Как сделать кордовый самолет
Кордовая учебная модель самолета.
Перед тем, как начать свое повествование, хочу поблагодарить двух замечательных людей, которые 35 лет назад открыли для меня такое интересное дело, как авиамоделизм. Которые дали мне знания, научили держать в руках инструмент, разбираться в материалах, работать на станках. Да много чему научили! Это Москаленко Вячеслав Иванович и Малышев Михаил Иванович, руководители авиамодельного кружка СЮТ г.Заволжья Городецкого района тогда еще Горьковской области. Спасибо им огромное!
Моему сыну 12 лет, у нас несколько радиоуправляемых моделей, и на некоторых из них он довольно неплохо летает. А с недавних пор я почувствовал, что у него стала появляться тяга что-нибудь мастерить своими руками, чему я весьма сильно обрадовался, ведь в «планшетную» эру занять пацана чем-либо отличным от возюкания пальцем по экрану достаточно сложно, а это занятие никак не способствует умению держать в руках инструмент и думать. Скорее наоборот…
Сделали простенький планерок из рейки, куска пеноплекса и потолочки. Полетел просто изумительно. Дальше парусный катамаран из все того же пеноплекса. Вышло симпатично, но уже не особо интересно. Что дальше? Пора заняться чем-то посерьезнее, чем пенопластовые поделки в стиле кружка «Умелые руки»!
Сначала задумали изготовление простенького радиоуправляемого самолетика. Но подобная модель, даже широко известная «Цессна из потолочки», все-таки сложновата для пацана, который еще толком не держал в руках инструмента, кроме ножниц. Получилось бы, что модель пришлось ваять мне, а ему быть на подхвате. Так дело не пойдет… Нужно, чтобы он сам делал все по максимуму, чтобы в воздух поднимал творение своих рук.
И тут я вспомнил, как мы в авиамодельном кружке делали учебные кордовые самолеты с моторчиками МК-17 по чертежам из легендарного журнала «Моделист-Конструктор». Они были очень просты, а лучше сказать, примитивны по конструкции, устойчиво летали и, самое главное, были практически неубиваемы. На моей памяти разбился только один – при посадке в траву угодил точно в кирпич. Отломился двигатель. Бывает.
Заготовкам киля, стабилизатора и руля высоты придали необходимый профиль, просверлили отверстия диаметром 1 мм. для последующей навески руля высоты посредством тонкой лески. Затем в фюзеляже сделали прорезь под стабилизатор, вклеили его и киль на эпоксидку. При приклейке киля, чтобы повысить прочность соединения, в нем и в фюзеляже сделали пропилы и вставили короткие отрезки карбоновых реек сечением 3х1 мм (можно использовать фанеру, или текстолит, или …). Для лучшего натяжения корд киль своей задней частью должен «смотреть из круга». Дальше снова на эпоксидку клеятся накладки на переднюю часть фюзеляжа и, после отверждения смолы, делается вырез под двигатель.
Наступил ответственный момент – поиск положения крыла для достижения нужной центровки. Установили на место двигатель с винтом, бак, скочем прилепили на место руль высоты. Двигая фюзеляж по заготовке крыла, нашли нужное место, сделали пропил под крыло и вклеили его на эпоксидку. В местах крепления качалки с обеих сторон заготовки крыла нужно приклеить фанерные накладки (можно на любой клей). Снова снимаем двигатель и все остальное.
Крыло можно обтянуть бумагой или пленкой, но мы решили немного изменить конструкцию – фанеру с обеих сторон оклеили потолочкой (клей «Титан»), получившемуся «бутерброду» придали профиль, покрыли двумя слоями разбавленного водой до консистенции сливок клея ПВА и оклеили бумагой для выпечки, которая очень похожа на кальку. Благодаря толщине и конструкции крыло получилось очень жестким. На левую консоль на эпоксидку вклеивается планка крыльевых тяг.
Теперь фото. На нижнюю поверхность крыла наклеена потолочка. В вырезы фанерной заготовки крыла вклеены «нервюры»:
Моторама:
Крепление киля:
Киль задней кромкой должен «смотреть из круга»:
Квадратная фанерная «шайба» в месте установки качалки, на нижней поверхности крыла такая же. Качалка ставится на винт М3:
Самолет после обтяжки крыла:
Затем деревянные части загрунтовали двумя слоями эмалита (наверное, уже не все знают, что так называется авиационный нитролак, можно использовать другой лак, устойчивый к компонентам топлива) и покрасили самолет акрилом из баллончиков. Крыло нужно было все-таки предварительно загрунтовать, краска на «кальке» держится очень плохо, бумажный скоч снимался вместе с краской, пришлось подмазывать. Далее монтируем управление, бак, двигатель и шасси, которое сделали специально подлиннее в расчете на очень грубые посадки и неподготовленные площадки. Проверяем центровку – попали идеально. Самолет готов:
Быстренько вырезали ручку из фанеры, прицепили корды (длину выбрали 13.5 м) и на площадку! Навыки и приемы запуска компрессионного двигателя вспомнились не сразу, но вот послышался знакомый из детства звук МК-17. Вы бы знали, с каким волнением спустя столько лет я снова взялся за ручку кордового самолета! Даже облет новой радиоуправляемой модели не давал столько эмоций! Поехали! Самолетик, несмотря на высокое шасси, устойчиво побежал по площадке и… Ура. Летит. Лети-и-ит.
Буквально первые пара-тройка кругов показали, что, несмотря на прошедшие годы, навыки управления кордовой моделью не растерялись, а самолет, безусловно, удался. Летит очень устойчиво, практически не реагирует на ветер, замечательно управляется – самое то, что надо для учебной модели! И сразу отметил еще одно существенное отличие от радиоуправляемых моделей: там чувствуешь возвратные пружины стиков передатчика, а здесь ощущаешь рукой сам самолет, как он чувствует себя в воздухе, что он живой, что он с тобой одно целое. Это замечательное и непередаваемое ощущение! И, главное, было очень приятно видеть радостное и счастливое лицо сына – творение его рук в воздухе!
Небольшое видео о самолете:
Кстати, потолочка боится топлива! Поэтому нужно внимательно следить за повреждениями обшивки крыла и вовремя их заклеивать. Так что, если кто будет делать подобную модель, я не рекомендую повторять такую конструкцию крыла, не нужна там потолочка. Его лучше просто обтянуть пленкой или оклеить бумагой (бумагу потом нужно обязательно покрасить, чтобы она не пропиталась топливом!) – меньше проблем, летные данные не ухудшатся, да и конструкция еще больше упрощается.
P.S. Сын сначала без энтузиазма начал заниматься постройкой этого аппарата – типа, чего там интересного по кругу летать… Теперь приходится просить «порулить»! Видимо, чувство «живого» самолета его «зацепило» – собирается делать именно кордовую тренировочную пилотажку…
P.P.S. Какие хорошие винты делали раньше для МК-17! Да, именно те самые, зеленые! Они этому мотору в самую масть, и, что важно, очень гибкие – наш винт уже весь изодранный, но все никак не ломается. Но… В общем, у меня просьба: не подскажете хороший неродной винт для МК-17?
Всех тех, кто осилил всю эту писанину до конца, благодарю за терпение!
Ах да, пардон, чертежик позабыл, вот теперь, вроде, все:
Кордовая учебная модель самолета.
Перед тем, как начать свое повествование, хочу поблагодарить двух замечательных людей, которые 35 лет назад открыли для меня такое интересное дело, как авиамоделизм. Которые дали мне знания, научили держать в руках инструмент, разбираться в материалах, работать на станках. Да много чему научили! Это Москаленко Вячеслав Иванович и Малышев Михаил Иванович, руководители авиамодельного кружка СЮТ г.Заволжья Городецкого района тогда еще Горьковской области. Спасибо им огромное!
Моему сыну 12 лет, у нас несколько радиоуправляемых моделей, и на некоторых из них он довольно неплохо летает. А с недавних пор я почувствовал, что у него стала появляться тяга что-нибудь мастерить своими руками, чему я весьма сильно обрадовался, ведь в «планшетную» эру занять пацана чем-либо отличным от возюкания пальцем по экрану достаточно сложно, а это занятие никак не способствует умению держать в руках инструмент и думать. Скорее наоборот…
Сделали простенький планерок из рейки, куска пеноплекса и потолочки. Полетел просто изумительно. Дальше парусный катамаран из все того же пеноплекса. Вышло симпатично, но уже не особо интересно. Что дальше? Пора заняться чем-то посерьезнее, чем пенопластовые поделки в стиле кружка «Умелые руки»!
Сначала задумали изготовление простенького радиоуправляемого самолетика. Но подобная модель, даже широко известная «Цессна из потолочки», все-таки сложновата для пацана, который еще толком не держал в руках инструмента, кроме ножниц. Получилось бы, что модель пришлось ваять мне, а ему быть на подхвате. Так дело не пойдет… Нужно, чтобы он сам делал все по максимуму, чтобы в воздух поднимал творение своих рук.
И тут я вспомнил, как мы в авиамодельном кружке делали учебные кордовые самолеты с моторчиками МК-17 по чертежам из легендарного журнала «Моделист-Конструктор». Они были очень просты, а лучше сказать, примитивны по конструкции, устойчиво летали и, самое главное, были практически неубиваемы. На моей памяти разбился только один – при посадке в траву угодил точно в кирпич. Отломился двигатель. Бывает.
Заготовкам киля, стабилизатора и руля высоты придали необходимый профиль, просверлили отверстия диаметром 1 мм. для последующей навески руля высоты посредством тонкой лески. Затем в фюзеляже сделали прорезь под стабилизатор, вклеили его и киль на эпоксидку. При приклейке киля, чтобы повысить прочность соединения, в нем и в фюзеляже сделали пропилы и вставили короткие отрезки карбоновых реек сечением 3х1 мм (можно использовать фанеру, или текстолит, или …). Для лучшего натяжения корд киль своей задней частью должен «смотреть из круга». Дальше снова на эпоксидку клеятся накладки на переднюю часть фюзеляжа и, после отверждения смолы, делается вырез под двигатель.
Наступил ответственный момент – поиск положения крыла для достижения нужной центровки. Установили на место двигатель с винтом, бак, скочем прилепили на место руль высоты. Двигая фюзеляж по заготовке крыла, нашли нужное место, сделали пропил под крыло и вклеили его на эпоксидку. В местах крепления качалки с обеих сторон заготовки крыла нужно приклеить фанерные накладки (можно на любой клей). Снова снимаем двигатель и все остальное.
Крыло можно обтянуть бумагой или пленкой, но мы решили немного изменить конструкцию – фанеру с обеих сторон оклеили потолочкой (клей «Титан»), получившемуся «бутерброду» придали профиль, покрыли двумя слоями разбавленного водой до консистенции сливок клея ПВА и оклеили бумагой для выпечки, которая очень похожа на кальку. Благодаря толщине и конструкции крыло получилось очень жестким. На левую консоль на эпоксидку вклеивается планка крыльевых тяг.
Теперь фото. На нижнюю поверхность крыла наклеена потолочка. В вырезы фанерной заготовки крыла вклеены «нервюры»:
Моторама:
Крепление киля:
Киль задней кромкой должен «смотреть из круга»:
Квадратная фанерная «шайба» в месте установки качалки, на нижней поверхности крыла такая же. Качалка ставится на винт М3:
Самолет после обтяжки крыла:
Затем деревянные части загрунтовали двумя слоями эмалита (наверное, уже не все знают, что так называется авиационный нитролак, можно использовать другой лак, устойчивый к компонентам топлива) и покрасили самолет акрилом из баллончиков. Крыло нужно было все-таки предварительно загрунтовать, краска на «кальке» держится очень плохо, бумажный скоч снимался вместе с краской, пришлось подмазывать. Далее монтируем управление, бак, двигатель и шасси, которое сделали специально подлиннее в расчете на очень грубые посадки и неподготовленные площадки. Проверяем центровку – попали идеально. Самолет готов:
Быстренько вырезали ручку из фанеры, прицепили корды (длину выбрали 13.5 м) и на площадку! Навыки и приемы запуска компрессионного двигателя вспомнились не сразу, но вот послышался знакомый из детства звук МК-17. Вы бы знали, с каким волнением спустя столько лет я снова взялся за ручку кордового самолета! Даже облет новой радиоуправляемой модели не давал столько эмоций! Поехали! Самолетик, несмотря на высокое шасси, устойчиво побежал по площадке и… Ура. Летит. Лети-и-ит.
Буквально первые пара-тройка кругов показали, что, несмотря на прошедшие годы, навыки управления кордовой моделью не растерялись, а самолет, безусловно, удался. Летит очень устойчиво, практически не реагирует на ветер, замечательно управляется – самое то, что надо для учебной модели! И сразу отметил еще одно существенное отличие от радиоуправляемых моделей: там чувствуешь возвратные пружины стиков передатчика, а здесь ощущаешь рукой сам самолет, как он чувствует себя в воздухе, что он живой, что он с тобой одно целое. Это замечательное и непередаваемое ощущение! И, главное, было очень приятно видеть радостное и счастливое лицо сына – творение его рук в воздухе!
Небольшое видео о самолете:
Кстати, потолочка боится топлива! Поэтому нужно внимательно следить за повреждениями обшивки крыла и вовремя их заклеивать. Так что, если кто будет делать подобную модель, я не рекомендую повторять такую конструкцию крыла, не нужна там потолочка. Его лучше просто обтянуть пленкой или оклеить бумагой (бумагу потом нужно обязательно покрасить, чтобы она не пропиталась топливом!) – меньше проблем, летные данные не ухудшатся, да и конструкция еще больше упрощается.
P.S. Сын сначала без энтузиазма начал заниматься постройкой этого аппарата – типа, чего там интересного по кругу летать… Теперь приходится просить «порулить»! Видимо, чувство «живого» самолета его «зацепило» – собирается делать именно кордовую тренировочную пилотажку…
P.P.S. Какие хорошие винты делали раньше для МК-17! Да, именно те самые, зеленые! Они этому мотору в самую масть, и, что важно, очень гибкие – наш винт уже весь изодранный, но все никак не ломается. Но… В общем, у меня просьба: не подскажете хороший неродной винт для МК-17?
Всех тех, кто осилил всю эту писанину до конца, благодарю за терпение!
Ах да, пардон, чертежик позабыл, вот теперь, вроде, все:
Дешевый кордовый авиамоделизм?
Опции темы
Дешевый кордовый авиамоделизм?
Некоторые наверняка задумывались (особенно руководители кружков) как сделать кордовую авиамодель максимально дешёвую, такую чтоб её смог изготовить (даже дома) практически любой пацан в практически любом небольшом городе или селе находящимся, например на дальнем востоке в дали от больших городов? Что-то совсем немного здесь таких конструкций (чертежей). Многие предлагают дизеля. Тут приведу простой пример: у нас в городе эфир не купить, выход баллончик быстрый старт цены на один не ниже 300 р, плюс масло, плюс керосин, мешаем поровну получаем
1.3 л. Этого для новичка (падения, неправильная заводка) хватит совсем ненадолго. И уже нужно опять покупать топливо. А зарплаты есть 3000 р… Крутить постоянно таскалку (кордовую без движка)? А можно например сделать ЛК из листа потолочки с мотором от плёночного фотика и аккумулятором от сотового, а корды из лески «плетенки»! И не дешевле ли в таких условиях сделать самолёт аля F3P, накопить и прикупить самые дешевые комплектующие (мотор, регулятор, сервотестер к нему, аккумулятор(ы), зарядное) с китайских интернет-магазинах и установив на него сделать кордовую авиамодель? (Запускать дешевле зимой в глубоком снегу
) Корды из лески плетенки. Это дешевле чем покупать топливо цена на которое всё больше и больше. У кого есть какие наработки по этому поводу?
Прошу прощения заранее)))
Ухаживать за девушкой достаточно накладно, конфеты, цветы, походы в кафе. У новичка точно с первого раза не получится. а деньги на исходе. Гораздо дешевле пойти в соответствующий магазин и купить резиновый суррогат. ну уж если совсем деньги кончились, можно и. не ходить в магазин.
1.3 л. Этого для новичка (падения, неправильная заводка) хватит совсем ненадолго. И уже нужно опять покупать топливо. А зарплаты есть 3000 р… Крутить постоянно таскалку (кордовую без движка)? А можно например сделать ЛК из листа потолочки с мотором от плёночного фотика и аккумулятором от сотового, а корды из лески «плетенки»! И не дешевле ли в таких условиях сделать самолёт аля F3P, накопить и прикупить самые дешевые комплектующие (мотор, регулятор, сервотестер к нему, аккумулятор(ы), зарядное) с китайских интернет-магазинах и установив на него сделать кордовую авиамодель? (Запускать дешевле зимой в глубоком снегу
) Корды из лески плетенки. Это дешевле чем покупать топливо цена на которое всё больше и больше. У кого есть какие наработки по этому поводу?
. это трудно бует назвать моделизмом
а чуть подробнее?, думаю, многим будет интересно.
Только так. «. Тише едешь, шире морда. «
я так делаю. Сироткина книга помогла в расчетах.
сейчас описание попробую сбросить.
Учбову пілотажну модель літакавикористовують для набуття навичок в керуванні, необхідних умовних рефлексів для освоєння елементів прямого і зворотногопілотажу.
На учбову пілотажну модель кращевсього встановити мікродвигун робочим об’ємом 2,5 см3.
нет книги сейчас в наличии.
Учебная пилотажная модель самолета.
Учебную пилотажную модель самолета используют для приобретения навыков вуправлении, необходимых условных рефлексов для освоения элементов прямого иобратного пилотажа.
На учебную пилотажную модель лучше всего установить микродвигатель рабочимобъемом 2,5 см3.
Качалка изготавливается из дюралюминия 1,5-2мм, имеет плечи 60 х 15мм. крепитсяпайкой на П-образном кронштейне, согнутом из проволоки ОВС 3 мм. Кронштейнкрепится с помощью ниток и клея к лонжеронам. Тягу можно сделать из сосновой илилиповой рейки круглого сечения диаметром 6 мм. В качестве осей можноиспользовать провод ОВС 2мм. Проволока крепится к деревянным тягам нитками наклею. На руль высоты крепится кабанчик с плечом 15мм. После монтажа системы управленияможно приступать к обтяжке модели.
Весь процесс обучения пилотирования можноусловно разбить на три этапа.