какой барьер общения характеризует неправильное отношение преподавателя к обучающемуся личностный
Барьеры педагогического общения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность барьеров в педагогическом общении и причины их возникновения
Педагогическое общение является важной составляющей педагогического процесса. Для организации эффективного педагогического общения, педагог должен обладать необходимой системой коммуникативных навыков и умений, а также социально-психологической компетенцией. Довольно часто, при организации педагогического общения возникают трудности, которые называют барьерами.
Возникновение барьеров педагогического общения связано в первую очередь с тем, что педагог – это, прежде всего, человек, который как элемент коммуникации обладает определенными психологическими особенностями и внутренними индивидуальностями.
Адекватность восприятия и передачи учебной информации во многом зависит от наличия или отсутствия барьеров в педагогическом общении. В том случае, если имеются барьеры, то передаваемая педагогом информация может быть искажена, потерян ее первоначальный смысл, а в ряде случаев она и вовсе может не дойти до учащихся.
Барьеры педагогического общения – это ряд факторов, которые являются причинами конфликтов в общении или способствуют их возникновению.
По своей природе барьер в педагогическом общении – это своеобразное психологическое препятствие адекватной передачи учебной информации от педагога к детям.
Основными причинами возникновения барьеров в педагогическом общении являются:
Готовые работы на аналогичную тему
Основные виды барьеров педагогического общения
По своей природе барьеры общения принято разделять на два основных вида:
Барьеры педагогического общения имеют психологическую природу. Речь педагога не может быть искажена или не понятна детям, потому что к кандидатуре педагога предъявляются определенные требования и изначально к чистоте речи предъявляются высокие требования.
Принято выделять следующие виды барьеров педагогического общения:
Способы преодоления барьеров в педагогическом общении
Для предупреждения и преодоления барьеров в педагогическом общении необходимо придерживаться следующих правил:
Консультация для педагогов «Барьеры и трудности педагогического общения»
Консультация для педагогов
«Барьеры и трудности педагогического общен ия»
Консультация предназначена для молодых педагогов и педагогов со стажем, которые заботятся о росте своего профессионального мастерства.
Без умения продуктивно общаться невозможно добиться успеха в педагогической деятельности.
Общение – процесс сложный и многогранный.
Б. Д. Парыгин (философ, психолог, доктор философских наук) отмечал «…процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга.
Л. П. Буева (философ, доктор философских наук) рассматривает процесс общения в двух аспектах: как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой индивидуальности в процессе взаимодействия с другими людьми.
А. С. Золотнякова (психолог) понимает «…общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы…»
А. А. Бодалёв (психолог, доктор психологических наук) «…общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».
А. А. Леонтьев (психолог, лингвист, доктор психологических и филологических наук) понимал «… общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен, субъект которого следует рассматривать не изолированно…»
Из этого списка высказываний психологов, философов, педагогов можно выделить основные трактовки общения:
Общение – это вид самостоятельной деятельности человека
Общение – это атрибут других видов деятельности человека
Общение – это взаимодействие субъектов
Мастеров общения, людей, которые в совершенстве владеют этим искусством, встретишь не часто. Чаще всего, имея определённый потенциал коммуникабельности, многие люди достигают своего уровня эффективности профессионального общения. С одной стороны существует много факторов, условий, способов и приёмов позитивного педагогического общения, а с другой стороны – человечеством накоплен огромный опыт проблем, пробелов, трудностей, ошибок, барьеров профессионального общения, это негативное общение.
Барьеры общения
Очень часто бывает так, что установлению контакта между людьми мешают индивидуальные особенности человека. К ним относятся внешние данные человека, его темперамент, характер, отрицательные эмоциональные состояния.
Барьер темпераме нта – это относительная психологическая несовместимость людей. Например, холерики плохо совместимы в общении с меланхоликами, флегматиками и холериками. Нормально они совместимы с сангвиниками. Меланхолики и флегматики нормально совместимы с представителями всех типов темперамента, кроме холериков. Только сангвиники в равной степени совместимы со всеми типами темперамента.
Барьер несовместимости характе ров очень часто возникает между людьми. У каждого из нас есть «слабые места», давить на которые нельзя. Барьер характера возникает и в общении с дисгармоничными личностями. Поведение таких людей (акцентуированные личности) отталкивает партнёров по общению.
Барьеры отрицательных эмо ций препятствуют общению. К ним относят: страх, стыд и вину, гнев, страдание, отвращение, презрение.
Барьер стр аха может возникать у детей как боязнь строгости взрослых, выступления перед группой детей, боязнь наказания взрослых. Этот барьер может снять взрослый.
Барьер стыда и ви ны возникает из-за чувства неловкости за себя или других. Стыд, как правило, охватывает человека при критике или при незаслуженной похвале. Поэтому, когда при расхваливании человека (собеседника) мы видим, как он прячет глаза, краснеет, старается перевести тему разговора, вместо того, чтобы улыбаться, не стоит удивляться. Очень часто стыд приводит к прерыванию отношений. Бывает наоборот, например, когда чувство вины возникает, когда человек перестал получать привычное одобрение. Чувство вины нарушает общение между людьми. Есть люди, страдающие стыдливостью, а есть люди, не поддающиеся стыду (люди, не слышащие критику, которые всегда находят оправдательные мотивы)
Барьер гн ева в общении может возникнуть в результате прерывания какого-либо приятного занятия, неожиданного оскорбления и обиды, в результате того, что нужно совершить какой-то неприемлемый поступок… Поэтому при встрече с разгневанным человеком не стоит испытывать его «запас прочности».
Барьер страдания (го ря) может быть вызван различными событиями в жизни людей. Когда человеку плохо, трудно рассчитывать на его внимание как собеседника, в этой ситуации лучше оставить человека в покое. Иногда у детей страдание приводит к агрессивности, например, разлученные с матерью дети, начинают ломать, кидать, бить игрушки. Это очень тонкий момент, потому что человеку в горе хочется побыть одному, а утешения могут только раздражать. Всё индивидуально.
Барьер отвращения, брезгливо сти возникает как следствие не гигиеничности собеседника (неопрятность, неаккуратность, грязная одежда и обувь, неприятный запах, дурных манер.
Барьер презре ния способствует ограничению общения между людьми. Человек может испытывать презрение к расе человека, национальным особенностям, к чертам характера человека, его «подмоченной репутации». Преодолеть эмоции при встрече с подобным собеседником трудно.
Барьер плохого настрое ния включает в себя перечисленные выше отрицательные эмоции. Идти к детям в плохом настроении не стоит. При общении с людьми в подавленном состоянии нужно стремится отвлечься от нехороших мыслей, переключиться на приятные воспоминания. Общение в плохом настроении всегда односторонне, плохо действует на собеседника, особенно не склонного к сопереживанию.
Барьер противоборствующих жела ний. Очень часто причиной вспыльчивости, обидчивости и т. д. является не воспитание, темперамент, а эмоциональный стресс. Это может стать серьёзным барьером общения. С людьми в таком состоянии следует общаться более терпимо и корректно.
Коммуникативный бар ьер – препятствие при передачи информации между партнёрами по общению. Это барьер непонимания, социо-культурного различия, отношения.
Барьер непонимания может возникнуть из-за невыразительной, быстрой речи, речи с большим количеством слов-паразитов.
Барьер социально-культурных разли чий – это социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые могут привести к разному толкованию понятий.
Барьеры общения – это те многочисленные факторы, которые делают общение неэффективным, а взаимодействие между людьми нерезультативным. Это очень часто служит причиной конфликтов или способствуют им.
Трудные для общения люди
Каждый из нас, исходя из собственного опыта, имеет представление о трудных людях. Но помимо наших представлений существуют определённые типы людей, признанные людьми, которые сталкиваются с разными людьми в силу своих профессиональных интересов (психологи, педагоги, консультанты, врачи) Знание типичных черт сложных людей облегчает общение с ними.
Выделяют следующие типы трудных в общении людей:
Агрессиви сты – это люди, которые задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают.
Жалобщ ики – это люди, у которых всегда найдётся на что-нибудь пожаловаться. Обычно они ничего не делают для решения проблемы, не хотят или не могут взять на себя ответственность.
Молч уны – люди, которые спокойны и немногословны, не понятно о чём они думают и чего хотят.
Сверхпокладис тые – люди, которые не могут сказать «нет», говорят «да», но на самом деле их слова расходятся с делом, на таких людей нельзя положиться.
Вечные пессими сты – люди, которые всегда говорят «нет», сказав «да», испытывают чувство беспокойства. Они считают, что из задуманного ничего не получится, во всём видят неудачу.
Всезна йки – люди,которые считают, что знают всё на свете и больше, чем другие. Считают себя выше других. Чтобы достичь цели, расталкивают всех на своём пути. На самом деле часто ошибаются, потому что «играют роль».
Нерешитель ные – люди, которые боятся принимать то или иное решение, чтобы не ошибиться. Могут долгое время откладывать решение, пока кто-нибудь за них его не решит, либо оно отпадёт само собой.
Максимали сты – люди, которые хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости.
Скрыт ные – люди, которые всё держат в себе, не говорят о своих чувствах, переживаниях, но неожиданно могут наброситься на вас в тот, момент, когда вы думаете, что всё идёт прекрасно.
Невинные лг уны – люди, которые много врут, поэтому трудно понять, во что верить, а во что нет.
Ложные альтруи сты – люди, которые, как вам кажется делают вам добро, но на самом деле об этом сожалеют. Это проявляется, например, когда от вас требуют подаренного, компенсации…
Общаясь с трудными людьми, старайтесь осознать, что человек труден в общении и определить к какому типу людей он относится. Старайтесь не попадать под влияние этого человека, его точки зрения, сохраняйте спокойствие. Старайтесь использовать совместный подход к разрешению конфликта (если таковой имеет место быть).
Поведение с трудными людьми различных типов
В общении с трудными людьми старайтесь сохранять гибкость, индивидуальный подход, учитывая его нужды и интересы, а также собственные приоритеты в сложившейся ситуации.
Тип «Паровой кат ок». Эти люди убеждены в своей силе и правоте, хотят, чтобы об этом все знали и уступали им во всём. Для таких людей подрыв имиджа – катастрофа. Уступите этому человеку в малом, чтобы его успокоить. С другой стороны можно дать этому человеку «спустить пар», а потом спокойно и уверенно высказать ему свою точку зрения, при этом, не ставя под сомнение его правоту. Иначе – враждебная реакция.
Тип «Скрытый агрессор». Эти люди не обладают смелостью, чтобы действовать открыто. Они причиняют людям неприятности с помощью скрытых махинаций. Если нет возможности уклониться, то нужно выявить конкретный факт причинения зла и выявить скрытые причины. Если вы приведёте несколько разоблачительных примеров, то человек поймёт, что маска с него сорвана. А значит «скрытый агрессор» либо прекратит нападки, либо открыто их признает.
Тип «Жалобщик». Существует два вида трудных в общении людей: реалистические жалобщики и параноидные (жалуются на воображаемые обстоятельства). Эти люди обвиняют всех и вся во всех грехах. Нужно выслушать жалобщика, не зависимо от того прав он или нет, потому что он очень желает быть услышанным. Эти люди думают, что никто их не хочет слушать или относятся к их словам несерьёзно. А, выслушав такого человека, вы возвращаете ему ощущение собственной значимости. Если человек начинает повторяться, что характерно для жалобщиков, можно спокойно и уважительно прервать его, переведя разговор на другую тему. Если же жалоба необоснованна, не соглашайтесь, а дайте понять, что вы поняли услышанное и займите нейтральную позицию.
Тип «Молч ун». Это скрытые люди, замкнутые. Они считают, что их мнение не принимают во внимание, они ненароком могут обидеть или оскорбить чувства других людей. Очень важно оценить, поддержать и признать таких людей.
Тип «Сверхпокладис тый». На первый взгляд в общении такие люди кажутся приятными во всех отношениях. Создаётся впечатление, что эти люди уступчивы, готовы помочь, на них можно положиться. Но как оказывается слова у них расходятся с делом. При общении с таким человеком стоит показать ему, что вы хотите правдивости с его стороны.
Тип «Почему чка». Эти люди очень много задают вопросов, спрашивают все и вся. С таким собеседником нужно все вопросы переадресовывать ему самому, признавая его правоту. На вопросы информативного характера следует отвечать сразу.
Многочисленные проблемы педагогического общения, изложенные выше, не исключают возможности овладения эффективным профессиональным общением как обязательным элементом педагогического мастерства.
У каждого из нас есть свой путь овладения успешным педагогическим общением!
Литерату ра
Е. В. Руденский «социальная психология». – М. :ИНФРА-М; Новосибирск:НГАЭиУ, 1998
Л. П. Буева «Человек: Деятельность и общение». – М. : Мысль, 1978
А. С. Золотнякова «Проблемы психологии общения». – Ростов-на-Дону: Рост. ун-та, 1976
А. А. Леонтьев «Психология общения». – Тарту: Тарт. ун-та, 1974
Б. Д. Парыгин «Основы социально-психологической теории». – М. : Мысль, 1971
Под ред. А. А. Бодалёва «Психология межличностного познания». – М. : Педагогика, 1981
А. Д. Ганюшкин, О. С. Никитина «Барьеры и трудности педагогического общения». – Смоленск: СГУ, 1997
А. В. Добрович «Воспитателю о психологии и психогигиене общения». М. : «Просвещение», 1987
Р. С. Немов «Психология». – М. :»Просвещение», «Владос», 1998
Н. И. Шевандрин «Социальная психология образования». – М. : «Просвещение», «Владос», 1995
И. М. Юсупов «Психология взаимопонимания». – Казань, 1991
«Радость общения с красотой». консультация для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с миром природы «Радость общения с красотой» консультация для педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с миром природы Природа своим разнообразием,красочностью.
Консультация для педагогов «О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие ребенка» Консультация для педагогов «О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие ребенка» Увеличение времени, отводимого на.
Лекция с элементами тренинга для педагогов на тему: «Аспекты педагогического общения воспитателя с детьми» Цель: познакомить с понятием «педагогическое общение». Раскрыть основные аспекты педагогического общения воспитателя с детьми: функции,.
Памятка для педагогов «Правила общения педагога с родителями» Взаимодействие педагога с родителями воспитанников является одной из актуальных проблем. Наибольшими затруднениями для педагогов является.
Практикум «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального выгорания педагогов» 1. Вводная часть. Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас сегодня на нашей встрече, которая пройдет в форме семинара-практикума.
Тренинг общения для педагогов Друг за друга мы горой. Тренинг общения для педагоговЦель:Сплочение педагогического коллектива Задачи: Совершенствование навыков коммуникации.
Тренинг по культуре педагогического общения Групповое развивающее занятие для педагогов «Культура педагогического общения» Задачи: • Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование.
Занятие-тренинг для педагогов ДОУ «Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста» Ход тренинга «Я пришел из детства, как из страны.» А. де Сент-Экзюпери Упражнение – активатор 1. «Мистер почтальон». Наверняка в вашей.
Барьеры педагогического общения и способы их устранения
Затруднения в педагогическом общении или трудности взаимодействия между преподавателем и студентами (или между студентами внутри группы), причины их возникновения являются предметом исследования в работах И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой и др. Затруднения в общении – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации целей вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания сообщения или самого партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. Затруднения проявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения (А.К. Маркова).
Актуальность проблемы затруднений (барьеров) в общении обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений «человек – человек». Очевидно, что в образовательной сфере невозможно эффективное осуществление деятельности преподавателя и студентов при затрудненных взаимоотношениях. Разработка и решение проблемы «барьеров» имеет практическое значение для повышения эффективности их общения и совместной деятельности.
Барьер общения – это явление субъективной природы, возникающее в объективно сложившейся ситуации, сигналом появления которого являются острые отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, и препятствующее процессу взаимодействия.
Барьеры – это препятствия, мешающие эффективному общению.
В начале педагогической деятельности у молодого преподавателя бывает боязнь аудитории (психологический барьер).
Она снимается психологической настройкой, переключением внимания на интерес к предстоящему занятию (общению), мысленным воспроизведением плана занятия, волевым усилием. Среди прочих помех общения – физический барьер, т.е. дистанция, с помощью которой преподаватель удаляет себя от студентов, «закрывает себя», пытаясь «спрятаться» за кафедру, за стол или в угол. Выход один – демонстрация доверия, работа в открытой позиции.
Л.А. Поварницыной были выделены шесть групп трудностей общения студентов. Это трудности:
1) связанные с неумением студентов вести себя и незнанием того, что и как сказать;
2) вызванные непониманием партнера;
Общение и коммуникативные барьеры
3) вызванные тем, что говорящего не понимает и не принимает партнер общения;
4) обусловленные чувством смущения, неловкости, неуверенности, испытываемым говорящим;
5) связанные с переживанием неудовольствия, раздражения по отношению к партнеру;
6) вызванные общей неудовлетворенностью человека общением.
Барьеры в педагогическом общении могут возникнуть из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения. Гегель однажды заметил «…только один из моих учеников меня понял, да и тот, к сожалению, понял меня неверно». Коммуникативные барьеры могут возникать также вследствие психологических особенностей партнеров, например: из-за чрезмерной открытости одного из них, скрытности другого, напористости одного, чрезмерной интеллигентности другого и т.д.
Причиной непонимания одного человека другим могут быть религиозные, образовательные и другие различия.
Различают также следующие виды барьеров.
Логические барьеры. Взаимодействуя друг с другом, преподаватель и студенты не всегда находят общий язык из-за логического барьера.
Каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения. Кроме того, одни и те же слова в той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл: например, слово «команда» – это и команда-распоряжение, и спортивная группа, и группа единомышленников. Смысл, таким образом, всегда индивидуально-личностен. Он рождается в сознании говорящего, но не всегда понятен партнеру. Сама мысль зарождается от различных потребностей человека,
связанных с влечениями, побуждениями, эмоциями и т.д. Поэтому за каждой мыслью стоит мотив – то, ради чего мы говорим.
Одной из причин возникновения барьеров в общении могут явиться особенности этнического сознания, языка, культуры, поведения представителей разных национальностей. Каждый субъект общения как носитель определенного менталитета взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, мироощущением, присущими народу, представителем которого он является. Например, в ситуации общения поведение партнеров, правило этикета, их взаимоотношение, невербальные средства у представителей разных народов проявляются по-разному.
Возрастной барьер. Известно, что возраст человека, в том числе преподавателя или студента, накладывает свой отпечаток на его психику, включая психическое состояние, психические процессы и свойства личности. Эти психические составляющие обязательно проявляются в общении людей, в их совместной деятельности. В настоящее время возрастные особенности преподавателей и студентов ярко проявляются в их отношениях к политике и рыночной экономике, к ценностям общества, вопросам морали, современному искусству и т.д. При общении со студентами преподавателям нужно учесть, что нынешняя молодежь росла и живет не в условиях прежнего строя (социализма), а при капитализме (хотя рыночная экономика и соответствующие его общественные отношения оставляют желать лучшего).
Однако следует заметить наличие конформизма в сознании и поведении современной молодежи, в том числе и студенческой, в отношении к западному образу жизни (особенно к американскому), к экономике, искусству Запада.
Статусно-ролевой барьер. Понятие «статус» в социальной психологии означает положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Социальный (статусный) барьер создается за счет разного социального статуса (общественного положения) преподавателя и студента.
Некоторые преподаватели склонны подчеркивать свое социальное превосходство. Естественно, такая позиция преподавателя по отношению к учащимся, кроме неуважения к себе (а то и презрения), никаких положительных чувств не вызывает.
Для преодоления статусного барьера целесообразно, чтобы преподаватель общался со студентами на равных, как старший коллега (а не как начальник), призванный не командовать, а сотрудничать, совместно решать учебные (или научные) задачи, искать и находить ответы на проблемные вопросы, исследовать изучаемые явления, процессы. При взаимодействии со студентами преподаватель не должен оказывать на них психическое давление, опираясь на свой статус, должность, ученое звание, приоритет и т.д. Педагогическое сотрудничество в ситуации общения и межличностных отношений преподавателей и студентов предполагает их равенство как равноправных участников педагогического процесса. Подлинный авторитет преподавателя среди студентов зависит не от его общественного положения (статуса), а от его личностных качеств (педагогического такта, уровня научной квалификации, педагогического мастерства, культуры и т.д.).
Одной из причин затруднений в педагогическом общении могут стать индивидуально-психологические особенности преподавателя и студентов. Среди этих особенностей наибольшее влияние на успешность общения или затруднения оказывают коммуникативность, темперамент (эмоциональная устойчивость, импульсивность, экстра- или интровертированность), черты характера и другие свойства личности. Например, причиной конфликта преподавателей со студентами могут стать его неуравновешенный характер, излишняя эмоциональность, повышенная требовательность, критическое отношение к молодежи, педантизм, скептицизм (а в некоторых случаях, к сожалению, высокомерие, равнодушие, грубость, жестокость преподавателя).
На практике в ситуации общения преподавателей и студентов может проявиться также акцентуация их характера.
Акцентуация характера – это чрезмерная выраженность отдельных черт личности (К. Леонгард, А.Е. Личко).
В настоящее время выделены 13 типов акцентуации черт характера, особенности которых раскрыты в.
Барьеры в педагогическом общении возникают также из-за трудностей в планировании и организации образовательного процесса молодыми преподавателями, из-за недостаточности у них необходимой педагогической компетентности. Сюда относятся: боязнь аудитории, трудности в постановке и решении педагогических задач, в сочетании репродуктивных и продуктивных (творческих) методов обучения; несовпадение установок (готовности к совместной деятельности и общению) преподавателя и студентов; неадекватность методов и средств содержанию обучения и исходному уровню подготовленности обучающихся; неумение преподавателя корректировать собственные действия и недостаточность его рефлексивного сознания и поведения.
На эффективность общения преподавателей и студентов в образовательном процессе в решающей степени влияют их межличностные отношения (симпатии или антипатии, принятие или непринятие, понимание партнера или наоборот).
Положительные межличностные отношения усиливают эффективность совместной деятельности, а отрицательные становятся причиной затруднения в общении.
Следовательно, необходимо установление нормальных взаимоотношений со студентами (благоприятность психологического климата в каждой студенческой группе).
Семантический барьер. Он возникает при вербальной форме общения (устной и письменной речи).
(Семантика – наука, изучающая способ использования слов и значений, передаваемых словами.) Одной из причин появления смысловых барьеров являются пробелы в знаниях учащихся (незнание терминов, непонимание вследствие этого объяснений и аргументации преподавателя).
Другой распространенной причиной является расхождение между реальными требованиями преподавателя и теми представлениями об этих требованиях, которые складываются у обучаемого. Особенно часто недоразумения случаются тогда, когда преподаватель предъявляет свои требования в чрезмерно обобщенной, неконкретной форме.
Смысловой барьер. Он возникает при общении обучающего и обучаемых, как правило, из-за того, что партнеры неправильно интерпретируют поведение друг друга, не понимают его мотивов, имеют искаженное представление о целях. Непонимание преподавателем личностного своеобразия каждого отдельного учащегося со временем может вылиться не только в потерю контакта между ними, но и перерасти в открытый конфликт.
Смысловой барьер возникает также из-за несоблюдения социальной дистанции между преподавателем и обучаемым (чрезмерная отчужденность или, наоборот, излишняя фамильярность в общении).
Однако главной его причиной является нарушение преподавателем общепсихологических законов общения, в частности законов педагогического такта, диктующего уважение и доверие к учащимся.
На возникновение описанных недочетов учебного диалога заметно влияет ситуация общения. Как правило, ситуация дефицита времени, экзаменационный стресс и т.д. ухудшают взаимопонимание партнеров.
Невербальные барьеры. Невербальная форма общения – это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений и т.д. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников общения. Ею сложно манипулировать и трудно скрывать в любой форме межличностного общения.
К невербальным барьерам общения относят:
• визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног и др., поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция);
• акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и т.д.);
• тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания и др.).
Плохое слушание (неумение слушать). Эффективное общение возможно, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая информацию. Эффективное слушание является важнейшим качеством любого человека и в особенности участников образовательного процесса. Правила эффективного слушания:
Какие связи не относятся к связям форм развития: физические
• перестаньте говорить, поскольку невозможно слушать разговаривая;
• помогите говорящему раскрепоститься;
• покажите готовность слушать;
• устраните раздражающие моменты;
• сдерживайте свой характер, рассерженный человек придает неверный смысл словам;
• не допускайте спора или критики;
Некачественная обратная связь. Как было отмечено выше, обратная связь в общении означает реакцию партнера на ту или иную информацию. Ограничителем эффективности межличностного общения может быть отсутствие обратной связи. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить адекватность (правильность) восприятия вашего сообщения.
В образовательном процессе, представляющем собой разнообразные формы общения преподавателя и студентов, обратная связь – это информация о результате педагогического воздействия, т.е. о том, насколько студенты усвоили учебный материал, каковы их отношения к изученным вопросам и к самому преподавателю.
При лекционной форме обучения (монолог преподавателя) трудно судить о реакции студентов (об их внимании, восприятии, понимании, интересе и т.д.).
Эффективность педагогического общения возрастает при групповой форме обучения (семинарные, практические занятия) или при индивидуальной работе со студентами, где реализуется обратная связь.