступным. Применяя инновационные технологии, я не только активизирую у учащихся умственную деятельность, но и развиваю самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. При совместной работе детский коллектив сплачивается, формируется атмосфера успешности и умение дружить. А развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
Структура музыкальной деятельности ребёнка содержит следующие элементы: цель- средства- процесс- результат. Это условие является для меня ориентиром, позволяющим организовывать музыкальную деятельность учащихся как продуктивную. Когда я прописываю цель урока, то определяю направление своей деятельности и деятельности учащихся на уроке, это обуславливает требования к их деятельности и помогает проектировать результат. Результатом достижения цели должны стать изменения, происходящие в компонентах музыкальной культуры учащихся.
Список используемой литературы:
Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.
Технология критического мышления
Статья об использовании технологии критического мышления на уроках музыки.
Просмотр содержимого документа
«Технология критического мышления»
«Технологии развития критического мышления на уроках музыки».
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и, может быть, я запомню,
В настоящее время способность педагога решать педагогические задачи с привлечением интерактивных форм обучения, становится важной составляющей его профессионализма. Это в полной мере относится и к профессиональной деятельности учителя музыки. В условиях интерактивного обучения акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности самих учащихся, что способствует более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит его эффективности. Основными требованиями, обеспечивающими успешность обучения на уроках музыки с использованием интерактивной технологии, являются:
-Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.
-Непосредственное взаимодействие, при котором, все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.
-Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).
-Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.
Вот примеры некоторых методов интерактивного обучения используемых на уроках музыки по методике «Критического мышления».
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление».
«Мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. «Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.
Окрыляет, возбуждает, успокаивает,
Музыка жизнь человека украшает
Моцарт Вольфганг Амадей.
Радуется, страдает, творит.
Это музыкальное чудо!
Выступает, играет, звучит.
В нем четыре группы инструментов.
Руководит, управляет, организует.
В его руках чудесная палочка.
Еще одним интересным табличным приемом является таблица, который получил название «Знаю, хочу узнать, узнал».Это один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы
Урок музыки в 5 классе тема: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет». Ключевое слово «БАЛЕТ».Таблица заполняется в течение всего урока.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить или делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.
Именно поэтому круги Эйлера – это тот метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще получить ответ.
Учащиеся в процессе работы с кругами Эйлера не только знакомятся с новыми понятиями и терминами, но и находят взаимосвязи между ними, что способствует оптимальному изучению и запоминанию: (рис.1)
Наиболее популярным из современных методов является – кластер. Кластер (от англ. – cluster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична: (рис.2)
Предмет Музыка в 5 классе тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством». Учащимся предлагается по вариантам сделать кластеры со словами «МУЗЫКА» и «ЛИТЕРАТУРА«.
Предмет музыка 5 класс тема: «Полифония в музыке и живописи»
По моим опросам, которые я проводила среди учащихся, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому на уроке важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли. Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире.
Данный опыт работы позволяет сделать вывод, что использование приёмов и методов критического мышления и других технологических инноваций на уроках музыки делают уроки интереснее и продуктивнее. У учащихся значительно повышается мотивация к обучению, происходит раскрепощение застенчивых детей, быстрее происходит овладение новым понятиями, сложный материал становиться доступным. Применяя инновационные технологии, я не только активизирую у учащихся умственную деятельность, но и развиваю самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. При совместной работе детский коллектив сплачивается, формируется атмосфера успешности и умение дружить. А развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
Структура музыкальной деятельности ребёнка содержит следующие элементы: цель- средства- процесс- результат. Это условие является для меня ориентиром, позволяющим организовывать музыкальную деятельность учащихся как продуктивную. Когда я прописываю цель урока, то определяю направление своей деятельности и деятельности учащихся на уроке, это обуславливает требования к их деятельности и помогает проектировать результат. Результатом достижения цели должны стать изменения, происходящие в компонентах музыкальной культуры учащихся.
Список используемой литературы:
Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.
Использование технологии критического мышления на уроках музыки в школе.
статья по музыке на тему
Статья с презентацией.Методика
Скачать:
Предварительный просмотр:
. Использование в обучающем процессе современных технических устройств преобразования информации из одного вида в другой, а также информационных и коммуникационных технологий ведет к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения.( слайд3) Объем получаемой информации неукоснительно растет, тем самым возрастает и потребность к умению систематизировать, накладывать новую информацию на личный жизненный опыт. Поэтому, все более актуальным становится выбор педагогических технологий, в которых акцент делается на исследовательскую работу ребенка, развитие его творческого потенциала.
В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления.(слайд4) Творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.(слайд 5)
Данная технология может быть использована в различных предметных областях. Она универсальная, проникающая, «надпредметная»,открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. (слайд 6)
Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для её применения, рассматривает возможности решения проблемы и т.д. ( слайд 7)
Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс рассуждения и аргументации: постановка цели, выявление проблемы, выдвижение гипотез, приведение аргументов, их обоснование, прогнозирование последствий, принятие или непринятие альтернативных точек зрения. Он включает способность применять базовые интеллектуальные умения (знания и понимание) для синтеза, анализа и оценки сложных и неоднозначных ситуаций и проблем. Сюда можно отнести умения выявления проблемы, прояснения ситуации, анализ аргументации, всестороннего изучения вопроса, разработки критериев для оценки решений и надежности источников информации, избежание обобщений. ( слайд 8)
В основе ТКМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия». (слайд 9)
Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего необходимы полученные знания и как их можно применить.
Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости. Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока – они не представляют исключительной новизны для учителя.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках музыки, начиная уже с младшего школьного возраста.(слайд10)
Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала
• актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
• пробуждение интереса к изучаемой теме;
• обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
• побуждение ученика к активной деятельности. (слайд 11)
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. Например, на уроке по теме: «Опера», возможен следующий ряд: ария, оркестр, ансамбль, сцена, либретто, хор.
«Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»( слайд 12)
Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происхо¬дит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения и усвоения нового материала всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
• активное получение новой информации;
• осмысление новой информации;
• соотнесение новой информации с собственными знаниями;
• отслеживание процесса познания и собственного понимания.
Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
• целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
• выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
• выявление еще непознанного;
• анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
• поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).
Значение стадии рефлексии:
Происходит выведение знания на уровень понимания и применения. Идет рефлексия своего процесса учения. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.
Принципиальными моментами для технологии являются активность субъектов в образовательном процессе, организация групповой работы в классе, развитие навыков общения, идея ценности личности, подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека, соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реально жизни.
Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.
Литература и интернет ресурсы:
Баннов А.М. учимся думать вместе: (материалы для тренинга учителей) / А.М. Баннов – М.:ИНТУИТ.РУ, 2007. – 136с.:ил.
Дьюи Д. Демократия и образование. — М., 2000. — С. 138
Загашее И.О., Заир-Бек СИ., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. — СПб., 2003.
Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Издательский центр «Академия», 2007.
Развитие критического мышления. Апробация технологии
Некоторые приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе