Как сделать лингвистический анализ стихотворения
Подскажите, пожайлуйста, как сделать лингвистический анализ стихотворения А
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН лингвистического анализа стихотворного текста
1. Внимательно и с выражением прочитайте стихотворение.
2. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:
3. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты. )
5. Обратите внимание на повторы:
– синтаксический параллелизм;
– лексические и корневые повторы;
– повторы союзов;
– анафорические и эпифорические повторы.
Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?
6. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:
1) в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.) ;
2) к какому разряду лексики они принадлежат:
– по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.) ;
– по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.) ;
– по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова) ;
3) какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
7. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:
9. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
Желаю удачи и творческих успехов
1. Внимательно и с выражением прочитайте стихотворение.
2. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:
1) сколько предложений входит в него;
2) каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
3) каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?
3. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты.)
4. Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).
5. Обратите внимание на повторы:
– синтаксический параллелизм;
– лексические и корневые повторы;
– повторы союзов;
– анафорические и эпифорические повторы.
Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?
6. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:
1) в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);
2) к какому разряду лексики они принадлежат:
– по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
– по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
– по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);
3) какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
7. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:
1) выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т. д.), определите их роль в данном тексте;
2) найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов;
3) какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
4) определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему;
5) найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.
8. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.
9. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
10. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.
Лингвистический анализ стихотворного текста на примере стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Подойдёт и взрослым и детям
Министерство образования РБ
Конкурс исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников РБ
на примере стихотворения
А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Выполнил : Рахмангулов Р. И.
МОБУ СОШ с. Анясево
Миякинского района РБ
учитель русского языка
и литературы 1-ой категории
МОБУ СОШ с. Анясево
Миякинского района РБ
§2. Принципы и приемы лингвистического анализа художественного текста………………………………… ………………………………………
II глава. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» в замедленном чтении……………………………………………………………………….
§1.Творческая история и реминисценции в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро»…………………………………………………………………
§2.Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» под лингвистическим «микроскопом»……………………………………………………………
Актуальность. На основе полученных в исследовании данных привлечь внимание к лингвистическому анализу художественного произведения как фундаментальному виду анализа на примере стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».
Цель нашего исследования — на основе стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» показать, как лингвистический анализ стихотворного текста позволяет лучше узнать русский литературный язык, поэтическую речь.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Выделить основы лингвистического анализа художественного текста.
Показать стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» в замедленном чтении.
Объектом нашего исследования стало стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро».
Предметом нашего исследования является лингвистический анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».
В исследовательской работе были использованы следующие методы: анализ, синтез, обобщение, комментированное чтение, метод контекстуального анализа, сравнительно-исторический, сопоставительный метод.
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список.
Теоретическая значимость работы — разграничение лингвистического анализа художественного произведения от других видов анализа текста.
Практическая значимость данной работы — приемы и методы лингвистического анализа стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» могут быть использованы в качестве фундамента при анализе более сложных лирических произведений в старших классах.
Проблемой анализа художественных текстов занимались В. В. Виноградов, А. А. Потебня, но фундаментом нашей работы стали научные достижения Н. М. Шанского.
I глава. Основы лингвистического анализа текста
§1. Предмет и задачи лингвистического анализа художественного текста
Лингвистический анализ художественного текста необходим потому, что язык любого литературного произведения содержит в своем составе такие речевые вариации, без знания которых либо просто непонятно, о чем говорится, либо складывается искаженная картина прочитанного.
Тем самым лингвистический анализ художественного текста включает в первую очередь определение лингвистической сущности:1) устаревших слов и оборотов, т. е. лексических и фразеологических архаизмов и историзмов; 2) непонятных фактов поэтической символики; 3)незнакомых современному читателю диалектизмов, профессионализмов, арготизмов и терминов; 4)индивидуально-авторских новообразований; 5)ключевых слов разбираемого текста.
Таким образом, предметом лингвистического анализа является материал текста. Лингвистический анализ позволяет видеть картину в ее истинном свете, такой, какой создал ее и хотел, чтобы воспринимали, писатель. Так как, родившись как воплощение авторского замысла, художественное произведение начинает жить совершенно иной жизнью и часто сознательно «осовременивается» последующими поколениями или «лично» истолковывается читателем.
§2. Принципы и приемы лингвистического анализа художественного текста
Н. М. Шанский отмечает, что основным принципом литературного анализа художественного текста является рассмотрение языкового материала литературного произведения: 1) в качестве определенной микросистемы развивающегося языка художественной литературы на фоне исторически изменяющегося русского литературного языка; 2) в качестве структурно организованного «плана выражения» определенной информации. 1
В. В. Виноградов считает, что изучение художественного произведения, его языка, содержания должно опираться на глубокое понимание общественной жизни соответствующего периода развития народа. 2
II глава. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» в замедленном чтении
§1.Творческая история и реминисценции в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Стихотворение Зимнее утро» было написано А. С. Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П. И. Вульфа.
Необходима ли эта литературоведческая справка? Да, потому что указанные обстоятельства имеют прямое отношение к тексту «Зимнего утра», вобравшего в себя многое из того, что вынашивалось и писалось Пушкиным о зиме ранее, в частности в период работы над «Евгением Онегиным».
В самом деле, год спустя поэт в начале стихотворения как бы возвращается к не вошедшему в седьмую главу романа альбому Онегина. Вот ведь как неожиданно начинается восьмая выписка из этого альбома:
Мороз и солнце! Чудный день!
Но нашим дамам, видно, лень
Сойти с крыльца и над Невою
Блеснуть холодною красою.
Реминисценции, переклички, отголоски прошлого, ранее употребленные слова и обороты встречаются в «Зимнем утре» нередко.
§2.Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» под лингвистическим «микроскопом».
Обратимся к стихотворению «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Начнем с начала, с первой строфы:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнутой негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Остановим наше внимание на следующих строчках:
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Стихотворение А. С. Пушкина одно из самых ярких и выразительных зимних произведений. Это произведение представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне. Но только вникающее и непоспешное чтение позволяет глубоко и правильно понять его как определенный факт словесного искусства.
Итак, мы пришли в выводу, что лингвистический анализ, как и всякий другой, нисколько не разрушает филологического восприятия художественного текста. Напротив, он позволяет видеть картину в ее истинном свете, такой, какой создал ее и хотел, чтобы воспринимали, писатель. Ведь не секрет, что, во-первых, родившись как воплощение авторского замысла, художественное произведение начинает жить совершенно иной жизнью, а во-вторых, часто сознательно «осовременивается» последующими поколениями или сознательно «лично» истолковывается читателем. Разбираемый языковой факт должен быть рассмотрен под лингвистическим «микроскопом» на фоне развивающейся системы русского литературного языка и языка художественной литературы.
В настоящее время имеются различные виды анализа художественных произведений (литературоведческий, стилистический, культурологический, комплексный и т. д.), и лингвистическому анализу уделяется меньше внимания, хотя именно он является фундаментом для использования других видов анализа. Только после него можно переходить к серьезному и глубокому рассмотрению художественного произведения и использовать другие виды анализов. Стихотворение «Зимнее утро» давным-давно стало хрестоматийным. Его изучают в школе как одно из самых ярких и выразительных зимних произведений. Но, чтобы понять язык А. С. Пушкина, нужно уметь самостоятельно исследовать стихотворный текст.
Стихотворение А. С. Пушкина давным-давно стало хрестоматийным. Его изучают в школе как одно из самых ярких и выразительных зимних произведений. Это произведение представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне. Но только вникающее и непоспешное чтение позволяет глубоко и правильно понять его как определенный факт словесного искусства.
Виноградов В. В. Стиль Пушкина. – М., 1941.
Виноградов В. В. О теории художественной речи. – М., 1971
Виноградов В. В. О языке художественной литературы. – М., 1959.
Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
Слонимский А. Л. Мастерство Пушкина. – М., 1963.
Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя / Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2002.
Образец комплексного лингвистического анализа художественного текста (на примере стихотворения А. Блока «Осенняя воля»)
материал по русскому языку (10 класс) по теме
Образец комплексного лингвистического анализа художественного текста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексный лингвистический анализ стихотворения А. Блока
В сочетании со словом воля эпитет осенняя звучит необычно. Следовательно, для Блока именно употребление этого слова было принципиально важно.
Однако осень не просто время года. С.И. Ожегов отмечает и символическое значение слова: «относящийся к старости, к концу жизни». Это значение актуализируют в стихотворении слова: путь (= жизненный путь), скудный, кладбище, земля, молодость (противопоставление старости), умирает.
Тем не менее, А. Блок пишет стихотворение, будучи достаточно молодым человеком, поэтому, наверно, можно сказать, что лирический герой – alter-ego поэта говорит не столько о старости, сколько об усталости, но всё-таки желании жить, несмотря на это.
Рассмотрим, как добивается поэт именно такого выражения категории времени в тексте. Проанализируем грамматический уровень.
При этом образ лирического героя необычен. Вчитаемся в первую строчку:
Выхожу я в путь, открытый взорам.
. Ветер гнёт упругие кусты,
Битый камень лёг по косогорам,
Жёлтой глины скудные пласты.
Блок редко использует осложнённые предложения, но в том случае, если поэт выстраивает ряд однородных членов, это значимо:
Как и жить и плакать без тебя!
Идею песни подтверждает фоника стихотворения. Обилие сонорных (особенно [л] и [л’]) делает произведение необыкновенно музыкальным, благозвучным (эвфония). Стихотворение написано очень «звучным» языком, в котором преобладают звонкие согласные:
В от о н о, м о ё в есе ль е п л яшет
И зв е н ит, зв е н ит, в кустах п р опав!
И вд а л и, вд а л и п р и з ы вн о м ашет
На фонетическом уровне также можно отметить следующую особенность: сбой в стихотворном размере последнего четверостишия:
Много нас – свободных, юных, статных –
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!
Происходит актуализация первых двух строк четверостишия: о ком пишет Блок? Учитываем вертикальный контекст – Русско-Японская война, Революция 1905-1907 годов. Блок пишет не только о себе, но и о своём поколении, которое исторически было лишено идейной опоры, оказалось в плену, в неволе иллюзий эпохи. Для себя Блок ищет опору в просторах России, в притягательном женском, материнском начале Русской земли.
Таким образом, все уровни текста стихотворения работают на выражение авторской идеи. Эстетическая и смысловая доминанта « осенняя воля » проходит через всё стихотворение.
Пример анализа стихотворения, как правильно сделать анализ стихотворения
Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.
Выбор произведения
Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:
План анализа
Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.
Предлагаемый план выглядит следующим образом:
История создания «Зимнего утра»
В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?
Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1829 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.
Жанр и тематика стихотворения
Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора – это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.
Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки лирического жанра, имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний – главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.
Сюжет и композиция
Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.
«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:
Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.
Лирический герой, настроение
В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.
С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.
Лексика стихотворения
Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.
Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну – с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле – метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение – это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.
Изобразительные средства
Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.
Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.
Рифма, способы рифмовки
Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.
Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.
Звуковая организация
Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:
Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.
Отношение к прочитанному
Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:
«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.