какие муниципальные правовые акты подлежат обязательному опубликованию
Статья 56.1. Опубликование и обнародование муниципальных правовых актов и официальной информации
Статья 56.1. Опубликование и обнародование муниципальных правовых актов и официальной информации
1. Опубликование муниципальных правовых актов и официальной информации осуществляется в печатном средстве массовой информации, специально учрежденным Думой города Нягани для этих целей, в соответствии с регламентами органов местного самоуправления города Нягани, с соблюдением требований, установленных настоящим Уставом.
2. Обнародование муниципальных правовых актов и официальной информации осуществляется любым не запрещенным законодательством способом, обеспечивающим максимальное оповещение жителей и организаций города, а также возможность ознакомления с ними.
3. Опубликование и обнародование муниципальных правовых актов и официальной информации осуществляется органами, уполномоченными в соответствии с регламентами органов местного самоуправления города Нягани, за счет средств местного бюджета.
Опубликованию и обнародованию не подлежат муниципальные правовые акты или их отдельные положения, содержащие сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
4. Обнародованию подлежат:
1) итоги голосования и принятое на местном референдуме решение;
2) итоги муниципальных выборов;
3) итоги голосования по отзыву депутата Думы города Нягани, Главы города Нягани;
4) итоги голосования по вопросам изменения границ города, преобразования города и принятые решения;
5) информация о времени и месте проведения публичных слушаний, порядке ознакомления граждан с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей города;
6) результаты публичных слушаний;
7) итоги собрания граждан;
8) итоги конференции граждан (собрания делегатов);
5. Официальному опубликованию подлежат:
1) итоги голосования и принятое на местном референдуме решение;
2) итоги муниципальных выборов;
3) итоги голосования по отзыву депутата Думы города Нягани, Главы города Нягани;
4) итоги голосования по вопросам изменения границ города, преобразования города и принятые решения;
5) итоги собрания граждан;
6) проект решения Думы города Нягани о внесении изменений (дополнений) в Устав города Нягани;
7) порядок учета предложений по проекту решения Думы города Нягани о внесении изменений (дополнений) в Устав города Нягани, а также порядок участия граждан в его обсуждении.
8) решение Думы города Нягани о внесении изменений (дополнений) в Устав города Нягани после его государственной регистрации;
9) муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
10) проект местного бюджета, решение Думы города Нягани об утверждении местного бюджета, а также о внесении изменений в бюджет города, годовой отчет о его исполнении;
11) ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления города Нягани, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание;
12) решение Думы города Нягани об удалении Главы города Нягани в отставку;
13) проект генерального плана города Нягани;
14) заключение о результатах публичных слушаний по проекту генерального плана города Нягани;
15) информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ;
Информация об изменениях:
17) результаты проверок, осуществляемых Контрольно-счетной палатой города Нягани;
6. Органы местного самоуправления города Нягани обеспечивают жителям возможность ознакомиться с документами и сведениями, указанными в подпунктах 3, 4 пункта 5 настоящей статьи, также в порядке индивидуального обращения.
7. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста и обязательных реквизитов муниципального правового акта в официальном печатном издании города, определяемых в соответствии с настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами.
8. Муниципальный правовой акт публикуется, как правило, в одном номере официального печатного издания. В случае если значительный по объему муниципальный правовой акт по техническим причинам не может быть опубликован в одном номере официального печатного издания, часть неопубликованного муниципального правового акта может быть опубликована в следующем номере официального печатного издания. В этом случае днем официального опубликования муниципального правового акта является день выхода номера официального печатного издания, в котором завершена публикация его полного текста.
9. В случае если при официальном опубликовании муниципального правового акта были допущены ошибки, опечатки, иные неточности в сравнении с подлинником акта, то в десятидневный срок со дня обнаружения ошибки, опечатки, иной неточности в том же издании должно быть опубликовано официальное извещение органа, принявшего (издавшего) правовой акт, об исправлении неточности и подлинная редакция соответствующих положений.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
КС разъяснил, как публиковать муниципальные акты
Конституционный суд напомнил, что нормативные правовые акты, которые затрагивают права и обязанности граждан, вступают в силу только после опубликования. При этом муниципальные органы самоуправления, возможности которых ограничены, могут публиковать их в Сети при соблюдении определенных условий или пользоваться помощью федерального центра. Это следует из постановления, которое КС разместил 31 мая.
История вопроса
Бывший замглавы администрации Свердловского района Орловской области Юрий Ефремов попытался обжаловать решение районного Совета народных депутатов о порядке перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим. Размер его пенсии из-за этих изменений значительно снизился. При этом Ефремов ссылался на то, что решение не было опубликовано в районной газете.
Но суды трех инстанций не приняли этот аргумент. Решение разместили на стенде в читальном зале Свердловской центральной районной библиотеки и на сайте администрации. По мнению судов, это дало заинтересованным лицам достаточно возможностей ознакомиться с изменениями. В местной газете решение публиковать не стали из-за нехватки бюджета.
Ефремов счел, что официальное опубликование таких актов в газете обязательно. Он попытался оспорить положения устава Свердловского района Орловской области, которые позволяют размещать решения только на стенде, в рамках нового иска как незаконные. Но суды сочли, что эти нормы не противоречат правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе ст. 44 и 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и не нарушают прав заявителя.
Тогда Ефремов обратился в КС, чтобы оспорить эти положения. По его мнению, спорная норма противоречит требованию Конституции об опубликовании для общего сведения любых нормативных актов, которые затрагивают права, свободы и обязанности гражданина.
Позиция КС
КС напомнил, что опубликование нормативных правовых актов направлено на соблюдение принципа правовой определенности. Благодаря ему действует презумпция, в силу которой незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.
В то же время Конституция не определяет конкретный порядок опубликования правовых актов. Эти вопросы относятся к ведению органов публичной власти.
Ранее в постановлении от 28 марта 2012 года № 8-П КС разъяснил, что к официальным изданиям для опубликования нормативно-правовых актов в современном медиа-пространстве относится и официальный интернет-портал правовой информации. Эту позицию можно экстраполировать на официальные интернет-порталы муниципальных властей. При этом такой портал должен быть зарегистрирован как СМИ, а в общедоступных местах региона (например, в здании органов местного самоуправления) должна быть возможность выйти в интернет.
КС также указал, что понятия «обнародование» и «опубликование» не тождественны, и Основной закон не допускает вступления нормативных актов в силу иначе как после официального опубликования. Оспариваемые положения не противоречат этой норме прямо, отметил КС, но нуждаются в корректном толковании, чтобы не вступить с ней в конфликт.
Конституционный суд рекомендовал федеральному законодателю в кратчайшие сроки урегулировать вопросы использования интернета для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов. В частности, речь может идти о признании сайтов органов местного самоуправления СМИ в упрощенном порядке. Федеральные органы власти также должны обеспечивать помощь местным властям, ресурсы которых ограничены, в исполнении требований Конституции об официальном опубликовании затрагивающих права и обязанности населения актов.
Органы местного самоуправления должны в течение двух лет внести изменения в уставы муниципальных образований в соответствии с позицией КС. В течение этого срока обнародованные без официального опубликования муниципальные акты будут считаться вступившими в силу с момента обнародования. Этот принцип не применяется, если суд установит, что у граждан и организаций, интересы которых затрагивает спорный акт, не было возможности с ним ознакомиться.
Поскольку в случае Ефремова суды уже установили, что он имел возможность ознакомиться со спорным решением при его обнародовании, судебные постановления не подлежат пересмотру.
Статья 47. Вступление в силу муниципальных правовых актов
Статья 47. Вступление в силу муниципальных правовых актов
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 47 настоящего Федерального закона
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 47 см. постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2021 г. N 23-П
1. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Информация об изменениях:
2. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле положений части 3 статьи 47 см. постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2021 г. N 23-П
3. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Статья 43. Система муниципальных правовых актов
1. В систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
2. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
3. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
(в ред. Федеральных законов от 15.02.2006 N 24-ФЗ, от 07.05.2009 N 90-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
4. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
5. Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.
(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
6. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
7. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
Статья 43.1. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов
(введена Федеральным законом от 08.11.2007 N 260-ФЗ)
1. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
2. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
3. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 44. Устав муниципального образования
1. Уставом муниципального образования должны определяться:
1) наименование муниципального образования;
2) перечень вопросов местного значения;
3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
2. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
4. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
5. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
6. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;
2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
7. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
8. Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольно-счетного органа муниципального образования, вступают в силу в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящей части.
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
Статья 45. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан
1. Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).
2. Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
3. Нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
Статья 46. Подготовка муниципальных правовых актов
1. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
2. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Статья 47. Вступление в силу муниципальных правовых актов
1. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
3. Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Статья 48. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
2. Признание по решению суда закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования недействующим до вступления в силу нового закона субъекта Российской Федерации об установлении статуса муниципального образования не может являться основанием для признания в судебном порядке недействующими муниципальных правовых актов указанного муниципального образования, принятых до вступления решения суда в законную силу, или для отмены данных муниципальных правовых актов.
(часть вторая введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)