какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Прошедшее время глагола в русском языке

Прошедшее вре­мя гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­ши­лось до момен­та речи о нем.

Рассмотрим, что такое про­шед­шее вре­мя гла­го­ла, какие име­ет грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, как опре­де­лить гла­гол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни и выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор.

Что такое прошедшее время глагола?

Прежде чем выяс­нить, что такое про­шед­шее вре­мя гла­го­ла, уточ­ним нема­ло­важ­ный аспект.

Важно!Только гла­го­лы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по вре­ме­нам.

Время — это выра­же­ние отно­ше­ния дей­ствия к момен­ту речи. Действие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом, может про­те­кать во вре­ме­ни: оно состо­я­лось в про­шлом, осу­ществ­ля­ет­ся сей­час или про­гно­зи­ру­ет­ся в буду­щем. В соот­вет­ствии с этим гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния име­ют грам­ма­ти­че­ские фор­мы трех вре­мен:

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Итак, рас­смот­рим более деталь­но про­шед­шее вре­мя гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния в рус­ском язы­ке.

Глаголы совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида могут обо­зна­чать дей­ствие, кото­рое уже состо­я­лось, про­изо­шло до момен­та речи о нем. Это выпол­нен­ное дей­ствие выра­жа­ет­ся с помо­щью гла­го­лов в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни:

Глагол несо­вер­шен­но­го вида «жарил» обо­зна­ча­ет про­те­ка­ние дей­ствия в про­шлом без кон­крет­но­го ука­за­ния на его завер­ше­ние. Глагол совер­шен­но­го вида «пове­сил» выра­жа­ет дове­ден­ное до кон­ца дей­ствие, име­ю­щее свой резуль­тат.

ВыводГлаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое про­изо­шло в про­шлом и отве­ча­ют на вопро­сы что делал? что сде­лал?

Будильник (что делал?) зво­нил рано утром.

Вчера на рыбал­ке отец (что сде­лал?) пой­мал боль­шо­го сома.

Как образуется прошедшее время глагола?

Форма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла обра­зу­ет­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы (инфи­ни­ти­ва) с помо­щью спе­ци­аль­но­го суф­фик­са -л-. Чтобы полу­чить про­из­во­дя­щую осно­ву гла­го­ла, от него отде­лим окон­ча­ния -ть, -ти:

Затем к полу­чен­ной осно­ве гла­го­ла доба­вим суф­фикс -л- и полу­чим фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни муж­ско­го рода:

Обратим вни­ма­ние, что перед суф­фик­сом -л- пишет­ся та же глас­ная бук­ва, что и осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла:

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Глаголы, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся на -ти и -чь, обра­зу­ют фор­му муж­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

В сло­вах, обра­зо­ван­ных от гла­го­лов с осно­вой на -чь, про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных ч//к, ч//г:

В мор­фем­ном соста­ве таких слов фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс про­яв­ля­ет­ся мате­ри­аль­но в виде бук­вы «л» в фор­мах жен­ско­го, сред­не­го рода и мно­же­ствен­но­го чис­ла:

Как видим, гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию муж­ско­го, жен­ско­го и сред­не­го рода, кото­рая выра­жа­ет­ся с помо­щью окон­ча­ния:

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по чис­лам:

Важно!Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни не изме­ня­ют­ся по лицам.

Сравним:

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни не спря­га­ют­ся, то есть не изме­ня­ют­ся по лицам.

Как определить глагол прошедшего времени?

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни опре­де­лим поша­го­во:

Образец рассуждения

Снег засы­пал все тро­пин­ки в саду.

Слово «засы­пал» обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос:

Это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие состо­я­лось в про­шлом. Он име­ет фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -л- и нуле­вое окон­ча­ние, так как пояс­ня­ет сло­во «снег» муж­ско­го рода. Это гла­гол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни муж­ско­го рода един­ствен­но­го чис­ла.

Как выполнить морфологический разбор глагола прошедшего времени?

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ет посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки. К посто­ян­ным при­зна­кам отне­сем сле­ду­ю­щие:

Остальные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки явля­ют­ся непо­сто­ян­ны­ми. В каче­стве при­ме­ра выпол­ним мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла «засы­пал».

I. Часть речи. Общее зна­че­ние

«Засыпал» — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лал? Начальная фор­ма — «засы́пать».

а) посто­ян­ные при­зна­ки:

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки:

В пред­ло­же­нии явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым.

Видеоурок

Источник

Прошедшее время глаголов в русском языке

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Один из морфологических признаков глагола – это время. В русской грамматике каждому глаголу присваивается категория, отражающая отношение времени совершения действия к моменту диалога. Каждое событие или действие может случиться в прошлом, происходить в настоящем или планироваться к совершению в будущем. Глаголы прошедшего времени используют в речи для описания действия, которое произошло раньше, чем нём стали говорить (в прошлом).

Время глагола можно правильно определить, обратившись к нему с вопросом. Глаголы прошедшего времени дают ответы на вопросы: что делала? что делал? что сделал? что сделали? Также на принадлежность глагола к событиям указывает суффикс «Л».

Способы перевода глаголов в прошедшее время

Преобразовывать глаголы в прошедшую форму можно по-разному. Выбор подходящего способа зависит от строения исходного слова (за основу берётся начальная форма глагола, инфинитив).

Использование суффикса вместе с родовым окончанием.
Чаще всего прошедшую форму глагола образуют, приставив сначала суффикс «л», а затем окончание «а», «о» или «и» исходя из рода глагола.

Без суффикса в мужском роде.

Прошедшее время у некоторых глаголов также образуется с суффиксом «л», но суффикс исключается для глаголов мужского рода.

Особенности глаголов прошедшей формы

При образовании глаголов следует учитывать особенности русского языка, распространяющиеся на категорию прошлого времени.

Глаголы, преобразованные в прошедшую форму:

Перед суффиксом «Л» у глагола всегда ставится та же гласная, что и перед «ТЬ» в начальной форме глагола. Например: гулЯть – гулЯл, дышАть – дышАл, видЕть – видЕл.

Чаще всего ударение глагола прошедшего времени будет сходиться с ударением глагола в форме инфинитива. Для примера: расставлЯть – расставлЯл, положИть – положИл, полюбИть – полюбил. Реже встречаются случаи, когда ударение в глаголах женского рода падает на окончание слова. Например, создАть – создАл, но создалА; обнЯть – обнЯл, но обнялА; порвАть – порвАл, но порвалА.

В прошедшем времени глаголы обязательно ставятся того же рода, что и имена существительные, к которым они привязаны.

В случае затруднений с правильным образованием предложений с глаголами прошлого времени необходимо обращаться к словарю.

Источник

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»

Тип урока: комбинированный

создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.

познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;

развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;

формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;

работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;

воспитывать интерес к предмету.

Основной дидактический метод:

учащихся – тетрадь, учебник, таблица.

I Организационный момент

Что без меня предметы?

Всё в действие придёт.

Люди строят зданья.

И хлеб в полях растёт.

— Как вы думаете, какую часть речи будем изучать сегодня на уроке?

— Верно, сегодня мы продолжим разговор о глаголе, узнаем о нём много нового.

— В чём смысл этого стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы?

Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.

— Соберём уже известную информацию о глаголе.

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам)

3. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по …(лицам и числам)

4. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

— Прочитайте вопросы, записанные на доске.

1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?

2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?

— Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас? Почему возникли затруднения?

— Вернёмся к этим вопросам в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.

Высказывают своё мнение

Имеющихся знаний недостаточно

III Минутка чистописания

Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.

— Назовите буквы, записанные в минутке чистописания. Что в них общего?

— Какая буква лишняя и почему?

Работа с пословицей.

— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите. Подчеркните глаголы, определите их морфологические признаки.

Заглавные, обозначают твёрдые согласные звуки.

Варианты: буква «Ц», так как она обозначает непарный звук, буква «Ж», так как она обозначает в сильной позиции звонкий звук

IV Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.

— Чем похожи все глаголы в пословице?

— Перечислите морфологические признаки глаголов.

— Какой глагол лишний, почему?

— Что называется инфинитивом? На какие вопросы отвечает? Какие суффиксы имеет?

— Измените глаголы с безударными окончаниями в инфинитив.

Запись: угадать, потерять.

— Найдите основу глаголов в неопределённой форме. Как это сделать?

— Проверьте написанное, сравните с данными глаголами (угадал, потерял). Что заметили интересного?

— В каком времени стоят эти глаголы?

Допишите глаголы в прошедшем времени к соответствующим инфинитивам.

— Как вы думаете, о глаголах какого времени будем говорить на уроке? Определим более точно тему урока.

Слайд 2. (Тема урока)

— Определите задачи урока. На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?

(Сегодня на уроке мы подробно поговорим о глаголах в прошедшем времени, научимся их образовывать и проверять написание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени, а ещё узнаем о том, что суффиксы могут служить не только для образования новых слов.)

Одинаковые морфологические признаки.

Будущее время, 2 лицо, единственное число.

«Найдёшь» – глагол с ударным окончанием, а у двух других окончания безударные.

В прошедшем времени

Как образуются глаголы прошедшего времени?

Научусь образовывать глаголы прошедшего времени.

V «Открытие» нового знания.

— Проверим ваше предположение о том, что основа инфинитива и глагола в прошедшем времени одна и та же.

Выполните работу в парах:

От ифинитива образуйте и запишите глаголы прошедшего времени в таблицу:

— Сравните основы в инфинитиве и прошедшем времени. Что заметили?

— Сравните глаголы в прошедшем времени по составу. Что общего?

-Сделайте вывод, какие признаки имеют глаголы прошедшего времени и как они образуются.

-Сверим ваш вывод с правилом в учебнике стр.85.

— Создайте таблицу – опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени».

-Что изменяется при подстановке этих суффиксов?

— Узнайте, как называются суффиксы, которые служат для образования слов и как те, которые служат для образования формы.

— Зная значение суффиксов, дайте им названия.

— Какие из них, по – вашему, будут включаться в основу, а какие нет? Почему?

— Попробуйте дать новое определение основы слова.

— Где можем проверить свои выводы.

Основой слова называется часть слова без окончания или формообразующего суффикса (говор-ит, говори-ть, говори-л)

— Найдите на стр. 86 упражнение 118. Прочтите задание. Выполним его с комментированием.

-Выделите формообразующие суффиксы во всех глаголах. Подчеркните буквы, стоящие перед ними. Что заметили?

— Как вы думаете, а когда нам можно использовать знание, которое мы сейчас открыли?

Мысл_л, куш_л, закле_л.

— Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

— Почему они вызывают при написании сомнение?

— Какая это часть речи? А время? Вспомним только что изученное правило.

1. Поставь глагол в неопределённую форму.

Имеют родовые окончания

Самостоятельно формулируют правило

ход и ть – ть + л = ход и л

Неопределённая форма глагола изменилась в форму прошедшего времени.

Дают определение основы слова

Правилом в учебнике стр.87

Учащиеся выходят к доске и, комментируя все этапы, образуют глаголы прошедшего времени.

Подчёркнутая буква одинаковая в глаголах прошедшего времени и соответствующих им инфинитивах.

Если ученики затрудняются с ответом, предложить им выполнить следующее задание

Безударные гласные, стоят в слабой позиции.

VI Первичное закрепление изученного.

— Вставьте пропущенные суффиксы, напишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов, а где возможно и род.

-Что поможет при выполнении задания?

— К кому ты можешь обратиться за помощью?

Самостоятельная работа по вариантам

Взаимопроверка в парах, оценивание работы учащимися

VII Словарно-орфографическая работа.

— Запишите словарные слова в форме прошедшего времени множественного числа.

«Блиц – опрос» (дополните фразу)

Прошедшее время глагола образуется от ___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания __ во________________числе.

— А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответ.

— Оцените понимание изученного на уроке при помощи квадратиков:

X Домашнее задание

Правила с. 85-87, упр.119

Выбранный для просмотра документ урок.ppt

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Описание презентации по отдельным слайдам:

1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени? 2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?

Угадать – Потерять – угадал потерял Угадать – Потерять – угадал потерял

Тема: «Образование глаголов прошедшего времени»

Суффиксы, которые образуют слово, называются… словообразующими.

Суффиксы, которые образуют форму, называются… формообразующими.

Ребята, давайте жить дружно!

Вставьте пропущенные буквы Мысл?л, куш?л, закле?л. Мыслил, кушал, заклеил.

Запишите в форме пр. вр., мн. ч. Веять Сеять Шествовать Шефствовать Строить

Самопроверка Веяли Сеяли Шествовали Шефствовали Строили

1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени? 2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?

Стоп! Вперёд нельзя, друзья! Повторять усядусь я! Здесь – внимание, друзья! Сомневаюсь ещё я! А теперь вперёд, друзья! В знаниях уверен я!

Домашнее задание повторить правила с.85-87, упр. 119

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»

Тип урока: комбинированный

Основной дидактический метод:

Номер материала: 304352

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку

Время чтения: 0 минут

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания

Время чтения: 1 минута

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

В Воронежской области ввели масочный режим в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола? Выберите один ответ: корень суффикс окончание приставка

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Поможем написать работу на аналогичную тему

Последние опубликованные вопросы

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Индивидуальные работы по различным предметам

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Источник

Прошедшее время глагола

Прошедшее вре­мя гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­ши­лось до момен­та речи о нем.

Рассмотрим, что такое про­шед­шее вре­мя гла­го­ла, какие име­ет грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, как опре­де­лить гла­гол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни и выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский разбор.

Что такое прошедшее время глагола?

Прежде чем выяс­нить, что такое про­шед­шее вре­мя гла­го­ла, уточ­ним нема­ло­важ­ный аспект.

Время — это выра­же­ние отно­ше­ния дей­ствия к момен­ту речи. Действие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом, может про­те­кать во вре­ме­ни: оно состо­я­лось в про­шлом, осу­ществ­ля­ет­ся сей­час или про­гно­зи­ру­ет­ся в буду­щем. В соот­вет­ствии с этим гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния име­ют грам­ма­ти­че­ские фор­мы трех времен:

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Итак, рас­смот­рим более деталь­но про­шед­шее вре­мя гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния в рус­ском языке.

Глаголы совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида могут обо­зна­чать дей­ствие, кото­рое уже состо­я­лось, про­изо­шло до момен­та речи о нем. Это выпол­нен­ное дей­ствие выра­жа­ет­ся с помо­щью гла­го­лов в фор­ме про­шед­ше­го времени:

Глагол несо­вер­шен­но­го вида «жарил» обо­зна­ча­ет про­те­ка­ние дей­ствия в про­шлом без кон­крет­но­го ука­за­ния на его завер­ше­ние. Глагол совер­шен­но­го вида «пове­сил» выра­жа­ет дове­ден­ное до кон­ца дей­ствие, име­ю­щее свой результат.

Будильник (что делал?) зво­нил рано утром.

Вчера на рыбал­ке отец (что сде­лал?) пой­мал боль­шо­го сома.

Как образуется прошедшее время глагола?

Форма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла обра­зу­ет­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы (инфи­ни­ти­ва) с помо­щью спе­ци­аль­но­го суф­фик­са -л-. Чтобы полу­чить про­из­во­дя­щую осно­ву гла­го­ла, от него отде­лим окон­ча­ния -ть, -ти:

Затем к полу­чен­ной осно­ве гла­го­ла доба­вим суф­фикс -л- и полу­чим фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни муж­ско­го рода:

Обратим вни­ма­ние, что перед суф­фик­сом -л- пишет­ся та же глас­ная бук­ва, что и осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы глагола:

какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола

Глаголы, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся на -ти и -чь, обра­зу­ют фор­му муж­ско­го рода про­шед­ше­го вре­ме­ни с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

В сло­вах, обра­зо­ван­ных от гла­го­лов с осно­вой на -чь, про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных ч//к, ч//г:

В мор­фем­ном соста­ве таких слов фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс про­яв­ля­ет­ся мате­ри­аль­но в виде бук­вы «л» в фор­мах жен­ско­го, сред­не­го рода и мно­же­ствен­но­го числа:

Как видим, гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию муж­ско­го, жен­ско­го и сред­не­го рода, кото­рая выра­жа­ет­ся с помо­щью окончания:

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни изме­ня­ют­ся по числам:

Сравним:

Глаголы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни не спря­га­ют­ся, то есть не изме­ня­ют­ся по лицам.

Как определить глагол прошедшего времени?

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни опре­де­лим пошагово:

Образец рассуждения

Снег засы­пал все тро­пин­ки в саду.

Слово «засы­пал» обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос:

Это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие состо­я­лось в про­шлом. Он име­ет фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -л- и нуле­вое окон­ча­ние, так как пояс­ня­ет сло­во «снег» муж­ско­го рода. Это гла­гол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни муж­ско­го рода един­ствен­но­го числа.

Как выполнить морфологический разбор глагола прошедшего времени?

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ет посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки. К посто­ян­ным при­зна­кам отне­сем следующие:

Остальные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки явля­ют­ся непо­сто­ян­ны­ми. В каче­стве при­ме­ра выпол­ним мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла «засы­пал».

I. Часть речи. Общее значение

«Засыпал» — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лал? Начальная фор­ма — «засы́пать».

а) посто­ян­ные признаки:

б) непо­сто­ян­ные признаки:

В пред­ло­же­нии явля­ет­ся про­стым гла­голь­ным сказуемым.

Видеоурок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *