Как сделать кубик блума

«Кубик Блума»: описание и шаблоны

Как сделать кубик блума

Описание приема “Кубик Блума”

«Кубик Блума» – это способ, при котором на грани кубика наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение всех аспектов темы. Этот приём был предложен американским психологом и педагогом Бенджаменом Блумом, автором теории таксономии, предполагающей разделение целей обучения на три блока:

Бенджамен Блум говорил: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми».

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:

Последние три направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.

Вполне очевидно, что банальная зубрёжка не поможет ученику результативно усвоить учебный материал.

Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в таксономии.

Правила применения приёма «Кубик Блума»

Работа с кубиком строится следующим образом:

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у ребят.

При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:
Применение приема

В старшем звене ученики могут не только отвечать, но и сами формулировать вопросы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Для учеников начальной школы грани кубика должны быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности. Методисты предлагают назвать грани фигуры так:

Источники:

Скачать готовые развертки на печати на принтере (формат А4) >>>

Для создания интерактивного Кубика Блума можно использовать инструмент:

Источник

Мастер-класс «Кубик Блума»
учебно-методическое пособие по алгебре

Как сделать кубик блума

Эта методика критического мышления может применяться на любом уроке. Не важно какой предмет и класс. Птому что учит ребят рассуждать и понимать теоритические аспекты любой темы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Кубик Блума»

Учитель: Зарыпова Малика Шакибаевна. МОБУ «СОШ №3»

Мастер-класс актуален с позиции ФГОС, так как направлен на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов. Цели современного образования заключены в принципе «учить не науке, а учить учиться».

Цель моего мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к применению технологии критического мышления в образовательном процессе, на примере приёма «Кубик Блума»

Перед собой я поставила задачи:

— познакомить участников с этой технологией;

— активизировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу;

— создать условия для активного взаимодействия всех участников мастер-класса;

— побудить участников к активной работе.

Для работы я буду использовать презентацию, «Кубик Блума», карточки с текстом, листы А4 и ручки.

Прогнозируемый результат моего мастер-класса:

— все участники получат информацию о технологии развития критического мышления;

-познакомятся с приёмом «Кубик Блума»;

— смогут применять полученные знания на практике.

-Именно поэтому меня заинтересовала педагогическая технология развития критического мышления.

Профессиональная компетентность педагога невозможна без использования современных образовательных технологий. Каждая из них интересна по – своему. Но наиболее апробированной мною является технология критического мышления, так как она соответствует моим предпочтениям, возможностям и способностям моих учеников.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Приём технологии критического мышления «Кубик Блума» был разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.

« Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы».

— Этот прием помогает в активной занимательной форме проверять знания и умения учащихся.

— Уважаемые участники, прежде чем мы перейдём непосредственно к работе, мне хотелось бы поинтересоваться, а что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса?

— Для начала познакомлю вас с методикой использования приёма «Кубик Блума»

Изготовить этот кубик можно по развертке (слайд ) или при помощи техники оригами (ссылка на видеоурок изготовления отправлю в чат)
https://youtu.be/Rd9K77nGjM8

— назовите как называется сказка, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути.

— главных героев сказки «Колобок».

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Например: Почему колобок так поступил? Для чего это ему надо?

аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

— Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать.

— Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?

Например: Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка? Предложи, как можно

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент

Например: Придумай, свою версию концовки сказки.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, «Как плохо, что (когда)……………………»,

«Мне очень понравилось сказка, потому что …………….»

Варианты использования «Кубика Блума» на занятиях

Использовать данный прием может любой учитель: как начального образования, так и среднего.

2 вариант – вопросы формулируют сами учащиеся.( Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка).

Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.

Совет : вопросы можно варьировать по своему желанию (грани кубика), главное, чтобы они охватывали всю тему.

— «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах урока любого типа.

— Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

— Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе.

— Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

— Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Видео с фрагментами с уроков математики и алгебры: ссылка

1) Например, в 1-2 классах вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

2) Применение «Кубика Блума» на уроке окружающего мира по теме «Атмосферные осадки, дождь»:

Фронтальная работа с участниками.

Перед вами текст. Ваша задача прочитать и составить три вопроса для участников группы, используя грани кубика.

Вы задаете со слова «назови» и «почему», «объясни» и «предложи», «придумай» и «поделись». Помните! Вопрос должен начинаться с конкретного слова.

Вариативность: можно менять вопросы. Можно, например в этом задании использовать «Ромашку Блума».

Как сделать кубик блума

«Зайчик и Месяц». (В.А.Сухомлинский).

«Холодно зимой Зайчику. Выбежал он на опушку, а уж ночь настала. Мороз трещит, снег от Месяца блестит, холодный ветер с яру дует. Сел Зайчик под кустом, протянул лапки к Месяцу, просит:

– Месяц, любимый, погрей меня своими лучами, а то долго ещё Солнышка ждать.

Жалко стало Месяцу Зайчика, он и говорит:

– Иди полем, полем, я тебе дорогу освещать буду, беги до большого стога соломы.

Побежал Зайчик к стогу соломы, зарылся в стог, выглядывает, улыбается Месяцу:

– Спасибо, любимый Месяц, теперь твои лучи тёплые-тёплые».

(Составление вопросов по предложенному тексту. )

— Зачитывается текст. Пожалуйста, группа. Кидаем кубик, чья грань выпадет, тот участник задает вопрос. Проигрывание вопросов – ответов.

1.Что это за произведение? Кто его написал? Когда это было? Кто выбежал на опушку? Где происходило действие?

2.Вопросы: Правильно ли понял что это сказка?

3.Почему зайчику стало холодно? Почему он обратился к Месяцу?

4.Вопросы: Что было бы если бы зайчик не обратился к Месяцу?

Как бы ты поступил если бы встретил зимой зайчика?

Придумай свое окончание сказки?

— Скажите, ваши ожидания подтвердились? У кого-то из группы остались вопросы?

Давайте, разделимся на 2-3 группы. Каждая группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А следующая группа будет отвечать на вопросы. Каждой группе придется выбрать предмет ( математика 5 класс, русский язык, ознакомление с окружающим миром) А сейчас выберем тему. Вам предлагается за 5-10 минут составить 6 вопросов по образцу («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», « Поделись», «Придумай»).

Применение «Кубика Блума» на уроке математики на тему «Квадрат»:

Объясни что такое квадрат? (это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов)

Почему квадрат не катиться?

Назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)

Предложи как из квадрата получить ромб? (перевернуть)

Придумай что может быть квадратным.

Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.

Применение «Кубика Блума» по окружающему миру на тему: «Осадки, дождь».

Применение «Кубика Блума» на уроке математики для 5 класса на тему «Прямоугольный параллелепипед».

ПОЧЕМУ параллелепипед называют прямоугольным? (Потому что все грани прямоугольного параллелепипеда прямоугольники)

ОБЪЯСНИ что такое прямоугольный параллелепипед? ( это геометрическая фигура состоящий из 6 прямоугольников)

НАЗОВИ элементы прямоугольного параллелепипеда.(8 вершин, 6 граней, 12ребер)

ПРИДУМАЙ рисунки с прямоугольным параллелепипедом.

ПОДЕЛИСЬ своими наблюдениями, где в жизни ты встречал предметы в форме параллелепипеда? ( дома, мебель : шкафы, комоды; электро-бытовые приборы: телевизор, микроволновая печь

Применение «Кубика Блума» на уроке русского языка «Правописание шипящих в конце слова имён существительных».

— Назови шипящие согласные (ж, ш, ч,щ)

— Почему у некоторых имён существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак, у некоторых имён существительных на конце после шипящих не пишется мягкий знак?

— Объясни : для чего на конце после шипящих пишется мягкий знак? (мягкий знак после шипящих согласных на конце имён существительных указывает, что это слово женского рода)

— Предложи сыграть в игру «Кто больше знает слов с шипящими согласными на конце слова?

— Придумай загадки так, чтобы на отгадках на конце стоял шипящий согласный. (Лежала под ёлками подушечка с иголками. Лежала, лежала да побежала. Вышел серенький комочек из-под каменной пещеры, глазки чёрненькие, хвостик тоненький (мышь). Не море, а волнуется (рожь))

— Оцените свою работу эмоциями.

Как сделать кубик блума

— Что вы можете сказать о полученной информации на сегодняшнем мастер-классе?

— Как бы вы могли использовать приём «Кубик Блума» на своих уроках?

— Какие трудности испытывали во время мастер-класса?

Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта:

«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»

Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности. Чтобы вы могли попробовать применять этот приём на своих уроках уже завтра, я дарю вам этот замечательный кубик.

М астер-класс актуален с позиции ФГОС, так как направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся.

Целью данного мастер-класса я определила повышение мотивации педагогов к применению данной технологии на уроках и внеурочных занятиях.

Для успешной реализации данной цели мною были запланированы следующие задачи:

— познакомить участников с технологией;

— активизировать и обобщить знания по;

— создать условия для активного взаимодействия;

— стимулировать интеллектуальный и творческий потенциал;

— вызвать интерес и побудить к активной работе на занятии.

В ходе мастер-класса можно выделить следующие этапы:

Считаю, что в ходе проведения мастер класса поставленные вначале цели были достигнуты.

Была выдержана логика. Я получила удовольствие от проведения мастер-класса. Всем спасибо. Ваши вопросы.

Источник

Мастер-класс «Кубик Блума»
учебно-методический материал (4 класс)

Как сделать кубик блума

Скачать:

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Кубик Блума»

Цель моего мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к применению технологии критического мышления в образовательном процессе, на примере приёма «Кубик Блума»

Перед собой я поставила задачи:

— познакомить участников с этой технологией;

— активизировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу;

— создать условия для активного взаимодействия всех участников мастер-класса;

— побудить участников к активной работе.

Для работы я буду использовать презентацию, «Кубик Блума», карточки с текстом, листы А4 и ручки.

Прогнозируемый результат моего мастер-класса:

— все участники получат информацию о технологии развития критического мышления;

-познакомятся с приёмом «Кубик Блума»;

— смогут применять полученные знания на практике.

Профессиональная компетентность педагога невозможна без использования современных образовательных технологий. Каждая из них интересна по – своему. Но наиболее апробированной мною является технология критического мышления, так как она соответствует моим предпочтениям, возможностям и способностям моих учеников.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Приём технологии критического мышления «Кубик Блума» был разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Этот прием помогает в активной занимательной форме проверять знания и умения учащихся.

Уважаемые участник, прежде чем мы перейдём непосредственно к работе, мне хотелось бы поинтересоваться, а что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса?

Для начала познакомлю вас с методикой использования приёма «Кубик Блума»

Например: «Назови главных героев произведения»

Например: «почему они так поступили?»

Например «Объясни его поступок»

Например: «Предложи, как бы ты поступил на месте того героя»

Например: «Придумай свою версию концовки произведения»

Использовать данный прием может любой учитель : как начального образования, так и среднего.

2 вариант – вопросы формулируют сами учащиеся.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах урока любого типа.

Перед вами текст. Ваша задача прочитать и составить вопросы для участников группы, используя грани кубика.

Вы задаете со слова «назови» и «почему», «объясни» и «предложи», «придумай» и «поделись». Помните! Вопрос должен начинаться с конкретного слова. Тема- рассказ «Таня Савичева».

(Составление вопросов по предложенному тексту. )

Зачитывается текст. Пожалуйста, группа. Кидаем кубик, чья грань выпадет, тот участник задает вопрос.

Проигрывание вопросов – ответов.

Скажите, ваши ожидания подтвердились? У кого-то из группы остались вопросы?

— Что вы можете сказать о полученной информации на сегодняшнем мастер-классе?

— Как бы вы могли использовать приём «Кубик Блума» на своих уроках?

— Какие трудности испытывали во время мастер-класса?

Закончить свои мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта:

«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»

Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности. Чтобы вы могли попробовать применять этот приём на своих уроках уже завтра, я дарю вам этот замечательный кубик.

Целью данного мастер-класса я определила повышение мотивации педагогов к применению данной технологии на уроках и внеурочных занятиях.

Для успешной реализации данной цели мною были запланированы следующие задачи:

— познакомить участников с технологией;

— активизировать и обобщить знания по;

— создать условия для активного взаимодействия;

— стимулировать интеллектуальный и творческий потенциал;

— вызвать интерес и побудить к активной работе на занятии.

В ходе мастер-класса можно выделить следующие этапы:

Считаю, что в ходе проведения мастер класса поставленные вначале цели были достигнуты.

Была выдержана логика. Я получила удовольствие от проведения мастер-класса. Всем спасибо. Ваши вопросы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *