какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола
Прошедшее время глагола в русском языке
Прошедшее время глагола — это непостоянный грамматический признак, который обозначает, что действие совершилось до момента речи о нем.
Рассмотрим, что такое прошедшее время глагола, какие имеет грамматические особенности, как определить глагол в форме прошедшего времени и выполнить морфологический разбор.
Что такое прошедшее время глагола?
Прежде чем выяснить, что такое прошедшее время глагола, уточним немаловажный аспект.
Важно!Только глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам.
Время — это выражение отношения действия к моменту речи. Действие, обозначенное глаголом, может протекать во времени: оно состоялось в прошлом, осуществляется сейчас или прогнозируется в будущем. В соответствии с этим глаголы несовершенного вида изъявительного наклонения имеют грамматические формы трех времен:
Итак, рассмотрим более детально прошедшее время глаголов изъявительного наклонения в русском языке.
Глаголы совершенного и несовершенного вида могут обозначать действие, которое уже состоялось, произошло до момента речи о нем. Это выполненное действие выражается с помощью глаголов в форме прошедшего времени:
Глагол несовершенного вида «жарил» обозначает протекание действия в прошлом без конкретного указания на его завершение. Глагол совершенного вида «повесил» выражает доведенное до конца действие, имеющее свой результат.
ВыводГлаголы в форме прошедшего времени обозначает действие, которое произошло в прошлом и отвечают на вопросы что делал? что сделал?
Будильник (что делал?) звонил рано утром.
Вчера на рыбалке отец (что сделал?) поймал большого сома.
Как образуется прошедшее время глагола?
Форма прошедшего времени глагола образуется от основы неопределенной формы (инфинитива) с помощью специального суффикса -л-. Чтобы получить производящую основу глагола, от него отделим окончания -ть, -ти:
Затем к полученной основе глагола добавим суффикс -л- и получим форму прошедшего времени мужского рода:
Обратим внимание, что перед суффиксом -л- пишется та же гласная буква, что и основе неопределенной формы глагола:
Глаголы, которые заканчиваются на -ти и -чь, образуют форму мужского рода прошедшего времени с помощью нулевого суффикса:
В словах, образованных от глаголов с основой на -чь, происходит чередование согласных ч//к, ч//г:
В морфемном составе таких слов формообразующий суффикс проявляется материально в виде буквы «л» в формах женского, среднего рода и множественного числа:
Как видим, глаголы в форме прошедшего времени имеют грамматическую категорию мужского, женского и среднего рода, которая выражается с помощью окончания:
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам:
Важно!Глаголы в форме прошедшего времени не изменяются по лицам.
Сравним:
Глаголы в форме прошедшего времени не спрягаются, то есть не изменяются по лицам.
Как определить глагол прошедшего времени?
Глагол в форме прошедшего времени определим пошагово:
Образец рассуждения
Снег засыпал все тропинки в саду.
Слово «засыпал» обозначает действие и отвечает на вопрос:
Это глагол, который обозначает, что действие состоялось в прошлом. Он имеет формообразующий суффикс -л- и нулевое окончание, так как поясняет слово «снег» мужского рода. Это глагол в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.
Как выполнить морфологический разбор глагола прошедшего времени?
Глагол в форме прошедшего времени имеет постоянные и непостоянные грамматические признаки. К постоянным признакам отнесем следующие:
Остальные грамматические признаки являются непостоянными. В качестве примера выполним морфологический разбор глагола «засыпал».
I. Часть речи. Общее значение
«Засыпал» — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что сделал? Начальная форма — «засы́пать».
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
В предложении является простым глагольным сказуемым.
Видеоурок
Прошедшее время глаголов в русском языке
Один из морфологических признаков глагола – это время. В русской грамматике каждому глаголу присваивается категория, отражающая отношение времени совершения действия к моменту диалога. Каждое событие или действие может случиться в прошлом, происходить в настоящем или планироваться к совершению в будущем. Глаголы прошедшего времени используют в речи для описания действия, которое произошло раньше, чем нём стали говорить (в прошлом).
Время глагола можно правильно определить, обратившись к нему с вопросом. Глаголы прошедшего времени дают ответы на вопросы: что делала? что делал? что сделал? что сделали? Также на принадлежность глагола к событиям указывает суффикс «Л».
Способы перевода глаголов в прошедшее время
Преобразовывать глаголы в прошедшую форму можно по-разному. Выбор подходящего способа зависит от строения исходного слова (за основу берётся начальная форма глагола, инфинитив).
Использование суффикса вместе с родовым окончанием.
Чаще всего прошедшую форму глагола образуют, приставив сначала суффикс «л», а затем окончание «а», «о» или «и» исходя из рода глагола.
Без суффикса в мужском роде.
Прошедшее время у некоторых глаголов также образуется с суффиксом «л», но суффикс исключается для глаголов мужского рода.
Особенности глаголов прошедшей формы
При образовании глаголов следует учитывать особенности русского языка, распространяющиеся на категорию прошлого времени.
Глаголы, преобразованные в прошедшую форму:
Перед суффиксом «Л» у глагола всегда ставится та же гласная, что и перед «ТЬ» в начальной форме глагола. Например: гулЯть – гулЯл, дышАть – дышАл, видЕть – видЕл.
Чаще всего ударение глагола прошедшего времени будет сходиться с ударением глагола в форме инфинитива. Для примера: расставлЯть – расставлЯл, положИть – положИл, полюбИть – полюбил. Реже встречаются случаи, когда ударение в глаголах женского рода падает на окончание слова. Например, создАть – создАл, но создалА; обнЯть – обнЯл, но обнялА; порвАть – порвАл, но порвалА.
В прошедшем времени глаголы обязательно ставятся того же рода, что и имена существительные, к которым они привязаны.
В случае затруднений с правильным образованием предложений с глаголами прошлого времени необходимо обращаться к словарю.
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»
Тип урока: комбинированный
создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.
познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;
развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;
формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
воспитывать интерес к предмету.
Основной дидактический метод:
учащихся – тетрадь, учебник, таблица.
I Организационный момент
Что без меня предметы?
Всё в действие придёт.
Люди строят зданья.
И хлеб в полях растёт.
— Как вы думаете, какую часть речи будем изучать сегодня на уроке?
— Верно, сегодня мы продолжим разговор о глаголе, узнаем о нём много нового.
— В чём смысл этого стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы?
Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.
— Соберём уже известную информацию о глаголе.
1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Глаголы изменяются по ….. (временам)
3. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по …(лицам и числам)
4. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)
— Прочитайте вопросы, записанные на доске.
1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?
2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?
— Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас? Почему возникли затруднения?
— Вернёмся к этим вопросам в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.
Высказывают своё мнение
Имеющихся знаний недостаточно
III Минутка чистописания
Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.
— Назовите буквы, записанные в минутке чистописания. Что в них общего?
— Какая буква лишняя и почему?
Работа с пословицей.
— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите. Подчеркните глаголы, определите их морфологические признаки.
Заглавные, обозначают твёрдые согласные звуки.
Варианты: буква «Ц», так как она обозначает непарный звук, буква «Ж», так как она обозначает в сильной позиции звонкий звук
IV Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.
— Чем похожи все глаголы в пословице?
— Перечислите морфологические признаки глаголов.
— Какой глагол лишний, почему?
— Что называется инфинитивом? На какие вопросы отвечает? Какие суффиксы имеет?
— Измените глаголы с безударными окончаниями в инфинитив.
Запись: угадать, потерять.
— Найдите основу глаголов в неопределённой форме. Как это сделать?
— Проверьте написанное, сравните с данными глаголами (угадал, потерял). Что заметили интересного?
— В каком времени стоят эти глаголы?
Допишите глаголы в прошедшем времени к соответствующим инфинитивам.
— Как вы думаете, о глаголах какого времени будем говорить на уроке? Определим более точно тему урока.
Слайд 2. (Тема урока)
— Определите задачи урока. На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?
(Сегодня на уроке мы подробно поговорим о глаголах в прошедшем времени, научимся их образовывать и проверять написание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени, а ещё узнаем о том, что суффиксы могут служить не только для образования новых слов.)
Одинаковые морфологические признаки.
Будущее время, 2 лицо, единственное число.
«Найдёшь» – глагол с ударным окончанием, а у двух других окончания безударные.
В прошедшем времени
Как образуются глаголы прошедшего времени?
Научусь образовывать глаголы прошедшего времени.
V «Открытие» нового знания.
— Проверим ваше предположение о том, что основа инфинитива и глагола в прошедшем времени одна и та же.
Выполните работу в парах:
От ифинитива образуйте и запишите глаголы прошедшего времени в таблицу:
— Сравните основы в инфинитиве и прошедшем времени. Что заметили?
— Сравните глаголы в прошедшем времени по составу. Что общего?
-Сделайте вывод, какие признаки имеют глаголы прошедшего времени и как они образуются.
-Сверим ваш вывод с правилом в учебнике стр.85.
— Создайте таблицу – опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени».
-Что изменяется при подстановке этих суффиксов?
— Узнайте, как называются суффиксы, которые служат для образования слов и как те, которые служат для образования формы.
— Зная значение суффиксов, дайте им названия.
— Какие из них, по – вашему, будут включаться в основу, а какие нет? Почему?
— Попробуйте дать новое определение основы слова.
— Где можем проверить свои выводы.
Основой слова называется часть слова без окончания или формообразующего суффикса (говор-ит, говори-ть, говори-л)
— Найдите на стр. 86 упражнение 118. Прочтите задание. Выполним его с комментированием.
-Выделите формообразующие суффиксы во всех глаголах. Подчеркните буквы, стоящие перед ними. Что заметили?
— Как вы думаете, а когда нам можно использовать знание, которое мы сейчас открыли?
Мысл_л, куш_л, закле_л.
— Вставьте пропущенные буквы в данных словах.
— Почему они вызывают при написании сомнение?
— Какая это часть речи? А время? Вспомним только что изученное правило.
1. Поставь глагол в неопределённую форму.
Имеют родовые окончания
Самостоятельно формулируют правило
ход и ть – ть + л = ход и л
Неопределённая форма глагола изменилась в форму прошедшего времени.
Дают определение основы слова
Правилом в учебнике стр.87
Учащиеся выходят к доске и, комментируя все этапы, образуют глаголы прошедшего времени.
Подчёркнутая буква одинаковая в глаголах прошедшего времени и соответствующих им инфинитивах.
Если ученики затрудняются с ответом, предложить им выполнить следующее задание
Безударные гласные, стоят в слабой позиции.
VI Первичное закрепление изученного.
— Вставьте пропущенные суффиксы, напишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов, а где возможно и род.
-Что поможет при выполнении задания?
— К кому ты можешь обратиться за помощью?
Самостоятельная работа по вариантам
Взаимопроверка в парах, оценивание работы учащимися
VII Словарно-орфографическая работа.
— Запишите словарные слова в форме прошедшего времени множественного числа.
«Блиц – опрос» (дополните фразу)
Прошедшее время глагола образуется от ___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания __ во________________числе.
— А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответ.
— Оцените понимание изученного на уроке при помощи квадратиков:
X Домашнее задание
Правила с. 85-87, упр.119
Выбранный для просмотра документ урок.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени? 2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?
Угадать – Потерять – угадал потерял Угадать – Потерять – угадал потерял
Тема: «Образование глаголов прошедшего времени»
Суффиксы, которые образуют слово, называются… словообразующими.
Суффиксы, которые образуют форму, называются… формообразующими.
Ребята, давайте жить дружно!
Вставьте пропущенные буквы Мысл?л, куш?л, закле?л. Мыслил, кушал, заклеил.
Запишите в форме пр. вр., мн. ч. Веять Сеять Шествовать Шефствовать Строить
Самопроверка Веяли Сеяли Шествовали Шефствовали Строили
1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени? 2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?
Стоп! Вперёд нельзя, друзья! Повторять усядусь я! Здесь – внимание, друзья! Сомневаюсь ещё я! А теперь вперёд, друзья! В знаниях уверен я!
Домашнее задание повторить правила с.85-87, упр. 119
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»
Тип урока: комбинированный
Основной дидактический метод:
Номер материала: 304352
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку
Время чтения: 0 минут
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какая часть слова чаще всего образует форму прошедшего времени глагола? Выберите один ответ: корень суффикс окончание приставка
Поможем написать работу на аналогичную тему
Последние опубликованные вопросы
Индивидуальные работы по различным предметам
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Прошедшее время глагола
Прошедшее время глагола — это непостоянный грамматический признак, который обозначает, что действие совершилось до момента речи о нем.
Рассмотрим, что такое прошедшее время глагола, какие имеет грамматические особенности, как определить глагол в форме прошедшего времени и выполнить морфологический разбор.
Что такое прошедшее время глагола?
Прежде чем выяснить, что такое прошедшее время глагола, уточним немаловажный аспект.
Время — это выражение отношения действия к моменту речи. Действие, обозначенное глаголом, может протекать во времени: оно состоялось в прошлом, осуществляется сейчас или прогнозируется в будущем. В соответствии с этим глаголы несовершенного вида изъявительного наклонения имеют грамматические формы трех времен:
Итак, рассмотрим более детально прошедшее время глаголов изъявительного наклонения в русском языке.
Глаголы совершенного и несовершенного вида могут обозначать действие, которое уже состоялось, произошло до момента речи о нем. Это выполненное действие выражается с помощью глаголов в форме прошедшего времени:
Глагол несовершенного вида «жарил» обозначает протекание действия в прошлом без конкретного указания на его завершение. Глагол совершенного вида «повесил» выражает доведенное до конца действие, имеющее свой результат.
Будильник (что делал?) звонил рано утром.
Вчера на рыбалке отец (что сделал?) поймал большого сома.
Как образуется прошедшее время глагола?
Форма прошедшего времени глагола образуется от основы неопределенной формы (инфинитива) с помощью специального суффикса -л-. Чтобы получить производящую основу глагола, от него отделим окончания -ть, -ти:
Затем к полученной основе глагола добавим суффикс -л- и получим форму прошедшего времени мужского рода:
Обратим внимание, что перед суффиксом -л- пишется та же гласная буква, что и основе неопределенной формы глагола:
Глаголы, которые заканчиваются на -ти и -чь, образуют форму мужского рода прошедшего времени с помощью нулевого суффикса:
В словах, образованных от глаголов с основой на -чь, происходит чередование согласных ч//к, ч//г:
В морфемном составе таких слов формообразующий суффикс проявляется материально в виде буквы «л» в формах женского, среднего рода и множественного числа:
Как видим, глаголы в форме прошедшего времени имеют грамматическую категорию мужского, женского и среднего рода, которая выражается с помощью окончания:
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам:
Сравним:
Глаголы в форме прошедшего времени не спрягаются, то есть не изменяются по лицам.
Как определить глагол прошедшего времени?
Глагол в форме прошедшего времени определим пошагово:
Образец рассуждения
Снег засыпал все тропинки в саду.
Слово «засыпал» обозначает действие и отвечает на вопрос:
Это глагол, который обозначает, что действие состоялось в прошлом. Он имеет формообразующий суффикс -л- и нулевое окончание, так как поясняет слово «снег» мужского рода. Это глагол в форме прошедшего времени мужского рода единственного числа.
Как выполнить морфологический разбор глагола прошедшего времени?
Глагол в форме прошедшего времени имеет постоянные и непостоянные грамматические признаки. К постоянным признакам отнесем следующие:
Остальные грамматические признаки являются непостоянными. В качестве примера выполним морфологический разбор глагола «засыпал».
I. Часть речи. Общее значение
«Засыпал» — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что сделал? Начальная форма — «засы́пать».
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
В предложении является простым глагольным сказуемым.