Как сделать кластер по обществознанию

Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать?
учебно-методический материал на тему

Как сделать кластер по обществознанию

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Как сделать кластер по обществознанию

Скачать:

Предварительный просмотр:

Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать?

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из приёмов, активно используемых на уроках, является «Кластер» Показаны приёмы технологии. Работа сучебником. Наблюдение за различными способами выражения подлеж.

Опыт работы по введению геометрических понятий.

Использование приема составления кластера на уроках русского языка в начальных классах способствует актуализации знаний учащихся, обобщению и структурированию материала. Кластер помогает эффективнее з.

Источник

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
учебно-методический материал по теме

Как сделать кластер по обществознанию

ХХ I век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

1. Методические особенности технологии критического мышления;

2. Примеры уроков на основе элементов технологии критического мышления.

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.

Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.

Очень важно грамотно работать с информацией.

1. Технология критического мышления:

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Понятие критического мышления

Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом определенные коммуникативные умения,

Критическое мышление — это:

способность ставить новые, полные смысла вопросы ;

вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ;

Качества личности, позволяющие воспользоваться критическим мышлением.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

Особенности и правила технологии развития

Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы

Источник

Методическая разработка по обществознанию» Создание и использование кластеров в преподавании обществознания»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по обществознанию» Создание и использование кластеров в преподавании обществознания»»

Матиуца Зинаида Михайловна

Тема «Создание и использование кластеров в преподавании обществознания».

Кластер в переводе с английского означает – скопление, объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами.

Идея создания кластеров по обществознанию стала итогом накопившегося опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ и олимпиадам. Под олимпиадами подразумевается как участие в этапах Всероссийской олимпиады школьников так и вузовских олимпиадах. На сегодняшний день среди лицеистов особенно популярны олимпиады: «Покори Воробьевы горы! «Высшая проба», олимпиада по обществознанию РАНХиГСа г. Москва, олимпиады СПбГУ по социологии, обществознанию, праву.

Каковы критерии, определяющие содержание кластера?

Чтобы хорошо сдать ЕГЭ или написать результативно вузовскую олимпиаду, учащемуся необходимо овладеть солидным багажом теоретических знаний по таким разделам курса, как политология, социология, экономика, философия, право. Это огромные объемы информации. Задача кластера: ни в коем случае не дублируя учебные пособия, расширить, конкретизировать теоретическую составляющую этого багажа знаний.

Каковы источники информации, используемой в кластерах?

Годы активной работы в этом направлении позволяют мне с уверенностью назвать эти источники:

Обществознание: весь курс. Бабленкова И.И., Акимов В.В., Сурова Е.А.М. Эксмо.

Петрунин Ю.Ю. Пособие для абитуриентов. Словарь по обществознанию. Москва. Университет. Книжный дом. 2009.

Мухаев Р.Т. Политология. Конспект лекций. Москва. Проспект.2011.

Мухаев Р.Т. Социология. Конспект лекций. Москва. Проспект.2011.

Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ. Справочные материалы. Ростов – на Дону. Издательство «Учитель».

Яременко С.М. Социология. Ростов – на – Дону. Феникс. 2010.

Гусев Д.А. Введение в философию.10 – 11 класс. Просвещение.2010.

Белокрылова О.С. Обществознание. Пособие – репетитор. Феникс. Ростов – на – Дону. 2010.

Поляков Л.В. Глобальный мир в XXI веке. М. Просвещение. 2010.

Сборник заданий межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба» под редакцией И.А. Шаповалова. Москва. 2015.

Учебное пособие. Обществознание. Издательство С.-Петербургского университета 2008.

Еще одним очень важным источником информации являются сайты вузов, архивы этих сайтов, демоверсии олимпиад.

Какую форму приобретает информация кластера?

Логические цепочки, таблицы, схемы, свертки с ассоциативным набором …

Кластеры включают категориальный аппарат (редко встречающиеся термины), таблицы, ставшие результатом систематизации материала разных источников и т.д.

За последние пять лет я создала следующие кластеры : «Политика», «Культурология», «Философия», «Экономика», «Социология», «Право».

Представляю один из них – «Социология».

Кластер. Обществознание. Социология.

1. Этнос. Нация. Национальная политика.

Этнос – греч., народ, род.

Эндогамная семья – образуется при вступлении в брак представителей одного этноса.

В рамках индустриального общества выделяют 2 типа этнических процессов :

А) этнообъединительные: этническая консолидация, этническая ассимиляция и межэтническая интеграция.

Б) этноразделительные: этническая дивергенция и этническая сепарация.

Этническая ассимиляция – процесс, при котором ранее самостоятельный этнос растворяется в среде более крупного этноса. Этническая ассимиляция наиболее характерна для современных развитых стран.

Этническая сепарация – даже при сохранении этноса от него может отколоться какая – то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос. Этот процесс сегодня наиболее распространён.

Как сделать кластер по обществознанию Как сделать кластер по обществознанию Как сделать кластер по обществознанию

Как сделать кластер по обществознанию Как сделать кластер по обществознанию Как сделать кластер по обществознанию

Народность – общность, сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства. Для неё характерны территориальные, языковые, экономические и культурные признаки. Но народность – это неустойчивая общность.

С началом Нового времени в Европе с переходом к капитализму народности превращаются в нации.

Нация – исторически устойчивая общность людей, характеризующуюся общностью экономической жизни, территории, языка, психического склада. Ключевым признаком нации, ядром, определяющим её суть, является духовная культура.

Национализм – 1) реакционная идеология и политика, направленные на разжигание национального антагонизма, национальной замкнутости.

2) движение в угнетённых странах за национальную независимость.

Геноцид – истребление отдельных групп населения, целых народов по политическим, расовым, национальным, этническим или религиозным мотивам.

Фашизм – лат., пучок, связка, идеологическая форма открытой, воинственной террористической диктатуры, осуществляющая политику шовинизма, расизма, агрессии. Идея сверхчеловека.

Расизм – фр. раса; концепция об исконном разделении человечества на высшие и низшие расы, из которых лишь первые якобы являются создателями цивилизации и призваны к господству, а вторые духовно неполноценны и способны быть лишь объектом эксплуатации.

Апартеид – африкаанс, раздельное проживание, политика принудительного разделения населения в стране, основанная на расовой дискриминации.

Шовинизм – крайнее проявление национализма, направленное на пропаганду национальной и расовой исключительности, на возвеличивание своей нации, проповедь пренебрежения к другим народам и разжигание национальной вражды. По имени гренадера Шовена (француза), восторженного поклонника завоевательной политики Наполеона, сатирического персонажа популярного в XIX веке водевиля братьев Коньяр «Трёхцветная кокарда».

Сегрегация – лат., отделение. Форма расовой дискриминации, заключающаяся в ограничении в правах на основании цвета кожи или национальной принадлежности.

Аккультурация – процесс взаимовлияния двух или более культур

поглощение одной культурой другой культуры

возникновение новых культур

реакция – отторжение чужой культуры

заимствование элементов чужой культуры

адаптация – приспособление культур друг к другу

2. Стратификация. Критерии. Иерархия современного западного общества. Социальный лифт.

Стратификация = расслоение = дифференциация.

Социальная стратификация – это совокупность социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства и называемых стратами.

Критерии социальной стратификации

Принадлежность субъекта к политическим партиям

Принадлежность к власти

Неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе

Иерархия современного западного общества:

высший слой: наследственное богатство, до 1 % населения

низший слой : заработанное богатство, до 4 % населения

высший слой : высокооплачиваемые представители умственного труда и деловые люди, от 15 до 25 % населения

низший слой : «белые воротнички», менеджеры, работники ИТР, до 40 % населении

низший слой : люмпены, безработные, 5- 10 % населения

Главный способ ослабления социальной напряжённости возможность перемещения из одной страты в другую.

« Социальными лифтами» с помощью, которых осуществляются перемещения, в первую очередь

являются: армия, церковь, школа.

К дополнительным « социальным лифтам» (каналам) относятся: СМИ, партийная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

3.Противоположные точки зрения на социальный конфликт.

Социальный конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов субъектов социального взаимодействия.

Социологи марксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт это временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно исчезновение конфликтов.

Большинство социологов считают, что существование общества без конфликтов невозможно. Конфликт – главный двигатель общественного развития. Он даёт выход социальной напряжённости, порождая социальные изменения.

В качестве причин социальных конфликтов марксистские социологи выдвигают на передний план экономические факторы. Дарендорф Р., немецкий социолог, один из создателей современной конфликтологии, в основу социальных конфликтов положил политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. П. Сорокин указывал на связь конфликтов с удовлетворением потребностей людей. Он подчёркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения.

Промискуитет – добрачное состояние общества, т.е. отсутствие позитивных социальных норм, регулирующих отношения между полами.

Инцест – половые отношения между родственниками.

Групповой брак – брак между несколькими мужчинами и несколькими женщинами (первобытное общество).

Моногамия – брак между одной женщиной и одним мужчиной.

3. Полигамия – брак между одним и несколькими дружными индивидами:

А) полигиния – брак между одним мужчиной и несколькими женщинами (в исламских странах)

Б) полиандрия – брак между одной женщиной и несколькими мужчинами (крайне редко, у народностей Тибета и Южной Индии).

4. Левират – мужчина одновременно вступает в брак с двумя или более сестрами. Мужчина женится на вдове своего покойного брата. Замужество девушки с вдовцом своей сестры.

5. Сорорат – в некоторых культурах брак – сорорат заключают, если первая жена оказывается бесплодной.

Формы вторичного брака:

Девадаси – Индия, замуж за божество

Бердаши – однополые браки (американские индейцы)

Карл Маннгейм, немецкий и британский социолог и философ еврейского происхождения.1893 – 1947.Один из создателей социологии знания. Социология знания заключается в анализе социально – исторической обусловленности мышления.

Гюстав Лебон, Ле Бон, французский социолог, психолог, антрополог, археолог, 1841 – 1931.

Труды: «Эволюция материи», «Психология социализма», «Психология толпы», «Психология масс».

«Психология – это наука, необходимая для изучения социологии и понимания истории народов».

«Социальными фактами» Дюркгейм обозначал различные элементы социальной реальности в виде законов, правил поведения, общественных учреждений.

Труд «Правила социологического метода».

Дюркгейм ввел в социологию понятие – аномия.

Аномия – состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение.

Парсонс Толкотт, 20 век, американский социолог. Труд «Социальная система».

Парсонс подчёркивает, что общество всегда стремится к состоянию «абсолютного равновесия». Конфликты – это « болезни общества». Основой функционирования единиц общества – человека, группы, коллектива является «единство ценностей» или «нормативный порядок».

Тоффлер Олвин, 20 век, американский социолог. Труд «Третья волна», ввел термин «одноразовый человек».

Мертон Роберт, американский социолог, расширил понятие «аномия», выделил 5 возможных вариантов индивидуальной адаптации (типы девиации) в обществе:

Конформизм – подчиняющееся поведение, признающее и цели, и средства их достижения.

Инновация – использование социально осуждаемого средства достижения социально одобренных целей

Ритуализм – попытка продолжать использовать одобренные средства без ожидания успеха (обесценивание цели)

Ретритизм – отказ и от одобряемых целей, и от одобряемых средств их достижения

Восстание (бунт) – стремление изменить систему.

Ввел понятие «статусный набор».

Макс Вебер, немецкий социолог ввел в социологию термин – социальное действие, для которого характерны: наличие субъективного смысла и ориентация на другого.

Веберовская классификация социальных действий:

Мид Джордж Герберт, 1863 – 1931. Американский философ, социолог.

Книги «Разум, Я и общество», «Философия действия».

«Человеческое животное» превращается в индивид под действием социальных отношений. Существование общества возможно благодаря способности человека принимать на себя разные роли. Социальный индивид (социальное Я) может взять на себя роль другого, других и «общественного» другого.

Этапы социализации по теории ролей Мида:

Имитация (дети копируют поведение взрослых)

Игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей)

Коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы)

Труды «Социология экономической жизни», «Теория коллективного поведения».

Образование – часть процесса формирования личности, а значит – часть процесса социализации.

Смелзер + Дюркгейм : основная цель образования – передавать ценности господствующей культуры (В Древнем Риме цель образования – подготовка военачальников и государственных деятелей).

Хабермас Юрген, 1929, немецкий философ и социолог. Ввел понятие коммуникативного разума. Книга «Познание и интерес».

Поппер Карл Раймунд, 1902 – 1994, австрийский и британский социолог.

Главный труд «Открытое общество и его враги»: критиковал платонизм, марксизм, тоталитаризм

Индивиды свободны от табу и принимают решения исходя из достигнутого в результате договоренности консенсуса. Политическая элита не имеет неограниченной власти. Политическая система должна быть достаточно гибкой. Общество открыто множеству точек зрения и культур, а значит, должно обладать признаками плюрализма и мультикультурализма.

Критика марксизма содержится в работе «Нищета историцизма».

Логическим продолжением работы с кластером является тест «Социальные отношения».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *