как учитывать шины в бухгалтерском учете в 2021 году

Как учитывать шины в бухгалтерском учете в 2021 году

Дата публикации 11.06.2021

Казенное учреждение (заказчик) заключило с автосервисом (исполнитель) контракт на техобслуживание и ремонт автотранспорта. Согласно контракту исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнять работы по техобслуживанию автомобилей с использованием расходных материалов и запасных частей исполнителя. Исполнитель выполняет работы и выдает акт. Накладные по контракту не предусмотрены. Соответственно, расходы оплачиваются по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

В настоящее время учреждение планирует по этому контракту заменить шины с приобретением шин, т.е. оформить операцию как работу. Автомобильные шины (хоть они и получены не путем приобретения материалов, а путем выполнения работы) следует учитывать на счете 09. В акте, получаемом от исполнителя, стоимость материалов отдельно не выделена, указана общая цена работ с материалами. Каким документом, по какой стоимости можно принять шины к учету на счет 09, если в качестве первичного документа представлен акт?

Приходный ордер (ф. 0504207) составляется при поступлении материальных ценностей, в т.ч. от сторонних организаций (учреждений). Он служит основанием для принятия ценностей к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения в случаях, предусмотренных Приказом № 52н.

Как следует из вопроса, учреждение заключило контракт, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить работы по техобслуживанию автомобилей с использованием расходных материалов и запасных частей исполнителя. После выполнения технических и ремонтных работ (в т.ч. замены автошин) контрагент выдает акт. Стоимость установленных запасных частей отдельной строкой не выделяется. Фактически учреждение принимает отремонтированный автомобиль. Приемка запасных частей этого автомобиля, использованных при ремонте, не осуществляется.

Учреждение учитывает на забалансовых счетах дополнительные аналитические данные об объектах учета и проведенных с ними операциях, необходимые для внутреннего контроля и (или) раскрытия сведений о деятельности учреждения в отчетности (п. 332 Инструкции № 157н).

В соответствии с п. 349 Инструкции № 157н для учета запасных частей, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием применяется забалансовый счет 09. Перечень материальных ценностей, учитываемых на забалансовом счете 09 (двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т.п.), определяется учетной политикой учреждения на основании установленных норм расхода и (или) сроков службы ремонтно-эксплуатационных материалов и запасных частей.

Материальные ценности отражаются на забалансовом учете в момент их выбытия с балансового счета в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства (п. 349 Инструкции № 157н).

По нашему мнению, для контроля над использованием запасных частей учреждение вправе принимать материальные ценности на счет 09 без изначального учета на балансе несмотря на то, что Инструкцией № 157н установлен учет запасных частей на счете 09 в момент их выбытия с балансового счета. Кроме того, автомобильные шины в процессе эксплуатации могут меняться на сезонные. В этом случае, как правило, отражается их внутреннее перемещение со сменой ответственного лица.

Действующими нормативными правовыми актами в области бухгалтерского (бюджетного) учета не установлено требование о стоимостной оценке запасных частей, учтенных на забалансовом счете 09. Следовательно, учреждение вправе самостоятельно принять решение, по какой стоимости запасные части будут учтены за балансом.

Таким образом, в учетной политике учреждения помимо перечня запасных частей, учитываемых на счете 09, необходимо закрепить и стоимостную оценку, в которой они будут учитываться:

Таким образом, по нашему мнению, учреждение может принять к забалансовому учету автомобильные шины на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным (сводным) учетным документом. Таким документом может служить приходный ордер (ф. 0504207). Стоимость шин учитывается в оценке, закрепленной в положениях учетной политики. Если запасные части учитываются по фактической стоимости, соответствующие сведения могут быть запрошены у контрагента.

Также в рассматриваемой ситуации данные о ремонте необходимо отразить в инвентарной карточке автомобиля (ф. 0504031), а старые шины, числящиеся на счете 09, списать.

В бюджетном учете учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:

Источник

Как учесть покупку зимних шин

как учитывать шины в бухгалтерском учете в 2021 году

Порядок учета автомобильных шин различается в зависимости от того, приобретены они вместе с автомобилем или к уже использующемуся.

Если шины покупаются в комплекте с авто или отдельно, но до его ввода в эксплуатацию, их стоимость включается в его первоначальную стоимость как бухгалтерском, так и в налоговом учете (п. 6-8 ПБУ 6/01, п. 10, 12 ФСБУ 6/2020, п. 9, подп. «а» п. 10 ФСБУ 26/2020, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Как учитывать ОС в соответствии с новыми стандартами бухучета 6/2020 и 26/2020, которые обязательны к применению с 2022 года, подробно разъясняется в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

При покупке шин к уже эксплуатируемому автомобилю они приходуются и учитываются в качестве материальных запасов.

Важно! Шины не увеличивают первоначальную стоимость ТС, поскольку их замена не является модернизацией, достройкой, дообрудованием. Сами по себе даже дорогостоящие шины со сроком использования свыше года не признаются ОС, а относятся к матрасходам (см. подп. «а» п. 3 ФСБУ 5/2019, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Приходуют шины на счет 10.5 (см. комментарий к счету 10 в Инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет 10.5 Кредит 60.

При установке на автомобиль стоимость шин относят на затраты:

Дебет 20 (23, 25, 26) Кредит 10.5.

Если автомобиль используется для управленческих нужд допустимо сразу списать шины на счет 26, закрепив такой порядок в учетной политике (п. 2 ФСБУ 5/2019):

Дебет 26 Кредит 60.

Для контроля за наличием шин организуется их забалансовый учет — на счете 012. В качестве документального сопровождения шин на протяжении срока их эксплуатации рекомендуется вести карточку учета. Утвержденной формы нет, можно разработать свою.

Рекомендуем образец карточки учета работы автомобильной шины от экспертов КонсультантПлюс. Скачать ее можно бесплатно, оформив пробный доступ:

В налоговом учете шины списываются в составе материальных расходов, связанных с обслуживанием ОС на дату их отпуска для установки (подп. 2 п. 1 ст. 253, подп. 4 п. 1 ст. 254 НК).

Как учитывать шины, снятые с автомашин по окончании сезона? Рекомендации есть в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, получите пробный доступ. Это бесплатно.

Источник

Маркировка шин: этапы внедрения, требования к участникам оборота

C 1 марта 2021 года на российском рынке не должно остаться шин без маркировки. Уже с 1 ноября этого года начинает действовать запретительный механизм — вводятся требования об обязательной маркировке к производителям и импортерам.

Компания СКБ Контур провела вебинар «Маркировка шин — решение для крупного бизнеса». Эксперты рассказали об изменениях, которые ожидают участников оборота шин, и объяснили, как подготовиться к ним.

В этой статье отдельно остановимся на ключевых тезисах Кирилла Волкова, руководителя товарной группы «Шины» оператора системы маркировки ЦРПТ.

Всю информацию мы объединили в несколько блоков:

Для правильной работы с маркировкой шин и покрышек стоит прежде всего изучить два постановления – № 515 (устанавливает общие правила маркировки) и № 1958 (вводит правила маркировки конкретно для шин).

Также следует обратить внимание на Постановление Правительства РФ от 08.05.2019 № 577 (утверждает размер платы за оказание услуг по предоставлению кодов маркировки) и Постановление Правительства РФ от 31.12.2019 № 1955 (о доступе к информации из ГИС мониторинга за оборотом товаров, подлежащих маркировке).

Какие шины подлежат обязательной маркировке

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958, процессу маркировки подлежат следующие товары:

4011 10 000 3 — шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром не более 16 дюймов

4011 10 000 9 — шины и покрышки пневматические резиновые новые прочие

4011 20 100 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые с индексом нагрузки не более 121

4011 20 900 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые с индексом нагрузки более 121

4011 40 000 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые для мотоциклов

4011 70 000 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые для сельскохозяйственных или лесохозяйственных транспортных средств и машин

4011 80 000 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности

4011 90 000 0 — шины и покрышки пневматические резиновые новые прочие

22.11.11 — шины и покрышки пневматические для легковых автомобилей новые

22.11.12.110 — шины пневматические для мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов и квадрициклов

22.11.13.110 — шины и покрышки пневматические для автобусов, троллейбусов и грузовых автомобилей новые

22.11.14 — шины и покрышки пневматические для сельскохозяйственных машин; шины и покрышки пневматические прочие новые

22.11.15.120 — шины резиновые сплошные или полупневматические

Из проекта маркировки исключены:

Этапы маркировки шин

C 1 марта 2021 года на территории РФ не должно остаться шин без маркировки.

В Постановлении Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958 обозначены три ключевые даты, на которые нужно обратить внимание:

То есть начиная с этой даты производители и импортеры должны производить и импортировать только маркированные шины. Требования распространяются и на участников оборота, которые напрямую работают с производителями и импортерами. Они обязаны приобретать только маркированные шины.

Кроме того, с 1 ноября 2020 года становится обязательной передача сведений в информационную систему «Честный знак» при розничной реализации маркированных шин. Следовательно, к этому времени кассовая техника должна уметь передавать сведения о выбытии маркированных шин через кассу при розничной продаже.

То есть с этой даты бизнес уже не может реализовывать товар без маркировки как по B2B-цепочке, так и в розницу. Все шины должны маркироваться перед тем, как будут отданы другому юрлицу, другому собственнику.

При этом до 15 декабря можно довезти на территорию РФ импортный товар, который был заказан до 1 ноября, но не успел доехать. С учетом этих обстоятельств тем участникам оборота, которые заказали товар до 1 ноября, но не успели его ввезти, дается на маркировку шин полтора месяца — с 1 ноября до 15 декабря.

Также до 1 ноября 2020 года все участники оборота обязаны промаркировать товарные остатки, которые не были реализованы до 15 декабря.

То есть Постановлением № 1958 установлен дополнительный срок, который позволяет хранить немаркированные шины на складе, но не позволяет реализовывать их другим участникам оборота или конечному потребителю.

Правила маркировки шин

Шины маркируются кодом маркировки так же, как и все остальные товары, подлежащие этому обязательному процессу.

Код маркировки состоит из двух групп данных — код идентификации и код проверки. Код идентификации в свою очередь включает код товара (описание определенной номенклатурной позиции) и серийный номер. Фактически это позволяет идентифицировать каждую единицу товара: благодаря коду можно понять, что это за товар, какие атрибуты он имеет и чем отличается от других товаров этого же типа. По серийному номеру можно определить каждую единицу товара в конкретной товарной группе.

Код идентификации дополнительно оснащается кодом проверки, который позволяет с помощью российских криптоалгоритмов создать доверенную зону между реальным товаром и кодом, который был эмитирован в системе.

Таким образом, код идентификации и код проверки составляют код маркировки, который выглядит как Data Matrix код и в дальнейшем наносится на шину.

Этикетка как основное средство идентификации

Основным средством идентификации, то есть кодом маркировки, который наносится на товар, является этикетка на протекторе или внутренней поверхности шины.

Постановлением № 1958 не установлено каких-то дополнительных требований к этикеткам.

На сегодняшний день рынок демонстрирует следующие подходы к нанесению кодов: стандартные маркетинговые этикетки, которые клеятся на протекторы (в них предусматривается поле под переменную составляющую — Data Matrix код); различные специализированные этикетки, которые наносятся на протектор или внутреннюю сторону; специализированные этикетки, которые клеятся на боковину и наносятся на производстве до вулканизации, то есть фактически вплавляются в шину.

Дополнительным средством идентификации может выступать RFID-метка. Но она отличается высокой стоимостью интеграции. Кроме того, рынок плохо оснащен специализированным оборудованием для работы с шинами с RFD-метками.

В то же время у RFID-меток есть заметные преимущества: высокая скорость идентификации, возможность идентификации партий без необходимости поштучного сканирования, автоматизация процессов, автоматический поиск, высокая «выживаемость» в процессе логистики.

Как получить коды маркировки

Чтобы получить коды, нужно зарегистрироваться на сайте маркировки «Честный знак». Для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) руководителя организации. Только физлицо, указанное в ЕГРЮЛ, может с помощью УКЭП оставить заявку на регистрацию в системе маркировки и подписать договоры на регистрацию.

Чтобы подать заявку на регистрацию в системе:

Заявка обрабатывается сразу же. Если вы попытаетесь после подачи заявки сразу войти в систему, то скорее всего вы сделаете это без проблем.

Зайдя в систему, вы увидите в выпадающем окне следующие компоненты:

Алгоритм работы в системе «Честный знак»

Он довольно прост. Прежде всего необходимо описать товары в системе маркировки, эмитировать код и далее ввести его в оборот.

1. Описание товара в системе

Эта процедура предполагает получение кода товара. Речь идет о тех атрибутивных составах, которые позволяют определить конкретный тип товара.

Описание товара придется делать производителю или импортеру. Оно включает:

При получении кода для описания остатков, которые необходимо промаркировать до 1 марта 2021 года, товар можно описать по минимальному атрибутивному составу:

После того, как код получен и введен в оборот, в системе появляется статус о том, что товар находится в обороте, а именно может быть передан от одного участника другому. То есть становится возможной передача прав, и она осуществляется с использованием электронного документооборота (ЭДО).

2. Запрос и получение кодов маркировки

Происходит в несколько этапов. Стоимость услуги, согласно Постановлению Правительства РФ от 08.05.2019 № 577, составляет 50 копеек без НДС. Запрос кодов осуществляет собственник шин, он же работает в системе маркировки и наносит коды на шины.

Срок действия кода маркировки не ограничен. После выгрузки и осуществления оплаты коды хранятся бессрочно.

Часто участники рынка спрашивают про срок в 90 дней, указанный в Постановлении № 1958. Но это срок хранения кодов маркировки на стороне оператора системы «Честный знак». То есть, если вы заказали коды, система сгенерировала их, но вы не забрали их в течение 90 дней, то они аннулируются. И вам придется заказывать коды снова.

3. Ввод шин в оборот

Он происходит в нескольких случаях:

4. Прослеживаемость движения шин с маркировкой

После того, как товар введен в оборот, его прослеживаемость происходит с помощью ЭДО. То есть все операции смены собственника должны быть отражены в системе маркировки.

Таким образом, до передачи новому собственнику товар должен быть зарегистрирован в системе. По факту подписания УПД с двух сторон оператор ЭДО передает в систему соответствующие сведения.

Эту операцию необходимо осуществить в течение 3-х дней с момента отправки (если вы продавец) или получения (если вы покупатель).

5. Вывод товара из оборота

Он возможен в следующих случаях:

Отдельное внимание следует обратить на вывод шин из оборота юрлицам, которые не являются участниками оборота, не для дальнейшей реализации. Если вы делаете отгрузку автопаркам, таксопаркам и иным юрлицам, которым в принципе не нужно работать с маркировкой и они не будут продавать эти шины в дальнейшем, вы можете выводить эти шины из оборота без использования ЭДО — прямой подачей сведений в систему «Честный знак».

Вывод из оборота при розничной продаже происходит в несколько шагов:

Запись вебинара «Маркировка шин — решение для крупного бизнеса»

В вебинаре даются ответы на целый спектр вопросов:

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Как учитывать шины в бухгалтерском учете в 2021 году

Дата публикации 14.09.2020

Нужно ли при списании автошин официальное заключение СТО об их состоянии или достаточно внутреннего акта учреждения на списание, подписанного комиссией, в котором указана причина списания?

Выбытие материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного первичным (сводным) учетным документом (п. 34 Инструкции № 157н). Выбытие материальных ценностей с забалансового учета осуществляется на основании акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.

Для оформления решения о списании материальных запасов применяется акт (ф. 0504230) (приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н). Он служит основанием для отражения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов.

Характеристики шин, при которых автомобиль нельзя эксплуатировать, приведены также в пп. 5.1 п. 5 приложения к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.

Непригодность шин к эксплуатации может быть установлена уполномоченным должностным лицом (механиком, водителем), ответственным за эксплуатацию транспортного средства.

При отсутствии в штате учреждения профильных специалистов заключение о непригодности автомобильных шин к дальнейшей эксплуатации может быть получено от специализированной организации, которая проводит технический осмотр автомобилей, СТО.

Заключение СТО может быть одним из документов, предусмотренных порядком списания имущества публично-правового образования, необходимых для согласования списания.

Пунктом 3 ст. 298 ГК РФ установлено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, которое находится в оперативном управлении бюджетного учреждения, оно вправе распоряжаться самостоятельно.

Таким образом, для списания шин заключения СТО не требуется в случаях:

Типовая форма заключения о непригодности автошин для эксплуатации не утверждена. Поэтому учреждение должно разработать такую форму самостоятельно и закрепить в учетной политике. Форма должна содержать обязательные реквизиты, которые перечислены в п. 25 концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.

В форму целесообразно включить следующую информацию об автомобильных шинах:

Согласно п. 335 Инструкции № 157н имущество, в отношении которого принято решение о списании в связи с физическим износом, до момента его утилизации (уничтожения) необходимо учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Смотрите также

Источник

Как учитывать шины в бухгалтерском учете в 2021 году

Дата публикации 24.12.2020

Бюджетное учреждение планирует приобрести зимние шины для автомобиля. Какие нормы пробега на летней резине и на зимней резине? Существуют ли какие-то нормы по приобретению шин? Какие проводки сделать при замене летних шин на зимние?

Законодательством не установлены нормы приобретения (списания) автомобильных шин при эксплуатации автотранспортных средств. Вместе с тем, согласно письму Минтранса России от 24.08.2012 № 03-01/10-2830ш нормы эксплуатационного пробега автотранспортных шин определяются заводом-изготовителем. Исходя из этого, учреждение вправе установить нормы пробега автомобильных шин, основываясь на информации заводов-изготовителей, и закрепить их в учетной политике.

Аналогичная норма закреплена в пп. 5.1 п. 5 приложения к основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения правил дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090.

Обозначение категории транспортного средства установлено в приложении 1 к Техническому регламенту. Транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров и имеют, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (легковые автомобили) относятся к категории М1.

Таким образом, нормы эксплуатации автомобильных шин не зависят от пробега. Непригодность шин будет определяться либо по индикатору износа, либо по остаточной глубине рисунка протектора шин (не более 1,6 мм). Очевидно, что остаточная глубина рисунка протектора зависит не только от пробега шин, но и от условий эксплуатации.

В соответствии с п. 349 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, для учета запасных частей, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием применяется забалансовый счет 09. Перечень материальных ценностей, которые учитываются на этом забалансовом счете (двигатели, аккумуляторы, шины и покрышки и т.п.), устанавливается учетной политикой учреждения.

Аналитический учет по счету 09 ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе лиц, получивших материальные ценности, с указанием их должности, фамилии, имени, отчества (табельного номера), транспортных средств, по видам материальных ценностей (с указанием производственных номеров при их наличии) и их количеству.

Операции по замене автомобильных шин могут оформляться следующим образом:

Таким образом, шины, установленные на транспортное средство взамен изношенных, а также при смене сезона, учитываются на забалансовом счете 09. Замена сезонных автомобильных шин производится на основании первичного учетного документа путем смены на забалансовом счете 09 материально-ответственного лица. Смена сезонных шин не является основанием для их учета на счете 105 00. Они продолжают учитываться на счете 09.

Смотрите также

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *