какие общественные отношения складывались в римском полисе

Эволюция социально-правового строя Древнего Рима

На протяжении всей истории древнеримского общества основой его социального строя было правовое неравенство населения. Критерии такого неравенства были различными: пол, возраст, состояние свободы или несвободы (рабство), гражданская самостоятельность или зависимость, наконец, имущественное неравенство. По отдельности или в совокупности следуя этим критериям, формировались особые категории римского общества, различавшиеся по своему участию в решении политических дел, по своим частным и коммерческим правам, по своему положению в семье, наконец, по возможности распоряжаться судьбами других (в правовом смысле). Всесторонне полноправной категорией населения Древнего Рима были только римские граждане.

Римское гражданство

Институт римского гражданства исторически вырос из родовой организации римской общины периода формирования государственности. И долгие века особенности этой организации продолжали сказываться на правовом положении полноправных римлян по отношению к другим слоям населения: с гражданством в Риме были увязаны не только политические, но и частные, коммерческие и семейные права, возможность особых прав и привилегий в суде, вплоть до подчиненности своему праву. Гражданство было как бы особым качеством, выделением из других. Причем безотносительно к территории собственно Рима: римлянин оставался римлянином везде, где простиралась власть и юрисдикция империи, и сохранял все особенности своего правового положения.

В законченном виде институт римского гражданства оформился к IV в. до н. э., когда в общем сгладились основные сословные отличия между патрициями и плебеями (см. § 14) и когда завершился процесс становления государственности. Положение (status) римского гражданина подразумевало обладание политическими правами: выбирать в народном собрании, избирать магистратов и быть избранным в эти должности, служить в армии, – а также личными и частно-гражданскими правами: носить трехсоставное имя с упоминанием родового звания, участвовать в торговом и гражданском обороте по своему праву, заключать полноценный, с точки зрения права и религии, брак, пользоваться особыми формами судебной защиты (legis actiones – см. §18), совершать завещания и располагать особыми полномочиями главы семейства по отношению к членам своей фамилии и патрона к неполноправным жителям Рима. Статус гражданина был сопряжен и с некоторыми обязанностями: служить в армии установленное время, платить при необходимости общественный налог (tributum), соблюдать религиозные и моральные устои полиса. Состояние римского гражданства было существенно и в других отношениях: только граждане могли претендовать на бесплатное наделение их землей из общественного фонда, на выдачу хлеба из государственных запасов, на доступ к играм и зрелищам. Римского гражданина (если только он не находился на военной службе) запрещалось подвергать телесным наказаниям.

Главным основанием приобретения римского гражданства было рождение от состоявших в законном браке римских граждан либо признание отцом своего ребенка в качестве законного (знаменовалось это тем, что отец прилюдно брал дитя на руки не позднее установленного срока после рождения). Рождение только от матери-римлянки не давало безусловного статуса гражданина: в 80 г. на это был установлен полный запрет, с перв. пол. II в. гражданство предоставлялось только родившимся от брака латина и римлянки. В период ранней республики безусловным также было требование проживать в Риме. Гражданство могло быть и даровано «от имени римского народа»: либо в целом, как жителям некоего города или общины (муниципии), либо в качестве индивидуальной привилегии «за заслуги». Собственно факт обретения гражданства состоял в записи юноши по достижении 17 лет в одну из 35 триб и объявлении его впоследствии в цензовом списке соответственно имуществу. Женщины статуса полноправного гражданства не получали, так как всегда должны были состоять под опекой отца, мужа и т. п., по замечанию римского юриста, «в силу присущего им легкомыслия». Незаконное присвоение себе прав римского гражданина, даже претензия на таковое считались уголовным преступлением – в I в. в наказание за это была введена даже смертная казнь.

Римского гражданства можно было и лишиться – в этом еще раз проявилось отношение римлян к этому институту как особому качеству, а не только набору политических прав. Называлось это уменьшением правоспособности, и наступала она в силу утраты свободы (пленение на войне, продажа в рабство или попадание в кабалу), в силу приговора суда (как следствие позорящих или тяжких наказаний), либо в силу особого общественного морального осуждения – infamia, когда за постыдное поведение римлянин лишался некоторых важных прав (делать завещание, выдвигать иски в суде и т. д.). Правоспособность восстанавливалась, если обстоятельства, послужившие основанием к ее сокращению, отпадали: воин бежал из плена, кабала прекращалась и т. п.

Гражданство и сословия

Римские граждане в главном были едины в своем правовом положении. Однако со временем, начиная с периода республики, традиционная принадлежность к слоям наиболее богатых граждан (и потому, в соответствии с римской политической цензовой системой, имевших доступ в члены Сената или к отправлению высших магистратур) стала сказываться на обособлении политической и имущей знати в особое сословие, или сословия, положение которых закреплялось своими, только им присущими привилегиями (иногда и обязанностями).

Примерно с III в. до н. э. из общей массы гражданства выделилась прослойка знати – нобилитет. Формирование нобилитета было как бы исторической реакцией патрицианства на стирание различий между ним и плебсом. Семьи патрициев, насчитывавшие вековую, иногда многовековую историю участия в государственно-политической деятельности (многие члены которых избирались в магистраты), стали показывать свое первенство в общественном мнении. Характерными признаками нобилей стало празднование особых семейных праздников, хранение в домах бюстов предков. Почти сословной привилегией нобилей стало отправление только ими должностей консулов. Претензии нобилитета на особое политическое первенство поддерживали значительные земельные богатства, сконцентрировавшиеся в их руках. В руках нобилитета до I в. до н. э. оставалось отправление жреческих должностей и, соответственно, религиозное влияние на граждан Рима. Однако выдвижение многочисленных «новых людей» на авансцену римского государства в императорский период довольно быстро привело к социальному размыванию старой знати: к II в. в Риме насчитывалось всего лишь несколько семей из прежнего сословия.

На место исторического сословия нобилитета, рожденного еще дореспубликанскими традициями, пришли уже вполне политические и правовые сословия сенаторов и всадников. Эти особые категории римских граждан выделились благодаря своему особому богатству еще в период поздней республики, но полное значение привилегированных сословий получили в эпоху империи.

К сенаторскому сословию причислялись по наследству, вследствие длительного исполнения жреческих обязанностей, но главное – согласно наивысшему установленному имущественному цензу (к I в. до н. э. – свыше 1 млн. серебряных сестерций); право на сенаторское звание давало и отправление высших республиканских магистратур. В первую очередь причисление к сенаторам давало право присутствовать в Сенате, а также исполнять судейские обязанности в спорах между гражданами. (Внутри сословия сенаторы подразделялись на магистратов курульных и некурульных, простых и т. п., но это влияло только на первенство в голосовании; во всем остальном сенаторы были равны.) Знаками отличия сенаторского сословия служили золотое кольцо, одежда с пурпурной полосой; в театре, на общественных играх они имели почетные места в т. н. «орхестре». Особая традиционно-политическая, даже нравственно-политическая роль этого сословия в римском обществе вызвала и некоторые ограничения частной гражданской жизни сенаторов. Еще в 218 г. до н. э. им было запрещено заниматься любыми коммерческими предприятиями; единственным дозволенным занятием для сенаторов было землевладение, и общество даже поощрительно смотрело на личное занятие сельским хозяйством. Им запрещались браки с лицами низших категорий граждан, тем более с вольноотпущенниками и их потомками. Во вт. пол. I в. до н. э. сенаторам было запрещено покидать Рим, приобретать земельную собственность в провинциях, в III в. был введен запрет на службу сенаторов в армии, и даже просто на посещение войск. Существенной привилегией сенаторского сословия можно считать их право на суд только равных – т. е. сенаторов (которое формально сохранялось даже при императорах).

К сословию всадников причислялись не только по наследству, но и согласно установленному имущественному цензу (свыше 400 тыс. серебряных сестерций). Поэтому всадники сделались и более мобильным слоем римского социума, и более многочисленным, и более экономически влиятельным. Во всадническое сословие могли записаться и вольноотпущенники. Уже с IV-III вв. до н. э., пользуясь различными привилегиями от государства (связанными со службой всадников в коннице) и ограничениями, наложенными на сенаторов, всадники активно занимались торговыми, ростовщическими и финансовыми операциями. В период империи, из-за обоснованного политического недоверия к сенаторам, всадников активно привлекали на государственную и военную службу; были даже должности, которые могли занимать только лица всаднического сословия (например, проконсула в Египте). К II в. число всадников превысило 23 тысячи семей. Личные привилегии для всадников были в основном формальны: право носить золотое кольцо, особую тунику, занимать в театре первые 14 рядов скамей. Как и на сенаторов, на них налагались некоторые общественные запреты: выступать в качестве спортсмена, гладиатора, актера, заключать позорные браки. В период империи всадники выполняли также некоторые религиозные функции.

С III-IV вв. значение старых сословных категорий стало падать. Их заменило новое разделение, в значительной степени связанное с политикой императоров, ориентированной на возвышение бюрократической и военной знати. Сенаторы, всадники, куриалы (магистраты и должностные лица) условно объединились в единое сословие «почтенных»: они были освобождены от общественных и государственных повинностей, пользовались привилегиями в одежде, в общественном быту. Все прочие относились к сословию «преклоненных».

Неполноправные категории жителей

Состояние римского гражданства было – для общества, которое охватывалось римским государством – как бы идеалом полноты политических и гражданских возможностей жителя. Стремление к этому состоянию составило важный элемент общественной борьбы, а приближение правового положения других групп населения к полноправным гражданам – орудием политики, особенно используемым в годы смут.

Помимо собственно римского, существовала категория латинского гражданства. Первоначально латинами обозначали только жителей центральной области вокруг Рима – Лациума; они первыми признали над собой господство Рима и в V – начале IV в. до н. э. были на положении союзников. Это предоставляло им статус граждан, близких, но не равных римским: право участвовать в торговом и гражданском обороте, вступать в законный брак. Поселившись в Риме, они могли получить и полное римское гражданство без специальных формальностей. Это давало им возможность принимать участие в деятельности народных собраний, но избираться магистратами они не могли. С сер. III в. до н. э. (с 268 г.) статус латина стал условным, без этнической и географической привязанности. Его стали давать всем италийским, а потом и неиталийским областям, признавшим власть Рима и получившим от него право автономии. Эти латины (в отличие от первоначальных, называемых древними) приобретали только право участия в торговом и гражданском обороте и, по специальным разрешениям, права законного брака. Они несли повинности в пользу Рима (воинскую в особых войсках). После Союзнических войн, в начале I в. до н. э. специальными законами всем латинам было даровано полное римское гражданство, исключая возможность быть избранным в высшие магистраты (что основывалось даже более не на праве, а на традиции и на привилегиях нобилитета).

Наиболее многочисленную группу населения Римского государства составляли жители внеиталийских областей и стран, сохранивших административную автономию и заключивших с Римом особые договоры о федерации (foedus). По своему основанию такие союзы бывали справедливыми, когда территория добровольно признавала власть Рима, и несправедливыми, когда население было подчинено после военной победы над ним. Жители этой категории сохраняли собственное гражданство и, как дружественные граждане, получали государственное покровительство Рима и правовую охрану. Они не пользовались никакими правами римских граждан, но за ними признавались на основе общенародного права (jus gentium) права участия в торговом обороте, заключения брака, возбуждения исков в суде. Эта категория свободных жителей получила название перегринов (от peregrini – «из-за поля»). В период ранней империи сложилась практика, согласно которой жители, избранные в провинциальные магистраты, тем самым приобретали и римское гражданство. В 212 г. конституцией имп. Каракаллы всем имевшим статус перегринов и не подлежавших обложению налогами в своих общинах было предоставлено единое римское гражданство (исключая право выбора магистратов, впрочем, практически утратившее к тому времени свое значение в Риме). Эта унификация имела важное значение для формирования нового правового статуса гражданина-подданного единой Римской империи. Однако реально конституция коснулась очень немногочисленной прослойки провинциальной знати (например, в Египте практически никто не получил этих прав гражданства).

Особую прослойку перегринов составляли так называемые «сдавшиеся» (peregrini deditii) – жители областей или общин, враждебных Риму и покоренных им с ликвидацией там собственных политических и административных институтов. В правовом смысле они вообще не имели гражданства – ни у себя, ни в других областях империи, хотя и не были абсолютно бесправными и пользовались судебной защитой. Конституция 212 г. никак не повлияла на их правовое положение, которое изменилось только к концу IV в. в направлении слияния с правовым статусом варваров в империи.

Положение иностранцев в Римском государстве и в период республики, и в период империи было своеобразно. Если они не принадлежали к одной из определенных правовых категорий (латинов, перегринов и т. д.), то в мирное время их рассматривали как «ничейную вещь», и любой мог захватить в свое распоряжение и личность, и собственность иностранца; в военное время положение ухудшалось: иностранцы становились врагами (hostis), и любой мог произвольно расправиться с ними, если они не вступали под покровительство римлянина.

Внутри самой римской общины также были свои категории, далеко не тождественные состоянию полноправного римского гражданина.

Неимущие или малоимущие граждане образовывали сословную категорию пролетариев – так называли тех, кто не подпадал под самый низший, 5-й класс имущественного ценза. Они обладали всеми частными и гражданскими правами, однако политические права их были ограничены: право голоса в собраниях принадлежало им всем в совокупности, а не отдельно каждому гражданину, они не имели возможности и избираться магистратами. Так же в целом на пролетариев возлагались воинская и другие общественные обязанности.

Особое сословие составляли вольноотпущенники (libertini) – бывшие рабы (положение которых принципиально отличалось от граждан – см. ниже), отпущенные на свободу своими господами. Вольноотпущенники были одной из самых старых в Риме категорий неполноправного гражданства: с введением в V в. до н. э. новой трибутной и центуриатной организации в трибы и центурии стали записывать вольноотпущенников. Им было предоставлено право участвовать в центуриатных комициях, однако голосовать в трибутных собраниях вольноотпущенники не могли, не имели они и права избираться магистратами. Только в начале I в. до н. э. вольноотпущенников стали брать на военную службу. Прав заключать законный брак они также не имели. Некоторые смягчения правовых требований произошло только в I в., когда в 19 г. на них были распространены права латинских граждан. В период империи вольноотпущенникам было предоставлено право записываться по цензу в высшие сословия (богатеющий и не несущий никаких гражданских обязанностей вольноотпущенник-паразит стал излюбленным персонажем римских сатир этого времени); однако пределом возможностей было сословие всадников, доступ в сенаторы для бывших рабов был закрыт.

В частной и гражданской жизни вольноотпущенник сохранял отношения подопечного к своему бывшему хозяину-патрону. Он обязан был оказывать ему материальные (или ремесленные) услуги, сохранять почтение к патрону, не имел права вчинять иски бывшему хозяину о личных оскорблениях и т. д. За «неблагодарность» вольноотпущенник снова мог быть объявлен рабом прежнего хозяина. Связи с прежними хозяевами были настолько значительны, что в III в. было признано, что вольноотпущенники считаются полноценными членами фамилии хозяина, соответственно приобретая и некоторые наследственные права.

В период империи резкость правовых отличий между категориями неполноправных граждан несколько сглаживается.. Вместе с тем эпоха христианства, признанного с IV в. официальной религией империи, принесла свои разграничения в правах граждан. Сформировались новые, ранее праву не известные категории жителей. Так, от полноправных граждан по религиозным мотивам стали отграничиваться: язычники и евреи – они не могли занимать общественных и государственных должностей, обладать рабами-христианами, вступать в законные браки; вероотступники, которые не могли выступать свидетелями в судах, наследовать имущества; еретики, т. е. проявившие отклонения в вере и обрядах, но в общих рамках христианства, – такие подлежали ограничению в гражданских правах, не могли наследовать имущества, и после них имущество не наследовалось семьей, а шло в пользу церкви или государства.

Несвободное население

Из рабского состояния можно было выйти только законным способом: или особо формальным отпуском на волю, или если господин при новом цензе вносил раба в него как самостоятельную персону, или путем завещания. Отпущенные из рабства становились вольноотпущенниками – теоретически впоследствии они могли стать и полноправными римскими гражданами. Однако на этом пути стояло много особых правовых правил. В частности, в 40 г. было запрещено давать римское гражданство рабам, ранее наказанным за преступления.

В период империи положение рабов морально, а затем и в правовом смысле улучшается. Получают признание брачные связи рабов, вплоть до того, что это становится новым источником рабства: римская гражданка, вышедшая замуж за раба, становилась рабыней. Рядом законов было запрещено без ведома магистратов отдавать рабов для боя со зверями в цирке, вообще убивать своих рабов – с 312 г. убийство раба стало приравниваться к убийству свободного, разрешалось рабам жаловаться на жестокость своих господ. Упростилась процедура отпуска рабов на волю: с началом христианства это можно было производить в церкви, а с VI в. – частным актом в присутствии 5 свидетелей. Однако вводилось и немало ограничений на то, чтобы не отпускали на волю слишком много рабов разом или всех рабов семьи.

Раб мог иметь в своем обладании особое имущество – пекулий, данный ему господином. В рамках этого пекулия раб мог совершать сделки, отвечать по обязательствам. Господин мог отозвать пекулий, но только по важным мотивам. С течением времени пекулий становился как бы наследственным владением семьи раба. Когда с I в. до н. э. рабство в Риме сделалось все менее экономически выгодным и все более социально опасным и возросло число свободных крестьян-землевладельцев, практика перевода рабов на пекулий и изменения их положения стала все более распространенной. Рабов сохраняли или в домашнем хозяйстве, или как специалистов (писцов, переводчиков, ремесленников и т. п.). Так формировалось новое социально-правовое явление колонат, характерное для последующих столетий.

В период империи, особенно при императоре Константине, на положение колонов было обращено особое законодательное внимание. Из них стали брать рекрутов в армию, и для государства стало небезразличным положение этого сословия. В 332 г. было введено уголовное наказание за побеги колонов с земли, к которой они были прикреплены. С 366 г. запрещалось продавать колонов, как рабов, без земли.

Колонат изменил общий социально-правовой уклад поздней Римской империи. Место рабов как основных аграрных производителей заняли полусвободные земледельцы, стоявшие в совершенно иных правовых отношениях к собственникам земли, работавшие самостоятельно и пользовавшиеся, хотя и частично, плодами своего труда. Сократилось и количество свободных крестьян-земледельцев. На место прежней, весьма дробной иерархии категорий гражданства, полуграждан, полусвободного и совсем несвободного населения сложилась упрощенная социальная система, где класс примерно равных друг другу свободных граждан (исключая особую прослойку знати) противостоял новой категории полусвободных земледельцев, обладавших урезанным, но самостоятельным личным статусом. Эта новая система стала социальным фоном не только политической эволюции римской монархии, но и формирования на ее историческом месте нового социального и политического строя.

Источник

Какие общественные отношения складывались в римском полисе

Подробное решение параграф § 6 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

республика – форма правления, при которой государством управляют выборные органы власти;

патриции – в период ранней республики высший слой римского общества, жёстко противостоявший плебеям, данный слой происходит по разным версиям либо от младших потомков сенаторов, либо от все первых римских граждан, противостоявшим последующим пришельцам из других полисов;

плебеи – в период ранней республики низший слой римского общества, жёстко противостоявший патрициям, но в период поздней республики часть плебеев вместе с патрициями пополнили нобилитет; данный слой произошёл либо от низших слоёв первых граждан, либо от потомков чужеземцев (в таком случае это аналог метеков и тогда понятно их ограничение в правах);

плебисцит – голосование плебейского народного собрания, решения которого имели силу законов.

1. Определите критерий, который лежит в основе периодизации истории Древнего Рима.

Римская история подразделяется на периоды в зависимости от формы правления: от монархии к республике, потом к единоличной власти при видимом сохранении республиканских институтов (принципату) и снова к настоящей монархии с обожествлением правителя (доминату).

И только разделение ранней и поздней республики происходит по другому принципу. Сведения дошедших до нас трудов римских историков восходят к их предшественникам, самые ранние из которых были современниками Пунических войн. Потому именно с Пунических войн и начинается Поздняя республика – сведения про её историю считаются более достоверными. Кроме того, именно со времён Пунических войн Римская республика приобретает первые земли за пределами Апеннинского полуострова, то есть именно тогда она стала превращаться в Средиземноморскую державу.

2. Почему раннюю Римскую республику можно назвать аристократической?

Большую часть периода ранней республики правил патрициат, плебеи боролись за свои права, но долго не могли получить даже формального права избираться на высшие государственные должности, а когда получили его, долго не могли реализовать. Патриции в то время были богатой немногочисленной верхушкой гражданского коллектива. Это позже править стал нобилитет, то есть группа богатейших родов из среды как патрициев, так и плебеев. В период ранней республики богатых плебеев не было. Звание патриция передавалось по наследству, то есть они являлись настоящей аристократии. Потому и республику во время их правления вполне можно назвать аристократической.

3. Составьте схему управления Римской республикой к III в. до н.э. Есть ли сходство Римской республики с формами государственного устройства Греции? Своё мнение обоснуйте.

какие общественные отношения складывались в римском полисе

Римской республикой управлял сенат, который соответствовал совету 500 в Афинах, герусии в Спарте и другим соответствующим аналогам совета старейшин в греческих полисах. Римский сенат со временем стал формироваться из завершивших исполнение своих полномочий магистратов, но принципы пополнения подобных советов в разных полисах были разными, единого правила в этом отношении не существовало.

Высшей исполнительной властью обладали два консула, так же, как два царя в Спарте, коллегия стратегов в Афинах и т.д.

Рим, как и греческие полисы выработал также другие нижестоящие и специализированные магистратуры, выборные, как и высшие.

Исключительно римским была чрезвычайная магистратура диктатора: решения о назначении диктатора принимал сенат, а консул, у которого в этот день были властные полномочия, назначал конкретного человека на эту должность, диктатор же назначал начальника конницы, который также обладал широкими полномочиями. Также и народные трибуны не имеют аналога. Но и во многих греческих полисах были особые должности, в других полисах аналогов не имевшие.

Римское народное собрание, как и греческие обладало большой властью. При этом народ, как и в греческих полисах, был разделён на имущественные классы.

Таким образом, Рим был нормальным полисом, больше олигархическим из-за главенствующей роли сената в управлении и патрициев, а позже нобилитета в политической жизни.

4. Составьте хронологическую таблицу римских завоеваний (см. карту на с. 87). На какой период приходится пик завоеваний?

К 264 году до н.э. практически весь Апеннинский полуостров подчинился римской власти.

До образования империи Рим владел почти всеми берегам Средиземного моря.

После образования империи (в основном в первый век её существования) Рим покорил, часть Британии, часть Германии оставшийся эллинистический мир, за исключением тех царство, которые попали под власть Парфии. После этого началось многовековое противостояние с парфянским, а позже Сасанидским Ираном, которое унаследует ещё Византия.

Таким образом, больше всего земель Рим получил во время поздней республики. Тогда он подчинили не только очень обширные, но и весьма важные и доходные территории, давно цивилизованные. Следует также учитывать, что многое, формально вошедшее в состав римского государства уже в эпоху империи, фактически подчинялось римлянам ещё во время республики, просто на правах вассальных государств. Примерами служат Египет, царства наследников Ирода Великого в Палестине и т.д.

5. Когда и в связи с какими событиями рабство приобретает в Риме широкий размах и классические формы? Охарактеризуйте это явление. Когда и в связи с чем оно приходит в упадок?

Рабство получает широкий размах в связи с масштабными завоеваниями периода поздней республики. Почти все войны приносили пленников, то есть новых рабов. Рабских рынок был перенасыщен, каждое хозяйство покупало множество рабов и не ценило их, потому что с относительной лёгкостью могло приобрести новых. Тогда их особо выгодно стали использовать на товарных производствах – ведь в отличии от наёмных свободных людей, их труд ничего не почти стоил (за исключением расходов на их питание), но приносил прибыль.

Но когда в эпоху империи войн стало меньше, уменьшился и приток рабов. Потому цена на невольников возросла. Имеющихся начали ценить. В хозяйствах стали преобладать невольники не купленные, а в этих же хозяйствах и рождённые от предыдущего поколения рабов. Соответственно, отношение стало более человечным, чтобы дать детям вырасти, а взрослым работать до старости.

6. В чем проявился кризис республиканского строя? Какой выход из сложившейся ситуации был найден?

Кризис проявился в обезземеливании широких масс граждан. Город также не мог предоставить всем им работу. Они стали мощной политической силой, готовой поддержать фактически любого, кому удавалось их подкупить щедрыми раздачами и не менее щедрыми обещаниями.

Гораздо хуже было то, что у большинства граждан уже не было денег для покупки военного снаряжения. Армия отныне снаряжалась за счёт государства. Она стала профессиональной, перестав был ополчением граждан, потому преследовала собственные интересы. Кроме того, в государстве не было чёткого механизма награждения солдат, это во многом зависело от успеха политической игры их полководца. Соответственно, солдаты были рады помочь ему в этой игре. Именно армия под руководством Суллы нанесла республике смертельную рану, а потом под руководство I и II триумвиратов её уничтожила.

Выход был найден, когда руководителем государства (фактическим) и руководителем армии (по крайней мере, формальным) стал один человек. Важно было то, что именно от его имени вознаграждали солдат за службу по чётко определённой процедуре.

1. Используя модель греческого полиса, докажите его сходство с римской гражданской общиной. Результаты работы оформите в таблицу.

какие общественные отношения складывались в римском полисе

2. Какие преимущества давало римское гражданство и какие обязательства оно накладывало на человека?

— только римские граждане могли избираться в органы управления республикой;

— после окончания исполнения основных полномочий, сенат назначал бывших магистратов управлять провинциями – эти должности могли занимать только граждане;

— только римские граждане влияли на государственную политику через народное собрание;

— римских граждан могли судить только римские граждане, причём они почти всегда (за исключением кратких периодов диктатур) могла аппелировать к народному собранию;

— неграждане платили гораздо большие налоги в римскую казну;

— в случае переезда в провинцию, граждане получали большие преимущества перед провинциалами.

— обязанность службы в армии (но уже во времена последнего периода ранней республики туда не призывались поголовно все граждане);

— участие в управление государством было не только правом, но и обязанностью.

3. Есть ли сходство кризиса римской гражданской общины с кризисом полиса в Греции? Обоснуйте своё мнение.

Сходство здесь прямое. В обоих случаях причиной кризиса было разорение значительной части граждан, прежде всего, их обезземеливание. Причём в обоих случаях это произошло под влиянием войн, только греческие полисы ту или иную войну проигрывали, Рим все их выигрывал, но воздействие продолжительных боевых действий всё равно оказалось пагубным.

4. Подумайте, было ли неизбежным установление в I в. до н.э. в Риме диктатуры (в перспективе и монархии) и какие обстоятельства этому способствовали.

Установлению диктатуры способствовало то, что армия стала профессиональной, и благополучие солдат зависело от политических успехов их полководцев. В свою очередь на это пришлось пойти из-за разорения основной массы граждан. Соответственно, такого развития событий можно было избежать, устроив земельные раздачи и стимулировав востребованность труда мелких ремесленников. Большую роль в этом могли сыграть реформы Гракхов, они способны были стать началом возрождения республики. Но для этого знати требовалось поступиться своими интересами как земельными, так и торговыми. Она на это не пошла, в частности, обвинив Гракхов в стремлении к установлению царской власти и убив вначале одного из братьев, а позже и второго. То есть из-за нежелания пары поколения нобилитета поступиться частью своих интересов, все остальные поколения их потомков были вынуждены подчиняться единоличным правителям, среди которых встречались и самодуры вроде Калигулы, причём самодурство их обрушивалось, прежде всего, на ближайшее окружение, то есть на нобилитет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *