Как сделать костюм черной пантеры
Как создавались костюмы «Черной пантеры»
Рут Картер создала немало костюмов для больших фильмов, но даже это не смогло подготовить ее к «Черной пантере». Для стильного супергероического боевика она создала целую африканскую диаспору, смешивая футуризм, местную одежду и высокую моду и используя современные наработки и ткани.
Фильм Райана Куглера перенес на большие экраны первого черного супергероя Marvel, адаптируя персонажа 1966 года к нашим дням. Черная пантера – это Т’Чалла (Чедвик Боузман), властитель фантастической африканской Ваканды. Страна богата вибраниумом – мистическим металлом, который позволил всей нации шагнуть в технологическом плане на многие годы вперед в сравнении с остальным миром. Битва за вибраниум находится в центре истории, в которой Пантера защищает своих людей от Эрика Киллмонгера (Майкл Б. Джордан).
Дани Гурира и Флоренс Касумба, исполнившие роли представительниц Дора Милахе, секретной службы Ваканды, одеты в красочные и оплетенные бисером доспехи, а духовный гуру королевства, Зури (Форест Уитакер), носит царственные фиолетовые цвета и мелко плиссированную робу. Картер обошла немало магазинов Ганы и Южной Африки в поисках артефактов, текстиля и ювелирных украшений, которые можно было б ы использовать как прототипы. «Для Дора Милахе мне хотелось увидеть нашейные кольца в реальной жизни, потрогать их и понять их вес». Для безопасности актеров, кольца пришлось сделать из резины.
Одежда племени Джабари основана на покровном текстиле. «Я использовала африканское племя догонов как источник вдохновения для культуры Джабари. Я нашла антикварный магазин в Атланте, где был батик ручной работы. Также Джабари носят эти невероятные соломенные юбки, в которые Куглер попросту влюбился».
Для костюмов Анджелы Бассетт Картер обратилась к Винни Манделе. «У меня было видео, где она присутствовала на вечеринке в честь Дня рождения в Южной Африке в традиционном церемониальном костюме Зулу, и ее головной убор был потрясающим». Кивком в сторону футуристичности является наплечное украшение из африканского кружева, выполненное в виде микросхемы и трехмерной печати. «Рут и ее команда отдали честь африканским племенам, вдохновившим нас, и при этом создали нечто совершенно уникальное», — признается режиссер Райан Куглер.
Традиции Африки, мода и технологии в костюмах фильма «Черная пантера»
Почему работа художника по костюмам Рут Э. Картер достойна награды киноакадемии? Что в ней уникального с профессиональной точки зрения? Об этом рассказывает художник по костюмам Ирина Жигмунд
Художник по костюмам Рут Э. Картер на на 91-й церемонии вручения «Оскар» / Фото: Mike Baker / ©A.M.P.A.S.
Не исключено, что цвет кожи дизайнера и персонажей фильма-комикса «Черная пантера» тоже сыграли свою роль в распределении голосов академиков, но я считаю, что дизайн костюмов к фильму «Черная пантера» — это действительно сильная и с художественной точки зрения интересная работа, заслуживающая высокой награды.
Обращение к африканской культуре
Много ли вы знаете современных картин, в которых бы переосмыслялся национальный костюм? Канули в лету отечественные киносказки с Василисами Прекрасными, Варварами и удалыми Иван-царевичами. Уже стали классикой кинополотна японца Акиры Куросавы «Сны» и «Ран», в которых можно было бесконечно любоваться на роскошные кимоно. Войны, революции, интернет, авиаперелеты и глянцевые журналы стерли нашу этническую уникальность в одежде — теперь все мы одеваемся в одних и тех же сетевых магазинах, стрижемся и бреемся по единой моде и если и видим народный костюм, то в музее.
Художник по костюмам Рут Э. Картер воспользовалась уникальной возможностью создать одежду для первого черного кинокомикса, и решила продемонстрировать зрителям всю красоту и разнообразие африканского традиционного костюма.
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel
Действие фильма «Черная пантера» происходит в вымышленном государстве Ваканда, которое для всего мира выглядит так же, как и остальные небогатые африканские страны. От посторонних глаз скрыто то, что на самом деле это — высокотехнологичное королевство со своим воздушным флотом, небоскребами и научными институтами. Поэтому Картер решила не только показать традиционный костюм разных африканских народов, но и соединить его с новейшими технологиями и модой. «Мы хотели создать африканский футуристический стиль», — сказала она.
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel
Во время подготовки Картер отправила своих ассистентов на поиски настоящих артефактов, текстиля, ювелирных изделий в Гану и Южную Африку, чтобы потом использовать эти предметы в качестве прототипов. Она работала с пятью иллюстраторами, 14 закройщиками, формовщиками, красильщиками ткани, ювелирами и другими специалистами. «Это была целая армия, которой еще нужно было уметь управлять», — вспоминает она.
Режиссер, художник-постановщик и художник по костюмам серьезно подошли к созданию убедительной и уникальной культуры для каждого из племен Ваканды. Были разработаны своя цветовая палитра и стиль, заимствованные у конкретной африканской народности.
Так, королевская семья была решена в черном цвете.
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel
Пограничное племя — в синем, поскольку это национальный цвет африканского высокогорного королевства Лесото, которое послужило источником вдохновения для создания внешнего вида племени.
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel
Традиционные одеяла Aranda Basotho Heritage были использованы на съемках фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Aranda
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel
Женщина из племени Сурма / Фото: Alfred Weidinger / Flickr
Горное племя — это оммаж племенам Химба и Масаи. Их цвета — красный и оранжевый.
Туареги из Сахары повлияли на стиль купеческого племени, в их одежде использовались все оттенки фиолетового.
Внешний вид племени Джабари создавался под впечатлением от племен Бари, Игбо и Догонов из Западной Африки (шаманские племена). Они носят мех и дерево в честь священного животного гориллы.
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel
Племя Догонов / Фото: H. Grobe / Wikipedia
Знатоки этнического костюма, безусловно, заметили стилизацию под бисерный корсет народа Динка, одного из крупнейших племен в Южном Судане, в церемониальном костюме сестры главного героя, Шури.
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel; Корсет племени Динка / Фото: Metropolitan Art Museum
И это еще не все. Во многих костюмах персонажей Ваканды заложена собственная символика. «Во время моих последних поездок в Африку, я обратила внимание на то, как люди гордятся своей национальностью, своим наследием, — говорит Рут Э. Картер. — Они продолжают бороться за сохранение языка и самобытности. Поэтому для персонажей нашего фильма я также разработала свои символы и адинкры (адинкра — набор пиктографических символов, где каждый символ представляет собой понятие или афоризм, — прим. автора).
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel
Так, принт костюма Черной пантеры состоит из треугольников Окаванго — дизайн был вдохновлен дельтой реки Окаванго, находящейся на севере Ботсваны. Это его собственная сакральная геометрия, которой мне хотелось подчеркнуть, что он не только супергерой, но и африканский король. Когда он появляется в тронном зале, то на его одежде вы можете увидеть адинкры. Есть они и на блузке Шури при ее первом появлении».
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel
Также адинкры украшают одеяла воинов, сделанные по образцу одеял Басуто (народа, живущего в королевстве Лесото, Южная Африка), которые там носят как пальто. Но в кино предполагается, что эти одеяла сделаны с применением вымышленного металла вибраниума, поэтому воины ими защищаются как щитами.
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel
Традиционные одеяла Aranda Basotho Heritage были использованы на съемках фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Aranda
Новые технологии в создании костюмов
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel; Женщины племини Зулу / Фото: Retlaw Snellac / Flickr
Ваканда — одна из самых технологически продвинутых стран, и Картер хотела это подчеркнуть в костюме. Она сделала это изящно и эффектно, напечатав на 3D-принтере два головных убора и мантию королевы Рамонды. «Она — царственное воплощение красоты, технологии и моды. Источником вдохновения для меня была Винни Мандела. Однажды она приехала в Южную Африку, одетая в традиционный женский церемониальный костюм Зулу и головной убор, который восхитил меня своей красотой. Вот мы с режиссером и решили, что наша Рамонда будет тоже из племени Зулу, в котором замужние женщины носят эти высокие плетеные шляпы. Только нашу королеву украшает головной убор и мантия, распечатанные на принтере 3D в Швейцарии».
Стиль женщин-воинов Дора Миладже
Отдельно хочется рассказать про Дора Миладже, женское спецподразделение, охраняющее короля Ваканды. Режиссер попросил художника не обнажать этих воительниц, чтобы зритель не воспринимал их в качестве сексуальных объектов. Поэтому они носят кожаные брюки и удобные сапоги без каблуков. Их кольца на руках и шее — это не только эффектная дань уважения женщинам ндебеле (народ группы нгуни, проживающий в Южной Африке — прим. автора), но и защита в бою.
Интересно, что ндебеле носят эти кольца в знак супружеской верности. И в фильме поначалу они были задуманы как дань комиксам, в которых Дора Миладже должны были также служить королю церемониальными женами. Картер попросила своих помощников привезти ей из Африки подлинные кольца ндебеле. Но они оказались слишком тяжелыми, в них невозможно было работать актрисам, поэтому для фильма сделали их копии из резины и покрасили под металл.
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel
Племя Масаи / Фото: pxhere.com
Женщины племени Ндебеле / Фото: South African Tourism / Flickr
Привлечение в фильм модных дизайнеров
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel
Модели из коллекции Икире Джоунс / Фото: Joshua Kissi / ikirejones.com
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel
Модели из коллекции Освальда Боатенга / Фото: ozwaldboateng.co.uk
Женские платья для сцен в казино отличает элегантный шик, хотя и тут в костюмах действует та же цветовая палитра, что была разработана для персонажей Ваканды.
Зрители, хорошо знающие моду, наверняка заметили ткани и модели от креативных дизайнеров Иссэй Миякэ и Мицухиро Мацуда.
Кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Фото: Marvel
Всего для фильма было сделано более 700 различных костюмов, поэтому в рамках одной статьи довольно сложно рассказать обо всех находках и удачах Картер. Ее несомненная заслуга заключается в том, что она смогла переработать огромное количество этнического материала, и, не копируя, создать свои собственные стилизации, точно распределив их по группам персонажей.
Легко было потеряться во всех этих экзотических аксессуарах и многоцветии, но Рут блестяще справилась с задачей, при этом не выпячивая костюм на первый план, а растворив его в общем пространстве фильма. Потому «Оскар» — это награда, достойная ее труда, вкуса и таланта.
Обложка: кадр из фильма «Черная пантера» (2018) / Marvel