капитан сорокин ледокол форма носа
Как это устроено: ледокол «Капитан Сорокин» | Фестиваль ледоколов. Фоторепортаж
Почти 40 лет назад, 14 июля 1977 года, на ледоколе «Капитан Сорокин» был поднят государственный флаг. Несмотря на длительный срок эксплуатации, он продолжает успешно выполнять возложенные на него задачи. И, как заверяет капитан ледокола А.И. Черепанов, готов служить еще долго. В рамках III Фестиваля ледоколов в Санкт-Петербурге фотокорреспондент Sudostroenie.info узнал, как устроено ледокольное судно изнутри.
На центральный пульт управления поступает огромное количество информации. Любая операция, произведенная на капитанском мостике, проходит через ЦПУ. В системе работает два компьютера, оснащенных более чем 700 датчиками различной степени сигнала. Пример такой сигнализации — появление воды в одном из отделений судна.
Главные двигатели ледокола работают со времени постройки судна, вспомогательные были заменены в 1999 г.
Дизель-электрический ледокол «Капитан Сорокин», головной в серии из четырех ледоколов одноименного класса, построен на финской верфи «Вяртсиля» (ныне Arctech Helsinki Shipyard) по заказу СССР. Представляет собой 2-палубное линейное судно с ледокольным носом и вертолетной площадкой, оборудованной в кормовой части, а также палубной надстройкой и машинным отделением — в центре.
Судно названо в честь Почетного полярника, генерал-директора Северного морского пути 3 ранга Михаила Яковлевича Сорокина, в прошлом штурманского офицера на крейсере «Аврора», капитана ледоколов «Ермак», «Красин», «Сибиряков».
Важной вехой в жизни судна стал период навигации 1978 г. Тогда ледокол первым в истории ледокольного плавания судов по Северному морскому пути совершил ледовую проводку из порта Мурманск в Дудинский порт Норильского горно-металлургического комбината дизель-электрохода «Павел Пономарев». Экспериментальный первомайский рейс был начат атомным ледоколом «Сибирь», путь которого остановило мелководье, но продолжен «Капитаном Сорокиным», сумевшим преодолеть льды Енисейского фарватера. Так, было положено начало круглогодичной навигации судов в устьях арктических рек по трассам СМП.
В 2012 году усовершенствования коснулись навигационного оборудования судна. Установленная версия электронно-картографической навигационной информационной системы «Navi-Sailor 4000» автоматизировала процесс судовождения, а её модуль позволил получать ледовые карты Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Сегодня судно полностью оснащено необходимым комплексом радио-навигационного оборудования.
«В отношении работы «Сорокин» не устарел. Последние изменения корпус судна претерпел в 2007 г., вспомогательные двигатели обновлены, мощности своей он не потерял. В будущем году ему исполнится 40 лет, и он еще может и будет работать», — заключил Черепанов.
Дизель-электрический ледокол «Капитан Сорокин» — назначение и характеристики
Судно предназначено для самостоятельной ледокольной проводки судов, буксировки судов и прочих плавучих сооружений во льдах и на чистой воде, для тушения пожаров на плавучих объектах, а также для оказания помощи судам в случае их бедствия.
Длина — 141,1 м
Высота — 56,5 м
Ширина — 31,1 м
Осадка — 8,5 м
Водоизмещение (полное) — 17280 т
Автономность — 27,5 суток
Скорость хода на чистой воде — 18 узлов
Ледопроходимость — 1 м
Капитан Сорокин
Проект: | 1101 (Финляндия), тип Капитан Сорокин |
Место постройки: | Wärtsilän Hietalahden Telakka OY |
Строительный №: | 411 |
Заложено: | 05.12.1975 |
Спущено на воду: | 10.12.1976 |
Построено: | 14.07.1977 |
Приписка: | Санкт-Петербург |
Владелец: | ФГУП Росморпорт |
IMO: | 7413488 |
Регистрация: | РМРС |
Регистровый №: | 750951 |
Формула класса: | KM(*) LL3[2] AUT2 special purpose ship |
Позывной: | UENQ |
MMSI: | 273136100 |
Текущее состояние: | Эксплуатируется |
Примечание: | Северо-Западный бассейновый филиал |
Назван в честь полярного капитана М.Я. Сорокина (1879-1955). В конце 90-х прошел переоборудование на верфи в Германии с изменением формы носа. |
Балтийское море, Финский залив
Санкт-Петербург, Кронштадт
Кронштадтский морской завод
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Морской канал
Санкт-Петербург
Большой порт Санкт-Петербург, Угольная Гавань, 84 причал
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Морской канал
Санкт-Петербург
Большой порт Санкт-Петербург, Угольная Гавань, 84 причал
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Угольная гавань
Санкт-Петербург
Большой порт Санкт-Петербург
Мурманск · Проект 21900М, тип Владивосток, Санкт-Петербург
Ермак · Проект P-1039 (Финляндия), тип Ермак, Санкт-Петербург
Владивосток · Проект 21900М, тип Владивосток, Санкт-Петербург
Капитан Николаев · Проект 1101 (Финляндия), тип Капитан Сорокин, Санкт-Петербург
Москва · Проект 21900, тип Москва, Санкт-Петербург
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Угольная гавань
Санкт-Петербург, Турухтанные острова
Стоянка ледоколов
Река Большая Нева
Санкт-Петербург
Пассажирский терминал «Набережная Лейтенанта Шмидта»
Река Большая Нева
Санкт-Петербург
Пассажирский терминал «Набережная Лейтенанта Шмидта»
Фото из собрания Бородулин И.В.
Автор: Бородулин И.В.
Река Большая Нева
Санкт-Петербург, Васильевский остров
Пассажирский терминал «Набережная Лейтенанта Шмидта»
Автор: Бородулин И.В.
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Угольная гавань
Санкт-Петербург, Турухтанные острова, Лесной мол
Большой порт Санкт-Петербург, 4-й район
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Морской канал
Санкт-Петербург, Гутуевский остров, Южная дамба
Большой порт Санкт-Петербург, 2-й район
Автор: Бородулин И.В.
Меркурий · Тип Труженик / Стивидор / Тигрис / Лачплесис / Сымери, проект 134Е, тип Сымери, Санкт-Петербург
Омский-141 · Тип Омский, проект 17431, Санкт-Петербург
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Морской канал
Санкт-Петербург, Гутуевский остров, Южная дамба
Большой порт Санкт-Петербург, 2-й район
Автор: Бородулин И.В.
Меркурий · Тип Труженик / Стивидор / Тигрис / Лачплесис / Сымери, проект 134Е, тип Сымери, Санкт-Петербург
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Морской канал
Санкт-Петербург, Гутуевский остров, Южная дамба
Большой порт Санкт-Петербург, 2-й район
Автор: Бородулин И.В.
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Угольная гавань
Санкт-Петербург
Стоянка ледоколов
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Угольная гавань
Санкт-Петербург, Турухтанные острова
Большой порт Санкт-Петербург
Балтийское море, Финский залив
Санкт-Петербург, Кронштадт
Санкт-Петербургский приёмный буй
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Морской канал
Санкт-Петербург, Гутуевский остров, Южная дамба
Большой порт Санкт-Петербург, 2-й район
Балтийское море, Финский залив, Невская губа
Санкт-Петербург, Кронштадт
Чумной форт (Александр)
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Лесная гавань
Санкт-Петербург, Гутуевский остров, Южная дамба
Большой порт Санкт-Петербург, 2-й район
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Лесная гавань
Санкт-Петербург, Гутуевский остров, Южная дамба
Большой порт Санкт-Петербург, 2-й район
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Морской канал
Санкт-Петербург, Гутуевский остров, Южная дамба
Большой порт Санкт-Петербург, 2-й район
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Лесная гавань
Санкт-Петербург, Гутуевский остров, Южная дамба
Большой порт Санкт-Петербург, 2-й район
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Лесная гавань
Санкт-Петербург, Гутуевский остров, Южная дамба
Большой порт Санкт-Петербург, 2-й район
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Лесная гавань
Санкт-Петербург, Гутуевский остров, Южная дамба
Большой порт Санкт-Петербург, 2-й район
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Морской канал
Санкт-Петербург, Гутуевский остров, Южная дамба
Большой порт Санкт-Петербург, 2-й район
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Лесная гавань
Санкт-Петербург, Гутуевский остров, Южная дамба
Большой порт Санкт-Петербург, 2-й район
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Лесная гавань
Санкт-Петербург, Гутуевский остров, Южная дамба
Большой порт Санкт-Петербург, 2-й район
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Морской канал, Лесная гавань
Санкт-Петербург, Гутуевский остров, Южная дамба
Большой порт Санкт-Петербург, 2-й район
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Морской канал
Санкт-Петербург
Автор: Иван Бородулин
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Морской канал
Санкт-Петербург, Турухтанные острова, Нефтяная пристань
Большой порт Санкт-Петербург, 4-й район
Автор: Иван Бородулин
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Угольная гавань
Санкт-Петербург, Турухтанные острова
Большой порт Санкт-Петербург, 4-й район
Автор: Иван Бородулин
Argo · Проект Damen Shaolbuster 3312, Горинхем
Река Большая Нева
Санкт-Петербург, Васильевский остров
Пассажирский терминал «Набережная Лейтенанта Шмидта»
Argo · Проект Damen Shaolbuster 3312, Горинхем
Река Большая Нева
Санкт-Петербург, Васильевский остров
Пассажирский терминал «Набережная Лейтенанта Шмидта»
Река Большая Нева
Санкт-Петербург, Васильевский остров
Пассажирский терминал «Набережная Лейтенанта Шмидта»
Река Большая Нева
Санкт-Петербург, Васильевский остров
Пассажирский терминал «Набережная Лейтенанта Шмидта»
Река Большая Нева
Санкт-Петербург
Пассажирский терминал «Набережная Лейтенанта Шмидта»
Река Большая Нева
Санкт-Петербург
Пассажирский терминал «Набережная Лейтенанта Шмидта»
Река Большая Нева
Санкт-Петербург
Пассажирский терминал «Набережная Лейтенанта Шмидта»
Река Нева
Санкт-Петербург, Васильевский остров
Пассажирский терминал «Набережная Лейтенанта Шмидта»
Река Нева
Санкт-Петербург, Васильевский остров
Пассажирский терминал «Набережная Лейтенанта Шмидта»
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Морской канал, Гутуевский остров
Санкт-Петербург
Большой порт Санкт-Петербург
Балтийское море, Финский залив
Балтийское море, Финский залив
(вне водоёма)
Санкт-Петербург, Канонерский остров
Канонерский судоремонтный завод
25 августа 2011 г.
Автор: wh66
Док №5 · Проект Мосор / Mosor, тип Грузоподъемность 35600 т, Санкт-Петербург
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Новая Канонерская гавань
Санкт-Петербург, Канонерский остров
Канонерский судоремонтный завод
«Капитан Сорокин» в Доке №5 Канонерского судоремонтного завода
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Новая Канонерская гавань
Санкт-Петербург, Канонерский остров
Канонерский судоремонтный завод
Док №5 · Проект Мосор / Mosor, тип Грузоподъемность 35600 т, Санкт-Петербург
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Новая Канонерская гавань
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург, Новая Канонерская гавань
Постановка в док №5 ледокола «Капитан Сорокин»
Балтийское море, Финский залив
Балтийское море, Финский залив, Невская губа
Санкт-Петербург, Васильевский остров
Автор: Бородулин И.В.
Baltiyskiy-201 · Тип Балтийский, проект 16290 / DCV10, Валлетта
Балтийское море, Финский залив
22 февраля 2007 г.
Автор: Bull
Сестрорецк · Проект 90600, Санкт-Петербург
Уран · Тип Труженик / Стивидор / Тигрис / Лачплесис / Сымери, проект 134Е, тип Сымери, Санкт-Петербург
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Морской канал, Лесная гавань
Санкт-Петербург, Гутуевский остров, Южная дамба
Большой порт Санкт-Петербург, 2-й район
Автор: Бородулин И.В.
Балтийское море, Финский залив, Невская губа, Морской канал, Лесная гавань
Санкт-Петербург, Гутуевский остров, Южная дамба
Большой порт Санкт-Петербург, 2-й район
Фото из собрания Лемачко Б.В.
Приписка: | Санкт-Петербург |
Владелец: | ФГУП Росморпорт |
Формула класса: | KM(*) LL3[2] AUT2 special purpose ship |
MMSI: | 273136100 |
Примечание: | Северо-Западный бассейновый филиал |
30 июля 1997 г. | ↑ |
Приписка: | Мурманск |
Владелец и оператор: | ОАО «Мурманское морское пароходство» |
Показать все данныеПоказать только изменения |
Владелец и оператор: | ОАО «Мурманское морское пароходство» |
↑ | |
Владелец и оператор: | Мурманское морское пароходство ММФ СССР |
Показать все данныеПоказать только изменения |
Приписка: | Мурманск |
Регистрация: | РМРС |
Регистровый №: | 750951 |
↑ | |
Приписка: | Мурманск |
Показать все данныеПоказать только изменения |
Река Енисей
Красноярский край, Дудинка
Порт Дудинка
Альбом «Таймыр» 1990 год.
Трехметровый Енисейский лёд-не преграда мощным речным, специально спроектированным
и построенным для проводки транспортных судов ледоколам..
«Капитан Сорокин» и другие ледоколы покорили петербуржцев
В Петербурге проходит ежегодный и единственный в мире фестиваль ледоколов. На набережных Невы пришвартовались шесть судов. В любое из них можно зайти. Корреспондент телеканала «МИР 24» Нахид Бабаев выбрал для экскурсии ледокол «Капитан Сорокин».
Тимофею и Вячеславу шесть и восемь лет. Но о ледоколах они уже знают, кажется, все. При виде этих гигантов братья не восторгаются: «Какие же они большие!» Для ребят главное другое.
«Мне нравится, что некоторые ледоколы спасали экспедиции», – говорит Тимофей.
«Капитан Сорокин» может автономно находиться в плавании больше месяца, его водоизмещение – почти 17 тысяч тонн. Но братья его любят за форму носа. Она заметно отличается от остальных судов. Исключительно из практических соображений.
«Такую конфигурацию придумали немецкие инженеры. Они ее нам и сделали. Отрезали наш нормальный нос, и сделали «лопату». Значительную часть льда ледокол загоняет за кромки, и по карме получается довольно чистый канал», – рассказывает второй помощник капитана ледокола «Капитан Сорокин» Алексей Задвидский.
В праздник для гостей открыты все двери. Можно заглянуть в капитанскую рубку и трюмы. А каюта главного механика состоит из кухни, душевой, спальни, рабочего кабинета. Настоящая квартира.
«Площадь моей каюты 72 квадратных метра: больше, чем у меня дома, где 66 квадратных метров», – говорит главный механик ледокола «Капитан Сорокин» Владимир Косырев.
Фестиваль – уникальный шанс попасть в сердце судна, машинное отделение. «Капитан Сорокин» – дизель-электрический ледокол. Общая мощность – 25 тысяч лошадиных сил. Проходимость – больше метра. И это только по официальным данным.
«Гидролог летал, посмотрел между островами Малый и Сескар. Вот там, говорит, ровный лед, давайте попробуем. Идем, идем, но что-то не очень. Время было, остановились, трап спустили, пошли, померили: 1,4 метра. В документах написано метр, а я вам говорю, что сам колол 1,4 метра», – говорит Алексей Задвидский.
У России самый мощный ледокольный флот в мире. На фестивале представили только шесть судов – от самых больших до самых маленьких, речных. Разместить больше на гранитных набережных Невы проблематично.