Как сделать коммерческий голос

Обработка дикторского голоса

В предыдущей статье я писал о том, как записать голос диктора в домашних условиях. Но запись – это только половина дела. Поэтому, в сегодняшней статье, рассмотрим процесс обработки голоса диктора.

Как обработать дикторский голос так, чтобы он звучал ярко, разборчиво, без лишнего гула и шума?

В первую очередь необходим качественный материал (с низким уровнем шумов, широким частотным диапазоном и без серьёзных искажений). Если запись оставляет желать лучшего, то обработка не исправит её погрешностей.

Обычно, голос обрабатывается частотно, динамически и, иногда, пространственно.

Частотная обработка голоса диктора

Для частотной обработки используются: эквалайзер, сатуратор (энхансер) и деэссер.

Эквализация применяется в небольших количествах и зависит от тембра и высоты голоса. Каждый голос является «единственным в своём роде» и, соответственно, требует индивидуального обработки.

Как сделать коммерческий голос

Для эквализации дикторского голоса применяется низкочастотный обрезной фильтр (60 – 150 Гц). Это позволяет избавиться от ненужных низких частот. Далее эквализациия выполняется в зависимости от специфики голоса и цели, которую необходимо достичь. Если нужно сделать голос теплее и ближе, необходимо увеличить уровень нижней середины в раёне 300 Гц. Если голос слишком гулкий, можно уменьшить уровень средних частот в раёне 600 – 1000 Гц. Для увеличения разборчивости, увеличьте уровень в раёне 3 кГц. Для того чтобы сделать голос ярче и прозрачнее поднимите высокие частоты.

Не стоит слишком сильно увеличивать или уменьшать уровень определённых частот дабы слишком не искажать голос. Обычно, при чрезмерной эквализации голос начинает звучать неестественно. Используйте уровень не более ± 3 дБ.

Как сделать коммерческий голос

Сатуратор и энхансер используются для насыщения голоса новыми гармониками. Очень хорошие результаты даёт сатуратор FabFilter Saturn.

Как сделать коммерческий голос

Деэссер применяется для устранения избытка свистящих звуков, так называемых сибилянтов.

Динамическая обработка голоса диктора

Для динамической обработки используются: гейт и компрессор.

Гейт используется для удаления шумов ниже заданного уровня, а компрессор осуществляет сжатие сигнала в пропорции необходимой для выравнивания его динамики и тем самым увеличения громкости.

Как сделать коммерческий голос

Компрессия голоса диктора является одной из самых важных и заметных обработок. Для компрессии голоса могут быть использованы достаточно экстремальные настройки (например, Ratio – 8:1). Главное – чтобы такие настройки были оправданы. Компрессия не должна вызывать искажений. Голос должен звучать естественно.

Как сделать коммерческий голос

В качестве пространственной обработки используются эффекты: дилэй и реверберация (в небольших пропорциях).

Эти эффекты используются не так часто. Всё зависит от ситуации.

При обработке своего голоса я не использую пространственную обработку, так как она отдаляет голос и делает его размытым. Именно поэтому, я считаю нецелесообразным использовать эффекты пространственной обработки для записи видеоуроков, подкастов, аудиокниг и рекламы.

Последним в цепочке обработке устанавливается лимитер. Он ограничивает уровень сигнала.

Как сделать коммерческий голос

Смотрите видеоурок «Обработка дикторского голоса».

Источник

Как управлять голосом и подготовить его к публичному выступлению, записи видео или аудио

Время чтения: 7 минут Нет времени читать? Нет времени?

Когда человек выходит на сцену или появляется на экране, аудитория оценивает его в течение нескольких секунд. Первое впечатление формируется с помощью невербальных сигналов. Иными словами, за несколько секунд слушатели решают, можно ли вам доверять и стоит ли вообще вас слушать. Они делают это еще до анализа смысла и актуальности того, что вы говорите. Вы посылаете невербальные сигналы с помощью внешности, позы, мимики, манеры держаться, одежды, аксессуаров, голоса. Из этой статьи вы узнаете, как управлять голосом и готовить его к публичному выступлению.

Как сделать коммерческий голос

Как звучит голос сильного и уверенного в себе человека

Каким должен быть голос, чтобы его обладатель производил на аудиторию благоприятное впечатление? Ниже перечислены характеристики:

Обратите внимание на голос героя известного фильма на ролике ниже, он соответствует перечисленным характеристикам.

Какой голос может посылать аудитории негативные невербальные сигналы? Вот наиболее типичные черты:

Обратите внимание, как меняется голос известного политика Александра Лебедя в зависимости от обстановки. На первом ролике он дает интервью, общаясь с журналистом один на один.

На втором ролике он дает пресс-конференцию в большом зале, обращаясь к группе людей.

Как улучшить голос

Характеристики голоса человека частично определяются врожденными и приобретенными особенностями анатомии организма. Например, если у вас искривление носовой перегородки, полученное в результате упорных занятий боксом в детстве, вы будете гнусавить, пока не сделаете операцию. Если вы от природы обладаете сопрано, вы вряд ли будете говорить во время публичных выступлений низким голосом. Однако вы можете повлиять на характеристики голоса, которые определяются физиологическими особенностями речевого аппарата и организма в целом. Многие физиологические процессы и состояния формируются нашей психикой, поэтому они поддаются сознательному управлению.

Как влиять на голос с помощью позы

Лягте на пол, свернитесь калачиком и прижмите подбородок к груди. Расскажите свое любимое стихотворение. Смешно? Этот утрированный пример показывает, что поза влияет на характеристики голоса.

Чтобы ваша речь звучала уверенно и убедительно, старайтесь говорить стоя. Плечи должны быть развернуты и опущены. Спину необходимо выпрямить, а живот расслабить. Если вы носите ремень, перед выступлением не затягивайте его слишком туго. Если возможно, перед выходом на сцену сделайте несколько простых упражнений:

Во время выполнения упражнений не делайте резких движений. Дышите ровно. Эти упражнения помогут вам подготовить к выступлению легкие, нижнее дыхательные пути, межреберные мышцы, мышцы живота и диафрагму.

Как подготовить к выступлению речевой аппарат

Теперь вам необходимо подготовить к выступлению верхние дыхательные пути, голосовые связки, язык, мышцы лица и шеи. Для этого подходит следующий комплекс и даже его отдельные упражнения:

Во время выступления старайтесь сохранять на лице легкую улыбку. Это предотвратит неосознанное напряжение мимических мышц, которое негативно влияет на голос.

Как успокоиться перед выступлением

Не секрет, что волнение и испуг негативно влияют на голос. Чтобы говорить убедительно и красиво, вы должны чувствовать себя спокойно и уверенно. Чтобы успокоиться перед выходом на сцену, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

Старайтесь относиться к происходящему с юмором и иронией. Это универсальный рецепт, помогающий бороться с переживаниями в разных ситуациях.

Голос истины звучит тихо

Если вы стали общепризнанным авторитетом в своей отрасли, люди будут шикать друг на друга и ловить ваши слова, даже если вы говорите шепотом. Чтобы достичь этого уровня, во время первых выступлений вы должны говорить уверенно и громко, а ваш голос должен нравиться аудитории. Используйте описанные выше упражнения и рекомендации, чтобы быстро подготовиться к выступлению. Обратите внимание, этот комплекс поможет вам улучшить характеристики голоса, если вы будете выполнять его планово.

Источник

Обработка аудио для ютуба и стримов: как сделать дикторский голос программными средствами

Как сделать коммерческий голос

Как сделать коммерческий голос

Содержание

Содержание

Создание видеороликов, трансляция подкастов и стримов — все это становится популярнее с каждым годом. Растущая конкуренция выдвигает больше требований к качеству контента, особенно к технической части — мало кто будет терпеть хрипящий звук и едва различимую речь, которую заглушает фоновая музыка. В этой статье рассматриваются базовые методы обработки голоса, которые помогут сделать его сопоставимым по качеству с речью профессионального диктора или радиоведущего.

Общие советы

Стоит сразу оговориться: хорошего результата не получится без хороших «сырцов» — исходный материал должен быть качественным. В идеале, речь должна не только записываться на хороший микрофон и звуковую карту, но и быть начитанной с дикцией, произношением, интонациями, выразительностью, характером, манерой и правильным дыханием. Возможные дефекты речи — ярко выраженная картавость или гнусавость — обработкой не исправляются.

Как сделать коммерческий голос

Набор неплохих бесплатных плагинов от DAW Reaper можно скачать с официального сайта — там есть все необходимое. Для тех, кто всерьез увлечется звукорежиссурой, можно посоветовать более продвинутые пакеты плагинов от Waves, Fabfilter, Softube — их существует множество на любой вкус.

Обработку стоит выполнять на студийных мониторах или в наушниках студийного уровня. Без качественного контроля будет сложно разобрать, что вообще происходит с аудиосигналом.

Обрабатываем звук для оффлайн-видео

Итак, голос записан, и теперь нужно его обработать.

Как сделать коммерческий голос

Начать стоит счистки материала: убрать все шумы в паузах, если необходимо — вдохи, вздохи и другие артефакты. Можно сделать все вручную, а можно поставить нойз-гейт. Он должен находится в самом начале цепи обработки. Настроить гейт очень просто: параметр threshold означает порог его срабатывания, здесь нужно взять самый громкий участок с шумами и сделать уровень thrershold чуть выше его. Attack — как быстро гейт «открывается» для пропуска полезного сигнала, release — как быстро он «закрывается» для удаления шума. Главное, чтобы гейт не откусывал слишком тихие слова.

Как сделать коммерческий голос

Следующий шаг — шумоподавление. Нужно найти участок записи без какого-либо сигнала, чтобы на нем присутствовал только шум цепи звукозаписи. Если уровень шума ниже 50 дБ (как на скриншоте выше) — можно смело махнуть на него рукой и не делать ничего, такой шум никто не услышит. Если шум явно заметен, можно использовать специальные плагины (например, reafir от Reaper или denoiser в Cubase) для его удаления, либо подрезать эквалайзером пару самых шумных частот — точно так же, как будут удалятся резонансы в следующем пункте.

Фильтрация и удаление резонансов. Бывает, что низкий мужской голос начинает неприятно бубнить в районе 100–200 Гц, либо высокий женский тембр в сочетании с не самым лучшим микрофоном неприятно режет по ушам. Так и проявляются резонансы. Избавиться от них просто: нужно поставить в цепь обработки эквалайзер и узкой полосой с большим усилением (10–30 дБ) “пройтись” по всему частотному спектру, вычисляя самые неприятные места с режущим ухо свистом, звоном или гудением. Их необходимо ослабить узкой полосой на 3–5 дБ. Главное здесь не перестараться — удаления всего двух-трех основных резонансов обычно хватает для дикторского голоса.

Как сделать коммерческий голос

Поиск и подрезание резонанса

Помимо этого, можно вовсе удалить целые куски спектра, в которых нет никакого полезного сигнала. Это делается с помощью low-pass и hi-pass фильтров, которые обрезают высокие и низкие частоты соответственно.

Чаще всего проблемы встречаются в следующих областях:

● Ниже 75–100 Гц — здесь находится, в основном, низкочастотный бубнящий шум. Можно смело применить hi-pass фильтр и обрезать все до этих значений.

● 100–150 Гц — тут нередко находятся гудящие частоты, особенно это касается мужского вокала, записанного в небольшой комнате. Можно подрезать их узкой полосой.

● 800–1000 Гц — здесь может располагаться «гундосый» назальный тон, который также имеет смысл подрезать узкой полосой.

● 4–9 кГц — тут находятся сибилянты — шипящие согласные звуки «с-с-с», «ш-ш-ш», «щ-щ-щ», которые могут неприятно свистеть при записи. Для борьбы с ними обычно используется деэссер — специальный прибор, который смягчает резкость свистящих согласных. Но можно не заморачиваться, найти самую неприятную частоту и также подрезать ее узкой полосой.

● Выше 16 кГц — в человеческой речи редко присутствует что-то полезное выше этой частоты, так что можно смело применять low-pass фильтр.

Как сделать коммерческий голос

Так выглядит эквалайзер после вырезания резонансов и ненужных частот

Добавление недостающих частот. Теперь, когда остался только полезный сигнал, нужно сделать его четче и ярче. В качестве отправной точки будут полезны следующие данные:

● 180–240 Гц — прибавление 3–5 дБ широкой полосой в этой области сделает мужскую речь более полной и читаемой. Для женской речи это будет 200–300 Гц.

● 1.5–2 — 5 кГц — это самый важный диапазон для голоса, так называемая область разборчивости. Человеческий слух наиболее чувствителен именно к этим частотам, стоит прибавить их широкой полосой на 3–8 дБ.

● 9–11 кГц — эти частоты отвечают за яркость голоса. Их очень часто не хватает в речи, записанной даже на студийный микрофон, особенно в заглушенной комнате, которая с аппетитом пожирает верха вокала. Нередко приходится значительно прибавлять этот диапазон — на 6–12 дБ, чтобы придать речи ясности. Но нужно следить за шипящими согласными.

● Выше 12 кГц — это область «воздуха», поднятие которой позволит сделать речь более натуральной и яркой. Обычно для этой и предыдущей области частот используется параметр эквалайзера hi-shelf, который выглядит как «планка» и позволяет моментально «осветлить» голос.

Как сделать коммерческий голос

При эквализации низких частот лучше использовать узкие полосы, а при высоких — широкие, это сделает работу эквалайзера менее заметной.

Компрессия. Компрессором убирается разница между громкими и тихими участками записи. В итоге голос будет звучать равномерно, от хлопков и кашля слушатель не будет вздрагивать, а при шепоте ему не придется прибавлять громкость. Понять работу компрессора поможет аналогия с громкой музыкой в комнате, которая не нравится соседу за стенкой. Параметр threshold будет тем критическим уровнем громкости музыки, при превышении которого сосед начинает тарабанить по батарее монтировкой; attack — как быстро он бежит к батарее при превышении этого уровня; ratio — насколько нужно убавить громкость, чтобы успокоить соседа; а release — как долго сосед перестает возмущаться после убавления громкости. Сосед-компрессор заставляет несчастного меломана держать уровень громкости музыки в определенных пределах. Начать настройку можно со следующих значений:

● Ratio: 4:1 (таким образом, если сигнал превышает порог на 4 дБ, то он скомпрессируется до 1 дБ выше порога)

● Attack: как правило, для голоса хорошо работает быстрая атака в районе 5–10 мс, она позволяет компрессору срабатывать мгновенно. Если при этом компрессия начинает съедать согласные — атаку нужно увеличить.

● Release: если в компрессоре есть функция авторелиз, можно ей и воспользоваться. Если нет — начать стоит с 40–50 мс.

● Output или make-up: если в компрессоре есть функция автомейкапа, можно применить ее. В противном случае компенсацию громкости можно выполнить вручную на слух — главное, чтобы итоговый сигнал не попадал в красную зону.

Как сделать коммерческий голос

Есть проверенный метод настройки компрессора «на слух» для новичков: нужно выкрутить ratio и threshold на максимум, attack и release — на минимум. Так будет лучше слышно, что прибор делает с сигналом. Далее подбирается атака, потом релиз, а параметрами ratio и threshold регулируется уровень до желаемых значений. Как правило, уровень компрессии отображается на индикаторе «вверх ногами», ведь компрессор работает на понижение сигнала. Параметр threshold следует установить таким образом, чтобы компрессор срезал около 6 дБ для тихого голоса и около 12 дБ для громких участков.

Как сделать коммерческий голос

Лимитер и компрессор в роли лимитера

Если фоновая музыка в видео заглушает речь, нужно выставить RMS музыки и RMS голоса одинаковыми, после чего убавить музыку на 5–10 дБ. Если в некоторых местах слова все еще неразборчивы, можно применить к музыкальной подложке эквализацию. Достаточно посмотреть на эквалайзер для речи и сделать все наоборот в эквалайзере для музыки: например, если в речи 5 кГц приподнято широкой полосой, то в музыке эти же 5 кГц нужно убавить.

Обрабатываем звук в онлайне

У стримов и подкастов есть своя специфика при обработке голоса — здесь важно, чтобы плагины не были ресурсоемкими и не сильно грузили компьютер. Поэтому стоит использовать минимально необходимый набор эффектов.

Чаще всего для стримов используется программа OBS Studio. В ней можно загружать точно те же VST-плагины для обработки звука, что и в DAW. Если используется не OBS Studio, то для обработки голоса можно воспользоваться отдельной программой для потоковой обработки звука VSTHost, она работает с любыми приложениями для стримов.

Как сделать коммерческий голос

Так выглядит плагин ReaFIR в OBS Studio

Для обработки голоса потребуется необходимый минимум:

Как сделать коммерческий голос

2. Гейт. Если в звуке для оффлайн-видео можно вручную вырезать все крики детей за окном и рев соседского перфоратора за стеной, то с онлайном такой фокус не провернуть. Понадобится гейт.

● Release можно сделать длинным, около 200 мс, поскольку работа гейта будет слишком слышна при быстром релизе. Правильно настроенный гейт почти незаметен для слушателя и удаляет лишь шумы и призвуки в паузах между фразами.

● Уровень гейта нужно сделать чуть выше, чем фоновый шум, не стоит выставлять уровень рядом с уровнем голоса.

● Простой способ настройки гейта для речи — нужно сложить губы трубочкой и шумно выдохнуть воздух в сторону от микрофона, запомнить на индикаторе значение уровня этого шума и выставить его на гейте.

Как сделать коммерческий голос

3. Эквалайзер. Здесь все то же самое, что и для оффлайн-видео: нужно отфильтровать лишние частоты, вырезать пару самых противных резонансов и добавить частот в области разборчивости. Также стоит посмотреть на индикатор: если звук после обработки эквалайзером «пикует» в красной зоне, нужно прибрать выходной Gain, если, наоборот, слишком тихий — прибавить.

Как сделать коммерческий голос

4. Компрессор. Для стримов он имеет даже большее значение, чем для оффлайн-видео — в онлайне ни один диктор не сможет уследить за динамикой своего голоса на протяжении нескольких часов. Следует быть готовым к тому, что речь будет то едва слышной, то слишком громкой. Поэтому нужно использовать более жесткие настройки компрессора, чем для оффлайн-видео. Начать можно с ratio 10:1, атаки 5 мс и релиза в 30 мс или автоматически.

Как сделать коммерческий голос

При подобных настройках нет необходимости в лимитере — компрессор будет выполнять его роль. Но если динамика речи очень большая и не позволяет настроить гейт (то слова начинают обрезаться, то шум просачивается в эфир), тогда можно использовать два компрессора: первый, с более мягкими настройками (ratio 3:1) поставить перед гейтом, второй, в качестве лимитера — в конце цепи (ratio выкрутить на максимум, threshold — так, чтобы компрессор срабатывал только при очень громких фразах).

Как сделать коммерческий голос

Дайте послушать результаты!

Разобраться в обработке звука по тексту бывает непросто, но результат того стоит. Смотрите сами. Точнее, слушайте.

Качественный звук в современных видео и стримах значит ничуть не меньше, чем видео в высоком разрешении. А порой и больше — ведь многие ставят ролики на фон, смотря их вполглаза и воспринимая происходящее в основном на слух.

При этом стоит учесть, что данное руководство дает лишь базовые настройки в качестве точки отсчета. Конечный результат должен подбираться аудиально, ведь главный инструмент в работе звукорежиссера — это его собственные уши.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *