Как сделать ламинарный доспех
Ламинарный доспех. Как сделать ламеллярный доспех своими руками. Средневековые ламинарные доспехи
Связанные понятия
Средневековые ламинарные доспехи
Досамурайские доспехи
Самый ранний японский доспех, известный как танко, имел ламинарную конструкцию, и был предназначен только для пешего боя (т.к. он имел тонлеты, не предназначенные для верховой езды). Другой отличительной особенностью было использование танко с ручным щитом. После появления японской конницы, изначально защищенной импортированными из Китая ламеллярными доспехами, и танко был полностью заменен японским ламеллярным доспехом, известным как кейко (позднее эволюционировав в доспех о-ёрой).
Самурайские доспехи
В целях лучшей имитации «поддельные ламеллярные пластины» часто сильно перфорировались, но обычно на них делались ребра жесткости, имитирующие углы «настоящих ламеллярных пластин». Что касается других деталей конструкции, то доспехи из «настоящих ламеллярных пластин» и из «поддельных ламеллярных пластин» имели одинаковое строение (фактически, это были ламинарный и ламеллярный доспехи).
Блежневосточные и Центральноазиатские ламилярные доспехи
Согласно Леониду Боброву, до конца 15 столетия самыми популярными доспехами для этого региона, включая Среднюю Азию и Иран, были ламеллярный доспех, и ламинарный доспех. Однако в Иране с 15 века ламеллярные и ламинарные доспехи использовались в основном только на юге, в то время как в то же самое время на севере был распространен кольчато-пластинчатый доспех.
Первоначально (как, например, в Японии) в течение столетий ламинарный доспех был просто дешевле ламеллярного доспеха, но (в отличие от Японии) не старались визуально подражать ламеллярному доспеху при производстве ламинарного. Ламинарный доспех изготавливался из горизонтальный полос защитного материала, скрепляемых схожим с ламеллярным доспехом способом, но без дополнительного плетения и без имитации отдельных пластин ламеллярного доспеха. И наподобие ламеллярному доспеху, эти шнуры могли перерубаться во время боя, и просто изнашиваться и рваться от времени, при недостаточном обслуживании доспеха.
Теория Леонида Боброва
Согласно теории Боброва, кольчато-пластинчатый доспех полностью вытеснил ламинарные и ламеллярные доспехи в результате того, что монгольское вторжение в исламские страны изменило их восприятие обществом, что отразилось на восприятии исламских доспехов. Ламинарные и ламеллярные доспехи дополняли образ «язычников» и «монголов», особенно когда они были сделаны в монгольском стиле, в то время как и кольчато-пластинчатый доспех ассоциировались с «правоверным» образом. В исламских миниатюрах того периода было типичным изображение врагов (неважно, были они язычниками или мусульманами) в ламеллярных и ламинарных доспехах, в то время как «свои» воины изображались в кольчугах.
Ламинарный доспех коренных жителей Аляски и Сибири
Классический ламеллярный доспех изготавливался из твердых материалов (изначально из естественных материалов, таких как кости, клыки, китовый ус, и иногда даже дерева, т.к. наконечники стрел изначально были из кости или камня), в форме короткой кирасы, или даже состоя из одного нагрудника. Ламинарный же доспех обычно изготавливался из укрепленной кожи морских тюленей и был длиной до колена или даже еще длиннее. Однако поздние ламеллярные доспехи изготавливались из металла (железа, стали, или бронзы) и могли достигать длины ламинарных доспехов. Обычно ламинарный и ламеллярный доспехи носили с высоким воротником (защищающим горло и голову), объединенным с одним или двумя ламинарными наплечниками (используемыми скорее в качестве щита, чем наплечника). Этот воротник и наплечники изготавливались главным образом из кожи и дерева.
Таким образом по крайней мере одна часть доспеха (наплечники) была ламинарной. Но иногда наплечник был относительно коротким, и вместо ламинарной конструкции из нескольких деревянных планок имел только одну большую планку, а остальная часть руки была защищена шинным или ламеллярным наручем. Помимо опциональных наручей доспех мог иметь ламеллярный шлем, и шинные либо ламеллярные поножи.
Монгольские панцири из жестких материалов
Основными материалами для их изготовления были железо и толстая кожа, отформованная и высушенная после снятия с туши, когда она приобретает жесткость дерева. Плано Карпини так описывает процесс ее приготовления: «Они берут ремни от быка или другого животного шириною в руку, заливают их смолою по три или по четыре. »(46). Эти «доспехи. из многослойной кожи. почти непробиваемые», «прочнее, чем из железа»(47). В «Сокровенном сказании» упомянут и доспех из бронзы(48).
По структуре твердый доспех монголов, все виды которого назывались монгольским по происхождению термином «хуяг»(49), был ламеллярным или ламинарным (из сплошных широких полос материала, соединенных между собой ремешками или шнурами).
Ламеллярный железный доспех монголов Плано Карпини описывает так: «Они делают одну тонкую полосу (пластинку.- М. Г.) шириною в палец, а длиною в ладонь, и таким образом они приготовляют много полос; в каждой полосе они делают 8 маленьких отверстий и вставляют внутрь (под.- М. Г.) три ремня плотных и крепких, кладут полосы одна на другую, как бы поднимаясь по уступам (укладывают внахлест длинными сторонами.- М. Г.), и привязывают вышеназванные полосы к ремням тонкими ремешками, которые пропускают чрез отмеченные выше отверстия; в верхней части они вшивают один ремешок, который удваивается с той и другой стороны и сшивается с другим ремешком, чтобы вышеназванные полосы хорошо и крепко сходились вместе, и образуют из полос как бы один ремень (ленту из пластинок.- М. Г.), а после связывают все по кускам так, как сказано выше (т. е. как в ламинарном доспехе.- М. Г.). И они делают это как для вооружения коней, так и для людей. И они заставляют это так блестеть, что человек может видеть в них свое лицо»(50).
Хотя Плано Карпини описывает только железные доспехи, не приходится сомневаться, что не менее были распространены и кожаные, характерные для Центральной и Восточной Азии с тыс. до н. э. вплоть до XIX в.(51). Отверстий для крепления в пластинках было от 6 до 10 (см. рис. 3, 16, 21, 22), что сближает монгольский доспех с тангутским и доспехом, бытовавшими на территории Синьцзяна (см. рис. 3, 4-7, 9-10), и отличает от чжурчженьского, с большим количеством отверстий (см. рис. 3, 11, 14, 15). Пропорции и размеры пластинок также, конечно, варьировали (см. рис. 3, 16, 21).
15- Афрасиаб, большая мечеть, XIII в.;
Такой же эффект, хотя и слабее в силу большей эластичности броневой поверхности, наблюдался и у лент ламеллярного доспеха. Неэластичность монгольского кожаного ламинарного доспеха подчеркнута Рубруком: «Я. видел двоих. вооруженными в выгнутые рубашки из твердой кожи, очень дурно сидящие и неудобные»(61).
К сожалению, остатки монгольских ламинарных доспехов пока не найдены. Но об этом доспехе можно судить по ламинарным японским панцирям («танко»), известным с середины VI до XIX в. (см. рис. 1, 2), а также чукотским из твердой моржовой кожи, бытовавшим в XVIII-XIX вв.(62) (рис. 1, 4). Поскольку ленты японских панцирей выкованы из железа, вполне «вероятно, что у части монгольских доспехов они также были железные.
Рис. 4. Иранские изображения монгольских твердых панцирей покроя «корсет-кираса» и шлемов.
Обратимся к изобразительным источникам. На иранских миниатюрах первой половины XIV в. очень много изображений ламеллярных (см. рис. 4, 2, 4, 7, 8, 13, 16; рис. 5, 2, 3, 9-14) и ламинарных (рис. 4, 5, 6, 9-12, 14, 15; рис. 5, 4, 15) доспехов.
Судя по тебризским миниатюрам, не менее популярны были и панцири смешанной структуры, в которых ленты ламеллярного набора чередовались с ламинарными, цельными (рис. 4, 1, 3; рис. 5, 1, 5-8, 16).
Изображения ламинарного доспеха, хотя и не часто, встречаются в памятниках средне- и центрально-азиатской монументальной живописи(64), причем прототипами им послужили доспехи на статуэтках из северокитайских погребений середины I тыс. н. э.(65), изображающих степных сяньбийских всадников.
В. И. Распопова предположила, что на среднеазиатских и иранских изображениях показан не ламинарный, а ламеллярный доспех, каждая полоса которого оклеена сплошной кожаной лентой(66), но она не приводит никаких доказательств. На самом деле подобное встречается только в японском доспехе примерно с X-XI вв., но здесь сказалась специфика. японского ламеллярного доспеха: в нем с указанного времени стремились сделать и показать, особенно на груди, сплошную монолитную броню.
Достигалось это чрезвычайно плотной стяжкой пластин и проклейкой шнуров, оклейкой лент набора и целых нагрудников полосами и кусками расписной кожи(67). На материке же ничего подобного достоверно не зафиксировано. Данные иранских миниатюр о структуре монгольских панцирей подтверждаются китайскими и японскими изображениями ламеллярных (рис. 6, 1, 3) и ламинарных (рис. 6, 2, 7) доспехов.
Рис. 5. Иранские изображения монгольских твердых панцирей покроя «халат» и шлемов.
Не показаны на рисунках обязательные разрезы и застежки на боках, но такая деталь почти никогда не изображалась в мировом искусстве. Нередко по оси нагрудника и наспинника показан шов, делавшийся для большей гибкости доспеха (см. рис. 4, 8, 9, 12, 14), его стыки иногда прикрыты трапециевидными пластинами (рис. 4, 15, 16). Такие пластины недавно найдены в комплексе доспеха XIV в. в Туве(70).
48 Козин А. Н. Сокровенное сказание.- § 195.
51 Горелик М. В. Военное дело. ; Горелик М. В. Вооружение народов. ; Thordeman В. Armour. ; Robinson H. R. Oriental Armour.
52 Горелик М. В. Вооружение народов.
56 Беленицкий А. М. Монументальное искусство Пенджикента.- М.,1973.- Табл. 23, 25.
58 Калантарян А. А. Материальная культура Двина IV-VIII вв.- Ереван. 1970.-Табл. XXI, 1.
62 Stone G. С. A. Glossary of the Construction, Decoration and Use of Armsand Armour in all Countries and in all Times.- N. Y., 1961.- Fig. 71.
63 Robinson H. R. Oriental Armour.- Fig. 62, 67, 68.
64 Распопова В. И. Металлические изделия раннесредневекового Согда.-П.. 198J3.- Рис. 60; Горелик М. В. Вооружение народов.
Ламеллярный доспех: дощатая броня дружин
Говорят, что история доспехов началась в тот момент, когда человек взял в руки палку.
Скорее всего, так оно и было.
Поэтому ко дню, когда человек сменил палку на мушкет, было придумано великое множество разных доспехов. Это и кольчуга, и латы, и разнообразные брони из металлических пластинок.
Сегодня я расскажу об одном из таких доспехов. Он называется «ламеллярный» — то есть, в переводе с латыни, «пластинчатый».
Фото Ильи Киселева (Новокуйбышевск)
Еще с библейских времен ламеллярный доспех был широко распространен, уступая первенство лишь кольчуге. В ламеллярах сражались кочевники, вожди германских племен и солдаты византийских императоров. Сохранились ламеллярные доспехи чукчей и коряков — кстати, весьма свирепых и неистовых воинов.
В те времена самый распространенный доспех средневековья – кольчуга (ее называли «броня»), постепенно сдавал свои позиции. Росла популярность пластинчатого доспеха, «брони дощатой».
Части ламеллярного целого
До середины прошлого века считалось, что в Древней Руси не было пластинчатых доспехов. Только кольчуги. Многочисленные изображения ламелляров на иконах и миниатюрах, фресках и каменной резьбе считались условными. Игнорировалось даже упоминание «броней дощатых» летописцами. Находили кольчуги — значит, только они и были.
Прорыв случился уже после Великой Отечественной войны, когда археологам стали попадаться не только отдельные пластинки, но и спекшиеся временем куски ламеллярного набора. В одном только Новгороде в 1948-1958 годах были обнаружены более 500 доспешных пластинок, датируемых разными веками.
И хотя сейчас найдена уже масса разных пластин, ни одного целого ламеллярного доспеха не обнаружено. Оно и понятно — дощатая броня была большой ценностью, ее берегли как зеницу ока. Если дружинник погибал, его доспех всегда находил нового хозяина.
Летопись рассказывает, что когда в 1315 году тверской князь Михаил разбил новгородцев у Торжка, то «кони их и доспехи пойма»
Другое дело, случайно потерянные пластинки. Например, был у дружинника набор запасных пластинок для доспеха. Но случился пожар и его дом сгорел. Людей и кое-какое имущество спасли, а запасной комплект остался в огне. Вполне бытовая ситуация.
Вот почему все современные реконструкции ламелляров — это лишь версии. Формула проста: точная копия найденных пластин + внешний вид с древнего изображения.
Миниатюра Симоно-Хлудовской Псалтири (Русь, 1270 г.)
Основа доспеха, как мы видим, корпусная «маечка», вроде современных бронежилетов. Ее длина — чуть ниже пупка, чтобы не мешала сидеть — в седле и на лавке. Длиннее нельзя — доспех при посадке в седло поднимается и упирается шейным вырезом прямо в кадык. Приятного мало.
К корпусному доспеху крепится защита рук — набицепсники, и бедер — набедренники. Ни те ни другие до нас тоже не дошли.
Можно предположить, что набицепсник выглядел как труба, длина которой доходила до локтя. Рука продевалась в него, а затем набицепсник пристегивался к плечу корпусного доспеха. Примерно как на фото.
Набицепсник из длинных полос, расположенных встык, встречается на некоторых древних изображениях
Набедренники одевались поверх корпусного доспеха и, вероятно, кроились как два прямоугольника, либо трапеции.
От трех до тринадцати
Точных указаний, чем надобно вязать ламелляры, наши предки тоже не оставили. Ясно только, что это органический материал, который со временем гниет и распадается в прах.
Одни мои друзья-реконструкторы носят ламелляры, связанные кожаными шнурками. Другие, да и я в их числе, льняным шнуром. Шнур не простой, вощеный. Это делает его крепче и устойчивей к перетиранию.
Впрочем, случается оно нечасто. Если же владелец ламелляра только и занимается тем, что меняет шнуровку, пора задуматься. Что-то здесь не так.
Поясню на примере. Свой ламелляр я связал летом 2009 года, то есть два с половиной года назад. За это время я менял перетертые шнурки только локально и не больше четырех-пяти раз. Считаю, что это отличный запас прочности для боевого снаряжения!
И вот что еще надо иметь в виду. Пластины моего доспеха делались современными средствами. Отверстия в них сверлили на станке, а не пробивали зубилом на горячую. Те же, кто пробивал, рассказывают, что отверстия у них получались с развальцованными краями, а это еще лучше бережет шнуровку.
Бок корпусного доспеха из 13-дырочных гомельских пластин. Реконструкцию доспеха из трехдырочных пластин вы можете увидеть на следующей фотографии.
На Гомельщине найдены доспешные пластины размером семь сантиметров на полтора. Они имеют аж 13 отверстий!
И есть пластины, почти такого же размера, вязавшиеся через три отверстия!
Однако в обоих случаях удалось реконструировать отличные по защите и удобству ламелляры.
Понятно, что пластинчатые доспехи не имели ГОСТа, но их главный принцип всегда оставался незыблем.
Каждая пластина слегка заходит на соседнюю, а каждый ряд — на следующий.
Благодаря взаимоперекрытию с четырех сторон, крепкий и надежный ламелляр получается из пластин, толщиной меньше милиметра.
Пластины ламеллярного доспеха легко гнуться руками. Но вы же знаете притчу про веник, прутья которого легко переломать по-отдельности?
Кроме того, при взаимной шнуровке пластин достигается эффект круговой поруки. Одна пластина держится сразу тремя-четырьмя разными шнурками. И потому если один из них лопнет, доспех не рассыпется.
Личный опыт
О доспешных пластинах, найденных на территории Руси, можно говорить бесконечно. Как правило, все они слегка выгнуты, для большей крепости. Есть пластины с волнистым краем, а есть с миниатюрными выпуклостями в виде полусферы — «умбончиками». Для чего кузнец выколачивал их на каждой пластине точно не ясно. Ряд специалистов считает, что умбончики играли туже роль, что и ребро жесткости, компенсируя неважное качество металла.
С практической стороны мне лучше всего известны гомельские стреловидные пластины, из которых и состоит мой ламелляр. Они показаны на последней иллюстрации этого текста (IV отдел). Немного о них — поделюсь, так сказать, личным опытом.
На мой взгляд, главная особенность стреловидных пластин из Гомеля в том, что их шнуровка спрятана под пластины.
А значит, не мешает, время от времени, чистить доспех наждачкой.
Впрочем, наждачка это крайняя мера.
Основное противоядие от ржавчины — периодическая смазка ламелляра жиром или маслом. Чтоб вода как с гуся!
Для ламеллярной брони самые опасные сражения — зимние.
Снег налипает на пластины и забивается в щели между ними. Приходится сперва очистить доспех щеткой, затем протереть сухой тряпкой и обязательно положить на просушку возле печи.
Другая беда ламелляров — ржавчина с изнанки доспеха.
Дело понятное. Ты сражаешься и потеешь, твоя рубаха соответственно мокнет, а надетый на нее доспех ржавеет.
Рецепт тот же — масло, сушка, наждачка, масло…
Сожженая мастерская
Не так часто, как хотелось бы, но все же археологам попадаются мастерские по сбору доспехов. Крупнейшую из них, сожженую монголами в 1239 году, нашли четверть века назад на Гомельщине. Под ее рухнувшими стенами оказалось более 1600 разных предметов!
Часть из них уже не удастся определить, однако есть и вполне понятные предметы. Например, перекрестия и навершия, еще не одетые на клинки 12 мечей и сабель. Если бы не атака монголов, они были бы закончены.
Пластины, которые были найдены в Гомельской мастерской
Судя по тому, что на некоторых пластинах удалось распознать следы истлевшей ткани, восемь веков назад они лежали в мешках.
Нашлись среди всего обилия пластин и заготовки — еще без отверстий и изгиба, с заусенцами на краях. Археологам попалось несколько бракованных пластин, треснувших, когда мастер пробивал в них отверстия.
Естественно, без находок инструментов это была бы не мастерская, а склад. Удалось раскопать оселки, шлифовальный камень и точильный круг. Рядом лежали напильник, спиральное сверло и длинное шило.
А вот кузнечного горна не нашлось ни в самой мастерской, ни вблизи нее. Значит, в ее стенах велись только сборочные и подгонные работы, а ковали все где-то в другом месте…
А вот о том, где и как ковали — я расскажу в одном из следуюших постов. Может быть даже скоро))))
Литература:
А. Н. Кирпичников «Древнерусское оружие»
О.Л. Макушников и Ю.М. Лупиненко «Ламеллярный доспех восточнославянского ратника начала XIII века (по материалам раскопок в Гомеле)».