Какое определение соответствует понятию охрана труда
Какое определение соответствует понятию охрана труда
Понятие охраны труда
В статье разберем, что такое охрана труда, определение охраны труда, кто такой специалист по охране труда и как получить образование по этому направлению.
Охрана труда — это комплекс мероприятий, направленный на сохранение жизни и здоровья россиян в ходе выполнения ими профессиональных обязанностей.
Охрана труда это определение приведено в ст. 209 ТК. Учитывая важность задачи, управлением ОТ государство занимается самостоятельно (ст. 210, 216 ТК).
В ст. 210 ТК РФ приводится перечень основных направлений трудоохранной госполитики. Всего этих направлений 20. На первое место вынесены мероприятия по обеспечению сохранения жизни и здоровья сотрудников.
Все перечисленные в 210 статье принципы ОТ можно разделить на 3 группы:
Кто такой специалист по охране труда
Специалист по охране туда — это наемный работник, который занимается охраной труда в организации.
В небольших компаниях достаточно одного специалиста по охране труда. Если работодатель не хочет нанимать специалиста по ОТ, ему следует заниматься охраной труда самому или поручить ее сотруднику (ст. 217 ТК). Есть вариант передать эту работу на аутсорсинг.
На больших предприятиях при штате более 50 человек создается служба охраны труда. Подробнее читайте здесь: Организация охраны труда на предприятии.
Как стать специалистом по охране труда
Чтобы стать специалистом по охране труда, надо пройти соответствующее обучение.
Специалистом по ОТ можно стать:
Для руководителей организаций, вынужденных разбираться, что это такое – охрана труда, в связи с тем, что они сами планируют заниматься этой работой, существуют специальные 40-часовые курсы обучения и проверки знаний требований охраны труда. Их можно проходить дистанционно.
Не реже 1 раза в 5 лет специалисты по ОТ должны проходить повышение квалификации. Это необходимо, чтобы занятые повседневной рутиной специалисты помнили не только определение охрана труда и связанные с особенностями их деятельности НПА, а расширяли кругозор, вовремя получали информацию о новых НПА, делились опытом, могли задать волнующие их вопросы профильным специалистам. Это обучение длится 72 часа, его можно проходить очно или дистанционно.
Когда специалист по ОТ приходит к руководству утверждать план мероприятий, проведения которых требует понятие охрана труда, ему задают вопрос: «А что нам будет, если мы этого не будем делать?». Поэтому специалисту по ОТ следует быть компетентным и в этом вопросе. Все виды ответственности по этому пункту приведены в 419 ТК.
Разные аспекты админответственности приведены в ст. 5.27.1 КоАП, а уголовной – в ст. 143 и ст. 215–219 УК РФ. Уголовная ответственность может быть возложена только на физлиц – работника компании, ее руководителя. На этот вопрос может ответить также юрист, но чаще всего его задают именно специалисту по ОТ. Чтобы быть компетентным в как можно большем количестве направлений (или обоснованно отказываться от «не вашей» работы), нужно своевременно обучаться, расширять профессиональный кругозор и повышать квалификацию.
Что такое охрана труда – границы определения
Поскольку трудоохранная деятельность курируется государством, под действие определения, что такое охрана труда как система, включаются лишь:
На остальные сферы деятельности, приносящие работодателю прибыль, понятие охраны труда не распространяется:
Полезные определения для создания системы управления охраной труда
Несмотря на то, что определение, что же такое охрана труда, закреплено на государственном уровне, многие компании (особенно с иностранным участием) стремятся переделать отечественные понятия охраны труда под иностранные стандарты. В некоторых случаях это возможно, в других это недопустимо. Охрана труда это определение должно оставаться именно таким, как прописано в законодательстве РФ. Например:
Как именно работодателю организовывать мероприятия, которые включает понятие охраны труда, рассказано в 212 ст. ТК. В ней приведены 23 пункта, требования которых должен выполнить работодатель, чтобы у него было «все в порядке с ОТ».
Знать определение охраны труда и как такие требования реализуются в ежедневных производственных процессах, должен и работник. Ему следует:
В мировом масштабе, что такое охрана труда и другие связанные с охраной труда определения, устанавливает МОТ – международная организация труда, входящая в состав ООН. Эта организация разрабатывает международные нормы, которые способствуют защите трудовых прав, повышают соцзащищенность трудящихся, устраняют гендерную дискриминацию в области профессиональной деятельности, выполняют другие задачи.
Итак, из этой статьи вы узнали, что это такое – охрана труда, что охрана труда это определение очень конкретное, кто управляет ОТ в России, что входит в это понятие, а что – нет, как правильно прописать систему управления охраной труда, где и как обучиться на специалиста по ОТ, где узнать об ответственности за несоблюдение требований ОТ.
Охрана труда
Охрана труда – комплекс мер для сохранения жизни и здоровья работников в процессе работы.
Перечень документов по охране труда
В организации по охране труда должны заполняться следующие документы:
приказ о создании службы охраны труда;
положение о службе охраны труда;
должностные инструкции работников;
комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;
перечень инструкций по охране труда по должностям, профессиям или видам работ;
инструкции по охране труда;
журнал учета инструкций по охране труда и журнал учета выдачи инструкций по охране труда;
журнал регистрации вводного инструктажа, программа вводного инструктажа.
протоколы проверки знаний рабочих по безопасности труда, удостоверения, журналы регистрации протоколов и удостоверений;
личные карточки учета выдаваемых СИЗ;
журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
сведения о прохождении медицинских осмотров работников;
материалы по специальной оценке условий труда;
Ответственное лицо за охрану труда
Ответственным лицом за охрану труда в компаниях до пятидесяти человек является работодатель или его уполномоченный сотрудник.
Если предприятие имеет более пятидесяти сотрудников, то работодатель обязан нанять специалиста по охране труда (если 50-70 человек, то можно нанимать на неполную ставку)
Ответственный за охрану труда человек (специалист) должен контролировать и поддерживать порядок на законодательном уровне.
Такой работник наравне с руководителем несет ответственность за состояние и условия охраны труда конкретно на рабочих местах и при выполнении определенных работ.
Инструктажи работников по охране труда
Все работники должны проходить инструктажи по охране труда. Существует 5 видов инструктажей:
Вводный инструктаж
Вводный инструктаж проводится для людей, которые только что были приняты на работу. Такой инструктаж проводится в первый рабочий день.
После проведения инструктажа проводится устная проверка знаний по безопасной работе. После этого информация о работнике вносится в журнал и личную карточку прохождения обучения сотрудников при наличии.
Первичный инструктаж
Первичный инструктаж проводится на рабочем месте:
вновь принятым в организацию работникам;
переведенным с других подразделений;
командированным на новом месте работы;
Первичный инструктаж должны проходить и люди, с которыми организация заключила гражданско-правовой договор.
Работник должен пройти первичный инструктаж до того, как он начнет выполнять самостоятельную работу. Первичный инструктаж проводит непосредственный руководитель (мастер, прораб, преподаватель).
После окончания первичного инструктажа проводится устная проверка полученных знаний работника. О чем делается соответствующая запись в журнале первичного инструктажа.
Если работник не прошел проверку знаний, то его нельзя допускать к самостоятельной работе.
Повторный инструктаж
Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в полгода для всех работников, которые проходили первичный инструктаж.
Инструктаж проводит непосредственный руководитель. Повторный инструктаж проводится аналогично первичному. Он также завершается устной проверкой полученных знаний.
Запись о прохождении повторного инструктажа и проверки знаний делается в соответствующем журнале.
Внеплановый инструктаж
Внеплановый инструктаж проводится при следующих обстоятельствах:
введение в действие нормативных правовых актов, по охране труда;
изменение технологических процессов или модернизация оборудования;
при несчастном случае на производстве или производственной аварии;
по требованию о проведении внепланового инструктажа от госорганов;
по решению работодателя.
Внеплановый инструктаж можно провести индивидуально или с группой работников одной профессии. Он проводится аналогично первичному инструктажу на рабочем месте.
После инструктажа работники проходят устную проверку приобретенных знаний и навыков.
По окончании внепланового инструктажа в журнал регистрации инструктажа вносятся:
дата его проведения;
запись о его проведении с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего.
Целевой инструктаж
Целевой инструктаж проводится при следующих условиях:
при выполнении разовых работ;
при выполнении работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий;
при выполнении работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы;
при проведении в организации массовых мероприятий.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Статья 209 ТК РФ. Основные понятия (действующая редакция)
Комментарий к ст. 209 ТК РФ
1. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Раздел X ТК объединяет нормы института охраны труда, которые закрепили: основные направления государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда; требования охраны труда; право работников на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и его гарантии; меры по обеспечению охраны труда.
В комментируемой статье раскрывается содержание основных понятий, используемых в процессе обеспечения безопасных условий труда для работников. Закрепление в ТК основных понятий института охраны труда играет большую роль для правильного понимания и применения законодательства об охране труда, а также для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию условий охраны труда.
Закрепление в ТК основополагающего понятия «охрана труда», определяемого как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об охране труда как о многогранной деятельности государства и работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников. Понятием охраны труда охватываются как правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения, так и комплекс фактических мероприятий, направленных на реализацию права каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, сохранение жизни и здоровья работников.
2. Определение в ст. 209 ТК понятий «условия труда», «вредный производственный фактор», «опасный производственный фактор», «безопасные условия труда», «рабочее место», «средства индивидуальной и коллективной защиты работников», «система управления охраной труда», «производственная деятельность», «требования охраны труда», «государственная экспертиза условий труда», «стандарты безопасности труда», «профессиональный риск», «управление профессиональными рисками» не исключает, однако, необходимости использования и других нормативных актов, раскрывающих содержание этих основных понятий.
Так, например, содержание понятия «условия труда» станет более ясным, если обратиться к положениям Закона о специальной оценке условий труда, в которых закрепляется классификация условий труда, раскрываются понятия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ст. ст. 13, 14).
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Допустимыми условиями труда (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровней, установленных нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Опасными условиями труда (4-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Содержание понятий «вредные и (или) опасные факторы производственной среды» и «вредные и (или) опасные факторы трудового процесса» раскрываются в ст. 13 Закона о специальной оценке условий труда. Так, к вредным и (или) опасным факторам производственной среды отнесены:
К безопасным условиям труда относят оптимальные условия труда. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Закрепление в ст. 209 ТК таких основных понятий, как «требования охраны труда» и «государственная экспертиза условий труда», способствует лучшему пониманию ст. ст. 211, 215 и 216 ТК и др. О возможности дополнительного использования нормативных актов, раскрывающих содержание этих понятий, будет сказано при комментировании указанных статей ТК.
3. В комментируемой статье раскрывается содержание понятия «стандарты безопасности труда». Поскольку ряд стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), регламентирующих порядок обучения по охране труда, системы управления охраной труда и т.п. были выведены из сферы действия Закона о техническом регулировании и их юридический статус оказался не определен, закрепление в ТК указанного понятия и уточнения об отнесении стандартов безопасности труда к государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 3 ст. 211 ТК) позволило придать им статус обязательных к применению.
4. Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ в комментируемую статью введено понятие «система управления охраной труда». Раскрыть содержание данного понятия позволяют положения иных актов, в том числе стандартов безопасности труда.
Положения данного Стандарта соответствуют принципам МОТ, изложенным в Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». Целью межгосударственного стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.
В Российской Федерации приняты национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению», которые позволяют использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях.
Положения этих Стандартов раскрывают содержание понятия «система управления охраной труда». Так, в соответствии с ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» система управления охраной труда характеризуется границами, наличием основных элементов, иерархичностью построения элементов системы, их связями и взаимодействием, а также связью с внешней средой. Она определяет концепцию (политику) охраны труда, организационную структуру, планирование мероприятий, ответственность, практические действия, процедуры, процессы и ресурсы для достижения целей обеспечения требуемой охраны труда, а также процедуры анализа результативности и совершенствования системы (п. 4.1.1).
Согласно положениям ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению» система управления охраной труда на малых предприятиях включает в себя предварительный анализ состояния охраны труда в организации, планирование системы управления охраной труда, разработку и применение системы управления охраной труда, проверку этой системы и анализ ее функционирования (п. 4).
Частью 8 комментируемой статьи предусмотрено утверждение Типового положения о системе управления охраной труда, нормы которого также будут способствовать уяснению понятия «система управления охраной труда». Указанное положение должно быть утверждено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтрудом России), с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5. Одним из элементов системы управления охраной труда является управление профессиональными рисками. Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ в комментируемую статью введены такие понятия в сфере охраны труда, как «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». Введение этих понятий создает законодательную базу для наиболее полной реализации ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (см. Федеральный закон от 04.10.2010 N 265-ФЗ «О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)»).
В настоящее время оценка профессионального риска практически во всех странах мира и международных организациях рассматривается в качестве главного механизма разработки и принятия управленческих решений как на международном, государственном или региональном уровнях, так и на уровнях отдельного производства, отдельного рабочего места, потенциального источника вредного воздействия на организм работника.
В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351, в числе основных задач демографической политики государства указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков).
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, для решения задачи по созданию условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагается совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства.
В целях создания механизма управления профессиональными рисками в последние годы проводится значительная работа по приведению Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов в соответствие с новым порядком организации охраны труда в производственных организациях, вызванных к жизни переходом к управлению профессиональными рисками. В частности, только в 2011 году в раздел «Охрана труда» ТК РФ федеральными законами было внесено 15 изменений и дополнений.
В последние годы разработано значительное количество нормативных правовых актов: утверждены новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда, прохождения работниками обязательных медицинских осмотров, аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и др.
Охрана труда охватывает практически все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д. и т.п.
Для целей законодательства об охране труда используются ( ст. 209 ТК РФ) следующие основные понятия:
Унификация применяемых в ТК РФ основных понятий является непременным условием их правильного и единообразного применения как работодателями и работниками, так и органами государственного управления, судами и т.д. Вместе с тем, что не менее важно, унификация понятий является условием разработки и единообразного применения государственных нормативных требований охраны труда.
Любое законодательство может быть достаточно эффективным, если первоначально будут четко определены цель, на достижение которой оно направлено, и стоящие перед обществом задачи, решение которых может обеспечить достижение этой цели.
Цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда направлена на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено ст. 210 ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику. В указанной статье приводится 20 основных направлений государственной политики в области охраны труда работников:
— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
— принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
— государственное управление охраной труда ( ст. 216 ТК РФ);
— федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда ( глава 57 ТК РФ);
— государственная экспертиза условий труда ( ст. 216.1 ТК РФ);
— установления порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требования охраны труда;
— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда ( ст. 370 ТК РФ);
— профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ( ст. 227-231 ТК РФ);
— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
— координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
— распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
— участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
— подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации ( ст. 225 ТК РФ);
— организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
— обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
— международное сотрудничество в области охраны труда;
— проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
Статьей 210 ТК РФ установлено, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Государство осуществляет управление системой охраны труда путем проведения следующих мероприятий:
— введения государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
— введения государственной экспертизы условий труда;
— установления порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
— содействия общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда (в этом абзаце, видимо, следовало записать, что содействие оказывается не какому-то абстрактному общественному контролю, но профсоюзным органам работников, осуществляющим такой контроль).
Охрана труда
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. [1]
Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:
1. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений
2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда. (ГОСТ 12.0.002-80)
Содержание
Элементы системы
Необходимо отметить, что охрану труда нельзя отождествлять с техникой безопасности, производственной санитарией, гигиеной труда, ибо они являются элементами охраны труда, её составными частями. Таким образом в состав системы охраны труда входят следующие элементы:
Термины охраны труда
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
Рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
Производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.
Аварийная ситуация — ситуация, которая может привести к поломке деталей и травмированию работающего (ГОСТ 12.2.009-99).
Безопасное расстояние — наименьшее расстояние между человеком и источником опасного и вредного производственного фактора, при котором человек находится вне опасной зоны (ГОСТ 12.0.002.80)
Безопасность — состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне (ГОСТ Р 12.0.006-2002)
Безопасность производственного оборудования— свойства производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.0.002.80).
Безопасные условия труда — состояние условий труда, при котором воздействие на работающего вредных и(или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Требования охраны труда
Государственные нормативные требования охраны труда устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности
В соответствии с российским законодательством (ст.212 ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и ОТ возлагаются на работодателя, конкретно — на первое лицо предприятия. Каждый работник обязан (ст. 214 ТК РФ):
Кроме обязанностей, каждый работник имеет права и гарантии права на безопасные и здоровые условия труда, которые сформулированы в российском законодательстве.
Гарантии права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ, состоят, в частности, в том, что:
Охрана труда в России
В России государственный контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти (в пределах своих полномочий).
Другими надзирающими органами являются: федеральный горный и промышленный надзор, федеральный надзор Российской Федерации по ядерной и радиационной безопасности, государственная инспекция безопасности дорожного движения, органы юстиции и т. д.
Ответственность за нарушение требований охраны труда
Лица, виновные в нарушении требований ОТ, невыполнении обязательств по ОТ, предусмотренных договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов госнадзора и контроля за соблюдением требований ОТ, а также органов общественного контроля, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Различают следующие виды дисциплинарных взысканий:
К административным взысканиям за нарушение требований ОТ относятся административный штраф и дисквалификация.
Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда предусматривает следующие виды наказаний:
Правила и инструкции по охране труда
Министерство труда Российской Федерации от 17.12. 2002 года постановлением № 80 утвердило Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда. Данным документом установлен порядок разработки, согласования, утверждения, учета, издания, распространения, отмены правил и инструкций по охране труда, установлены требования к их построению, содержанию, оформлению и обозначению, порядок их проверки, пересмотра и обеспечения ими предприятий, а также надзор и контроль за их соблюдением.
Правила по охране труда не исключают действия стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), строительных и санитарных норм и правил, а также правил, норм безопасности, утвержденных федеральными надзорами России, и не должны противоречить этим документам.
Правила по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производств и т. д.
Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Министерством труда Российской Федерации, а отраслевые правила — соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.
Правила по охране труда утверждаются на определенный срок действия или без ограничения этого срока.
Инструкция по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.
Инструкции по охране труда могут быть типовыми (отраслевыми или межотраслевыми) и для работников предприятий (для отдельных должностей, профессий и видов работ).
Типовые инструкции утверждаются федеральными органами исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.
В качестве типовой инструкции данной отрасли может быть использована типовая инструкция другой отрасли для работников соответствующих профессий (видов работ) с согласия федерального органа исполнительной власти, утвердившего указанную инструкцию.
Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников по должностям (директор, главный бухгалтер, экономист, менеджер по персоналу и др.), отдельным профессиям (электросварщики, станочники, слесари, электромонтеры, уборщицы, лаборанты, доярки и др.), так и на отдельные виды работ (работа на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и др.). В соответствии с судебной практикой целесообразно организовать разработку инструкций по должностям согласно утвержденному работодателем штатному расписанию.
Типовая инструкция для работников должна содержать следующие разделы:
При необходимости в инструкцию можно включать дополнительные разделы.
Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов и безопасную эксплуатацию оборудования.
Инструкции для работников всех должностей утверждаются руководителем предприятия после согласования с соответствующим профсоюзным органом (или иным выборным органом) и службой охраны труда, а в случае необходимости и с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.
Инструкции могут быть выданы работникам на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.
Изучение инструкций для работников обеспечивается работодателем. Требования инструкций являются обязательными для работников. Невыполнение этих требований должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины.
Организация работы с персоналом по охране труда
Работа с персоналом по охране труда является одним из основных направлений производственной деятельности, обеспечивающей безопасность, надежность и эффективность работы предприятия, и направлена на решение следующих основных задач:
Аттестация рабочих мест по условиям труда
Трудовой кодекс РФ определил, что аттестация рабочих мест — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Даже если фирма небольшая и не предполагает опасных условий, могущих повлиять на трудоспособность работников, аттестацией рабочих мест пренебрегать не следует. [3] В противном случае организация рискует подвергнуться штрафу в размере от 30 000 до 50 000 рублей или даже приостановлению деятельности на срок до 90 суток.
Глава 33. Охрана труда. Общие положения
Статья 209. Основные понятия
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(часть десятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 206-ФЗ)
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 206-ФЗ)
(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ)
(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ)
Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда;
федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
государственная экспертиза условий труда;
установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
международное сотрудничество в области охраны труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Понятие и основные принципы охраны труда
Понятие охраны труда
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ).
1. Правовые мероприятия по охране труда
Правовые мероприятия по охране труда заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств по обеспечению их соблюдения. Эта система правовых норм основывается на Конституции РФ и включает законы, подзаконные нормативные акты, а также локальные нормативные акты, принимаемые в конкретных организациях.
2. Социально-экономические мероприятия по охране труда
Социально-экономические мероприятия по охране труда включают меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда, установление компенсаций и льгот при выполнении работ во вредных и опасных условиях труда, защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников, обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний и производственных травмах.
3. Организационно-технические мероприятия по охране труда
Организационно-технические мероприятия по охране труда заключаются в создании системы управления охраной труда – единого комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда в конкретной организации и процедуры по достижению этих целей.
4. Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда
Санитарно-гигиенические мероприятия по охране труда заключаются в проведении работ, направленных на снижение уровня воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов с целью обеспечения благоприятных условий труда и предотвращения профессиональных заболеваний.
5. Лечебно-профилактические мероприятия по охране труда
Лечебно-профилактические мероприятия по охране труда включают организацию предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, выдачу молока и лечебно-профилактического питания.
6. Реабилитационные мероприятия по охране труда
Реабилитационные мероприятия по охране труда заключаются в осуществлении комплекса мер, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности работников, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний.
Социальной сущностью охраны труда является поддержание здоровья и трудоспособности экономически активного населения на максимально возможном уровне, а также социальная защита пострадавших на производстве и членов их семей.
Экономической сущностью охраны труда является минимизация потерь общества при осуществлении им производственной деятельности путем предотвращения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Охрана труда может рассматриваться в трех аспектах:
Как институт трудового права охрана труда – это совокупность правовых норм, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда работников.
Как элемент трудового правоотношения охрана труда представляет собой встречные (корреспондирующие друг с другом) права и обязанности работника и работодателя (администрации) по соблюдению требований безопасности труда, безопасной эксплуатации техники и безопасного осуществления технологических процессов.
В качестве субъективного права работников охрана труда состоит в законодательном закреплении такого положения работников, при котором им должны быть обеспечены безопасные и здоровые условия труда. Это право реализуется в конкретных трудовых правоотношениях. Субъективное право каждого работника – право на безопасные и здоровые условия груда при осуществлении той трудовой функции, которую он обязался выполнять по трудовому договору.
В трудовом праве принято понимать охрану труда в широком смысле как всю совокупность норм законодательства о труде, направленных на охрану и защиту трудовых прав работников, их положения в сфере труда.
Основная задача охраны труда – профилактика и предотвращение производственного травматизма, профессиональных заболеваний и минимизация социальных последствий. Другими словами, основная задача охраны труда заключается в том, чтобы обеспечить па каждом рабочем месте социально приемлемый риск.
Основные принципы охраны труда
Основными принципами охраны труда как системы мероприятий являются:
Перечисленные принципы лежат в основе, являются исходными положениями охраны труда и подлежат не только признанию, но и повседневному претворению в жизнь. Их реализация служит гарантом безопасности труда.
Статья 209 ТК РФ. Основные понятия
Комментарии к ст. 209 ТК РФ
1. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Раздел X ТК объединяет нормы института охраны труда, которые закрепили: основные направления государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда; требования охраны труда; право работников на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и его гарантии; меры по обеспечению охраны труда.
В комментируемой статье раскрывается содержание основных понятий, используемых в процессе обеспечения безопасных условий труда для работников. Закрепление в ТК основных понятий института охраны труда играет большую роль для правильного понимания и применения законодательства об охране труда, а также для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию условий охраны труда.
Закрепление в ТК основополагающего понятия «охрана труда», определяемого как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об охране труда как о многогранной деятельности государства и работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников. Понятием охраны труда охватываются как правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения, так и комплекс фактических мероприятий, направленных на реализацию права каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, сохранение жизни и здоровья работников.
2. Определение в ст. 209 ТК понятий «условия труда», «вредный производственный фактор», «опасный производственный фактор», «безопасные условия труда», «рабочее место», «средства индивидуальной и коллективной защиты работников», «система управления охраной труда», «производственная деятельность», «требования охраны труда», «государственная экспертиза условий труда», «стандарты безопасности труда», «профессиональный риск», «управление профессиональными рисками» не исключает, однако, необходимости использования и других нормативных актов, раскрывающих содержание этих основных понятий.
Так, например, содержание понятия «условия труда» станет более ясным, если обратиться к положениям Закона о специальной оценке условий труда, в которых закрепляется классификация условий труда, раскрываются понятия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ст. ст. 13, 14).
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Допустимыми условиями труда (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровней, установленных нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Опасными условиями труда (4-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Содержание понятий «вредные и (или) опасные факторы производственной среды» и «вредные и (или) опасные факторы трудового процесса» раскрываются в ст. 13 Закона о специальной оценке условий труда. Так, к вредным и (или) опасным факторам производственной среды отнесены:
К безопасным условиям труда относят оптимальные условия труда. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Закрепление в ст. 209 ТК таких основных понятий, как «требования охраны труда» и «государственная экспертиза условий труда», способствует лучшему пониманию ст. ст. 211, 215 и 216 ТК и др. О возможности дополнительного использования нормативных актов, раскрывающих содержание этих понятий, будет сказано при комментировании указанных статей ТК.
3. В комментируемой статье раскрывается содержание понятия «стандарты безопасности труда». Поскольку ряд стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), регламентирующих порядок обучения по охране труда, системы управления охраной труда и т.п. были выведены из сферы действия Закона о техническом регулировании и их юридический статус оказался не определен, закрепление в ТК указанного понятия и уточнения об отнесении стандартов безопасности труда к государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 3 ст. 211 ТК) позволило придать им статус обязательных к применению.
4. Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ в комментируемую статью введено понятие «система управления охраной труда». Раскрыть содержание данного понятия позволяют положения иных актов, в том числе стандартов безопасности труда.
Положения данного Стандарта соответствуют принципам МОТ, изложенным в Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». Целью межгосударственного стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.
В Российской Федерации приняты национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению», которые позволяют использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях.
Положения этих Стандартов раскрывают содержание понятия «система управления охраной труда». Так, в соответствии с ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» система управления охраной труда характеризуется границами, наличием основных элементов, иерархичностью построения элементов системы, их связями и взаимодействием, а также связью с внешней средой. Она определяет концепцию (политику) охраны труда, организационную структуру, планирование мероприятий, ответственность, практические действия, процедуры, процессы и ресурсы для достижения целей обеспечения требуемой охраны труда, а также процедуры анализа результативности и совершенствования системы (п. 4.1.1).
Согласно положениям ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению» система управления охраной труда на малых предприятиях включает в себя предварительный анализ состояния охраны труда в организации, планирование системы управления охраной труда, разработку и применение системы управления охраной труда, проверку этой системы и анализ ее функционирования (п. 4).
Частью 8 комментируемой статьи предусмотрено утверждение Типового положения о системе управления охраной труда, нормы которого также будут способствовать уяснению понятия «система управления охраной труда». Указанное положение должно быть утверждено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтрудом России), с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5. Одним из элементов системы управления охраной труда является управление профессиональными рисками. Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ в комментируемую статью введены такие понятия в сфере охраны труда, как «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». Введение этих понятий создает законодательную базу для наиболее полной реализации ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (см. Федеральный закон от 04.10.2010 N 265-ФЗ «О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)»).
В настоящее время оценка профессионального риска практически во всех странах мира и международных организациях рассматривается в качестве главного механизма разработки и принятия управленческих решений как на международном, государственном или региональном уровнях, так и на уровнях отдельного производства, отдельного рабочего места, потенциального источника вредного воздействия на организм работника.
В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351, в числе основных задач демографической политики государства указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков).
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, для решения задачи по созданию условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагается совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства.
Охрана труда от А до Я
Кандидат экономических наук, специалист в области охраны труда со стажем более 8 лет. Пишу, читаю, практикую, обучаю.
В главе 34 ТК РФ, а именно в ст. 212 сказано, что работодатели обязаны обеспечивать охрану труда и заботиться о жизни и здоровье подчиненных, а сотрудники — соблюдать установленные правила. Разберемся, что именно нужно делать, чтобы создать оптимальные условия труда в организации, какие мероприятия проводить и кого назначить ответственным за ОТ.
Что такое охрана труда
Охрана труда на предприятии — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Обычно ОТ рассматривают в трех аспектах: как институт трудового права, элемент трудовых правоотношений и субъективное право работников.
Основная задача охраны труда — предотвращение травматизма на производстве, профилактика профессиональных заболеваний, а также минимизация социальных последствий. В ходе мероприятий на каждом рабочем месте обеспечивают социально-приемлемый или минимальный риск.
Основные мероприятия по охране труда
Правовые мероприятия подразумевают создание системы государственных норм, которая состоит из стандартов безопасности и средств по обеспечению их соблюдения. Система основывается на Конституции, ТК РФ, прочих законных и подзаконных актах.
Социально-экономические мероприятия состоят из мер государственного стимулирования работодателей, которые не нарушают нормы и требования по охране труда. Например, чтобы поддержать ответственных работодателей, разработана дифференциация тарифов на обязательное социальное и пенсионное страхование, предусмотрено возмещение затрат за счет ФСС и т.д.
Фрагмент приложения к приказу №580н
Организационно-технические мероприятия — система, которую разрабатывает работодатель на основе требований законов. В нее входит политика организации в отношении охраны труда, цели и средства их достижения.
Санитарно-гигиенические мероприятия направлены на снижение уровня воздействия вредных и опасных производственных факторов. К ним относят производственный контроль, лабораторно-инструментальные исследования среды, вакцинацию работников. Главная задача руководства — обеспечить благоприятные условия труда, защитить жизнь и здоровье подчиненных.
Лечебно-профилактические мероприятия включают в себя проведение медосмотров, психиатрических освидетельствований, выдачу молока и т.д.
Реабилитационные мероприятия — комплекс мер, которые проводят для восстановления здоровья и трудоспособности сотрудников, пострадавших в результате несчастного случая или из-за приобретения хронических заболеваний. К реабилитационным мероприятиям относят санаторно-курортное лечение, перевод на легкий труд, возмещение затрат на лечение и т.д. Полный перечень указан в ст. 212 ТК РФ.
Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии
Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.
Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.
Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.
Должностная инструкция специалиста по охране труда
Шпаргалка: как распределить обязанности между специалистами отдела
Работу по охране труда контролирует главный инженер, технический или генеральный директор, в крайнем случае — их заместители. При этом ответственность за работу всех инспекторов несет руководитель службы.
Организация охраны труда с нуля
Разработать систему охраны труда в организации может только опытный специалист, который не один год работает по профессии. Если доверить это дело новичку, не исключены ошибки, которые могут стоить человеческих жизней.
На какие основные законы опираться при разработке системы:
Этапы создания системы охраны труда
Этап 1. Разработка Положения о системе охраны труда и политики. Документ должен включать в себя все разделы из Приказа Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, но текст можно адаптировать.
Фрагмент типового Положения о СУОТ
Этап 2. Оценка профессиональных рисков. Она проводится самим работодателем, специалистами службы охраны труда или сторонними экспертами.
Этап 3. Закупка сертифицированных СИЗ, смывающих средств, специальных машин и прочего. Перечень необходимых средств зависит от специфики организации и установленных негативных факторов.
Этап 4. Составление графика выдачи СИЗ, осмотра и обслуживания машин, планово-предупредительного ремонта. За все работы назначают ответственного путем издания приказа.
Шпаргалка: сколько масок закупать на одного работника в период пандемии коронавируса
Этап 5. Спецоценка на каждом рабочем месте.
Этап 6. Обучение сотрудников и руководителей приемам и методам выполнения работ, проведение инструктажей и стажировок, проверка знаний требований охраны труда и т.д.
Этап 7. Обучение правилам оказания первой помощи.
Обратите внимание! Обучать специалистов и руководителей рекомендуется раз в три года, рядовых работников — раз в год.
Этап 8. Подготовка нормативных актов с требованиями по охране труда.
Этап 9. Контроль над соблюдением требований охраны труда.
Этап 10. Составление отчетов для проверяющих органов.
Шпаргалка: какие отчеты и в какие сроки подавать специалисту по ОТ
Что обязан делать работодатель и отдел ОТ, чтобы обеспечить охрану труда в организации
При выборе мер рекомендуется опираться на Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
В целом руководители совместно со специалистами службы должны придерживаться пунктов ст. 212 ТК РФ, в которой установлены следующие обязанности:
Список мероприятий может пополняться. Если у компании нет финансовых затруднений, охрана труда на предприятии может предполагать проведение дополнительных мероприятий для поддержания здоровья сотрудников. Например, возможна организация санаторно-курортного лечения за счет работодателя, проведение внеочередных обследований в клиниках и т.д.
Какие документы по охране труда подготовить
Все мероприятия по охране труда нужно не только проводить, но и документировать. В противном случае очередной визит инспектора ГИТ обернется разбирательствами и выплатой штрафов. Оптимизация и систематизация документооборота позволит избежать проблем.
Таблица. Охрана труда: документы 2020
Положения | Положение о СУОТ Положение о службе охраны труда Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки Положение об обеспечении работников СИЗ |
Приказы по охране труда | · Приказ о назначении ответственных лиц за охрану труда · Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда · Приказ об утверждении инструкций по охране труда · Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств · Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом · Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки · Приказ об утверждении графика проведения СОУТ · Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда · Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности · Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей |
Журналы | · Журнал регистрации вводного инструктажа · Журнал регистрации НС · Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу · Журнал инструктажа на рабочем месте · Журнал инструктажей по пожарной безопасности |
Программы | · Программа проведения вводного инструктажа по ОТ · Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте · Программа производственного санитарного контроля · Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям · Программа действий по улучшению условий и охраны труда |
Перечни и списки | · Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа · Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам · Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств · Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям · Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности · Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ |
Инструкции | Должностные инструкции для специалистов службы охраны труда Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность |
Прочие документы | Копии сертификатов и деклараций соответствия СИЗ и смывающих средств Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты Важно! Это не исчерпывающий перечень документов по охране труда. Список может пополняться в зависимости от специфики деятельности компании. Ответственность за нарушение охраны трудаОхрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации». За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования. Кандидат экономических наук, специалист в области охраны труда со стажем более 8 лет. Пишу, читаю, практикую, обучаю. Охрана труда. Тесты с ответами1. Что соответствует понятию «Охрана труда» (ТК РФ Статья 209) 1) Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. (+) 2) Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в производственной деятельности с применением организационных и технических средства. 2. Основные направления государственной политики в области охраны труда (ТК РФ Статья 210): 1) Служба охраны труда при содействии профессиональных союзов. 4. Кто несет ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организации (Постановление 1-29 п.1.7)? 6. Что из перечисленного входит в обязанности работодателя при несчастном случае (ТК РФ Статья 228)? 7. В какой последовательности следует оказывать помощь пострадавшему, находящемуся в бессознательном состоянии, если у него прекратились дыхание и сердечная деятельность? (МИ поПП) 8. Что необходимо сделать в первую очередь при поражении человека электрическим током? (МИ поПП) 9. Что является целями трудового законодательства РФ (ТК РФ Статья 1)? 10. Какие из указанных требований по обеспечению безопасности рабочего места относятся к обязанностям работодателя (ТК РФ Статья 212)? 11. Какие виды инструктажей по охране труда должны проводиться в организации? (ГОСТ 12.004-9 п.7)? 12. В какие сроки руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей (Постановление 1-29 п.2.3.1)? 13. Расследованию и учету подлежат несчастные случаи на производстве, которые произошли (ТК РФ Статья 227): 15. Какова последовательность действий при непрямом массаже сердца пострадавшему: (МИ поПП) 16. Какая первая помощь оказывается пострадавшим при обморожении? (МИ поПП) 17. Какие обязанности в области охраны труда возлагаются на работника (ТК РФ Статья 214)? 18. Кто проводит вводный инструктаж по охране труда (Постановление 1-29 п.2.1.2)? 19. В каких случаях проводится внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций (п. 3.3 Постановление 1-29 п.2.1.2)? 20. Кто обязан проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (ст. 225 ТК РФ)? 21. Обязан ли работник компенсировать денежные средства, потраченные работодателем на приобретение средств индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ)? 22. Какую помощь оказывают в случаях обморока (головокружение, тошнота, стеснение в груди, недостаток воздуха, потемнение в глазах)? (МИ поПП) 23. Как оказать первую помощь при артериальном кровотечении у пострадавшего? (МИ поПП) 24. Работодатель обязан обеспечить (ТК РФ Статья 212): 25. Что понимается под вредным производственным фактором (ТК РФ Статья 209)? 26. Кто проводит первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте (Постановление 1-29 п.2.1.3)? 27. В какие сроки должно быть проведено расследование при групповом несчастном случае с тяжелыми последствиями, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом (ТК РФ Статья 229_1)? 28. Кем обеспечиваются приобретение, хранение и уход за средствами индивидуальной защиты (Статья 221 ТК РФ)? 29. Какие меры по оказанию первой помощи пострадавшему необходимо предпринять в случае термических ожогов? (МИ поПП) 30. В чем заключается оказание первой помощи при отравлении человека угарным газом? (МИ поПП) 31. На кого распространяются требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ТК РФ Статья 11)? 32. Что понимается под опасным производственным фактором (ТК РФ Статья 209)? 33. В какие сроки проводится повторный инструктаж с работниками организации (Постановление 1-29 п.2.1.5)? 34. Кто несет ответственность за организацию и своевременное расследование несчастных случаев (ТК РФ Статья 228)? 35. Какое из перечисленных мероприятий при несчастном случае на производстве обязан обеспечить работодатель в первую очередь (Статья 228 ТК РФ)? 36. Как осуществляется подготовка персонала к присвоению I группы по электробезопасности? 37. Каким образом нужно снимать присосавшегося клеща с тела человека? (МИ поПП) 38. Каким образом осуществляется транспортировка пострадавших с повреждением грудной клетки? (МИ поПП) 39. На кого возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации (ТК РФ Статья 212)? 40. Условия труда (ТК РФ Статья 209): 41. Как условно подразделяются условия труда по степени вредности и опасности, исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов (Р 2.2.2006-05 п.4.2)? 42. В какие сроки работники рабочих профессий, принимаемые на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят обучение и проверку знаний требований охраны труда (Постановление 1-29 п.2.2.2)? 43. Что из перечисленного соответствует Положению о расследовании и учете профессиональных заболеваний (Постановление 967 п.2)? 44. Какой срок хранения установлен для акта по форме Н-1 (ТК РФ Статья 230_1)? 45. В каких случаях непрямой массаж сердца считается эффективным? (МИ поПП) 46. В каком радиусе от места касания земли высоковольтным электрическим проводом можно попасть под «шаговое» напряжение? (ПОТ РМ 016-2001 п.1.3.7) 47. Каждый работник имеет право на (ТК РФ Статья 219): 48. Какие работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (ТК РФ Статья 213)? 49. С какой целью проводится аттестация рабочих мест по условиям труда (Приказ 342н п.2)? 50. С какой периодичностью проводится обучение работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим (Постановление 1-29 п. 2.2.4)? 51. Какие обязанности возложены на работодателя при организации расследования и после получения акта о случае профессионального заболевания (Постановление 967 п.19)? 52. Кем утверждается акт о несчастном случае на производстве после завершения расследования (Статья 230 ТК РФ)? 53. Каким образом следует передвигаться в зоне «шагового» напряжения? (МИ поПП) 54. В чем заключается первая помощь пострадавшему при утоплении? (МИ поПП) 55. В каких целях используются результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (Приказ 342н п.3)? 56. Кем проводится проверка теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий (Постановление 1-29 п.3.1)? 57. Обязанности работника в области охраны труда (Статья 214 ТК РФ): 58. Как расследуются несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю (его представителю) или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу (ТК РФ Статья 229_1)? 59. В какие сроки должно быть проведено расследование несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких (ТК РФ Статья 229_1)? 60. Что включает в себя первая помощь при ранениях? (МИ поПП) 61. Что включает в себя понятие «Аттестация рабочих мест по условиям труда» (Статья 209 ТК РФ)? 62. При выполнении каких работ работникам бесплатно выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (ТК РФ Статья 221)? 63. Что входит в задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (125-ФЗ Статья 1)? 64. Кто не включается в состав комиссии по расследованию несчастного случая, в результате которого пострадавший получил повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких (ТК РФ Статья 229)? 66. Как оказать первую медицинскую помощь при химическом ожоге? (МИ поПП) 67. Безопасные условия труда (ТК РФ Статья 209): 69. Кто формирует и утверждает комиссию при групповом несчастном случае с тяжелыми последствиями, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом происшедших при эксплуатации опасных производственных объектов, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Постановление 73 п. 14)? 70. Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация при участии двух человек? 71. При носовом кровотечении у пострадавшего необходимо: (МИ поПП) 72. Какие действия необходимо выполнить при освобождении пострадавшего от действия тока? (МИ поПП)
|