Как сделать колотушку для бубна

Как сделать колотушку для бубна

То же самое и с бубнами. Колотушка должна соответствовать бубну. Помимо формы и размера и стик и колотушка имеют свое сакральное значение. Но если со стиками более-менее всё понятно и информации в интернете много, то с колотушками для бубна попытаемся разобраться.

И так. Как правило колотушка – это палочка, обтянутая кожей. У некоторых народов она осознавалась как плеть, погонялка а бубен являлся символом ездового животного.

У восточных монголов колотушка в виде палочки называлась гисунь, что значит «речь», «слово». Этим же термином обозначались удары в бубен, осознававшиеся как «речь» шамана к духам.

У долган колотушку делали из лиственницы, из мамонтовой кости или оленьего рога. Одну сторону ее обтягивали камусом белого оленя, другую (вогнутую) орнаментировали резьбой. На конце ручки вырезали изображение духа-хозяина колотушки. Иногда колотушка имела форму двухлопастного весла с перехватом посредине.

У кетов колотушку (пер. как «нога бубна») длиной 35-50 см делали из кедра, обтягивали с наружной стороны оленьей шкурой. Внутреннюю сторону ее раскрашивали черной и красной краской и прикрепляли изображение ящерицы. На конце колотушки вырезали лицо духа-хозяина колотушки и прикрепляли железные подвески. У кетов бубен осознавался как символ вселенной, и это значение чрезвычайно подробно отражено во всем его устройстве.

У коряков колотушка длиной 45 см представляла собой слегка изогнутую лопаточку, обтянутую волчьей шкурой.

У манси колотушка представляла собой деревянную лопаточку; ее обтягивали оленьей, медвежьей или конской шкурой. Бубен, по представлениям манси, был конем или оленем, на котором шаман «путешествовал» к верхнему божеству. Звуки ударов в бубен считались средством «пробудить» божество, «призывом» к божеству, просьбой «снизойти» к людям.

У нивхов колотушка была деревянная, имела вид плоской лопаточки с ручкой. Одну сторону ее обклеивали шкурой, снятой с собачьей лапы, другую иногда орнаментировали резьбой. На конце ручки вырезалось изображение головы медведя, ящерицы, змеи.

У селькупов колотушку (буквально «орудие камлания») делали из березы или кедра. Она представляла собой веслообразную лопаточку длиной до 50 см. На ручке ее вырезали лицо духа колотушки. С наружной стороны колотушку обтягивали шкурой со лба оленя или оленьим камусом (или шкурой со лба медведя, или медвежьим камусом), иногда шкурой выдры.

(Аха! У них помимо верхнего и нижнего еще и ПОДВОДНЫЙ мир есть! Интересно.)

У хантов колотушка, помимо того, что она являлась вспомогательным орудием при бубне, служила и самостоятельным атрибутом при гадании и «лечении».

А теперь про самую необычную форму колотушки.
Шорская колотушка представляла собой естественную развилку из трёх-пяти веток таволожника или березовую развилку. Эту развилку обматывали тряпками и обтягивали шкурой зайца. К концу ручки привязывали пучок цветных лент.

Возможно, что эта форма колотушки генетически связана с камланием без бубна; последний заменяла березовая ветка. Такой способ камлания имел место еще в начале XX в. у алтайцев, бурят и якутов.

У чукчей в качестве колотушки во время камланий внутри полога употреблялась тонкая полоска китового уса (длиной 30-40 см) с небольшим лопатообразным утолщением на конце; при камланиях вне полога пользовались деревянной палочкой (длиной 60- 70 см), которой ударяли по краю обечайки. Бубен при этом держали горизонтально, обтяжкой вверх, а палочку брали за середину, ударяя поочередно то одним, то другим ее концом. На ручке имелась иногда меховая кисточка. Иногда же колотушку делали из клыков мамонта или рога дикого оленя, обшивали кожей с весенних рогов оленя.

Ну и конечно же выводы из прочитанного:
1) колотушка (впрочем как и бубен) – это проводник по мирам. Она может быть кнутом для ездового животного или веслом для лодки.

2) Если колотушка и бубен сделаны из одной породы дерева, то они входят в резонанс. Но возникает вопрос: а если они будут сделаны из разных пород дерева? Тогда диссонанс? Или может откроются другие грани познания мира?

3) колотушка должна быть красивой и исполненной силы, потому что она придает силы шаману, а у некоторых народов – ощущаться как оружие;

4) у колотушки есть свой дух-хозяин;

А вообще приведенные выше сведения – это только верхушка айсберга с название «колотушка» 🙂

Источник

Новое в блогах

Как сделать колотушку для бубна

Как сделать колотушку для бубна

Сообщество «Славяне, Веды, Арии»

Как сделать бубен. Инструкция по изготовлению бубнов.

Музыкант, играя на бубне или барабане, становится центром мира и ядром новой жизни, какой бы она ни была. (К. П. Эстес)

Бубен — ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Применявшийся в южноевропейской музыке со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с XIX века, бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, на котором в течение тысячелетий играли на Ближнем Востоке. Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.

Разновидности

В настоящее время различаются 2 основных вида бубнов:

Изготовление бубна.

Как сделать колотушку для бубна

Итак, сегодня мы будем изготавливать бубен. Для этого нам понадобятся: кожа, обод и

2 метра веревки. Кожа. Для изготовления бубна нам понадобятся две невыделанных козьих шкуры. Это будет лучшим материалом. Если вы не нашли козьих шкур, то возьмите любую имеющуюся шкуру убитого животного.

Обработка кожи.

Первым делом надо отмочить кожу. Кожа помещается в ведро или чашку с водой при температуре 18-22 ° С и жидкостном коэффициенте 1:10. Вес шкуры следует перевести в килограммы и умножить на 10 — это и будет требуемое количество воды в литрах. Длительность процесса 20-24 часа. Воду надо будет несколько раз поменять, а кожу каждые 4 часа мять.

Мездрение.

Следующий этап обработки заключается в том, чтобы счистить с кожи остатки жира и мышц. Это достаточно трудоемкий процесс. Вам потребуется деревянный щит, на котором надо мелкими гвоздями прибить кожу по периметру. Далее вы берете в руки нечто вроде стамески или ножа-косяка с широким острым лезвием и начинаете счищать с кожи жир. Обратите внимание! Мездрение проводится с «внутренней» стороны кожи, то есть там, где нет волос. Надо быть осторожным, чтобы не повредить кожу.

Обезволашивание.

Теперь со шкуры удаляется волосяной покров. Для этого понадобятся химические реактивы (Са(ОН)2 и Na2S. Первый из них представляет собой гашенную известь, которая используется для побелки. Ее легко можно найти в хозяйственном магазине. Сульфид натрия лично мне найти не удалось, поэтому мой бубен остался слегка «волосатым».
Но предположим, что вы нашли и то и другое. Операции с химикатами следует проводить на открытом воздухе и в резиновых перчатках. Чтобы приготовить смесь для обезволашивания, надо развести 75 г. сернистого натрия в 1 литре воды. В эту массу надо добавлять известь до тех пор, пока раствор не достигнет консистенции сметаны. После этого раствор надо нанести на мездру(ту часть, с которой вы соскребали жир) и оставить на 8 часов. Во время реакции будет выделяться неприятный запах сероводорода. После окончания этого процесса надо проверить прочность волосяного покрова. Если он отделяется легко, то его необходимо весь удалить, после чего тщательно промыть шкуру в воде.

Золение.

Надо взвесить шкуру полученную перевести в килограммы и умножить на 5. Полученное число показывает, сколько литров воды вам потребуется. На каждый литр требуется добавить по 15 г. сульфида натрия. Температура раствора должна быть 18-22 ° С. Золение продолжается 30-35 часов. Через каждые 5 часов раствор необходимо помешивать по 3 минуты. Окончив золение, шкуру следуеть промыть в проточной воде в течение 1,5-2 часа. Обеззоливание. Для этого процесса нам понадобится еще один реактив — сернокислый аммоний ((NH4)2SO4).
Надо взять сульфата аммония в количестве 1,5% от массы шкуры и развести в воде при 30-32 °С. Кол-во воды в литрах равняется массе шкуры в кг, умноженной на 3,5. Обеззоливание длится 1-1,5 часа при помешивании каждые 15 минут по одной минуте. После всего этого надо промыть шкуру в проточной воде в течение 30-40 минут. Сушка. Если вы заготавливаете шкуру для изготовления бубнов или чего-либо еще, то вам надо высушить ее. Если вы собираетесь делать бубен сразу, то этот процесс можно пропустить. Итак, сушка. Растяните шкуру на деревянном щите и прибейте мелкими гвоздями.Когда она высохнет храните еще в таком положении не сворачивая и не сгибая.

Изготовление обруча.

Осталось вставить в получившуюся конструкцию обод, и попеременно стягивая концы ремешков, добиться максимального натяжения мембраны. Для того чтобы сделать ручку бубна, нужно разделить внутреннюю сторону бубна на 8 равных секторов и проделать 8 отверстий диаметром 0,3 см в местах, где проходит внутренний стягивающий ремень, так чтобы не повредить его. После того как это будет сделано, получившийся бубен можно высушить при комнатной температуре.

Теперь нужно попарно соединить ремешками все 8 противоположных отверстий, а концы такой растяжки связать так, чтобы узелки находились точно в центре бубна. Затем, начиная от центра, плотно, виток к витку, обматываем ремешком две находящиеся рядом растяжки. При этом растяжки сходятся, а будущая ручка начинает натягиваться. Подобным образом нужно связать крест-накрест все 4 пары растяжек и, меняя количество витков на них, отрегулировать степень натяжения и симметричность ручки. Чтобы бубен было удобно держать, делаем подушечку для руки. Для этого обмотаем крестовину полоской замши шириной 1,5 см. Длинна такой ленты в каждом случае будет индивидуальна. Размер подушечки должен быть таким, чтобы она удобно лежала в руке. Наматывать же ее следует так, чтобы первые витки образовали правильный квадрат размером с будущую подушечку, а последующие постепенно уменьшались, перекрывая предыдущие витки примерно наполовину.
Сходясь к центру, они должны образовать подобие слоев. Когда витки ленты сойдутся в центре, образуется крестообразный рисунок. Для того чтобы закончить его, лишний конец кожаной полоски нужно обрезать, а оставшийся пришить к предыдущему витку ниткой. Соблюдая симметрию и однотипность стежков, следует то же самое еще с тремя парами витков, образующими плетенку в центре.

материал взят из книги «Шаманское целительство» Олард Диксон

Некоторые рекомендации по уходу за бубном.

Бубен естественным образом реагирует на влажность окружающей среды. Если звук бубна изменился, стал выше или ниже, т.е. кожа перетянута или обвисла, Вы можете его увлажнить или подсушить соответственно. Для увлажнения лучше всего внести в помещение с высокой влажностью либо недолго подержать над паром или протереть влажной тряпкой. Для просушки следует осторожно прогреть бубен по всей поверхности, например, подержав над с обогревателем или свечей, или даже электрической лампочкой, костром. В процессе настройки следует поглаживать кожу и проверять высоту звучания, добиваясь нужного тона. Кожа не требует особо ухода, но для большей эластичности можно смазывать её с обеих сторон репейным маслом (продаётся в аптеках). То же — для бубнов с мехом. Их советуем так же обрабатывать любым средством от моли, особенно если бубен долго не используется и не проветривается.

Пропитка против отсыревания для бубна:

Столярный клей (лучше рыбий) разводится водой жидко 1:15, 1:20.
Наносится кистью при плюсовой температуре ТОНКИМ СЛОЕМ с интервалом 12 часов в течении 10 дней.

Источник

Как сделать бубен. Технологические этапы создания бубна

Технологические этапы создания бубна.

Как сделать бубен.

Все бубны, которые мы предлагаем, изготовлены из натуральных материалов.
Изготовление бубна – сложный многостадийный процесс преимущественно ручного производства. Который называется ремеслом, народным промыслом. Мастерством.

Каждая из этих стадий требует времени и ручного труда, умения и опыта мастера.

Как сделать колотушку для бубна

Новые поступления

Как сделать колотушку для бубна

Звукосниматель для акустических инструментов, 2 датчика, гнездо 6,3мм, Shadow

Два датчика диаметром 20мм.
Приклеивается к корпусу инструмента с помощью клейкой ленты.
Длина.

Как сделать колотушку для бубна

Пьезодатчик многофункциональный. Стандартный размер 20мм. Длина кабеля 30см, разъем 6,3мм. Простая установка, обеспечивает очень естественный звук. Идеален для миниатюрных инструментов. Shadow

Как сделать колотушку для бубна

Звукосниматель для акустических инструментов, один маленький датчик, Shadow

Один датчик диаметром 12мм.
Приклеивается к корпусу инструмента с помощью клейкой ленты.
Длина кабеля.

Как сделать колотушку для бубна

Небольшой глюкофон с приятным и довольно разнообразным звучанием, которое обеспечивают 10 хорошо настроенных язычков, играть можно как комплектными палочками, так и пальцами, нанесён рисунок.

Как сделать колотушку для бубна

Традиционные крыловидные детские гусли.
Легкий и компактный музыкальный инструмент.

Корпус: сосна.
Нижняя дека: береза.
Количество струн: 7.
.

Как сделать колотушку для бубна

Традиционные крыловидные детские гусли.
Легкий и компактный музыкальный инструмент.

Корпус: сосна.
Нижняя дека: береза.
Количество струн: 6.
.

Источник

Шаманский бубен: особенности изготовления, использования, историческая справка

Сильные шаманы проводят свои магические ритуалы с использованием шаманского бубна. Некоторые из них пользуются деревянным жезлом или варганом, который, по-другому называют хомусом. Шаманский бубен изготавливают из дерева лиственницы. Древесина этой породы используется для обода. На него натягивают оленевую шкуру. С внутренней части, изделие дополнено резной рукояткой, поперечной планкой оформленной лентами и железными подвесками. Изделие используется не только для извлечения звуков. С помощью него сибирские шаманы перемещались в пространстве и избавляли человека от разных недугов. По этому предмету можно узнать историческое прошлое сибирского народа, поэтому он представляет особую ценность для историков.

Магические свойства шаманского бубна

Заказав эту вещь в интернет-магазине «Восточная лавка», покупатель открывает для себя таинственный мир, который прежде для него был недоступен. Колдун пользуется бубном, словно крылатым конем для совершения путешествий. Там шаман даже дает ему араку и молоко. Колотушку он использует для того чтобы конь ускорил свой шаг и быстрее восходил к небесам или наоборот вниз.

Как сделать колотушку для бубна

Постукивая колотушкой, шаманы погоняют своих коней. Хороший шаманский бубен должен обладать хорошей колотушкой. Для ее изготовления используют качественную древесину и медвежью, оленевую, козью шкуру. Ею обтягивают колотушку. Затем дополняют медными кольцами. Когда стучат по бубну, они звенят.

Также как и любые колдовские аксессуары, бубны являются священными. Ими могли пользоваться избранные колдуны, старающиеся сохранять древние формы культовых вещей.

Как сделать колотушку для бубна

Историческая ценность колдовского аксессуара

Техника изготовления и оживления шаманского бубна передавалась новым избранникам-наследникам. Оформление инструмента должно быть такое же, как у его деда и прадеда. Со временем его дизайн особо не изменялся. Изменения начали происходить с историческим развитием сибирского народа. Разные этнические группы и культуры стали смешиваться. Постепенно инструмент стал менять свои очертания.

По изменению этого колдовского атрибута можно узнать историю сибирского народа. Ведь культовый, музыкальный инструмент, представляет жизнь сибирского народа. Этот очень сложный символ выражает шаманскую идеологию. К тому же он является отражением художественной культуры людей тех времен, когда его использовали.

Художественным оформлением инструмента занимался колдун вместе со своими сородичами. Они были обязаны ему в этом помогать. В основном, у каждой сибирской народности, изготовление культовых атрибутов ложилось на плечи сородичей шаманов. Определенная работа доставалась женщинам.

Как сделать колотушку для бубна

Традиционно от них требовалась выделка шкуры, натягивание и пришивание ее к деревянному обручу. Некоторые народности использовали бисер для украшения.

На плечи мужчин ложилась заготовка деревянных отделов инструмента, вытесывание, выгибание обруча, выковывание железных подвесок. Кроме этого они наносили изображения на изделие.

Инструмент имеет приближенную форму. Если она некруглая, то определить точные изгибы невозможно, так как за всю свою историю он претерпел значительные изменения.

Особенности изготовления ритуального шамансого бубна

Когда выполнялся шаманский обряд, чтобы инструмент был звучным, его не раз прогревали у открытого пламени. Опытным старым людям удавалось это делать так качественно, что изделие не получало никакого брака. При нагревании кожи, нужно было следить за тем, чтобы она не перегревалась. Если постоянно нагревать кожу, от этого деформируется инструмент. Тем не менее сибирский народ смог сохранить устойчивые формы инструмента. Даже часто встречаются какие-то постоянные конфигурации, повторяющиеся у многих народностей.

Округлое или овальное деревянное кольцо под названием обечайка, является составной частью бубна. Этот элемент может иметь ширину 2,5-20 см, смотря к какому народу принадлежит. Для его изготовления использовали дерево твердой породы. Пластина, использованная для обруча, выгибалась на открытом пламени. Можно было использовать для этого особое приспособление. Потом пользуясь тонкими кедровыми корнями или черемуховым лыком, соединяли кончики пластины.

У каждого сибирского народа, обруч с двух сторон обладал специальными приспособлениями. Внешняя сторона обладала столбиками, выточенными из березовых веток, костей и других материалов. Обечайка была окутана шнурками, тонкими ремешками и жильными нитями. Некоторые ритуальные предметы были дополнены узкими сагровыми полосами (черемуховым лыком). За счет такого устройства кожаный материал, натянутый на инструменте, сильно не прилегал к обручу. На некоторых обечайках можно было увидеть прорезь щель, специально сделанную для извлечения звуков.

Но не все народности делали такие прорези на инструменте. Роговый столбик мог иметь разную форму. Бубен которым пользовались якуты отличался четырьмя разными формами столбиков. Их прикрывали железные, круглые шапочки. Они защищали кожаное покрытие от разрыва.

Как сделать колотушку для бубна

Внутренняя часть обруча была дополнена рукоятью и скобками. Первая была нужна для поддержки инструмента. Только у эскимосов и чукчей держатель находился с наружи внизу. Рукоять изготавливали из березы, железа, моржового клыка, оленьего рога или ремней. Форма рукоятей была выполнена в виде вертикальной пластины или крестовины.

Обечайка была обтянута натуральной кожей. Обычно использовался марал, лось, олень и в редких случаях домашнее животное. Каждый народ выбирал шкуру для инструмента в соответствии со своим древним хозяйственным укладом.

Бубен алтайского шамана отличался от бубна других сибирских народностей

У отдельных народов мужские и женские изделия обтягивали из разного материала. Для мужских бубнов использовались шкуры самцов, а женских, самок. Шаманский бубен обтягивали самой верхней шкурой, из-за ее чистоты.

Выделка шкурок производилась по-разному. У одних племен могла использоваться сырая невыделанная шкура с состриженной шерстью. У других выполнялась, тщательная выделка до тех пор, пока кожа не посветлеет. Также шкура продымливалась и коптилась на костре. Кожу прикрепляли к инструменту разными способами.

У чукчей и эскимосов использовался в качестве покрытия моржовый желудок. он привязывался или приклеивался к обручу. У амурских племен нивхов, айнов, бурятов и маньчжуров, он лишь приклеивался. Другие народности использовали деревянные гвозди для крепления кожи. На бубнах алтайцев, кетов, селькупов, якутов и эвенков кожа была пришита.

Алтайцы и долганы украшали изделие рисунками с внутренней или внешней части инструмента, а энцы с обеих сторон.

Можно встретить шаманский бубен украшенный рисунками с обеих сторон обруча. Изображение наносили черной, белой и красной краской. Некоторые народности использовали зеленую и желтую краску.

Шаман указывал какие изображения нужно нанести на инструмент. У всех народов были свои шаблоны рисунков. При этом изображения могли быть простыми и сложными. Например: простые круги, повторяющие контур изделия или очень сложные элементы. Это можно заметить в алтайских и хакасских бубнах. Там видны антропоморфные и зооморфные формы.

Алтайцы рисовали деревья, небесные светила и другие изображения в этом роде. В этих рисунках скрывается очень важное значение инструмента, символизирующего вселенную. Изображена плоская земля, горы и моря под опрокинутым над ними куполообразным небом. Его держала по краям земля. Видно много других рисунков. По ним можно узнать как народ представлял себе вселенную. На многих рисунках бубен обозначается как ездовое животное в виде головы оленя.

Шаманский бубен обладал колотушкой. Этот предмет имел разнообразную форму. Часто он представлялся в виде деревянной или костяной лопаточки. Она могла иметь разную ширину. Также употреблялась естественная развилка веточки.

Для покрытия лопаточки брали шкуру от голеней степных животных. Также могли использовать медвежью шкуру лобной области или других частей его туловища.

Колотушку применяли не только вместе с основным инструментом. У сибирского народа это был самостоятельный шаманский атрибут. С его помощью они проводили ритуалы для лечения тяжелобольных, а также гадали. Правила проведения этих ритуалов с использованием колотушки, у всех народов оставались одинаковыми.

Так выглядел шаманский бубен в общем. Его можно заказать в Интернет-магазине «Восточная лавка». Чтобы купить настоящий уникальный предмет в Москве, созданный шаманами, достаточно отправить заказ в корзину на сайте. Стоимость изделия изготовленного из дерева и настоящей медвежьей шкуры не может быть дешевой. Если покупателя интересует изделие по более доступной цене, то он может выбрать качественную вещь из искусственных материалов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *