Как сделать лингвистическую сказку
Исследовательская работа на тему: «Алгоритм создания лингвистической сказки»
Исследовательская работа на тему:
«Алгоритм создания лингвистической сказки»
А сказка, сочиненная самими учащимися, становится средством повышения уровня теоретической подготовки, формирования практических навыков, способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка, развитию творческих способностей ребёнка.
И поэтому, объектом нашего исследования стала – лингвистическая сказка.
Предметом является алгоритм создания лингвистической сказки.
Цель: на основе изучения особенностей лингвистической сказки построить алгоритм её создания и практически его апробировать.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи.
Задачи:
Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.
В сказке выделяются следующие структурные элементы:
1. Присказка (бывает не всегда)
Назначение присказки — подготовить слушателя к восприятию сказки.
3. Развитие сказочного действия
Сказку отличают такие особенности, как
Как видим, сказка — это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей.
В современное время сказка, как жанр продолжает жить. Есть сказки фольклорные, литературные, а есть особая группа сказок – предметные. Эти сказки часто используются учителями на уроках. Выделяются – математические, географические, биологические, а мы исследовали лингвистическую сказку.
Лингвистическая сказка – короткий занимательный рассказ сказочного содержания, главные герои которого олицетворяют определенные языковые понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличительные признаки того или иного языкового явления.
Данная сказка родилась гораздо позже чем фольклорная. Она имеет с ней сходства и отличия.
Сравнение двух видов сказок показало нам, что структурные элементы – общие. В лингвистической сказке также есть присказка, зачин, развитие сказочного действия, концовка.
Особенностями лингвистической сказки является то, что герои её не люди и животные, а языковые понятия (части речи, морфемы, звуки, буквы). И назначение лингв. сказка имеет другое. Она объясняет не законы жизни (что хорошо, что плохо), она объясняет законы языка.
При составлении алгоритма мы учли результаты сравнения и добавили некоторые, важные, на наш взгляд, пункты.
Составленный нами алгоритм выглядит так:
В ходе работы нами были выявлены особенности лингвистической сказки, составлен алгоритм и написана лингвистическая сказка.
Использование лингвистических сказок на уроках русского языка поможет оживить, «очеловечить» слово, показать существование неповторимого, удивительного мира, мира русского языка.